Условия организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    58,56 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Условия организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях

1.1 Формирование движений детей дошкольного возраста

.2 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника

1.2.1 Оздоровительное значение лыжных занятий

.2.2 Воспитательное значение лыжных занятий

1.3 Этапы лыжной подготовки

.4 Подбор инвентаря для занятий по лыжной подготовке

Глава 2 Методы и организация исследования

2.1 Задачи исследования

2.2 Методы исследования

Глава 3 Методические рекомендации по организации лыжной подготовки в дошкольном учреждении

Выводы

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Физическое воспитание в детском саду в значительной степени обеспечивается различными видами физических упражнений. Среди них большое место, по мнению М.П. Голощекиной (1977), занимают и спортивные упражнения: ходьба на лыжах, катание на коньках и санках и др. При рациональном обучении дети сравнительно легко овладевают основами техники этих движений. В детстве имеются наилучшие возможности к усвоению новых двигательных навыков благодаря легкости образования условно-рефлекторных связей у детей, находящихся в прямой зависимости от высокой пластичности функций центральной нервной системы. Чем раньше научение, тем лучше сформируется у ребенка движение, тем прочнее будут навыки в нем. Поэтому-то и нужно начинать обучение детей естественным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, плаванию, ходьбе на лыжах и т. п.) с дошкольного возраста.

Наиболее существенными особенностями спортивных видов физических упражнений являются: комплексный характер их воздействия на организм ребенка: одновременно развиваются и совершенствуются двигательные навыки; двигательные качества и функции организма, а также большая эмоциональная двигательная деятельность. Быстрое передвижение на свежем морозном воздухе укрепляет здоровье, закаляет организм, развивает быстроту, силу, ловкость, выносливость, помогает выработать хорошую согласованность движений. Коньки и лыжи, по мнению Т.И. Осокиной (1979) принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движением ходьбы и бега. Этим и объясняется лёгкость освоения данных упражнений, доступность их для лиц, как с разной физической подготовкой, так и для занятий с детьми дошкольного возраста их большое оздоровительное воздействие. Кроме оздоровительного, эти физические упражнения имеют большое воспитательное значение.

Ходьба на лыжах включена во все основные программы дошкольного воспитания. Она доступна и интересна детям. Однако практически это спортивное упражнение не используется в дошкольных учреждениях, в связи с организационными и методическими трудностями. Так в начальной школе лыжная подготовка заменена на подвижные игры, в средних и старших классах лыжная подготовка, заменена на кроссовую подготовку (основание: письмо Мин. образования РФ № 1355/11 «О занятиях физической культурой в зимнее время»).

Среди многочисленных средств физкультурно-оздоровительной деятельности территориально-климатические условия России создают уникальные возможности для использования лыж и через них целого комплекса целительно-оздоровительных естественных природных факторов.

В связи с этим становиться актуальным - разработка рекомендаций для руководителей физического воспитания и воспитателей по организации занятий по лыжной подготовке в дошкольных учреждениях, что является актуальным в современных условиях.

Гипотеза исследования предполагается, что анализ проблем организации лыжной подготовки в дошкольный образовательных учреждениях, позволит разработать методические рекомендации руководителям физического воспитания для облегчения организации таких занятий.

Объектом исследования - является лыжная подготовка детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности организации занятий по лыжной подготовке с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования - выявить условия организации лыжной подготовки с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

1.       Проанализировать проблемы организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении.

2.       Выявить особенности развития двигательных функции детей дошкольного возраста.

3.       Разработать рекомендации специалистам по физическому воспитанию для организации занятий по лыжной подготовке детей дошкольного возраста.

Теоретические основы исследования базируются на научных принципах организации оздоровительной работы в дошкольном учреждении (А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко) на основах теории и методики физического воспитания Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин), на гигиенических основах физической культуры (Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова).

Практическая значимость работы заключается в разработке для специалистов по физической культуре методических рекомендаций к занятиям по лыжной подготовке.

Глава 1 ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

По данным ведущих педиатров количество детей дошкольного возраста с хроническими заболеваниями составляет 17- 20 %. За период с 80-х годов до настоящего времени число детей дошкольного возраста, имеющих недостаточную массу, увеличилось- с 8,8 %, до 12,4 %, а низкий рост- с 2,2 % до 4,2 %.

Ухудшение состояния здоровья детей диктует необходимость разработки и внедрения мероприятий оздоровительного и реабилитационного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение их заболеваемости, предотвращение формирования хронической патологии и детской инвалидности. (З.С. Макарова, 2004).

Многолетние исследования, проводимые Комитетом по здравоохранению и Комитетом по образованию, показали, что в разных районах города у детей дошкольного возраста преобладают различные заболевания. В 2007 году ведущей патологией среди дошкольников явились болезни глаз, органов дыхания, нервной системы, костно-мышечной системы и соединительных тканей. На долю этих болезней приходится 50% всех хронических заболеваний по 16 классам болезней. В 2008 году высокими остаются показатели хронической заболеваемости органов дыхания.

Как указывает М. А. Мамаева (2007), в группах оздоровительной направленности есть дети с хроническими очагами инфекций в лор-органах, отмечаются высевы в 25% кокковой флоры, причем 32% различные виды стрептококка, что порождает различные заболевания верхних дыхательных путей, это необходимо учитывать при организации лыжной подготовки.

1.1 Формирование движений детей дошкольного возраста

Согласно программе обучения и воспитания в детском саду начальный этап обучения ходьбе на лыжах в дошкольном учреждении начинается со второй младшей группы, поэтому необходимо рассмотреть формирование движений детей дошкольного возраста.

Формирование движений у ребенка третьего года жизни. В условиях систематического руководства ребенок на третьем году жизни совершает ходьбу, лазание, начинает бегать. Однако все эти движения еще мало координированы и не достаточно точны. Ребенок чувствует потребность в частой смене движения, не может сохранять неподвижную позу, нуждается в чередовании движения и отдыха.

Систематические упражнения, игры под руководством педагога на физкультурных занятиях и вне их содействуют расширению двигательных возможностей, улучшению качества движений и необходимых ориентировок.

Для формирования разнообразных движений используются игрушки и физкультурные пособия, вызывающие у детей интерес и желание двигаться: обручи, шары, вожжи, трехколесные велосипед и др. При ходьбе постепенно исчезают лишние, мешающие ребенку движения, что ведет к их экономичности. Развивается самостоятельность пространственных ориентировок, умение смелее и спокойнее двигаться на ограниченной наклонной и поднятой над поверхностью пола плоскости (доске, дорожке). В связи с развивающимся чувством равновесия, глазомерной оценки направления и расстояния сложнее и разнообразнее становятся действия с предметом.

Ребенок постепенно учится согласовывать свои движения с движениями других детей. Приучается своевременно реагировать на сигналы из вне, требующие изменять характер движений, его темп, силу, или совсем прекращать движение и останавливаться. Большее место в жизни ребенка занимают подвижные игры.

Усиливающий интерес к окружающему миру, удовлетворение к достижению цели, эмоциональная оценка педагога и его требования - все это служит подкреплением достигаемых успехов, и стимулируют его к решению новых задач.

Процесс усвоения нового сохраняет прежнюю специфику - подражание, однако подражание изменяет свой характер. Наблюдается большее осмысление предложенных ребенку задач и в связи с этим более четкое его выполнение.

Формирование движений у детей четвертого года жизни. Как известно для детей этого возраста характерен несколько замедленный темп физического развития и в то же время идет интенсивное окостенение скелета. Несмотря на заметное развитие нервной системы, функциональные возможности невелики и при малейшей перегрузке быстро наступает утомление. Условные рефлексы вырабатываются быстро, однако закрепляются медленно, поэтому приобретенные элементарные навыки не прочны и могут легко разрушиться.

Формирование двигательных навыков связаны с приучением ребенка правильно держать туловище и голову. Это требование является необходимым для формирования правильной осанки.

В ходьбе ребенка 3-х лет еще заметен неустойчивый темп, недостаточно с координацией рук и ног, неуверенность в ориентировке движений, тенденции к сгибанию туловища, однако бегают дети значительно лучше с достаточно хорошей координацией рук и ног. Этому способствуют приспособленность самого тела к бегу. Центр тяжести расположен ближе, чем у взрослых, к передней части туловища.

Совершенно новым движением для ребенка 3 лет являются прыжки. Эти движения появляются еще в предыдущей возрастной группе, однако в начала оно выражается лишь в форме пружинящего движения, без отрыва ног от пола. В 3 года дети уже хорошо начинают прыгать на месте, спрыгивать с небольшой высоты, перепрыгивать через шнур, или 2 линии на расстоянии 15- 20 см.

В процессе лазания у некоторых детей отмечаются еще приставной шаг и не четкая координация рук и ног. Трудны им приемы метания, требующие обязательное чувство равновесия, но постепенно эти дети осваивают эти умения (бросание мяча на дальность и горизонтальную цель).

Таким образом, дети четвертого года жизни в процессе систематических занятий подводится к усвоению правильной техники основных движений, подготавливающих их к владению двигательными навыками в последующих возрастных группах.

Формирование движений у детей пятого года жизни. Показатель возрастной физиологии ребенка трех и четырех лет не очень различаются, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма, под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходные показатели.

Во второй половине года ребенок по многим признакам все более приближается к старшему возрасту: Вес и рост тела увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная система. Ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и не утомим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению. Поэтому двигательная деятельность детей требует контроля взрослого.

В этот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми, развивается способность к пониманию существенных признаков предметов и явлений, причинных связей в явлениях, способность к некоторым обобщениям.

Все это облегчает педагогу руководство формированием движения в процессе систематического обучения детей. Ребенок понимает поставленную перед ним задачу, может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать Четкость, плавность, определенный темп, согласованность с коллективом. Знакомые движения дети уже могут выполнять в уже более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.

В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению (образца упражнения) и вслед за этим его воспроизведения с помощью словесных указаний взрослого.

Формирование движений у детей шестого года жизни. С пятилетнего возраста наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большой уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако введу еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода споты. Прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координации движений.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшей формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворения от достигнутого. В связи с этим отмечается значительных сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания- легкий быстрый бег.

Формирование движений у детей седьмого года жизни. Ребенок седьмого года жизни значительно отличается от ребенка пяти лет. Продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения предают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойку на одной ноге и т.п.

Что касается увеличению массы и силы мышц, то сравнительно с пятилетним ребенком они незначительны. Однако имеются и существенные отличия. Они заключаются в качественных изменениях двигательной деятельности: в более совершенной координации движений, большей их экономии, устранении лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценки процесса и результатов движений, как своих, как и товарищей.

К моменту перехода в школу у ребенка формируются достаточно прочные двигательные навыки, необходимые в жизни. Они являются основательным фундаментом для решения более сложных двигательных задач в школе.

1.2 Влияние лыжной подготовки на организм дошкольника

Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Размашистая широкая амплитуда движений, постоянное ритмичное чередование напряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы. Как показывают наблюдения врачей и педагогов, чем интенсивнее и разнообразнее движения, тем активнее функционирует организм. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы, а также оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, так как при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все мышечные группы и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Так, Т. И. Осокина (1966), в своих исследованиях указывает что, длина прыжка у шестилетних детей, ходивших на лыжах, увеличивается: у девочек на 30%, у мальчиков на 22%. А у детей, не ходивших на лыжах, длина прыжка за этот же период увеличивается только на 16% у девочек и на 8% у мальчиков. Примерно такие же результаты наблюдаются и в других видах движений. Таким образом, обучение детей ходьбе на лыжах способствует формированию двигательных навыков в других видах движений. Физическая нагрузка при занятиях на лыжах легко дозируется в самых широких границах как по характеру воздействия, так по объему и интенсивности. Все это позволяет рекомендовать лыжный спорт для детей дошкольного возраста, их состояния здоровья и уровня физической подготовленности.

Ходьба и бег на лыжах принадлежат к числу естественных физических упражнений, близких по координации к движениям ходьбы и бега. Этим и объясняется легкость освоения данных упражнений и их большое оздоровительное воздействие.

Передвижение на лыжах относится к так называемым циклическим упражнениям; т. е. таким, для которых характерна многократная повторяемость одних и тех же движений в одной и той же последовательности. Например, при попеременном двухшажном ходе на лыжах циклом движений является двойной шаг, во время которого происходит динамическая мышечная работа, связанная с постоянными чередованиями напряжения и расслабления мышц. Такой режим мышечной деятельности наиболее благоприятен для детского организма, создает хорошие условия для его работы и отдыха. Движения во время ходьбы на лыжах характеризуются большими амплитудами, простотой и динамичностью, поэтому они благоприятны для всестороннего развития мышечной системы ребенка.

Лыжные занятия способствуют формированию правильной осанки и всестороннему развитию мышечной системы детей, положительно воздействуют и на укрепление и нормальное развитие позвоночника. Как правило, в дошкольном возрасте нарушения осанки (сутулость, опущенный и выпяченный живот, асимметрия плеч и т. п.) не носят еще стойкого характера, они легко поддаются исправлению. Поэтому период дошкольного детства благоприятен для предупреждения дефектов осанки.

Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся. Передвижение на лыжах доступно в любые годы - с самых малых лет и до пожилого возраста. Ходьба и бег на лыжах вовлекают в работу различные группы мышц, оказывают положительное воздействие на укрепление и развитие основных систем организма. Все это обеспечивает высокий уровень здоровья и активное долголетие. Вместе с тем столь разнообразные условия передвижения на лыжах обусловливают всестороннее физическое развитие и в первую очередь воспитание важнейших физических качеств - выносливости, силы, ловкости и др.

Работоспособность ребенка дошкольного возраста в значительной степени определяется функциональным состоянием сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При выборе физических упражнений надо учитывать особенности сердечно-сосудистой системы ребенка, помнить, что хорошая ее работа может быть обеспечена при условии частых перерывов, отдыха или работы более динамичной, связанной с попеременными напряжением и расслаблением мышц, что не утомительно для ребенка и создает благоприятные условия для перенесения его сердечно-сосудистой системой значительной физической нагрузки в течение довольно длительного времени.

При известной степени овладения навыками ходьбы на лыжах устанавливается правильный режим мышечной работы и дыхания. В деятельность вовлекаются крупные мышечные группы, работа их производится с большими амплитудами. Это создает экономный режим работы сердца и оказывает благоприятное влияние на постепенное совершенствование сердечно-сосудистой деятельности детей. В исследованиях, проведенных Е. Г. Леви-Гориневской, было отмечено улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания у детей дошкольного возраста, в течение четырех зимних месяцев, регулярно катавшихся на лыжах.

Систематические занятия на свежем воздухе, а зимой он, благодаря снежному покрову, значительно чище, и дети дышат холодным, чистым и достаточно увлажненным воздухом, что оказывает благотворное влияние на развитие дыхательной системы. Так в процессе ходьбы на лыжах у детей хорошо развивается дыхательная мускулатура, дыхание согласуется с движениями, что очень ценно, так как хорошая работа дыхательного аппарата обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма.

В результате систематических занятий лыжами у детей увеличивается подвижность грудной клетки и жизненная емкость легких: по данным С.А. Пономарева, (1992); Е.Б. Сологуб, (1993), так, у детей 6-7 лет при занятиях лыжами емкость легких 1500-1600 см2, что равняется емкости легких 9-10-летнего ребенка.

Закаливание - одна из важнейших задач физического воспитания во все возрастные периоды, так как оно является важнейшей оздоровительной мерой, предупреждающей заболевания. Вследствие закаливания во всем организме улучшается обмен веществ, укрепляется нервная система. Это приводит к повышению работоспособности организма, а у детей - и к существенной положительной рефлекторной стимуляции их роста и развития.

И.М. Саркизов-Серазини (1937), обосновал целительную силу движений человека в условиях низкой температуры:

"Микробы не любят холода. Они так же, как и животный организм, любят температуру выше нуля, и мороз на них действует губительно... Земля, покрытая надолго слоем снега, не позволяет микробам возрождаться и не шлет в воздух клубы пыли... На свежем, морозном воздухе обмен веществ совершается быстрее, улучшается аппетит, исчезают многие недуги. И люди, не боящиеся морозного дня, подвергающие свое тело влиянию физических упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние напоенного кислородом, более чистого морозного воздуха".

С дошкольниками заниматься лыжами рекомендовано морозную погоду при температуре от -1 до - 12° С, для детей 2-4 лет - до -8°. В ветреную погоду нижняя граница повышается еще на 2-3°. При сильном ветре (скорость 6-10 м/с), когда заметно качаются деревья, дым прибивается к земле, а на открытой местности пурга, лыжную прогулку надо отменить.

Исключительно важно дать ребенку основы знаний по гигиене, сообщив простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах:

нельзя салиться и тем более ложиться на снег даже при сильной усталости;

запрещено использовать снег для утоления жажды;

недопустимо снимать шапочку и расстегиваться, когда стало жарко.

Это полезно напоминать ребенку об этом перед каждым выходом на лыжную прогулку.

Дети очень индивидуально справляются с мышечной нагрузкой, поэтому важно учитывать физическую подготовленность каждого ребенка, регламентируя нагрузку и отдых.

Катание на лыжах помогает укреплять центральную нервную систему. Этому виду спорта свойственно обилие впечатлений от окружающей обстановки и от разнообразия самих движений. Это вызывает огромный поток раздражений, поступающих в центральную нервную систему от всех органов чувств.

1.2.2 Воспитательное значение лыжных занятий

Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевых качеств ребенка: созданию интереса и любви <#"517906.files/image001.gif">

Рис. 1. Процентное соотношение специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ

Нас так же интересовал вопрос, какой стаж работы у специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ. 20 % опрошенных имеют стаж работы до 5 лет, 40 % опрошенных - от 5 до 10 лет, 40 % опрошенных имеют стаж работы более 10 лет (рис.2).

Рис. 2. Процентное соотношение стажа педагогической работы специалистов по физической культуре

Нас следующий вопрос: «Ваше образование?» ответы распределились следующим образом. 46,9 % опрошенных имеют высшее педагогическое образование; 20,1 % опрошенных имеют среднее профессиональное; 20,1 % имеют среднее педагогическое и только 13,4 % опрошенных имеют высшее профессиональное образование (рис.3).

Рис 3. Образование специалистов организующих физическое воспитание в ДОУ

На вопрос: «Осуществляете ли Вы лыжную подготовку?». Ответы были следующими, лыжную подготовку в дошкольном образовательном учреждении проводят лишь 33,5 % опрошенных, остальные 66,5 % опрошенных лыжную подготовку не проводят (рис.4).

Рис 4. Процентное соотношение специалистов, организующих и не организующих лыжную подготовку в ДОУ

В связи с этим нас интересовал вопрос: «Укажите проблемы, при которых нет возможности организовать занятия лыжную подготовку в ДОУ».

Мы получили следующие ответы:

% опрашиваемых ответили - отсутствие инвентаря;

% опрашиваемых ответили - остуствие места для хранения инвентаря;

,8 % опрашиваемых ответили - отсутсвие условий (нет площадки, наличие кустов и деревьев). (рис 5).

дошкольник лыжный подготовка

Рис 5. Проблемы, с которыми сталкиваются педагоги при организации лыжной подготовки в ДОУ

Таким образом, организацией физического воспитания занимаются как руководители физического воспитания, так и инструктора по физической культуре (93,3% и 6,7% соответственно), воспитателей принимающих участие в опросе не оказалось. Стаж работы у большинства опрошенных свыше 5 лет, однако, анализ анкет указывает, что лыжную подготовку осуществляют специалисты, имеющие стаж работы которых более 10 лет, специалисты у которых стаж работы менее 5 лет лыжную подготовку не проводят. Таким образом, лыжную подготовку осуществляют более опытные специалисты по физическому воспитанию. В связи с этим уместно заметить, что на организацию лыжной подготовки влияет профессиональное образование специалистов, так у большинства оно высшее специальное (46,9%), т.е можно отметить наличие высокого профессионального уровня в организации лыжной подготовки. Однако 66,5% опрошенных не проводят лыжную подготовку в ДОУ и только 33,5% опрошенных ее проводят. В связи с этим возникает потребность разработки методических рекомендаций по организации лыжной подготовки в ДОУ.

Глава 3 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Исследования различных авторов: А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаевой, Т.И. Осокиной, Е.Н. Вавиловой, В.Г. Фролова, Г.П. Юрко В.В. Фарбея, И.М. Бутина, Л.П.Матвеева, а так же результаты исследования позволили разработать наиболее оптимальные в современных условиях рекомендации по организации и проведении лыжной подготовки в условия дошкольного учреждения.

Первое направление работы - это привлечение родителей к взаимодействию. Для этого необходим тесный и доверительный контакт. При взаимодействии с родителями необходимо осуществлять все формы работы:

1.   Родительские собрания так в начале года при ознакомлении с планом физкультурно-оздоровительной работы нужно рассказать родителям об основных задачах обучения ходьбе на лыжах, показать на примере, как готовить лыжи к зимнему периоду, объяснить, как важна для успешного обучения удобная, не стесняющая движений одежда. Напомнить о том, что в шкафу у ребенка должна лежать запасная майка или футболка, чтобы он мог переодеть нижнее белье, если вспотеет. Попросить научить ребенка находить свои лыжи по наклейке или по номеру и самостоятельно надевать и снимать их.

2.       Беседы о пользе занятий по обучению ходьбе на лыжах (развитие выносливости, закаливание, положительное влияние на осанку, развитие и укрепление мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем и т.д.).

.        Совместные досуги с родителями - прогулка на лыжах.

.        Консультации - при раздаче родителям лыж для подготовки к зимнему периоду (подгонка креплений по ноге ребенка, просмолка или смазка, наличие именной картинки) можно записывать номер выданных лыж, чтобы они не потерялись.

.        Почтовый ящик - внесение предложений родителями и родителям о приобретении несколько пар лыж на подгруппу детей или можно попросить подарить имеющиеся дома или у знакомых старые лыжи, из которых выросли дети, или приносить лыжи на неделю в сад, а на выходные забирать домой. Увидев, что занятия по лыжной подготовке действительно проводятся, родители охотнее станут помогать в их оснащении, чтобы ребенок имел свои лыжи, не ждал очереди.

.        Совместные походы, которые организуются 2 раза в год

Второе направление работы - взаимодействие с воспитателями групп осуществляющих лыжную подготовку на прогулке. Взаимодействие с педагогами включает в себя все формы работы.

·    Консультации по организации самостоятельной двигательной деятельности детей, объяснения правил подборки лыжного инвентаря, и выбора одежды для занятия на улице в зимнее время года;

·        Составление конспектов для каждого воспитателя разных возрастных групп по каждому занятию, предварительно изучив литературу по лыжной подготовке детей в дошкольных учреждениях с учетом возраста и группы детей с соблюдением этапов работы: вначале изучают скользящий шаг без палок. Занятия воспитателями проводятся по 25-35 мин в зависимости от возраста, со всей группой перед уходом с утренней прогулки. Детей следует приучать скользить на согнутых ногах и стараться дольше сохранять равновесие на одной ноге. Подводящие упражнения к обучению скользящему шагу: имитация скольжения, стоя на месте, имитация переноса тяжести тела с ноги на ногу, передвижение на лыжах без палок по хорошо укатанной лыжне. Палки можно давать детям при появлении уверенности на лыжне, хорошей координации работы рук и ног. Использовать как прием поощрения «лучших лыжников», повышая мотивацию для других. Для закрепления навыка скользящего шага на лыжах рекомендуется проводить различные игры («Шире шаг», «Кто быстрее?», «Лесная карусель», «Встречная эстафета»).

Для обучения подъемам и спускам хорошо иметь невысокий пологий склон. Так можно на своей площадке засыпать песком собранные в кучу, опавшие листья - получилась небольшая горка, с которой зимой катались на лыжах. Можно использовать склоны, находящиеся в ближайшем окружении (в скверах, парках и т.п.). Если воспитатель не умеет сам кататься на лыжах, он вполне может проводить такие занятия, не надевая лыж. Дети хорошо понимают имитационный показ основной стойки лыжника, разноименной работы рук и ног, объяснение основных ошибок. К тому же воспитатель имеет возможность подойти к каждому ребенку во время движения и что-нибудь подсказать, похвалить или поправить.

Третье направление - собственная деятельность специалиста при отсутствии лыж в учреждении. На физкультурных занятиях проводятся следующие имитационные упражнения:

·   упражнения в равновесии (различные повороты, ходьба по гимнастической скамейке, приставные шаги вперед и в сторону, перешагивание через предметы, кружение и др.)

·   упражнения для укрепления стопы (ходьба на носках, с перекатом, на внешней стороне стопы, прыжки с продвижением на одной ноге, «велосипед», собирание предметов пальцами ног и др.)

·   упражнения для развития координации движений рук и ног (выставление на носок левой ноги и вынос вперед правой руки и наоборот, пружинка с маховыми движениями рук вперед-назад попеременно, шаг с выпадом вперед с выносом разноименной руки, скользящий шаг, координируя работу рук и ног и др.)

·   упражнения для развития чувства ритма (подскоки с ноги на ногу по кругу с движением рук вперед-назад, прыжки на месте с убыстрением и замедлением темпа по сигналу и др.)

В этот же период нужно познакомить детей с лыжами («носок», «пятка» лыж), лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. Дети узнают правила переноски лыж.

ВЫВОДЫ

. В результате исследований по организации лыжной подготовки детей дошкольного возраста в ДОУ был выявлен ряд проблем:

·  отсутствие места для занятий лыжной подготовкой;

·        отсутствие инвентаря в дошкольных образовательных учреждениях;

·        отсутствие мест для хранения инвентаря.

2. В результате анализа литературных источников были выявлены следующие особенности формирования движений детей дошкольного возраста: короткие шаги; неравномерность последовательных шагов; положение тела ребенка характеризуется малым наклоном вперед; в скольжении выражена двухопорность; передача тяжести тела с одной ноги на другую происходит с трудом. При передвижении ребенок еще широко расставляет руки и ноги. При этом он долго не может найти правильного положения туловища, чаще всего стоит прямо, сохраняя привычное равновесие. Недостаточный сгиб ноги в коленях не дает необходимой силы для отталкивания. Скольжение едва намечается; это даже не скольжение, а своего рода подтаскивание ноги с лыжей до уровня опорной ноги.

3.       Занятиям по лыжной подготовке предшествует длительная подготовительная работа: изучение литературных источников, написание плана-конспекта занятия, подготовка места для занятий и т.д. С целью облегчения работы специалистам по физическому воспитанию, нами был разработан ряд методических рекомендаций по организации лыжной подготовки, включающий в себя три направления работы: с родителями, с воспитателями и собственная деятельность специалиста по физическому воспитанию.

Таким образом, проведение занятий по лыжной подготовке в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях вполне возможно и необходимо.

Список литературы

1. Андерсон В. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / В.А. Андерсон, Л.А. Викс, Л.С. Жбанова - М.: просвещение, 1991. - 63 с

. Антонова О.Н. Лыжная подготовка: Методика преподавания: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ О.Н.Антонова, В.С.Кузнецов. - М.: Академия, 1999. - 208 с.

. Бутин И.М. Лыжный спорт/ Н.М. Бутин, В.А. Воробьев. - М.: просвещение, 2000. - 198с.

. .Голощекина М.П. Лыжи в детском саду : Пособие для воспитателя дет. сада / Голощекина М.П. - М.: Просвещение, 1977. - 96 с.

. Грядкина Т. С. Теории и технологии физического воспитания дошкольника/ Т.С. Грядкина, Н.А. Нюткина - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 65 с.

. Кальюсто Ю.-Х.А. Основы техники лыжных ходов / Ю.-Х.А. Кальюсто. - Тарту : РИО ТГУ, 1990.

. . Лях В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию/ В.И Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2003. - 126 с.

. .Лыжный спорт в профессии учителя физической культуры/ А. А. Крестовников [и др.]. - СПб.: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

. Макарова З. С. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях/ З.С. Макарова, Л.Г. Голубева. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 270 с.

. Матвеев Э. М. Лыжный спорт. Учебник для средних учебных заведений/ Э.М. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 271 с.

. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для ин-тов физ. культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. 543с.

. Осокина Т.И. Лыжи и коньки - детям / Осокина Т.И. - М.: Просвещение, 1966. - 108 с.

. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду/ Т.И. Осокина. - М.: просвещение, 1973. - 287 с.

. Осокина Т. И. Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников/ Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева. - М.: просвещение, 1971. - 159 с.

. Пашко М. В. Формирование методических навыков у студентов факультета физической культуры на учебных занятиях по дисциплине «Лыжный спорт»: учеб. Пособие / М. В. Пашко, Г. Н. Блахин - СПб: изд- во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 58 с.

. Полтавцева Н. В. Физическая культура в дошкольном детстве/ Н.В. Полтавцева. - М.: Просвещение, 2004. - 272 с.

. Раменская Т. И. Лыжный спорт : учеб. пособие для самост. работы студентов вузов физ. культ. / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005.

. Раменская Т. И. Лыжный век России / Т. И. Раменская. - М. : Советский спорт, 1998

. Русакова Е. В. Одежда дошкольника/ Е.В. Русакова, Е.А. Лебедева. - М.: просвещение, 1973. - 141 с.

. Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. - М.: изд- во Астрель, 2003. - 119 с.

. Фарбей В. В. Лыжный спорт / В. В. Фарбей, Г. В. Скорохватова. - СПб.: Издательство РГПУ им, А.И. Герцена, 2007. - 623 с.

. Фролов В. Г. Физкультурные занятия на улице с детьми дошкольного возраста/ В.Г. Фролов, Г.П. Юрко - М.: просвещение, 1983. - 191 с.

Приложение 1

Уважаемый преподаватель!

Просим вас ответить на поставленные в анкете вопросы по теме:

«Организация лыжной подготовки детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении».

. Укажите должность:

А) Инструктор

Б) Воспитатель

В) Руководитель физической культуры

. Вид учреждения:

А) Общеобразовательный

Б) Оздоровительный

В) Компенсирующий

Г) Комбинированный

Д) Центр развития ребенка

. Стаж работы:

А) До 5 лет

Б) От 5 до 10 лет

В) Более 10 лет

. Ваше образование:

А) Среднее

Б) Среднее профессиональное

В) Высшее профессиональное

Г) Среднее педагогическое

Д) Высшее педагогическое

. Организуете ли вы лыжную подготовку:

А) Да, с лет

Б) Нет

. Есть ли лыжи в саду:

А) Да

Б) Нет

В) Лыжи приносят родители

. Проблемы при организации:

А) Инвентарь

Б) Место хранения инвентаря

В) Условия для проведения лыжной подготовки

Г) Отказ родителей

. Лыжная подготовка проводится:

А) Ваше желание

Б) Требование заведующей

В) Инициатива родителей

Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЫЖАМ

.        ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

.1       К занятиям по лыжам допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

.2       При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

.3       При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:     

.4       - обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже - 200С; 

.5       - травмы при ненадежном креплении лыж к обуви; 

.6       - потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;        

.7       - травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.

.8       При проведении занятий по лыжам должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

.9       При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

.10     В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.

.        ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ.

.1       Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки. При температуре воздуха ниже - 100С надеть плавки.

.2       Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.

.3       Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.

.        ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ.

.1       Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы - не менее 30 м.

.2       При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.

.3       После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.

.4       Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю) о первых же признаках обморожения.

.5       Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.

.        ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

.1       При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю) и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.

.2       При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии, сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

.3       При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

.        ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ.

.1       Проверить по списку наличие всех обучающихся.

.2       Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

.3       Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!