Расчет двигателя внутреннего сгорания Д-245
Курсовая работа:
Расчёт двигателя внутреннего сгорания Д-245
Введение
Расчётно-графическая работа
необходима для закрепления теоретических знаний получение опыта расчёта
двигателей.
В пояснительной записке приводятся
расчёты двигателя Д-245: тепловой расчёт, динамический и кинематические
расчёты, проведено уравновешивание двигателя. В графической части помещены:
свёрнутая и развёрнутая индикаторные диаграммы, графики перемещения скорости и
ускорения поршня от угла поворота коленчатого вала, графики сил действующих на
КШМ.
1. Тепловой расчет дизеля без наддува
Исходные данные:
тип двигателя - Д-245,
четырехтактный, четырёхцилиндровый, рядный, с наддувом;
частота вращения коленчатого вала п
= 1750 мин-1;
степень сжатия е = 15,1;
эффективная мощность Ne
= 64 кВт;
коэффициент избытка воздуха α = 1,5;
давление наддува pк = 1,52 МПа;
- вид топлива - дизельное топливо
«Л» ГОСТ 305-82, средний элементарный состав: С = 85,7%, Н = 13,3%, О = 1%.
Низшая расчетная теплота сгорания топлива QH - 42500 кДж/кг.
Параметры рабочего тела
Определяем теоретически необходимое
количество воздуха для сгорания
кг топлива по формуле (1.1) и (1.2)
, (1.1)
, (1.2)
где μB
= 28,96 - для воздуха
Определяем количество
свежего заряда
. (1.3)
Определяем общее
количество продуктов сгорания
. (1.4)
Параметры окружающей
среды и остаточные газы
Принимаем атмосферные условия: p0
= 0,1 МПа, То = 288 К.
Определяем давление и температуру
остаточных газов:
Рк = (1,2… 2,5)·ро
= 1,7·0,1 = 0,17 МПа.
Определяем температуру воздуха за
компрессором
,
где nк - показатель политропы сжатия в компрессоре nк=1,65.
Определяем давление и
температуру остаточных газов
рr = (0,75…
0,95) рк = 0,85·0,17 = 0,145 МПа.
Принимаем Тr = 800 К.
Процесс впуска
Принимаем температуру подогрева свежего заряда Δt = 30°.
Определяем плотность заряда на впуске по формуле:
, (1.5)
где RB = 287
Дж/кг-град - удельная газовая постоянная для воздуха.
.
Определяем потери
давления на впуске в двигатель по формуле:
. (1.6)
В соответствии со
скоростным режимом работы двигателя и качеством обработки внутренней
поверхности принимаем коэффициент (β2+ξвп)=3,3,
а скорость движения заряда ωвп
= 90 м/с.
.
Определяем давление в
конце впуска:
ра = рк
- Δра = 0,17 - 0,023 = 0,147 МПа, (1.7)
Определяем коэффициент
остаточных газов
. (1.8)
Определяем температуру в
конце впуска:
. (1.9)
.
Определяем коэффициент
наполнения:
,
(1.10)
.
Процесс сжатия
Определяем показатель адиабаты
сжатия к1 в функции ε и Та, по номограмме:1 = 1,362.
Определяем показатель политропы
сжатия n, в зависимости от к1, который устанавливается в пределах:
1 = (k1 + 0,02)… (k1 - 0,02) = 1,36.
Определяем давление в конце сжатия:
.
(1.11)
Определяем температуру в
конце сжатия:
.
(1.12)
Определяем среднюю
молярную теплоемкость заряда (воздуха) в конце сжатия (без учета влияния
остаточных газов):
, (1.13)
Определяем число молей остаточных
газов:
(1.14)
Определяем число молей
газов в конце сжатия до сгорания:
Мс = М1
+ Мr = 0,752+ 0,024 = 0,776 кмоль. (1.15)
Процесс сгорания
Определяем среднюю молярную
теплоемкость продуктов сгорания в дизеле при постоянном давлении, при а>1
(1.16)
.
Определяем число молей
газов после сгорания:
Мz = М2 + Мr
= 0,790 + 0,024 = 0,814. (1.17)
Определяем расчетный
коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
.
(1.18)
Принимаем коэффициент
использования теплоты ξ = 0,8.
Тогда количество теплоты,
передаваемое газом на участке cz'z индикаторной диаграммы при сгорании 1 кг
топлива определится, как:= ξ·QН =
0,85 ·42500 = 36125 кДж/кг.
Принимаем степень
повышения давления λ = 1,7.
Температуру в конце
сгорания определяют из уравнения сгорания
, (1.19)
Подставляем имеющиеся
значения величин, решаем полученное квадратное уравнение относительно Tz:
,
,
.
Определяем давление в
конце процесса сгорания:
рz =
рс·λ = 5,90·1,7 = 10,03 МПа.
Определяем степень
предварительного расширения:
(1.20)
Процесс расширения
Определяем степень последующего
расширения:
(1.21)
Показатель политропы
расширения для дизеля определяем по номограмме учитывая, что его значение
незначительно отличается от значения показателя адиабаты расширения к2:2
= 1,29,2 = k2 = 1,29.
Определяем давление
процесса расширения:
.
(1.22)
Определяем температуру
процесса расширения:
.
(1.23)
Проверяем правильность
ранее принятого значения температуры остаточных газов (погрешность не должна
превышать 5% для номинального скоростного режима):
,
(1.24)
.
Индикаторные параметры
рабочего цикла дизеля
Определяем среднее индикаторное
давление цикла для не-скругленной индикаторной диаграммы по формуле:
(1.25)
=.
Принимаем коэффициент
полноты индикаторной диаграммы ν
= 0,92.
Определяем среднее
индикаторное давление цикла для скругленной индикаторной диаграммы:
(1.26)
Определяем индикаторный
КПД:
.
(1.27)
Определяем индикаторный
удельный расход топлива:
.
(1.28)
Эффективные показатели
дизеля
Принимаем предварительно среднюю
скорость поршня Wn.cp = 10 м/с
Определяем среднее давление
механических потерь:
pM = a + b ·Wncp
= 0,089 + 0,0118 · 10 = 0,207 МПа. (1.29)
Определяем среднее эффективное
давление:
ре = рi - рм
= 0,95 - 0,207 = 0,743 МПа.
(1.30)
Определяем механический КПД:
.
(1.31)
Определяем эффективный
КПД:
.
(1.32)
Определяем эффективный
удельный расход топлива:
,
(1.33)
.
Основные размеры
цилиндра и удельные параметры двигателя
Исходя из величин эффективной
мощности, частоты вращения коленчатого вала, среднего эффективного давления и
числа цилиндров определяем рабочий объем одного цилиндра по формуле (1.33):
,
(1.34)
где τдв -
тактность двигателя;e - эффективная мощность;e -
среднее эффективное давление;
i -
число цилиндров; - частота вращения.
Выбираем значение
Определяем диаметр
цилиндра
,
(1.35)
Определяем ход поршня S
= D ·ρ= 110 ·1,136 =125 мм, (1.36)
Определяем площадь
поршня
(1.37)
Определяем рабочий объем
цилиндра
, (1.38)
Определяем среднюю
скорость поршня
, (1.39)
Определяем значение
эффективной расчетной мощности
, (1.40)
Сравниваем полученное
значение мощности с заданным значением
2. Построение
индикаторных диаграмм
Свёрнутую диаграмму работы двигателя
строим в масштабе в прямоугольных координатах по данным теплового расчёта. Для
этого находим давление в цилиндре при различных перемещениях поршня через 10 мм
по формуле (2.1) для политропы сжатия, и по формуле (2.2) для политропы
расширения:
, (2.1)
, (2.2)
где Sc - высота камеры
сжатия, определяется по выражению (2.3)
, (2.3)
Абсциссу точки z
определяем по уравнению (2.4)
,
(2.4)
.
Таблица 1 - Расчетные
данные для построения диаграммы
Sx, мм
|
Px, МПа сжатие
|
Px, МПа расширение
|
12,5
|
1,82
|
4,72
|
25
|
0,97
|
2,69
|
37,5
|
0,63
|
1,83
|
50
|
0,46
|
1,36
|
62,5
|
0,35
|
1,08
|
75
|
0,28
|
0,88
|
87,5
|
0,23
|
0,75
|
100
|
0,20
|
0,64
|
112,5
|
0,17
|
0,56
|
125
|
0,15
|
0,50
|
Масштаб давления μp = 0,07 МПа/мм, масштаб
перемещения μs = 1 мм S/мм.
3. Динамический расчёт
двигателя
Определяем массы движущихся частей
КШМ по формуле (3.1)
, (3.1)
где m’ - конструктивная масса детали. Отнесённая к площади поршня,
кг/м2;
Fn - площадь поршня, м2.
Масса частей,
движущихся возвратно-поступательно:
mj = mn + mшп, (3.2)
где mшп - масса шатуна, приведенная к поршню,
mШП=(0,2..0, З) ·mш (3.3)
Масса вращающихся
деталей:
mR = mK + mшк, (3.4)
где mшк - масса шатуна,
приведенная к коленчатому валу,
mшк = (0,7…0,8) ·mш, (3.5)
mn = 262,5 ·0,0095 = 2,495 кг
тш =
362,5 ·0,0095 = 3,445 кг
тшп =
0,25 ·3,445 = 0,861 кг
mj = 2,495 + 0,861 = 3,356 кг
mK = 350 ·0,0095 = 3,326 кг
тшк =
0,75 ·3,445 = 2,584 кг
mR = 3,326 + 2,584 = 5,910 кг
Определяем силы
действующие в КШМ, Н:
силы инерции
возвратно-поступательно движущихся масс
Pj = - mj ·R ·ω2 ·(cosφ + λ ·cos2φ), (3.6);
центробежной силы
инерции вращающихся масс
KR = - mR ·R ·ω2 (3.7)
силы инерции
вращающихся масс шатуна
Kr.ш = - mшк ·R ·ω2 (3.8)
суммарной силы,
действующей на поршень
PΣ = Pr + Pj, (3.9);
боковой силы,
перпендикулярной оси цилиндра
N = P - tgβ, (3.10);
силы, действующей
вдоль шатуна
, (3.11);
нормальной силы,
действующей вдоль радиуса кривошипа
, (3.12);
тангенциальной силы,
касательной окружности кривошипа
, (3.13)
Расчет всех действующих
сил проводим через 20° поворота коленчатого вала, а данные заносим в таблицу 2.
По рассчитанным данным строим графики изменения сил, в зависимости от угла
поворота коленвала.
Таблица 2 - Расчётные данные для
построения графиков сил
φ,
град
|
Pj, Н
|
pj, МПа
|
pΣ,
МПа
|
PΣ,
Н
|
N, кН
|
S, кН
|
K, кН
|
T, кН
|
0
|
-12943,40
|
-1,36
|
-1,32
|
-12553,78
|
0,00
|
-12553,78
|
-12553,78
|
0,00
|
20
|
-11676,66
|
-1,23
|
-1,19
|
-11287,04
|
-1070,25
|
-11337,67
|
-10240,30
|
-4866,10
|
40
|
-8256,71
|
-0,87
|
-0,83
|
-7854,49
|
-1415,92
|
-7981,10
|
-5106,75
|
-6133,43
|
60
|
-3672,03
|
-0,39
|
-0,34
|
-3256,47
|
-801,61
|
-3353,67
|
-934,02
|
-3220,98
|
80
|
869,39
|
0,09
|
0,14
|
1300,16
|
367,22
|
1351,02
|
-135,87
|
1344,17
|
100
|
4392,27
|
0,46
|
0,51
|
4837,72
|
1366,37
|
5026,98
|
-2185,67
|
4526,96
|
120
|
6471,70
|
0,68
|
0,73
|
6929,75
|
1705,81
|
7136,61
|
-4942,15
|
5148,43
|
140
|
7284,39
|
0,77
|
0,82
|
7751,84
|
1397,42
|
7876,79
|
-6836,50
|
3912,31
|
160
|
7387,32
|
0,78
|
0,83
|
7860,52
|
745,34
|
7895,78
|
-7641,40
|
1988,06
|
180
|
7344,06
|
0,77
|
0,82
|
7819,21
|
0,00
|
7819,21
|
-7819,21
|
0,00
|
200
|
7387,32
|
0,78
|
0,83
|
7903,52
|
-749,42
|
7938,97
|
-7683,20
|
-1998,94
|
220
|
7284,39
|
0,77
|
0,84
|
7939,91
|
-1431,32
|
8067,89
|
-7002,36
|
-4007,22
|
240
|
6471,70
|
0,78
|
7409,60
|
-1823,93
|
7630,79
|
-5284,37
|
-5504,94
|
260
|
4392,27
|
0,46
|
0,62
|
5869,37
|
-1657,75
|
6098,98
|
-2651,77
|
-5492,34
|
280
|
869,39
|
0,09
|
0,36
|
3433,16
|
-969,66
|
3567,46
|
-358,77
|
-3549,38
|
300
|
-3672,03
|
-0,39
|
0,14
|
1323,41
|
-325,77
|
1362,92
|
379,58
|
-1308,99
|
320
|
-8256,71
|
-0,87
|
0,34
|
3239,36
|
-583,96
|
3291,57
|
2106,13
|
-2529,55
|
340
|
-11676,66
|
-1,23
|
1,91
|
18157,67
|
-1721,73
|
18239,12
|
16473,77
|
-7828,19
|
360
|
-12943,40
|
-1,36
|
4,56
|
43304,85
|
0,00
|
43304,85
|
43304,85
|
0,00
|
370
|
-11676,66
|
-1,23
|
6,47
|
61531,12
|
5834,44
|
61807,12
|
55824,85
|
26527,46
|
380
|
-8256,71
|
-0,87
|
2,43
|
23068,27
|
4158,49
|
23440,10
|
14998,29
|
18013,59
|
400
|
-3672,03
|
-0,39
|
1,32
|
12540,99
|
3087,07
|
12915,36
|
3597,02
|
12404,35
|
420
|
869,39
|
0,09
|
1,11
|
10594,09
|
2992,20
|
11008,55
|
-1107,10
|
10952,74
|
440
|
4392,27
|
0,46
|
1,17
|
11090,13
|
3132,30
|
11523,98
|
-5010,49
|
10377,73
|
460
|
6471,70
|
0,68
|
1,22
|
11619,38
|
2860,21
|
11966,24
|
-8286,70
|
8632,58
|
480
|
7284,39
|
0,77
|
1,22
|
11603,32
|
2091,72
|
11790,34
|
-10233,19
|
5856,12
|
500
|
7387,32
|
0,78
|
1,19
|
11292,53
|
1070,77
|
11343,18
|
-10977,73
|
2856,08
|
520
|
7344,06
|
0,77
|
1,17
|
11126,26
|
0,00
|
11126,26
|
-11126,26
|
0,00
|
540
|
7387,32
|
0,78
|
1,15
|
10932,94
|
-1036,67
|
10981,97
|
-10628,16
|
-2765,13
|
560
|
7284,39
|
0,77
|
1,08
|
10220,96
|
-1842,52
|
10385,71
|
-9014,06
|
-5158,45
|
580
|
6471,70
|
0,68
|
0,91
|
8643,85
|
-2127,75
|
8901,88
|
-6164,61
|
-6421,92
|
600
|
4392,27
|
0,46
|
0,62
|
5846,42
|
-1651,26
|
6075,14
|
-2641,40
|
-5470,86
|
620
|
869,39
|
0,09
|
0,19
|
1778,26
|
-502,25
|
1847,82
|
-185,83
|
-1838,45
|
640
|
-3672,03
|
-0,39
|
-0,33
|
-3093,92
|
761,59
|
-3186,27
|
-887,40
|
3060,21
|
660
|
-8256,71
|
-0,87
|
-0,82
|
-7825,94
|
1410,77
|
-7952,08
|
-5088,19
|
6111,13
|
680
|
-11676,66
|
-1,23
|
-1,19
|
-11283,38
|
1069,90
|
-11333,99
|
-10236,98
|
4864,52
|
700
|
-12943,40
|
-1,36
|
-1,32
|
-12553,78
|
0,00
|
-12553,78
|
-12553,78
|
0,00
|
720
|
-12943,40
|
-1,36
|
-1,32
|
-12553,78
|
0,00
|
-12553,78
|
-12553,78
|
0,00
|
. Кинематический расчёт
Определяем значения
перемещения, скорости и ускорения поршня, рассчитанных через 20 градусов поворота
коленчатого вала.
При расчете
значений, для двигателя с центральным кривошипно-шатунным механизмом, следует
воспользоваться формулами:
перемещения поршня
, (4.1)
скорости поршня
, (4.2)
ускорения поршня
, (4.3)
Таблица 3 - Значения
перемещения, скорости и ускорения
φ
|
S1, мм
|
S2, мм
|
S, мм
|
W1, м/с
|
W2, м/с
|
W, м/с
|
J1,м/с2
|
J2, м/с2
|
J, м/с2
|
0
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
2703,10
|
2445,31
|
257,79
|
36
|
0,015
|
0,012
|
0,003
|
8,08
|
1,80
|
9,88
|
259,12
|
934,02
|
-674,90
|
72
|
0,051
|
0,043
|
0,008
|
13,07
|
1,11
|
14,19
|
-1608,93
|
-934,02
|
-674,90
|
108
|
0,090
|
0,082
|
0,008
|
13,07
|
-1,11
|
11,96
|
-2187,52
|
-2445,31
|
257,79
|
144
|
0,116
|
0,113
|
0,003
|
8,08
|
-1,80
|
6,27
|
-2188,34
|
-3022,57
|
834,23
|
180
|
0,125
|
0,125
|
0,000
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
-2187,52
|
-2445,31
|
257,79
|
216
|
0,116
|
0,113
|
0,003
|
-8,08
|
1,80
|
-6,27
|
-1608,93
|
-934,02
|
-674,90
|
252
|
0,090
|
0,082
|
0,008
|
-13,07
|
1,11
|
-11,96
|
259,12
|
934,02
|
-674,90
|
288
|
0,051
|
0,043
|
0,008
|
-13,07
|
-1,11
|
-14,19
|
2703,10
|
2445,31
|
257,79
|
324
|
0,015
|
0,012
|
0,003
|
-8,08
|
-1,80
|
-9,88
|
3856,79
|
3022,57
|
360
|
0,000
|
0,000
|
0,000
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
-2170,56
|
-2315,42
|
144,86
|
5.
Уравновешивание двигателя
Условия
уравновешенности двигателя с любым числом цилиндров (при соблюдении равенства
масс движущихся частей и идентичности протекания рабочего процесса во всех
цилиндрах, а также обеспечении статической и динамической уравновешенности
коленчатого вала) принято записывать в следующем виде:
а) результирующие
силы инерции первого порядка и их моменты равны нулю: ΣРJI = 0 и ΣМJI = 0;
б) результирующие
силы инерции второго порядка и их моменты равны нулю: ΣРJII = 0 и ΣМJII= 0;
в) результирующие
центробежные силы инерции и их моменты равны нулю: ΣKr = 0 и ΣМR = 0.
Таким образом,
решение вопроса уравновешивания двигателей сводится к уравновешиванию лишь
наиболее значительных сил и их моментов.
Четырехцилиндровый рядный двигатель
с кривошипами, расположенными под углом 180°. Порядок работы двигателя 1-2-4-3
или 1-3-4-2. Промежутки между вспышками равны 180°. Коленчатый вал двигателя
имеет кривошипы, расположенные под углом 180°.
Силы инерции первого порядка и их
моменты при указанном расположении кривошипов взаимно уравновешиваются: ΣРJ I =0 и ΣМJ i = 0. Силы инерции второго порядка для всех цилиндров равны и
направлены в одну сторону. Их равнодействующая
(5.1)
Силы инерции
второго порядка можно уравновесить лишь с помощью дополнительных валов.
Суммарный момент этих сил равен нулю: ΣМJII= 0. Центробежные силы инерции для всех цилиндров равны и направлены
попарно в разные стороны. Равнодействующая этих сил и момент равны нулю: ΣKr = 0 и ΣМR = 0.
Для снижения нагрузки на коренные
подшипники на коленчатый вал можно установить противовесы для уменьшения
центробежных сил.
Уравновешивание двигателя снижает
шумы и вибрации в двигателе, увеличивает его долговечность, но также
увеличивает металлоемкость и трудоемкость производства
Литература
дизельный двигатель индикаторный
тепловой
1) Лиханов В.А., Деветьяров Р.Р. Расчёт двигателей внутреннего
сгорания: Учебное пособие. - Киров: Вятская ГСХА, 2005.-69 с.
) Колчин А.И., Демидов В.П. Расчёт автомобильных и тракторных
двигателей. - М.: Высшая школа. 2002.-496 с.
) Николаенко А.В. Теория, конструкция и расчет автотракторных
двигателей. - М.: Колос, 1984. - 335 с.