Предприятие в условиях рыночной экономики. По материалам: ЗАО Агрофирма 'Суздальские зори'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,03 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Предприятие в условиях рыночной экономики. По материалам: ЗАО Агрофирма 'Суздальские зори'

Владимирский филиал федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Владимирский аграрный колледж»










КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Экономика организации (предприятия)»

Тема: Предприятие в условиях рыночной экономики. По материалам: ЗАО Агрофирма «Суздальские зори»


Работу выполнила студентка

Широкова М.С.




Содержание

Введение

Раздел I. Организационно-экономическая характеристика предприятия

.1 Наименование и месторасположение предприятия

.2. Специализация (размер и структура товарной продукции)

.3 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

.4 Размер и структура основных фондов

.5 Размер и структура валовой продукции

.6 Основные производственные и экономические показатели работы предприятия

Раздел II. Предприятие в условиях рыночной экономики

.1 Современные формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика

.2 Общее понятия предприятия предпринимательской деятельности

.3 Организация службы маркетинга на предприятии

Раздел III. Перспективы развития предприятия

.1 Основные разделы и показатели плана развития предприятия

.1.1 Изменение численности работников

.1.2 Техническое оснащение отросли на предприятии

.1.3 Изменения в размере и структуре валовой и товарной продукции

.2 Задачи развития маркетинговой службы

.3 Планирование сбытовой политики предприятия

Выводы и предложения

Литература

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники,технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы,применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент.

Все это требует глубоких экономических знаний. В условиях рыночной экономики выживет лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, пользующейся спросом, обеспечит высоким доходом высококвалифицированных работников.

Поставленные задачи сможет выполнить лишь тот, кто хорошо усвоил основы экономики предприятия.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

Целью данной курсовой работы является изучение предпринимательства в условиях рыночной экономики на примере предприятия ЗАО Агрофирма «Суздальские зори». Для чего необходимо исследовать организационно-экономическую характеристику предприятия, состояние маркетинговой службы предприятия, вычислить финансовые результаты производственной деятельности предприятия за определенный период.

Тема курсовой работы является очень актуальной на сегодняшний день, так как многие предприятия вступают в борьбу за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли, но в силу разных причин большинство новых предприятий терпит крах.

Раздел 1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

1.1Наименование и месторасположения предприятия

Данная работа выполняется на базе ЗАО Агрофирма «Суздальские зори». Хозяйство расположено в с. Павловское Суздальского района, Владимирской области. Удаленность от областного центра составляет 18 км, а от районного центра г.Суздаля, примерно 12 км.

АО «Суздальские зори» преобразован из бывшего Совхоза имени Фрунзе в 1992 году, на основании решения общего собрания, а в 2005 году преобразован в ЗАО Агрофирма «Суздальские зори».

Климат Владимирской области характеризуется теплым летом, умеренно-холодной зимой.

В Суздальском районе почвы богатые суглинистые, слабокислые.

В целом агроклиматические условия района характеризуются как благоприятные, для произрастания основных с/х культур: озимой ржи, ячменя, овса, гороха, вики, многолетних трав, кукурузы на силос.

Продукция растениеводства реализуется как на самом предприятии, так и в областном центре. Продукция животноводства, в частности молоко перерабатывается на территории хозяйства: молоко в пакетах разной емкости, кефир, ряженка, творог, сметана. Имеется также свой цех по переработке мяса, он небольшой - для собственных нужд.

.2 Специализация (размер и структура товарной продукции)

Уровень специализации в хозяйствах различный, определяется он по структуре товарной продукции. Специализация внутрихозяйственных подразделений (бригад,, ферм, отделений) определяется по структуре валовой продукции, если эти подразделения сами не реализуют товарную продукцию или производят продукцию для внутрихозяйственного производственного потребления (семена, корма, сырье для приготовления травяной муки и др.). Уровень специализации характеризуется коэффициентом специализации (процентное отношение стоимости главных товарных продуктов к стоимости всей производимой продукции). Его можно определить по формуле: Коэффициент до 0,35 показывает невысокий уровень специализации, от 0,35 до 0,50 - средний, от 0,50 до 0 60 - высокий и свыше 0,60 характеризует углубленную специализацию.

В узкоспециализированных хозяйствах (птицефабриках, свинооткормочных хозяйствах, чаеводческих, виноградарских и др.) обычно развита одна товарная отрасль. В значительной части колхозов и совхозов производство основывается на сочетании главных, дополнительных и подсобных отраслей. Главной, или основной, отраслью является та, которая определяет направление, структуру производства. Она дает основную по размерам и удельному весу товарную продукцию. Дополнительные отрасли создаются также для получения товарной продукции, но они меньше по размерам, чем главные. Организуются они с целью наиболее полного использования производственных и трудовых ресурсов, всемерного роста и развития основных отраслей.

Размер и структура товарной продукции

Таблица №1

Вид продукции и отрасльТоварная продукция, тыс.руб.Структура товарной продукции, %Экономическое значение отраслей (главные и дополнительные)2008г.2009г.2008г.2009г.Зерно5582538524,619,4Картофель125020945,57,5Овощи130,1Итого по растениеводству6845753130,226,9ДополнительнаяКРС116010445,13,7Свиноводство1660,8Продукция переработки собственного сырья:144911945363,969,4Молоко124551877254,966,9Мясо20366819,02,5Итого по животноводству158172049769,873,1ГлавнаяВсего по хозяйству2665028150100100

Для расчета структуры товарной продукции, например, зерна, нужно выручку от продажи зерна разделить на выручку от продажи всей продукции хозяйства (Всего по хозяйству) и умножить на 100%. Аналогично производятся расчеты по остальным видам продукции. Для расчета структуры продукции отрасли растениеводства, нужно выручку от продажи продукции отрасли растениеводства разделить на выручку от продажи всей продукции хозяйства (Всего по хозяйству) и умножить на 100%. Аналогично производятся расчеты по структуре продукции отрасли животноводства. В сумме удельный вес продукции отраслей животноводства и растениеводства равен 100%.

Вывод:

Главной отраслью хозяйства является животноводство, т.к. в структуре товарной продукции - животноводство занимает наибольший удельный вес. Растениеводство является дополнительной отраслью, которая способствует развитию главной отрасли. Главная отрасль определяет специализацию хозяйства и его направления, т.е. хозяйство специализируется на производстве молока, т.к. продажа молока в структуре товарной продукции занимает наибольший удельный вес. Хозяйство мясного направления в течении 2-х лет не изменяло свою специализацию.

Для оценки уровня специализации производства в хозяйствах рассчитывают коэффициент специализации

100

Ксп =------------- , где

Уд*(2n-1)

100

Ксп.2008 = -------------------------------------------- = 0,62

(30,2*(2*2-1)) + (69,8*(2*1-1))

Высокая степень специализации хозяйства.

100

Ксп.2009 = --------------------------------------------- = 0,65

(26,9*(2*2-1)) + (73,1*(2*1-1))

Коэффициент специализации в 2008 г. составлял 0,62% , а 2009 г. коэффициент специализации вырос до 0,65%, что является высокой степенью специализации хозяйства.

Производственная структура определяется специализацией хозяйства, сочетанием отраслей и видов деятельности в нем .

Структура управления - это совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи по вертикали и горизонтали. Выделяют 2-,3-,4-ступенчатые и смешанные структуры управления.

Производственная структура «Суздальские зори» 2-х ступенчатая.

.3 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами

Трудовые ресурсы на предприятии - это объект постоянной заботы со стороны руководства предприятия. Особенно роль трудовых ресурсов возросла в период рыночных отношений, а инвестиционный характер производства, его высокая наукоёмкость, изменили требования к работнику - повысили значимость творческого отношения к труду. Сейчас основная задача предпринимателя - руководителя предприятия - хорошо подобранный трудовой коллектив, представляющий собой команду единомышленников и партнеров, способных понимать, осознавать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия. Известно, что основными факторами производства на предприятии являются: средства труда, предметы труда и кадры. Основная роль принадлежит кадровому потенциалу на предприятии. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на предприятии средства производства и насколько успешно работает предприятие в целом.

Таблица № 2

Категория работниковСреднегодовая численность, чел.Обеспеченность рабочей силой, %2008г.2009г.По сельскохозяйственному предприятию - всего21520796,3В том числе:- работники, занятые в с/х производстве - всего17717599,4Из них: - рабочие постоянные13113097,7Трактористы-машинисты272196,3Работники, занятые в обслуживании животноводства2323100Рабочие сезонные и временные55100Служащие444090,9Руководители10880Специалисты333193,9Работники, занятые в промыслах393282

Уровень обеспеченности рабочей силой предприятия = (фактическая среднегодовая численность работников: плановая среднегодовая численность работников) х 100%.

Вывод:

Из таблицы видно, что штат ЗАО Агрофирма «Суздальские зори» практически укомплектован за счет увеличения операторов машинного доения, дояров, скотников крупного рогатого скота, рабочих сезонных и временных. В целом по предприятию штат составляет 96,3%. Это говорит о том, что коллектив предприятия слаженный, получает достойную заработную плату. В текущем году на предприятии произошло изменение численности работников - это связано с приобретением нового оборудования и механический труд стал преобладать над ручным.

.4 Размер и структура основных фондов

Основные фонды - это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию. К ним относят фонды со сроком службы более одного года и стоимостью более 100 минимальных месячных заработных плат. Основные фонды подразделяются на производственные и непроизводственные фонды. Производственные фонды участвуют в процессе изготовления продукции или оказания услуг (станки, машины, приборы, передаточные устройства и т.д.). Непроизводственные основные фонды не участвуют в процессе создания продукции (жилые дома, детские сады, клубы, стадионы, поликлиники, санатории и т.д.). Основная задача на предприятии должна сводиться к тому, чтобы не допускать чрезмерного старения ОПФ, так как от этого зависят результаты работы предприятия.

В таблице № 3 проанализируем размер и структуру основных фондов в ЗАО Агрофирма «Суздальские зори» за 2008 и 2009 гг.

Размер и структура основных фондов

Таблица №3

ПоказателиНа конец года, тыс.руб.Структура, %2008 год2009 годотклонение2008 год.2009год.отклонение1234567Здания1727017270-41,332,1-9,2Сооружения5135525512012,39,8-2,5Машины и оборудование810414596649219,427,17,7Транспортные средства3537494314068,59,20,7Производственный и хозяйственный инвентарь3520583523158,4110,82,39Рабочий скот4096560,090,20,11Продуктивный скот4142583016889,810,81Другие виды основных средств94-940,2-0,2Итого418425382511983100100

При расчете структуры зданий необходимо стоимость зданий разделить на общую стоимость основных фондов и умножить на 100%. Аналогично производятся расчеты по структуре остальных видов средств.

При расчете отклонений из показателей отчетного года вычитают показатели предыдущего года.

Вывод:

Стоимость основных фондов увеличилась на 11983 тыс. руб. Стоимость зданий не увеличилась. Стоимость сооружений увеличилась на 120 тыс. руб. за счет модернизации и ремонта, покупки и ввода в эксплуатацию новых объектов. Стоимость машин увеличилась на 6492 тыс. руб. за счет покупки. Стоимость производственного и хозяйственного инвентаря увеличилась на 2315 тыс. руб. за счет покупки. Стоимость рабочего скота увеличилась на 56 тыс. руб. за счет перевода из младшей группы в старшую. Стоимость продуктивного скота увеличилась на 1688 тыс. руб.за счет перевод из младшей группы в старшую. Стоимость других видов основных средств уменьшилась на 94 тыс. руб. за счет продажи.

Наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают здания более 30%.

Таблица № 4.

Вид продукции и отрасль2008 г.2009 г.Отклонение +, -Себестоимость 1 ц, руб.Количество, цСтоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Себестоимость 1 ц, руб.Количество, цСтоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Стоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Зерно Картофель Итого по растениеводству325 39411200 14003640 552 41926,0 1,0 7,0325 39412600 14604095 575 46706,2 0,8 7,0+455 +23 +478+0,2 -0,2 -Молоко Прирост КРС Итого по животноводству482 663279631 274438382 18198 5658029,9 63,1 93,0482 663284130 297340550 19717 6026730,0 63,0 93,0+2168 +1519 +3687+0,1 -0,1 -Всего по хозяйству6077210064937100+4165-

Себестоимость 1 ц. валовой продукции берем из отчета о производстве и себестоимости продукции растениеводства и животноводства.

Стоимость валовой продукции = себестоимость 1ц * количество

Например, стоимость зерна: 325*11200=3640 т.р.

Стоимость картофеля : 394*1400=552 т.р, аналогично производятся расчеты по остальным видам продукции.

Для того чтобы рассчитать структуру валовой продукции, например, зерна, нужно стоимость зерна разделить на стоимость всей продукции хозяйства (Всего по хозяйству) и умножить на 100%. Например, структура зерна: 3640:60772*100= 6%

Аналогично производятся расчеты по остальным видам продукции.

Для расчета отклонений из показателей 2008 года вычитаем показатели 2007 года.

Вывод: В отчетном году стоимость валовой продукции увеличивается, это связано с повышением урожайности и продуктивности животных. Стоимость валовой продукции по растениводству в целом увеличилась на 478 тысяч рублей, по животноводству стоимость валовой продукции увеличилась на 3687 тысяч рублей.

.6 Основные экономические и производственные показатели работы предприятия.

Производственные показатели - это показатели, характеризующие результаты деятельности отраслей растениеводства и животноводства в натуральном выражении: урожайность сельскохозяйственных культур (ц/га), выход кормов (центнеры кормовых единиц с 1 га кормовой площади), продуктивность животных (среднегодовой надой молока на 1 корову, средняя годовая яйценоскость кур-несушек, среднесуточный привес, выход приплода на 100 голов маточного поголовья по видам скота и т.д.).

На основе данных показателей рассчитываются экономические показатели, уровень которых зависит не только от урожайности и продуктивности, но также от затрат на производство и реализацию, цен и прочих условий сбыта продукции. Экономические показатели рассчитываются по валовой и товарной продукции предприятия. Рассмотрим их более подробно.

Валовая продукция (ВП) - это вся произведенная за год продукция предприятия.

Прибыль предприятия (П) - это разница между его доходами и расходами. Если эта разница отрицательная (расходы превышают доходы), то предприятие находится в убытке.

Уровень рентабельности (УР) определяется как процентное отношение прибыли к полной (коммерческой) себестоимости.

Уровень рентабельности рассчитывается в целом по предприятию, его отраслям и отдельным товарным продуктам. По этому показателю можно также оценивать рентабельность затрат на конкретные мероприятия, направленные для повышения экономической эффективности производства.

В таблице 5 рассмотрим основные производственно-экономические показатели работы ЗАО «Суздальские зори» за 2008-2009 гг.

Производственно-экономические показатели работы предприятия.

Таблица № 5

№Показатели2008 г.2009г. Отклонения +,-1Урожайность основных сельскохозяйственных культур, ц с 1 га:Зерно19289Картофель79111322Продуктивность с/х животных Среднегодовой надой молока на 1 корову, ц50,262,0811,88Среднесуточный прирост молодняка КРС, г273,1513,2240,13Уровень производства А) на 100 га с/х угодий:Молока, ц296,4378,381.9Прироста молодняка КРС, ц1324,411,4Валовой продукции, тыс руб577,9667,489.5Товарной продукции, тыс руб548,6623,174.5Б) на 100 га пашни, цЗерна1058,71202,8144.1Картофеля94114,920.94Производительность и оплата труда, тыс. руб.:А) произведено валовой продукции с/ на 1 среднегодового работника, тыс.руб. 130,6 156,6 26Б) оплата труда на 1 работника в год , тыс. руб.47,5535,55Себестоимость 1 ц с/х продукции, руб.:Зерна325,313271,69Картофеля394,15283-111,15Молока482,5751532,43Прироста молодняка КРС66323204-34286Прибыль всего, тыс. руб-163849076545А) на 100га с/х угодий-33,4100133,4Б) на 1 работника-7,623,731.37Уровень рентабельности в целом по хозяйству, %21,821.8В растениеводстве32,432.4В животноводстве 1717

Вывод: Сравнительная характеристика производственных показателей работы хозяйства показывает, что в 2009 году урожайность зерновых культур увеличилась на 9 ц/га за счет правильного севооборота, рационального использования семян. Урожайность картофеля в 2009 году увеличилась на 32 ц/га за счет использования качественного семенного материала.

Среднегодовой удой на 1 корову в 2009 году увеличился на 11.88 ц за счет правильного рациона кормов. Среднесуточный прирост КРС в 2009году увеличился на 240.1 г за счет сбалансированного кормового рациона.

Производство молока на 100 га с/х. угодий в 2009 году увеличилось на 81.9 ц за счет увеличения валового надоя молока.

Прирост КРС на 100 га с/х. угодий увеличился на 11,4 ц. за счет увеличения прироста живой массы.

Стоимость валовой продукции на 100 га с/х угодий в 2009 году увеличилась на 89.5 тыс. руб. за счет увеличения стоимости ВП.

Стоимость товарной продукции в 2009 году увеличилась на 74.5 тыс. руб. за счет увеличения ТП.

Производство зерна на 100 га пашни в 2009 году увеличилось на 144.1 ц за счет увеличения валового сбора зерна

Производство картофеля на 100 га пашни увеличилось на 20.9 ц за счет увеличения валового сбора картофеля.

Производство ВП на 1 среднегодового рабочего увеличилось на 26 руб. за счет увеличения ВП и уменьшения численности рабочих. .

Среднегодовая заработная плата 1 рабочего увеличилась на 5.5 тыс. руб. за счет увеличения фонда заработной платы и уменьшения численности .

Себестоимость зерна в 2009 году увеличилась на 1,69 руб. за счет превышения темпа роста затрат над темпом роста валовой продукции.

Себестоимость картофеля в 2009 году уменьшилась на 111,15 руб. за счет уменьшения затрат и увеличения валовой продукции.

Себестоимость молока в 2009 году увеличилась на 32,43 руб. за счет превышения темпа роста затрат над темпом роста валовой продукции.

Себестоимость прироста КРС в 2009 году уменьшилась на 3428 руб. за счет превышения темпа роста валовой продукции над темпом роста затрат.

Прибыль на 100га с/х угодий увеличилась в 2009 году на 133,4 тыс. руб. за счет увеличения прибыли. Прибыль увеличилась за счет увеличения цены реализации.

Прибыль на 1 работника в 2009 году увеличилась на 31.3 тыс. руб.за счет увеличения прибыли и уменьшения численности работников.

В 2009 году уровень рентабельности составил 21,8% т.е. на 1 руб. затрат получена 21 коп. прибыли.

Расчеты:

г.:

Среднегодовой надой молока на одну корову = 3321000/662=5020 кг.

Среднесуточный прирост молодняка КРС = 92703800/(930*365)= 273,1 гр.

г.:

Среднегодовой надой молока на одну корову = 4177980/673=6208 кг.

Среднесуточный прирост молодняка КРС = 190877042/ (1 019 · 365) = 513,2 гр.

Уровень производства на 100 га с/х угодий:

г.:

молоко = (7766/2620) · 100 га = 296,4 ц.

прирост молодняка КРС = (340,6/2620) · 100 га = 13 ц.

валовая продукция = (15141/2620) · 100 га = 571,9 тыс. руб.

товарная продукция = (14373/2620) · 100 га = 548,6 тыс. руб.

г.:

молоко = (9912/2620) · 100 га = 378,3 ц.

прирост молодняка КРС = (639,3/2620) · 100 га = 24,4 ц.

товарная продукция = (16325/2620) · 100 га = 623,1 тыс. руб.

Уровень производства на 100 га пашни:

г.:

зерна = (22974/2170) · 100 га = 1058,7 ц.

картофеля = (2040/2170) · 100 га = 94 ц.

г.:

зерна = (2610/2170) · 100 га = 1202,8 ц.

картофеля = (2493/2170) · 100 га = 114,9 ц.

Производительность и оплата труда:

г.:

Производство валовой продукции на 1 среднегодового работника = 11362/ 87= 130,6 тыс. руб.

Оплата труда на 1 работника в год = 4132500/87 = 47,5 тыс. руб.

г.:

Производство валовой продукции на 1 среднегодового работника = 13938/ 89 = 156,6 тыс. руб.

Оплата труда на 1 работника в год = 4717000/89 = 53 тыс. руб.

г.:

Предприятие имело убыток.

г.:

Прибыль = 13222 - 8315 = 4907 тыс. руб.

Прибыль на 100 га с/хоз угодий = (4907/2620) · 100 га = 187,3 тыс. руб.

Прибыль на 1 работника = 4907/89 = 55,1 тыс. руб.

Уровень рентабельности в целом по хозяйству = (22 860 : 41 052) · 100% = 55,7%.

Уровень рентабельности в растениеводстве = (835-697) · 100% = 19,8%

Уровень рентабельности в животноводстве = (12387-7618) · 100% = 62,6%.

предпринимательский экономический маркетинговый

Раздел 2. Формы и виды предпринимательской деятельности

.1 Современные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их краткая характеристика

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности установлены Гражданским кодексом РФ, а механизм создания и функционирования отдельных из них - федеральными законами. К организационно-правовым формам предпринимательской деятельности относятся следующие виды коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. К малым и совместным предприятиям, которые могут создаваться в различных организационно-правовых формах, относятся коммерческие организации по установленным законодательством критериям (признакам). Индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, поэтому они не могут быть отнесены к какой-либо организационно-правовой форме. Не относится к организационно-правовой форме простое товарищество. В соответствии с ГК РФ оно учреждается без образования юридического лица. Сложные предпринимательские организации как объединения могут создаваться в различных организационно-правовых формах, но на практике, как правило, учреждаются в форме акционерного общества. К сложным предпринимательским организациям относятся концерны, картели, консорциумы, холдинги, финансово-промышленные группы и др.

Хозяйственные товарищества.

Предпринимательская деятельность в своей индивидуальной форме обладает весьма ограниченными возможностями, распространяясь в основном на малый бизнес. Для более крупного предпринимательства приходится соединять усилия нескольких лиц, переходить к коллективному предпринимательству. Объединение участников предпринимательской деятельности партнеров для совместного бизнеса называют товариществом. Участие партнеров в товариществе принято скреплять письменным соглашением, или договором. В целях более тесного и прочного союза товарищество оформляется как предприятие.

Хозяйственными товариществами являются коммерческие организации с разделенным на доли складочным капиталом. Вкладом в имущество хозяйственного товарищества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Участники хозяйственных товариществ вправе участвовать в управлении делами, получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться с его документацией, принимать участие в распределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами или денежный эквивалент стоимости.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товариществ, на вере (коммандитного товарищества). Участники полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

Полным товариществом признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенными договорами занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем принадлежащим имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.

Полное товарищество создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми его участниками (полными товарищами). В учредительном договоре должны предусматриваться: порядок совместной деятельности по созданию товарищества; условия передачи ему имущества и участия в его деятельности; условия и порядок распределения прибыли и убытков между участниками, выхода учредителей из состава товарищества.

Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник полного товарищества имеет право действовать от имени товарищества, но при совместном ведении дел товарищества его участниками для совершения каждой сделки требуется согласия всех участников товарищества.

Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительном договором или иным соглашением участникам. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Ликвидируется полное товарищество по основаниям, по которым ликвидируются в соответствии с гражданским законодательством юридические лица, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник.

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Товарищество на вере создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами. Учредительный договор товарищества на вере должен содержать следующие обязательные сведения: наименование товарищества на вере; условия о размере и порядок изменения долей каждого полного товарища в складочном капитале; размеры, состав, сроки и порядок внесения ими вкладов, их ответственность за нарушение обязанностей по внесению вкладов; совокупный размер вкладов, вносимых вкладчиками.

Управление деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами, а вкладчики не имеют права участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел имущества. Вкладчики должны внести вклад в складочный капитал, что удостоверяется свидетельством об участии, выдаваемым вкладчику товариществом.

Товарищество на вере сохраняется, если в нем остаются по крайне мере один полный товарищ и один вкладчик. Оно ликвидируется по основаниям ликвидации полного товарищества. По выбытии всех вкладчиков товарищество на вере может быть преобразовано в полное товарищество. При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное перед полными товарищами право на получение вкладов из имущества товарищества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов.

Общество с ограниченной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники общества, внесшие вклады в уставной капитал общества не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной стоимости вклада каждого участника общества.

Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Общество может быть создано одним лицом, которое становится единственным участником. Максимальное число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае превышения этого предела численности общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Учредительными документами являются учредительный договор и устав. Уставной капитал общества составляется из номинальной стоимости долей участников. Уставной капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Вкладом в уставной капитал могут быть деньги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров общества.

Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленным ГК РФ, Федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общество с дополнительной ответственностью.

Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами общества.

При банкротстве одного из участников общества его ответственность по обязательствам общества распределяется между участниками пропорционально их вкладов, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительным документами общества.

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

Учредительными документами общества с дополнительной ответственностью являются учредительный договор и устав, в которых состав сведений устанавливается применительно к обществу с ограниченной ответственностью, за исключением положений, изложенных выше.

Акционерные общества

В соответствии с Федеральным законом акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственный права участников общества (акционеров) по отношению к акционерному обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытом или закрытом, что отражается в его уставе и в фирменном наименовании.

Открытым акционерным обществом является общество, которое вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований федерального закона. Число акционеров открытого общества не ограничено. Минимальный размер уставного капитала открытого общества должен быть равен не менее чем тысячекратной сумме минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества.

Закрытым акционерным обществом является общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее установленного круга лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число акционеров закрытого общества превысит 50, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое. Размер уставного капитала открытого акционерного должен быть не менее 100 МРОТ.

Народные предприятия.

В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» народное предприятие может быть создано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, путем преобразования любой коммерческой организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и открытых АО, работникам которых принадлежит менее 49% уставного капитала. Важно, что создание народного предприятия иным способом не допускается. В соответствии с установленным законодательством РФ порядком и учредительными документами данной коммерческой организации ее участники принимают решение о преобразовании организации в народное предприятие. Такое решение должно быть принято не менее чем тремя четвертями голосов работников коммерческой организации от их списочной численности, которые в установленном порядке дают согласие на создание народного предприятия.

Номинальная стоимость одной акции народного предприятия определяется общим собранием акционеров народного предприятия, но не может быть более 20% минимального размера оплаты труда.

Среднесписочная численность работников народного предприятия не должна составлять менее 51 человека. При снижении этой численности оно обязано в течение одного года увеличить численность работников до 51 человека, либо преобразоваться в коммерческую организацию любой формы. Общее число акционеров народного предприятия не должно превышать 5 тысяч.

Производственные кооперативы.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном и ином участии и объединении его членами. Число членов кооператива не может быть менее чем 5 человек. Членами (учредителями) кооператива могут быть граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Член кооператива обязан внести паевой взнос в имущество кооператива. Паевым взносом члена кооператива могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе и имущественные права, а также иные объекты гражданских прав. Органами управления кооперативом являются общее собрание его членов, наблюдательный совет и исполнительные органы - правление и (или) председатель кооператива.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов избирает ревизионную комиссию в составе не менее трех членов кооператива. Ревизионная комиссия кооператива осуществляет проверку финансового состояния кооператива по итогам работы за финансовый год, проводит проверку финансово-хозяйственной деятельности кооператива по поручению общего собрания.

Кооператив может быть добровольно реорганизован в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования по решению общего собрания членов кооператива. Кооператив может быть ликвидирован по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо в случае осуществления деятельности, запрещенной законом, либо неоднократных или нарушений закона, а также иных правовых актов.

Унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

.2 Общее понятие предприятия и предпринимательской деятельности

Предпринимательство - это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

Российский рынок представляет собой не самую благоприятную среду для деловых начинаний, однако искусство предпринимательства в том и состоит, чтобы использовать себе на пользу не только преимущества, но и трудности, превращать поражение в победу. Экономическая нестабильность увеличивает риск, она же повышает шансы того, кто умеет правильно оценить ситуацию, прогнозировать потери и прибыли.

История России показывает, что именно в бурные, переломные времена зарождались знаменитые предпринимательские династии. Новое поколение крупных российских предпринимателей появилось на сцене после отмены крепостного права в 1868 - 1872 годы.

Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни, возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а главное - новых знаний.

За терминами «предпринимательство» и «предприниматель» стоит предприятие - сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой производить продукцию, работы и услуги. Деятельность предприятия как субъекта рыночных отношений протекает в условиях жестокой конкуренции между товаропроизводителями. Именно конкурентная рыночная среда создает наиболее благоприятные условия для экономического развития, как отдельного предприятия, так и общества в целом и является движущей силой социального и экономического прогресса.

Предприятие - это организация в форме завода, фабрики, шахты, фермы, небольшого или крупного магазина, которое выполняет одну или несколько специфических функций по производству и распределению разнообразных товаров и услуг. Его основные черты:

организационное единство: предприятие - это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;

определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;

обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;

имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;

предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;

выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);

экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых человек выделяют:

малые предприятия (не более 99 человек);

средние предприятия (не более 499);

крупные предприятия (свыше 500 человек).

Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:

тип собственности (частные или государственные);

характер и содержание деятельности;

объем и ассортимент выпускаемой продукции;

способы и методы ведения конкурентной борьбы;

способ вхождения в различные союзы и объединения;

организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Рыночная среда заставляет предприятие работать рентабельно, если оно не хочет покинуть сферу бизнеса. Режим рентабельности предполагает, что целью функционирования и главным результатом деятельности предприятия в рыночных условиях является прибыль. Нужно производить только те товары и услуги, которые удовлетворяют насущные потребности людей. Работа в условиях рынка требует от предпринимателей и менеджеров высокой компетентности при осуществлении бизнеса.

Понятие предпринимательского риска получает свое развитие в 17 веке, когда предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции. Поскольку стоимость контракта была ранее оговорена, размеры прибылей или убытков определяла удачливость самих предпринимателей. В экономической литературе понятие предприниматель впервые появилось во «Всеобщем словаре коммерции» изданном в Париже в 1723г., где под ним понимается человек, берущий на себя «обязательство по производству или строительству объекта».

В качестве научного термина понятие предприниматель появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.

.3 Организация службы маркетинга на предприятии

В рыночной экономике предприятие должно обеспечить себе определенный уровень доходов. Таким образом, оно может существовать только в том случае, если все время развивается, идет в ногу с прогрессом. Исходя из этого, оно должно обеспечивать аккумулирование средств, позволяющих содержать себя, осуществлять обновление и усовершенствование своего производственного аппарата, и соответственно вести расширенное воспроизводство. Такое аккумулирование предприятие может обеспечить только при успешной реализации своего продукта на рынке.Чтобы сознательно влиять на ход продажи своего продукта на рынке, а тем самым и на обеспечение дохода, необходимо занять по отношению к рынку активную позицию. Маркетинг и есть олицетворение такой активной позиции.

Маркетинг представляет собой процесс планирования производственно-сбытовой деятельности предприятия на основе изучения законов рынка в целях реализации товаров и услуг и получения прибыли в условиях конкуренции.

Маркетинг необходим при следующих условиях:

при насыщении рынка товарами, т.е. при повышении предложения над спросом;

острой конкуренции, усилении борьбы за покупателями;

свободных рыночных отношениях, т.е. возможности без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.;

полной самостоятельности предприятий.

Служба маркетинга - самостоятельное структурное подразделение предприятия, которое состоит из отдела маркетинга и развития, отдела внешней экономической деятельности. Служба маркетинга создается приказом генерального директора в соответствии с утвержденной структурой.

В своей деятельности отделы руководствуются действующим законодательством, приказами, распоряжениями по предприятию, стандартами и настоящим положением.

Служба маркетинга создана с целью:

максимальной адаптации производства к требованиям рынка, повышения эффективности функционирования предприятия;

воздействия на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств в целях формирования его в необходимых для предприятия направлениях;

развития и поощрения на предприятии творческого подхода к решению возникших в результате проведения маркетинговых исследований технических и хозяйственных проблем, и в первую очередь, по совершенствованию и повышению качества продукции и услуг;

обеспечение целевого управления процессом производства;

Поставленные перед службой цели достигаются решением следующих задач:

комплексного изучения рынка;

выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей рынка;

планирование товарного ассортимента и цен;

разработки мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

разработки мер по совершенствованию управления и производства.

Некоторые деятели рынка считают, что основная цель системы маркетинга - обеспечить максимально возможное разнообразие товаров и предоставить потребителю максимально широкий выбор. Система должна дать потребителю возможность найти товары, которые наиболее полно отвечают его вкусу.

РАЗДЕЛ 3. Перспективы развития предприятия

.1 Основные разделы и показатели плана развития предприятия

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т. е. от прогнозирования.В течение ряда лет в нашей стране разрабатывался долгосрочный прогноз научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий. На его основе формировался прогноз развития отдельных отраслей всего народного хозяйства. Однако эти прогнозы достаточно достоверными не были, и результат - состояние экономики сейчас. Поэтому особенно необходимо изучение мирового опыта разработки и использования прогнозов экономической деятельности и применение его с учетом специфики отечественного развития.В этих условиях формирование предприятиями производственных программ будет осуществляться на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе и на государственные нужды, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. Таким образом, эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики возможна лишь при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятий.

3.1.1 Изменение численности работников

Таблица № 6.

Категория работниковСреднегодовая численность, чел.Отклонение, +,-2008г.2009г.По сельскохозяйственному предприятию - всего207215+8В том числе:- работники, занятые в с/х производстве - всего175183+8Из них: - рабочие постоянные130130-Трактористы-машинисты2123+2Работники, занятые в обслуживании животноводства2325+2Рабочие сезонные и временные55-Служащие4040-Руководители88-Специалисты3131-Работники, занятые в промыслах3232-

Вывод: Из таблицы видно, что предприятие ЗАО Агрофирма «Суздальские зори» увеличило численность работников. По некоторым категориям работников наблюдается превышение фактической численности работников над плановой, что связано с расширением производства.

.1.2 Техническое оснащение отросли на перспективу

Проведенные в прошлом месяце специалистами в области сельского хозяйства исследования подтверждают, что техническое оснащение этой отрасли остается одной из самых основных задач в данной сфере. И хотя качественный отечественный или импортный мини трактор в продаже <#"justify">.1.3 Изменения в размере и структуре валовой и товарной продукции

Таблица № 7.

Вид продукции и отрасль2009г.2010г.Отклонение +, -Себестоимость 1 ц, руб.Количество, цСтоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Себестоимость 1 ц, руб.Количество, цСтоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Стоимость валовой продукции, тыс. руб.Структура валовой продукции, %Зерно Картофель Итого по растениеводству325 39412600 14604095 575 46706,2 0,8 7,0327 96413000 15004251 591 48426,4 0,9 7,3+131 +16 +147+0,2 +0,1 +0,3Молоко Прирост КРС Итого по животноводству482 663284130 297340550 19717 6026730,0 63,0 93,0490 663285000 300041650 19896 5154630,0 62,7 92,7+426 +179 +605- -0,3 -0,3Всего по хозяйству6493710066388100+755-

Расчеты: стоимость валовой продукции = себестоимость * количество.

Например стоимость валовой продукции зерна = 325*12600= 4095т.р.

Стоимость валовой продукции картофеля = 394*1460= 575 т.р.

Аналогично производятся расчеты по остальным видам продукции.

Вывод: Увеличение объема продукции в будущем году ведет к тому, что увеличивается стоимость валовой продукции за счет увеличения урожайности и поголовья стада. Стоимость валовой продукции по растениеводству увеличилась на 147 т. р., по животноводству на 605 т. р.

Увеличения в размере и структуре товарной продукции.

Таблица № 8.

Вид продукции и отрасль20092010Отклонение +, -Цена реализации за 1 ц, руб.Количество, цСтоимость товарной продукции, тыс. руб.Структура товарной продукции, %Цена реализации за 1 ц, руб.Количество, цСтоимость товарной продукции, тыс. руб.Структура товарной продукции, %Стоимость товарной продукции, тыс. руб.Структура товарной продукции, %Зерно Картофель Итого по растениеводству480 42012600 14606048 613 66616,7 0,7 7,4557 48713000 15007240 730 79706,8 0,7 7,5+1192 +117 +1309+0,1 - +0,1Молоко Прирост КРС Итого по животноводству760 670084130 297363939 19919 8385822,0 70,6 92,6878 1003385000 300074600 30100 9470021,9 70,6 92,5+10661 +10181 +10842-0,1 - -0,1Всего по хозяйству90519100104700100+14181-

Вывод: Из таблицы видно, при увеличении стоимости товарной продукции, увеличивается цена реализации, это говорит о том, что увеличивается прибыль, а значит и рентабельность.

Расчеты: для нахождения цены реализации, стоимость товарной продукции * количество, ц.

Например, цена реализации зерна = 7240:13000= 557р.

Цена реализации картофеля = 730:1500= 487 р. Аналогично производятся расчеты по остальным видам продукции.

Структура находится путем деления стоимости товарной продукции на итог (всего по хозяйству) за отчетный период.


.2 Задачи развития маркетинговой службы. Подготовка менеджеров предприятия и их задачи

Для повышения эффективности функционирования предприятия и воздействия на потребительский спрос служба маркетинга должна решать следующие задачи:

исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, предлагаемую к производству;

ориентация разработчиков новой продукции на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

анализ конкурентоспособности продукции предприятия предлагаемой к производству, сопоставление ее цены с аналогичными показателями конкурирующей продукции;

выполнение расчетов и подготовка исходных данных для составления расчетной калькуляции изделий в стадии маркетинговых исследований;

составление предварительной сметной калькуляции товарной продукции и проекты цен на выпускаемую продукцию, участие в технико-экономическом обосновании освоения новых видов продукции, новой техники, прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производственных процессов;

участие в разработке мероприятий по снижению себестоимости продукции, выявление и ликвидация экономически необоснованных расходов;

контроль внедрения мероприятий с позиции экономической эффективности новой техники и технологии, влияющих на цену продукции;

выдача предложений по улучшению качественных характеристик продукции, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции;

организация работ по анализу ценовой политики со сторонними организациями являющимися поставщиками сырья для производства продукции;

оформление и отправка заявок, поиск инвесторов, подготовка и участие в ярмарках, в том числе международных инвестиционных проектов;

разработка стратегии маркетинга с учетом потребностей в данной продукции, емкости рынка, меняющегося платежеспособного спроса, конкуренции;

разработка стратегии рекламы по каждому товару и плана проведения рекламных мероприятий;

обеспечение участия предприятия в центральных и региональных выставках и ярмарках, подготовка необходимых документов и материалов;

изучение и использование передового опыта рекламы и стимулирования сбыта;

анализ состояния реализации продукции предприятия, выявление продукции, не имеющей достаточного сбыта, определение причин этого;

подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов маркетинговых исследований;

подготовка материалов маркетинговых исследований для разработки бизнес-плана на вновь осваиваемую продукцию;

-подготовка, согласование и заключение согласований о намерениях, договоров на поставку продукции и других видов договоров и протоколов, необходимых для предприятия.

.3 Планирование сбытовой политики предприятия

В условиях радикальных изменений в экономике, связанных со становлением рынка, повышается роль предприятии как субъектов рыночных отношений. В рамках этих отношений принципиально меняются их экономическое поведение и содержание сбытовой деятельности. В настоящее время предприятия в своей сбытовой деятельности меньше рассчитывают на помощь извне, а больше - на собственный потенциал и на совместные с другими субъектами рынка действия.

Функционирование промышленных предприятий в условиях рыночной экономики требует принципиально нового подхода к решению рыночных проблем, использованию более совершенных методов коммерческой работы. Хозяйственная деятельность предприятий в сфере товарного обращения в современных условиях должна быть, прежде всего, направлена на выработку и последовательное проведение в жизнь активной сбытовой деятельности, способствующей решению триединой задачи: полному удовлетворению общественных и индивидуальных потребностей в соответствующей продукции, ускорению реализации товаров и оборачиваемости вложенных в них оборотных средств и усилению рыночных позиций предприятия.

Хотя сбыт и является завершающей стадией всей производственно-коммерческой деятельности предприятия, он выполняет одну из важнейших функций в рыночных условиях - функцию обратной связи. Процедуры планирования сбыта являются исходным этапом производственной стадии, обеспечивая возможность производить пользующуюся спросом продукцию на основе изучения рыночной конъюнктуры. Поэтому одной из важных предпосылок обеспечения конкурентоспособности продукции предприятия является умение построенная система управлением сбытом.

Выводы и предложения

Объектом анализа выступал ЗАО «Суздальские зори» Суздальского района. Хозяйство специализируется на производстве зерна и молока. Основной отраслью является отрасль животноводства, дополнительной - растениеводства. - ЗАО «Суздальские зори» хозяйство с высоким уровнем специализации.

Хозяйство специализируется на производстве зерна и молока. Основной отраслью является отрасль животноводства, дополнительной - растениеводства. - ЗАО «Суздальские зори» хозяйство с высоким уровнем специализации. Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране и наличия большого числа конкурентов ЗАО Агрофирма «Суздальские зори» продолжает динамично развиваться и имеет устойчивое положение на рынке. Руководство предприятия осуществляет внедрение инновационных технологий, постоянно расширяет ассортимент продукции, ведет строгую кадровую политику.

Сегодня ЗАО Агрофирма «Суздальские зори» - крупное предприятие с большим оборотом‚ современным производством и серьезными перспективами развития. Мощности комбината‚ грамотная инвестиционная политика и строгий контроль над качеством выпускаемой продукции позволяют коллективу успешно реализовывать свою продукцию. В условиях рынка существенно усиливается роль планирования на уровне предприятия. Прежде всего, планирование деятельности предприятий выступает основой их экономической независимости, свободного производства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Свободно устанавливаемые конкурирующими субъектами рынка (производителями и потребителями) цены на все товары и ресурсы позволяют предприятиям самостоятельно решать, какие товары и в каких количествах им производить в предстоящем плановом периоде. При этом каждое предприятие стремится к максимизации прибыли за счет удовлетворения своей продукцией покупателей, запросы и требования которых становятся, по сути, будущими планами производства. Е. Болотова отмечает, что планирование позволяет контролировать бизнес и управлять им и предотвращает ситуацию, когда обстоятельства управляют бизнесом. Осуществляя планирование своей деятельности, предприятие уменьшает неопределенность, связанную с функционированием в рыночных условиях. Любое предприятие, работающее в условиях рынка, не обладает точными данными о своем будущем, оно не может предсказать изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планируя свою деятельность, оно «проясняет» внутренние и внешние условия деятельности, будущее становится более определенным. Получается, что там, где есть планирование, неопределенность уменьшается. Планирование, как верно утверждает М. Алексеева, становится инструментом преодоления неопределенности.

Внутрифирменное планирование способствует согласованию деятельности всех структурных подразделений. В ходе функционирования предприятия в отдельных его подразделениях могут приниматься решения, слабо увязанные с деятельностью других подразделений, что приведет к возникновению неразрешимых ситуаций. Так, например, может случиться, что отделом сбыта в целях увеличения реализации продукции заключаются договора на объемы поставок, превышающие производственные возможности предприятия. И как бы при этом ни стремились производственники, предприятие не в состоянии будет выполнить заказ, что влечет немало негативных последствий (увеличение задолженности перед заказчиками, выплата неустоек и т.п.). Устранению подобных рассогласований в работе способствует планирование деятельности как предприятия в целом, так и всех его подразделений.

Благодаря планированию, предприятие может выбирать кратчайшие пути рационального использования ограниченных производственных ресурсов, повышения конкурентоспособности, доходности. Любой просчет в распределении ресурсов может стать существенной преградой на пути достижения целей фирмы.

Дальнейшее развитие теории и практики планирования позволят добиться высоких результатов развития страны, улучшить благосостояние ее граждан.

Список использованной литературы

1.Арустамов Э.А. Организация предпринимательской деятельности: учеб. Пособие / Э.А. Рустамов, А.Н. Пахомкин, Т.П. Митрофанова. - М.: Издаетльско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.- 336 с.

.Беспалов М.В. Развитие предпринимательской деятельности на основе построения эффективной налоговой политики в условиях нестабильной экономики / М.В. Беспалов // Финансы и кредит. - 2009. - №43.- С. 45-63.

.Вайсман Е.Д. Финансовая устойчивость как критерий конкурентоспособности предприятия / Е.Д. Вайсман // Финансы и кредит. - 2009.- №45. - С. 37-43

.Григорьева Е.М. Теоретические аспекты формирования ценовой политики финансовых предпринимательских структур / Е.М. Григорьева // Финансы и кредит.- 2007.- №30.- С. 15-19

.Давыдова Л.В. Малое предпринимательство в реформируемой экономике: роль и значение / Л.В. Давыдова // Финансы и кредит.- 2007.- №13.- С. 48-53

.Виды и формы предпринимательской деятельности // Экономика предприятий: учеб./ под ред. В.Я. Горфинкеля.- М.: Юнити-ДАНА, 2008.- С. 56-71.

.Виды предпринимательской деятельности // Организация предпринимательской деятельности: учеб./ под ред. С.И. Грядова.- М.: КолосС, 2003.- С.21-36.

.Никулина О.В. Перспективы развития деятельности современных предприятий в условиях инновационной экономики / О.В. Никулина // Финансы и кредит.- 2009.- №37.- С. 37-44.

.Предпринимательство: учеб./ М.Г. Лагуста (и др.).- М.: ИНФРА-М, 2002.- 448 с.

.Романенко И.В. Экономика предприятия: учеб. пособие/ И.В. Романенко.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 202 с.

.Сергеев И.В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / И.В. Сергеев.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 576 с.

.Скляренко В.К. Экономика предприятия / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 528 с.

.Субъекты и виды предпринимательской деятельности // Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко.- М.: ИНФРА-М, 2006.- С. 23-25.

.Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах): учеб. пособие/ под ред. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 256 с.

1.5.Размер и структура валовой продукции.

Похожие работы на - Предприятие в условиях рыночной экономики. По материалам: ЗАО Агрофирма 'Суздальские зори'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!