Современное состояние и перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
. Теоретические аспекты исследования производства
транспортных средств и оборудования как вида экономической деятельности
.1 Производство транспортных средств и оборудования как вид
экономической деятельности: понятие, сущность, структура
.2 Факторы и условия функционирования и развития производства
транспортных средств и оборудования в стране
. Особенности развития производства транспортных средств и
оборудования
.1 Общая характеристика производства транспортных средств и
оборудования в России
.2 Тенденции и факторы развития производства транспортных
средств и оборудования в России
.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие
функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в
стране
. Перспективы развития транспортных средств и оборудования в
России
.1 Стратегические направления развития производства
транспортных средств и оборудования в стране
.2 Основные направления государственной политики в сфере
производства транспортных средств и оборудования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Производство транспортных средств и оборудования - это уникальная отрасль
промышленного производства, определяющая уровень развития не только всех
остальных отраслей промышленности, но и всей экономики в целом, фундамент
экономического развития, на котором возможно развитие всех остальных секторов и
отраслей. Производство транспортных средств и оборудования по числу занятых и
по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой
промышленности. Уровень развития производства транспортных средств и
оборудования является одним из важных показателей уровня развития страны.
Производство транспортных средств и оборудования определяет отраслевую и
территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает транспортными
средствами и оборудованием все отрасли экономики. Продукция данной отрасли
является третьей статьей российского экспорта, именно поэтому исследуемая тема
курсовой работы сегодня особенно актуальна.
В курсовой работе рассматривается структура производства транспортных
средств и оборудования как одна из основных составных частей производственного
комплекса России, поэтому в работе нередко рассматриваются как показатели
производства транспортных средств и оборудования в целом, так и показатели по
конкретным отраслям и анализируется их развитие и структура.
В первой главе описывается значение производства транспортных средств и
оборудования, его место в народнохозяйственном комплексе, взаимосвязь с другими
отраслями народного хозяйства путём анализа нескольких статистических данных:
число предприятий, численность производственного персонала, объём выпуска
продукции и индекс промышленного производства, также в главе рассматриваются
общие закономерности и принципы размещения предприятий, производящих
транспортные средства и оборудование, где более подробно анализируется влияние
конкретных факторов: сырьевой, потребительский, трудовой, транспортный и т.д.
Во второй главе анализируется динамика объемов производства, расположение
главных предприятий, производящих транспортные средства и оборудование, а так
же более подробно рассматриваются такие показатели, как: экспорт, импорт машин
и оборудования, динамика затрат, общий объём производства и т.д.
В третьей главе анализируются проблемы развития в современных условиях и
возможные пути их решения, рассматриваются целевые программы конкретных видов
производств, а также перспективы развития отрасли с позиции научно-технического
прогресса и передового отечественного и зарубежного опыта.
) Раскрыть понятия и охарактеризовать сущность и структуру
производственного комплекса транспортных средств и оборудования как вида
экономической деятельности;
) Систематизировать факторы и условия функционирования и развития
производства транспортных средств и оборудования в стране;
) Выявить тенденции и факторы развития машиностроительного
комплекса в России;
) Обосновать стратегические направления развития и обозначить
основные направления государственной политики в сфере машиностроения.
Объект исследования - производство транспортных средств и оборудования
как вид экономической деятельности, осуществляемый в рамках национальной
экономики. Предмет - тенденции, факторы и перспективы развития производства
транспортных средств и оборудования.
В работе используются материал из таких источников как курсы лекций,
книги, учебники, журналы, статистические сборники и данные из Интернета.
Преимущественно теоретическая основа состоит из учебников и книг по
экономической и социальной географии, а также по экономике машиностроения.
Цифровой материал заимствован из статистических сборников, электронные варианты
которых находятся в Интернете.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста,
заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы
изложено на 42 страницах машинописного текста, и включает 7 рисунков, 4
таблицы. Список литературы состоит из 16 источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И
ОБОРУДОВАНИЯ КАК ВИДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1
Производство транспортных средств и оборудования как вид экономической
деятельности: понятие, сущность, структура
Производство транспортных средств и оборудования - ведущая отрасль
промышленности. Это обусловлено в первую очередь тем, что предприятия,
производя транспортные средства и оборудование в государственных целях, создают
машины и оборудование, используемые в других отраслях и, тем самым, создают
условия для развития всех других отраслей промышленности; обеспечивают
занятость значительной доли трудовых ресурсов; являются отражением степени
развития производительных сил в регионе; дают существенный толчок развитию
прогрессивных технологий. Можно сказать, что экономика всей страны напрямую
зависит от состояния данного промышленного комплекса.
Производство транспортных средств и оборудования отличается широким
развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной
мере на производственном кооперировании, его связи с другими межотраслевыми
комплексами служат одним из важнейших условий функционирования хозяйства страны
в целом.
Выпуская транспортные средства оборудование, предприятия реализуют
достижения научно-технического прогресса, обеспечивают комплексную механизацию
и автоматизацию производства. На них приходится более 1/4 стоимости
промышленно-производственных основных фондов и около 1/5 объема выпускаемой
промышленностью продукции.
Структура отечественного комплекса производства транспортных средств и
оборудования характеризуется явным преобладанием производства средств
производства для тяжелой индустрии и высокой степенью милитаризации. Доля
военной техники весьма значительна при заметном отставании выпуска
потребительских товаров и оборудования для непроизводственной сферы.
Спад производства в производстве транспортных средств и оборудования,
происшедший при переходе к рыночной экономике охватил, прежде всего, те
отрасли, которые дают преимущественно технологическое оборудование для
хозяйства. В то же время производство транспортных средств и оборудования
обладает необходимым производственным потенциалом для выпуска автомобилей,
строительно-дорожных и подъемно-транспортных машин, горнорудного и
металлургического оборудования. Несмотря на кризисную ситуацию, относительную
стабильность и рост показывает, например, автомобильная промышленность
(Приложение А).
Производство транспортных средств и оборудования представляет собой самую
сложную и дифференцированную отрасль промышленности. В зависимости от целевого
назначения выпускаемой продукции, оно делится на энергетическое, транспортное,
сельскохозяйственное, строительно-дорожное производство машин и оборудования,
производство технологического оборудования для промышленности и другие группы.
Производство транспортных средств и оборудования может быть рассмотрено
по стадиям технологического процесса на заготовку, механическую обработку и
сборку. Заготовка во многом предопределяет металлоемкость выпускаемых изделий и
одновременно - степень автоматизации механической обработки и сборки. Сейчас
она представлена отчасти специализированными предприятиями, в большинстве же
своем - раздробленными цехами и участками при заводах самого разного профиля.
Также стоит отметить возрастающую долю предприятий, производящих транспортные
средства и оборудование в РФ (в 2005г. по сравнению с 1971г. увеличилась на
10%). Рост выпуска продукции и сокращение промышленно-производственного
персонала даёт понять, что развивается механизация и автоматизация
производства, что влияет на общее развитие НТП в России (Приложение Б).
Также видно, что при существенном подъеме объема промышленной продукции
виден и рост производства транспортных средств и оборудования как существенной
её части (рис. 1).
Рисунок 1 - Объем промышленной продукции, млн.руб.
С точки зрения особенностей размещения производства и рассмотрения
технологического процесса отрасли производства транспортных средств и
оборудования классифицируются следующим образом: тяжелое машиностроение; общее
машиностроение; среднее машиностроение.
Общее машиностроение представлено такими отраслями, как: железнодорожное
машиностроение, судостроение, авиационная промышленность, ракетно-космическая
отрасль.
Общее машиностроение отличается широким развитием межотраслевых и
внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном
кооперировании. Его связи с другими межотраслевыми комплексами служит одним из
важнейших условий функционирования единого народнохозяйственного комплекса
страны. Выпуская орудия труда для разных отраслей народного хозяйства, оно
реализует достижения научно-технического прогресса, обеспечивает комплексную
механизацию и автоматизацию производства.
Для развития транспорта особую важность имеет именно группа отраслей
общего машиностроения, она поставляет наибольшее количество техники
(локомотивостроение, судостроение). Огромное влияние оказывает она и на другие
отрасли народного хозяйства.
В среднее машиностроение входят многочисленные предприятия,
специализированные по стадиям технологического процесса, с широким развитием
кооперирования и разнообразными вариантами размещения производства. В состав
среднего машиностроения входит, например, автомобильная промышленность.
1.2 Факторы и
условия функционирования и развития производства транспортных средств и
оборудования в стране
производство транспортный оборудование
машиностроение
Развитие и размещение производства транспортных средств и оборудования
базируется на тех же принципах, что и все отрасли народнохозяйственного
комплекса. Принципы развития и размещения преломляются в общих и специфических
факторах, оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей этого
комплекса. Факторы, непосредственно определяющие развитие и размещение
производства транспортных средств и оборудования: природные условия, география
природных и сырьевых ресурсов; объемы капитальных вложений, источники их
финансирования; специализация и уровень развития хозяйств экономических
районов; базовый уровень развития науки и техники; пути сообщения и
транспортная сеть; трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации; форма
организации производства; масштабы и структура потребления продукции;
транспортабельность сырья и готовой продукции; экологическая обстановка в
регионе.
Трудно представить себе современное производство транспортных средств и
оборудования без широкого внедрения научных разработок. Ориентация на научный
потенциал - основополагающий фактор размещения предприятий, производящих машины
и оборудование.
С точки зрения трудоёмкости производство транспортных средств и
оборудования характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией
труда. Производство транспортных средств и оборудования требует больших затрат
рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей
производства транспортных средств и оборудования тяготеют к районам страны, где
концентрация населения высока, и в особенности там, где есть
высококвалифицированные и инженерно-технические кадры (табл.1).
Таблица 1 - Степень влияния конкретных факторов на размещение
|
Сырьевой фактор
|
Трудовой фактор
|
Тяжелое производство
|
решающее значение
|
|
Производство локомотивов
|
сильное значение
|
слабое значение
|
Производство судов
|
|
слабое значение
|
Производство автомобилей
|