Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,44 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Министерство образования Российской Федерации

Читинский лесотехнический колледж

Бухгалтерско-экономическое отделение

Специальность: 0601

«Экономика, бухгалтерский учет и контроль»






Контрольная работа

Тема: "Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам"

План

Введение

. Принципы организации налогового учета

. Декларация по налогам

. Налоговая отчетность в электронном виде

. Налог на добавленную стоимость

. Налог на прибыль

. Налог на имущество предприятий

. Транспортный налог

. Единый налог на вмененный доход

Список литературы

Введение

В налоговой политике любой страны важную роль играет налоговый механизм, который представляется как совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем. Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налог, в каком объеме, что подлежит налогообложению, в каких единицах измеряется объект налогообложения, из каких доходов уплачивается налог, поэтому все налоги имеют экономическое обоснование. Все налоги и сборы, определенные НК РФ, не ограничивают свободное перемещение по всей территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), денежных средств и не препятствуют законной деятельности налогоплательщика и реализации гражданами своих конституционных прав.

Федеральным законом от 29.05.02 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть II НК РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен ряд изменений, которые распространяются на порядок налогообложения доходов от реализации, определенный с 01.01.2002г.

Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со ст.249 части II НК РФ с учетом положений ст.251 НК РФ на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.

В том случае, когда цена реализуемого товара выражается в условных единицах, сумма выручки от реализации этого товара пересчитывается в рубли по курсу, установленному центральным банком РФ на дату реализации. Возникшие при этом суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов или расходов (в зависимости от возникшей разницы).

При реализации товара через комиссионера сумма выручки от реализации на дату реализации определяется налогоплательщиком-комитентом на основании извещения комиссионера о реализации принадлежащего комитенту товара. Комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация, известить комитента о дате реализации.

При реализации товара на условиях предоставления товарного кредита сумма выручки определяется также на дату реализации и включает в себя проценты, начисленные за период с момента отгрузки до момента перехода право собственности на товары. Эти проценты включаются в состав внереализационных доходов.

1. Принципы организации налогового учета

Понятие налогового учета введено ст.313 гл.25 части второй НК РФ. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета, если положениями гл.25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учета, установленного правилами бухгалтерского учета. Из текста других статей гл.25 НК РФ следует, что фактически необходима организация обособленного от бухгалтерского, полноценного учета. Этот учет называется налоговым. Для обеспечения правильного и своевременного определения налоговой базы и расчетов по налогу на прибыль параллельно учитываются суммы, относимые на уменьшение налоговой базы (себестоимость продукции или внереализационные расходы) и суммы, относимые на увеличение этой базы (выручка от реализации продукции и прочих активов организации, а также внереализационные доходы).

Целью налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля правильности исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Обязанность включения в учетную политику организации дополнительного раздела для целей налогообложения устанавливается на федеральном уровне. В соответствии со ст.313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому, а порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Данные налогового учета должны отражать:

·порядок формирования суммы доходов и расходов;

·порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

·сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

·порядок формирования сумм создаваемых резервов;

·сумму задолженности по расчетам с бюджетом налогу на прибыль.

Основной формой налогового учета состояния расчетов в бюджетом является налоговая декларация. Однако целесообразно вести и оперативный учет состояния расчетов с бюджетом. Для этого можно разработать отдельную форму первичного документа, в которой предусмотреть позиции для отражения сумм начисленных налогов (возможно, и налоговой базы), а также для отражения дополнительных сумм, которые могут иметь место при проведении налоговых расчетов - авансовые платежи, излишне уплаченные или взысканные суммы, проценты, причитающиеся налогоплательщику за неправомерное взыскание сумм налога, проценты, подлежащие перечислению в бюджет, за несвоевременную уплату налога, а также суммы начисленных и уплаченных налоговых санкций и т.п.

Элементами налогового учета в соответствии с НК РФ являются:

-первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

-аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Согласно ст.9 Закона о бухгалтерском учете обязательными реквизитами, которые должны содержать формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, являются:

·наименование регистра;

·период (дату) составления;

·измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

·наименование хозяйственных операций;

·подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Система налогового учета предполагает разработку четырех основных групп регистров:

-регистры промежуточных расчетов, в состав которых, в частности, входят регистры - расчеты: «Формирование стоимости объекта учета», «амортизации нематериальных активов», «стоимости списанных сырья и материалов, списанных по соответствующему методу». Регистры учета: «сомнительной и безнадежной дебиторской и кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату», «расходов по добровольному страхованию работников» и т.п.;

-регистры учета состояния единицы налогового учета, в число которых могут входить регистры информации об объектах основных средств и нематериальных активов, регистры информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО), регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности, регистр учета операций по движению кредиторской задолженности и т.д.;

регистры учета хозяйственных операций, к которым относятся регистры учета операций приобретения и выбытия имущества, работ, услуг, прав, поступлений и расхода денежных средств, сумм начисленных штрафных санкций, расходов на оплату труда и начисления налогов, включаемых в состав расходов;

регистры формирования отчетных данных, к числу которых, в частности, относятся регистры - расчеты учета амортизации основных средств, финансового результата от реализации амортизируемого и прочего имущества, остатка транспортных расходов; регистры учета прочих расходов текущего периода и внереализационных расходов, доходов текущего периода и прочие.

В том случае, когда расходы в бухгалтерском учете признаются раньше, чем налоговом, а доходы - позже, формируются отложенные налоговые активы. Отложенные налоговые активы формируются как при получении прибыли, так и при получении убытка. Для отложенных налоговых активов предусмотрен Приказом Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н счет 09 «Отложенные налоговые активы». Сначала формируется проводка:

Д 09 К 68 - отражен отложенный налоговый актив.

При уменьшении или полном погашении отложенных налоговых активов проводка имеет обратный вид:

Д 68 К 09 - списан отложенный налоговый актив.

Кроме того, в этом случае могут возникнуть отложенные налоговые обязательства. Отложенное налоговое обязательство - сумма, на которую увеличивается налог, подлежащий уплате в следующих отчетных периодах. Чтобы ее рассчитать, нужно умножить налогооблагаемую временную разницу на ставку налога на прибыль.

Налогооблагаемые временные разницы возникают в том случае, когда расходы в бухгалтерском учете признаются позже, чем в налоговом. По доходам - наоборот - в бухгалтерском учете они должны признаваться раньше, чем в налоговом.

Отложенные налоговые обязательства должны учитываться в том отчетном периоде, в котором отражены соответствующие им временные разницы. Отложенные обязательства необходимо отражать на счете 77 «Отложенные налоговые обязательства». При этом формируется проводка:

Д 68 К 77 - учтено отложенное налоговое обязательство.

Уменьшение (полное погашение) отлаженных налоговых обязательств отражается обратной проводкой:

Д 77 К 68 - списано отложенное налоговое обязательство.

При выбытии объекта, по которому было начислено отложенное налоговое обязательство, формируется проводка:

Д 77 К 99 - списано отложенное налоговое обязательство по выбывшему объекту.

2. Декларация по налогам

МНС РФ от 01.09.2003 № БГ-3-06/484 издан Приказ «О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 31.12.2002 № БГ-3-06/756». Этим Приказом вносятся изменения в единые требования к формированию налоговых деклараций.

Бланки деклараций должны удовлетворять требованиям к бланкам налоговых документов. Бланки деклараций должны быть представлены в форме, доступной для сканирования.

В соответствии с этим Приказом налоговая декларация должна состоять из следующих составных частей:

-титульного листа;

-раздела 1 декларации, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих к уплате в бюджет по данным налогоплательщика;

раздела (разделы) декларации, содержащего (содержащие) основные показатели декларации, участвующие в контрольных соотношениях и используемые для исчисления налога, а также необходимые для формирования статистической отчетности налоговых органов;

разделов (приложений) декларации, содержащих дополнительные данные об отдельных показателях, используемых при исчислении налога (при необходимости).

Инструкция по заполнению налоговой декларации формируется согласно требованиям порядка заполнения типовой формы налоговой декларации.

Все бланки должны быть напечатаны на бумаге формата А4, белого или близкого к белому цвету. Информация, подлежащая вводу в базу данных, должна располагаться на одной стороне бланка. Печать элементов бланков должна быть выполнена черным цветом.

Составление налоговой декларации, для бухгалтеров - достаточно кропотливая работа. Не менее трудоемкой она становится для специалистов налоговых инспекций, которые их проверяют. Но особенно рутинной и затянутой эта работа становится тогда, когда в ней много ошибок.

Одно дело, когда бухгалтер сам приходит в инспекцию, и если он допустил какие-то неточности в декларации, то ему здесь же предложат их исправить. Хотя подача налоговых отчетностей, таким образом, имеет для плательщиков свои неудобства, например, простаивание в огромных очередях. Этого, в принципе, тоже можно избежать, если сдавать отчетности не в последний день, как это делает подавляющее большинство налогоплательщиков.

Другой вид подачи налоговой и бухгалтерской отчетности - путем почтовой пересылки с описью вложения. Но здесь, как правило, встает еще одна проблема. В этом случае у работников налоговых органов нет возможности оперативной проверки данных. Т.е. если налогоплательщик допускает какие-либо нарушения, то в этом случае появляется целый ряд неувязок, и принцип «отправил и забыл» здесь не срабатывает. Основная ошибка заключается в том, что представленные декларации не соответствуют установленным формам, которые, в свою очередь, меняются очень часто. Не на всех отчетностях проставлены подписи руководителей и главных бухгалтеров, отсутствуют печати предприятий на титульных листах. Некоторые бухгалтеры неверно указывают даже ИНН и КПП предприятия. С подобными ошибками отчетности не могут быть приняты и разнесены в лицевой счет налогоплательщика.

На каждую, неверно представленную декларацию работники инспекций обязаны выслать налогоплательщику уведомление о срочном прибытии в инспекцию, чтобы устранить недочеты. Но, очень часто в итоге выясняется, что обратный адрес налогоплательщика указан неверно или отсутствует вовсе. Что это? Обычная халатность или намеренное увиливание от своих прямых обязанностей. Скорее всего, и то, и другое. Государству приходится тратить очень много сил и средств на поиск авторов таких «филькиных грамот» и предъявлять штрафные санкции, начислять пени, выставлять требования и инкассовые поручения.

Во избежание подобных проблем и недоразумений, настоятельно рекомендуется налогоплательщикам чаще обращаться в инспекции и узнавать о поступлении отправленной налоговой отчетности.

. Налоговая отчетность в электронном виде

Представление налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи - это реалии сегодняшнего дня.

Переходя на формирование и представление в налоговой отчетности на электронных носителях, налогоплательщики, прежде всего, экономят свое время. Применение новых технологий в организации труда бухгалтера, предпринимателя, руководителя организации, предприятия, учреждения имеет большие преимущества. В конечном итоге, при полном переходе на электронные носители информации не нужно будет готовить множество копий документов на бумажных носителях, в компьютере сохраняются предыдущие формы отчетов, которые нужно только обносить. Налогоплательщик имеет возможность оперативно провести сверку расчетов по налогам, так как отчетные данные сразу попадают на лицевые счета организации. Меньше будут затрачивать времени на обработку отчетности и специалисты налоговой инспекции. Отчетность станет более точной и оперативной, а это значит, что налогоплательщик будет меньше времени находиться в инспекции непосредственно в дни приема отчетов. Сократятся канцелярские расходы, что также немаловажно для организаций.

Если бухгалтерская и налоговая отчетность на предприятии ведется с использованием программного комплекса «1С: Бухгалтерия-7.7», то для формирования налоговой отчетности в электронном виде можно использовать специально предусмотренный режим. Причем, налоговая отчетность формируется автоматически, исходя из введенных данных бухгалтерского учета. В таком случае, идентичность данных налоговой отчетности на магнитных носителях и бумаге строго обязательна!

Для того, чтобы иметь возможность передавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде на магнитных носителях, налогоплательщик может обратиться в налоговый орган по месту своего учета с письменным заявлением и получить формальное согласие. Смысл этой процедуры состоит в том, что налогоплательщик уведомляет налоговый орган о своем желании в дальнейшем передавать отчетность именно в электронном виде, и обязуется соблюдать все правила и процедуры. В свою очередь, налоговый орган регистрирует налогоплательщика как участника электронного документооборота, обеспечивает налогоплательщика программным продуктом и настраивает свои средства на прием отчетности от данного предприятия.

В настоящее время мы находимся в начале пути внедрения системы электронного документооборота, но надеемся, что наши усилия по внедрению новых технологий вызовут понимание и заинтересованность с Вашей стороны, уважаемые налогоплательщики, и Вы, уже в ближайшем будущем сможете оценить их преимущества.

Если налогоплательщик затрудняется в подготовке отчетности в электронном виде, он может обратиться в организации, оказывающие подобные услуги. Такие услуги оказывают: ООО «1С: Бухгалтер», «Инфосервис».

Уважаемые налогоплательщики! Формируйте и представляйте налоговую и бухгалтерскую отчетность на электронных носителях, осваивайте новые технологии, экономя свое время.

4. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость - один из основных налогов, уплачиваемых в бюджет организациями. Его уплачивают все организации, за исключением плательщиков налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также организаций, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст.145 НК РФ. Кроме того, НДС платят лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товара через таможенную границу РФ.

НК РФ установлено применение трех налоговых ставок при определении сумм НДС, подлежащих перечислению в бюджет: 0%, 10%, 20%.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого периода как разница между суммами налога, исчисленными по установленным ставкам от налоговой базы по операциям, признаваемым объектами налогообложения, и суммами налога, уплаченными продавцами товаров (работ, услуг) и предъявленными к налоговому вычету.

Согласно п.1 ст.162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст.153-158 НК РФ, увеличивается на сумму авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Для целей исчисления НДС авансовыми или другими платежами в счет предстоящей поставки товаров, будут являться денежные средства, полученные налогоплательщиками от покупателей товаров (работ, услуг) до момента отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

НК РФ установлен особый порядок применения вычетов сумм налога, предъявленных продавцом покупателю и уплаченных в бюджет при реализации товаров, а также в случае их возврата покупателем. Определение сумм НДС, подлежащих начислению в бюджет и предъявляемых к налоговому вычету, производится на основании счетов-фактур, зарегистрированных в установленном порядке в книге продаж и книге покупок. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж на дату реализации, которая определяется в соответствии со ст.167 НК РФ. Эта статья предусматривает формирование учетной политики организации для целей налогообложения. Если в каком-нибудь налоговом периоде сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленного с налоговой базы, то налог в бюджет не уплачивается. Положительная разница между этими суммами подлежит зачету или возмещению налогоплательщику в соответствии со ст.176 НК РФ.

Согласно гл.21 НК РФ организации уменьшают НДС, подлежащий уплате в бюджет на суммы налога, уплаченного поставщиком товаров (работ, услуг). Такие вычеты осуществляются в соответствии со ст.172 НК РФ, согласно которой налоговый вычет предоставляется только при наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих фактическую уплату налога поставщиком. Вычеты предусмотрены по товарам (работам, услугам), приобретаемым для производственной деятельности или перепродажи.

Условия применения вычетов разъяснены в «Методических рекомендациях по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса РФ», утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/44. Согласно п.40 этих методических рекомендаций для подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммы налога должен иметь счет-фактуру, оформленный в установленном порядке.

Согласно п.6 ст.171 части второй НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении ими объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Указанные суммы налога подлежат вычету после принятия на учет соответствующих объектов завершенного или незавершенного капитального строительства.

Пунктом 5 ст.172 части второй НК РФ уточнено, что вычеты сумм налога, указанных в п.6 ст.171 НК РФ, производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) или реализации объекта незавершенного капитального строительства.

С 01.01.2001 г. действуют Методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ, утвержденные Приказом МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447.

Пунктом 43.2 Методических рекомендаций по НДС разъяснено, что суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам, приобретенным и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно-монтажных работ с 01.01.2001 г., подлежат вычету налогоплательщика после принятия на учет законченных капитальным строительством объектов производственного назначения.

В практике строительства в последнее время весьма часто возникают ситуации, когда по каким-либо причинам сторона, начавшая строительство, не может его закончить. В этом случае возникает необходимость реализации объектов незавершенного строительства. В соответствии с п.43.2 Методических рекомендаций по НДС при приобретении с 01.01.2001 г. не завершенного капитальным строительством объекта производственного назначения и продолжении строительства на данном объекте суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу) объекта, подлежат вычету налогоплательщиком по мере постановки на учет завершенного капитальным строительством объекта (основных средств).

То есть в данном случае принимающей стороной (заказчиком, заканчивающим строительство) оформляются проводки:

·Д 08 К 76 - стоимость приобретенного объекта;

·Д 19 К 76 - сумма НДС по стоимости приобретенного объекта;

·Д 08 К 60 - стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядными организациями на приобретенном объекте;

·Д 01 К 08 - сумма инвентарной стоимости законченного строительством объекта основных средств;

·Д 68 К 19 - сумма НДС, учтенная на счете 19, включая НДС, уплаченный при приобретении объекта незавершенного строительства, и НДС, уплаченный подрядной строительной организации.

Если организация, приобретшая объект незавершенного строительства, также не смогла его достроить, то суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу) объекта, подлежат вычету у налогоплательщика по мере реализации незавершенного капитальным строительством объекта.

Момент возникновения обязанности по исчислению НДС в случае выполнения для собственного потребления устанавливается согласно п.10 ст.167 НК РФ. Дата выполнения работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Объект обложения НДС возникает в момент принятия объекта завершенного строительства на учет. Пунктом 6 ст.171 НК РФ установлены налоговые вычеты, на которые уменьшается исчисленная сумма НДС. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику:

-подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

-по товарам (работам, услугам), приобретенным им для перепродажи;

при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;

исчисленные им при выполнении работ для собственного потребления.

Согласно пункту 6 ПБУ 5/01, фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Сумма НДС, уплаченная поставщику при покупке материально-производственных запасов, не включается в их первоначальную стоимость. Она учитывается обособленно на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».

Суммы НДС, уплаченные поставщикам при приобретении материально-производственных запасов, можно возместить из бюджета при выполнении следующих условий (п.2 ст.171 НК РФ):

·если материально-производственные запасы приобретаются для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, или для перепродажи;

·если приобретенные материально-производственные запасы оприходованы; - если суммы НДС предъявлены налогоплательщику, то есть имеется счет-фактура на приобретенные материально-производственные запасы;

·если приобретенные материально-производственные запасы оплачены поставщику. В некоторых случаях сумма НДС включается в фактическую себестоимость приобретенных материально-производственных запасов. Это происходит тогда, когда предприятие выпускает продукцию, продает товары или выполняет работы, освобожденные от НДС на основании статьи 149 НК РФ, или же предприятие освобождено от уплаты НДС в соответствии со ст.145 НК РФ.

В этих случаях сумма НДС не выделяется на счете 19, а включается в фактическую себестоимость приобретенных материально-производственных запасов. В частности, в случаях, когда в первичных учетных документах (счетах, счетах-фактурах, накладных, приходно-кассовых ордерах, актах выполненных работ и др.), подтверждающих стоимость приобретенных материальных ресурсов (работ, услуг), не выделена сумма налога, то и в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, реестрах на получение средств с аккредитива) исчисление ее расчетным путем не производится.

Стоимость приобретенных в таких случаях материальных ресурсов, включая предполагаемый по ним налог, учитывается в целом на счетах учета материально-производственных запасов.

Списание налога со счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» производится в момент оплаты материалов (в случае предварительной оплаты материалов одновременно с оприходованием) в дебет счета «Расчеты с бюджетом» по соответствующим субсчетам.

Налог, уплаченный организацией за приобретенные материалы, в дальнейшем использованные для изготовления товаров, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от обложения налогом, включается в затраты, связанные с выпуском этих товаров (продукции, работ, услуг). При отпуске этих материалов на указанные цели суммы налога, ранее списанные на счет «Расчеты с бюджетом»,относятся на счета учета затрат.

Налог по материалам, переданным в качестве вклада и уставный (складочный) капитал общества (товарищества), относится со счета «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» на увеличение стоимости вклада, с отражением указанной суммы по дебету счетов учета финансовых результатов.

Налог по материалам, отпущенным на производственные цели (благотворительная помощь, выдача подарков, благоустройство населенных пунктов и т.п.), списывается на внереализационные расходы.

При выпуске продукции (выполнении работ, оказании услуг), часть из которой облагается, а часть не облагается налогом, организация должна обеспечивать расчет соответствующей доли входящего налога (налога, уплаченного при приобретении материалов), подлежащего отнесению на затраты (себестоимость) соответствующих видов продукции (работ, услуг).

Указанный расчет может быть произведен в следующем порядке:

а) определяется стоимость материалов, использованных на изготовление продукции (работ, услуг), не облагаемых налогом, как произведение плановой (нормативной) материалоемкости этой продукции (работ, услуг) на фактическое количество ее выпуска в отчетном периоде;

б) стоимость материалов подразделяется на эти группы:

-материалы, приобретенные по ставке налога 20 процентов;

-материалы, приобретенные по ставке налога 10 процентов;

материалы, не облагаемые налогом (указанный расчет допускается осуществлять в пропорциях (отношении), соответствующих указанным ставкам, по приобретенным материалам в целом по организации);

в) определяется величина налога, списываемая на затраты (себестоимость) продукции (работ, услуг), как сумма произведений стоимости материалов, исчисленной в подпункте «б», на ставки 20 и 10 процентов, соответственно деленная на 100.

Лица, использующие право на освобождение от уплаты НДС, должны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомлю документы, подтверждающие право на такое освобождение:

·выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);

·выписку из книги продаж;

·выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

·копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение. Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждена Приказом МНС РФ от 04.07.2002 № БГ-3-03/342.

5. Налог на прибыль

налоговый учет бюджет прибыль

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов имущества физических и юридических лиц. Налог на прибыль относится к группе прямых пропорциональных налогов. Среди доходных источников бюджетов всех уровней этот налог занимает второе место после косвенных налогов.

Начиная с 01.01.2002 г. налогоплательщики исчисляют налог на прибыль в соответствии с положениями гл.25 НК РФ.

Для определения прибыли в первую очередь следует определить доходы. Согласно гл. 25 НК РФ к доходам организации относятся:

-доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

-внереализационные доходы.

При определении доходов на основании первичных документов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю.

В соответствии со ст.250 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя их всех поступлений, связанных с расчетами за реализацию и выраженных в денежной и натуральной форме.

Остальные доходы признаются внереализационными. К ним относятся:

·санкции за нарушение договорных обязательств, а также суммы возмещения убытка или ущерба;

·от сдачи имущества в аренду или субаренду;

·безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав (кроме случаев, указанных в ст.251 НК РФ);

·доходы прошлых лет, выявленного в отчетном периоде;

·стоимости полученного имущества при демонтаже или разборке, при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

·в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.

Некоторые доходы согласно ст.251 НК РФ не включаются в налогооблагаемую базу.

Доходы признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления средств, иного имущества и имущественных прав. Доходы налогоплательщика учитываются в денежной форме. Доходы, полученные в натуральной форме в результате реализации (включая товарообменные операции), учитываются согласно ст.40 НК РФ исходя из цены сделки. При получении безвозмездно имущества (работ, услуг) оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст.40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) по товарам (работам, услугам). Доходы, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению по совокупности с выручкой, полученной в рублях.

Статьей 271 НК РФ предусмотрено, что при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, и (или) имущественных прав.

При исчислении налога на прибыль налогооблагаемая база уменьшается на сумму произведенных расходов. В соответствии со ст.252 НК РФ расходами признаются документально подтвержденные понесенные затраты. Убытки, понесенные предприятием, могут также относиться к расходам, если они предусмотрены ст.265 НК РФ. Расходы делятся на:

расходы, связанные с производством и реализацией;

внереализационные расходы.

Налогоплательщику предоставлено право самому определить, к какой группе он отнесет произведенные им расходы, которые могут быть отнесены к обеим группам. В соответствии со ст.252 НК РФ к расходам, связанным с реализацией, относятся следующие расходы:

·связанные с хранением и доставкой, приобретением и реализацией товаров;

·на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание имущества, на поддержание его в исправном состоянии;

·на обязательное и добровольное страхование;

·прочие расходы (материальные, на оплату труда, суммы амортизационных отчислений и др.).

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, согласно ст.265 НК РФ включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, не связанной с производством и реализацией. К таким относятся расходы на:

·содержание переданного по договору аренды имущества (включая амортизацию);

·формирование резервов по сомнительным долгам при применении метода начислений;

·ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств (включая расходы на демонтаж, разборку, вывоз и пр.);

·судебные расходы и арбитражные сборы;

·суммы штрафа, пеней, иных санкций за нарушение договорных обязательств, в виде сумм возмещения причиненного ущерба;

·налоги, относящиеся к поставленным товарно-материальным ценностям, работам, услугам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана;

·на оплату услуг банков;

·другие обоснованные расходы (на оплату ценовых разниц, при реализации по льготным ценам продукции подсобных хозяйств для организации общественного питания и др.).

При определении подлежащей обложению налогом прибыли к внереализационным расходам приравниваются убытки, понесенные налогоплательщиком в отчетном периоде:

-убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в отчетном периоде;

-суммы дебиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания;

потери от брака;

расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены и факт отсутствия виновных лиц документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;

потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением или ликвидацией последствий.

Расходы признаются в том налоговом периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической оплаты. Расходы при невозможности отнесения на затраты по конкретному виду деятельности распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов.

Согласно ПБУ 10/99 коммерческие и управленческие расходы включаются в себестоимости проданных товаров и оказанных услуг полностью. В отчетном году они признаются в качестве расходов по обычным видам деятельности, то есть в момент их возникновения в бухгалтерском учете.

При получении доходов, относящихся к нескольким отчетным периодам, и в том случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы и расходы распределяются самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Учет доходов и расходов в целях исчисления налогов согласно ст.271 НК РФ можно производить двумя способами: кассовым методом и методом начислений. Ст.272 НК РФ определяет дату получения расходов и осуществления их в разрезе групп.

При кассовом методе доходы признаются в момент поступления средств на банковский счет или в кассу предприятия. Этот метод выгодно использовать тем предприятиям, у которых выручка в предыдущем году за каждый квартал в среднем без учета налога с продаж и НДС не превысила 1000000 руб. Из-за этого ограничения большинство предприятий рассчитывает налог на прибыль вторым методом.

Так как при методе начислений доходы, как и расходы, признаются в том периоде, в котором они имели место быть, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств. Следовательно, при таком учете доходов и расходов могут возникнуть суммовые разницы.

В соответствии с Методическими рекомендациями по применению гл. 25 НК РФ, утвержденными приказом МНС России от 26.02.2002 № БГ-3-02/98 суммовые разницы по доходам и расходам будут учитываться в составе внереализационных доходов или расходов предприятия, то есть, при расчете налогооблагаемой прибыли.

При определении налоговой базы налогооблагаемая прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В том случае, если в отчетном периоде получен убыток, налоговая база признается равной нулю.

При получении убытка в предыдущих налоговых периодах налогоплательщик имеет право согласно ст.283 НК РФ перенести убыток на будущее, тем самым уменьшая налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного им убытка или на часть этой суммы. Такая возможность существует у него в течение десяти лет, следующих за периодом получения убытка. Однако при таком переносе совокупная сумма переносимого убытка не должна превышать 30 % налоговой базы.

Согласно ПБУ 18/02 убыток отчетного периода, перенесенный на будущее для целей налогообложения, является отложенным налоговым активом и отражается следующей проводкой:

Д 09 К 68 - сумма убытка отчетного периода, перенесенного на будущее.

В бухгалтерском учете бухгалтерский убыток будет отражаться по дебету счета 99, а сумма налога, исчисленного с налогового убытка, который уменьшит налог на прибыль в будущих отчетных периодах, - по дебету счета 09.

В том случае, когда организация не сформировала в межотчетный период отложенные налоги за 2002 г. и не отразила их в бухгалтерском балансе на 01.01.2003г., то налоговый убыток, сформированный на 01.01.2003г., рассматривается в качестве постоянной разницы. Эта постоянная разница будет участвовать только в расчетах налогооблагаемой базы, но не будет формировать бухгалтерскую прибыль вплоть до своего погашения.

Налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается (за исключением отдельных случаев, указанных в ст.284НК РФ) в размере 24 %. При этом налог зачисляется:

-7,5 % - в федеральный бюджет;

-14,5 % - в бюджеты субъектов РФ;

2 % - в местные бюджеты.

Для отдельных категорий налогоплательщиков существуют льготы по налоговой ставке представительным органам субъектов РФ, снижая ее до 10,5 %.

В налоговом учете операции, связанные с получением дохода, отражаются в Регистре учета доходов текущего периода. Этот Регистр разработан МНС России и является сводным. В нем отражаются все суммы доходов, в том числе и положительные суммовые разницы. На основании этого документа предприятие заполняет декларацию по налогу на прибыль, которая была утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542.

Доход, полученный организацией от передачи имущества работникам, облагается налогом на прибыль в общем порядке.

Если в результате передачи имущества возник убыток, то он уменьшает налогооблагаемую прибыль организации (ст.268 НК РФ).

Налог на прибыль исчисляется исходя из той стоимости имущества, по которой оно передается работникам.

Однако если цена такого имущества отклоняется от его обычной цены более чем на 20 %, то доход работника придется пересчитать исходя из рыночных цен на это имущество. Под обычной ценой понимают уровень цен, которые организация применяла по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Налоговая декларации по налогу на прибыль подается по истечении каждого отчетного и налогового периода, как по месту самого нахождения налогоплательщика, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Согласно п.1 ст.313 НК РФ Декларация по налогу на прибыль - документ по представлению данных налогового учета. Форма налоговой декларации утверждена приказом МНС России от 07.12.2001 г. № БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций».

Кроме того, абзацем 2 п.1 ст.313 НК РФ установлена обязанность налоговых агентов представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику.

Установлен следующий срок представления налоговых деклараций и налоговых расчетов в соответствии со ст.289 НК РФ:

-за отчетный период - не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода;

-за налоговый период - 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок исчисления данных сроков определяется в соответствии со ст.6 части первой НК РФ.

6. Налог на имущество предприятий

В системе имущественного налогообложения России налог на имущество предприятий занимает центральное место. Поступления от налога на имущество предприятий, в бюджеты субъектов Российской Федерации и в местные бюджеты составляет в настоящее время около 5 % общих налоговых поступлений.

Приказом МНС России от18.01.2002 г. № БГ-3-21/22введена новая форма расчета по налогу на имущество предприятия. МНС России своим письмом от 15.02.2002г. № ВБ-6-21/179 направило в налоговые органы рекомендации по проверке правильности заполнения форм расчета налога на имущество предприятий.

Объектом обложения налогом на имущество предприятий выступает имущество в его стоимостном выражении, представляющее собой совокупность объектов основных средств находящихся на балансе плательщика. Не признаются объектами налогообложения:

-земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

-имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если доля отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость таких объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налог отнесен законодательством к числу региональных налогов и равными частями поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты местного самоуправления. Предельный размер налоговой ставки не должен быть выше 2,2 %. Конкретные ставки налога, определяемые в зависимости от типа деятельности предприятий, устанавливаются органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Такой порядок установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, признаваемого объектом налогообложения устанавливается п.2 ст.380 Закона № 139-ФЗ.

Лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано для целей налогообложения сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику - участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) сведения об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей. При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

Налог на имущество предприятий не взимается с организаций, признанных налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части полностью используемого в данной предпринимательской деятельности имущества территориально обособленного подразделения (подразделения по месту нахождения организации), имеющего местонахождение на территории данного субъекта РФ. В этом случае имущество, не используемое в соответствующей предпринимательской деятельности, подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке.

В случае использования имущества одновременно в разных сферах предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, и иной деятельности, оно подлежит налогообложению в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров, полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров.

Не производится исчисление налога на имущество предприятий и представление налоговой декларации по данному налогу субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

По основным средствам, приобретенным налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему налогообложения, их стоимость принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения и включается в расходы на приобретение основных средств сразу в момент ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.

Существует еще особенность, касающаяся продажи основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, стоимость которых, следовательно, включена в расходы в полной сумме в момент ввода их в эксплуатацию.

В этом случае при реализации основных средств ранее трех лет с момента их приобретения налогоплательщик будет обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации, рассчитать и доплатить сумму налога и пени.

Трехгодичный срок установлен для основных средств, имеющих срок полезного использования до 15 лет включительно. Если срок полезного использования превышает 15 лет, то такое основное средство без пересчета налоговой базы (с доплатой налога и пени) нельзя реализовать в течение 10 лет.

Стоимость имущества такой организации, которое используется для деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, и для других видов деятельности, включается в налоговую базу пропорционально выручке, полученной от других видов деятельности, в общей сумме выручки.

Если организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход, сдает часть своих площадей в аренду, то со сданной в аренду части помещения (здания, сооружения) организация должна уплачивать налог на имущество.

Сумма налога определяется по среднегодовой стоимости имущества за отчетный период, исчисляемой путем деления на четыре суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на 1-е число следующего за отчетным периодом месяца. Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество принимаются отражаемые в активе баланса остатки по следующим счетам бухгалтерского учета: 01и 03 (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 02); 04 (за минусом суммы износа, учитываемого на счете 05); 08; 10; 11; 15; 20; 21; 23; 29; 43; 41; 44; 45; 46; 97.

В налогооблагаемой базе учитывают также остаток по счету 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», а также прочие запасы и затраты, показываемые в балансе по статье «Прочие запасы и затраты».

Сумму налога исчисляют ежеквартально нарастающим итогом с начала года исходя из определенной за отчетный период фактической среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной с учетом уменьшения стоимости имущества. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за истекший отчетный (налоговый) период, определяется с учетом ранее начисленных платежей за предыдущие отчетные периоды.

Если у организации есть обособленные подразделения, то сумма налога, подлежащая уплате в бюджеты разных субъектов РФ за отчетный (налоговый) период, определяется в таком порядке:

·сначала рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения каждого обособленного подразделения;

·затем рассчитывается сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения головной организации;

Налог на имущество включается в состав внереализационных расходов предприятия, расчеты с бюджетом по этому налогу отражаются следующими проводками:

·Д 91 К 68 - начисление налога на имущество предприятия;

·Д 68 К 51 - перечисление налога на имущество в бюджет.

Статьями 4 и 5 Закона № 2030-1определены перечень налоговых льгот, предусматривающих полное или частичное освобождение организаций, применяемых при соблюдении конкретных условий, и права законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на установление дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.

Перечень имущества, не облагаемого налогом, приведен в ст. 4 Закона № 2030-1 и ст.381 Закона № 139-ФЗ. К такому имуществу относится:

-имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления;

-имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов. Указанная льгота применяется при условии, что выручка от этих видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);

имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.

7. Транспортный налог

Данный налог уплачивают все предприятия, имеющие транспортные средства, которые в соответствии со ст.358 НК РФ признаются объектами налогообложения. К ним, в частности, относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на гусеничном и пневмоходу; водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Освобождение отдельных категорий организаций от уплаты налога осуществляется законами субъектов РФ. Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации.

Не уплачивают налог субъекты малого предпринимательства - юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Размер налога (годовой) с владельцев транспортных средств зависит от вида и мощности двигателя транспортного средства и рассчитывается с учетом ставки, устанавливаемой местными органами власти.

Если транспортные средства приобретены во втором полугодии, то налог уплачивается в половинном размере, независимо от того, уплатил ли налог за эти транспортные средства их прежний владелец. По выбывшим (в частности, проданным) транспортным средствам налог не возвращается.

Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств, облагаемых налогом, без предъявления квитанции или платежного поручения об уплате налога не производится.

Суммы платежей по налогу с владельцев транспортных средств начисляются не позднее срока, установленного для уплаты налога, и включаются в состав затрат в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Приказом ИМНС России от 18.03.2003 № БГ-3-21/125 утверждена форма налоговой декларации по транспортному налогу и инструкция по ее заполнению. Эта инструкция разработана на основании главы 28 «Транспортный налог» НК РФ.

8. Единый налог на вмененный доход

Единый налог на вмененный доход - налог в твердом денежном выражении на физические показатели, характеризующие. Вид деятельности: единица торговой площади в торговле, посадочное место в общественном питании и т.п.

Под вмененным доходом понимается потенциально возможный валовый доход плательщика единого налога за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных, полученных путем статистических исследований, в ходе проверок налоговых и иных государственных органов, а также оценки независимых организаций.

Порядок взимания налога достаточно регламентирован Федеральным законом от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Федеральным законом от 31.07.1998 № 149-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» в число региональных налогов введен предусмотренный Налоговым кодексом РФ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Переход на уплату единого налога является обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности, подпадающих под действие рассматриваемого Закона (независимо от того, относятся ли они к субъектам малого предпринимательства).

При упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход заменяет собой всю совокупность налогов и сборов, исчисляемых исходя из прибыли, выручки от реализации или фонда оплаты труда, включая (в отличие от единого налога для субъектов малого предпринимательства) и платежи в государственные внебюджетные социальные фонды. Переведенные на уплату единого налога субъекты хозяйственной деятельности остаются плательщиками в общеустановленном порядке только следующих налогов и сборов:

-государственных пошлин;

-таможенных пошлин и иных таможенных платежей (включая и уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ акцизы и налог на добавленную стоимость);

лицензионных и регистрационных сборов;

налога с владельцев транспортных средств; земельного налога;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Плательщики единого налога на вмененный доход не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по сбору налога на доходы физических лиц, налогов, взимаемых у источника доходов, и в иных установленных налоговым законодательством случаях.

Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 № 148-ФЗ были разработаны рекомендуемые формулы для расчета вмененного дохода и перечни их составляющих. Размеры базовой доходности, количество и конкретные значения используемых корректирующих коэффициентов устанавливаются соответствующими законодательными актами субъектов РФ.

Ставка единого налога на вмененный доход установлена в размере 20 % от расчетного значения вмененного дохода.

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход установлен один квартал.

Уплата налога производится ежемесячно путем осуществления авансового платежа в размере 100 % суммы единого налога за календарный месяц в сроки, устанавливаемые законодательными органами субъектов РФ. При уплате авансовых платежей сразу за квартал или больший срок налогоплательщикам предоставляются скидки с уплачиваемых сумм налога в следующих размерах: 3 месяца - 2 %; 6 месяцев - 5 %; 9 месяцев - 8 %; 12 месяцев - 11 %.

Суммы поступлений от единого налога с юридических лиц распределяются между бюджетами и внебюджетными фондами в следующих пропорциях:

-федеральный бюджет - 25 % (из них 4 % - в Федеральный дорожный фонд);

-государственные внебюджетные социальные фонды - 25 %;

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты - 50 % (из них до 15 % могут направляться в территориальные дорожные фонды).

Нормативы распределения налога между бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и территориальными дорожными фондами устанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ.

Все организации и предприниматели, подпадающие под его действие закона, должны представить в налоговый орган по месту налогового учета расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный в соответствии с принятым нормативным правовым актом. При наличии нескольких торговых точек или иных мест осуществления предпринимательской деятельности расчет единого налога представляется по каждому из них в отдельности.

Налоговые органы после проведения проверки представленных данных не позднее одного месяца со дня их получения уведомляют налогоплательщика о переводе его на уплату единого налога с указанием конкретных сумм вмененного дохода, установленного налогоплательщику на очередной налоговый период в целом и по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности в отдельности.

Документом, подтверждающим уплату единого налога, является свидетельство об уплате, выдаваемое налоговым органом не позднее 3 дней со дня уплаты налога. На каждый вид предпринимательской деятельности и на каждое место ее осуществления выдается отдельное свидетельство. В свидетельстве указываются: наименование налогоплательщика, место его нахождения, виды осуществляемой деятельности, идентификационный номер, номера банковских счетов, размер вмененного дохода по каждому виду деятельности, натуральные показатели, характеризующие осуществляемую предпринимательскую деятельности, показатели базовой доходности и значения использованных корректирующих коэффициентов, сумма единого налога.

Свидетельство выдается на период, за который произведена уплата налога. При осуществлении предпринимательской деятельности не допускается использование любых копий свидетельства, в том числе и нотариально заверенных. При утрате свидетельства оно возобновлению не подлежит. Вместо него на оставшийся налоговый период выдается новое свидетельство с отметкой «взамен ранее утерянного» с оплатой не более 20 % стоимости свидетельства, приходящейся на оставшийся налоговый период (конкретная цифра устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ). При повторной утрате свидетельства размер оплаты увеличивается до 100 % стоимости свидетельства на оставшийся налоговый период.

Переход на уплату единого налога не освобождает налогоплательщиков от обязанностей по представлению в общеустановленном порядке в налоговые и иные государственные органы бухгалтерской, налоговой (в соответствующем объеме) и статистической отчетности, а также соблюдения порядка ведения расчетных и кассовых операций.

Список литературы

1. Газета «Ваша реклама», раздел «Налогоплательщик».

. Налоговый Кодекс Российской Федерации.

. Хахонова Н.Н. Экспресс-курс бухгалтера. Новое в бухгалтерии: Учебное пособие. Серия «50 способов». - Ростов н/Д: «Феникс», 2008.

Размещено на Аllbеst.ru


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!