Охрана труда на предприятии

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,82 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Охрана труда на предприятии

ПЛАН

Введение

Раздел 1. Особенности охраны труда в зависимости от субъектов трудовых правоотношений

1.1Общие положения об охране труда

1.2Общие положения об охране труда женщин

.3Особенности охраны труда несовершеннолетних

Раздел 2. Организация охраны труда на предприятии

.1 Управление охраной труда и обязанности работодателя

.2 Ведение документации по вопросам охраны труда

.3 Инструктаж по вопросам охраны труда

.4 Средства индивидуальной защиты работников; мед осмотр

Раздел 3. Охрана труда в Украине; проблемы, опыт, перспективы.

Выводы

Задачи

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Изучая такую юридическую научную дисциплину и отрасль права трудовое право, я пришёл к выводу, что её изучение очень важно для студента юридического вуза, так как данная дисциплина даёт знания о трудоустройстве и защиты своего права на труд, которое в Украине нарушается очень часто. Изучение не только поможет мне лично, но и я также смогу предоставлять в будущем юридическую консультацию людям, которые заинтересованы в обеспечении своих прав в трудовой сфере или которым нужна помощь в составлении трудового договора, все эти юридические факты присутствуют в жизни любого гражданина, выполняющего роботу по своей специальности и заинтересованного в достойной оплате за свой труд.

Тема моего научного изучения и рассмотрения - «Охрана труда и его организация на предприятии». Я постараюсь максимально раскрыть данную мне тему для изучения и рассмотрю все важные факты, законодательное основание, факты из жизни, примеры, связанные с охраной труда.

Изучение этой темы актуальна сегодня, так как всегда нужно будет защищать свои права на труд, тем более, с нашим не стабильным законодательством всегда нужно рассматривать эту проблему в юридической доктрине.

Хочу отметить труды, работы таких учённых как А.Водяник, О. Амоша, О .Мартякова, Гриценко В.С., Морозов В.Л. в доктринальной области трудового права в области работы над безопасностью жизнедеятельности и оценки эффективности мер по улучшению условий и охраны труда.

Также хочу сказать, что по моим наблюдениям, нарушаются права на труд и оплату труда именно на предприятиях частной формы собственности или в рабочих группах созданных как частное предпринимательство. В предприятиях государственной формы собственности, подведомственных структурах Министерства Юстиции, органов Внутренних Дел менее нарушается трудовое законодательство и легче защитить своё право на труд это, на мой взгляд, связано с тем, что в осовном, государственные служащие по профессии юристы или правоохранители и их не так легко обмануть в трудовых правоотношениях, можно сказать, работодатель боится с ними связываться, так как если он обманет или, например, не выплатит заработную плату в срок, то работающий юрист не будет бездействовать и безотлагательно будет решать эту проблему и отстаивать свои права через суд, или обратившись в вышестоящие органы. Что же касается человека который работает в частной фирме (предприятии) или, скажем, торговле, то можно прийти к выводу, что работая «на дядю» его обеспечение труда не всегда стабильно и у работника есть шанс остаться без работы и страховых выплат. В основном часто такие случаи происходят на мелких предприятиях либо в строительных рабочих группах, которые работают «сдельно» и очень часто людей обманывают или начинают свои трудовые правоотношения только на словах и обещаниях про оплату - без составления трудового договора, тем человек не может доказать работал он или нет у работодателя, либо знает ли он его вообще. Рынок труда - большая социальная сфера, где имеют место крупные обманы и мелкие нарушения трудовых прав работников. Еще раз хочу сказать, что моя курсовая работа будет основана на примерах более крупных частных предприятий, где организовывается охрана труда, так как на мелких ЧП её собственно и нет, и приводить примеры или пожелания как надо было бы, а не как есть, не имеет смысла.

Раздел 1. Особенности охраны труда в зависимости от субъектов трудовых правоотношений

1.1Общие положения об охране труда

В нашем государстве существует охрана труда граждан. Каждый работник должен знать для себя основные принципы охраны труда, правовые нормы, которые обеспечивают работнику гарантию для правоприменения, защиты своего права на труд. Хочу сказать, что работнику мало просто знать закон, регулирующий трудовые правоотношения. Работнику необходимо знать сам процесс реализации этих правовых норм, это немаловажно. Знать государственные органы и гражданские объединения которые создаются для помощи людям и реализации, защиты своих прав.

Гражданские объединения - добровольные объединения граждан, созданные для какой либо общественной пользы, цели, такие объединения являются некоммерческими, то есть создаются без цели получения прибыли. Такие объединения, например профессиональный союз занимаются разрешением вопросов связанных с трудовой сферой города, области (являются локальными по распространению юридической силы). Акты, решения, в целом документы имеют юридическую силу и влияют на определённые юридические факты.

Основные принципы охраны труда и нормы прописаны в Конституции Украины. Вторым источником права для отрасли трудовое право является КЗоТ - Кодекс законов о труде.

Охрана труда - это система правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, направленных на сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Действие Закона распространяется на все предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и видов их деятельности (далее - предприятие), на всех граждан, которые работают, а также привлеченные к труду на этих предприятиях (далее - работники). Законодательство об охране труда состоит из настоящего Закона, Кодекса законов о труде Украины и других нормативных актов. В случае, когда международными договорами или соглашениями, в которых принимает участие Украина, установлены более высокие требования к охране труда, чем те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора или соглашения.

1.2Общие положения об охране труда женщин

Женский организм имеет особую физиологическую структуру, особенность. Процесс труда - это прежде всего нагрузка на организм, физическая, моральная (психологическая). Женщины менее выносливые по отношению мужчин в физическом труде и на государство возложены задачи и функция обеспечить законодательную норму, условия, трудовые нормы, подходящие для нормальной трудовой деятельности женщин, учитывая, что женщины должны рожать детей и государство должно создавать необходимые условия для трудовой деятельности и отпусков.

Основным (базовым) международно-правовым документом, специально предназначенным для защиты прав женщин, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция определяет понятие «дискриминация в отношении женщин» как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, направленное на ослабление, или такое, что сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любой другой отрасли. Государство старается не допускать применения женщин на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда. Согласно статье 174 Трудового кодекса запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Запрещается также привлечение женщин к поднятию и перемещению вещей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Перечень тяжелых работе и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, а также предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами утверждается Министерством здравоохранения Украины по надзору за охраной труда. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный приказом Министерства здравоохранения. Перечень состоит из двух разделов. На работах, указанных в разделе 1 Перечня, применение труда женщин запрещается со дня вступления в силу названным приказом (с 10 апреля 1994). На работах, указанных в разделе 2 Перечня, труд женщин может использоваться до специального запрета. При высвобождении из тяжелых работ и работ с вредными условиями труда женщинам предоставляются следующие льготы: а) сохранение среднего заработка по месту предыдущей работы на время переобучения или переквалификации, но не более шести месяцев; б) сохранение права пользоваться ведомственной жилой площадью, а также детскими дошкольными учреждениями по месту предыдущей работы. Перечисленные полей установлены постановлением Совета министров СССР и ВЦСПС «О дополнительных мерах по улучшению условий труда женщин, занятых в народном хозяйстве, сохраняет силу в Украине. Запрещено также использовать труд женщин на подземных работах. Однако на некоторых видах подземных работ в соответствии с частью первой ст. 174 КЗоТ применить труд женщин невозможно. При этом называются нефизические работы и работы по санитарному и бытовому обслуживанию. В Украине перечень подземных работ, на которых допускается применение труда женщин, не утверждался. Поэтому сохраняет силу Перечень должностей, связанных с подземными работами, на которых разрешается, как исключение, применение труда женщин. Он включает такие должности и работы: а) руководящие и несвязанные с применением физического труда; б) связанные с санитарным и бытовым обслуживанием; в) связанные с необходимостью периодически спускаться в подземные части предприятия для выполнения нефизических работ. Кроме того, допускается прохождение обучения и стажировки в подземных условиях, если потом женщина будет выполнять работы, где разрешается применение труда женщин. Часть вторая статьи, комментируется, запрещает привлечение женщин к работам, связанным с подъемом и перемещением тяжестей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами утвержденные приказом Министерства здравоохранения.

Согласно статьи 175 привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры. Перечень этих отраслей и виде работ с указанием максимальных сроков применения труда женщин в ночное время утверждается КМУ. Указанные в части первой статьи ограничение не распространяется на женщин, работающих на предприятиях, где заняты лишь члены одной семьи. Часть первая статьи 175 КЗоТ, сначала декларирует запрет труда женщин в ночное время. Затем формулирует исключения из этого общего запрета. Цели действия этого исключения устанавливаются с помощью двух критериев. Первый из них содержит признаки формальной определенности, допускается применение труда женщин в ночное время в тех отраслях народного хозяйства. К решении вопросов о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой работы, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет предприятия, учреждения.

.3 Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

охрана труд инструктаж защита работник

Государство учитывает определенные физические, физиологические и другие особенности несовершеннолетних, и проявляет заботу о здоровье молодого поколения. Законодательно это закреплено, в частности в ст. 43 Конституции Украины. Законом Украины «Об охране труда» (ст. .11) Запрещено применение труда несовершеннолетних, т.е. лиц до 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземныхработах.

Для приема на работу молодежи местные органы государственной исполнительной власти требуют в пределах, установленных законом Украины от 1.03.1997р. «О занятости местного населения», квоту броню рабочих мест.

Эти места используются для направления на производство лиц, окончивших общеобразовательные школы, профессиональные учебно-воспитательные заведения, а также других лиц моложе 18 лет. Районные, городские Советы народных депутатов утверждают планы устройства на работу молодежи, которая заканчивает общеобразовательные школы, и обеспечивают их выполнение всеми предприятиями. Отказ в приеме на работу и профессиональное обучение лицам в счет брони запрещается. Такой отказ может быть обжалован в судебном порядке. Несовершеннолетние, т.е. лица не достигшие восемнадцати лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуется льготами, установленными законодательством. (статья187К3оТ).

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах.

Общие критерии по принятии на работу лиц моложе 18 лет Кодекс законов о труде регламентирует возраст с которого допускается прием на работу. Согласно статьи 188 КЗоТ не допускается приём на роботу лиц моложе 16 лет. С согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет.

Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14 летнего возраста с согласия одного из родителей.

Еще очень важным условием при приеме на работу лиц моложе 18 лет являются медицинские осмотры. Все лица моложе 18-летнего возраста принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Ежегодные отпуска работников в возрасте до 18 лет предоставляются в удобное для них время.

Ежегодные отпуска работникам моложе 18-летнего возраста полной продолжительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации. Ежегодный отпуск для несовершеннолетних установлен продолжительностью 31 календарный день.

Раздел 2. Организация охраны труда на предприятии

.1 Управление охраной труда и обязанности работодателя

В соответствии с Законодательством о труде обеспечение здоровых и безопасных условий труда возлагается на администрацию предприятий, учреждений, организаций.

К администрации относятся должностные лица, руководящие предприятием и его отдельными подразделениями: начальники цехов, отделов, производств, хозяйств, лабораторий, старшие мастера, мастера, начальники производственных участков и др.

Основным направлением работы по охране труда должно быть планомерное осуществление комплекса технических и организационных мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, поддержание правопорядка. Эта работа осуществляется администрацией совместно или по согласованию с профсоюзом.

Работа по охране труда на предприятиях организуется в соответствии с положениями, утверждаемыми министерствами и ведомствами по согласованию с центральными комитетами профсоюзов.

Положениями предусмотрено, что ответственность за правильную организацию работы по технике безопасности и производственной санитарии, за соблюдение действующего законодательства, положений, правил, норм, инструкций по технике безопасности и производственной санитарии в целом по предприятию возлагается на директора предприятия. Техническое и организационно-методическое руководство осуществляет главный инженер.

Руководитель предприятия (директор, генеральный директор) руководит всей работой по охране труда. Он через соответствующие службы и подразделения организует планомерное улучшение условий труда, санитарно-бытового обслуживания трудящихся и соблюдение трудового законодательства на предприятии; заслушивает отчеты руководителей цехов, служб и хозяйств о состоянии травматизма, заболеваемости, о выполнении намеченных мероприятий и принимает необходимые меры к повышению ответственности работников за соблюдение правил безопасности, норм производственной санитарии, за своевременное выполнение предложений контролирующих органов.

Руководитель предприятия предусматривает в коллективном договоре выполнение нормативных актов по охране труда и заключает соглашение об осуществлении мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии. Он обеспечивает выделение средств на выполнение мероприятий, предусмотренных текущим и перспективным планами, организует проверку их выполнения и правильность расходования средств на эти цели. О проведенной работе по улучшению условий труда работающих директор (генеральный директор) докладывает на рабочих собраниях, производственных совещаниях.

Главный инженер руководит разработкой и осуществлением текущих и перспективных планов по охране труда, систематически проверяет в цехах состояние техники безопасности и производственной санитарии, исправность технологического оборудования, предохранительных приспособлений, правильность расследования несчастных случаев и выполнение мер по их предупреждению; организацию обучения и инструктирования рабочих; выполнение предложений общественных инспекторов по охране труда и предписаний контролирующих органов; принимает оперативные меры к устранению выявленных недостатков.

Главный инженер контролирует также соблюдение требований правил и норм безопасности в проектам на строительство и реконструкцию промышленных объектов, на новую технику и технологию, проверяет правильность ведения установленной технической документации на производство работ; осуществляет непосредственное руководство службой охраны труда предприятия.

Свою работу служба охраны труда проводит совместно с другими структурными подразделениями предприятия и комитетом профсоюза с широким привлечением рабочих и служащих.

В своей деятельности работники службы охраны труда руководствуются действующим законодательством, правилами, нормами, стандартами и другими руководящими материалами, а также приказами и распоряжениями вышестоящих органов (министерства, ведомства) и руководителя предприятия.

Руководитель отдела, бюро, группы по охране труда назначается и освобождается от занимаемой должности приказом директора.

На должность руководителя отдела назначается лицо с высшим или средним специальным образованием, имеющее производственный опыт работы в инженерно-технических должностях не менее двух-трех лет.

Основная задача работников службы охраны труда предприятий заключается в проведении предупредительных мер, способствующих улучшению условий труда на производстве.

Работники службы охраны труда проверяют состояние техники безопасности, производственной санитарии в цехах предприятия. Они контролируют соблюдение правил, норм, инструкций по охране труда, трудового законодательства, приказов и указаний министерства и администрации предприятия; выполнение постановлений правительства, профсоюза, органов государственного надзора.

Службы охраны труда ведут учет несчастных случаев на производстве, участвуют в их расследовании и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма.

Работники службы охраны труда вносят предложения руководителям предприятия об улучшении условий труда, повышении его безопасности, о поощрении коллективов цехов, производственных участков, длительное время работающих без травм и аварий, а также о привлечении к ответственности лиц административно-технического персонала за нарушение требований техники безопасности.

Начальники цехов, отделов, лабораторий и т. п. несут ответственность за общее состояние техники безопасности и производственной санитарии во вверенных им подразделениях, за случаи травматизма и профессиональных заболеваний, незнание и невыполнение подчиненными им инженерно-техническими работниками, рабочими и служащими правил, норм и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии, за нарушения трудового законодательства о рабочем времени и времени отдыха, труде женщин и подростков.

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.

Различают четыре вида ответственности за нарушение законодательства о труде и правил охраны труда: дисциплинарная, уголовная, административная и материальная.

К дисциплинарной ответственности привлекаются лица, нарушившие трудовую дисциплину, а также трудовое законодательство и правила, определяющие условия безопасного ведения работ (появление на работе в нетрезвом состоянии, не использование защитных и предохранительных средств и т. д.). На лиц, привлеченных к дисциплинарной ответственности, могут быть в порядке подчиненности наложены следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу сроком до трех месяцев или смещение на низшую должность на тот же срок, увольнение.

К уголовной ответственности привлекаются должностные лица предприятий, нарушившие правила охраны труда, а в проектных организациях-нормы и правила, обязательные при проектировании и возведении зданий, технологических линий и производственного оборудования.

В уголовных кодексах приведены нормы, предусматривающие уголовную ответственность за преступные нарушения правил охраны труда.

Привлекая должностных лиц к административной ответственности, представители органов государственного надзора, в том числе технические инспектора труда, выносят им предупреждение или налагают штраф.

Материальная ответственность должностных лиц выражается в том, что с них взыскиваются суммы, выплаченные потерпевшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (если в этом есть вина администрации), а также незаконно уволенным за время вынужденного прогула.

Оценку нарушению правил и норм по охране труда (преступление или административное нарушение) дает прежде всего технический инспектор труда или инспектор органа государственного надзора.

Если технический инспектор труда расценил содеянное как административное нарушение, он налагает штраф на виновных должностных лиц.


На предприятии должна быть нормативная, распорядительная, отчетная и учетная документация по вопросам охраны труда.

Нормативная документация :

·законы, нормы, правила, типовые положения , знаки, бланки

Распорядительная документация :

·приказы, распоряжения, положения, инструкции

Отчетная документация :

·формы официальной статистической отчётности

Учетная документация отражает всю деятельность по охране труда на предприятии, она включает:

·журналы, перечни, графики, протоколы, планы, схемы

Вся документация должна храниться в службе охраны труда предприятия в надлежащем порядке, удобном для использования при необходимости или в случае контроля предприятия органами государственного надзора. Перечень документов по охране труда, пожарной безопасности, электробезопасности, промышленной санитарии которые должны быть разработаны на предприятии.

1.Правила внутреннего трудового распорядка. <#"justify">Приказы:

- о распределении обязанностей по охране труда <#"justify">Журналы:

1.Журнал регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда <#"justify">Документация должна храниться на предприятии в надлежащем порядке и в установленном месте: - у специалиста по охране труда на предприятии; - у руководителя структурного подразделения; - у лиц ответственных за безопасное производство работ.

2.3 Инструктаж по вопросам охраны труда

Инструкция является нормативным актом, который содержит обязательные для соблюдения работниками требования по охране труда при выполнении ими работ определенного вида или за определенной профессией на рабочих местах, в производственных помещениях, на территории предприятия и строительных площадках или в других местах, где по поручению собственника или уполномоченного им органа выполняются эти работы, трудовые или служебные обязанности.

Инструкции, которые действуют на предприятии, принадлежат к нормативным актам об охране труда, действующих в границах конкретного предприятия. Такие инструкции разрабатываются на основе действующих государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, типовых инструкций и технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства и требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации предприятий-изготовителей оснащения, которое используется на данном предприятии. Они утверждаются работодателем и является обязательными для соблюдения работниками соответствующих профессий или при выполнении соответствующих работ на этом предприятии. Количество инструкций зависит от вида деятельности предприятия согласно штатного расписания.

Работники, во время принятия на работу и периодически, должны проходить на предприятии инструктажи по вопросам охраны труда, предоставления первой медпомощи пострадавшим от несчастных случаев, а также из правил поведения и действий при возникновении аварийных ситуаций, пожаров и стихийных бедствий.

По характеру и времени проведения инструктажей по вопросам охраны труда делятся на вводный, первичный, повторный, внеплановый и целевой. Вводный инструктаж проводится специалистом службы охраны труда или другим специалистом соответственно приказу (распоряжение) по предприятию, который в установленном Типовым положением порядка прошел обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вводный инструктаж проводится в кабинете охраны труда или в помещении, которое специально для этого оборудовано, с использованием современных технических средств обучения, учебных и наглядных пособий за программой, разработанной службой охраны труда с учетом особенностей производства. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия.

Запись о проведении вводного инструктажа делается в журнале регистрации инструктажа , который хранится в службе охраны труда или у работника, отвечающего за проведение вводного инструктажа, а также в документе о принятии работника на работу.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит до начала работы непосредственно на рабочем месте непосредственный руководитель работ (начальник структурного подразделения, мастер) или физическое лицо, которое использует наемный труд за действующими на предприятии инструкциями по охране труда соответственно выполняемым работам.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи завершаются проверкой знаний в виде устного опроса или при помощи технических средств, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов труда. Знания проверяет лицо, проводившее инструктаж.

О проведения первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажа и о допуске к работе лицом, проводившим инструктаж, вносится запись в журнал регистрации инструктажей по вопросам охраны труда . При этом обязательны подписи как того, кого инструктировали, так и того, кто инструктировал. Страницы журнала регистрации инструктажей должны быть пронумерованы, журналы прошиты и скреплены печатью

На предприятиях на основании Типового положения, с учетом специфики производства и требований государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов об охране труда, разрабатываются и утверждаются приказами руководителей соответствующие положения предприятий об обучении по вопросам охраны труда, формируются планы- графики проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, с которыми должны быть ознакомленные работники.

Работники предприятий при приеме на работу и периодически в процессе работы, а воспитанники, ученики и студенты во время учебно- воспитательного процесса должны проходить обучение и проверку знаний соответственно требованиям Типового положения. Допуск к работе (выполнению учебных практических задач) без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда запрещается.

Формой проверки знаний по вопросам охраны труда работников есть экзамен, который проводится по экзаменационным билетам в виде устного опрашивание или путем тестирования на автоэкзаменаторе с последующим устным опрашиванием. Результаты проверки знаний работников по вопросам охраны труда оформляются протоколом

Лицам, которые при проверке знаний по вопросам охраны труда показали удовлетворительные результаты, выдаются удостоверение

Ответственность за организацию и осуществление обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда соответственно требованиям Типового положения возлагается на руководителя предприятия, в структурных подразделах (цеха, участку, лаборатории, мастерские и т.п.) - на руководителей этих подразделов, а контроль - на службу охраны труда.

2.4 Средства индивидуальной защиты работников; медосмотр

На работах с вредными и опасными условиями труда, а также работах, связанных с загрязнением или неблагоприятными метеорологическими условиями, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также моющие и обезвреживающие средства. Работники, привлекаемые к разовым работам, связанным с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т.п., на предусмотренных трудовым договором, должны быть обеспечены указанными средствами.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективным договором.

В случае преждевременного износа этих средств не по вине работника работодатель обязан заменить их за свой счет. В случае приобретения работником спецодежды, других средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств за свои средства работодатель обязан компенсировать все расходы на условиях, предусмотренных коллективным договором.

Владелец за счет средств предприятия организует проведение предварительного и периодического медицинских осмотров, возмещает расходы на лечение, профессиональную и медицинскую реабилитацию лиц с профессиональными заболеваниями, обследование конкретных условий труда для составления санитарно-гигиенической характеристики.

Результаты предварительного и периодического медицинских осмотров, ежегодных медицинских осмотров лиц возрастом до 21 года и выводы о состоянии здоровья заносятся в "Карточку лица, которое подлежит медицинскому осмотру", и хранится на предприятии. Результаты завершенных медицинских осмотров в течение месяца оформляются заключительным актом, который составляется в четырех экземплярах (для лечебно-профилактического заведения, владельца, профсоюзного комитета и санитарно-эпидемиологической станции). На время прохождения медосмотра, обследования в профпатологических центрах, клиниках научно-исследовательских и медицинских институтов (университетов) для уточнения диагноза или определения роли производственных факторов в развитии заболеваний за работающими сохраняется место работы (должность) и средний заработок. Отчетность по результатам медицинских осмотров осуществляется в порядке, установленном Министерством здравоохранения Украины.

Раздел 3. Охрана труда в Украине; проблемы, опыт, перспективы

Проблема создания безопасных и безвредных условий труда в Украине существовала всегда, о чем свидетельствует статистика несчастных случаев: еще 10 лет назад на производстве ежегодно травмировались 125 000 работников, из них погибало почти 3 000. Однако, настоящий состояние охраны труда и уровень производственного травматизма в то время замалчивались. По этим причинам многие важные неотложные и производственных заданий по вопросам условий и труда вовсе не решался.

Последствиями такого положения стали:

Отставание от мировых достижений на 15-20 лет отечественной науки по вопросам охраны труда.

Рост в 5-8 раз уровня производственного травматизма по сравнению с такими же показателями в других промышленно-развитых странах.

Превышение почти в 2 раза в расчете на одного работающего выплат на льготы и компенсации за работу во вредных условиях над расходами на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В 1992 г. Украина приняла Закон "Об охране труда". Этот закон определил приоритетные направления реализации конституционного права граждан на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, провозгласил основные принципы государственной политики в области охраны труда (см. ст.4).

За годы, прошедшие со времени принятия Закона, сделано для реализации этих принципов:

Создан Национальный совет по вопросам безопасной жизнедеятельности населения при Кабинете Министров Украины. Она разрабатывает и осуществляет меры по созданию целостной системы государственного управления охраной жизни людей на производстве, организует контроль за выполнением соответствующих законодательных актов и решений Правительства Украины, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти по этим проблемам;

В 1994-1995 гг. В Украине были разработаны и, в основном, выполнены первые Национальная отраслевые, региональные и производственные программы улучшения условий, охраны труда и производственной среды.

В настоящее время идет реализация Национальной, отраслевых и других программ по охране труда, разработанных до 2000 года. Финансирование программ осуществлялось из специально созданных соответствующих фондов охраны труда. Такие фонды были введены Законом "Об охране труда" впервые.

Указанные фонды определенной степени стали экономической основой для улучшения состояния безопасности и гигиены труда.

Создан Национальный научно-информационный учебный центр охраны труда, выходит ежемесячный научно-производственный журнал "Охрана труда". Завершается создание единой автоматизированной информационной системы охраны труда, направленная на повышение эффективности управления охраной труда в масштабе всей страны. Создается национальное законодательство об охране труда. Осуществляется мероприятия по использованию в нем конвенций и рекомендаций МОТ, директив Европейского Союза, налаживается более тесные контакты по вопросам нормотворческой деятельности с Россией, Германией, Великобританией, другими странами. Ежегодно почти 17 000 человек становятся инвалидами вследствие травм и профзаболеваний. Численность пенсионеров по трудовому травматизму в прошлом году превысила 150 000, а пенсионеров по случаю потери кормильца вследствие несчастного случая - 50 000 человек. Общая сумма расходов на финансирование льготных профессиональных пенсий и пенсии по трудовому увечью, возмещение вреда пострадавшим на производстве и других расходов, увязка с этим, сегодня составляет от 10-15 процентов фонда оплаты труда в промышленности, а в отдельных отраслях и регионах - от 15-30 процентов. Особенно остро эти проблемы ощущаются на предприятиях отраслей с высоким уровнем профессионального риска.

Приоритеты в работе по охране труда, по-прежнему направлены не на осуществление профилактических мероприятий, а на предоставление различных компенсаций и льгот. В значительной степени это связано с характером механизма социальной защиты от профессиональных рисков, а также с отсутствием организационной связи границ системами охраны труда и социального страхования. Новые условия хозяйствования требуют и новых, более эффективных форм и методов профилактической работы. Имеется в виду переход на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Задачи :

Ввести такой механизм управления охраной труда, когда работодателям будет экономически не выгодно иметь вредных и опасных условиях производства (установление дифференцированных страховых тарифов в зависимости от состояния охраны труда на предприятиях).

Значительно повысить уровень всей профилактической работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Международное законодательства об охране труда Конвенции и рекомендации МОТ в трех томах, - М., Основа, 1997 МОТ (международная организация труда) была создана в 1919 г. как автономная институция при Лиге Наций, а с 1946 г. - первая специализированное учреждение ООН (организаций объединенных наций). Штаб-квартира МОТ-МБТ (международное бюро труда в Женеве, Швейцария. Высшим органом МОТ является Генеральная Конференция труда, исполнительный орган - Административный совет. По состоянию на 1 июля 1997 членами МОТ являются 174 государства, принято 181 конвенцию и 1881 рекомендаций. Украина является членом МОТ с 1954 г. Главной целью МОТ, согласно ее Уставу, является содействие установлению мира на основе социальной справедливости, улучшения условий труда и жизни работников всех стран.

Выводы

В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период, когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении. Одним из направлений деятельности государства на улучшение ситуации в области охраны труда является расширение использования норм локального характера, что позволяет особенности охраны труда конкретного предприятия отразить в коллективных и трудовых договорах.

Многие работодатели попустительски относятся к своим обязанностям, а в частности обеспечивать здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте, соблюдать требования по охране труда.

Сложившееся положение дел с обеспечением здоровых и безопасных условий труда также во многом связано с тем, что республиканские министерства и ведомства, а также местные органы власти ещё недостаточно полно влияют на решение этих проблем, Идет процесс сокращения служб охраны труда. На отраслевом и региональном уровнях не предусмотрено финансирование расходов на охрану труда, а выделение средств на эти цели работодателями идёт в незначительных объемах по остаточному принципу. Одной из причин такого положения является существующая система льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, которая экономически не заинтересовывает работодателя в их улучшении. Необходимый объем капитальных вложений в коренное улучшение условий труда намного превышает те незначительные доплаты, которые выплачиваются работающим за вредность.

Считаю ещё одной проблемой - невозможность реализации права, из-за бездеятельности государственных служащих. Как сказал немецкий политик времён Германской империи Отто фон Бисмарк «С плохими законами и хорошими чиновниками вполне можно править страной. Но если чиновники плохи, не помогут и самые лучшие законы». Изменение такой ситуации в нашей стране в лучшую сторону, думаю нужно начинать ещё в школе, а потом в ВУЗах, что бы воспитать правильное отношение к государственной службе, а стимулировать нужно достойным социальным положением.

Задачи

Задача 1.

Техники Шивко и Климов были привлечены к дисциплинарной ответственности, за отсутствие на работе во время проведения общих собраний по обсуждению и составлению коллективного договора. Шивко и Климов оспорили дисциплинарное взыскание в комиссию по трудовым спорам, ссылаясь на то, что отсутствие на общем собрании не является дисциплинарным проступком. Представитель администрации, возражая требованиям Шивко и Климова, утверждал, что истцы отсутствовали не на общем собрании, но и на работе, так как собрание организовывалось в рабочее время. Какое решение должна принять комиссия по трудовым спорам?

Решение. Поскольку техники Шивко и Климов не присутствовали на рабочем месте и на общем собрании без уважительной причины, это является дисциплинарным проступком.

Руководствуясь статьями 2,10,11,12,18,139,140,141,147-1,149 КЗоТУ, комиссия по трудовым спорам отказывает в снятии дисциплинарного взыскания.

Задача 2.

Мастер производственного обучения Маков был привлечён к дисциплинарной ответственности за небрежное исполнение воспитательной работы среди своих учеников, которые в выходной день совершили драку на танцевальной площадке, в городском парке. Маков с дисциплинарным взысканием не согласен и обратился в комиссию по трудовым спорам с требованием признать его наложение дисциплинарного взыскания неверным. Как должен быть решен спор?

Решение. К Макову не может быть применено дисциплинарное взыскание, так как он надлежащим образом провёл воспитательную работу. Те правонарушения, что сделали ученики в городском парке, не относятся к компетенции комиссии по трудовым спорам (ст.224 КЗоТ).

Ученики, за свои деяния, подлежат административной и уголовной ответственности.

Мастер производственного обучения Маков не виновен в правонарушениях своих учеников.

Список использованной литературы

1. Конституція України // Відомості ВРУ. - 1996. - №30, ст. 21, 23.

. Про зайнятість населення: Закон України від 1 березня 1991 р. // Відомості ВРУ. - 1991 р. - № 14 - ст. 5.

. Про оплату праці. Закон України від 1 травня 1995 року // Відомості ВРУ. - 1995. - №17, ст. 12.

. Про відпустки: Закон України від 15 листопада 1996 р. // Відомості ВРУ- 1997 р. - №2, ст. 10.

. Граничні норми підіймання і переміщення важких речей жінками / Затв. наказом МОЗ України від 10.12.1999 р.

. Перелік важких робіт та робіт зі шкідливими (небезпечними умовами праці), на яких забороняється застосування праці жінок. / Зат. наказом МОЗ від 29.12.1993. - №256.

. Конвенція про ліквідацію всіх форм дискримінації щодо жінок. Права людини. Міжнародні договори України. - К., 1992 р. - с. 111.

9. А.Водяник, О.Амоша, О.Мартякова та ін. Посібник з оцінки

економічної ефективності заходів щодо поліпшення умов і охорони праці.

Tacis DG IA, Європейська Комісія, Київ, 2003. - c. 65.

10. Амоша А.И., Шило Л.Я., Шкиргун В.А. Система знаний для профилактики несчастных случаев. Донецк, 2005. - c.243.

11. Безопасность жизнедеятельности (автор - Гриценко В.С., Морозов В.Л.).К.: Іскра. 2002 р.- 137 с.

. Кузнецов В. К89 Охорона праці на придприємстві. - 2 - ге вид., перероб. і допов. - Х.: Фактор, 2005. - 428с.

. Людина і праця. Довідник з правових питань (Укл. Корінцев, Л. Савченко). - К.: Хрінком Інтер. 2003 р. - 336 с.

. Основи трудового права: Навч. посіб. - К.: Видавництво А.С.К., 2007. - 656 с.

. Трудове право України: Підручник за ред.. В.І. Прокопенко. - Х.: «Консум», 1998. - 480 с.

. Трудове право України: Підручник / За ред.. Н.Б. Болотіної, Г.І. Чанишвої. - К.: Т-во «Знання. КОО. 2004. - 564 с.

. Чубар Л. Права жінок в Україні як обєкт правового захисту // Право України. - 2006 р. травень. с. 12

. Юридичний вісник України №14(525) 5-11 березня 2009 р. ст. 5.

. Cсылка internet - #"justify">. Cсылка internet - http://forca.com.ua/instrukcii/ohorona-praci/

Похожие работы на - Охрана труда на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!