Культура как социальное явление

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,67 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Культура как социальное явление

Оглавление

Введение

. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура

. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений

Заключение

Список литературы

Введение

Культура - это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и институтов, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Таким образом, существуют три сферы проявления культуры:

·отношение человека к окружающей природе (труд);

·отношение человека к другому человеку (мораль, право, политика и др.);

·отношение человека к самому себе (формы самосознания).

В узком смысле слова под культурой понимается система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

1. Культура в социологическом понимании и ее основные компоненты. Типы культур, субкультура, контркультура, доминирующая культура

культура этноцентризм социальный изменение

Для социологов понятие «культура» рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Культура обладает определенной структурой:

.По соотношению универсальных и специфических характеристик выделяются две области: обыденная и специализированная культура.

В специализированной культуре можно выделить три функциональных блока:

·культурные аспекты социальной организации (хозяйственная, политическая, правовая культура);

·социально значимое знание (религиозная, художественная, философская, научная культура);

·каналы трансляции социально значимого опыта (образование, просвещение, массовая культура).

В обыденной культуре существуют аналоги специализированной деятельности: организационному блоку соответствует домашнее хозяйство, межличностные отношения, мораль и нравственность; познавательному блоку - суеверия, обыденная эстетика, «народная мудрость», практическое знание; трансляционному блоку - передача культурного опыта посредством игры, слухов, бесед, советов и т.п.

.С точки зрения характеристики уровня и особенностей развития культуры можно выделить следующие ее структурные элементы:

·готовые продукты материальной и духовной деятельности людей (орудия труда, предметы быта, произведения изобразительного искусства, музыки и т.п.);

·умения владеть продуктами материальной и духовной деятельности, способность использовать и потреблять их должным образом, практически пользоваться ими;

·навыки, способы, приемы создания новых материальных и духовных ценностей, творческая деятельность, направленная на рост культурных достижений;

·тип личности, отражающий данную ступень культурного развития общества;

·язык (естественный, искусственный, вторичный).

.С точки зрения способов и уровней бытия культуры можно выделить следующие ее элементы:

·Познавательный, знаково-символический элемент - это знание, сформулированное в определенных понятиях и представлениях и зафиксированное в языке. Это понятия об объектах, материальных процессах, политические, правовые, религиозные и прочие понятия, составляющие мыслительно-идейное содержание культуры.

·Познавательно-ценностная система, включающая в себя знания и убеждения, верования, ценности, ценностные установки, цели, идеалы, мотивы, нормы.

·Образцы поведения (обряды, обычаи, традиции).

В социологии существуют несколько подходов к типологии культуры с целью ее теоретического и эмпирического исследования:

.по типу общества, определяемому формацией или цивилизацией, - античная культура, средневековая культура, культура буржуазного общества, современная культура и т.п.;

.по носителю - личностная, групповая, социально-классовая, национальная, культура общества;

.по видам - материальная и духовная культура, противопоставление которых относительно, поскольку материальная и духовная стороны жизнедеятельности людей взаимосвязаны и взаимообусловлены;

.по характеру - религиозная и светская;

.по функциональной роли - общая (обыденная) и специализированная (профессиональная);

.по преобладанию способа социализации и отношению человечества к другому человеку - культура вины и культура стыда.

По происхождению и объекту воздействия различают народную, массовую и элитарную культуру.

Народная культура возникает в значительной степени стихийно, она непосредственно вплетена в жизнедеятельность людей, связана с традициями, обычаями, социальными привычками.

Массовая культура - продукт индустриальной цивилизации, для которой характерны урбанизация, распространение всеобщего образования, возрастание роли средств массовой информации и коммуникации.

Развитие средств массовой коммуникации позволило создать целую индустрию массовую культуры. Можно выделить такие сферы проявления массовой культуры: формирование с детства в семье, в бытовом общении и т.д. стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающее основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе; массовая общеобразовательная школа, приобщая учащихся к основам научных знаний в соответствии с типовыми программами. Очень велика роль средств массовой информации, поскольку они формируют общественное мнение и нередко манипулируют им.

Массовая культура проявляется в системе национальной или государственной идеологии, выражающей интересы правящих элит, в социальной мифологии.

К массовой культуре относится индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя и способствующая развитию потребительской психологии, индустрия физического имиджа, индустрия досуга.

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечен Интернет, становящийся глобальным средством распространения продуктов культуры.

Негативные черты массовой культуры, рассчитанной на массового потребителя, - это стандартизированность, невысокий, а то и просто низкий эстетический, идейный, интеллектуальный уровень, усредненность, иллюзия активности, манипулятивный характер. Но массовая культура - объективное явление современной культуры, в нее, так или иначе, вовлечены все слои населения, поэтому «отменить» ее не представляется возможным. Речь может идти об «одухотворении» культуры, усилении и расширении в ней ценностного содержания, препятствующего деградации культурных стандартов.

Элитарная культура первоначально была противоположна культуре народной и распространена в городах среди лиц соответствующего образования и воспитания. С XX в. элитарная культура была противоположна массовой и формировалась как реакция на безыдейность, коммерциализацию, утилитарность массовой культуры. К элитарной культуре относятся формы так называемого «эстетствующего» образа жизни, модернистские и постмодернистские течения в литературе, искусстве, музыке, философии, образовании. Сохраняя личностное начало, презирая серость и посредственность, элитарная культура, вместе с тем, остается чуждой и непонятной обычному, простому человеку. Ее наличие свидетельствует о поляризации современной культуры, о столкновении в ней тенденций демократизма и аристократизма.

По роли и месту в общественной жизни различают культуру доминирующую, субкультуру, контркультуру и антикультуру.

Под доминирующей культурой понимают ту, которая на данном этапе развития общества является преобладающей, господствующей, задающей и предписывающей образцы, стандарты образа жизнедеятельности.

Культуры различных социальных групп (возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и др.) называются субкультурами, или частичными культурами. Они выражают специфику положения, интересов, потребностей групп и поэтому видоизменяют общепринятые нормы и ценности, отклоняются от них. Каждая субкультура имеет специфические правила и образцы поведения, стиль одежды, речь (жаргон), манеры, символы. Место и роль субкультуры в обществе зависит от ее численности, консолидированности, активности, характера ценностей, образа жизни, ситуации в обществе.

Актуальной становится тема компьютерной субкультуры, которая рождает особый стиль общения, обедняет языковую культуру человека, приучая его мыслить в простейших логических структурах, операциях.

Контркультура - совокупность норм и ценностей социальной группы, которые вступают в противоречие с нормами и ценностями доминирующей культуры. К контркультуре относятся тип протестного мироощущения, альтернативный стиль жизни, антитрадиционные формы художественного творчества. Особенностью контркультуры является то, что она, проявляя себя разрушительно, действуя против доминирующей культуры, стремится занять ее место. Можно сказать, что борьба старой и новой культуры.

Антикультура, в отличие от контркультуры, направлена на разрушение культуры как таковой, тех механизмов, которые обеспечивают ее сохранение и функционирование.

2. Функции социальной культуры. Развитие и механизмы распространения культуры. Культура как фактор распространения социальных изменений

Основные функции культуры являются:

.адаптивная - культура вырабатывает средства, способы, формы, образцы, ориентиры жизнедеятельности, поведения, общения, благодаря которым обеспечивается взаимодействие людей со средой существования, поддерживаются определенные структуры деятельности и общения;

.гуманистическая, творческая - культура выступает как важнейшая характеристика человека, так как в ней осуществляется его развитие и проявление творческих, сущностных сил;

.функция социализации - благодаря культуре осуществляется «вписывание» индивида, группы в ту или иную социальную среду через усвоение культурных образцов, норм поведения;

.функции трансляции социального опыта, информационная - культура выступает как социальная память человечества, обеспечивая связь прошлого, настоящего и будущего (через язык, понятия, традиции, институты культуры);

.познавательная (гносеологическая) - заключается в накоплении знаний о мире и о человеке в разнообразных формах - науке, технике, искусстве, морали, религии, философии;

.регулятивная (нормативная) - культура является средством контроля и самоконтроля за поведением, способами деятельности, взаимодействия индивидов, социальных групп;

.ценностно-ориентационная - культура задает определенную систему ориентаций, определяет, что значимо, что - нет, что - должно, что - нежелательно; в результате, человек или группа придают своим действия определенный смысл и направленность;

.коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

.семиотическая (знаковая) - культура вырабатывает знаковые системы, язык, обозначающие и выражающие разными способами явления окружающего мира, отношения людей к миру, самим себе, друг другу;

.рекреативная, компенсаторная функция - мир культуры помогает человеку восстановить свои силы, поскольку произведения культуры отвечают потребности человека в эмоционально-эстетическом наслаждении;

.образовательно-воспитательная.

При контактах с другими культурами большинство людей судят о чужих культурных ценностях, используя в качестве образца и критерия культурные ценности собственного этноса. Такой тип ценностного суждения принято называть этноцентризмом. Этноцентризм представляет собой психологическую установку воспринимать и оценивать другие культуры и поведение их представителей через призму своей культуры. Чаще всего этноцентризм подразумевает, что собственная культура превосходит другие культуры, и в этом случае она расценивается как единственно правильная, превосходящие все другие, которые, таким образом, недооцениваются. Все, что отклоняется от норм, обычаев, системы ценностей, привычек, типов поведения собственной культуры, считается низкопробным и классифицируется как неполноценное по отношению к своему. Собственная культура ставится в центр мира и рассматривает себя как меру всех вещей. Этноцентризм означает, что ценности других культур рассматриваются и оцениваются с точки зрения своей собственной культуры.

Исследования этноцентризма показали, что для него свойственно:

·рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;

·воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;

·оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;

·действовать в интересах своей группы;

·чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;

·гордиться своей группой.

Позиция, противоположная этноцентризму, называется культурным релятивизмом. С точки зрения культурного релятивизма, каждая культура представляет собой уникальное явление и должна рассматриваться на основе принятых в ней стандартов. Нормы и ценности одного общества нельзя рассматривать с позиций норм и ценностей другого, каким бы оно ни было. Набор норм и ценностей того или иного общества можно рассматривать только с позиций членов этого общества. Поступки людей первобытного общества, которые в западноевропейском обществе были бы расценены как безнравственные, вполне моральны, если они соответствуют нормам, существующим в их обществе. И там, и там существует мораль, но только разная. В таком подходе, несомненно, есть значительная доля истины, но отнюдь не вся истина. Доведенный до предела, он лег в основу концепции морального релятивизма, а далее и концепции культурного релятивизма. Культурные релятивисты правы, когда они отказываются обсуждать вопрос, в каких обществах представления о добре и зле, о моральном и аморальном правильны, а в каких - неправильны. Но это отнюдь не значит, что все системы норм и ценностей совершенно равноценны. Просто нужно рассматривать эти системы не сами по себе взятые, а в связи с обществами, в которых они существуют и действуют, а эти общества могут находиться на разных ступенях развития.

Культурная трансмиссия - процесс, благодаря которому культура передается от предшествующих поколений к последующим через обучение. Культурная трансмиссия делает возможным такое явление, как преемственность культуры, ее непрерывность во времени. Поскольку любая культура развивается во времени, значительная часть из прошлого культурного наследия, доказавшая свою ценность, сохраняется на новом этапе. Разрыв культурной цепи происходит в тех случаях, когда неожиданно меняется образ жизни людей - носителей данной культуры. Хотя подобное неоднократно случалось в истории многих стран, полного разрыва с прошлым никогда не было. Преемственность или непрерывность культуры доказывает ее жизнеспособность.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее. Молодое поколение добавляет новые знания к уже накопленному богатству. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. Напротив, когда в течение конкретного периода исчезает больше культурных черт, чем добавляется, говорят о культурном истощении.

Культурная аккумуляция представляет собой такой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия.

Под культурной интеграцией подразумевается такая взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. Интеграция или единство культуры создается благодаря близости или сходству основных элементов культуры и различию неосновных, неглавных элементов.

Социальное изменение подразумевает изменение системы социальных отношений, в более узком смысле - это изменение социальной структуры. Одним из факторов социальных изменений является культура. История человеческого общества может быть представлена как история войн и разрушений, борьбы за власть, история о том, как одни эксплуатировали других, и как при этом развивалась культура, изменялся социум и система социальных отношений.

Следует отметить, что на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом, в более же высокоразвитых обществах доминирует культура.

Проблемы взаимовлияния экономики и культуры, социального и культурного изучались в рамках социальной философии, где наиболее ярко проявились две противоположные позиции:

1.С точки зрения марксизма, определяющую роль в развитии общества играет экономический фактор - материальное производство.

2.С точки зрения представителей немарксистской социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, В. Зомбарт и др.), определяющую роль в развитии общества играет именно культура, обеспечивая целостность общества как системы.

Представители обоих направлений не отрицали возможности обратного влияния: культуры на экономику в первом и экономики на культуру во втором. Поэтому, разграничивая представленные позиции, важно понимать, что различия в них не абсолютны - речь идет лишь о первостепенности влияния экономики или культуры на развитие общества.

Анализ культуры как фактора социальных изменений выводит на ряд проблемных моментов, связанных с ролью культуры в функционировании и развитии общества: с одной стороны, культура остро реагирует на изменения, происходящие в социуме, с другой, сама оказывает воздействие на него, определяя ход многих социальных процессов (социализации, институциализации, группообразования, социальной мобильности).

Влияние культуры на социум осуществляется разными путями (Я. Щепаньский «Элементарные понятия социологии»):

·через социализацию и формирование отдельной личности,

·через создание и введение ценностей,

·через образцы деятельности и образцы поведения,

·через создание моделей институтов и социальных систем.

Культура, появившись и развиваясь одновременно с человеческим обществом, является «необходимым атрибутом» любого социума. Исторический анализ этапов развития человеческой цивилизации показывает, что культура с течением времени обретает в современном обществе самодостаточную значимость и производящую роль.

Заключение

Россия переживает переходный этап своей истории, меняется культурная ориентация общества. Прежние механизмы поддержания культуры либо разрушены, либо не могут функционировать в новых условиях, а новые механизмы в полной мере не сформированы. Культурная ситуация в России оценивается неоднозначно, она полна противоречий и проблем.

Очень сложно определить, какая культура является доминирующей; сохраняется мозаичность культуры, отсутствует целостность культурного поля, которое представлено множеством субкультур. Даже в жизнедеятельности взаимоисключающие культурные традиции. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на коммуникативном процессе, на бытии личности.

Остро стоит вопрос о культурной идентификации нас как народа и как общества. Не прекращаются дискуссии об историческом наследии и отношении к нему, а значит, об исторических корнях нашей культуры. Отсутствует национальная идея, что препятствует интеграции культуры и общества. Состояние русского языка оценивается и лингвистами, и культурологами, и педагогами как неблагополучное: снижение уровня культуры речи, появление множества жаргонов, употребление значительного числа иноязычных слов без соответствующей необходимости, сквернословие.

Культура России испытывает влияние глобализации. С одной стороны, речь идет об интернационализации, а, следовательно, развитии межкультурного обмена, взаимодействия. С другой стороны, глобализация создает угрозу разрушения национальных культур, что вызывает ответную реакцию защиты собственной культуры, возникает интерес к прошлому культуры, ее истокам.

Происходит коммерциализация культуры. Средства вкладываются в те сферы, отрасли культуры, которые приносят доход, причем быстро (шоу-бизнес, развлекательные, детективные жанры). Такие сферы, как образование, музеи, театры, библиотеки, классическое искусство, не представляют коммерческого интереса, они испытывают трудности из-за недостаточности финансирования.

Снижается общий уровень культуры, в том числе бытовой; преобладает интерес к визуальным, зрелищным формам культуры; снижается потребность и уровень продуктов культуры.

Возрастает внимание к национальным культурам, которое противоречиво: внимание к культурам народов России, формирование уважения к ним необходимо. Однако ценности национальной культуры нередко используются в своекорыстных интересах политических элит, а не в целях поддержания и развития национальной культуры.

Изучение культуры, закономерностей ее функционирования и развития, исследование типов и функций культуры углубляет наше знание об обществе, особенностях его структурирования, стратификации, объясняет направленность жизнедеятельности той или иной социальной системы, раскрывает специфику и технологии социального взаимодействия.

Список литературы

1.Социология: Учебник / Под ред. Лавриненко В.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007 - 448 с.

2.Социология: Учебник / Под ред. Добренькова В.И. - М.: Гардарики, 2000 - 432 с.

.Социология: Курс лекций / Под ред. Радугина А.А. - М., 2006.

.Социология: Учебное пособие / Под ред. Волкова Ю.Г. - Ростов-на-Дону, 2006.

Похожие работы на - Культура как социальное явление

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!