Нормативно-правовые основы кредитной и страховой систем Российской Федерации, их реформирование в связи с вступлением в ВТО

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,30 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нормативно-правовые основы кредитной и страховой систем Российской Федерации, их реформирование в связи с вступлением в ВТО

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы РФ

1.1 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ

1.2 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ

Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России

2.1 Особенности регулирования современной кредитной политики России

2.2 Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц

2.3 Принципы системы страхования вкладов физических лиц

Глава 3. Проблемы реформирования в связи с вступлением в ВТО

3.1 Необходимость изменения кредитной системы России в связи со вступлением в ВТО

3.2 Необходимость реформирования страховой системы в связи со вступлением в ВТО

3.3 Российский финансовый рынок и ВТО

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной курсовой работе представлено комплексное исследование теоретических и практических проблем нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы России в условиях глобализации мировой экономики.

Актуальность данной темы определяется тем, что зависимость российской денежно-кредитной системы от внешнего мира в последние годы усиливается. После отмены валютных ограничений и вступления в ВТО банковскому сектору России приходится выживать в условиях жесточайшей конкуренции.

Поэтому государство должно перейти от позиции наблюдателя в банковской сфере к политике активного созидания системы институтов банковского посредничества, способных обеспечить эффективную трансформацию денежных средств в кредиты и инвестиции. Для того, чтобы рассмотреть пути развития нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы России в данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:

.Рассмотреть теоретический аспект кредитной и страховой системы

2.выявить особенности российской кредитной и страховой системы

.Проанализировать состояние современной кредитной и страховой системы России

Рассмотреть существующие программы развития кредитной и страховой системы и предложения по совершенствованию этих программ.

Глава 1. Теоретические основы нормативно-правового регулирования кредитной и страховой системы РФ

1.1 Нормативно-правовое регулирование кредитной системы РФ

Кредитная система является неотъемлемой и важной частью экономики любой страны, так как от ее функционирования зависит форма и динамика развития страны, и в первую очередь в экономическом плане.

Кредитную систему можно рассматривать в двух аспектах проявления:

·во-первых, кредитная система как совокупность кредитных отношений, форм, способов и типов кредитования;

·во-вторых, кредитная система как совокупность банковских и иных кредитных организаций, работающих в правовом поле, определенном законодательными актами.

Субъектами отношений могут выступать коммерческие организации, население, государство, сами банки.

В кредитных отношениях каждый субъект рынка может выступать в двух лицах, как кредитор и как заемщик.

Кредитные отношения в экономике базируются на определенной методологической основе, одним из элементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практической организации любой операции на рынке кредита.

Кредитные организации взаимосвязаны между собой и реализуют потребности участников рыночных отношений - коммерческих организаций, физических лиц, институтов государства в денежных средствах или услугах связанных с финансами и денежным оборотом.

Кредитная система состоит из банковской и небанковской части.

Банковская часть - основная составляющая кредитной системы, так как через ее составляющие проходит основная масса денежных средств участвующих в денежном обороте, и именно банки оказываю подавляющую массу услуг на финансовом рынке.

Небанковская часть - состоит из учреждений, которые оказывают специфические услуги, или меньший спектр услуг, чем банки (почтово-сберегательные учреждения, ломбарды).

Банки - кредитные учреждения, целью деятельности которых является получение прибыли за счет перераспределения и максимально эффективного использования денежных средств, как собственных, так и привлеченных со стороны.

Банк на основании лицензии ЦБ привлекает и затем размещает от своего имени денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности, а также осуществляет расчетно-кассовые и другие банковские операции.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ" № 17-ФЗ от 03.02.96 г. В соответствии с этим законом:

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

Таким образом, банки являются регуляторами денежного оборота страны.

Банки, как коммерческие предприятия, возникли в связи с потребностями воспроизводства, кругооборота промышленного и торгового капитала.

кредитная страховая система реформирование

Разложение натурального хозяйства, рост торговли и товарного обмена резко повысили значение денежных расчетов и кредита.

Переход к наемному труду в широких масштабах приводил к тому, что все большая часть доходов выплачивалась в денежной форме.

Возник регулярный денежный оборот, организацию и техническое обслуживание которого банки взяли на себя.

Банки сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала путем привлечения свободных денежных средств фирм и правительственных учреждений, сбережений и доходов населения и предоставляют их в ссуду.

По мере укрепления банков и превращения их в самостоятельную отрасль предпринимательства они выступают как совокупный кредитор.

Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.

В настоящее время банки осуществляют большинство кредитно-финансовых услуг.

Основными операциями банков являются привлечение денежных средств аккумулирование - (вклады, расчетные счета) и предоставление средств в ссуду.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет (Закон РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге РФ");

по праву эмиссии они делятся на:

а) выпускаемые центральным правительством;

б) выпускаемые правительствами национально государственных и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

) по признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

а) только среди населения;

б) только среди юридических лиц;

в) как среди юридических лиц, так и среди населения;

) по форме выплаты, доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей.

Кроме того, бывают займы беспроигрышные, однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется;

по методам размещения займы делятся на: а) добровольные; б) размещаемые по подписке;

в) принудительные. Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются;

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, а коммерческие банки - вторичную реализацию. Таким образом, происходит становление и развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом РФ от 13 ноября 1992 г. "О государственном внутреннем долге Российской Федерации". По этому Закону государственный внутренний долг РФ - долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме:

кредитов, полученных Правительством РФ;

государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести следующее.

Рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия - изменение размера доходности займа, например снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов.

Унификация - объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов неэффективно для государства.

Аннулирование долга - отказ государства от долговых обязательств.

Реструктуризация долга - погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" под вкладом понимаются денежные средства в валюте РФ или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором.

Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России. Привлечение средств во вклады оформляется договором в письменной форме в двух экземплярах, один из которых выдается вкладчику.

В целях привлечения большего числа вкладов Сберегательный банк России предлагает разнообразные виды вкладов, среди которых наиболее распространены следующие.

Вклад до востребования - наиболее распространенный вид вклада, поскольку он может быть получен любым лицом, предъявившим сберегательную книжку с пометкой "на предъявителя", в любое время, а также в полном объеме вклада или частично. За использование этого вида вклада Сбербанк платит самый низкий процент.

Срочные вклады отличаются тем, что принимаются на срок не менее одного года, выплата средств с вклада по частям не производится. Проценты по данному виду вкладов гораздо выше, чем по вкладу до востребования. Открыть счет можно внеся наличные деньги или безналичным путем. Дополнительные взносы не принимаются. При закрытии счета ранее одного года со дня внесения вклада доход по нему выплачивается в размере, установленном по вкладам до востребования.

Выигрышные вклады отличаются тем, что проценты по вкладам не начисляются к сумме вклада каждого вкладчика, а разыгрываются между всеми вкладчиками данного вида вклада. Обычно выигрыши по этим вкладам проводятся в пределах города или региона.

Целевые вклады на детей принимаются на имя ребенка в возрасте до 16 лет на десятилетний срок.

Сберегательный и депозитный сертификаты. Держателями сберегательного сертификата являются только физические лица, а депозитного - только юридические лица. Сертификат - ценная бумага, обязательство банка по выплате размещенных у него депозитов и доходов по ним вкладчику. Сертификат является срочным и именным, право требования по нему может передаваться одним лицом другому, что делает его достаточно привлекательным для юридических лиц.

Номерной вклад открывается лично вкладчиком наличными деньгами и рассчитан на клиентов, которые заинтересованы в анонимности своего счета. По вкладу совершаются приходные и расходные операции.

Валютная рента. Минимальная сумма вклада - 100 тысяч долларов. Начисленные проценты ежемесячно причисляются к остатку вклада. Срок хранения не ограничен.

За разглашение банковской тайны Банк России, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом. Согласно ст.857 Гражданского кодекса РФ в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

Согласно ст.27 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" на денежные средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, арест может быть наложен не иначе как судом и арбитражным судом, судьей, а также по постановлению органов предварительного следствия при наличии санкции прокурора. При наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест.

Взыскание на денежные средства и иные ценности физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в кредитной организации, может быть обращено только на основании исполнительных документов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Кредитная организация, Банк России не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иные ценности их клиентов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Конфискация денежных средств и других ценностей может быть произведена на основании вступившего в законную силу приговора суда.

1.2 Нормативно-правовое регулирование страховой системы РФ

В России формируется трехступенчатая система регулирования страхового рынка:

Гражданский и Налоговый кодексы РФ;

специальные законы по страховой деятельности;

нормативные акты правительства и министерств по страховому делу.

Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгоду приобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на основе законов.

Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, т.е. собственно страхование, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением имущества и финансового благополучия, а также нематериальных личных благ человека - его жизни, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены. Но ил утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качества собственной жизни при утрате трудоспособности или качества жизни близких в случае смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для Расчета страховой суммы при страховании жизни и личном страховании.

Отметим, что нормативная база по страхованию, регулирующая финансово-хозяйственную деятельность страховых компаний и включающая несколько кодексов (гражданский, таможенный, торгового мореплавания, воздушный, налоговый, трудовой и др.) и более сорока федеральных законов, достаточно часто изменяется. Положения отдельных законов не полностью соответствуют современному этапу развития страхового рынка, а в ряде случаев противоречат быстро меняющейся экономической ситуации в России. Поэтому достаточно часто эти законы приходится пересматривать.

Основными законодательными актами о страховании являются гл.48 ГК РФ и уже известный Закон о страховании.

Основное содержание гл.48 ГК РФ составляют нормы, регулирующие отношения страхователя и страховщика по договорам страхования. ГК РФ требует письменного оформления договоров страхования. Он определяет понятие обязательного страхования как за счет средств государственного бюджета (обязательное государственное страхование), так и за счет указанных в законе лиц, в том числе и самих страхователей. В ГК РФ указываются интересы, страхование которых не допускается.

Закон о страховании дает основные определения участников страхового дела и устанавливает требования к ним, а также к государственному надзору за страховым делом.

Отношения в страховом деле регулируются также федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, принятыми в соответствии с Законом о страховании.

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, государство заинтересовано в развитии страхования, так как оно решает важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, часто не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений.

В России страховой надзор осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор).

В современных условиях изменились взаимоотношения между страховыми компаниями и государством, что связано с кардинальными преобразованиями всей системы страхования на рыночных основах и отказом от государственной монополии на страховое дело.

В Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 годах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 года*, главной целью государства в данной сфере провозглашено создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации. Достижение названной цели позволит обеспечить:

реальную компенсацию убытков, причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет;

формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды;

максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов.

Для достижения указанных целей государству необходимо решить следующие задачи: обеспечить надежность и финансовую устойчивость системы страхования; проводить активную структурную политику на рынке страховых услуг; повысить эффективность государственного регулирования страховой деятельности; развивать сотрудничество с международным страховым рынком; совершенствовать нормативную базу страховой деятельности.

Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечить выполнение названных выше мер и обеспечить действенный контроль страхового сектора экономики. Оно должно осуществляться по следующим направлениям: прямое участие государства в становлении страховой системы; законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью.

Прямое участие государства в становлении страховой системы предполагает, в частности: обеспечение за счет бюджетных программ обязательного государственного страхования; повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования; предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.

Реализация подобных мер возложена, в первую очередь, на Департамент страхового надзора Министерства финансов России, действующего совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ наделен следующими полномочиями:

выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

ведет единый Государственный реестр страховщиков, объединений страховщиков и реестр страховых брокеров;

осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспеченностью платежеспособности страховщиков;

устанавливает Правила формирования и размещения страховых резервов;

разрабатывает нормативные акты и методические документы по вопросам страхования;

обобщает практику страховой деятельности.

Важнейшим проявлением государственного регулирования страховой деятельности является ее лицензирование, осуществляемое на основе и в соответствии с Законом "Об организации страхового в Российской Федерации", а также подзаконными актами.

Под страховой деятельностью, на осуществление которой необходимо получение лицензии, понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования.

Деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования не требуют получения лицензии.

Выдаваемая на осуществление страховой деятельности лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение названной деятельности на территории страны при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.

) личного страхования, включающего: страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование;

) имущественного страхования, включающего: страхование средств наземного транспорта, страхование средств воздушного транспорта, страхование средств водного транспорта, страхование грузов, страхование иных видов имущества, кроме перечисленных;

) страхования ответственности, включающего: страхование ответственности заемщиков за непогашение кредитов, страхование ответственности владельцев автотранспортных средств, страхование иных видов ответственности;

) перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование по видам страховой деятельности.

Лицензирование обязательного страхования проводится в соответствии с законами Российской Федерации.

Помимо лицензирования Министерство финансов Российской Федерации утверждает Правила размещения страховщиками страховых резервов. Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

В покрытие страховых резервов принимаются следующие виды активов:

) государственные ценные бумаги Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги;

) векселя банков;

) акции, облигации, жилищные сертификаты, не перечисленные в предыдущих пунктах;

) банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, в банках-резидентах;

) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов;

) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере;

) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

) доля перестраховщиков в страховых резервах;

) депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников;

) денежная наличность в рублях;

) денежные средства или иностранная валюта на счетах в банках-резидентах; 13) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

Неисполнение страховщиком требований Правил является основанием для применения к нему санкций, предусмотренных Положением о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденным приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 19 июня 1995 г.

После регистрации и выдачи лицензии на проведение страховой деятельности государство в лице уполномоченных органов осуществляет постоянный надзор за деятельностью страховщиков. Названный ранее Департамент страхового надзора Министерства финансов России имеет право:

на получение от страховщиков установленной отчетности о страховой деятельности и информации об их финансовом положении;

осуществлять проверку соблюдения страховщиками страхового законодательства и достоверности представляемой ими отчетности;

при выявлении нарушений страховщиками страхового законодательства вправе давать предписания по их устранению. В случае невыполнения указанных предписаний Департамент имеет право приостановить или ограничить действие лицензии страховщика впредь до устранения выявленных нарушений либо отозвать лицензию.

Этому же органу принадлежит право на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, неоднократно нарушивших страховое законодательство.

На систему страхования распространяется требование обязательного аудита страховых организаций, которое установлено Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2263 "Об аудиторской деятельности в Российской Федерации". Лицензии на осуществление страхового аудита выдаются Министерством финансов Российской Федерации.

В целях обеспечения государственного регулирования страхования в сфере агропромышленного производства Правительством страны 27 ноября 1998 года было принято соответствующее Постановление, согласно которому при Министерстве финансов РФ образуется государственное учреждение - Федеральное агентство по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Его главными задачами являются:

содействие развитию государственной поддержки страхования сельскохозяйственной продукции, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования;

решение вопросов о выделении страховщикам средств федерального бюджета на оплату целевых страховых взносов;

управление в установленном порядке средствами федерального сельскохозяйственного страхового резерва;

выполнение контрольных задач.

В соответствии с названным Постановлением принято решение об образовании Федерального сельскохозяйственного страхового резерва. Его средства направляются страховщикам в случае, если имеющихся в их распоряжении средств недостаточно для выплаты страхового возмещения сельскохозяйственным товаропроизводителям за ущерб от стихийных бедствий, а также на проведение централизованных предупредительных и иных мероприятий, связанных со страхованием урожая сельскохозяйственных культур.

Министерство финансов Российской Федерации постоянно взаимодействует с различными органами, в том числе: с правоохранительными - в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; с органами, осуществляющими антимонопольную политику; с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; с органами страхового надзора зарубежных стран; со Всероссийским союзом страховщиков и другими профессиональными объединениями страховщиков.

Для координации деятельности страховщиков, защиты их интересов, осуществления совместных программ страховщики могут образовывать союзы, ассоциации и иные объединения, которые не вправе заниматься страховой деятельностью. В частности, названный ранее Всероссийский союз страховщиков был создан в 1992 году по инициативе Росгосстраха, Ингосстраха и других ведущих российских страховых организаций. Страховой союз - межрегиональное профессиональное некоммерческое объединение страховщиков России. Он участвует во взаимоотношениях с государственными, международными и иными организациями, способствует созданию и развитию страхового рынка. Руководящими органами Союза являются Общее собрание, Президиум и Исполнительная дирекция. Президиум возглавляет Президент Росгосстраха.

Страховое законодательство России предусматривает и возможность создания страхового пула (соглашения), понятие которого дается в Положении о страховом пуле, утвержденном приказом Росстрахнадзора от 18 мая 1995 г. № 02-02/13. Страховой пул - добровольное объединение страховщиков, не являющееся юридическим лицом, создаваемое на основе соглашения между ними в целях обеспечения финансовой устойчивости страховых операций на условиях солидарной ответственности его участников за исполнение обязательств по договорам страхования, заключенным от имени участников страхового пула. Страховой пул действует на основании соглашения и создается на определенный срок или без ограничения срока деятельности.

В связи с вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию нашему государству в ближайшее время необходимо решить задачи развития взаимоотношений российского и международного страховых рынков. При этом основной целью должно являться сохранение потенциала национальной системы страхования, его использование в интересах российской экономики.

Глава 2. Практический анализ кредитной и страховой системы России

2.1 Особенности регулирования современной кредитной политики России

Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет создание и развитие современной банковской системы. Банковский сектор - это канал, через который посылаются импульсы денежно-кредитного регулирования.

Становление российской банковской системы как одного из основных институтов рыночной экономики имело ряд особенности, что повлияло на механизм, задачи и результаты проводимой денежно-кредитной политики.

Банковская система России сегодня представлена двумя уровнями. В юридическом плане она опирается на принятые 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальные законы: Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности РСФСР" и Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России"), а также новой редакции Закона РФ "О банках и банковской деятельности", принятого в июле 1995 г.

Данные российские законы внесли значительные изменения в существовавшую на тот момент кредитно-банковскую систему страны, этим положив начало качественно новому этапу в формировании этой системы и ее правового обеспечения.

Согласно законодательству в России появилась возможность создание банка на основе практически любой формы собственности, это и положило начало устранению государственной монополии на банковскую деятельность.

В редакции Закона РФ "О банках и банковской деятельности", которая была принята в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности? следующие банковские операции:

− привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

− размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;

− открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

− покупка у юридических и физических лиц и продажа им иностранной валюты (наличной и на счетах);

− привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады;

− финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей депозитов.

Небанковская кредитная организация − кредитная организация, обладающая правом осуществлять некоторые банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Возможное сочетание банковских операций для небанковских кредитных организаций определяется Банком России. Следствием принятия и введения в действие вышеуказанных законов явилось то, что кредитно-банковская система России приобрела следующий вид:

−Центральный банк РФ (Банк России);

−Сберегательный банк;

− коммерческие банки различных видов, в том числе специальные банки развития;

−банки со смешанным российско-иностранным капиталом;

−иностранные банки, филиалы банков-резидентов и нерезидентов;

−союзы и ассоциации банков;

−иные кредитные учреждения. (Приложение 1)

Новое банковское законодательство внесло практически радикальные изменения не только в структуру кредитно-банковской системы, но и в принципы построения и управления данной системой. Банковская система России обрела двухуровневое построение. В данном случае критерием отнесения элементов к тому или другому уровню является их положение в системе, определенное отношениями субординации. Так, например, Центральный банк находится на верхнем уровне, поскольку уполномочен государством регулировать и контролировать систему в целом, т.е. осуществлять функцию управления всей системой. А коммерческие банки и кредитные учреждения составляют нижний уровень системы.

В экономической практике многих стран применяются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:

операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;

политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка

изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. С помощью продажи или покупки на открытом рынке казначейских ценных бумаг Центральный банк способен осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изымать их оттуда. Такие операции на открытом рынке проводятся Центральным банком обычно вместе с группой крупных банков и иных финансово-кредитных организаций.

На денежном рынке бывают и другие ситуации, как например недостаток денежных средств в обращении. В этом случае Центральный банк проводит политику, ориентированную на увеличение денежного предложения, а именно: ЦБ начинает скупать правительственные ценные бумаги у банков и населения. Таким образом, Центральный банк повышает спрос на государственные ценные бумаги. В итоге их рыночная цена возрастает, а процентная ставка по ним падает, это делает казначейские ценные бумаги "непривлекательными" для их владельцев. Население и банки начинается продажа государственные ценные бумаги, а это приводит, в конечном счете, к увеличению банковских резервов и - к увеличению денежного предложения. График предложения денег сдвинется вправо, процентная ставка упадет.

Учетная ставка - это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. При этом Центральный банк дает этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а только тем, кто имеет устойчивое финансовое положение, но терпит временные трудности. Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Её уменьшение делает для коммерческих банков займы резервных фондов более дешевыми. Коммерческие банки желают получить кредит. В данном случае повышаются избыточные резервы коммерческих банков, активизируя мультипликационное увеличение количества денег в кругообороте. Напротив, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Что интересно некоторые коммерческие банки, располагающие заемными резервами, даже пытаются возвратить их, потому что они становятся дорогими.

Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Политика учетных ставок занимает второе по значению место среди инструментов денежно-кредитной политики после политики Центрального банка на открытом рынке и проводится обычно в сочетании с деятельностью Центрального банка на открытом рынке. Например, при продаже государственных ценных бумаг на открытом рынке стремясь уменьшить денежное предложение, Центральный банк повышает учетную ставку (делает её выше доходности ценных бумаг), ускоряя процесс купли населением правительственных ценных бумаг у коммерческих банков, так как банкам становится невыгодно восполнять резервы займами у Центрального банка, и повышать эффективность операций на открытом рынке.

Напротив, при покупке ЦБ государственных ценных бумаг на открытом рынке Центральный банк резко понижает учетную ставку (ниже доходности ценных бумаг). В этом случае коммерческим банкам выгодно занимать резервы у Центрального банка и направлять средства на покупку более доходных государственных ценных бумаг у населения, которое заинтересовано в их продаже. Расширительная политика Центрального банка становится более эффективной.

В основе действия этого инструмента денежно-кредитной политики лежит механизм влияния банковской системы на денежное предложение через банковский (денежный) мультипликатор, а именно:

б) при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение предложения денег. Этот инструмент монетарной политики наиболее мощный, так считают специалисты, занимающиеся данным вопросом, однако он достаточно груб, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже малейшее изменение нормы обязательных резервов может вызвать значительные изменения в объеме банковских депозитов и кредита.

2.2 Анализ нормативно-правового регулирования страховой системы на примере страхования вкладов физических лиц

Необходимость формирования системы страхования вкладов граждан в Российской Федерации впервые была предусмотрена Законом РФ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", который предусмотрел одновременное создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация первой должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного страхования вкладов, который создавался для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потери доходов по вложенным средствам (ст.38). Вторая представляла собой некоммерческие организации фондов добровольного страхования вкладов и выплаты доходов по ним (ст.39) и была призвана обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по обязательной системе, а при отсутствии системы обязательного страхования фактически восполняла этот пробел.

Центральным банком РФ были установлены требования к порядку организации системы добровольного страхования вкладов: фонд добровольного страхования вкладов может быть учрежден минимум пятью банками с совокупным уставным капиталом не менее 20-кратного минимального размера уставного капитала для банков на дату создания фонда. (Приложение 2)

Согласно указанию ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 1346-У минимальный размер уставного капитала создаваемого банка равен 5 млн евро. Исходя из этого, совокупный минимальный уставный капитал таких организаций должен быть равен 100 млн евро. Особенности создания, управления и деятельности фондов добровольного страхования вкладов определяются уставами этих организаций.

Таким образом, если отношения по добровольному страхованию вкладов имели свое правовое регулирование, то отношения по обязательному страхованию - не имели, и принятый Закон о страховании вкладов устранил этот правовой пробел.

Данный вид страхования относится к обязательной форме страхования, что означает его появление в силу прямого указания закона. Участие в системе обязательного страхования вкладов обязательно для всех банков. Последствия отказа банков от участия в данной системе установлены в ст.46 Закона о страховании вкладов, главное из которых заключается в том, что если банки в течение 21 месяца не примут участия в системе, то деятельность таких банков по привлечению вкладов граждан будет прекращена.

Закон о страховании вкладов вступает в противоречие со ст.936 ГК РФ, п.4 ст.3 Закона РФ от 27 декабря 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ", предусматривающими необходимость заключения договора обязательного страхования, устанавливает, что страхование вкладов осуществляется на основании данного Закона и не требует заключения договора страхования.

Целесообразно привести данное положение в соответствие с общими положениями гражданского законодательства.

Договор страхования вкладов относится к группе договоров страхования риска ответственности за нарушение договора (п.1 ст.932 ГК РФ), выделяемых наряду со страхованием ответственности аудиторской организации за нарушение договора (ст.13 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности)", со страхованием ответственности плательщика ренты по договору ренты о передаче под ее выплату денежной суммы или иного движимого имущества (п.2 ст.587 ГК РФ), со страхованием ответственности лизингополучателя за нарушение договора лизинга (п.4 ст.21 Федерального закона от 8 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" и др.

Страхование ответственности за нарушение договора (или, как гласит Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ "и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ," предусматривающий подробную классификацию видов страхования, - страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору) имеет ряд принципиальных отличий:

а) его возможность должна быть прямо предусмотрена законом и не может без этого указания вводиться сторонами произвольно;

б) страхованию подлежит только риск ответственности самого страхователя и никакого другого лица, в противном случае договор страхования ничтожен (п.2 ст.932 ГК РФ);

в) выгодоприобретателем по такому договору всегда является кредитор - сторона, перед которой страхователь-должник обязан нести ответственность, даже если договор страхования заключен в пользу другого лица (п.3 ст.932 ГК РФ).

В литературе встречается и иная точка зрения. Так, по мнению А.А. Иванова, указанный договор есть ничто иное как страхование имущества (самого вклада).

Таким образом, ни один из законов, упоминающий словосочетание "система страхования вкладов" не дает его понятие.

В качестве целей системы страхования вкладов физических лиц в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" названы:

) защита прав и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации;

) укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации;

) стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации.

При этом следует учитывать тесную взаимосвязь указанных целей, ни одна из них не может быть достигнута в ущерб другой. Как только банковская система выходит из равновесия (что мы можем наблюдать в кризисные периоды), сразу возрастает риск потери вкладов физическими лицами.

Основой для достижения указанных в Законе целей является наличие стабильной и развивающейся банковской системы. Непременное условие этого - надлежащая законодательная база и сильный орган банковского регулирования и надзора.

2.3 Принципы системы страхования вкладов физических лиц

Страхование банковских вкладов базируется на следующих принципах, закрепленных в ст.3 Закона о страховании вкладов:

. Обязательность участия банков в системе страхования вкладов.

Как установлено ч.1 ст.6 Закона о страховании вкладов, участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков.

В части 3 ст.6 Закона о страховании вкладов установлены следующие обязанности банков в связи с участием в системе страхования вкладов:

) уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

) представлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, о порядке и размерах получения возмещения по вкладам;

) размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;

) вести учет обязательств банка перед вкладчиками, позволяющий банку сформировать на любой день реестр обязательств банка перед вкладчиками по форме, которая устанавливается Банком России по предложению Агентства;

) исполнять иные обязанности, предусмотренные Законом о страховании вкладов.

. Сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств.

Рассматривая изложенный основной принцип системы страхования вкладов, целесообразно привести проблемный вопрос, обозначенный в заключении Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы от 16 мая 2003 г. по проекту Закона о страховании вкладов и законопроектам, связанным с принятием Закона: гарантирование в принципе увеличивает риск безответственного поведения банков и вкладчиков, перераспределяет индивидуальные риски в пользу недобросовестных банков, повышает издержки банков и неспособно сократить риск системного банковского кризиса ввиду заведомой недостаточности фонда страхования вкладов для выполнения значимой части обязательств банковской системы. Рост банковских вкладов населения на 47% за один 2002 год также говорит о том, что переток сбережений населения в организованную форму (как и обратно) скорее определяется общеэкономической ситуацией, чем отсутствием или наличием предлагаемой системы. В заключении по законопроекту также отмечено, что центральное противоречие системы страхования вкладов заключается в нежелании банков, считающих себя стабильными и осмотрительными, компенсировать потери вкладчикам недобросовестных банков. При этом также возрастает риск чрезмерно агрессивной депозитной политики сравнительно мелких банков, входящих в фонд страхования вкладов на равных правах с крупными банками - донорами системы гарантирования.

. Прозрачность деятельности системы страхования вкладов.

На реализацию рассматриваемого основного принципа системы страхования вкладов направлен целый ряд положений Закона о страховании вкладов, среди которых следует упомянуть положения, устанавливающие:

·обязанности банков по представлению и размещению информации (ст.6 Закона);

·составление и представление Агентством отчетности (ст.24 Закона);

·аудит Агентства (ст.25 Закона);

·получение Агентством отчетности банков и иной информации (ст.29 Закона);

·систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (ст.42 Закона).

4. Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

Накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов обеспечивается, как прямо указано в п.4 указанной статьи, за счет регулярных страховых взносов банков, являющихся участниками системы страхования вкладов.

Обязанность банков - участников системы страхования вкладов уплачивать страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов установлена, как говорилось выше, в п.1 ч.3 ст.6 Закона о страховании вкладов.

Согласно ч.1 ст.35 Закона страховые взносы едины для всех банков и подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.

В ст.36 Закона установлен предел накопления денежных средств фонда обязательного страхования вкладов - 10% общей суммы вкладов в банках:

в соответствии с ч.15 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, превысит 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически приостанавливается;

согласно ч.16 ст.36 Закона с расчетного периода, следующего за расчетным периодом, в котором сумма денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, включая денежные средства, инвестированные Агентством, составит менее 10% общей суммы вкладов в банках, уплата страховых взносов банками автоматически возобновляется.

В юридической литературе н6азываются еще три принципа организации ответственной системы страхования вкладов, не закрепленные в качестве таковых в ст.3 Закона, но выводимые из других его норм. Это принципы допуска в систему только финансово устойчивых банков; ограничительный характер выплат возмещения по вкладам; максимальная скорость выплат.

Принцип допуска в систему только финансово устойчивых банков означает, что участниками системы становятся только банки, которые удовлетворяют ряду дополнительных требований к учету, отчетности, финансовому положению и соблюдают обязательные экономические нормативы. Установление этого принципа предопределено необходимостью ограничения финансовых рисков системы страхования вкладов путем исключения возможности присутствия в ней проблемных банков.

Введение принципа ограничительного характера выплат возмещения по вкладам позволяет отнести отечественную систему страхования вкладов к системам с ограниченной компенсацией. Отличия между системами с полной и частичной компенсацией заключаются в том, что в первом случае гарантируется весь вклад независимо от его суммы, а во втором - лишь его часть в пределах определенной максимальной суммы.

Наконец, наличие принципа максимальной скорости выплаты страхового возмещения обусловлено тем, что способность системы страхования вкладов предотвращать массовое изъятие средств из банков в значительной мере зависит от сроков, в течении которых владельцы депозитов получают возможность воспользоваться своими средствами. В международной практике оптимальным сроком являются 30 дней с момента наступления страхового случая. Считается, что при более длительных сроках выплат может произойти подрыв доверия к системе страхования и возникнуть паника среди населения.

Глава 3. Проблемы реформирования в связи с вступлением в ВТО

3.1 Необходимость изменения кредитной системы России в связи со вступлением в ВТО

Процесс подготовки к вступлению в ВТО новых членов, как правило, является достаточно длительным, что обуславливается необходимостью согласования широкого круга вопросов и приведения национального законодательства в соответствие с нормами ВТО. При присоединении к ВТО страна-кандидат принимает на себя определенные обязательства. Выделяют два главных направления этих обязательств. Во-первых, это обязательства, связанные с необходимостью приведения национального законодательства и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО. Во-вторых, это согласование в ходе переговоров индивидуальных обязательств - условий либерализации доступа на рынок товаров и услуг.

Целью настоящей главы является анализ проблем, возникающих с принятием на себя Россией первого вида обязательств, а именно - некоторых проблем, связанных с необходимостью приведения национального законодательства об оказании банковских услуг и практики его применения в соответствие с нормами и правилами ВТО.

Процесс подготовки к вступлению в ВТО России длится уже более десяти лет, это обусловлено необходимостью определить, круг предполагаемых обязательств в соответствии с требованиями ВТО: какие именно нормативно-правовые акты и их отдельные нормы не соответствуют этим требованиям и, соответственно, подлежат изменению. Кроме того, необходимо провести анализ возможных последствий внесения данных изменений и на основе этого анализа принимать меры по недопущению или минимизации негативных последствий.

Одни из наиболее существенных расхождений в законодательстве России и требований ВТО относятся к сфере финансовых услуг, а именно - банковской сфере. Так, ЗУ "О банках и банковской деятельности" предусмотрена возможность создания банками - не резидентами на территории России своих представительств (подразделений банка, не осуществляющих банковскую деятельность), но не филиалов, имеющих право осуществлять от имени банка банковскую деятельность. Кроме того, для создания в России банка с иностранным капиталом, а также для приобретения действующим банком статуса банка с иностранным капиталом необходимо получение предварительного разрешения Центрального Банка РФ. Закон РФ "О банках и банковской деятельности" также содержит ряд положений, ограничивающих возможность доступа на национальный рынок иностранных банков. Так, согласно данному закону размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается законом, т.е. иностранные банки могут создавать на территории России свои филиалы, однако их максимальная доля в банковском секторе определена заранее. При достижении установленной квоты Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков. Кроме того, кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации - резиденты - на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. Таким образом, доступ на рынок банковских услуг иностранных субъектов значительно ограничен.

Положения российского законодательства во многом не согласовываются нормами ВТО, в частности, с требованиями о режиме наибольшего благоприятствования и предоставлении национального режима, предусмотренными Генеральным соглашением по торговле услугами. Режим наибольшего благоприятствования означает предоставление государством - членом ГАТС услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны. Национальный режим предусматривает предоставление государством - членом ГАТС услугам и поставщикам услуг любого другого члена в отношении всех мер, затрагивающих поставку услуг, режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным отечественным услугам или поставщикам услуг.

Кроме того, Пятый протокол к ГАТС предусматривает:

обеспечение прав фирм, действующих в секторе финансовых услуг, учреждать филиалы и дочерние структуры во всех странах-участницах на основе режима наибольшего благоприятствования

предоставление этим фирмам национального режима на внутреннем рынке;

свободную трансграничную торговля финансовыми услугами и свободное передвижение ключевого персонала, занятого в этом секторе экономики.

Данные положения направлены на реализацию одной из основных задач ВТО - либерализацию международной торговли, поощряющей трансграничное движение товаров, услуг и капитала и позволяющей странам сконцентрировать свой экономический потенциал в тех областях, где они могут достичь наибольших результатов.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос о необходимости внесения изменений в законы "О банках и банковской деятельности" в России в ходе процесса подготовки к вступлению в ВТО, с целью либерализации доступа на рынок банковских услуг, предусматривающих право иностранных банков создавать филиалы без каких-либо квот или других ограничений. Однако, прежде всего, необходим анализ причин существования данных ограничительных норм и возможных негативных последствий их отмены.

Причин существования подобных ограничений несколько, как отмечает Ю. Емшанов в России достаточно "чувствительных" секторов, степень развитости которых еще недостаточна для нормальной конкуренции. К таким секторам относится и сектор банковских услуг. Рассматривая проблему допуска филиалов иностранных банков на рынки России, можно отметить следующее. По мнению некоторых специалистов, в силу отличия юридического и финансового статуса филиала и дочернего банка, филиал иностранного банка будет обладать рядом преимуществ перед банками - резидентами. В частности, к таким преимуществам можно отнести значительно большую капитализацию иностранных банков, больший спектр предоставляемых услуг. Т.е. большинство российских банков по совокупности объективных факторов не смогут конкурировать с филиалами иностранных банков. В то же время открытие рынка финансовых услуг может быть поэтапным, в этом случае повышение конкуренции будет способствовать развитию данного сектора услуг, поскольку если Россия станет развивать рынок услуг, опираясь исключительно на национальные ресурсы или с минимальным допуском иностранных поставщиков на свой рынок, то качественный уровень развития отраслей услуг будет неизбежно отставать от международного уровня. Это негативно скажется на динамике экономического роста и не будет соответствовать интересам потребителей, а чрезмерная защита слабых национальных производителей в России в современных условиях приводит к замедлению развития соответствующих отраслей.

Также проблемой в данном случае будет являться ограничение возможности надзора и контроля рынка финансовых услуг со стороны государства. Так, например, в настоящий момент ЗУ "О банках и банковской деятельности" предусматривает государственное регулирование деятельности банков в форме административного и индикативного регулирования. В случае создания на территории РФ филиалов иностранных банков Центральный <#"center">3.2 Необходимость реформирования страховой системы в связи со вступлением в ВТО

В ходе последних обсуждений позиции России на переговорах о вступлении в ВТО со стороны российского правительства прозвучали предложения о либерализации сектора страхования для компаний с иностранным капиталом. При этом правительство не обещает полной и одномоментной либерализации рынка. С точки зрения защиты национального рынка необходим ряд ограничений, которые существуют на всех страховых рынках мира. Первое ограничение связано с тем, что у нас должны работать только резиденты. Далее, есть виды бизнеса, например, работающие с гостайной, куда не допускаются компании с иностранным капиталом. И, наконец, ограничение допуска иностранных компаний к обязательным видам страхования, особенно за счет бюджетных средств.

Финансовые услуги в целом и страхование в частности являются важным фактором экономического развития. Чем больше использован потенциал страхового рынка, тем выше его вклад в экономическое процветание. Страхование способствует финансовой стабильности, обеспечивает эффективное управление рисками, способствует более эффективному распределению национального капитала. Развитие конкуренции на страховом рынке обеспечивает эти выгоды в полном объеме и, следовательно, является предметом национального интереса.

Специалисты отмечают, что иностранные компании не рвутся инвестировать средства в российских страховщиков. Чтобы они активнее шли в Россию, нужно создавать приемлемые условия ведения бизнеса. Необходимо серьезно работать над приведением правил нашего страхового рынка в соответствие с международными стандартами.

Прозрачность - это в том числе и использование международных стандартов отчетности, которые обеспечивают прозрачность деятельности страховых компаний, и в наибольшей степени отвечают информационным потребностям акционеров, инвесторов и клиентов. Российская же система во многом формализована и не отвечает в достаточной степени таким потребностям. Многие крупные российские компании понимают, что необходимо перейти на МСФО гораздо раньше. Уже сегодня они составляют два комплекта финансовой отчетности - один в соответствии с требованиями российского законодательства, а другой по стандартам МСФО, что позволяет им говорить со своими зарубежными контрагентами на одном языке. Усилия отдельных компаний в области прозрачности должны быть поддержаны государством. В том числе и через ускорение перехода российских предприятий на международные стандарты учета и отчетности. Это позволит России стать полноправным членом мирового торгового сообщества, а российским компаниям - более уверенно чувствовать себя в условиях международной конкуренции.

Другим препятствием на пути иностранного капитала является непрозрачность активов российских страховых компаний, которые в действительности могут не иметь реальной ликвидности. Государство должно помочь решить проблему прозрачности активов страховщиков, введя более жесткие требования к ликвидности и условиям размещения их активов.

Ближайшими задачами развития страхового рынка в свете вступления в ВТО являются:

-Введение более жестких требований к порядку формирования и размещения активов страховых компаний в целях обеспечения их ликвидности

-Решение потенциально конфликтной проблемы формирования адекватных страховых резервов участниками страхового рынка, поиск разумного баланса между интересами государства, страхователей и страховых компаний в ходе пересмотра соответствующих правил

-Создание в России института сертифицированных государством актуариев. Введение требования к страховым компаниям об обязательном использовании сертифицированных актуариев.

-Ускорение перехода российских страховых компаний на международные стандарты финансовой отчетности, как это происходит в банковской сфере, в целях усиления контроля за их деятельностью и финансовым состоянием.

Подобные меры используются в мировой практике для повышения надежности страховых компаний и защиты интересов страхователей. Их внедрение позволит участникам страхового рынка устранить существующие сегодня противоречия и значительно повысить качество услуг. Кроме того, это обеспечит необходимую степень прозрачности страхового рынка. При том, что сегодня государство стремится повысить инвестиционную привлекательность России и ее финансового сектора в частности, страховой рынок также должен стать более открытым для государства и общественности.

Конкретные шаги российских компаний по повышению собственной прозрачности были продемонстрировано на Oracle Financial Executive Forum, который прошел в Москве в конце октября. Среди финансовых компаний был представлен успешный опыт страховой компании "РОСНО", которая первой среди российских страховщиков внедрила у себя полнофункциональную систему управления финансами - Oracle E-Business Suite. Она призвана реализовать возможность работы компании как в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ), так и международными стандартами финансовой отчетности (IAS). Внедрение такой системы позволит компании добиться повышения финансовой и информационной прозрачности.

Как отметил на форуме замгендиректора компании Глеб Лигачев, "для РОСНО повышение прозрачности - важнейшая часть стратегии развития. Внедрение интегрированной системы управления дает компании целый ряд преимуществ. Среди них информационная и финансовая прозрачность компании, необходимая для принятия стратегических решений и оптимизации бизнес-процессов, снижение издержек, улучшение имиджа компании на внешнем и внутреннем рынке, стимулирующее привлечение инвестиций". После внедрения интегрированной системы управления компания может оперативно предоставлять отчетность сразу по двум стандартам - РСБУ и МСФО и готова работать со своими западными партнерами в одинаковом режиме информационной и финансовой прозрачности". Такую же точку зрения ранее высказывали представители и других страховых компаний. В частности руководитель отдела связей с общественностью, маркетинга и рекламы СГ "Прогресс-Нева" Андрей Горяинов считает, что для обеспечения открытости страховой деятельности в первую очередь необходимо предпринять шаги по соответствующей корректировке обязательной отчетности. Практически полностью информационно открытым рынок может стать в случае совершенствования финансовой отчетности до тех пор, пока она не будет адекватно отражать реальное состояние предприятия с условием обязательной публикации этой отчетности в СМИ. Как известно, новая команда "Росгосстраха" также решила заняться обеспечением большей прозрачности компании. Для этого в "Росгосстрахе" уже разработана новая система страховой, статистической и финансовой отчетности и определены форматы сбора данных для проведения аудита по международным стандартам.

3.3 Российский финансовый рынок и ВТО

Вступление России в ВТО является одним из приоритетных вопросов и для Правительства РФ, и для Европейского Союза. Несмотря на то, что в ходе последних переговоров диалог о вступлении получил позитивное развитие, проблемы по-прежнему остаются. Ключевым вопросом на переговорах по-прежнему остается сфера услуг (транспорт, финансовый рынок, телекоммуникационный рынок). Требования иностранцев касаются увеличения прозрачности компаний в этой сфере, улучшения условий иностранного участия в капитале и органах управления компаний. Российская сторона, в свою очередь, стремится сохранить ограничения на деятельность иностранцев в России.

"Уязвимыми" секторами услуг, в свете вступления России в ВТО, считаются банковский сектор и страховой рынок, телекоммуникационные и консалтинговые услуги, международные автоперевозки, гостиничный сервис.

В то же время, появляются мнения и о том, что многие российские сектора услуг уже сейчас являются или могут в скором времени стать вполне конкурентоспособными. Более того, в сфере услуг, а в особенности, на финансовых рынках, существуют проблемы, которые, возможно удастся решить именно с помощью присоединения к ВТО.

На сегодняшний день интерес к переговорам по доступу на российский рынок услуг проявили в общей сложности 33 страны - члена Рабочей группы по присоединению России к ВТО (всего в Рабочую группу входят 65 членов). Однако наиболее активно переговоры идут с ограниченным кругом стран: США, ЕС, Канада, Япония, Норвегия, Швейцария, Австралия, Корея, ряд стран Восточной Европы.

В первую очередь, иностранным игрокам рынка интересен сектор финансовых услуг (страхование, банки, ценные бумаги). В этом секторе российская переговорная позиция содержит наибольшее количество ограничений на деятельность иностранных поставщиков.

Совершенно очевидно, что полная либерализация доступа иностранных поставщиков в указанные ключевые сектора услуг в современном этапе развития рынка невозможна.

Однако, как отмечают российские специалисты, приход иностранных игроков на эти рынки неизбежен. Поэтому ограничительные меры не должны быть единственным методом защиты.

Необходимо также серьезно работать над приведением правил российских финансовых рынков в соответствии с международными стандартами. В первую очередь это касается прозрачности и открытости деятельности компаний.

Для кредитно-финансовых организаций это особенно актуально. В этой сфере конкурентоспособность компаний напрямую зависит от того, насколько им будут доверять потенциальные клиенты и инвесторы. Основанием для такого доверия должна стать полная, достоверная, доступная информация о деятельности компании.

То есть, чтобы преуспевать в новых конкурентных условиях, необходимо, чтобы бизнес был основан на принципах корпоративного управления и транспарентности (прозрачности).

ВТО - это своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Главные задачи ВТО - либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению благосостояния людей. Страны-члены ВТО (на сегодняшний день их более 140) решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых конфликтов и т.п. Решения принимаются всеми государствами-участниками обычно методом консенсуса.

Заключение

После присоединения России к ВТО российская сфера услуг должна будет соответствовать мировым стандартам качества. Именно этого и боятся многие провайдеры услуг. Однако приход на российский рынок зарубежных игроков, а значит и новых стандартов ведения бизнеса, - неизбежность. И в конкурентной борьбе с ними выиграют те, кто поставит принципы корпоративного управления и прозрачности в основу ведения бизнеса.

Наша страна все еще "выключена" из процесса формирования правил мировой торговли. Это ведет к консервации российской экономики, к снижению ее конкурентоспособности. По мнению президента РФ Владимира Путина, членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках. В послании Владимира Путина к федеральному собранию говорится об уверенности президента в том, что развитие российской экономики возможно лишь при ориентации на жесткие требования мирового рынка, на завоевание в нем собственных новых ниш. Поэтому вступление в ВТО - лишь стимул для решения тех задач, которые российскому рынку и так необходимо решать. Присоединение к Всемирной Торговой Организации - катализатор для повышения прозрачности и использования принципов корпоративного управления, а также для гармонизации российского законодательства с принципами ВТО и международными стандартами.

Необходимо также пересмотреть правила формирования страховых резервов участниками страхового рынка и найти в процессе такого пересмотра разумный баланс между интересами государства, страхователей и страховых компаний. Адекватной мерой является создание в России института сертифицированных актуариев.

Действующее российское законодательство в области страхование, несмотря на ограничения, обеспечивает достаточно уверенное положение иностранных компаний на российском рынке. В то же время созданные государством инкубаторные условия для российских компаний препятствуют развитию данного крайне важного сегмента экономики.

Список использованной литературы

1.Анатолий Левенчук, "Раскрытие информации государственных и частных организаций", "Компьютерра", 16.02.1998

2.Владимир Путин. Послание к федеральному собранию.

.Грирогян. Организационно-правовые основы и особенности Всемирной Торговой Организации (ВТО) // Хозяйство и право. - № 2, 2000. С.98

.Данильцев. Оценки социальных и экономических последствий присоединения России к ВТО // #"justify">.И. Сергеев. Приход иностранных банков в Россию: чего конкурентам стоит бояться, а чего - нет // #"justify">.И. Сергеев. Приход иностранных банков в Россию: чего конкурентам стоит бояться, а чего - нет // #"justify">.Материалы Standard and Poors

8.Материалы по corporate governance на www.cipe.org <http://www.cipe.org> на www.worldbank.org <http://www.worldbank.org>.

9.Особенности развития сферы услуг России // http://www.opec.ru/library/article. asp? d_no=264&c_no=19

.Российский рынок и ВТО, www.wto.ru, www.wto.org

.Сфера услуг и присоединение к ВТО // Информационное бюро по присоединению России ко Всемирной торговой организации. Информационный бюллетень №6, "Россия на пути в ВТО", июль-август 2009. - С.3

.Ю. Емшанов. Быть или не быть России в ВТО (Аналитический обзор основных аспектов вступления) // Закон с право. - №11, 2009. - С.35

.Ю. Емшанов. Быть или не быть России в ВТО (Аналитический обзор основных аспектов вступления) // Закон с право. - №11, 2009. - С.37

.Corporate Governance in Europe: Report of a CEPS Working Party," www.ceps. be <http://www.ceps.be>.

.Erik Berglof and Ernst-Ludwig von Thadden, Russia, The Changing Corporate Governance Paradigm: Implications for Transition and Developing Countries, presented at the World Bank's ABCDE conference and available on the World Bank's Web site - www.worldbank.org <http://www.worldbank.org>

.Foreign investments in Russia, Financial Times, October 20, 2009.

.M. R. Chatu Mongol Sonakul, Governor, Bank of Thailand, "Corporate Governance and Globalization," opening address at the "Asian Economic Crisis and Corporate Governance Reform" conference held on September 12-14, 2009, Bangkok, Thailand.

.Principles of Corporate Governance, issued by the Organization for Economic Cooperation and Development, see www.oecd.org <http://www.oecd.org>.

Похожие работы на - Нормативно-правовые основы кредитной и страховой систем Российской Федерации, их реформирование в связи с вступлением в ВТО

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!