Основные виды контрабанды

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,17 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные виды контрабанды

Содержание

Введение

Глава 1. Контрабанда как преступления в сфере экономической деятельности:

.1 Понятие, объект и предмет контрабанды

.2 Признаки контрабанды

Глава 2. Квалифицированная контрабанда.

.1 Понятие квалифицированного вида контрабанды

.2 Контрабанда наркотиков и других психотропных и сильнодействующих веществ

.3 Контрабанда произведений искусства и драгоценностей

.4 Ответственность за квалифицированный вид контрабанды

Глава 3. Последствия контрабанды и пути их решения

Заключение

Список источников

Введение

Как известно, стремительный переход России на рыночные рельсы высветил неподготовленность страны, как, впрочем, и всех ветвей власти, к эффективной борьбе с ее уродливыми проявлениями в нашем обновленном обществе: терроризмом, экстремизмом, бандитизмом, коррупцией, хищениями, а также преступлениями в сфере экономической деятельности.

Контрабанда наносит вред всем сферам жизнедеятельности государства. Ее общественная опасность проявляется в том, что:

причиняется экономический ущерб государствам, в том числе их внешнеэкономической деятельности, так как в национальные бюджеты стран не поступают установленные таможенные пошлины и платежи на ввозимые и вывозимые товары;

создается угроза жизни и здоровью людей в связи с контрабандным ввозом в государства наркотических средств и психотропных веществ, оружия и боеприпасов;

растут доходы контрабандистов, что способствует их дальнейшей противоправной деятельности;

контрабанда денежных знаков за границу может быть использована международными террористическими организациями для покупки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, вербовки новых членов, а также финансирования актов терроризма на территории иностранных государств.

На рост контрабандной деятельности в РФ прямо или косвенно влияет ряд социально-экономических факторов, а именно: сложное экономическое положение в стране, низкий уровень жизни населения; несоответствие мировых экспортных и внутренних цен на товары; низкая оснащенность современными техническими средствами подразделений, осуществляющих контрольные функции на границе России; широкое распространение коррупции, устоявшихся связей организованных преступных групп с государственными служащими таможенных органов; неурегулированность проблем взаимодействия служб таможенного контроля с органами федеральной службы безопасности в сфере борьбы с контрабандой на международном уровне.

В последнее время охрана внешнеторговой политики приобретает особую значимость. Контрабанда - одно из наиболее серьезных посягательств на государственные интересы, и эффективность борьбы с ней зависит от скоординированных уголовно - правовых мер.

Актуальность проблемы контрабанды обусловлена тем, что данная деятельность приобрела в настоящее время в России размеры массового негативного явления, представляющего реальную угрозу важным экономическим интересам государства, и принимает все более организованные формы. К настоящему времени контрабанда затрагивает сферу национальной безопасности.

Настоящая курсовая работа преследует цель осветить круг вопросов, связанных с понятием и юридической природой, уголовно-правовой характеристикой) такого вида экономического преступления как контрабанда, раскрытие ее предмета, особенностей квалификации по предмету преступления.

Реализация поставленной цели требует решения таких задач, как:

изучение монографий и научных статей исследователей данной проблемы;

анализ проблем, связанных с квалификацией контрабанды;

рассмотрение путей их разрешения.

Глава 1. Контрабанда как преступление в сфере экономической деятельности

.1 Понятие, объект и предмет контрабанды

контрабанда наркотик драгоценность

В современном уголовном праве контрабанда относится к разделу преступлений в сфере экономической деятельности.

Преступлениями в сфере экономической деятельности являются предусмотренные Уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность за 32 вида преступлений в сфере экономической деятельности. Замечу для сравнения, что в Уголовном кодексе 1960г. их было только 11.

Контрабанда (ст. 188 УК) наносит вред финансово-экономической системе государства, поскольку в государственный бюджет не поступают таможенные пошлины и сборы, установленные на ввозимые товары, а также создает угрозу общественной безопасности, если предметом контрабанды является оружие, боеприпасы, наркотики и другие предметы, изъятые из свободного обращения.

В статье 19 ТК указывается на то, что все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию, а также и вывоз из нее товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Никто не может быть лишен этого права или же ограничен в нем, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

Статья 20 Таможенного кодекса Российской Федерации указывает на то, что ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов страны на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Объектом преступления является внешнеэкономическая деятельность.

Объективная сторона, контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров либо указанных в ст. 188 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков: помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием.

Статья 3 ТК указывает на то, что таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная ее территория, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.

Таможенная территория Российской Федерации включает в себя и находящиеся в морской исключительной экономической ее зоне искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

Однако, на территории Российской Федерации могут находиться и свободные таможенные зоны, а также свободные таможенные склады. Их территории рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, определяемых Таможенным кодексом и иными законодательными актами по таможенному делу.

Непосредственный объект контрабанды - общественные отношения, регулирующие товарооборот через таможенную границу и обеспечивающие внесение в бюджет таможенных пошлин и сборов.

Дополнительные объекты: при контрабанде вооружения - общественная безопасность; при контрабанде наркотиков-, радиоактивных и других сильнодействующих веществ- здоровье населения.

Предметом контрабанды (ч.1 ст. 188 УК) являются товары (продукты питания, одежда, обувь, транспортные средства), российская или иностранная валюта, за исключением предметов, указанных в ч.2 данной статьи (наркотические и другие сильнодействующие и отравляющие вещества и т.п.)

Состав преступления имеет место, если перемещение товаров или иных предметов осуществлено в крупном размере, т.е. если их стоимость превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

.2 Признаки контрабанды

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров либо указанных в ст. 188 УК иных предметов и веществ при наличии хотя бы одного из указанных в данной статье признаков.

Объективная сторона преступления характеризуется следующими признаками:

деяние - перемещение предметов или товаров контрабандой через таможенную границу;

место совершения преступления- таможенная граница Российской Федерации;

способ перемещения -сокрытие от таможенного контроля предмета контрабанды, обманное использование документов и др.

Таможенной границей Российской Федерации являются пределы таможенной территории России, а также периметры свободных таможенных зон и свободных складов (п.4 ст.3 Таможенного кодекса РФ.)

Под перемещением предметов контрабанды, совершенным помимо таможенного контроля, понимается их транспортировка вне определенных таможенными учреждениями Российской Федерации мест- таможен, таможенных постов.

Понятие «перемещение» содержится в п.5 ст. 18 ТК. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов- совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств любым способом включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трудопроводного транспорта и линий электропередачи.

Под перемещением товаров через таможенную границу помимо таможенного контроля понимается их перемещение, осуществляемое вне определенных таможенными органами России мест или вне установленного времени производства таможенного оформления. Если же перемещение товаров встречается с сокрытием от таможенного контроля, то оно значит использование тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, или же придание одним товарам вида других.

В случаях, когда таможенному органу Российской Федерации в качестве документов, необходимых для таможенных целей, предоставляются документы поддельные, недействительные, полученные незаконным путем и содержащие недостоверные сведения, происходит перемещение товаров, совершенное обманным путем. А перемещение товаров, которое сопряжено с некдекларированием или же недостоверным декларированием, значит незаявление по установленной письменной, устной или же иной форме достоверных сведений, либо заявлений недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей (ст. 276-279 ТК.)

Контрабанда- преступление с формальным составом. Оно считается оконченным с момента перемещения товаров или других предметов через таможенную границу. Все основные признаки указаны в законе (ч.1 и 2 ст. 188 УК).

С субъективной стороны контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.

Лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить эти действия.

К тому же, для состава контрабанды совершенно не имеет значения, чем было обусловлено желание виновного незаконно переместить товары или иные предметы через таможенную границу Российской Федерации.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения -корысть, ложно понятые интересы службы и др.

Субъектом контрабанды могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

В ст. 188 УК установлена дифференцированная уголовная ответственность в зависимости от предмета контрабанды.

Часть 2 статьи 188 УК устанавливает повышенную ответственность за перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила перемещения наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых и других веществ, вооружения, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения и т.п.

Перемещение через таможенную границу любым способом перечисленных в ч. 2 товаров образует контрабанду независимо от их стоимости.

Квалифицирующими признаками контрабанды (ч.3 ст. 188 УК) являются:

совершение преступления неоднократно (два или более раза);

лицо не было освобождено от уголовной ответственности;

судимость не была снята или погашена;

совершение контрабанды с применением физического или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Особо квалифицирующей признается контрабанда, совершенная организованной группой (ч.4 ст. 188 УК)- устойчивой сплоченной группой лиц, специально организовавшихся для занятия контрабандой.

Таковы основные признаки контрабанды.

Мотивами преступления могут быть различные побуждения, которые для состава контрабанды совершенно не имеют значения.

Глава 2. Квалифицированная контрабанда

.1 Понятие квалифицированного вида контрабанды

Квалифицированным видом контрабанды является совершение преступления неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Особо квалифицированный вид контрабанды- совершение этого преступления организованной группой.

При квалификации контрабанды прежде всего возникают вопросы , связанные с использованием понятия «товар». Например, является ли контрабандой незаконный электронный перевод денег за рубеж? Согласно п.1 ст.18 Таможенного Кодекса Российской Федерации товарами является любое движимое имущество, в т.ч. валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование. Электронные денежные переводы к товарам ТК РФ не относит. Например, если речь о наличной валюте, которую пытаются вывести- это контрабанда. Если валюта пересылается электронным переводом, то в зависимости от обстоятельств содеянное может быть классифицировано по ст. 193 УК РФ или по др. статьям УК РФ, но не как контрабанда. На этот факт указывается в « Комментариях к Уголовному кодексу РФ»

2.2 Контрабанда наркотиков и других психотропных веществ и сильнодействующих веществ

Понятие «наркотические средства и психотропные вещества» определено ст.1 Федерального закона « О наркотических средствах и психотропных веществах.»

Наркотические средства- вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических веществах 1961г. Это, например, марихуана, гашиш, героин, промедол, морфин.

Предполагают, что российские банды приняли участие в организации изготовления амфетамина в Эстонии и Литве. Амфетамин эстонского происхождения пользуется большим спросом у наркоманов Швеции- он считается лучшим по качеству, чем тот, что еще в начале 90-х годов стал поступать в Скандинавию из Польши.

Психотропные вещества- это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, оказывающие влияние на психику человека (амобарбитал, аминорекс, кетамин, фторотан и др.)

Сильнодействующими являются вещества, оказывающие опасное для здоровья и жизни человека действие при приеме их в значительных дозах или при наличии медицинских противопоказаний (барбитал, седуксен, димедрол с эфедрином, клофелин, псевдоэфедрин, хлороформ и др.)

Ядовитые вещества- это вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека (ангидрид уксусной кислоты, зарин, змеиный яд, кальций цианистый, метиловый спирт, мышьяковый ангидрид, синильная кислота и др.)

Отравляющие вещества- это такие химические реагенты и их соединения, которые воздействуют на центральную нервную систему человека или органы дыхания и даже в незначительных дозах вызывают их поражение, но не относятся к химическому оружию (аммиак, хлор и др.)

Радиоактивные вещества- это не относящиеся к ядерным материалам вещества, выпускающие ионизирующее излучение (радий-226, цезий-137, полоний-210 и т.д.)

Взрывчатые вещества- это вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое прекращение с выделением тепла и образованием газов (тротил, аммониты, пластиты, эластиты, дымный и бездымный порох, твердое ракетное топливо и т.д.)

Вооружение- это любые виды продукции военного назначения, в том числе боевое неогнестрельное оружие, средства связи, навигационные приборы и радиолокационная аппаратура военного назначения и др.

Взрывное устройство представляет собой комбинацию взрывчатого вещества и специального приспособления (детонатора, взрывателя и т.п.), предназначенного для производства взрыва.

Огнестрельное оружие -это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

К боеприпасам относятся предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенное для поражения цели и содержащие взрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды, либо их сочетание.

Ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения- это различные устройства, средства и вещества, а также средства их доставки, применяемые в военных целях для массового уничтожения (поражения) живой силы противника, боевой техники, сооружений, заражения окружающей природной среды, продовольствия, воды и иных материальных объектов.

.3 Контрабанда произведений искусства и драгоценностей

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, созданные отдельными лицами или группами лиц и имеющие важное значение как для народов России, так и для мировой культуры.

Согласно ст.6 Закона РФ от 15 апреля 1993г. « О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно культурные ценности: созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на ее территории иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Под действие этого Закона (ст.7), в частности, подпадают следующие категории предметов: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни и техники, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культурного назначения, в частности, иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный , научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописные и документальные памятники; архивы, включая фото,- фоно, -кино,- видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

Установлено, что сейчас существует два пути для контрабанды произведений искусства. Один ведет из Петербурга водным путем в Прибалтику, а оттуда на Запад, прежде всего в Германию. Второй транзит осуществляется по железной дороге, через Брянск на Украину и далее на Запад.

2.4 Ответственность за квалифицированный вид контрабанды

Б.В. Здравомыслов в учебнике « Уголовное право Российской Федерации» непосредственно указывает на случаи, когда наступает ответственность за квалифицированный вид контрабанды.

Часть 2 ст. 188 предусматривает ответственность за квалифицированный вид контрабанды, предметом которой являются: наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие или боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, стратегически важные сырьевые товары и культурные ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу. В этом случае виновный должен осознавать, какой именно предмет он незаконно перевозит через таможенную границу. Т.е., как поясняет автор учебника « Российское уголовное право» В.Н. Кудрявцев, это деяние должно быть совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием.

В ч.3 ст. 188 УК РФ установлена ответственность за квалифицированный вид контрабанды, когда преступление совершалось:

В ч.3 ст. 188 УК установлена ответственность за квалифицированный вид контрабанды, когда преступление совершалось: 1) неоднократно, или 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения, или 3) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Субъектом контрабанды, совершенной с использованием должностным лицом своего служебного положения, являются должностные лица, осуществляющие контрольные функции на таможенной границе Российской Федерации, а также иные должностные лица, злоупотребляющие должностными полномочиями в целях незаконного перемещения товаров или иных предметов.

Особо квалифицированным видом контрабанды является совершение этого преступления организованной группой (ч.4 ст. 188 УК.)

Контрабанда будет признана совершенной организованной группой в том случае, если она совершена устойчивой группой из двух или же более лиц, заранее объединившихся для совместного незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу Российской Федерации.

Те лица, что содействовали совершению контрабанды, будут подлежать уголовной ответственности за соучастие в данном преступлении, если их действия подпадут хотя бы под один из признаков, указанных в ст. 188 УК.

Ответственность за квалифицированный вид контрабанды установлена в ч.3 ст. 188 УК и бывает она в случаях, когда преступление совершалось: 1) неоднократно или 2) должностным лицом с использованием своего служебного положения, или 3) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Глава 3.Последствия контрабанды и пути их решения

Контрабанда сигарет сейчас настолько широко распространена и хорошо организована, что представляет собой серьезную угрозу, как для общественного здоровья, так и для государственных финансов, которые теряют миллиарды долларов дохода.

Контрабанда ведет к потере государственного дохода и даже подрывает усилия органов здравоохранения по сокращению количества курильщиков. Например, реклама на всю страницу в газетах "New York Times" и "Washington Post" от первого мая 1998 года, размещенная пятью крупнейшими табачными компаниями США, гласила, что повышение налога на 1,10 долларов США приведет к возникновению черного рынка сигарет, что, в свою очередь, создаст неограниченный доступ детей к сигаретам.

Контрабандные сигареты не подпадают под законные ограничения и правила здравоохранения, такие как запрет продажи табака несовершеннолетним, требования к этикеткам и правила, касающиеся допустимых добавок.

И, наконец, увеличение контрабанды сигарет также означает расширение возможностей для организованной преступности, которая также занимается деятельностью и в других областях, например, наркотиками, что может повысить общий уровень коррупции в стране. Контрабанда в крупных масштабах означает наличие криминальных организаций и достаточно развитой системы распространения контрабандных сигарет на местном уровне. Контрабанда охватывает международные марки, выпускаемые транснациональными компаниями и распространяемые криминальными организациями, которые действуют во всех частях мира и могут в больших количествах беспошлинно покупать сигареты, которые до этого "исчезли" при международных перевозках.

Для ограничения контрабанды целесообразно принять следующие меры:

Увеличение штрафных санкций. Контрабандисты занимаются контрабандой сигарет, потому что ее выгода превосходит риск. Необходимо пересмотреть штрафы в сторону увеличения, чтобы их размер в комплексе с возможностью быть пойманным делал контрабанду финансово непривлекательной.

Требования наличия акцизной марки на табачных изделиях. Цель заключается в создании четкого различия между легальным и нелегальным товаром, чтобы контрабандный товар было легко обнаружить, а закон легко выполнить. Такие марки должны быть наглядными и расположены на каждой пачке под целлофановой упаковкой. Дизайн их должен быть разработан так, чтобы их было сложно подделать.

Требование специальной упаковки и маркировки продукции, указывающей на ее беспошлинный статус. Борьба с контрабандой требует осуществления строгого контроля над транспортировкой беспошлинных сигарет. Там, где это разрешено, в магазинах беспошлинной торговли или еще где-либо, эти пачки должны быть четко промаркированы как беспошлинные. Продавцы розничной торговли, потребители и лица, осуществляющие контроль над выполнением закона должны быть в состоянии легко определить, какой товар беспошлинный, а какой - нет.

Требование наличия специальной лицензии для производства, экспорта, импорта, оптовой торговли, розничной торговли, а также хранения табака. Лицензии помогают определить и проследить за действиями различных лиц в табачной сфере и способствуют реализации антиконтрабандных законов. Лицензия может содержать определенные условия, при нарушении которых или при нарушении табачного законодательства она может быть приостановлена. Угроза потери лицензии может отвратить потенциальных торговцев от контрабандных сигарет.

Требование, чтобы каждый производитель табачных изделий печатал свой уникальный серийный номер на всех пачках своих табачных изделий. Это поможет властям определить производителя изделий, место и дату выпуска. Если позволит технология, этот номер может быть заменен на знак цепи владельцев, который не только поможет властям определить производителя, но также выявит дистрибьютора, оптового торговца и экспортера.

Требование ведения учета. Необходимо ведение учета и системы отслеживания, которые будут налагать ответственность на производителей за то, чтобы сигареты легально прибыли на рынок по месту назначения. Сигареты могли бы транспортироваться только при наличии информации обо всех промежуточных торговых компаниях, о маршруте и об окончательном пункте назначения. Компьютеризированные системы контроля помогут государствам выполнять проверку в режиме реального времени и анализировать возможный риск перед выпуском на маршрут каждой партии табачных изделий. В этом случае страны будут иметь информацию по каждой отдельной партии и смогут осуществлять выборочные проверки на месте, как и когда они выберут. В Гонконге использование компьютеров для отслеживанием передвижения сигарет и сотрудничество с другими странами способствовало значительному падению уровня контрабанды сигарет.

Требование, чтобы на экспортных сигаретах обозначалась страна, для которой они предназначены, и предупреждения о вреде для здоровья были сделаны по правилам этой страны. В большинстве стран мира существуют правила, которые обязывают компании печатать предупреждения о вреде для здоровья на пачках табачных изделий. Стиль, формулировка, расположение и язык этих предупреждений отличаются в разных странах. Экспортеры должны обозначать страну назначения и гарантировать, что табачные изделия для конкретной страны имеют соответствующей формы предупреждение. Так же можно потребовать наличие особых этикеток для сигарет, которые не экспортируются.

Требование, чтобы экспортеры оформляли таможенные закладные по поставкам сигарет, которые могут быть закрыты только в том случае, если доказано, что партия достигла своего пункта назначения.

Установление умеренных ставок налогов и таможенных пошлин. Опыт борьбы с этим злом доказывает, что если правительства некоторых ужесточают систему налогообложения, то тем самым предоставляют еще большую возможность для контрабандистов удовлетворять спрос потребителей.

В качестве примера можно привести ситуацию в Канаде. В начале 80-х годов в этой стране были умеренные налоги на сигареты и контрабанда была незначительной. Затем, в 1986 году, федеральное правительство значительно увеличило налог на табак, в связи с чем увеличилось количество контрабандных продаж на сигаретном рынке. В этих условиях контрабанда стала чрезвычайно прибыльной и организованная преступность стала более эффективной в обслуживании рынка. В 1993 году, к примеру, легальная коробка сигарет стоила 45-50 долларов, в то время как контрабандные сигареты продавались по 18 долларов за коробку. Исследования того времени показали, что около 30% всего рынка Канады составляла контрабанда и потеря налоговых доходов равнялась 1 биллиону канадских долларов.

Объем ввозимых на территорию России товаров, декларируемых не своими наименованиями, достигает, по данным ГТК РФ, 40%.

Предметом контрабанды при осуществлении экспортных операций являются цветные и редкоземельные металлы, лес, сырье стратегического характера, биопродукция.

Огромные потери несет государство в сфере добычи, переработки и экспорта углеводородного сырья. По данным западноевропейских экспертов, при цивилизованной организации торговли сырьем и ресурсами Россия могла бы иметь в виде прибыли до 100 млрд. долларов ежегодно.

Рассмотрим основные методы осуществления контрабандных операций при экспорте.

"Традиционный" метод. Предполагает противоправное пересечение таможенной границы, минуя таможенные посты, либо путем фальсификации таможенных документов. Данный метод получил наибольшее распространение на границах с Беларусью и Казахстаном. В ряде случаев используется сговор с представителями военно-воздушных, сухопутных, военно-морских сил с целью использования транспортных средств, морских баз и спецаэродромов в обход таможенного контроля.

Незаконный вывоз под прикрытием внутритаможенного транзита.

Особенно рельефно эти операции проявились в индустриально развитых регионах России, а также регионах, получивших статус наибольшего благоприятствования. Это, прежде всего, относится к Северо-Западному региону страны, в частности, Калининградской области, которая в силу своего особого географического положения стала еще в 1994 году одним из основных каналов контрабандных операций. В Калининградскую область вывозится значительные объемы стратегически важных сырьевых ресурсов из большинства регионов России, даже с Дальнего Востока.

Для иллюстрации масштабов подобной формы незаконного экспорта можно привести результаты оперативно-профилактической операции "Транзит", проведенной МВД России во взаимодействии с другими министерствами и ведомствами в 1994 -1995 годах и являющейся одной из многих в серии мер, направленных на пресечение контрабанды. Проверке подверглись более 6 тысяч российских и иностранных хозяйствующих субъектов, осуществивших отгрузки материальных ценностей на сотни миллиардов рублей в адреса калининградских фирм, предприятий и организаций. В результате, только на начальном этапе операции было выявлено свыше 1,3 тысяч фактов контрабанды, хищений, взяточничества, других злоупотреблений, ущерб от которых превысил 210 млрд. рублей, разоблачена деятельность свыше 100 организованных преступных групп. По уголовным делам у преступников было изъято и описано имущества на сумму 60 млрд. рублей. Было вскрыто 25 фиктивных и более 50 действующих фирм, реквизитами которых пользовались преступники для прикрытия противоправного вывоза ресурсов из России. При этом была также пресечена попытка незаконного вывоза ресурсов на сумму более 40 млрд. рублей.

Одним из результатов приостановления так называемого калининградского транзита стало повышение цен на бензин в Литве в два раза и на металлы на Лондонской сырьевой бирже.

Контрабанда товаров под прикрытием вывоза товаров на временное хранение и переработку за рубежом. Вывезенные ресурсы не возвращаются. В контролирующие органы представляются фиктивные документы о пересечении грузом российской таможенной границы уже в качестве экспортной поставки. Иногда оформляются подложные отказные письма от имени подставных российских предприятий и организаций, которые якобы должны были получить продукты переработки. Таким образом, они мотивируют продажу товаров за рубежом.

Вывоз в рамках официально заключенных экспортных контрактов с учрежденными ими же за рубежом фирмами. При этом цены официального экспортного контракта, как правило, занижаются. Данный способ применяется при экспорте редкоземельных металлов и другого ценного сырья, требующего тщательной экспертизы и заключения специалистов о качестве.

Заключение

Итак, цель, поставленная нами во введении, достигнута. Мы раскрыли понятие и юридическую природу такого вида преступления как контрабанда, проанализировали проблемы, связанные с особенностями квалификации по предмету преступления.

Предметом контрабанды являются любые товары или иные предметы, имеющие денежную оценку, как указанные, так и не указанные в ст.188 УК РФ. Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступления такие объекты материального мира, стоимость которых не поддается денежной оценке, например, продукты интеллектуальной собственности - рукописи литературных произведений, изобретения, письма и т.д. Не является предметом контрабанды печатная, фото- кинопродукция антигосударственного содержания (за исключением случаев, когда данная продукция производится в коммерческих целях); информация, зафиксированная на тех или иных материальных носителях.

Наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества являются особым предметом квалифицированного вида контрабанды.

Субъектом данного преступления может быть признано физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, вне зависимости от его гражданства, то есть и граждане РФ и иностранные граждане, и апатриды, и бипатриды.

В ч.3 ст.188 УК РФ предусмотрен специальный субъект - должностное лицо, использующее при совершении контрабанды свое служебное положение.

Что касается субъективной стороны контрабанды, то она характеризуется наличием вины только в форме прямого умысла по отношению к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Объективная сторона любого преступления представляет собой характеристику общественно-опасного деяния, общественно-опасных последствий и причинно-следственной связи между ними, а так же место, время, обстановку и способ совершения деяния, орудия или средства его совершения.

Контрабанда совершается одним из следующих способов: помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, сопряженным с недекларированием или недостоверным декларированием.

Состав контрабанды формальный, не требующий наступления вредных последствий. Она всегда рассматривается как оконченное преступление. При этом момент окончания совпадает с моментом фактического пересечения таможенной границы (при въезде) и с момента подачи таможенной декларации или совершения иного действия, направленного на реализацию намерения вывезти товары или иные предметы (при въезде).

Отметим, что в ст.188 УК РФ предусмотрены квалифицированные и особо квалифицированные виды контрабанды, предусмотрена повышенная уголовная ответственность для должностных лиц и участников организованной группы.

Таким образом, контрабанда представляет собой незаконное перемещение товаров, транспортных средств и специальных предметов (наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурно-исторических ценностей и т.д.) через таможенную границу из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район или через район, находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, либо в район или через район, не находящийся под национальной юрисдикцией какого-либо государства, осуществляемое в любой скрытой форме.

В заключение рассматриваемого вопроса можно отметить, что в современных условиях назрела необходимость привлечения более пристального внимания мирового сообщества к проблеме понимания юридической сущности контрабанды и объединения усилий в разработке эффективных мер борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой. Государствам необходимо разработать единый унифицированный договор, в котором давалось бы общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Помимо этого должны быть разработаны общие подходы государств к борьбе с данным явлением.В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы:

. Контрабанда, как правонарушение возникла в период развития товарно-денежных отношений и существует уже на протяжении многих веков.

. Контрабанда, т.е. перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов за исключением указанных в ч.2 ст. 188, совершенные помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет.

. В современном уголовном праве вопросы контрабанды регулируются статьей 188, где непосредственно указывается на то, что контрабанда наносит вред финансово-экономической системе государства.

. Право на ввоз и вывоз тех или иных товаров и транспортных средств регулируют ст. 19 и 20 Таможенного кодекса Российской Федерации.

. Контрабанда предполагает наличие вины в форме прямого умысла, т.е. субъективная сторона - прямой умысел.

Лицо сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу товары или иные предметы в крупном размере, и желает совершить эти действия.

. Мотивами преступления могут быть различные побуждения -корысть, ложно понятые интересы службы и другие. Для состава контрабанды они совершенно не имеют значения.

. Субъектом контрабанды является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

. Квалифицированными признаками контрабанды являются:

совершение преступления неоднократно ( два или более раз);

лицо не было освобождено от уголовной ответственности;

судимость не была снята;

совершение контрабанды должностным лицом с использованием служебного положения;

совершение контрабанды с применением физического, или психического насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

. Квалифицированным видом контрабанды является совершение преступления неоднократно, должностным лицом с использованием своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

10. Ответственность за квалифицированный вид контрабанды установлена в ч.3 ст. 188 УК и наступает она в случаях, когда преступление совершилось:

неоднократно или

должностным лицом с использованием своего служебного положения, или

с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Список источников

1. Уголовный кодекс Российской Федерации.- 5-е изд.-М.: Изд-во « Ось», 2008

. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./ Под ред. В.И. Радченко.

. « Комментарий к УК РФ. Расширенный уголовно-правовой анализ./ Под общ. Ред. В.В. Мозякова.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Из-во « Экзамен», 2004.

. Таможенный кодекс Российской Федерации.

. Ветров Н.И. Уголовное право. Особенная часть. Учебник для вузов.-ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007.

. Волженкин Б.В. Указ. соч.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!