Туристская привлекательность Тобольска

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,52 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Туристская привлекательность Тобольска

Содержание

Введение

Глава 1. Тобольский район

.1Представление о Тобольском районе

.2Географическое расположение

Глава 2. Туристская привлекательность Тобольска

.1 Абалакский Знаменский монастырь

.1.1 Монастырь на Иртыше

.1.2 Возникновение монастыря и его строительство

.1.3 Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение»

.2 Тобольский кремль

.2.1 Кремль и его достопримечательности

.2.2 Софийский собор

.2.3 Гостиный двор

.3 Тобольск в истории дома Романовых

.4 Декабристы и Тобольск

.5 Художественный музей

.6 Тюремный замок

.7 Краеведческий музей

.8 Сад Ермака на мысе Чукман

.9 Верхние Аремзяны - малая родина Д.И. Менделеева

Заключение

Список литературы

Введение

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

В данный момент бизнес, связанный с туризмом, обретает все большую и большую популярность. Но в нашей стране эта инфраструктура пока еще находится на этапе развития. И для решения проблем в туристической деятельности необходимо развивать исторические и культурные ценности России, а так же ее природные богатства в роли туристических объектов.

Тюменская область как нельзя лучше подходит для развития туристической отрасли. Область, находящаяся на территории Западной Сибири с весьма жестким климатом, достаточно привлекательна с точки зрения туризма. В области множество исторических музеев, рассказывающих о развитии и становлении Сибири, монастырей и церквей, а так же гостиничных и развлекательных комплексов, без чего так же невозможна туристическая деятельность. Для исследования туристической привлекательности Тюменской области возьмем какой-то отдельный район. Пусть этим районом будет район современного города Тобольск. Тобольск - районный центр в Тюменской области, стоящий при впадении реки Тобол в Иртыш. Население города 97.6 тыс. чел. (1992). В прошлом - столица Сибирской губернии.

Тобольск основан в 1587 г. отрядом казаков Данилы Чулкова. Название городу было по расположению на р. Тобол. Из ряда этимологий гидронима наиболее реалистичной представляется предложенная путешественником в XVIII в. И.П. Фальком из имени местного хана тоболака или из названия его города Тобол-Тура.

С конца XVI в. до XVIII в. главный военно-административный, политический и церковный (в 1620 утверждена Сибирская епархия) центр Сибири. Тобольск был также распределительным, таможенным центром, пунктом транзитной торговли с Китаем и Бухарой, местом сбора ясака.

В 1773 - 1778 гг. опорный пункт правительства в подавлении на Урале и Зауралье Крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачёва.

В XIX в. были развиты лов и обработка рыбы, скорняжный промысел (заготавливалось до 1 млн. беличьих шкур в год, а также заячьи и песцовые).

В XVII - начале XX вв. Тобольск - крупнейший культурный образовательно-просветительский центр Сибири, роль которого во многом определялась деятельностью ссыльных. В XVII в. - славянский публицист Ю. Крижанич и протопоп Аввакум, в XVIII - XIX вв. - А.Н. Радищев, П.А. Сумароков, В.В. Пасек, в 1830-50-х гг. - декабристы.

В Тобольске с августа 1917 по апрель 1918 находились под арестом последний российский император Николай II и его семья.

Тобольск обладает огромным туристическим потенциалом. Здесь вы можете посетить первый в Сибири каменный кремль и меновый двор (конец 17 - 18 вв.), Софийско-Успенский собор (1683-86), Гостиный двор (1703-05), бывший Архиерейский дом (1773-75), "шведская палата" (1713-16; 6 сводчатых залов под арочным проездом), Михаило- Архангельский собор (18 в.), барочные церкви, жилые и административные здания в стиле барокко и классицизма, а также многое другое.

В 8 км к северу от Тобольска - сопка Сузгун с археологическими памятниками - древним жертвенным местом и остатками бронзолитейной мастерской (около 10-8 вв. до н.э.).

На Чувашском мысу к югу от Тобольска - городище Потчеваш (вторая половина 1-го тысячелетия) и курганный могильник из 17 курганов (4 в. до н.э. - 1-2 вв. н.э.).

Исходя из актуальности проблемы и темы, цель курсовой работы выявить туристические привлекательности для развития регионального туризма. Поэтому мы будем рассматривать достопримечательности района для дальнейшего развития туризма.

Глава 1. Тобольский район

1.1Представление о Тобольском районе

Тобольский район образован 12 ноября 1923 года в составе Тобольского округа Уральской области. Постановлениями ВЦИК от 17 января 1934 года Тобольский район вошел в состав Обско - Иртышской области; от 07 декабря 1934 года - в состав Омской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1944 года Тобольский район включен в состав Тюменской области.

Административный центр Тобольского района в связи со сложившимися историческими традициями размещается на территории города Тобольска Тюменской области. В состав Тобольского района входят 119 населенных пункта, объединенных в 22 сельских поселения, общей численностью постоянного населения - 23 тыс. человек. Всё население проживает вне районного центра.

Национальный состав района: русские - 63%, татары - 31%, украинцев - 1,4%, немцы - в пределах 1%, а также представители других национальностей.

На территории района зарегистрировано 2 православных организации - это мужской монастырь в с.Абалак и Иоанно-Веденский монастырь в п.Прииртышский. Действует 6 храмов и 6 мечети.

Основная транспортная сеть района представлена железной дорогой Тюмень - Тобольск - Сургут и автодорогами местного и федерального значения. Общая протяженность дорог составляет 657, 4 км.

На территории района расположены железнодорожные станции «Сетово», «Сузгун», нефте- и газопроводы, две нефтеперекачивающие и одна газокомпрессорная станции.

1.2 Географическое расположение

Общая площадь района составляет 1722153 га, из них болота занимают 797380 га, что составляет 46%, сельскохозяйственные угодья 118070 га.

Протяженность района с запада на восток - 187 км., с юга на север - 175 км. Охватывая значительную часть южной тайги, район граничит на западе со Свердловской областью, на севере с Ханты-Мансийским национальным округом, на востоке с Уватским и Вагайским районами, на юго-западе с Ярковским и Нижне-Тавдинским районами области.

В физико-географическом отношении район является частью обширной Западно-Сибирской равнины и находится в пределах южной тайги, и подтайги.

Территория района представляет собой плоско-волнистую равнину, распространяющуюся к западу и северо-западу пойм рек Тобола и Иртыша представляет массив государственного лесного фонда.

Территория района покрыта густой сетью рек, как больших являющимися основными магистралями стока, так и мелких их притоков. Самые крупные реки, протекающие в районе, река Иртыш, Тобол у города Тобольска.

Основными чертами температурного режима района являются: суровая холодная зима, теплое непродолжительное лето, короткая весна и осень, резкие колебания температуры в течение года, месяца и даже суток. Беспрепятственных арктических масс воздуха с севера и сухих с Казахстана, обуславливают резкое изменение погоды, и приводит к общей неустойчивости климата. В целом, природные условия на территории с развитой речной сетью, благоприятны для возделывания зерновых, кормовых культур, картофеля, а так же развитию преимущественно молочно-мясного скотоводства. Ведения рыбного хозяйства, промыслового рыболовства.

Глава 2. Туристская привлекательность Тобольска

.1 Абалакский Знаменский монастырь

.1.1 Монастырь на Иртыше

Во время татарского владычества в Сибири, до покорения ее Российской державой, Абалак был татарским городком, и название свое получил, полагают, от имени одного татарского князя Абалака. сына сибирского хана Мара. Известно, что эта местность, включая и Тобольск, ранее была заселена сиберами, позднее ненцами, еще позднее хантами и манси и предками современных татар - протобашкирами, т.е. смешение тюркского этноса и местных угорских племен. И предки современных башкир жили здесь до татаро-бухарцев. Позднее они двинулись с насиженных мест, и пошли на запад, за Урал. Там и осели. Ученые обнаружили среди ушедших протобашкирских родов два очень интересных для нас рода. Это род Сызгы и род Айболат. Известно, что татары любили ставить свои городища на уже обжитых местах. Недаром название их столицы Искер переводится как Старое место, Старое городище.

При освоении Сибири Ермаком Абалак был своего рода крепостью, с трех сторон обнесенною рвами и земляными залами, а с четвертой стороны был обрывистый, крутой берег Иртыша, до двадцати пяти сажень высоты. За год до прихода Ермака было видение князю Абалаку. Он видел на месте современного монастыря церкви и город золотой. При этом был слышен и звон колокольный.

И на Троицком мысу целых 30 лет подряд перед приходом Ермака видел следующее явление: «При сих во ваг лета видеша царь, князи, агуны, муллы и абазы и прочие бусурманы на том месте, идеже ныне град Тоболеск видешася христианский со светом град в воздухе, и церкви и звон великий, яко ими дивиться и ужасно недоумея, что будет се». С этих пор чудеса, происходившие как под Тобольском, так и в Абалаке, начинают иметь одни корни.

Есть придание, что в Абалаке, как месте, укрепленном и безопасном от неприятеля, при слухе о приближении к сибирским владениям дружины Ермака сибирский хан Кучум укрыл одну из своих жен, по имени Самбулу с детьми. Было у Ермака с татарами две решающие битвы. Одна под Тобольском, другая под Абалаком. И оба раза татары имели огромное численное превосходство, и оба раза победа доставалась Ермаку каким-то чудесным образом. Вот как проходила битва под Тобольском, у Чувашского мыса. Кунгурская летопись: «Казацы по волии Божий единогласно глаголюще; с нами Бог, разумейте языцы и покарвйтеся, яко с нами Бог. И развишася вси воедино, и бысть брань велия октября 23 день емлющесь за руки секуще противным своя. Стояще Кучум на Чувашской горе и видев многое падение своих, зельие плакашеся и вси погании, повеле агунам и абызам своим вопити вельми кумиром молитву свою, спяще бо баги их и беспомощен пребыв и безчестен нудим невидимою Божиею силою и помышляя бежати. И бишеся три дня без опочиву неотступно». И Ермак победил.

Известно, что Кучуму удалось собрать к этой битве пятнадцатитысячное войско, а казаков было всего семьсот человек. Известно и то, что очень многие исследователи связывают победу в битве под Тобольском (у Чувашского мыса) с будущей славой города.

Для нас также небезынтересно следующий факт. Д. И. Копылов пишет, что после битвы "Ермак отошел за Княжий луг, и его дружина разбила лагерь на мысу, противоположному Чувашскому. Пять лет спустя, па этом месте Данила Чулкое поставил стольный город русской Сибири - Тобольск". Так почтил своим присутствием Ермак наш Троицкий мыс. И это очень важно.

Что же происходит между двумя решающими сражениями? Д.И.Копылов: "После Чувашской битвы хантейские и мансийские князья со своими отрядами покинули лагерь Кучума. Старый хан с остатками войска ушел на юг. 26 октября дружина Ермака без боя вступила в Искер. Многие сибирские племена сразу же признали власть русских, в которых они видели избавителей от ига татаро-бухарской знати. На сторону Ермака перешла часть татарских феодалов, враждовавших с Кучумом". Но еще и сын Кучума Алей вернулся в Сибирь вскоре после того, как казаки засели в Искере. Это были отобранные татаро-бухарские отряды, которые во время похода Ермака участвовали в нападении на Пермь. Возглавил эти силы Маметкул. Он стал, следит за каждым шагом Ермака, и ждал, пока тот разъединит свои силы. И вот зимой такой случай представился.

Большой отряд казаков выехал пополнить запасы рыбы под Абалак. Там казаки подверглись неожиданному нападению и были все перебиты. Как значится в синодике: «безо опасения шли казаки на рыбную ловлю под Абалак, и внезапно напали на них нечистивые воины и убили в том баю Богдана Брязгу с его дружиною». Узнав о беде, Ермак бросился навстречу Маметкулу, и в упорном бою разгромил его войско. В Есиповской летописи подчеркивается, что была "брань велия на мног час". Битва прекратилась с наступлением темноты. Из наказа 1585 года: «государевы люди тех всех татар, которые были с Маметкулом -больше десяти тысяч - побили...» Заметим, что казаков-то было никак не больше пятисот человек.

Руслан Скрынников: "Сомневаться в том, что на стороне неприятеля был огромный численный перевес, не приходится. Бой на Абалаке был, куда долее упорным, чем на Чувашском мысу. Ни о какой панике на сей раз не было речи. Казакам предстояло либо победить, либо умереть.

И они победили!

Победа горстки казаков над военными силами обширного Сибирского ханства труднообъяснима. Ермак нанес противнику столь мощный удар, что тот долго не мог от него оправиться. Моральный фактор имел исключительное значение в войнах тех времен".

И далее Скрынников пишет очень интересную вещь: "Не занятие Искера, а победа под Абалаком окончательно определила успех сибирской экспедиции Ермака». Вот две эти битвы, где победа Ермаку досталась чудесным образом, и дают ключ к разгадке загадок Абалака и Тобольска. И не мог победивший Ермак не почтить своим присутствием господствующую высоту этой местности, где сейчас расположен Абалакский монастырь.

В краткой Сибирской (кунгурской) летописи сообщается о явлении Святителя Николая Алексею Тимофеевичу Ермаку вскоре после битвы под Абалаком: "Нощию же той, явися Ермаку молящуя и пяти человеком в нощи, святий Николай, повелевая в чистоте зкити и прележный пост имети и всякие с братолюбием добродетием проходити и прорече: будет на Красной горе дом в жилище Богу и мне впредь... и сие видение Ермак всем возвести".

И через 50 лет вновь явился святитель Николай уже в явлении на Абалаке Божией Матери и преподобной Марии Египетской и очень хлопотал о постановке монастыря.


.1.2 Возникновение монастыря и его строительство

В 1680 году деревянный храм в Абалаке сгорел. По царскому повелению в 1683 году была заложена и окончена в 1691 году каменная соборная церковь «Знамения» Пресвятой Богородицы. Храм был пятику-польный с четырьмя столпами.

В 1748-50 гг. по правую сторону Знаменской церкви был выстроен зимний храм св. Николая Чудотворца, а в 1752-90 гг. построена колокольня с храмом преп. Марии Египетской.

В 1761 году митрополитом Сильвестром главный летний храм был перестроен, сведен под один купол, были убраны столпы.

В 1783 году на месте Абалакского погоста возник монастырь того же имени, где и прибывал чудотворный образ. В 1783 году епископ Варлаам (Петров) по высочайшему повелению императрицы Екатерины перевел в Абалак Богоявленский мужской монастырь из с. Невьянского Пермской губернии. Основанием к учреждению в Абалаке монастыря послужила Икона Божией Матери и бывающие от Нее чудотворения. С того времени, т.е. со времени перемещения сюда монастыря в 1783 году обитель стала средоточием обильного прилива богомольцев, и Абалакский монастырь имел достаточный источник вкладов и приношений и потому, как замечено выше, с 1783 года начал возвышаться во внешнем и внутреннем своем благоустройстве.

В 1812 году вокруг монастыря была устроена каменная ограда. Монашеский, настоятельный и архиерейский корпуса относят также к XIX веку.

В 1854-55 гг. подвергся перестройке храм святого Николая, главный престол которого был освящен во имя Святой Троицы, а южный предел во имя св. Николая. Новое переустройство храмом было в 1885-87 гг., причем зимний храм стал Знаменским, а летний - Троицким.

июня 1900 года в Абалакский Знаменский монастырь прибыли иноки, 22 человека, среди них: два иеромонаха, один иеродиакон, три монаха и послушники, направленные из Валаамского монастыря на постоянное место жительства в Тобольск, большинство из них бывшие крестьяне из Рязанской, Ярославской, Тверской, Новгородской губерний России. Их прибытие вызвано тем, что по распоряжению преосвященного Антония прежние иноки, проживавшие в Абалакском монастыре, были распределены по другим монастырям епархии, и теперь в нем насчитывалось 60 человек братии вместе с настоятелем иеромонахом Антонием, бывшим ризничным Валаамского монастыря. В дальнейшем, вновь прибывшие иноки отличались усердие, как в Богослужении, так и послушании и являлись примером для местной братии.

.1.3 Абалакская чудотворная икона Божьей Матери «Знамение»

Не столько, конечно, Абалакский монастырь был богат внешней своей обстановкой и событиями внешнего характера, даже нельзя в нем указать много каких-либо выдающихся церковно-археологических ценностей, сколько все значение его сводилось к великой святыне - иконе Божией Матери.

Богородица на Абалакской Иконе изображается точно так же, как и на Новгородской Знаменской, а именно с распростертыми и воздетыми к небесам дланями и с Предвечным на груди Своей воплотившимся Богомладенцем, и Ходатайствующей пред Ним за мир, - с тем отличием, что на Абалакской Иконе по сторонам Приснодевы изображаются еще предстоящими: на правой - св. Николай Чудотворец Мирликийский, а на правой - преп. Мария Египетская, которых на Новгородской Знаменской Иконе нет.

С подлинной иконы были сняты списки, один из них совершенно одинаковой величины находятся и сейчас в Абалакском монастыре и называется «Наместницею». От этой иконы и сейчас происходят чудеса исцеления по вере самих больных, как душой, так и телом. Вообще произошло более 40 случаев исцелений1 Копии с Абалакской Иконы Божией Матери известны: Семипалатинская, Курганская, Боровская, Омская, Пророко-Ильинской церкви, Иркутская; есть и в Тюменской области.

Празднование ее совершается 20 июля и 27 ноября по старому стилю.

"Когда молишься пред иконою Божией Матери, - писал в свое время один почитатель Абалакской святыни (г.Абрамов), - какое-то необъяснимое благодатное умиление лелеет тогда душу; каким-то невыразимо отрадным чувством проникается и согревается сердце. Неизъяснимое наслаждение возникает припасть к подножию Ея, как бы к самой Заступнице и Ходатаице у Бога, и грешными устами прикоснуться к святой Иконе Честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов".

Только через возрождение Православия возродится сама Россия. В своей книге "О боге и правде" протопресвитер Георгий Шавельский, который был главой военного духовенства в русской императорской армии (1871-1951 гг.), пишет: "Еще расскажу тебе, 18 или 19 сентября 1911 года, медицинский инспектор Киевского военного округа, добрый и набожный старик, по внешнему виду более похожий на ветхозаветного патриарха, чем на современного врача, познакомил меня с двумя военными молодыми врачами, только что вернувшимися из Белгорода с торжеств по случаю открытия мощей святителя Иосафа. "Поговорите-ка с ними. Они расскажут вам интересные вещи» - сказал он. Вот что они мне рассказали: «Мы были неверующими; смеялись над чудесами; глумились над попами. Услышав, что скоро начнутся торжества открытия мощей свят. Иосафа, мы проигнорировали, насочиняют попы чудес, пойдем-ка, разоблачим их. И мы поехали, чтобы проследить, удостоверить и обнародовать обман. В день торжества мы пробрались к самой раке с останками праведника и зорко следили за прикладывающимися к святым мощам. Тянулась нескончаемая цепь людей. У одних лица восторженные, у других страдальческие, слезы на глазах. Подводили и подносили больных. Вот подвели к раке девушку. Ей восемнадцать лет, она слепая от рождения. Ощупью, медленно она опускает голову к раке, губами впивается в открытую часть мощей. И вдруг раздается радостный крик: "Я вижу!" Мы подбегаем к ней. Да, она видит: различает лица, предметы. Мы следуем за нею из храма, чтобы, подобно апостолу Фоме, убедиться в факте. Исследуем ее зрение. Она как грудной ребенок: все видит, но еще не научилась различать расстояние, вследствие чего, когда идет, все время наталкивается на предметы Сомнений в чуде не могло быть. Мы вернулись и потрясенными, и посрамленными. Да, есть Бог!"

Какие дивные дела иногда совершаются! Они чаще совершались бы, если бы у людей было больше веры, и были бы они более достойны милости Божией. Для чуда, кроме благодати Божией, которая всегда готова излиться, нужна еще и соответствующая почва, на которую благодать могла бы упасть, пустить корни и принести плоды. Такой почвой является верующее человеческое сердце. Евангелисты Матфей и Марк согласно свидетельствуют, «что и Иисус Христос пришедши в свое отечество не совершал там чуда, вследствие неверия окружающих Его» (Мф. 13,58; Мк. 6,5).

А что такое обновление икон? Об этом иногда пишут. Это великое знамение нашего времени, которым Господь хочет укрепить верующих - страдальцев и образумить заблудившихся. Состоит оно в том, что совершенно до неузнаваемости потемневший лик какой-либо иконы вдруг у всех на глазах начинает проясняться, и икона становится как будто сейчас написанная.

После октябрьского переворота 1917 года, когда начались страдания нашей церкви, стало у нас на Руси часто повторяться это явление. Случаев обновления святых икон и даже позолоченных куполов церквей было множество. Много таких случаев описано митрополитом Мефодием Харбинским в его книге «Обновление икон». "Большевиками назначались ученые комиссии для расследования этого явления - пишет он. - Ученые химики устанавливали факт обновления, но способа обновления так и не смогли объяснить и разрешили вопрос просто: попы каким-то неизвестным науке способом обновляют иконы. Чудаки! Выходит, что не изучавшие химии попы - лучшие химики, чем их ученые профессора. Господь сподобил меня увидеть одну из таких икон при отступлении Колчаковской армии, благочестивейшее семейство известного русского генерала Дитерихса взяло из пещерного храма при соборе в Омске весьма чтимую древнюю икону «Знамение» Божией Матери, именуемой Абалакскою, чтобы она не подверглась поруганию со стороны большевиков. Лик иконы от времени так потемнел, что его нельзя было разобрать. И вдруг, в 1927 году в Шанхае, куда перебралась эта семья, на глазах всех лик Богоматери быстро начал проясняться и икона стала как новая. Когда генерал умер смертью праведника, его осиротевшая семья прибыла к нам. Бережет теперь она икону как зеницу ока и хочет вернуть ее туда, откуда она была взята».

Так Господь нас не забывает, и если будет на то Его воля, Абалакская икона Божией Матери "Знамение" вернется в Абалакский монастырь.

В наше время зло хочет отвоевать свои позиции, которые оно потеряло за время существования Церкви Христовой. К чему стремятся теперь: чтобы совсем уничтожить Православную Церковь Христову и навсегда вытравить из душ человеческих мысль о Боге. Враг коварен и силен, вооружен и бесчеловечен. А особенно это явно видно в нашем «современном» мире и его политике.

Истреблены миллионы верующих; поругано, осквернено и оскверняется бесконечное множество святынь. Что происходит на нашей земле?

Вот Господь через обновление икон и куполов и иные знамения напоминает и гонимым, и гонителям, что Он жив, и что Он непрестанно проявляет свою всемогущую силу. Этим Господь напоминает всему миру, что превзошедшее всякую меру страдание русских и других православных людей, послужит к очищению, просветлению и обновлению всего русского народа, которому потом Господь повелит выполнить какую-то высокую задачу. В мире ничего не совершается без причин и цели! И зря нарушают заповеди святых отцов и пророков в наши дни власть имущие разных стран. Плохо читают или вообще не читают Священные книги, не хотят думать о вечности и об ответе за свое зло, совершенное ими пред Царем царствующих - Богом.

Так говорит Господь: "Небо - престол мой, а земля - подножие ног моих; где же построите вы дом для меня, и где место покоя моего (Ибо все это сделала рука моя и все сие было), - говорит Господь.

А вот на кого я призрю: на смиренного, и на сокрушенного духом, и на трепещущего перед Словом Моим" (Исайя 66, 3 4).

Ныне первообраз Абалакской иконы Божией Матери "Знамение" в нашей стране не сохранился. Ходят различные предания о ее нахождении за рубежом.

2.2 Топольский кремль

Тобольск сам по себе выдающаяся достопримечательность. Город изобилует красивейшими видами, многочисленными церквями, интересными памятниками гражданской архитектуры. В городе обязательно надо пожить несколько дней, сделать несколько обзорных прогулок в разное время суток. Ведь город-сказка сильно меняет свой облик в зависимости от освещения!

.2.1 Кремль и его достопримечательности

Кремль стоит на высокой горе в центре города и виден со всех его концов. Гора рассечена пополам глубоким оврагом, по которому проложена дорога наверх. Дорога представляла собой деревянную лестницу о 198 ступенях (1671 год постройки) и упиралась в Дмитриевские ворота кремля, за которыми превращалась в булыжную мостовую. Эта дорога называется Прямской или Софийский взвоз и является главным входом в Кремль. Стены оврага укреплены камнем. Таким образом, путник идущий в Кремль идет по 110-метровому ущелью в окружении стен, высота которых доходит до 15 метров! Кремль располагается по обе стороны от взвоза. Справа - Софийская часть, центр духовной жизни; слева - Вознесенский город, с дворцом наместника. С востока Кремль отделен от сада Ермака таким же оврагом-взвозом по имени Никольский, с запада - крутым откосом.

Восемь деревянных острогов сменяли один другой, пока наконец Тобольск не обрел каменные стены. В 1683 году мастера из Устюжны и из Москвы начали строить каменный Успенский собор, позже переименованный в Софийский. Строительство велось на месте прежнего деревянного собора, что находился на горе, прямо над Прямским взвозом. Сегодня это самое древнее каменное здание во всей Сибири! Монументальный пятиглавый белокаменный собор несет на себе черты древнерусского зодчества, традиции так называемого "узорочья". Внутри собор был покрыт фресками (18 век), но позже, в веке 19-м, их закрасили масляной живописью. Столичный собор играл важную роль духовного и культурного центра. Здесь велись летописи, освящались решения, влиявшие на судьбы всей Сибири. Как только строительство собора было завершено, вокруг него стали возводить каменные стены. За 10 лет возвели 620 метров каменного пояса высотой в 4 метра и девять башен. Красивы и грозны были стены, нависающие над обрывами, которые в конечном итоге и погубили их. Склоны холма не выдерживали нагрузки от многочисленных башен и многих тонн камня. Сооружение разламывалось, оползало, теряло свою красоту. В конечном итоге, оно, по разным причинам, было практически полностью разобрано, перестроено или заменено другими постройками. В 60-х годах 20 века (наверное, в связи с необходимостью укрепить обороноспособность Тобольска в период холодной войны) стены начали восстанавливать, стараясь придерживаться их первоначального вида. Вне всякого сомнения, это было правильное решение, вернувшее городу один из важнейших элементов его архитектурного ансамбля. Частично на месте старых стен находятся более поздние сооружения: торговая палатка (1723), архиерейские конюшни, монашеские кельи.

Большой ряд дошедших до нас достопримечательностей кремля относится ко второму этапу бурного каменного строительства в Тобольске. Интересные здания рентереи, гостиного двора и Вознесенская церковь (утрачена) были построены в начале 18 века под руководством Семена Ремезова, очень разностороннего и одаренного человека. Ремезов был автором "чертежа всей Сибири" на 23-х листах. Семен с сыновьями лично собирал материалы для карты, опрашивал "бывалых людей". Труд был представлен в Москву, откуда же и пришло указание Ремезову заняться строительством. В силу привычки Ремезов начал с составления "чертежа переустройства Тобольской крепости". По плану гостиный двор стал противовесом остальным постройкам и замкнул кремлевские сооружения с севера. При этом строился он "возле кремля отдельной крепостью". "Крепость" была о четырех углах, с башнями, воротами, таможней и часовней, то есть являлась "максимально приспособленной" для мирного дела торговли. Это и предопределило дальнейшую судьбу гостиного двора. Там расположился суд, тюрьма, артиллерийский склад. Здание хорошо сохранилось.

Особый интерес представляет здание редкого назначения - хранилище государственной пушной казны - рентерея. Не буду давать дурацкого совета "обязательно посмотреть это здание", ибо оно занимает место прямо над входом в кремль, являясь по совместительству "воротами". Строилось оно в интересное время, когда Тобольский губернатор Гагарин пытался возвести свою губернию до ранга государства. Тобольск активно украшался, плененные в Северной войне шведы прорыли канал, изменивший место впадения Тобола в Иртыш. Кончилась бурная деятельность Гагарина в Сибири очень необычно. Когда губернатор начал чеканить собственную монету, он был извлечен из традиционного места ссылок и отправлен в Питер, где и повешен на Васильевском острове за "попытку изменения государственного строя". Гагарин висел на острове до тех пор, пока веревка не прогнила. Затем его повесили вторично, уже на железной цепи (просвященный царь-строитель, покровитель наук и основатель музеев в бытовой жизни был чрезмерно горяч). А рентерея до сих пор соединяет берега Софийского взвоза, соединяя ансамбли восточного и западного крыла кремля в один.

Западное крыло состоит из здания судебной управы, дворца наместника и его хозяйственных построек. Над всем кремлем возвышается колокольня высотой 75 метров. Я рекомендую подняться на самый верх и посмотреть на город свысока. Должен отметить, правда, что это небезопасно. Первые две колокольни, предшествовавшие нынешней, рухнули... Впрочем эта стоит уже более 200 лет с 1794 года. В свое время она несла 15 колоколов, один из которых весил более 1000 пудов. С колокольни виден не только весь город но и место впадения Тобола в Иртыш.

2.2.2 Софийский Собор

Софийский собор - самое старое каменное здание Сибири. Каменный Софийско-Успенский кафедральный собор был построен при митрополите Павле I; до своего назначения в Тобольск он был архимандритом московского Чудова монастыря в Кремле и заведовал делами по постройке церквей и монастырей, а также был духовником царевны Софьи. В ответ на его прошение в 1680 г. была прислана царская грамота, где государь Феодор Алексеевич указал "...класть каменную церковь на казенные деньги... чтобы соборная церковь за денежною скудностью не стояла...". Строить было велено "против образца в Москве в Кремле в девичьем Вознесенском монастыре". Собор Вознесенского монастыря в XVI и XVII вв. представлял довольно распространенный в то время тип монументального четырехстолпного храма с закомарным покрытием и пятью симметрично расставленными главами. В летописи говорится, что рвы под фундамент начали рыть 3 июля 1681 г. Еще два года Павел ожидал приезда каменщиков, и в 1683 г. состоялась, наконец, закладка собора. К июню 1684 г. собор был почти построен: был выложен уже большой барабан. Но не выдержали опорные столбы - свод рухнул ночью 27 июня. Через год строительство возобновилось. 27 октября 1686 г. состоялось освящение каменного собора "в память Успения Божией Матери". Но прежнее название - Софийский - сохранилось в традиции его наименования. К моменту освящения собора был готов иконостас, включающий в себя и древнего письма образ Софии - Премудрости Божией, и образ Успения. К тому времени иконы писались уже в иконописных мастерских при архиерейском доме. Внутри собор поражает своими массивными столбами, преднамеренно утолщенными после случившегося обрушения сводов. И все равно пространство его громадно. В 1704 г. к собору пристроили теплый придел во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских, так как собор был холодный и зимой там не производились богослужения. Позднее с юго-восточной стороны была пристроена ризница. В 1710 г. по именному указу Петра I выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие. Приехавшие с митрополитом Филофеем (Лещинским) украинские мастера, работая над иконостасом, создали выдающееся произведение искусства и привнесли в Сибирь традиции европейского барокко. В сентябре 1733 г. пожар уничтожил крышу и главы собора (в то время они были деревянные). Это вызвало первый крупный ремонт храма. Кровлю сделали металлической. Северный придел во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских из-за ветхости был разобран. В 1751 г. был построен новый северный придел во имя Иоанна Златоуста. Около ста лет собор стоял без повреждений, а в 1783 г. появилась угроза его обрушения, так как фундамент дал осадку и в стенах появились трещины. Ремонт проводился на пожертвования тобольских граждан и ассигнования из казны по именному повелению Екатерины II. Были укреплены стены собора, построена новая западная паперть, на Прямском взвозе возведены подпорные кирпичные стены. Были подведены железные стропила под кровлю, вызолочены кресты и выполнена роспись большого барабана - "Христос и двенадцать апостолов". Эти меры помогли уцелеть Софийскому собору во время большого пожара 27-28 апреля 1788 г., истребившего почти весь город. В 1859-1860 гг. иконостас Филофея (Лещинского) был заменен новым трехъярусным, выполненным на пожертвования тобольского гражданина Попова. В последний раз перестраивали придел в 1896 г. В таком виде собор и сохранился до наших дней. В 1930 г. все церкви в Тобольске бы- ли ликвидированы. Черная страница в истории Софийского собора - содержание в нем ссыльных и раскулаченных семей. В это время исчез бесследно иконостас и церковная утварь, были сняты кресты. Затем собор использовался под зерносклад. Но уже в 1939 г. отдел искусства при Совете народных комиссаров начал заниматься выявлением памятников архитектуры и взятием их на учет. С 1940 г. памятники истории и культуры Тобольска паспортизировались и передавались на баланс музея. Но финансирование для их сохранения началось лишь после войны, в 1953 г. В первую очередь был приведен в порядок теплый придел, где более 20 лет располагался выставочный зал музея. К 400-летию Тобольска по проекту московского института "Росреставрация" в верхней части собора, под карнизом, был установлен металлический бандаж по периметру здания, восстановлено покрытие храма, позолочены купола. В таком виде, без восстановления внутренних интерьеров, в 1991 г. Софийский собор вновь отошел епархии и был заново освящен в 1995 г. Во всей Сибири нет сейчас здания более древнего, чем белокаменный пятиглавый тобольский Софийский собор. Почти триста лет он был кафедральным собором архиреев и митрополитов Тобольских и всея Сибири и их усыпальницей, под полом находится семь захоронений.

.2.3 Гостиный двор

В 1708 году в едином ансамбле с Тобольским кремлем было завершено строительство Гостиного двора. Его основные задачи заключались в защите товаров от пожаров и грабежей, и создании представительного облика торгового центра столицы Сибири. Своей башенной архитектурой Гостиный двор, во многом напоминал облик древнерусских крепостей. На его территории располагались подвалы и погреба для хранения товаров, комнаты для купцов, часовня и таможня. Торговля велась внутри двора. Архитектура комплекса Гостиного двора свидетельствует о былом торговом значении Тобольска. На протяжении длительного времени он являлся одним из самых крупным меновых дворов в Сибири. Его гостями нередко становились караваны с иноземными товарами. Постоянно торговавшие в Тобольске бухарцы со временем основали в нижнем городе свою слободу.

.3 Тобольск в истории дома Романовых

августа 1917 года император Николай II с семьей прибыл в Тобольск. Семья Романовых разместилась в Губернаторском доме, находящемся в нижнем городе. Она занимала второй этаж здания, а на первом этаже была устроена столовая и комната для прислуги.
В настоящее время в этом доме действует экспозиция, посвященная тобольскому периоду ссылки семьи Романовых. Детально воссоздан интерьер кабинета последнего российского императора. В апреле 1918 года императорская семья навсегда покинула Тобольск-«город, не убивший царя»…

.4 Декабристы и Тобольск

тобольск достопримечательность монастырь кремль

Одним из важных достояний истории и культуры Тобольска является Завальное кладбище. Некогда оно находилось за городской чертой, вблизи земляного вала. Сегодня оно оказалось расположено между историческим и современным центрами города. Местность под названием Завальная освоена была, по-видимому, еще в древности. Здесь, среди таинственных зарослей парка, сохранилась старинная церковь «Во имя Семи отроков», построенная, как повествуют документы, в 1776 г. сержантом геодезии Андреем Абариным. От ворот главная аллея приведет нас к этой единственной каменной постройке кладбища. Как у большинства кладбищенских церквей ее архитектура проста и лаконична. С запада церковь имеет притвор и паперть, над которой возвышается колокольня.

Тобольский некрополь знаменит именами захороненных здесь писателя П. Ершова, украинского поэта П. Грабовского, историка Сибири П. Словцова, художники и археолога М. Знаменского, поэта Д. Давыдова (автора песни "Славное море - привольный Байкал"). Здесь, возвращаясь из ссылки А. Радищев похоронил свою жену Елизавету Рубановскую. На Завальном кладбище покоятся отец и сестра Д. Менделеева. Особой известностью и почитанием пользуются могилы декабристов: А. П. Барятинского, С. Г. Краснокутского, В. К. Кюхельбекера, А. М. Муравьева, Ф. В. Вольфа, Ф. М. Башмакова. Надгробия их подчеркнуто лаконичны. Величие подвига декабристов и перенесенные ими страдания увековечены языком строгой геометрии форм, сопровождаемых евангельскими изречениями. Вблизи церкви, на главной аллее, расположены две массивные каменные плиты. Под одной из них покоится прах любимого друга А.С. Пушкина - В. Кюхельбекера («Кюхли» - как его называли друзья), одного из страстных поборников свободы. На этой же аллее, но по другую сторону, можно увидеть и другие памятники декабристам середины XIX в. Могилы А. Муравьева и ф. Вольфа отмечены вертикалями темных чугунных крестов с Распятием на высоких профилированных тумбах - интересные образцы местного чугунного литья.

Кладбище хранит выдающиеся образцы каменных надгробий иногда с очень трогательными эпитафиями. Среди них особыми художественными достоинствами отличаются классические монументы, относящиеся к концу XVIII и началу XIX в. Они сосредоточены вблизи церкви, где находятся наиболее ранние захоронения. В сущности, надгробия такого рода - это малые архитектурные формы, воспроизводящие те или иные античные мотивы. Среди них часто встречаются памятники в виде фрагмента каннелированной колонны на профилированной базе, иногда еще пересеченного кубом и увенчанного небольшой урной. Есть и надгробия пирамидальной формы на кубичных тумбах, профилированных карнизами и фронтонами. Попадаются и совсем простые гладкие тумбы или колонны на профилированных основаниях, а также горизонтально лежащие прямоугольные плиты и саркофаги. Среди надгробий этого времени можно видеть и произведения с изобразительной символикой в виде аллегории прерванной жизни - древа с обрубленными ветвями; встречается и мотив вечного цветения жизни, щедрого земного изобилия в виде виноградной лозы, обвивающей ствол колонны. Попадаются и барельефы с фигурой плакальщицы.

Посещение Завального кладбища дает возможность соприкоснуться с судьбами и памятью многих - простых и выдающихся людей, творивших историю Тобольска.

.5 Художественный музей.

Начиная с первых десятилетий своего существования, собрание Тобольского музея пополнялось произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Еще в 1896 году в собрание музея вошли живописные произведения из коллекции Строгановского училища, училища Штиглица и Академии художеств. Достоянием музея является коллекция лубочных картин, собранных в селениях Тобольской губернии в конце ХIХ века, а также картины и рисунки местных художников П.П.Чукомина, М.С.Знаменского, Д.П. Шелуткова - Художественный музей был открыт в 2002 году в бывшем здании Тобольского краеведческого музея. Сегодня в его стенах действуют постоянные экспозиции: зал иконописи, зал парсуны, изобразительное искусство ХIХ в., художественная жизнь Тобольска нач. ХХ в., зал Тобольской резной кости, зал авангарда ХХ века.

.6 Тюремный замок

ХIХ век развивает старые и выдвигает перед тобольскими властями новые задачи. Особый характер приобретает Тобольск как место сибирской ссылки.

В 1822 году М.М. Сперанский придал городу исключительную роль в деле приема и распределения ссыльных. В Тобольске был создан Приказ о ссыльных, единственное на всю Россию учреждение, занимавшееся координацией действий и учетом всех ссылаемых.

Так началась драматическая эпоха сибирской ссылки, в ходе которой, территория далеких, малоосвоенных земель соприкоснулась со многими интересными фигурами истории: протопоп Аввакум и Мирон Галанин, Юрий Крижанич, князь Меньшиков и члены семьи Долгоруких, Петр Ганнибал и Александр Радищев, декабристы, народники, петрашевцы.

.7 Краеведческий музей

Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник отметил в апреле 2007 года свое 137-летие. Музей был создан на базе архитектурных памятников Тобольского Кремля, является государственным хранилищем культурных, исторических, архитектурных и художественных ценностей, научно-исследовательским и научно-просветительским учреждением. ТГИАМЗ хранит более 300 тысяч памятников истории и культуры. Активно ведется музеем издательская деятельность, туристско-экспозиционная деятельность - в год музей посещают до 250 тысяч человек, в том числе и туристов из разных стран мира.

.8 Сад Ермака на мысе Чукман

Мыс Чукман - прекрасная смотровая площадка. На нем установлен памятник Ермаку - казачьему атаману, совершившему дерзновенный поход в Сибирь с 1581 по 1584 годы. Памятник представляет собой остроконечный мраморный обелиск на гранитном пьедестале. Высота его шестнадцать метров, общий вес - 192 тонны. Он установлен в 1839 году.

Поход Ермака (настоящее имя, по наиболее распространенным сведениям, Василий Тимофеевич Аленин) в Сибирь имел прогрессивное значение. Он положил начало освоению края русским народом. Присоединение Сибири к России способствовало развитию здесь земледелия, торговли, кустарных промыслов.

В художественном салоне можно приобрести памятные сувениры тобольских мастеров, выполненные из кости, дерева, капа, майолики, камня. Все они отражают тобольскую тематику, дают представление о традиционных промыслах народов Сибири и Севера Тюменской области.

.9 Верхние Аремзяны - малая родина Д.И. Менделеева

Корни Менделеева находятся в Сибири, на Тобольской земле. Он родился 27 января (8 февраля) 1834 года в Тобольске, в семье директора губернской гимназии и училищ Тобольского округа. Его нарекли Дмитрием в честь деда - Тобольского предпринимателя и первого сибирского книгоиздателя. В том же году отец Д.И.Менделеева Иван Павлович ослеп и покинул службу. Семья, чтобы обеспечить себе достойное существование, вынуждена была переехать в с. Аремзянское под Тобольском. В селе Верхние Аремзяны у предков семьи, Корнильевых, находилась стекольная фабрика. Деревня получила свое название по реке Аремзянке, протекающей мимо многих деревень и затем впадающей в Иртыш, где при устье ее находится село Нижние Аремзяны.

В 2004 году на малой родине Д.И.Менделеева, в Верхних Аремзянах открыт памятник известному ученому работы скульптора Н.Распопова. Одна из улиц села названа Менделеевой, школа носит имя великого земляка, в ней существует музей «На родине Д.И.Менделеева».

Заключение

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Однако, местные власти не располагают сегодня достаточной материально-технической базой и не имеют практических механизмов управления экономическими и социальными процессами. Это в полной мере относится и к сфере отечественного туризма, успешное развитие которой возможно только на основе применения соответствующих принципов, методов и форм управления.

Разрушено большое количество памятников, сооружений исторического характера, происходит вредное воздействие на окружающую среду, следовательно, необходимо выделять средства на поддержание этих объектов, в противном случае нам будет нечего использовать для привлечения потенциальных туристов на отдых и экскурсию.

Лицензирование турфирм: органы исполнительной власти лишены возможности в полной мере контролировать данный вид деятельности, что приводит к появлению на рынке туристических услуг недобросовестных участников, а следовательно и низкий уровень данного вида услуг, и не мало важным является то, что это ведет к недоимке сборов в бюджет, что в свою очередь приводит к нехватке выделенных средств на развитие внутреннего туризма в общем объеме финансирования со стороны государства.

Основной целью курсовой работы является выявление туристических привлекательностей для развития регионального туризма. У Тобольска большой потенциал в привлечении туристов, как русских, так и иностранных. Людей привлекает историческое наследие района, живописная природа и большое количество церквей, ведь в мире много верующих-православных людей.

Тобольский Кремль является отличным примером туристического объекта города. Здесь можно развивать религиозный туризм - путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий. А так же этот объект можно использовать просто как экскурсионный объект, этим занимается экскурсионный туризм - путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

Большую роль в познании исторического наследия и культуры Тобольска играет Абалакский Знаменский монастырь , который славится Абалакской чудотворной иконой Божьей Матери «Знамение».

Также, важную роль в туристской привлекательности Тобольска играет Завальное кладбище, на котором похоронены писатель П. Ершов, украинский поэт П. Грабовский, историк Сибири П. Словцов, художник и археолог М. Знаменский, поэт Д. Давыдов (автор песни "Славное море - привольный Байкал"). Здесь, возвращаясь из ссылки А. Радищев похоронил свою жену Елизавету Рубановскую. На Завальном кладбище покоятся отец и сестра Д. Менделеева. Особой известностью и почитанием пользуются могилы декабристов: А. П. Барятинского, С. Г. Краснокутского, В. К. Кюхельбекера, А. М. Муравьева, Ф. В. Вольфа, Ф. М. Башмакова.

Список литературы:

.Беспалова Л. Г. Живое прошлое. Свердловск, 1987 г.

3.Большая Советская Энциклопедия, т. 23, 22, 17.

4.Голодников К. М. Тобольск и его окрестности. Тобольск, 1886 г.

5.Знаменский М. Исторические окрестности города Тобольска. Тюмень, 1901 г.

.Знаменский М. Чувашский мыс. Тобольск, 1891 г.

.Кириллов В. Тобольск. Москва, 1984 г.

.Кистин С. История тюменских храмов. Сибирская православная газета, сентябрь 1998 г.

9.Копылов Д. И. Ермак, Свердловск, 1974 г.

10.Миллер Г. Ф. История Сибири. Москва, 1937 г.

11.Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. Новосибирск, 1973.

12.Сибирская икона: Альбом. Омск, 1999.

.Тальберг Н. Д. Пространный месяцеслов Святых в Земле Российской просиявших. В каких нуждах каким иконам надлежит поклонятся. - Репринтное воспроизведение издания. - СПб.: Вера, 1997. - С. 499-500.

14.Сибирская Советская Энциклопедия. Москва т. 1, 1931 г., т. 2., 1932 г.

15.Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. Санкт-Петербург, 1886 г.

16.Тюрин Ю. Тобольск, М.: «советская Россия», 1982г.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!