Оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы.
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит предприятиям и их объединениям.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Основные черты современного предприятия: организационное единство; определенный комплекс средств производства; обособленное имущество; имущественная ответственность; единоначалие; собственное имя: (наименование); оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.
1.2 Понятие и виды организационных структур предприятий
Каждое предприятие имеет свою организационную структуру.
Организационная структура предприятия, по мнению Г.Б. Клейнера, - структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами. [7, С.47]
Выделяют следующие организационные структуры: [7, С.48]
иерархическая;
линейная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
дивизиональная.
Нередко организационную структуру подстраивают под производственный процесс продуктов или услуг в зависимости от типа производства и вида производства.
Организационная структура управления на многих современных предприятиях была построена в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале ХХ в. Наиболее полную формулировку этих принципов дал немецкий социолог Макс Вебер (концепция рациональной бюрократии):
принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
принцип соответствия полномочий и ответственности работников управления месту в иерархии;
принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям;
принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работниками своих обязанностей и скоординированность различных задач;
принцип обезличенности выполнения работниками своих функций;
принцип квалификационного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производится в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Организационная структура управления, построенная в соответствии с этими принципами, получила название иерархической или бюрократической структуры. Наиболее распространенным типом такой структуры является линейно-функциональная (линейная структура).
Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип ("принцип колодца") построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т.д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта" или "колодец"), пронизывающая всю организацию сверху донизу.
Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система стимулирования и поощрения работников. При этом конечный результат - эффективность и качество работы организации в целом, - становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Преимущества линейных структур:
четкая система взаимных связей внутри функций и в соответствующих им подразделениях;
четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью функций, составляющих деятельность;
ясно выраженная ответственность;
быстрая реакция исполнительных функциональных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;
слабые горизонтальные связи между функциональными подразделениями порождают волокиту и перекладывание ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом разные, и часто взаимоисключающие;
большое число "этажей" или уровней управления между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
перегрузка управленцев верхнего уровня;
повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.
Таким образом, можно заключить, что в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства.
Обобщая вышесказанное, можно придти к выводу, что организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Выделяют следующие виды организационных структур:
иерархическая;
линейная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
дивизиональная.
1.3 Пути совершенствования видов организационных структур современных предприятий
Представляется, что анализ тематики курсовой работы - виды и пути совершенствования организационных структур предприятий - достаточно актуален и представляет как научный, так и практический интерес.
Говоря о разнообразии организационных структур современных предприятий, неизбежно встает вопрос об их типологизации для выявления общих свойств и закономерностей различных видов.
По нашему мнению, в основу типологии современных организаций должно быть поставлено видообразование под действием факторов изменчивости и изоляции. В корне дерева эволюции следует расположить исторически ранее сложившиеся формы и модели организаций, а его основными ветвями станут коммерческие, государственные, общественные организации и политические партии.
Формат курсового исследования не позволяет провести детального изучения различных типов организационных структур предприятий и их размещение на дереве эволюции, тем не менее, стоит перечислить основные методы отнесения организации к той или иной ветви.
Выделим следующие основные методы:
) Исторический метод. Исследователь должен проследить, кем было основано новое организационное направление, и построить генеалогическое дерево развития.
) Метод анализа структуры. Анализ и сравнение структур организаций в различных отраслях позволит получить дополнительный критерий для отнесения организации к тому или иному виду.
) Метод анализа среды. Поскольку форма организации зависит от окружающей среды, одним из методов типологизации может стать анализ используемых ресурсов. Значительно различающаяся ресурсная база будет основой деления на крупные ветви, а незначительно - на виды и подвиды.
Все три метода должны использоваться одновременно для исключения ошибок.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в практическом плане построение типологии может открыть новые закономерности в структуре организации, а также показать место и значение различных организационных форм в истории общества.
2. Особенности и пути совершенствования организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области
2.1 Общая характеристика и особенности организационной структуры совхоза им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области
Совхоз им. Куйбышева расположен в с. Ходынино Рыбновского района Рязанской области в юго-восточном направлении от областного центра - города Рязани. Расстояние от областного центра до совхоза - 22 км. С областным центром хозяйство связано хорошей асфальтированной дорогой Рязань - Москва.
Совхоз им. Куйбышева является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе Устава и законодательства Российской Федерации. Основными видами деятельности рассматриваемого сельскохозяйственного предприятия являются следующие:
- Производство сельскохозяйственной продукции и сырья, их переработка и выполнение других работ и услуг для товаропроизводителей и граждан, осуществляющих торгово-закупочную деятельность;
- Ремонт и техническое обслуживание тракторов, автомобилей и другой сельскохозяйственной техники, ремонт и техническое обслуживание технического оборудования животноводческих ферм и комплексов, находящихся на территории хозяйства;
- Осуществление строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и реконструкции объектов.
Месторасположение совхоза им. Куйбышева выгодное, так как находится он в Рыбновском районе, расположенном рядом с административным центром Рязанской области. Хозяйству не надо тратить значительные финансовые ресурсы на организацию сбыта своей продукции, вывоз произведенной продукции значительно облегчен из-за наличия асфальтированных дорог и близости центральной трассы. Совхоз использует свое выгодное расположение достаточно эффективно, например, машины многих молокозаводов, в том числе и Московской области, сами ежедневно забирают молоко.
Основными почвами пахотных угодий являются серые лесные, тяжелые и легкие суглинки, в южной части хозяйства имеются почвы типа оподзоленных черноземов. По своему качеству земли не очень плодородны, и без систематического внесения удобрений в научно-обоснованных дозах рассчитывать на высокие урожаи как зерновых, так и кормовых культур не приходится. Еще одна особенность почв совхоза - в них достаточно содержание фосфора и калия, но остро не хватает азота, из минеральных удобрений, прежде всего, необходимо обеспечить достаточное внесение азотных удобрений.
Территория совхоза достаточно компактна, но некоторые проблемы вызывает малый размер полей, их мелко контурность. На территории хозяйства имеется много балок и оврагов, которые используются как пастбища для скота в летний период.
Климат на территории совхоза умеренно-континентальный с теплым летом и умеренно-холодной зимой при ясно выраженных сезонах года.
Для производства продукции в заданных объемах и в запланированные сроки совхозу, естественно, требуются ресурсы. Некоторые из них, например, комбикорм, газ, электроэнергию, совхоз получает постоянно в течение года на основе заключаемых договоров.
Используя ресурсы, хозяйство производит разнообразную продукцию. Урожай зерна хранится в зернохранилище до момента реализации хозяйствам. Зачастую из-за отсутствия у сельскохозяйственных предприятиях денежных средств они обменивают зерносмесь на элитные семена зерновых культур. "Живыми" деньгами хозяйства расплачиваются редко. Это же характерно для картофеля. Его реализуют хозяйствам, частным лицам, с отдельными хозяйствами осуществляются бартерные операции (обмен на лес, удобрения и др.).
При реализации молока совхоз им. Куйбышева заключает договора с молокозаводами, в том числе с Рыбновским, Пронским, Рязанским, Тумским на ежедневные поставки молока. Причем, отметим тот факт, что в течение года совхоз меняет своих партнеров, если один из молокомбинатов предлагает более выгодные условия и более высокие цены, то хозяйство поставляет продукцию именно ему. При реализации мяса практикуются бартерные операции - с племенными объединениями меняют мясо на семя.
Оперативное управление персоналом в совхозе им. Куйбышева осуществляется директором, который организуют всю работу предприятия в соответствии с утвержденным производственным планом.
Директор совхоза им. Куйбышева организует всю производственную, хозяйственную и финансовую работу в хозяйстве. Для решения каких-либо оперативных производственных вопросов он привлекает управленцев среднего звена - главных специалистов (главного агронома, главного зоотехника), начальников цехов.
Начальники цехов предприятия имеют в своем подчинении специалистов, бригадиров.
Основной формой привлечения работников совхоза к управлению является постоянно действующее производственное совещание, на котором обсуждаются планы дальнейшего финансового и производственного развития предприятия и другие важные вопросы.
Повседневный контроль за сохранностью и правильным расходованием денежных средств и материальных ценностей осуществляет бухгалтер совхоза, а руководство отдельными отраслями и службами хозяйства - главные специалисты.
В составе совхоза им. Куйбышева организованы цеха, начальники которых имеют в подчинении бригадиров, инженеров. Начальники цехов обладают в определенных границах правом единоначалия на своем участке работы. Они являются полноправными руководителями и непосредственными организаторами производства. Им подчинены все работники, закрепленные за соответствующим хозяйственным подразделением. Они отвечают за имущество и средства, выделенные для производственной деятельности цеха и несут ответственность за выполнение производственного плана перед директором совхоза.
Эффективность организационного воздействия на коллективы хозяйства зависит от своевременных организационных мер, принимаемых как директором совхоза, так и начальниками цехов. Среди данных мер можно выделить следующие: материальное стимулирование лучших работников хозяйства; эффективное разделение труда; привлечение работников к решению важных производственных задач.
Важной мерой организационного воздействия в совхозе, дальнейшее развитие и совершенствование которой планируется, является эффективное разделение труда, предполагающее специализацию каждого работника хозяйства на выполнении того или иного вида работы (операторы, трактористы-машинисты, доярки, скотники, слесари, шоферы и т.д.)
Курсовое исследование позволило выявить недостаток организационной структуры предприятия, а конкретно системы управления финансовой службой совхоза им. Куйбышева. Данным недостатком является отсутствие прямой связи между подразделениями, что оказывает влияние на ведение бухгалтерского учета на предприятии, не дает полной характеристики функционирования предприятия. Также отсутствие прямой связи снижает оперативность в принятии решений, что в свою очередь сказывается на финансово-экономическом состоянии хозяйства.
Первичные документы соответствующим бухгалтерам, ведущим данный участок учета, сдаются не вовремя. Нарушается график документооборота, и как следствие, составление сводных и синтетических регистров учета делается с опозданием. Все это затрудняет работу главного экономиста, снижает эффективность работы предприятия в целом.
2.2 Пути совершенствования организационной структуры предприятия
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, рекомендую создать современную систему управления финансами, основанную на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов предприятия. Данная система бюджетов позволит установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступление и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной производственной и финансовой стратегии.
Важнейшим элементом обеспечения устойчивости производственной деятельности является система финансового планирования, которая состоит из следующих систем:
- системы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия;
- системы сводного бюджета планирования деятельности предприятия.
Данные системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов.
Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также в целях повышения точности плановых показателей.
Преимуществами внедрения принципов бюджетного планирования являются:
- планирование бюджетов подразделений каждый месяц. Это даст более точные показатели разметов и структуры затрат, и, соответственно, более точное значение размера прибыли.
- Бюджетное планирование позволит осуществить режим строгой экономии финансовых ресурсов предприятия, что особенно важно для стабильного финансового состояния.
Для структурных подразделений необходимо создать сквозную систему, состоящую из следующих бюджетов предприятия:
БЮДЖЕТА ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
БЮДЖЕТА МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
БЮДЖЕТА ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ
БЮДЖЕТА АМОРТИЗАЦИИ
БЮДЖЕТА ПРОЧИХ РАСХОДОВ
БЮДЖЕТА ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОВ
НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА.
Данная система охватывает полностью всю базу финансовых расчетов предприятия.
С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды и часть налоговых отчислений.
Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия.
Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходов.
Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды. Данный бюджет планируется только по предприятию в целом, на руководителя организации ложится ответственность в подготовке данного бюджета.
Для исполнения предложенной мною системы бюджета необходимо существование должной системы контроля. Система контроля должна состоять их двух уровней: нижнего, обеспечивающего контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений и верхнего, обеспечивающего контроль за исполнением всех бюджетов структурных подразделений, осуществляемый финансово-экономической службой.
Основными элементами системы контроля являются следующие:
- Объекты контроля - бюджеты структурных подразделений;
- Субъекты контроля - структурные подразделений предприятия, осуществляющие контроль за исполнением бюджета.
В условиях экономической реформы, происходящих в стране сельскохозяйственному предприятию требуется современная система управления финансами. Острой проблемой в последнее время для предприятий всех форм собственности является отсутствие квалифицированных бухгалтеров, владеющих методами финансового анализа. Возникает и другая проблема, специалисты, владеющие вышеназванными методами, включая руководство, как правило, не умеют читать документы аналитического и синтетического бухгалтерского учета. В связи с этим представляется необходимым предприятиям и организациям, в том числе и сельскохозяйственной направленности, выделять службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния.
Финансовая служба - предполагаемая к выделению в совхозе - совокупность звеньев управления финансовыми потоками предприятия, представлена на рис.1.
Рис.1. Бухгалтерско-финансовая служба совхоза им. Куйбышева
Процесс принятия решений на рассматриваемом предприятии предполагается осуществлять следующим образом: бухгалтеры соответствующих подразделений принимают и обрабатывают первичные документы в соответствии с графиком документооборота.
Документооборот - путь, который проходят документы от момента выписки до сдачи на хранение в архив, проверенные и подвергнутые бухгалтерской обработке. Под бухгалтерской обработкой понимают их оценку, группировку и котировку.
Первичная информация по участкам учета группируется в сводных регистрах бухгалтерского учета и затем передается общему бухгалтеру, который на основании этих документов начисляет заработную плату, работающему персоналу, а также группирует и обобщает информацию в регистрах синтетического учета.
Обработанная информация поступает как к главному бухгалтеру, так и к экономисту организации.
Главный бухгалтер составляет отчетность в виде балансов, статей и смет организации. Далее главный экономист анализирует финансово-хозяйственную деятельность предприятия, финансовые показатели по каждому разделу. На основании полученной информации экономист разрабатывает финансовую стратегию предприятия.
План финансовой стратегии утверждайся руководителем и главным бухгалтером организации.
Экономист выполняет следующие функции:
1.управление финансами и денежными потоками;
2.составление бизнес-плана;
3.разработка и оценка у четной политики;
4.организация бюджета предприятия.
.анализ финансово-экономического состояния;
.выработка финансовой стратегии;
.выработка единой финансовой политики предприятия
Выделение рассмотренной бухгалтерско-финансовой службы в совхозе им. Куйбышева позволит усовершенствовать организационной структуру предприятия в целом.
Также для повышения эффективности системы управления персоналом в совхозе им. Куйбышева планируется в помощь директору назначить заместителя по руководству персоналом из числа главных специалистов (по совместительству), который в пределах своей компетенции действовал бы от имени руководителя предприятия (директора).
В заключение необходимо отметить, что в настоящее время в совхозе предполагается дальнейшее совершенствование организационной структуры хозяйства. Для повышения эффективности руководства персоналом в рассматриваемом сельскохозяйственном предприятии планируется проводить не только общее производственное совещание, где рассматриваются доклады директора, проекты производственно-финансовых планов, итоги работы предприятия, вопросы производства и использования фондов предприятия, но и проводить производственные совещания в цехах хозяйства, где обсуждались бы итоги работы цеха, текущие производственные проблемы и другие важные вопросы деятельности структурного подразделения.
Заключение
Исследования, проведенные в курсовой работе, позволяют сделать нам следующие основные выводы.
Современное состояние рыночной экономики характеризуется развитием разнообразных форм предпринимательства, где ведущая роль принадлежит предприятиям и их объединениям.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
Основные черты современного предприятия: организационное единство; определенный комплекс средств производства; обособленное имущество; имущественная ответственность; единоначалие; собственное имя: (наименование); оперативно-хозяйственная и экономическая самостоятельность.
Организационная структура - совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. По сути дела, организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы - графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).
Выделяют следующие виды организационных структур:
иерархическая;
линейная;
функциональная;
упрощённая матричная;
сбалансированная матричная;
усиленная матричная;
проектная;
дивизиональная.
В период становления рыночных отношений преуспевают те хозяйства, которые умеют точно учесть конъюнктуру рынка и с максимальной отдачей использовать имеющиеся ресурсы. В связи с этим актуальным и важным является анализ организационной структуры и выявление путей ее совершенствования в конкретном сельскохозяйственном предприятии - совхозе им. Куйбышева Рыбновского района Рязанской области, которому посвящена данная курсовая работа.
, Принимая во внимание компактность территории хозяйства, подбор хороших кадров, концентрацию всей техники в единой центральной усадьбе, в совхозе им. Куйбышева была создана и действует до настоящего времени цеховая структура управления, в составе цехов: растениеводства, животноводства, строительного, электротепловодоснабжения и механизации. Одно из преимуществ цеховой структуры управления - главные специалисты (главный агроном, главный зоотехник) являются одновременно руководителями соответствующих цехов.
Директор совхоза им. Куйбышева организует всю производственную, хозяйственную и финансовую работу в хозяйстве. Для решения каких-либо оперативных производственных вопросов он привлекает управленцев среднего звена - главных специалистов (главного агронома, главного зоотехника), начальников цехов. В частности, наиболее важные вопросы производственной деятельности, возникающие в хозяйстве, решаются на проводимых директором производственных совещаниях.
Для повышения эффективности общего руководства производством в совхозе им. Куйбышева планируется в помощь директору назначить заместителя по производству из числа главных специалистов (по совместительству), который в пределах своей компетенции действовал бы от имени руководителя предприятия (директора).
В условиях экономической реформы, происходящих в стране сельскохозяйственному предприятию требуется современная система управления производством и финансами. Поэтому для улучшения данной системы управления в совхозе им. Куйбышева, автор курсового проекта предлагает разработать систему бюджетов, основанных на принципе декомпозиции. Это позволит в дальнейшем увеличить контроль уровня издержек производства, позволит более точно их планировать. Также предложенный метод позволит наглядно уменьшить затраты производства и просчитать ожидаемую прибыль.
Для исполнения данных бюджетов необходимо увеличить контроль за исполнением их составления, распределить круг обязанностей каждой финансовой службы, определить ответственных и сроки представления и утверждения бюджетов. Сокращения времени и затрат труда на составление бюджетов можно добиться за счет их автоматизации при помощи современного программного обеспечения.
Список литературы
2.Богачкова Н.Ю. Реализация экономических преимуществ корпорации в переходной экономике: Монография. - Волгоград: Издательство ВФМУПК, 2000. - 243 с.
.Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
.Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебник. - М., 2005. - 320 с.
.Дынкин А., Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике // Вопросы экономики. - 2002. - № 4. - С. 19-21.
.Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д. э. н., проф.Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2001. - 238 с.
.Клейнер Г.Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. - 2002. - № 10. - С.47-69.
.Коуз Р.Г. Природа фирмы. Перевод Б.С. Пинскера // Теория фирмы / Под. Ред В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - С.11-32.
.Менар К. Экономика организаций: Пер. с франц. /Под ред.А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 390 с.
.Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. - М., 2004. - 380 с.
.Питер Ф. Друкер. Энциклопедия менеджмента. - М.: Изд. дом "Вильямс", 2004. - 432 с.
.Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. - Воронеж, 1995. - 340 с.
.Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. - М., 1995. - 430 с.
.Стерлин А.Р., Тулин И.В. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США (опыт развития и новые явления). - М.: Наука, 1990.
.Тогунов И.А. Представление интегрированной сущности организации на основе концептуальной модели маркетинговой системы // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - № 3. - С.137-140.
.Теория организации и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Уч. Пособие / Под ред. Т.П. Фокиной, Ю.А. Корсакова, Н.Н. Слонова. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.
.Управление современной компанией: Учебник / Под. ред. Проф.Б. Мильнера и проф. Ф Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 585 с.
.Холл Р.Х. Организации: структура, процессы, результаты. СПб.: Питер, 2001. - 340 с.
.Хэнкс, С.Х., Уотсон, К. Дж., Янсен, Э., Чандлер, Г.Н. Уточнение структуры жизненного цикла: таксономическое исследование конфигураций стадий роста в высокотехнологичных организациях // Российский журнал менеджмента. 2007. - Т.5. - № 3. - С.91-116.
.Чуйкин А.М. Основы менеджмента. Учебн. Пособие. - М., 2006. - 290 с.
.Широкова Г.В. Жизненный цикл организации: эмпирические исследования и теоретические подходы // Российский журнал менеджмента. - 2007. - Т.5. - № 3. - С.85-90.