Экологический контроль

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологический контроль

Министерство образования и науки Украины

Донецкий национальный университет

Экономико-правовой факультет

Кафедра хозяйственного права






Контрольная работа

по курсу «Экологическое право»

Вариант 3

Выполнил

студент 3-курса

ускоренной формы обучения

специальность «Правоведение»

группа 0601 - Г

Ряполова О. Г.

Преподаватель

Воронин В.В




Донецьк 2011г.

1. Назовите контрольно-исполнительные гарантии исполнения эколого правовых предписаний

Экологический контроль - одно из проявлений экологической функции современного государства. Вместе с тем он - составная часть механизма реализации эколого-правовых норм. В целом экологический контроль - это проверка соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями, т. е. всеми хозяйствующими субъектами и гражданами экологических требований по охране окружающей природной среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Целью экологического контроля является обеспечение деятельности эколого-пользователей в соответствии с экологическими условиями и требованиями, содержащимися в нормативной документации, утвержденной в установленном порядке.

Экологический контроль - это функция государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды.

Природоохранное законодательство, являющееся сердцевиной экологического, представляет собой уникальную и своеобразную модель сочетания общего и регионального законодательства. Этому есть несколько причин. Многие экологические явления и связанные с ними общественные отношения носят не только и не столько региональный, но общенациональный и даже международный характер. К ним относятся мониторинг и обеспечение климата и миграции животного мира, борьба с парниковым эффектом, вызванным потеплением и озоновыми дырами, с трансграничными загрязнениями и экологическими катастрофами, иными чрезвычайными экологическими ситуациями и бедствиями. Имплементация международных, включая европейские, экологических норм и стандартов в украинское законодательство осуществляется постоянно, хотя и с трудом - ввиду новизны проблем, отсталости технической оснащенности народного хозяйства и не исполняемости значительной части природоохранных предписаний в силу их декларативности и размытости, слабой исполнительской дисциплины. Государственный экологический надзор и контроль не только рассредотачиваются по нескольким министерствам и иным органам исполнительной власти, не только совмещаются с функциями хозяйственного использования природных ресурсов и их управлением, но и передаются постепенно и целенаправленно исполнительным органам субъектов и органам местного самоуправления.

. Раскройте содержание стандартизации и нормирования как одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей природной среды (раскройте понятие, укажите виды, органы, осуществляющие соответствующую функцию относительно всех природных ресурсов)

Современное состояние окружающей среды свидетельствует о том, что экологические проблемы обусловлены двумя основными факторами: расточительным использованием природных ресурсов, которое снижает продуктивность биосферы, и загрязнением, которое угрожает всему живому, в первую очередь благополучию человека и его здоровью.

Мерой сочетания экологических интересов в здоровой и благоприятной для жизни природной среде с экономическими интересами общественного прогресса Закон Украины Об охране окружающей природной среды называет экологические стандарты и нормативы.

Цель экологической стандартизации и нормирования - это установление комплекса обязательных норм, правил, требований по охране окружающей природной Среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности.

Государственные стандарты определяют понятия и термины, режим использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей природной среды, требования по предотвращению вредного воздействия загрязненной окружающей природной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с охранной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов .

В соответствии с Декретом Кабинета министров Украины О стандартизации и сертификации нормативные документы по стандартизации делятся на:

государственные стандарты Украины;

отраслевые стандарты;

стандарты научно-технических и инженерных обществ и союзов;

технические условия;

стандарты предприятий.

Правила применения стандартов на территории Украины устанавливает Государственный комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации.

Исполнение экологических стандартов является обязательным и охраняется действующим законодательством. Так, за выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушений требований стандартов, санитарных норм, является опасной для жизни и здоровья людей, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 процентов стоимости выпущенной или реализованной продукции.

Основу экологического нормирования составляют:

ГДК - предельно допустимые концентрации;

ОБРВ - ориентировочно безопасные уровни влияния;

ГДВ - предельно допустимые выбросы (в атмосферу);

ГДС - предельно допустимые сбросы (в водные объекты);

временно согласованные выбросы и сбросы;

Экологические нормативы (ГДВ, ГДС) разрабатывают и вводят в действие государственные природоохранные органы, нормы здравоохранения и другие уполномоченные на то государственные органы в пределах своей компетенции, в соответствии с естественно-ресурсным законодательством.

Нормирование качества окружающей природной среды должно осуществляться с целью установления предельных норм влияния антропогенной деятельности, которые гарантируют экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивают рациональное использование и воспроизведения природных ресурсов в условиях постоянного развития хозяйственной деятельности. Исходя из этого, можно утверждать, что экологическое нормирование ограничивает как само влияние вредных факторов, так и факторы окружающей среды, которые оттеняют это влияние, а также реакцию окружающей среды на него.

Тем не менее человек є не наиболее чувствительным существом относительно отрицательных факторов влияния. Итак, системой экологического нормирования предполагается такая нагрузка на экосистемы, под влиянием какого отклонения от нормального состояния не будет превышать естественных колебаний и не будет вызывать нежелательных следствий относительно ухудшения их качества. Ныне, к сожалению, известные лишь некоторые попытки расчетов антропогенной нагрузки на растения и рыбные ресурсы в водоемах промышленного назначения.

Определение нормативов качества окружающей среды и продуктов питания опирается на концепцию порогов влияния. Порог вредного действия это минимальная доза вещества, при котором в организме отдаются изменения, которые выходят за пределы физиологических реакций. Таким образом, предельная доза вещества (или порог действия) вызывает у биологического организма реакцию, которая поднимает его состояние. Предельно допустимые концентрации (ГДК) - это нормативы, которые устанавливаются для вредных веществ в единице объема воздуха, воды; массы пищевых продуктов, грунта; или на поверхности, которые при их наличии в определенной концентрации за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают отрицательных следствий у потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование учитывает все возможности поступления вредных веществ в организм человека, хотя редко отображает комбинированное действие и не учитывает эффекта комплексного влияния многообразия физических, химических, биологических факторов окружающей среды. Существует лишь ограниченный перечень веществ, которые имеют эффект суммирования при их одновременном содержимом в атмосферном воздухе.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды для здоровья человека и состояния экосистем, но не указывают на источник загрязнения, а тем более не регулируют его деятельность. Требования, которые выдвигаются к источникам загрязнения, отображенные в научно-технических нормативах. К ним относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ - предельно допустимые выбросы и предельно допустимые сбросы (ГДВ и ГДС), а также технологические, строительные нормы и правила, в которых помещено требования относительно охраны окружающей природной среды. Научно-технические нормативы разработаны по такому принципу: при условии соблюдения нормативов всеми предприятиями данного региона содержимое любых примесей в воздухе, воде и грунту должен удовлетворять требования санитарно-гигиенического нормирования.

Оценка уровня загрязнения химическими веществами грунта может быть осуществлена за показателями коэффициента концентрации химического элемента и суммарным показателем загрязнения.

Норма водопотребления - максимальное плановое количество свежей воды нужного качества, необходимое для производства единицы продукции (осуществление работы) при определенных организационно-технических условиях производства.

Норматив водопотребления - поэлементные составные частицы нормы.

Норма водоотвода - максимальное плановое количество стоков установленного качества, которые могут быть сброшены в естественные объекты.

Лимит водопотребления - расчетное количество свежей воды (питьевой и технической), что приходится предприятию в установленном порядке с учетом производственной программы, норм водопотребления, мероприятий по ее рациональному использованию, сезонности и коэффициентам технологических потерь, потребностей других потребителей.

Лимит водоотвода - объемы сточных вод, которые приходятся предприятию в установленном порядке, исходя из норм водоотвода, с учетом экологического состояния водного объекта и нужд других водопользователи.

. Укажите порядок приватизации земель

Приватизация земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства, в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины, осуществляется сельскими, поселковыми, городскими советами.

Приватизация земельных участков несельскохозяйственного назначения для занятия предпринимательской деятельностью осуществляется соответствующими государственными администрациями, исполнительными комитетами местных советов путем их продажи в частную собственность.

В каждой стране есть свои особенности оформления права собственности, в частности на земельный участок. В Украине при оформлении этого самого права сталкиваешься с невозможностью реализовать его, и не потому, что имеет место самозахват земли, а потому, что в стране не работают определенные законы и вводятся все новые, не отработанные законодательные акты.

Согласно законам Украины, одно и то же лицо может один раз в своей жизни использовать право бесплатно приватизировать как садовый участок, так и участок в черте города. Таким образом, если вы приватизировали участок на даче, у вас есть еще право приватизировать землю в городе. К слову, наряду с этим гражданин может также бесплатно приватизировать квартиру.

В черте города можно приватизировать участок размером до 10 соток. Как же быть, если участок больше, скажем 15 соток? Ранее предусматривалось, что 10 соток подлежат приватизации, а остальные 5 оформляются в аренду у государства. Для этого также нужно было заключать договор аренды земли, что по срокам и хлопотам равнозначно процессу приватизации. Но проблема в том, что этот закон не работает довольно долгое время, а это значит, что если у гражданина участок более положенного, то приватизировать землю он не сможет.

С другой стороны, власти обязывают строить дом, а также хозяйственные постройки только на приватизированном участке земли. Таким образом, если вы решили построить, хотя бы даже гараж, а не дом, или приобрели не приватизированный участок, скажем, в 12 соток, то начать строительство законным образом не получится. Потому некоторые вынуждены платить огромные штрафы за незаконную постройку, а также нанимать адвоката для защиты своих интересов в суде, по решению которого может быть выдано право собственности (только после регистрации решения суда в БТИ.

Однако и здесь неискушенных владельцев могут поджидать неприятные сюрпризы. Например, БТИ может не зарегистрировать решение суда, сославшись на принятие новых норм для определения права собственности. Словом, процесс узаконения дома или пристройки таким образом очень проблемный.

Что же делать, если нельзя воспользоваться ни законным, ввиду его отсутствия, ни незаконным способом? Остается только ждать, когда правительство обратит внимание на этот вопрос и уделит время для его решения. Или можно еще потратить приличную сумму, чтобы все же добиться через суд права собственности. Однако по этому пути могут пойти далеко не все.

Процесс приватизации земельного участка в черте мегаполиса, при том что официально приватизацию земельного участка ускорить нельзя, занимает в среднем 1-2 года, Это если ничего не случится, как например в Днепропетровске, где в августе прошлого года случился пожар в управлении Земельных ресурсов и огнем были уничтожены госакты на землю. Только в марте этого года было принято решение, каким образом будут их восстанавливать, однако ни одного акта пока не выдано, более того, никаких сроков по восстановлению документов не установлено. В то же время в небольших городах и селениях процесс приватизации земли проходит быстро и без проблем.

Если участок менее 10 соток (но не равен этому значению), то можно смело подавать документы на приватизацию. Геодезисты снимут план участка, затем будет подготовлена землеустроительная документация и присвоен кадастровый номер. После этого владелец участка попадает в очередь в ожидании сессии горсовета. Это самый длительный процесс из всего периода оформления приватизации. После прохождения сессии дело пойдет быстрее. Итогом всех усилий становится документ на одном листе - государственный акт на право собственности на земельный участок, подписанный городским головой, или соответствующим органом власти.

Следует отметить, что в ходе приватизации земли очень важно постоянно тормошить чиновников на предмет того, что происходит с вашими документами. Так вы не только сможете контролировать процесс, но и вовремя его продвигать, так как каждый этап оформления документов требует оплаты. Если уже пройдена половина пути, то при горисполкоме действует представительство Земельных ресурсов, где можно уточнить судьбу своих документов. Помните, что даже если госакт уже готов, никто ставить вас об этом в известность не будет. В общем, проявляйте инициативу.

. Назовите особенности правовой охраны вод

Понятие и сущность правовой охраны вод. Правовое регулирование водопользования. Общая характеристика права водопользования. Права и обязанности водопользователей. Ответственность водопользователей за нарушение законодательства об охране вод.

Юридическое понятие «воды» отличается от естественнонаучных и житейских представлений о воде как о химическом соединении водорода и кислорода. В соответствии с Водным кодексом воды - это природные запасы воды, находящиеся в пределах государственных границ поверхностных водных объектах, т.е. поверхностных водотоках и водоемах (реках и водохранилищах на них, ручьях, каналах, озерах, болотах, прудах), ледниках и снежниках, внутренних морях, территориальном море Украины и подземных водных объектах. Это - юридическое понятие вод.

В соответствии с водным законодательством к водам не относится вода, изъятая из водных объектов. Речь идет о воде, которая течет из крана в наших домах или используется в технологическом процессе. Отношения, связанные с использованием такой воды, регламентируются гражданским, санитарным и иным законодательством. К водам не относится и та вода, которая хотя и находится в природной среде, но не представляет самостоятельного естественного блага, а является структурным элементом других природных объектов (атмосферная влага, почвенная влага, вода, находящаяся в организмах растений и животных).

Наиболее важные отношения собственности на водные объекты, водопользования и охраны водных ресурсов регулируются Водным кодексом

Одновременно имеется значительный массив подзаконных актов в данной сфере.

планирование рационального использования водных объектов;

установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;

проведение государственной экспертизы пред проектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

осуществление лицензирования в области использования и охраны водных объектов;

осуществление государственного контроля за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

Согласно Водному кодексу планирование рационального использования водных объектов осуществляется посредством составления водохозяйственных балансов , разработки схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и принятия государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов. Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на конкретной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов Украины и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов разрабатываются в целях определения водохозяйственных и иных мероприятий для удовлетворения перспективных потребностей общества в водных ресурсах, обеспечения рационального использования и охраны водных объектов, а также для предотвращения и ликвидации вредного воздействия вод. На основе водохозяйственных балансов, схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, данных государственного водного кадастра разрабатываются федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные программы рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Разработка названных документов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. При этом учитываются предложения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов.

В целях обеспечения текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны ведется государственный учет поверхностных и подземных вод, т.е. систематическое определение в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на конкретной территории. Данные учета вод характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Основные источники государственного учета вод - данные, представляемые водопользователями, и данные государственного мониторинга водных объектов. На основе данных государственного учета вод ведется государственный водный кадастр. В свою очередь, данные государственного водного кадастра служат основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов.

Государственный учет вод и ведение государственного водного кадастра - обязанность специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда. В этом участвуют Росгидромет (по поверхностным водным объектам) и государственный орган управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Нормирование в области использования и охраны водных объектов заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) и в разработке и принятии стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов.

Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, обеспечивается также установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Такие нормативы устанавливаются исходя из:

предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;

предельно допустимой массы вредных веществ, которая может поступить в водный объект и на его водосборную площадь.

Они устанавливаются исходя из условия не превышения предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах с учетом целевого использования водного объекта.

Водный кодекс достаточно подробно регулирует отношения по лицензированию в области использования и охраны поверхностных водных объектов. Важно обратить внимание на то, что такое лицензирование осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Кроме того, лицензирование в области использования и охраны подземных водных объектов осуществляет специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда совместно с государственным органом управления использованием и охраной недр .

В соответствии с Водным кодексом Украины все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

Понятием «загрязнение» охватывается не только сброс сточных вод, содержащих химические вещества в количествах свыше допустимых норм, но и так называемое тепловое загрязнение, а также появление в воде микроорганизмов в недопустимых концентрациях. Критерием загрязненности воды является ухудшение ее качества вследствие изменения физических (повышение температуры), химических, биологических, органолептических свойств (вкус, запах, цветность, прозрачность) и появления вредных веществ для человека, животного и растительного мира. На органы исполнительной власти и ее субъектов возложена обязанность осуществлять охрану водных объектов от всех видов загрязнения, включая диффузное загрязнение (загрязнение через поверхность земли и воздух).

В отличие от загрязнения, которое затрагивает качество воды в водоемах, под засорением понимается поступление в водоем посторонних нерастворимых предметов (древесины, шлаков, металлолома, строительного мусора и т.п.), не изменяющих качество воды. Юридических критериев для определения засорения вод законодательство не устанавливает, предоставляя тем самым органам по регулированию использования и охране вод в каждом конкретном случае с учетом местных условий решать вопрос о засорении водного объекта.

Под истощением понимается сокращение количества воды в водоеме, происходящее под влиянием человеческой деятельности и носящее устойчивый характер. Оно не относится к сезонным колебаниям стока воды в реках или естественным изменениям запаса воды в морях и озерах и т.д.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения Водный кодекс предусматривает ряд конкретных мер, в том числе запретительных. Так, запрещаются:

сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов;

засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами, а также загрязнение их нефтяными продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами. Забор льда не должен влиять на состояние водных объектов и приводить к истощению запасов поверхностных и подземных вод;

захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты. Сброс сточных вод, содержащих токсичные вещества (материалы), в водные объекты допускается только после их очистки в установленном порядке;

проведение на водных объектах взрывных работ, при которых используются ядерная и иные виды технологий, сопровождающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.

Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а также иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без устройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих судах и объектах.

Добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля со дна водных объектов или возведение сооружений с опорой на дно должны осуществляться такими способами, которые не оказывали бы вредного воздействия на поверхностные воды, дно, берега водных объектов и водные биоресурсы.

Устанавливая в целях охраны вод требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, вводу в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также к внедрению новых технологических процессов, Водный кодекс Украины запрещает ввод в эксплуатацию:

хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопителей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов и вредное воздействие вод;

водозаборных и сбросных сооружений без рыбозащитных устройств и устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;

животноводческих ферм и других производственных комплексов, не имеющих очистных сооружений и санитарно-защитных зон;

оросительных, обводнительных и осушительных систем, водохранилищ, плотин, каналов и других гидротехнических сооружений до проведения мероприятий, предотвращающих вредное воздействие вод;

гидротехнических сооружений без рыбозащитных устройств, а также устройств для пропуска паводковых вод и рыбы;

водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных вод, без оборудования их водорегулирующими устройствами, водо учитывающими приборами;

водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями состояния водных объектов;

сооружений и устройств для транспортирования и хранения нефтяных, химических и других продуктов без оборудования их средствами для предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных продуктов.

При эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, запрещается:

осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезвреженных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;

производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;

осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих возбудителей инфекционных заболеваний.

В соответствии с Водным кодексом Украины нарушение требований по охране и рациональному использованию водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов.

Если имеется угроза здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, государственный орган санитарно-эпидемиологического надзора, специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязаны приостановить сброс сточных и дренажных вод вплоть до прекращения эксплуатации хозяйственных и других объектов и уведомить об этом Правительство Украины, органы исполнительной власти соответствующего субъекта Украины и органы местного самоуправления.

5. Подготовьте информацию о видах юридической ответственности, которые могут быть применены к субъекту хозяйствования и его должностным лицам за нарушения требований законодательства в виде таблицы земельного законодательства и законодательства об охране атмосферного воздуха

№ п/пПравонарушение Статья, устанавливающая ответственностьСанкцияОрган, налагающий ответственность Вид юридической ответственностиадминистративная78,52штрафадмин. суд

С целью установления и определение качества атмосферного воздуха используется индекс загрязненности.

За последние годы увеличивается количество научных публикаций относительно вредного действия загрязняющих веществ на биологические, особенно кислота создающих примесей в атмосфере, - на растительность. Тем не менее практически применение эти наблюдения пока что находят лишь в качестве средства биологического мониторинга. Экологическое нормирование состояния атмосферного воздуха фактически не реализовано.

. Назовите виды права пользования животным миром

Охрана и рациональное использование животного мира как достояние народов Украины. Право собственности, понятие и виды права пользования, основание возникновения, прекращения права пользования животным миром. Регулирование охоты и рыболовства.

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон "Об охране и использовании животного мира", а также охотничье и рыболовное законодательство.

Пользователями животного мира могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство (включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных - почвообразователей, естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных.

Одним их основных видов пользования животным миром является охота - промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота. Согласно постановлению Совета Министров СССР от 5 января 1982 года "Об улучшении ведения охотничьего хозяйства" право на охоту имеют все граждане, являющиеся членами общества охотников, сдающие испытания по охотничьему минимуму, уплатившие государственную пошлину с соответствующими отметками в членском охотничьем билете, получившие разрешение на право пользования охотничьем оружием, путевку на производство охоты в определенных охотничьих угодьях и разрешение на отстрел (отлов) указанного вида и количества зверей и птиц.

Для организации спортивно-любительской охоты созданы добровольные общества - республиканские общества охотников, Всеармейское военно-охотничье общество, охотничье общество "Динамо", которые наделены правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму. В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты.

При промысловой охоте такими документами являются план-наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных.

Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.

Рыболовство - промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных - осуществляется в установленном порядке.

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина, список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования.

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.

Спортивно-любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства. Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно Ст. Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром

выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.

Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире. Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

пользоваться предоставленными им объектами животного мира;

пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;

собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;

выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;

на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;

предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;

оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;

соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;

применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;

не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;

осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

применять при пользовании животным миром гуманные способы.

7. Анализ ситуации по земельному праву (при ответе на второй и третий вопросы ссылка на соответствующие нормы земельного законодательства обязательна)

Задача

Гражданин Бугров, инвалид ВОВ, в 1975 году получил разрешение на строительство гаража. В 1996 году исполкому для строительства кафе потребовалась земля, находящаяся в пользовании у Бугрова. При этом выяснилось, что гражданин Бугров 3 года назад умер, а гаражом пользуется сын умершего, который требовал возмещения стоимости изъятого вместе с земельным участком гаража. Исполком отказал ему в возмещении, мотивируя это тем, что земля была передана его отцу, а после его смерти она автоматически возвращается исполкому.

Бугров обратился в суд за защитой своих прав.

Назовите гарантии реализации права на землю пользователей.

Дайте правовую оценку действий исполкома.

- Подготовьте исковое заявление от имени сына Бугрова о защите нарушенных прав.

Решение

Правовая оценка действий исполкома

Согласно (Ст.81 ч.1 п. г) так как земельный участок был в собственности гражданина Бугрова, после передачи ему разрешения на землю исполкома, то его сын получает право собственности на земельный участок в результате принятия наследства. Согласно Ст. 140 гарантии реализации права на землю пользователей одним из оснований для прекращения права собственности на земельные участок является смерть собственника при отсутствии наследника, но так как у Бугрова существует наследник ( его сын ),то он ( наследник )имеет право обращать в суд.

. Подготовьте консультацию жителю г. Донецка по следующим экологическим правам, для чего укажите:

содержание соответствующего права граждан;

какие органы занимаются реализацией такого права;

способы защиты этого права граждан.

Природопользование и специфические особенности природно ресурсного потенциала Украины. Экономическая природа и роль природоресурсных платежей в доходы бюджета. Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Существуют сборы за пользование природными ресурсами.

Признан утратившим силу ЗУ "О рентных платежах за нефть, природный газ и газовый конденсат" (N 1456-IV от 05.02.2004 г.). Отметим, что данный нормативный акт за все время своего существования так и не применялся на практике, а его действие постоянно приостанавливалось.

Определен перечень полезных ископаемых, к базовым нормативам платежей за добычу которых в 2010 году не будут применяться коэффициенты, установленные статьей 9 ЗУ "О Государственном бюджете Украины на 2010 год" (1,439 за 2009 год и 1,143 за 2010 год). В этот перечень включены:

доломит;

песок формовочный;

сырье высокоглиноземное, за исключением глин (кианита (дистена), силиманита, ставролита);

известняк (флюсовый).

Изменениями в ЗУ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (N 309-VI от 03.06.2008 г.) предусмотрено существенное увеличение размеров сбора за специальное водопользование в части использования поверхностных и подземных вод, входящих в состав напитков.

За использование поверхностной воды придется заплатить 21,60 грн. за 1 м3 (вместо нынеприменяющейся ставки 3 грн. за 1 м3), а подземной - 25,20 грн. за 1 м3 (вместо 3,5 грн. за 1 м3).

. Анализ ситуаций по использованию и охране отдельных природных ресурсов (при ответе на второй и третий вопросы ссылка на соответствующие статьи экологического законодательства обязательна)

На территории лесничества были установлены следующие факты:

жители соседней деревни систематически занимались сбором ягод, шишек, мха без разрешения лесничества;

работники жилищно-коммунального хозяйства при устранении аварии водоканализационной сети повредили корни деревьев, что привело к их усыханию.

Как зависит порядок предоставления лесов в пользование от вида пользования?

Являются ли указанные факты нарушениями лесного законодательства и предусмотрена ли за них ответственность?

Подготовьте соответствующие документы для защиты прав лесничества.

Список литературы

1. Вайнер Э. Н. Валеология: учебник для вузов.

. Закон Украины Об охране окружающей природной среды. - Ведомости Верховного Совета Украины, 1991, N41.

. Закон Украины Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения. - Голос Украины, 8 апреля 1994 г., N65.

. Экологическое право / Под ред. С.А.Боголюбова. М., 2008.

. Крассов О. И. Экологическое право: учебник. М., 2008

. Муравья Л.А. учебник «Экология и безопасность жизнедеятельности» , Москва, 2000 г.

. Реймерс Н.Ф. Экология -учебник

. Бринчук М.М. Экологическое право. - М., 2000.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!