Качественный исследование опасности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,83 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Качественный исследование опасности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО - КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА





РЕФЕРАТ

По дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

на тему: "Качественный анализ опасности"



Выполнила:

студентка группы 125

Щербакова Ксения Георгиевна

Проверил:

Шестопалов Евгений Владимирович


Челябинск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Анализ опасностей

. Качественный анализ опасностей

. Словарь использованных терминов

Заключение

Список использованной литературы

опасность несчастный случай количественный


Человек с древнейших времен был вынужден осуществлять свою деятельность в окружении различных опасностей. Далеко позади - первобытно-общинное младенчество человечества. Далее, Возрождение - синоним красоты жизни, личной свободы человека, гармонии его физических и духовных качеств, единства с окружающим миром. Потом мануфактуры, развитие торговли, рост промышленности, бурный прогресс точных наук. И, наконец, двадцатый и двадцать первый века - человек часть мира техники. Мира, который включает в себя электричество и электронику, космическую и атомную технику, средства массовой коммуникации и компьютерную технологию. Человек командует машинами, обслуживает их, выпускает все новые и новые приборы, механизмы и системы. Он создает новейшие промышленные комплексы, усложняя и одновременно совершенствуя мир, в котором живет.

Очевидно, что на всех этапах своего развития человек постоянно стремился к обеспечению личной безопасности и сохранению здоровья. Продолжительность жизни, которая является интегральным показателем безопасности жизнедеятельности, выросла с 25 лет, характерных для первобытного человека, до 77 лет средней продолжительности жизни человека в наиболее развитых странах. Это несомненный результат развития экономики, использования достижений науки и техники для повышения качества жизни.

А что же происходило с опасностями, окружавшими человека в процессе его деятельности? Если на ранних стадиях своего развития, при отсутствии технических средств человек непрерывно испытывал значительные воздействия неблагоприятных факторов естественного происхождения (осадки, грозовые разряды, высокая и низкая температура и др.), то по мере развития общества к естественным прибавились многочисленные факторы техногенного и антропогенного происхождения:

Вибрация, шум, повышенная концентрация вредных веществ и др. Можно говорить о том, что по мере развития общества во времени изменялся и характер деятельности человека, а это приводило к увеличению номенклатуры опасностей и к более серьезным последствиям их проявления. Последнее предопределяет актуальность научного подхода к исследованию проблем безопасности жизнедеятельности, который не может ограничиваться описательным подытоживанием статистических данных, а должен базироваться на более абстрактном уровне анализа.

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, последовательности развития событий, вероятности чепе, величину риска, величину последствий, пути предотвращения чепе и смягчения последствий, он описывает их количественно и качественно и заканчивается планированием предупредительных мероприятий.

Достоинство анализа опасностей также в том, что он делает предсказуемыми чепе-несчастья (катастрофы, аварии, несчастные случаи) и, следовательно, их можно предотвратить соответствующими мерами.

1. АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ

Анализ опасностей позволяет определить источники опасностей, последовательности развития событий, вероятности чепе, величину риска, величину последствий, пути предотвращения чепе и смягчения последствий.

На практике анализ опасностей начинают с грубого исследования, позволяющего идентифицировать в основном источники опасностей. Затем при необходимости исследования могут быть углублены и может быть проведен детальный качественный анализ. Выбор того или иного качественного метода анализа зависит от преследуемой цели, предназначения объекта и его сложности. Установление логических связей необходимо для расчета вероятности чепе. Методы расчета вероятностей и статистический анализ являются составными частями количественного анализа опасностей. Когда удается оценить ущерб, то можно провести численный анализ риска. При анализе опасностей всегда принимают во внимание используемые материалы, рабочие параметры системы, наличие и состояние контрольно - измерительных средств. Исследование заканчивают предложениями по минимизации или предотвращению опасностей.

. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ОПАСНОСТЕЙ

Качественные методы анализа включают:

·Предварительный анализ опасностей

·Анализ последствий отказов

·Анализ опасностей с помощью дерева последствий

·Анализ опасностей методом потенциальных отклонений

·Анализ ошибок персонала

·Причинно-следственный анализ.

Предварительный анализ опасностей обычно осуществляется в следующем порядке:

изучают технические характеристики объекта, системы, процесса, а также используемые энергетические источники, рабочие среды, материалы; устанавливают их повреждающие свойства;

устанавливают законы, стандарты, правила, действия которых распространяются на данный технический объект, систему, процесс;

составляют перечень опасностей, в котором указывают идентифицированные источники опасностей (системы, подсистемы, компоненты), повреждающие факторы, потенциальные чепе, выявленные недостатки.

При проведении предварительного анализа опасностей особое внимание уделяют наличию взрывопожароопасных и токсичных веществ, выявлению компонентов объекта, в которых возможно их присутствие, потенциальным чепе от неконтролируемых реакций и при повышении давления. После того, как выявлены крупные системы технического объекта, которые являются источниками опасности, их можно рассмотреть отдельно и более детально исследовать с помощью других методов анализа, описанных ниже.

Анализ последствий отказов - преимущественно качественный метод идентификации опасностей, основанный на системном подходе и имеющий характер прогноза. Этим методом можно оценить опасный потенциал любого технического объекта. Анализ последствий отказов обычно осуществляется в следующем порядке:

техническую систему (объект) подразделяют на компоненты;

для каждого компонента выявляют возможные отказы;

изучают потенциальные чепе, которые может вызвать тот или иной отказ на исследуемом техническом объекте;

результаты записывают в виде таблицы;

отказы ранжируют по опасностям и разрабатывают предупредительные меры, включая конструкционные изменения.

Анализ последствий отказов может выявить необходимость применения других, более емких методов идентификации опасностей. Кроме того, в результате анализа отказов могут быть собраны и документально оформлены данные о частоте отказов, необходимые для количественной оценки уровня опасностей рассматриваемого технического объекта.

Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального чепе обычно выполняют в следующем порядке. Сначала выбирают потенциальное чепе. Затем выявляют все факторы, которые могут привести к заданному чепе (системы, подсистемы, события, связи и т. д.). По результатам этого анализа строят ориентированный граф. Вершина (корень) этого графа занумерована потенциальным чепе. Поэтому граф является деревом.

Проведение анализа опасностей с помощью дерева причин потенциального чепе возможно только после детального изучения рабочих функций всех компонентов рассматриваемой технической системы. На работу системы оказывает влияние человеческий фактор, например возможность совершения оператором ошибки. Поэтому желательно все потенциальные инциденты - "отказы операторов" - вводить в содержание дерева причин. Дерево отражает статистический характер событий. Построением нескольких деревьев можно отразить их динамику, т. е. развитием событий во времени.

После завершения анализа опасностей с помощью дерева причин потенциального чепе можно от качественного анализа приступить к количественному анализу.

Во многих случаях представление о состоянии системы, альтернативных путях протекания и результатах какого-либо процесса можно создать с помощью более простого графа.

Анализ опасностей с помощью дерева последствий потенциального чепе отличается от анализа опасностей с помощью дерева причин тем, что в случае анализ опасностей с помощью дерева последствий задается потенциальное чепе - инициатор и исследует всю группу событий - последствий, к которым оно может привести. Таким образом, между событиями имеется временная зависимость. Анализ опасностей с помощью дерева последствий можно проводить на любом объекте. Он требует хорошего знания объекта. Поэтому, перед тем как проводить анализ опасностей с помощью дерева последствий, необходимо тщательно изучить объект, вспомогательное оборудование, параметры окружающей среды, организационные вопросы.

Анализ опасностей методом потенциальных отклонений: отклонение - режим функционирования какого-либо объекта, системы, процесса или какой-либо их части (компонента), отличающийся в той или иной мере от конструкторского предназначения (замысла).

Метод потенциального отклонения - процедура искусственного создания отклонений с помощью ключевых слов. Этим методом анализируют опасности герметичных процессов и систем. Наибольшее распространение он получил в химической промышленности. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений обычно предшествует предварительный анализ опасностей.

После того с помощью предварительного анализа опасностей были установлены источники опасностей (системы, чепе), необходимо выявить те отклонения, которые могут привести к тем чепе. Для этого разбивают технологический процесс или герметичную систему на составные части и , создавая с помощью ключевых слов отклонения, систематично изучают их потенциальные причины и те последствия, к которым они могут привести на практике. Для проведения анализа необходимо иметь: проектную документацию на стадии проектирования; алгоритм анализа, который позволяет исследовать один за другим все компоненты; набор ключевых слов, с помощью которых выявляют ненормальный режим работы компонента.

Анализ ошибок персонала включает следующие этапы: выбор системы и вида работы; определение цели; идентификацию вида потенциальной ошибки; идентификацию последствий; идентификацию возможностей исправления ошибки; идентификацию причины ошибки; выбор метода предотвращения ошибки; оценку вероятности ошибки; расчет риска; выбор путей снижения риска.

В результате ошибок персонала возможны аварии (пожары, взрывы, механические повреждения, выбросы токсичных химических веществ, проливы и т. д.), несчастные случаи (летальные исходы, травмы и т. д.), катастрофы (разные степени повреждения организма и собственности), которые также могут быть классифицированы. Следует иметь в виду, что в основу классификации причин ошибок положены внешние и внутренние факторы, так как факторы стресса могут носить и тот и другой характер. Вероятность ошибки оператора зависит от стажа работы и наличия стрессовых условий на рабочем месте. Опыт показывает, что оператор со стажем может совершать ошибки и что вероятность ошибки оператора в зависимости от величины стресса также имеет оптимум.

Причинно-следственный анализ выявляет причины происшедшего чепе. Тем не менее причинно-следственный анализ является составной частью общего анализа опасностей. Он завершается прогнозом новых чепе и составлением плана мероприятий по их предупреждению.


3. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ

Жизнедеятельность - это полный комплекс событий, связанных с деятельностью человека в период его жизни во взаимодействии с производственный, природной и бытовой средой.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Безопасность жизнедеятельности - система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной среде, и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Опасность - ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поразить людей, наносить ущерб, разрушительно действовать на определенную человеческую среду.

Риск - вероятность возникновения несчастного случая, опасности, аварии или катастрофы при определенных условиях (состоянии) производственной или окружающей человека среды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В суете жизни мы не всегда обращаем внимание на то, сколь часто слышим сообщение о разного рода чрезвычайных происшествиях и ситуациях. Между тем, число их растет, и эта тенденция сохраняется. Нередко происшествия сопровождаются большим числом пострадавших, гибелью людей, огромными материальными разрушениями. Ликвидация последствий стихийных бедствий, равно как и катастроф, явившихся следствием деятельности человека, требует затраты больших денежных средств, которые в конечном итоге отвлекаются от решения социально-экономических задач, истощают федеральный и местные бюджеты.

В настоящее время население планеты находится на переломном этапе исторического развития мира, когда на смену традиционных противоречий в сфере производственных отношений приходят противоречия принципиально нового типа - в сфере отношений Человек - Природа - Ресурсы, которые определяют в нашем столетии темпы и характер развития экономики, и политические проблемы на Земле. Одним из проявлений новых противоречий является стремительный рост природных, технических и экологических катастроф. Вместе с ними растет и чудовищный механизм самоуничтожения самого человека и всего свершенного им на Земле.

Во многих странах (в том числе и в России) невозможно добиться экономического роста и устойчивого развития без надлежащих мер по сокращению ущерба, причиняемого стихийными бедствиями. Поэтому развитие и укрепление потенциала для предупреждения, уменьшения опасности и смягчения последствий бедствий является одной из главнейших приоритетных областей деятельности на всех уровнях: международном, государственном, областном и местном. При этом наряду с превентивными мерами, ранним оповещением и готовностью, защиты окружающей среды, как компонента устойчивого развития, представляет собой необходимое условие для предупреждения стихийных бедствий и смягчения их последствий.

Необходимо стимулировать научные исследования по созданию многоуровневой системы прогноза и предупреждения, разработке теории оценки риска, анализа уязвимости людей и технической инфраструктуры общества, созданию новых строительных технологий и конструкций сооружений, устойчивых к воздействию нагрузок от опасных явлений, новых материалов и средств, применяемых при предупреждении и ликвидации бедствий, ведь угроза чрезвычайных ситуаций на современном этапе развития общества неизбежно будет существовать, пока ученые не научатся прогнозировать их место и время. В настоящее время в каждой стране должны быть незамедлительно разработаны программы безопасности людей в экстремальных ситуациях. Мы должны учиться на ошибках и не повторять их, иначе будем платить слишком дорогую ценe.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. 5-е изд. испр. и доп.-М.: Высш. шк., 2005 - 606 с.

2.Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Э.А. Арустамов, В.А. Воронин, А.Д. Зенченко и др. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2005. - 480 с.

.А.В. Хашковский. Моделирование опасности. Анализ и оценка риска. - Чел., изд-во ЧГТХ., 1995, 31 с.

.Трофимова С.Н., Чуманов В.И. Безопасность жизнедеятельности. Основные аспекты предмета.: Уч. Пособие. - Чел.: Изд. ЮУрГУ, 1998 - 44 с.

.Сидоров А. Ч, Хашковский А. В.Безопасность жизнедеятельности.: Конспект лекций. - Чел.: ЧГТУ.,1992 - ч. 1.- 71 с.

.Елохин А.Н., Черноплеков А.Н. Опыт оценки потенциальной опасности промышленных объектов и внедрения элементов системы АПЕЛЛ в России // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 1994 - 256с.

.Медико-социальные последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Уфа: Гилем, 1997 - 283 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!