Основные особенности мышления у детей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    109,77 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные особенности мышления у детей

План

1. Смысл проблемы сознания

2.       Понятие мышления

.        Основные особенности мышления, классификация явлений мышления.

1. Смысл проблемы сознания

Высшая нервная деятельность ребенка раннего возраста имеет свои особенности, знание которых поможет избежать многих ошибок в воспитании малыша. Какие же это особенности?

Высшая нервная деятельность детей на протяжении первых 3 лет жизни развивается очень быстро, однако она также имеет свои особенности.

. Условные рефлексы формируются сравнительно быстро, но закрепление их происходит медленно.

. В течение первых 3 лет, особенно в первые 2 года, быстро повышается работоспособность нервной системы.

. Нервная система ребенка обладает сравнительно малой выносливостью. Дети быстро устают от длительного действия одного и того же раздражителя и не выдерживают действия многих сильных раздражителей.

. Высшая нервная деятельность детей раннего возраста характеризуется неуравновешенностью двух основных нервных процессов: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Тормозные условные рефлексы для своего образования требуют значительно большего числа повторений, чем положительные условные рефлексы. Маленького ребенка значительно легче научить что-то делать, чем воздержаться от желаемого действия. Длительно сохранять тормозное состояние (например, ожидать чего-то, ничего при этом не делая) ребенку также трудно.

. В поведении детей много широко разлитых, иррадиированных реакций. При выполнении какого-либо действия он часто производит много лишних движений.

. Все поведение ребенка с первых дней жизни осуществляется при участии коры головного мозга, которая оказывает регулирующее влияние и на подкорковые отделы мозга. Ребенок, отвлеченный чем-то интересным, может не реагировать на боль от укола и т. п. Несмотря на это, все же на поведение ребенка раннего возраста большое влияние оказывают состояние и деятельность подкорковых отделов мозга, и чем меньше ребенок, тем сильнее это влияние. Именно этой особенностью объясняется большая зависимость поведения ребенка от удовлетворения его органических потребностей. С возрастом регулирующая роль коры повышается.

. Сравнительно слаба подвижность нервных процессов. Ребенок не может быстро ответить или затормозить какое-либо действие. Часто можно наблюдать, как дети во время гимнастики продолжают предыдущее движение, хотя воспитательница показывает другое. Поэтому нельзя требовать от детей быстрого прекращения начатого ими действия или выполнения какого-либо движения и быстрого переключения с одного действия на другое.

. У детей легко возникает внешнее торможение.

. Вследствие еще недостаточного развития второй сигнальной системы у детей до 3 лет преимущественное значение имеют первосигнальные раздражения, т. е. наглядные образы. [4 C. 123]

При воспитании детей необходимо учитывать все эти особенности периода раннего возраста.

При правильном воспитании у детей раннего возраста преобладает бодрое активное поведение. Они подвижны, много улыбаются, что соответствует оптимальному состоянию возбудимости их нервной системы. Но надо иметь в виду, что в раннем возрасте состояние возбудимости нервной системы неустойчиво.

Ребенок рождается без каких-либо признаков интеллекта, но, как сказал Л.С. Выготский: «Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании», т. е. прежде, чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т. е. чувственного отражения в мозге ребенка предметов и явлений окружающей действительности. Отдельные ощущения, полученные от того или иного предмета, на основе предыдущего опыта суммируются в целостное восприятие данного предмета.

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает какнепрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. [5 с.370] Сознание является поистине неотъемлемым элементом познания человеком окружающего мира. Как считает Е. Брюн, человек осваивает окружающий мир не автоматически, а через последовательный ряд измененных состояний сознания. А возникают они в ситуациях первичного восприятия когда человек сталкивается с чем-то ранее для него неизвестным

. Мышление исходит из "живого созерцания'', но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде. Эти связи обнаруживаются в данном явлении лишь потому, что они присущи всем вещам данного класса, являются общим для них законом существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, необходимо отвлечься от конкретных особенностей этих явлений.

. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами всловесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Значение слова для процесса мышления исключительно велико. Благодаря тому, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но инедоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, нарисовать картину возникновения солнечной системы и планет, проследить историю Земли, развитие жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлением мы можем отразить законы существования, как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов.

. Мышление человека связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. [6 с.78].

Классификация явлений мышления (см. приложение таблицу №1)

Таблица 1



Список изученной литературы

1. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Собрание сочинений в 6-ти тт.: Т.2. - М.:Просвещение,1982. - С.31-62.

2.       Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 301с.

3. Николаенко Н.Н. Метафора как путь познания // Независимый психиатрический журнал. - 2005.- №1

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374с.

5.       Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат,1990. -С.370

.        Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005.-432с.

.        Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!