Привод ведущих колес тележки мостового крана
Федеральное
агентство по образованию
Российской
Федерации
ПРИВОД
ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТЕЛЕЖКИ МОСТОВОГО КРАНА
Расчетная
работа по теории механизмов и машин
2007
Содержание
1. Задание
. Кинематический и силовой расчёт привода
.1 Выбор электродвигателя
.2 Передаточные отношения привода и отдельных его передач
.3 Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на
валах привода
3. Расчёт зубчатых колёс редуктора
3.1 Материалы зубчатых колёс и допускаемые напряжения
.2 Расчет геометрических параметров конической зубчатой
передачи
.3 Проверочный расчет прочности зубьев конической передачи
. Расчет цепной передачи
. Конструктивные размеры колеса и шестерни
.1 Шестерня
.2 Колесо
. Конструктивные размеры корпуса редуктора
. Расчёт параметров цепной передачи
. Первый этап компоновки редуктора
. Проверка долговечности подшипников
9.1 Подшипники ведущего вала
9.2 Подшипники ведомого вала
. Второй этап компоновки редуктора
. Проверка шпоночных соединений
.1 Шпоночные соединения на ведущем валу
.2 Шпоночные соединения на ведомом валу
. Вычерчивание редуктора
. Посадки основных деталей редуктора
. Выбор сорта масла
. Сборка редуктора
Литература
1. Задание
По заданию 5 и варианту 2 для схемы привода,
изображенного на рисунке, решить задачи:
- Выбрать асинхронный двигатель;
Вычислить скорость вращения, мощность и крутящий момент для каждого из
валов привода;
Рассчитать зубчатую коническую передачу;
Рассчитать цепную передачу;
- вал электродвигателя асинхронный; 2 - вал ведущей шестерни; 3 - вал
ведомой шестерни; 4 - ось ведущих колес; 5 - корпус редуктора; 6 - подшипники;
7,8 - ведущее и ведомое соответственно звездочки цепной передачи; 9 - цепь; 10
- электродвигатель; 11 - колесо ведущее; 12 - рельс.
Рисунок 1 - Схема привода
Крутящий момент на ведомой звездочке цепной передачи Т4 и угловая
скорость вращения этой звездочки ω4 равны соответственно 160 Нм и 2,7
рад/с.
Расчетный срок службы редуктора 10 лет при двухсменной работе.
Кратковременные перегрузки не превышают двукратную номинальную нагрузку.
2. Кинематический и силовой расчет привода
.1 Выбор электродвигателя
Требуемая мощность электродвигателя
P ==, (2.1)
где
Р4 - мощность на ведомой звездочке (на выходе привода), кВт;
- КПД
привода.
, (2.2)
где - соответственно КПД муфты, зубчатой конической,
цепной передач и пары подшипников качения.
Руководствуясь
рекомендациями /1, с.30/, принимаем .
После
подстановки численных значений параметров в формулы (2.2) и (2.1) получим КПД
привода
и требуемую мощность электродвигателя
Pтр кВт.
С учётом требуемой мощности Ртр = 0,488 кВт рассмотрим возможность выбора
асинхронных двигателей серии 4А с номинальными мощностями Рн = 0,55 кВт /2,
с.390/. Для двигателя недогрузка составляет (0,488- 0,55)•100% /0,55=11,25%.
Для двигателей мощностью 0,55 кВт рассчитаны следующие номинальные
частоты вращения nн: 682,5, 900,
1390,5, 2745 об/мин.
Для ориентировки в выборе двигателя по частоте вращения оценим
передаточное отношение привода iср,
вычисленное по, примерно, средним значениям рекомендуемых передаточных
отношений отдельных передач. Возьмем эти значения для ременной, зубчатой и
цепной передач соответственно iср
з=5, iср ц=5/2, с.7/. После перемножения
получим в результате iср=5•5=25.
При
таком передаточном отношении привода и частоте вращения его ведомого вала об/мин потребуется двигатель с частотой вращения n=icp•n4=25•
25,783= 644.575 об/мин.
Окончательно выбираем /2, с. 390/ ближайший по частоте вращения
асинхронный электродвигатель марки 4А80B8 со следующими параметрами:
номинальная мощность Рн= 0,55 кВт;
номинальная частота вращения nн= 682,5 об/мин;
отношение пускового момента к номинальному Тn/Тн=1,6.
.2 Передаточное отношение привода и отдельных его передач
Общее передаточное отношение привода при частоте вращения входного вала
привода n1=nн
общ= n1: n4= nн : n4 (2.3)
Расчет по формуле (2.3) дает iобщ= 682,5 : 50= 26,47.
Примем /2, с. 6/ передаточные отношения:
для зубчатой конической передачи - iз= 5,5.
Тогда на долю цепной передачи остается передаточное отношение
iц= iобщ: iз = 26,47 : 5,5= 4,813.
Проверка iобщ= 5,5•4,813= 26,47 убеждает в
правильности вычислений.
.3 Частоты вращения, угловые скорости, мощности и моменты на валах
привода
Частоты вращения валов:
n1=nн=682,5 об/мин;
n2=n1=682,5 об/мин;
n3=n2:iз=682,5 : 5,5=124,09 об/мин;
n4=n3:iц=124,9 : 4,813=25,78 об/мин.
Угловые скорости валов:
;
Мощности на валах привода:
1=Pтр=0,488 кВт;
P2=P1•ηм=0,488•0,99=0,483 кВт ;
P3=P2•ηз•ηп=0,483•0,97•0,99=0,464 кВт;
P4=P3•ηц•ηп =0,464•0,94•0,99=0,432 кВт.
Примечание. Здесь и далее мощность действующую на первом валу, принимаем
за номинальную для использования в перспективе двигатель на полную мощность.
Моменты на валах привода:
1=P1:
ω1=0,488•103:71,47=6,829
Н•м
T2=P2:
ω2=0,483•103:71,47=6,758
Н•м
T3=P3:
ω3=0,464•103:12,994=35,708
Н•м
T4=P4:
ω4=0,432•103:2,699=160,059
Н•м
Максимальный момент при перегрузке на первом валу (на валу двигателя)
max= Tn=2 Tn /см.пункт 2.1.3/.
Номинальной мощности двигателя Pн=0,55 кВт соответствует номинальный момент
н=Pн: ω1=0.55•103:71,47=7,695 Н•м.
Отсюда T1max=2 Tn=2•7,695=15,391
Н•м
Очевидно, при кратковременных перегрузках максимальные моменты на всех
остальных валах будут превышать моменты, рассчитанные при передаче требуемой
мощности (см. пункт 2.3.4), в T1max: T1=15,391: 7,695 =2 раза.
Исходя из этого соображения, получаем:
1max= T1•2=6,829•2=13,658 Н•м
T2max= T2•2=6,758•2=13,516 Н•м
T3max= T3•2=35,708•2=71,416 Н•м
T4max= T4•2=160,059 •2=320,118 Н•м
Результаты расчетов, выполненных в подразделе 2.3, сведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Частоты вращения, скорости, мощности и моменты на валах
привода.
№ вала по рис. 1.1
|
n,об/мин
|
ω,
рад/с
|
P, кВт
|
T, Н•м
|
T max, Н•м
|
1
|
682,5
|
71,47
|
0,488
|
6,829
|
13,658
|
2
|
682,5
|
71,47
|
0,483
|
6,758
|
13,516
|
3
|
124,09
|
12,994
|
0,464
|
35,708
|
71,416
|
4
|
25,78
|
2,699
|
0,432
|
160,059
|
320,118
|
3 Расчёт зубчатых колёс редуктора
.1 Материалы зубчатых колёс и допускаемые напряжения
Задание не содержит ограничений на габариты привода, поэтому для зубчатых
колес назначаем малолегированную конструкционную сталь 40Х по ГОСТ 4543 - 71.
После улучшения (закалка и высокий отпуск до окончательной обработки резанием )
материал колес должен иметь нижеследующие механические свойства /2, с. 34/:
Шестерня Колесо
Твердость НВ 270…300 НВ
245…260
Предел
текучести , не менее 690 МПа 540 МПа
Предел
прочности , не менее 930 МПа 830 МПа
Допускаемое
контактное напряжение при расчете зубьев на выносливость в общем случае /2, с.
33/
[]=; (3.1)
где - предел контактной выносливости при базовом числе
циклов, МПа;
КHL -
коэффициент долговечности;
[SH] -
коэффициент безопасности.
Для
стальных колес с твердостью менее НВ 350 /2, с. 27/
= 2HB +
70. (3.2)
Коэффициент
долговечности /2, с. 33/
КHL= , (3.3)
где NHO - базовое число циклов;
NHE - эквивалентное число циклов
перемены напряжений.
Для стали с твердостью НВ 200 базовое число циклов NHO= 107 /2, с. 33/.
Эквивалентное число циклов /3, с.184/
= 60•с•n•t, (3.4)
Где с - число зубчатых колес, сцепляющихся с рассматриваемым колесом;-
частота вращения этого колеса, об/мин;
t -
срок службы передачи в часах.
Для шестерни и для колеса с = 1, n2= 682,5 об/мин, n3= 124,09 об/мин. По заданию на расчетную работу срок службы составляет 10
лет при двухсменной работе. Приняв число рабочих дней в году 250, а
продолжительность смены - 8 часов, получим t =250•2•8•10=40000 часов.
Расчет по формуле (3.4) дает для шестерни и колеса соответственно:
NHЕ2=60•1•682,5•40000
164•107,
NHЕ3=60•1•124,09•40000
30•107.
Без
вычислений видно по формуле (3.3), что коэффициент долговечности для каждого из
колес окажется меньше единицы, так как NHЕ2 > NHO и
NHЕ3 > NHO. В таком случае следует принимать KHL=
1 /2, с. 33/.
Если взять [SH]З = 1,15 /2,c. 33/ то расчет по формуле (3.1) и
(3.2) даст допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса
соответственно
В частном случае для косозубых передач допускаемое контактное напряжение
при расчете на выносливость /2, с. 35/
(3.5)
при соблюдении условия
,
где и -
соответственно допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса,
вычисленные по формуле (3.1), МПа;
-
меньшее из двух напряжений, входящих в правую часть формулы (3.5), МПа.
Расчет
по формуле (3.5) дает для пары . Условие
выполняется, так как 219,15 < 1,23•487=599.
Допускаемое
контактное напряжение при кратковременных перегрузках для колес из улучшенной
стали, зависит от предела текучести и
вычисляется по формуле:
= 2,8· (3.6)
При
= 540 МПа /минимальное значение для колеса по пункту
3.1.1/
=
2,8·540= 1512 МПа.
Допускаемые напряжения при проверочном расчете зубьев на выносливость
вычисляется по формуле /3, с. 190/
(3.7)
Где
sFlim
- предел выносливости материала зубьев при отнулевом цикле, соответствую - щий
базовому числу циклов;
KFL -
коэффициент долговечности при расчете зубьев на изгиб;
KFC -
коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки на зубья /в
случае реверсивной передачи/;
[SF] -
допускаемый коэффициент безопасности /запаса прочности/.
По
рекомендации /2, с.43…45/ берем:
для
нормализованных и улучшенных сталей = 1,8НВ;
при
одностороннем нагружении зубьев, принимая привод не реверсивным, KFC= 1;
для
остальных поковок и штамповок при твердости менее НВ 350 [SF]=
1,75.
Коэффициент
долговечности /3, с. 191/
КFL= , (3.8)
Где
m - показатель корня;
NFO - базовое
число циклов;
NFE -
эквивалентное /действительное/ число циклов.
Для
колес с твердостью зубьев до и более НВ 350 коэффициент m
равен соответственно 6 и 9. Для всех сталей принимается NFO=4•106.
Для
обоих колес NFE имеет те же численные значения, что и NHE /см. пункт 3.1.2/.
Оба эти значения /для шестерни - 164•107, для колеса - 30•107/ больше
NFO=4•106. Поэтому принимается коэффициент долговечности KFL= 1.
Расчет
по формуле (3.7) дает соответственно для шестерни и колеса
Допускаемое
напряжение изгиба при расчете зубьев на кратковременные перегрузки для сталей с
твердостью менее НВ 350
(3.9)
Расчет
по этой формуле с учетом характеристик материала /см.пункт 3.1.1/ дает для
шестерни и колеса соответственно
.2 Расчет геометрических параметров конической зубчатой передачи
Межосевое расстояние конической зубчатой передачи из условия контактной
выносливости активных поверхностей зубьев /2, с. 32/
(3.10)
где Кa - коэффициент, равный 49,5 и 43 для прямозубых и косозубых колес
соответственно;
u -
передаточное число зубчатой пары;
Т3 -
момент на колесе /на большем из колес/, Н•м;
КHb -
коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине
венца;
-
допускаемое контактное напряжение, МПа;
-
коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию.
Передаточное
число u=i3=5,5 /передача понижающая/, а момент Т3=35,708 Н•м.
Допускаемое напряжение = 219,15 МПа вычислено в пункте 3.1.2.
Коэффициент
ширины венца по межосевому расстоянию = 0,25
возьмем по рекомендации /2, с.33/, рассматривая коническую прямозубую передачу.
Каждое
колесо передачи расположено несимметрично относительно опор, для этого случая
примем пока ориентировочно КHb =1,15 .
В
итоге расчет по формуле (3.10) дает
Межосевое
расстояние округляем до стандартного значения = 125 мм
/2, с.36/.
Нормальный
модуль /2, с.36/ mn= (0,01…0,02)•=
(0,01…0,02)•125= (1,25…2,5) мм. Из стандартного ряда модулей /2, с.36/ берем mn= 2
мм.
Для
конической передачи назначим предварительно угол наклона b = 35° /2,с. 48/.
Тогда
число зубьев шестерни
Примем
z2= 16, тогда число зубьев колеса z3= z2•u=16•5,5=88.
Фактическое
передаточное отношение iЗ=u=zзуб:z2=88 : 16 = 5,5 , т.е. не отличается от принятого
ранее в подразделе 2.2.
Уточненное
значение
Оно
соответствует b=15°.
При
обработке шестерни с числом зубьев z2=16 подрезание исключается, так
как условие неподрезания /2,с.38/ zmin=17•cos2b<z2=16 соблюдено, что видно без расчета.
Делительные
диаметры шестерни и колеса соответственно
мм, мм.
Правильность
вычислений подтверждается проверкой:
мм.
Диаметры
вершин зубьев
a2=d2+2mn=38,46 + 2•2=42,46 мм, da3=d3+2mn=211,54
+ 2•2=215,54 мм.
Ширина колеса
2=yba•a=0,25•125=31,2531 мм.
Шестерню возьмем шире колеса
на 5 мм. Таким образом, ширина шестерни b3=b2 +
+5=31 + 5 = 36 мм. Коэффициент ширины шестерни по диаметру ybdзуб=b3 :d3=36
: 215,54= =0,167.
.3 Проверочный расчет
прочности зубьев конической передачи
Расчетное контактное
напряжение для конических прямозубых передач /2, с. 31/
, (3.11)
где KH -
коэффициент нагрузки;
b - ширина колеса расчетная /наименьшая/.
Остальные символы в формуле
расшифрованы ранее.
Окружная скорость колес
м/с.
При такой скорости назначаем
восьмую степень точности /2,с.32/.
Коэффициент нагрузки /2,с.32/
при проверочном расчете на контактную прочность
= KHa • KHb • KHn , (3.12)
где К - коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;b - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по
длине зуба /по ширине венца/;n - коэффициент, учитывающий
дополнительные динамические нагрузки /динамический коэффициент/.
По рекомендациям /2, с.39,40/
назначаем следующие значения перечисленных коэффициентов:
KHa = 1,09 при окружной скорости Jт=1,5 м/с и восьмой
степени точности;
·
KHb = 1,04 при значении коэффициента ybd4=0,25 , твердости зубьев менее НВ
350 и несимметричном расположении колес относительно опор;
·
KHn = 1 при окружной скорости J<5 м/с, восьмой степени точности и
твердости менее НВ 350.
Расчет по формуле (3.12) дает КH= 1,09• 1,04• 1= 1,133.
Ширину колеса b = 36 мм,
рассматривая по-прежнему коническую пару. Момент на колесе Т3= 35,708 Н•м
/см.раздел 2/.
Расчет по формуле (3.11) дает
Расчет
зубьев на контактную прочность по формуле (3.11) при кратковременных
перегрузках моментом Т3max= 71,416 Н•м дает
Напряжения
изгиба зубьев прямозубых конических колес при проверочном расчете на
выносливость вычисляются по формуле /2,с.46/
(3.13)
где Ft
- окружная сила, Н;
КF -
коэффициент нагрузки;
YF -
коэффициент формы зуба;
Yb - коэффициент,
компенсирующий погрешности, возникающие из-за применения для косых зубьев той
же расчетной схемы, что и для прямых;
KFa - коэффициент,
учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями;
B -
ширина колеса, находящаяся в зацеплении /минимальная/, мм;
mn - модуль
нормальный, мм.
В
зацеплении колес тихоходной передачи действуют следующие силы /2,с.158/:
окружная
Н;
радиальная
Н;
осевая
Н.
Коэффициент
нагрузки /2,с.43/
=
KFb * KFn ,
(3.14)
где KFb - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по
длине зубьев;n - коэффициент, учитывающий дополнительные
динамические нагрузки /коэффициент динамичности/.
Примем
KFb= 1,05 /2,с.43/ с учетом, что твердость колес менее НВ
350, коэффициент yba=0,25<0,4
, а колесо расположено несимметрично относительно опор.
Назначим
KFn = 1,1 , учитывая дополнительно, что окружная скорость
J=1,5 м/с < 3м/с, а степень точности принята
восьмая.
Тогда
по формуле (3.14) KF = 1,05 • 1,1 = 1,155.
Без
расчетов, руководствуясь только рекомендацией /2, с.47/, возьмем KFa=0,92.
Коэффициент
Yb определим по формуле /2,с.46/
/Здесь
b° - вычисленный уже ранее угол наклона зубьев в
градусах./
Коэффициент
формы зуба YF для косозубых колес зависит от эквивалентного числа
зубьев /2,с.46/, которое составляет
для
шестерни
для
колеса
Для
эквивалентных чисел зубьев соответственно шестерни и колеса находим /2,с.42/ YF2=3,61
, YF3= 3,60.
Подстановка
подготовленных численных значений в формулу (3.13) дает для шестерни и колеса
соответственно
,
Это
значительно меньше вычисленных в пункте 3.1.4 допускаемых напряжений МПа и МПа.
Напряжения изгиба при кратковременных перегрузках вычисляются также по
формуле (3.13), куда вместо окружной силы FtТ, рассчитанной для длительно передаваемой мощности, следует
подставить окружную силу при кратковременных перегрузках
.
После
подстановки в формулу (3.13) получаем при перегрузках соответственно для
шестерни и колеса напряжения изгиба
,
.
Эти
напряжения значительно меньше вычисленных в пункте 3.1 допускаемых напряжений МПа и МПа.
Геометрические
параметры колеса тихоходной зубчатой передачи, обоснованные в результате
расчетов, сведены в таблицу 3.1.
Таблица
3.1 - Геометрические параметры колеса тихоходной зубчатой передачи
Параметры
|
Шестерня
|
Колесо
|
Межосевое расстояние, мм
|
125
|
Нормальный модуль, мм
|
2
|
2
|
Угол наклона зубьев, град
|
15°
|
75°
|
Число зубьев
|
16
|
88
|
Направление зубьев
|
правое
|
левое
|
Делительные диаметры, мм
|
38,46
|
211,54
|
Диаметры вершин зубьев, мм
|
42,46
|
215,15
|
Ширина венцов колес, мм
|
36
|
31
|
4. Расчет цепной передачи
4.1 Для большей компактности передачи будем подбирать для нее двухрядную
роликовую цепь
Для расчета приняты следующие исходные данные :
·
вращающий момент
на ведущей звездочке Т3=35,708 Н•м;
·
частота вращения
ведущей звездочки n3=124,09 об/мин;
·
передаточное
число передачи uц=iц=4,813 , поскольку передача
понижающая (см, подраздел
2,2);
·
передача
расположена с наклоном линии центров звездочек менее 60°;
·
смазка цепи
периодическая;
·
натяжение цепи
регулируется периодически перемещением одной из звездочек;
·
кратковременные
перегрузки достигают 200% от номинальной агрузки;
·
работа привода
двухсменная.
4.2 Число зубьев ведущей звездочки /2, с. 148/
Z3ц=31-
2•uц=31-2•4,813=21.374@21.
Число зубьев ведомой звездочки
Z4=Z3ц•uц=21•4,813=101,073=101.
4.3 Шаг роликовой цепи в миллиметрах ориентировочно вычисляются по
формуле /2, с. 149/
(5.1)
где Т1 -
вращающий момент на ведущей звездочке, Н*м;
КЭ -
расчетный коэффициент нагрузки /эксплуатационный коэффициент/;
z1 - число
зубьев ведущей звездочки;
[P] -
допускаемое давление в шарнире цепи, МПа;
m - число
рядов цепи.
Ранее
уже определялись: Т1=Т3=35,708 Н•м; z3ц=21; m= 2.
Расчетный
коэффициент нагрузки /2,с.149/
КЭ=
Кд•Ка•Кн•Кр•Ксм•Кп ,
(5.2)
где Кд
- динамический коэффициент;
Ка
- коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния;
Кн
- коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии центров передачи;
Кр
- коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи;
Ксм
- коэффициент, учитывающий способ смазывания передачи;
С
учетом кратковременно действующих перегрузок примем Кд=1,25 /2, с. 149/.
Возьмем Ка= 1 , приняв межосевое расстояние aц=40t /2,
с.150/. Для принятого в пункте 4.1 угла наклона линии центров передачи менее 60° возьмем Кн=1 /2, с.150/.
Примечание
- Значение коэффициентов Ка и Кн приняты условно, так как полностью передачу мы
не конструируем и поэтому компоновка не выявляет обоснованные данные для их
назначения.
Для
принятого способа регулирования натяжения цепи /см. пункт 4.1/ коэффициент Кр=
1,25 /2, с.150/. Для периодической смазки возьмем Ксм=1,4 /2,с.150/. При работе
в две смены Кп=1,25 /2, с.150/.
Расчет
по формуле (4.2) дает
КЭ=
1,25•1•1•1,25•1,4•1,25=2,73.
Поскольку
шаг цепи еще неизвестен, то возьмем пока ориентировочно, руководствуясь лишь
частотой вращения малой звездочки n3= 124,09 об/мин, допускаемое
давление в шарнирах цепи [P]=27 МПа /2, с.150/. Число рядов цепи m=2
принято ранее.
Расчетный
шаг цепи по формуле (5.1)
.4
Ближайшие по шагу стандартные двухрядные роликовые цепи имеют нижеследующие
характеристики /2, с.147/
Обозначение цепи по ГОСТ
13568-75
|
2ПР-15,875-45400
|
2ПР-19,05-72000
|
Шаг t,
мм…………………………………...
|
15,875
|
19,05
|
Разрушающая нагрузка Q
не менее, кН….
|
45,4
|
72,0
|
Масса одного метра цепи q,
кг/м…………
|
1,9
|
3,5
|
Площадь шарнира /проекция
опорной поверхности шарнира/ Аоп, мм2…………..
|
140
|
211
|
Габаритная ширина цепи b,
мм…………..
|
41
|
54
|
Расстояние между рядами А,
мм…………
|
16,59
|
25,50
|
Расстояние изнутри между
пластинами одного ряда Ввн, мм………………………..
|
9,65
|
12,70
|
4.5 Проверим первоначально цепь 2ПР-31,75-17700 по условию Р£[P]
Скорость цепи /2, с.153/
м/с.
Окружная
сила
Давление
в шарнире цепи /2, с.150/ при площади сечения шарнира Аоп=140мм2 /см. пункт
4.4/
Уточненное
давление в шарнире цепи при шаге t=34,1 мм, числе зубьев малой звездочки z3ц=21
и частоте вращения n3=124,09 об/мин /2, с. 150/
Примечание
- В последней формуле число 25,4 есть среднее значение табличных величин допускаемых
давлений в МПа для частот 200 и 300 об/мин.
Результат
расчета показывает, что условие Р£[P] не
выполняется.
4.6
Проверим поэтому на выполнение этого условия цепь 2ПР-19,05-72000, имеющую
больший шаг
Скорость
цепи
м/с.
Окружная
сила
Давление
в шарнире цепи /2, с.150/ при площади сечения шарнира Аоп=211мм2 /см. пункт
4.4/
Уточненное
давление в шарнире цепи при шаге t=34,1 мм, числе зубьев малой звездочки z3ц=21
и частоте вращения n3=124,09 об/мин /2, с.150/
В
этом варианте расчета для цепи с шагом t= 34,1 мм условие Р£[P] выполняется. Поэтому окончательно выбираем
двухрядную роликовую цепь 2ПР-31,75-17700 по ГОСТ 13568-75.
4.7
Число звеньев цепи при принятом ранее /см. пункт 4.2/ межосевом расстоянии aц=40•t /2, с. 148/
, (5.3)
где at=aц:t ; zS=z3ц+z4; D=(z4-z3ц):2p.
Расчет
величин, входящих в формулу (4.3) дает
at=40; ZS=21+101=122; D=(101-21):(2•3,14)=12,73.
Расчетом
по формуле (4.3) получим
Результат
округляем до четного числа Lt=145
Уточненное
межосевое расстояние /2,с.149/ при суммарном числе зубьев звездочек zS=122
Для
свободного провисания цепи в конструкции передачи должна быть предусмотрена
возможность уменьшения межосевого расстояния на 0,4%, т.е. на 1363•0,004=5,45
мм. Округлим это значение до 5 мм.
Для
восстановления натяжения цепи по мере ее износа конструкция передачи должна
предусматривать также увеличение межосевого расстояния на 3%, т.е. на
1363•0,03=40,89 мм. Округлим эту цифру до 40 мм.
4.8
Диаметры делительных окружностей звездочек /2,с.148/
Диаметры
внешних окружностей звездочек /2,с.148/ при диаметре ролика цепи d1=825,8
мм /2,с.147/
.9
На цепь действуют следующие силы:
·
окружная Ftц=291,89 Н. Она определена была в
пункте 4.6;
·
центробежная Fn=q•n2 /2, c.151/. Эта сила при массе одного
метра цепи q=3.5 кг/м /см. пункт 4.4/ и с корости
цепи nц=1.48 м/с /см. пункт 4.6/ имеет
величину Fn=3.5•1.482= 7.66 Н;
·
сила от
провисания цепи Ff=9,81•Кf•q•aц /2,с.151/. При максимально возможном коэффициенте Кf=6 /горизонтальное расположение линии
центров звездочек/ сила имеет величину Ff=9,81•6•3.5•1363•10-3=280,8 Н.
4.10 Расчетная нагрузка, действующая на валы цепной передачи /2,с.154/
в=Ftц+2Ff=291,89 +2•280,8 =853,47 H.
4.11 Коэффициент запаса прочности цепи /2,с.151/ при разрушающе
нагрузке Q=211 кН /см. пункт 4.4/
Это
значительно больше допускаемой величины [S] @ 9,4 /2, с. 151/ .
5. Конструктивные размеры шестерни и колеса
.1 Шестерня
Сравнительно небольшие размеры шестерни по отношению к диаметру вала позволяют
не выделять ступицу.
Длина посадочного участка (назовем его по аналогии lст):
,
примем
lст=36 мм.
.2
Колесо
Коническое
зубчатое колесо кованое.
Его
размеры: dae2=225,6 мм; b2=34 мм.
Диаметр
ступицы dст=1,6dк2=72 мм; длина ступицы принимаем
lст=61 мм.
Толщина
обода: принимаем
Толщина
диска принимаем С=13 мм.
6.
Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина
стенок корпуса и крышки: принимаем принимаем
Толщина
фланцев (поясов) корпуса и крышки: верхнего пояса корпуса и пояса крышки: нижнего пояса корпуса:
Диаметры
болтов: фундаментных: принимаем фундаментные болты с резьбой М18; болтов,
крепящих крышку к корпусу у подшипника: принимаем
болты с резьбой М12; болтов, соединяющих крышку с корпусом: принимаем болты с резьбой М10.
7
Расчет параметров цепной передачи
Выбираем приводную роликовую однорядную цепь.
Вращающий момент на ведущей звездочке:
Передаточное
число цепной передачи:
Число
зубьев ведущей звездочки: ; принимаем .
Число
зубьев ведомой звездочки: принимаем Проверяем
iцп: отклонение
что допустимо.
Расчетный
коэффициент нагрузки:
где
кД - динамический коэффициент, при спокойной нагрузке КД =1;
ка
- коэффициент, учитывающий влияние межосевого расстояния, Ка =1;
кн
- коэффициент, учитывающий влияние угла наклона линии, Кн =1;
кр
- коэффициент, учитывающий способ регулирования натяжения цепи, при
автоматическом регулировании цепи Кр =1,25;
кс
=1 - при капельной смазке;
кп
=1,25 - при двусменной работе;
Шаг
однорядной цепи:
при
по [1, табл. 7.18] примем среднее значение
допускаемого давления в шарнирах цепи:
;
по
[1,таб.7.15] принимаем цепь с шагом t=25,4мм; Q=60кН;
q=2,6 кг/м; F=179,7 мм2,
где
Q - разрушающая нагрузка;
q - масса одного
метра цепи;
F - проекция
опорной поверхности шарнира.
Примем
цепь ПР-25,4-6000 по ГОСТ 13568-75.
Скорость
цепи:
Окружное
усилие цепи:
Проверяем
давление в шарнире:
Межосевое
расстояние:
Усилие
от провисания цепи: кf = 6, при горизонтальном расположении цепи.
Сила
давления на вал:
Основные
размеры ведущей звездочки.
Диаметр
делительной окружности:
Диаметр
наружной окружности:
привод подшипник передача соединение
Проверяем
коэффициент запаса цепи на растяжение:
где
требуемый
запас [S]=8,9 (см. [1, табл. 7.19]), т.о. условие выполнено.
Ступица
звездочки:
принимаем
Толщина
диска звездочки:
где
Ввн =15,88 мм - расстояние между пластинами внутреннего звена.
8.
Первый этап компоновки редуктора
Компоновку обычно производят в два этапа. Первый этап служит для
приближенного определения положения зубчатых колес и шкива относительно опор
для последующего определения опорных реакций и подбора подшипников.
Выбираем способ смазки: зацепление зубчатой пары - окунанием зубчатого
колеса в масло; для подшипников пластичный смазочный материал. Раздельное
смазывание принято потому, что один из подшипников ведущего вала удален, и это
затрудняет попадание масляных брызг. Кроме того, раздельная смазка предохраняет
подшипники от попадания вместе с маслом частиц металла.
Камеры подшипников отделяем от внутренней полости корпуса
мазеудерживающими кольцами.
Конструктивно оформляем по найденным выше размерам шестерню и колесо.
Вычерчиваем их в зацеплении. Ступицу колеса выполняем несимметрично
относительно диска, чтобы уменьшить расстояние между опорами.
Подшипники валов расположим в стаканах.
условные обозначения
подшипника
|
d
|
D
|
T
|
C
|
C0
|
e
|
|
мм
|
кН
|
|
7206 7208
|
30 40
|
62 80
|
17,25 19,25
|
31,5 46,5
|
22,0 32,5
|
0,36 0,38
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наносим габариты подшипников ведущего вала, наметив предварительно
внутреннюю стенку корпуса на расстоянии х=10 мм от торца шестерни и отложив
зазор между стенкой корпуса и торцом подшипника y1=6 мм (для размещения мазеудерживающего кольца).
При установке радиально-упорных подшипников необходимо учитывать, что
радиальные реакции считают приложенными к валу в точках пересечения нормалей,
проведенных к серединам контактных площадок. Найдём размер a1, определяющий положение радиальной
реакции конического подшипника:
.
Размер
от среднего диаметра шестерни до реакции подшипника:
.
Примем
размер между реакциями подшипников ведущего вала:
;
примем
.