Расчет основных узлов газотурбинного двигателя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ПО
РАДИУСУ В СТУПЕНИ ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
.1 Исходные данные
.2 Выбор закона закрутки
потока по радиусу
.3 Определение треугольников
скоростей в межвенцовых зазорах на внутреннем и наружных диаметрах
.4 Расчетное определение
геометрических параметров решеток профилей
2. РАСЧЕТ
КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
.1 Исходные
данные
.2 Расчет
камеры сгорания
. РАСЧЕТ
ОСЕРАДИАЛЬНОГО ВЫХОДНОГО УСТРОЙСТВА
.1 Исходные
данные
.2 Расчет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В курсовой работе
выполняется профилирование ступени турбины высокого давления. Расчет и
проектирование камеры сгорания и выходного устройства. Для расчета используются
результаты газодинамического расчета турбины на среднем радиусе, данные прототипа.
Расчет ведется двумя способами: на инженерном калькуляторе и с помощью ЭВМ.
Результатом расчета является построения треугольников скоростей и решеток
профилей турбины на трех радиусах, эскизы камеры сгорания и выходного
устройства. Результаты расчета будут использованы в дальнейшем для
соответствующих расчетов.
1. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ ПОТОКА ПО РАДИУСУ В СТУПЕНИ ТУРБИНЫ ВЫСОКОГО
ДАВЛЕНИЯ
Проектирование элементов проточной части турбины для получения высоких
КПД должно выполняться с учетом изменения параметров газа по высоте лопатки.
При этом допустимо принимать постоянные полные давления и температуры газа
перед ступенью турбины как в радиальном, так и в окружном направлениях.
Рассчитывая турбинную ступень при указанных условиях на входе, для дальнейшего
проектирования вполне достаточно определить параметры потока и треугольники
скоростей на трех радиусах проточной части: на среднем, у корня, у периферии.
Поскольку все параметры изменяются по высоте плавно, то с помощью интерполяции
можно получить данные о потоке на любом радиусе.
В этом разделе рассмотрены исходные данные и расчетные соотношения,
используемые для определения параметров газа в межвенцовых зазорах на трех
радиусах.
1.1 Исходные данные
Исходными данным для расчета параметров газа по высоте лопатки являются
величины, полученные в результате газодинамического расчета турбины на среднем
диаметре при заданной форме проточной части (Таблица 1.1).
Таблица 1.1
Исходные данные
2,24
(м)2,24
|
|
0,114 (м)0,127
|
|
0,9370,954
|
|
46,1˚24,9˚
|
|
352
(м/с)352
(м/с)
|
|
516
(м/с)-37,7
(м/с)
|
|
170
(м/с)180
(м/с)
|
|
543
(м/с)0,704
|
|
0,30501300 (К)
|
|
327
(кг/с)332
(кг/с)
|
|
1,309290 (Дж/К)
|
|
18,3˚
|
|
1.2 Выбор закона закрутки потока по радиусу
Для
расчета треугольников скоростей в межвенцовых зазорах у корня и периферии
лопаток необходимо выбрать закон изменения параметров (закрутки) потока по
радиусу. Этот закон выражается условием радиального равновесия, полученным в
предположении, что поток в межвенцовых зазорах осесимметричен и линии тока
располагаются по коаксиальным цилиндрическим поверхностям. В практике
проектирования авиационных турбин существует множество законов которые имеют
свои достоинства и недостатки. Применим закон закрутки и .
Применение этого закона значительно упрощается технология изготовления лопаток
СА и РК, позволяет создать хорошую конструктивную базу для их монтажа в статоре
и роторе. При сопловые лопатки первой ступени турбины являются
некручеными и имеют постоянный профиль по высоте, что способствует организации
внутреннего охлаждения. Указанные особенности газодинамического и
технологического характера обуславливает широкое применение такого закона
закрутки.
1.3
Определение треугольников скоростей в межвенцовых зазорах на внутреннем и
наружных диаметрах
После
выбора закона закрутки потока по радиусу определим параметры газа во втулочном
и периферийном сечениях. Расчетные значения приведены в таблице 1.2.
1. Радиусы струйки тока на втулке и периферии в сечениях. Индексы _т. И
п., соответствуют втулочному и периферийному сечениям.
2. Окружные скорости на входе и выходе из рабочего колеса.
3. Окружная составляющая абсолютной скорости на выходе из лопаток
соплового аппарата.
где
при .
4. Расходная составляющая абсолютной скорости на выходе из лопаток СА:
5. Угол потока в абсолютном движении на выходе из лопаток СА:
6. Абсолютная скорость на выходе из лопаток СА:
.
Приведенная скорость перед РК в абсолютном движении:
.
Угол потока в относительном движении на входе в лопатки РК:
.
Относительная скорость на входе в лопатки РК:
.
Окружная составляющая абсолютной скорости на выходе из лопаток РК:
где
работа на окружности колеса с учетом
расхода охлаждающего воздуха:
.
Окружная составляющая относительной скорости на выходе из лопаток РК:
.
Расходная составляющая абсолютной скорости на выходе из лопаток РК:
.
Угол потока в относительном движении на выходе из лопатки РК:
.
Угол потока в абсолютном движении на выходе из лопатки РК:
.
Относительная скорость на выходе из лопаток РК:
.
Абсолютная скорость на выходе из лопаток РК:
.
Угол потока в относительном движении:
.
Температура газа за РК по заторможенным параметрам потока в относительном
движении:
.
Приведенная скорость за РК по в относительном движении:
20.
Термодинамическая степень реактивности:
Таблица 1.2
Параметры газа на трех радиусах лопатки
№ п/п
|
Параметр
|
Размерность
|
Значение параметров
при законе закрутки ,
|
|
|
|
Втулочном
|
Среднем
|
Периферийном
|
1
|
r1
|
м
|
0.427
|
0.455
|
0.484
|
2
|
r2
|
м
|
0.42
|
0.458
|
0.497
|
3
|
U1
|
м/с
|
429.3
|
458
|
486.6
|
4
|
U2
|
м/с
|
422.2
|
461
|
499.7
|
5
|
C1U
|
м/с
|
678.1
|
644
|
613.5
|
6
|
C1A
|
м/с
|
186.7
|
177
|
168.9
|
7
|
град15.415.415.4
|
|
|
|
|
8
|
C1
|
м/с
|
701.9
|
666.5
|
634.8
|
9
|
-0.7410.7040.67
|
|
|
|
|
10
|
град36.843.553.03
|
|
|
|
|
11
|
м/с310.8256.7210.9
|
|
|
|
|
12
|
C2U
|
м/с
|
-68.9
|
-59.3
|
-52.82
|
13
|
W2U
|
м/с
|
491.2
|
520.3
|
552.5
|
14
|
C2A
|
м/с
|
170.8
|
181
|
192.2
|
15
|
град19.119.119.1
|
|
|
|
|
16
|
град6871.874.6
|
|
|
|
|
17
|
W2
|
м/с
|
520.1
|
550.88
|
585
|
18
|
C2
|
м/с
|
184.2
|
190.4
|
199.3
|
19
|
град124117.3107.8
|
|
|
|
|
20
|
К132612301352.8
|
|
|
|
|
21
|
-0.780.860.87
|
|
|
|
|
22
|
-0.270.350.41
|
|
|
|
|
Расчет
треугольников скоростей в межвенцовых зазорах закончен. Полученные параметры во
втулочном сечении удовлетворяют условиям , .
1.4 Расчетное определение геометрических параметров решеток профилей
Используя рекомендации по определению геометрических параметров,
проводимых для построения профилей лопаток, расчет конструктивных размеров
решетки проводим в следующей последовательности. Результаты расчета занесены в
таблицу 1.2.
1.
Радиусы расположения среднего, втулочного, периферийного сечений проточной
части с .
При
таком выборе расчетных сечений профиль будет установлен не по линиям тока, а
горизонтально. Однако не соответствие цилиндрических сечений коническими не
велико и им можно пренебречь.
2. Угол установки профиля лопатки в решетке
.
Хорду профиля лопатки b/СР на среднем радиусе принимаем постоянной по высоте
лопатки (b =bСР). Длину
хорды найдем, пользуясь продольным разрезом двигателя. Зная, осевую длину
рабочего венца лопаток ba = 44,67мм и угол установки профиля найдем хорду лопатки b.
.
Шаг решетки на среднем радиусе.
Примем
густоту решетки . При выбранной густоте решеток на среднем радиусе
предварительное значение шага решетки:
Принимаем
Z= 70.
По
полученному числу Z уточним величины шага решетки и хорды профиля пера
лопаток на среднем радиусе.
5. Геометрический угол решетки на входе
. Геометрический
угол решеток на выходе принимаем равным углу потока , поскольку
7. угол отгиба выходной кромки, выбираемый с учетом характера его
изменения по высоте лопатки.
8. Ширину горла межлопаточного канала
9. Относительную толщину профиля
10. Абсолютная толщина профиля лопатки
11. Относительное удаление максимальной толщины профиля
,
.
Абсолютное удаление максимальной толщины профиля.
. Радиус скругления входной кромки.
. Радиус скругления выходной кромки.
15. Угол заострения входной кромки.
,
где
- длинна развертки профиля, определяемая по формуле
. Угол заострения выходной кромки.
. Угол, образованный лучом, проходящим через центры окружностей радиусами
R1 и R2, и фронтом решетки.
Таблица 1.3
Геометрические параметры решетки профилей
№ п/п
|
Параметр
|
Размерность
|
Значение параметров
в сечениях
|
|
|
|
Втулочном
|
Среднем
|
Периферийном
|
1
|
r
|
мм
|
0.4235
|
0.457
|
0.4905
|
2
|
t
|
мм
|
38.01
|
41.02
|
44.03
|
3
|
b
|
мм
|
44.67
|
44.67
|
44.67
|
4
|
град66,1760,1452,1
|
|
|
|
|
5
|
град455160
|
|
|
|
|
6
|
град19,119,119,1
|
|
|
|
|
7
|
град171717
|
|
|
|
|
8
|
a
|
мм
|
9,75
|
10,51
|
11,22
|
9
|
-0,2750,220,165
|
|
|
|
|
10
|
мм10,598,476,35
|
|
|
|
|
11
|
-0,2780,2720,269
|
|
|
|
|
12
|
мм10,7210,4910,38
|
|
|
|
|
13
|
мм3,172,541,9
|
|
|
|
|
14
|
мм0,6830,6830,683
|
|
|
|
|
15
|
град36,2330,1723,2
|
|
|
|
|
16
|
град101010
|
|
|
|
|
17
|
град62,4657,3749,7
|
|
|
|
|
Результаты расчета на ЭВМ
На рисунках 1.1-1.3 показаны решетки профилей рабочего колеса турбины
начиная с периферии до втулки.
Рисунок 1.1 - Решетка профилей рабочего колеса турбины
Рисунок 1.2 - Решетка профилей рабочего колеса турбины
Рисунок 1.3 - Решетка профилей рабочего колеса турбины
Вывод:
В результате профилирования лопатки рабочего колеса ступени турбины
высокого давления, были получены значения основных кинематических параметров
потока и геометрических параметров решётки профилей в пяти сечениях. В расчете
был использован закон крутки потока a1=const, b2=const.
По полученным данным построены профиля лопаток по сечениям. Полученные
профиля имеют достаточную толщину и диаметр выходной кромки.
Уточненное значение угла поворота потока (b) превышает максимальное значения
120° на 4,5°, что на данном этапе проектирования допустимо. Значение lW2=0.87, больше lW1=0.473 - свидетельствует о том, что
проектируемая ступень обеспечивает заданный энергообмен, а коэффициент загрузки
находится на приемлемом уровне.
Проведен расчет на инженерном калькуляторе и с помощью ЭВМ. Расхождение
составляет менее 2%,что удовлетворяет заданные требования. Можно сделать вывод,
что машинный счет - более точный, чем ручной.
2. РАСЧЕТ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
На проектируемой установке камера сгорания размещается в кольцевом
пространстве над компрессором, что объясняется требованиями сокращения осевых
габаритов двигателя.
По конструктивному выполнению камера сгорания является
трубчато-кольцевой. Наличие отдельных жаровых труб таких камер сложнее, чем
изготовление жаровых труб индивидуальных камер, так как требуется специальное
профилирование выходной части.
Наша задача - спроектировать камеру сгорания, отвечающую современным
стандартам - экономичную, с малыми габаритами, с приемлемой температурой
горения.
2.1 Исходные данные
При расчете используются основные геометрические соотношения КС
двигателя-прототипа. Подбор исходных данных выполняем в соответствии с
рекомендациями методического пособия [2].Тип КС -трубчато- кольцевая;
Gв -
расход воздуха, кг/с;
Тк* - температура заторможенного потока перед КС, К;
Тг* - температура заторможенного потока за КС, К;
Рк* - давление заторможенного потока перед КС, Па;
-
коэффициент восстановления полного давления КС, обусловленный гидравлическими
потерями;
-
коэффициент восстановления полного давления КС, обусловленный процессом подвода
тепла;
-
коэффициент полноты сгорания КС;
-
коэффициент полноты сгорания в зоне горения;
L0 - стехиометрическое количество воздуха для
используемого топлива, кг возд./кг топл.;
НU
- теплотворная способность топлива, Дж/кг;
α - коэффициент избытка воздуха КС;
αФ -
коэффициент избытка воздуха на выходе из фронтового устройства;
αЗГ -
коэффициент избытка воздуха в конце зоны горения;
DK -
диаметр компрессора на выходе, м;
-
относительный внутренний диаметр компрессора на выходе;
DT -
диаметр турбины на входе в СА, м;
-
относительный внутренний диаметр турбины на входе в СА;
-
относительный диаметр КС-прототипа;
-
относительный внутренний диаметр КС-прототипа;
-
относительный диаметр жаровой трубы;
-
относительный внутренний диаметр жаровой трубы;
-
относительный диаметр фронтового устройства (-высота
жаровой трубы);
-
относительный внутренний диаметр фронтового устройства;
ε - коэффициент учета зазора между головками КС;
-
относительная длина диффузора КС;
-
относительная длина жаровой трубы;
-
относительная длина головки жаровой трубы;
-
относительный диаметр газосборника;
-
относительный внутренний диаметр газосборника;
-
относительная длина цилиндрической части жаровой трубы.
Числовые
значения вышеперечисленных параметров приведены в Таблице 2.1
Таблица 2.1
Параметр
|
Размерность
|
Значение
|
Параметр
|
Размерность
|
Значение
|
Gв
|
Кг/с
|
81,4
|
-0,881
|
|
|
Тк*
|
К
|
735.2
|
-1.39
|
|
|
Тг*
|
К
|
1530
|
-0.620
|
|
|
Рк*
|
Па
|
2043000
|
-0.125
|
|
|
-0.965-0,737
|
|
|
|
|
|
-0.985-0.150
|
|
|
|
|
|
-0.99-0,82
|
|
|
|
|
|
-0.82ε-1,1
|
|
|
|
|
|
НU
|
Дж/кг
|
50000000
|
-0.700
|
|
|
αЗГ
|
-
|
1,4
|
-0.8
|
|
|
DK
|
М
|
0,667
|
-1,2
|
|
|
-0,895-0.9
|
|
|
|
|
|
DT
|
М
|
0,929
|
-1,4
|
|
|
α
|
-
|
2,93
|
|
αФ
|
-
|
0.6
|
|
L0
|
кг возд./кг топл.
|
17.2
|
|
.2 Расчет камеры сгорания
Расход топлива
Расходы
воздуха в характерных сечениях КС:
;
.
Температура
газов по заторможенным параметрам в конце зоны горения рассчитывается
итерационным путем с использованием следующего соотношения:
Где
-
приближенная эмпирическая зависимость Ср воздуха на выходе из компрессора от
его температуры по заторможенным параметрам;
-
приближенная эмпирическая зависимость Ср газов в конце зоны горения от их
температуры по заторможенным параметрам;
=1240,6
Дж/кгК - значение первого приближения.
При
достижении точности определения температура газов в 1 К итерационный процесс
завершается.
Плотность
воздуха на входе в КС и газов в конце зоны горения определяют как:
,
Основные
геометрические параметры кольцевых камер сгорания определяются по следующим
соотношениям:
Корпус
КС:
,
Жаровая
труба:
Фронтовое
устройство:
Количество
головок жаровой трубы кольцевой КС определяется как:
Осевые
размеры конструктивных элементов и зон КС:
Скорости
рабочего тела в характерных сечениях КС:
Предварительный
эскиз показан на рисунке 2.1
Вывод:
Приведенные
расчёты показывают, что спроектированная камера сгорания отвечает современным
требованиям: хорошей экономичностью, приемлемой температурой в зоне горения и
сравнительно небольшими габаритами. Построение камеры сгорания велось с
прототипа, относительные диаметральные и линейные размеры были исходными
данными для получения нужной формы камеры сгорания.
Рисунок 2.1 - КС кольцевого типа
3. РАСЧЕТ ОСЕРАДИАЛЬНОГО ВЫХОДНОГО УСТРОЙСТВА
Диффузор - это аэродинамическое устройство, предназначенное для
преобразования кинетической энергии потока в потенциальную, с возможно большей
эффективностью. Осерадиальный диффузор имеет преимущества связанные с
конфузорным характером течения при повороте потока и двумя отдельными участками
диффузорного типа. А так же технологические преимущества за счёт реализации
оборотов диффузора прямыми линиями и дугами окружности.
При проектировании и разработке конструкций выходных
патрубков ставится задача получения максимального КПД при выполнении требований
к габаритности и других требований.
Расчётная схема представлена на (рисунке 3.1).
Рисунок 3.1 Расчетная схема
.1 Исходные данные
Исходными геометрическими данными являются результаты
газодинамического расчёта турбины, и конструктивные особенности переходного
канала к выходному устройству, выбранные из конструктивных соображений.
D1=1.415- входной диаметр обтекателя, м;
D2=1.865 - входной
диаметр обечайки, м;
L=1.55 - осевая длина диффузора, м;
=2 -
входной угол наклона обтекателя, град;
=9 -
входной угол наклона обечайки, град;
-
относительный габарит патрубка;
-
удлинение диффузора;
(1/nпов)min=1.00, (1/nпов)max=1.02 - диапазон оптимальных значений степени конфузорности поворотного
участка осерадиального диффузора.
Степень
поджатия потока:
Где
3.2 Расчет выходного устройства
Получаем данные для расчета размеров выходного патрубка:
диаметр обвода боковой стенки патрубка:
.
площадь
выходного и входного сечения диффузора:
,
;
;
;
площадь
условного кольцевого проходного сечения, образованного боковой стенкой патрубка
и выходной кромкой диффузора:
;
площадь
проходного сечения сборной камеры:
Расчет осерадиального диффузора выполняем на ЭВМ с
использованием программы DIFFUZOR.exe.
Программа DIFFUZOR.exe позволяет выполнять
расчет по предварительно заданным габаритным размерам диффузора. При этом его
проточная часть профилируется с оптимальной степенью конфузорноси на поворотном
участке. Кроме того, для диффузора с заданной геометрией программа позволяет
определить закон изменения текущей степени расширения по длине его проточной
части.
Массив исходных данных и результатов расчета размещен
в файле DIFFUZOR.rez. представленном в (таблице 3.1). Схема выходного
устройства представлена на рисунке 3.1
Массив исходных данных и результатов расчета
Вывод:
В данной части задания, мы спроектировали выходной патрубок приводного
ГТД - осерадиальный диффузор.
Полученное выходное устройство удовлетворяет всем
требованиям, предъявляемым к осерадиальным диффузорам: обеспечены оптимальные
размеры, а также обеспечиваются минимальные потери и необходимое направление
отвода рабочего тела.
ВЫВОДЫ
Судя из проделанной работы, можно сделать такие выводы, по каждому из
пунктов:
1.
Первая ступень турбины спрофилирована по всем требованиям, выдержаны основные
ограничения. Благодаря удачно выбранному закону профилирования ,нам удалось получить такие основные данные на среднем
радиусе: мм, мм,
мм, количество
рабочих лопаток - 70 шт.
Полученные
решетки профилей и треугольники скоростей - полностью соответствуют
постановленной задаче проектирования.
.
При расчете трубчато кольцевой камеры сгорания, определили данные: м, м, м, м, м, м, м, м. По результатам расчета построили КС.
.
В ходе расчёта выходного устройства определили: м, м,
м. По
результатам расчета построили входное устройство.
Список использованной литературы
1.
Холщевников К.В. Теория и расчет авиационных лопаточных машин / К.В.
Холщевников.- М.: „Машиностроение”, 1970.- 610 с.
.
Коваль В.А. Профилирование лопаток авиационных турбин / В.А.Коваль. - Х.:
„ХАИ”, 1986.- 48 с.
.
Клячкин А.Л. Теория воздушно-реактивных двигателей / А.Л. Клячкин. - М.: „Машиностроение”, 1969.- 512 с.
.
Нечаев Ю.Н., Федоров Р.Н. Теория авиационных газотурбинных двигателей / Ю.Н. Нечаев, Р.Н. Федоров.- М.: ч. II, „Машиностроение”, 1978.- 610 с.
.
Грига А.Д. Расчет камер сгорания ВРД / А.Д.Грига.- Х.: „ХАИ”, 1985.- 48 с.
.
Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет
деталей / Г.С.
Скубачевский.- М.: „Машиностроение”, 1974.-520 с.
.
Незым В.Ю. Расчет и построение решеток профилей дозвукового осевого компрессора
/ В.Ю. Незым. - Х.: „ХАИ”, 1988.- 44 с.
. Анютин А.Н.
Расчет и профилирование реактивного насадка воздушно - реактивных двигателей /
А.Н. Анютин. -
Х.: „ХАИ”, 1972.- 48 с.