Профилактика супружеских разводов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,11 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Профилактика супружеских разводов

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РАЗВОД. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВОДА

.1Понятие развод. Конфессиональный и культурный генезис понятия

1.2Специфика супружеского конфликта. Причины нарушения семейного взаимодействия

.3Последствия разводов для супругов и для детей

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУПРУЖЕСКИХ РАЗВОДОВ

.1Описание проведённого исследования. Анализ результатов

.2Направления профилактической работы в области супружеских разводов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение

В современных условиях социально-экономического развития общества, семьи, в традиционном понимании, продолжает терять свою важность, значимость, слабеют внутрисемейные связи.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Положение о разводе как факторе, оказывающем сильное, воздействие на детей, среди ученых практически не вызывает дискуссий. Признается, что если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, помогает положить конец острому воздействию на его психику родительских конфликтов, то в этих случаях может быть расценен как благо. Но даже в этой ситуации, по мнению большинства авторов, разрыв родителей - сильный стресс в жизни ребенка, толчок для развития в его поведении и психологии отклонений. Нельзя не признать во многих случаях травмирующего характера предразводной ситуации, самого процесса развода и, зачастую, постразводного периода для супругов. Для кого- то развод - это благо, возможность пересмотреть свою жизнь, ценности, завести новые знакомства и избавиться от постоянных стрессовых детерминант; для кого-то - конец привычной жизни, потеря связи с близкими людьми и, как следствие, повышенная подверженность депрессии и деадаптирующим факторам.

Во всяком случае, чем бы ни был развод для супругов, несомненно, предпочтительно избежание, а конкретнее, предупреждение развода путём гармонизации внутрисемейных отношений. Воздействию факторов, сопутствующих разводу, подвергаются множество мужчин и женщин ежегодно. Не все они могут преодолеть возникшие трудности самостоятельно.

В случае невозможности налаживания гармонии в супружеском взаимодействии силами мужа и жены, на наш взгляд, целесообразно использование помощи специалистов, а именно психологов, специалистов по социальной работе и по планированию семьи. Обращение к квалифицированным специалистам может помочь избежать непоправимых ошибок, дать новые знания по построению семейной жизни, выявить на ранней стадии нарастание напряжённости в отношениях и просто понять друг друга.

Нами выявлена проблема содержания профилактических мер по предотвращению супружеских разводов. Хотя отношения между людьми в браке личные и сугубо индивидуальные, но вместе с тем они имеют и общественное значение. В этих отношениях кроется будущее государства, что должно представлять особенный интерес и служить предметом заботы со стороны государства и общества. Можно с уверенностью сказать, что общество и государство заинтересованы в том, чтобы разводов было меньше, а семейно-брачные отношения развивались нормально и совершенствовались. Развод в любом случае свидетельствует о непрочности и разрушении семейных связей и поэтому объективно не может рассматриваться как явление положительное.

Развод, то есть юридически фиксируемый распад брака, есть антитеза брака, его теневая сторона.

Официальная статистика говорит о том, что в январе-октябре текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество зарегистрированных браков увеличилось на 4,1%, количество разводов сократилось - на 4,7%. [16] Эти цифры дают основание говорить об отрицательной динамике числа разводов, что, несомненно, имеет положительное значение для общества и каждой семье в отдельности. Однако необходимо учитывать и следующие данные:

Таблица 1

Статистика брачности и разводимости в РБ

январь-октябрь 2009 г.январь-октябрь 2008 г.всего, человекна 1000 человек населениявсего, человекна 1000 человек населенияЧисло браков692348,6665328,2Число разводов283773,5297883,7

То есть, существует вероятность, что из 69234 браков 40% будет расторгнуто. Данная статистика доказывает, что в современном белорусском обществе присутствует потребность возрождения ценностной значимости семьи и родительства. Таким образом, из вышесказанного видно, что проблема, выбранная нами для исследования, актуальна и позволяет сформулировать тему работы: «Социально-педагогическая профилактика разводов».

Объектом исследования является процесс развода.

Предметом исследования являются направления социально-педагогической работы по предотвращению супружеских разводов.

Цель исследования - обозначить комплекс направлений социально-педагогической работы по предотвращению супружеских разводов.

Исходя из цели данной работы, были выявлены следующие задачи:

·Провести теоретический анализ проблемы содержания профилактических мер по предотвращению супружеских разводов;

·Изучить историческое и конфессиональное состояние проблемы разводов;

·Изучить последствия разводов на индивидов и общество;

·Теоретически обосновать необходимость профилактики разводов;

·Разработать направления социально-педагогической профилактической работы по предотвращению разводов и гармонизации семейных отношений.

Нами была выдвинута следующая гипотеза: существует объективная потребность в организации профилактики супружеских разводов.

В данной курсовой работе нами будут использованы следующие методы исследования: анализ литературы по заявленной проблеме и разновидность опросного метода - анкетирование.

Всё больше <#"justify">Данная работа имеет следующую структуру: имеется введение, которое позволяет вникнуть в суть предлагаемой работы, основная часть (включает в себя главы, раскрывающие содержание понятия развод, его исторический и конфессиональный генезис, специфику супружеского конфликта, причины и последствия нарушения семейного благополучия, анализ исследования и направления профилактической работы в области супружеских разводов), заключительная часть, которая содержит выводы о результатах работы.

Глава I. Понятие развод. Причины и последствия развода.

1.1Понятие развод. Конфессиональный и культурный генезис понятия

Для более детального изучения предмета исследования следует подробно рассмотреть понятие развода юридического и развода как социального явления, определить особенности бракоразводного процесса с нормативной точки зрения, а также с психологической и морально-нравственной сторон.

Следует отметить, что в законодательстве Республики Беларусь отсутствует понятие развода в привычном для обывателя смысле. Для обозначения данного процесса используется такой термин, как расторжение брака. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. при жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращённым со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака. Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и до достижения ребёнком возраста трёх лет без письменного согласия другого супруга на расторжение брака при условии, что он проживает с ребёнком и осуществляет родительскую заботу о нём, за исключением случаев, когда отцовство по отношению к ребёнку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребёнка исключены из записи акта о рождении ребёнка.

Расторжение брака производится судом в порядке искового производства. [3]

Развод - формальное окончание (расторжение) брака <#"justify">С психологической точки зрения развод есть изменение баланса сил, поддерживающих и разрушающих брак. К поддерживающим факторам можно отнести морально-психологическую и отчасти экономическую заинтересованность друг в друге, удовлетворенность брачно-семейными отношениями, а также социальные нормы, ценности, санкции. К факторам, разрушающим брак, - проявления взаимного недовольства и неприязни, антипатию, раздражение, ненависть. Внешние факторы также стимулируют развитие и обострение внутрисемейных конфликтов (неприятности на работе, противоречия с родственниками и соседями, связи адюльтерного характера). [13]

В Древнем Египте после воцарения династии Птолемеев развод осуществлялся свободно для обеих сторон. Это означает, что стать инициатором разрыва супружеской связи мог стать и муж, могла стать также и супруга.[2, 6]

В Междуречье замужняя женщина могла иметь своё имущество, сохраняла право на приданное, имела право на развод. [2, 8]

В Древних Афинах девушек выдавали замуж строго по решению родителей, и мужа они видели непосредственно на церемонии. [2, 11]Соответственно, и права на развод женщина не имела.

Современный развод очень отличается от развода в средние века. Впрочем, как и брак. В те далекие времена любовь для заключения брака не имела никакого значения. Женить сына или выдать дочь замуж означало для родителей улучшить свое материальное состояние. А для «сильных мира его» - королей, лордов, знати - укрепить династию. Брачный договор составлялся за спиной молодых. А священность брачных уз всячески подчеркивалась христианской церковью. Особенно нетерпимо к разводам относились католики. До сих пор в некоторых католических странах, чтобы развестись, супругам надо обращаться в Ватикан. Не считалась и измена у католиков достаточным поводом к разводу. И все же церкви приходилось идти на уступки в виде аннулирования неудачных браков. Неудачными же в те времена считались те браки, когда супруги по независящим от них причинам не могли выполнить брачный договор - женщина была бесплодной, муж - психологически болен или импотент. Брак объявлялся недействительным, если супруги были кумом и кумою. [14]

Расторжение брака было весьма затруднительным. Уже в раннем средневековье развод ("распуст") разрешался лишь в исключительных случаях. При этом права супругов были неравны. Муж мог развестись с женой в случае ее измены, причем к измене приравнивалось общение с чужими людьми вне дома без разрешения супруга. В позднем средневековье (с 16 века) развод разрешался с условием пострижения в монахи одного из супругов. Православная церковь разрешала одному лицу вступать в брак не более трех раз. Торжественный обряд венчания совершался, обычно, лишь при первом браке. Четвертый брак категорически запрещался.

Отношение к разводу менялось не только с ходом времени, оно отлично и у представителей разных религий.

Например, ислам называет развод самой ненавистной Аллаху вещью из всех тех, что Им разрешены. Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов закончились безуспешно. Предупредить развод лучше, чем использовать его как средство лечения. Лучшее средство предупреждения развода заключается в том, чтобы в первую очередь убедиться, что партнеры подходят друг другу. Это - одна из причин, обусловивших Исламскую модель устроенного брака, когда родители, семья и другие мусульмане могут помочь молодым людям в выборе будущих супругов, а не оставлять их наедине с капризами молодости, эмоций и физического влечения, которые наверняка не могут быть надежной основой для брака.

Право разорвать семейные узы в мусульманском мире имеет только мужчина. Для того, чтобы расторгнуть брак, мужчине достаточно произнести так называемые «слова развода». Мужчина троекратно говорит «талак» и с этого момента считается свободным. Развод, который таким образом инициирует супруг так и называется - «талак».

Впрочем, для женщины мусульманское право также оставляет возможность избавиться от неустравиющих ее семейных отношений. Женщина может подать заявление в суд, но решение о расторжении брака будет вынесено лишь при наличии очень веских причин. Такое аннулирование брака через суд называется «фисх». А веские причины для расторжения семейного союза могут показаться европейскому человеку и не такими серьезными.

Например, поводом к разводу может послужить неспособность мужа материально обеспечить свою жену. На основании этого судья примет решение о том, что такая семья не имеет право на существование. Несмотря на внешне бесправное положение женщин в мусульманских семьях, на мужчине также лежит большая ответственность. В его обязанности входит материальная поддержка семьи. В противном случае семейные отношения расторгаются. Из прочих нетипичных для европейского мира причин расторжения брака - вероотступничество, совершенное каким-либо супругом. Прелюбодеяние супругов - одна из безусловных причин расторжения брака. Правда, для мусульман большее значение имеет именно неверность супруги.

Еще одной причиной для расторжения мусульманского брака могут стать физические недостатки или психические заболевания одного из супругов, которые были скрыты перед вступлением в брак.

Своей разведенной жене мужчина должен выплатить довольно большой выкуп. Поэтому развод для мужчины - крайняя мера. Ведь в результате он теряет не только жену, но и довольно ощутимую сумму денег. А женщина, несмотря на свое внешне ущемленное положение, оказывается под надежной защитой и в ситуации брака, и в ситуации распада семьи. [19]

К вопросу распада брака в иудаизме относятся следующим образом: существует выражение: «Когда человек разводится со своей первой женой, даже жертвенник проливает слезы о ее участи.» (Талмуд)

Ценность брака в системе иудаизма очень велика. Когда появляется опасность, что брак может быть разрушен, прикладывается максимум усилий, чтобы спасти его. Тем не менее, иудаизм признает, что в некоторых случаях развод является единственным реальным решением проблемы. Еврейский развод требует написания и вручения гета - документа о разводе. Гет - это документ, удостоверяющий, что брак был расторгнут. Он должен быть написан на пергаменте квалифицированным писцом. В гете должны быть точно указаны все подробности: в нем должны быть упомянуты все имена, под которыми могут быть известны муж и жена; в нем ясно указывается, где и когда был осуществлен развод. Несмотря на значение, придающееся браку, еврейская традиция не требует наличия каких-либо оснований для развода. Если два человека пытались спасти свой брак, но в конце концов решили развестись, никаких реальных препятствий на их пути не ставится. Если обе стороны согласились расторгнуть свой брак, процедура еврейского развода очень проста. Они обращаются в бет дин и он назначает день, когда они должны прийти туда. Писец напишет гет в присутствии даяним (судей) и муж передаст его жене в присутствии двух свидетелей. Если муж и жена не хотят встречаться в зале суда, каждая из сторон (или обе) могут назначить представителя, он - чтобы вручить гет, она - чтобы его принять. Развод вступает в силу с момента получения его женой или ее представителем. [17]

Среди практикующих буддизм бракосочетание считается простым соглашением между людьми, а не духовным или религиозным союзом. Поэтому в буддизме нет никакого фиксированного обряда для бракосочетания. Развод, как и свадьба, считается гражданским актом, не имеющим отношения к духовному миру. Нет и религиозных текстов соответствующего содержания.

Индуизм очень серьезно относится к браку. В Индии и сегодня женщина ограничена в выборе партнера. Браки заключаются родителями. Заключению брачного союза предшествуют годы выбора супруга; этот процесс требует мудрости двух семей, старейшины общины, религиозных лидеров. Сначала обязательно составляется астрологический прогноз совместимости будущих супругов. Целью брака в понятии индуистов являются дети, поэтому разрешено иметь несколько жен. Брак становится пожизненным соглашением, развод не предусмотрен. Более того, не допускается вторичное замужество вдов, даже если они еще молоды. Ранее в Индии был широко распространен обряд "Сати" - добровольного самосожжения жены на погребальном костре умершего супруга. Жена, пошедшая на это, считалась "Сати" (доброй, хорошей) и после смерти, как считалось, становилась богиней. Но этот обряд запрещался английскими колониальными властями как жестокий и варварский еще в 19 веке. Единственным поводом к разводу со стороны жены является импотенция мужа, однако и это на практике к разводу не приводит, а заменяется усыновлением или "нийогой", то есть поручением для жены родить мужу наследника от сородича. [19]

Развод в православии - это грех. Церковь основана на учении Спасителя, а Он говорил: "Не прелюбодействуй". Первоверховный апостол Павел учил: "А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, ежели разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, и мужу не оставлять жены своей". Бывает, конечно, что люди разводятся, но поводом к этому, с точки зрения Церкви, может служить только супружеская измена, либо " смерть духовная" одного из супругов, когда тот грешит, отпадает от Церкви и не хочет каяться. По канонам православия можно совершать браковенчание до трех раз. Но если первое из них является торжественной службой, при которой над женихом и невестой <#"justify">1.2Специфика супружеского конфликта. Причины нарушения семейного взаимодействия

Редкий развод не вытекает из супружеского конфликта, возникающего по различным причинам. Конфликт - это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп(ы). [13]

Супружеский конфликт представляет собой достаточно сложное явление, охватывающее разные уровни взаимодействия супругов. Сам по себе конфликт не может оцениваться однозначно только как отрицательное явление в жизни в семье. Роль конфликта во многом определяется семейным микроклиматом, общим фоном общения, взаимной удовлетворённостью, степенью эмоциональной привязанности супругов.

Семейные конфликты подразделяются на конструктивные и деструктивные. При конструктивном конфликте в результате столкновения разных мнений, оценок возникает взаимоприемлемое решение вопроса, рождается ощущение удовлетворённости, снижается напряжение, раздражение. В случае деструктивного конфликта возникает недовольство исходом взаимодействия, которое обычно не связано с нахождением взаимоприемлемого решения проблемы, остаются ощущение неизбежности новых подобных столкновений, эмоциональное напряжение, раздражение, досада.

Существенное значение в возникновении конфликта имеют те ожидания, которые сформировались у людей к моменту вступления в брак по отношению к своей будущей семье, склонности, личностные особенности, специфика социокультурной среде их воспитания.

Специалисты по проблемам психологии семьи указывают на следующие сферы семейной жизни, чаще всего выступающие источниками супружеских конфликтов: 1) проблемы отношений с родственниками и друзьями; 2) вопросы, связанные с воспитанием детей; 3) проявление супругами стремления к автономии; 4) ситуации нарушения ролевых ожиданий; 5) ситуации рассогласования норм поведения; 6) проявление стремления к доминированию, власти; 7) проявление ревности; 8) расхождения в отношении к деньгам.

В исследовании О. Э. Зуськовой и В. П. Левкович (1987) были выявлены следующие источники конфликтов в супружеском взаимодействии:

)Систематическое нарушение супругами этики семейного общения, низкая культура общения (невнимательность, грубость, сарказм и т. п. )

)Недостаточная удовлетворённость потребности в защите «Я-концепции» в процессе супружеского взаимодействия. Устойчивость «Я-концепции» поддерживается, в частности, постоянством форм общения, ожидаемых со стороны социального окружения. Поддержка, взаимопонимание, эмоциональный комфорт способствует осознанию значимости и ценности своего «Я», сохранению собственного достоинства;

)Расхождения в представлении супругов о распределении семейных ролей, об их выполнении. Особо остро конфликт может протекать из-за расхождения в представлении о семейном лидерстве;

)Особенности взаимодействия, связанные со взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях супругов. Нежелание супругов информировать друг друга о своих делах, намерениях, стремление к утаиванию каких-то сведений порождают подозрительность, взаимное недоверие, эмоциональное напряжение;

Стабильность брака зависит не только от удовлетворения материальных потребностей супругов, но и от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей. Каждый из супругов должен удовлетворять свою потребность в положительных эмоциональных чувствах. Брак стабилен лишь в том случае, когда не один из супругов не испытывает чувства отчуждения и психического одиночества.[6, с. 29]

В качестве факторов, предотвращающих возникновение и развитие деструктивных конфликтов в брачно-семейных отношениях, прежде всего можно назвать повышение уровня коммуникативной компетентности супругов, связанное, в первую очередь, с изменением отношения к окружающему миру, к людям, к себе. Не менее важно и овладение супругами специальной системой практических приёмов бесконфликтного общения. Успешность семейных отношений во многом определяется также и сформированностью индивидуально стиля супружеского взаимодействия, включающего характер общения, способы контактов с окружающими, пути преодоления разногласий, психологический микроклимат семьи. [6, с. 32]

Исследователи семейных отношений пришли к выводу, что бескризисное развитие семьи невозможно, однако не все причины ведут к разрушению. К факторам, которые могут разрушить брак, относят:

1.Перегрузки и физическое истощение. В этом кроется серьёзная опасность. Особенно это касается тех молодых людей, которые только начали свою профессиональную или академическую карьеру. Опасно пытаться уделить внимание всему сразу: учиться в институте, работать полную рабочую неделю, воспитывать детей, обустраивать быт и заниматься бизнесом. Зачастую молодые пары так и поступают. Вследствие моральных и физических сил начинает недоставать. Ситуация наиболее чревата конфликтами в случае, если супруг занят на работе, а супруга посвящает себя воспитанию детей и ведению дома. Первоначально накапливаются обида и горечь, что в последствии ведёт к конфликтам.

2.Злоупотребление кредитом и ссоры по поводу денежных трат.

.Эгоистичность.

.Вмешательство родителей. Некоторые родители с трудом представляют, что их дети - взрослые, самостоятельные люди, и они, если живут поблизости, часто вмешиваются в жизнь молодых, подрывая их отношения.

.Нереальные ожидания. Некоторые люди на пороге брака ожидают чего-то поистине необыкновенного: ничем не нарушаемой идиллии. Неизбежное разочарование - это эмоциональная ловушка.

.Пьянство и наркотики. Они убивают не только браки, но и людей.

.Всё, что как бы «незаконно» внедряется в отношения супругов, способно встать между супругами (например, ревность, низкая самооценка и др.).

.Порнография, азартные игры, все дурные пристрастия вообще.

Кроме этого существуют следующие факторы:

·укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщин;

·либерализация взглядов на развод;

·освобождение от классовых, расовых и национальных предрассудков;

·рост продолжительности жизни;

·снижение влияния родителей на выбор супругов;

·неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнёров.

Процесс распада семьи начинается задолго до официального расторжения брака. Этот период получил название предразводной ситуации. Взаимоотношения в семье в этот период характеризуются высокой психологической напряжённостью и дисфункциональностью, которые могут сопровождать бывших супругов и их детей очень длительное время. [11, c. 427]

Шнейдер выделяет следующие основные причины разводов (в процентах к числу опрошенных людей разного возраста):

·материальные, бытовые проблемы - 55;

·пьянство одного из супругов - 39;

·ослабление ценности семьи для нынешнего поколения - 27;

·супружеская неверность - 19;

·психологическая несовместимость - 17;

·однообразие и скука семейной жизни - 12;

·новая любовь - 11;

·отсутствие детей - 7;

·другое - 2;

·затрудняюсь ответить - 6. [11,436]

Важным условием исследования является принцип нетождественности мотивов развода его причинам. Чаще всего выделяются следующие мотивы разводов: отсутствие общих взглядов и интересов (в том числе и религиозные разногласия), несоответствие (несовместимость) характеров, нарушение супружеской верности, отсутствие или утрата чувства любви, любовь к другому, легкомысленное отношение к супружеским обязанностям, плохие отношения с родителями (вмешательство родителей и других родственников), пьянство (алкоголизм) супруга, отсутствие нормальных жилищных условий, половая неудовлетворенность.

Под мотивом развода понимается обоснование решения о том, что потребности в браке не могут быть удовлетворены в данном брачном союзе.

На уровне обыденного сознания сложно оценить совокупность всех причин, приведших к разводу, внимание зачастую фиксируется на наиболее очевидных, таких как пьянство или нарушение супружеской неверности. Часто используемые мотивы дают возможность уйти от объяснения причин (несоответствие характеров, плохие жилищные условия). Бывшие супруги по-разному обосновывают решение расторгнуть брак. Мотив «нарушение супружеской неверности» выдвигают 51 % мужчин и только 28 % женщин, это подтверждает известное наблюдение о том, что мужчины резко отрицательно относятся к факту женской измены; 44,3 % женщин и только 10,6% мужчин объясняют развод «пьянством супруга».[13]

Выбор направлений работы по предупреждению разводов напрямую зависит от причин, приводящих к этому явлению. Ведь именно искореняя причины и мотивы, разрушающие семью, мы можем говорить об укреплении брака.

.3Последствия разводов для супругов и для детей

Нельзя забывать о многообразных социальных последствиях разводов.

В результате разводов нарушается репродуктивная функция семьи, что самым отрицательным образом сказывается на воспроизводстве населения. Ежегодно вследствие разводов к общему числу добавляется большое количество неполных семей, где ребёнок будет воспитываться только одним из родителей. Отрицательное влияние родителей на нравственно-психологическое развитие детей несомненно. Разрыв кровнородственных связей усложняет взаимоотношения между поколениями, отрицательно сказывается на социализации подрастающих поколений, передачи культурных и духовных традиций, воспитании способности к сотрудничеству и кооперации, таких качеств и свойств, как альтруизм, гуманизм и другие.

Очевидно, что нормы и стандарты поведения и взаимоотношений в неполной семье не могут быть примером для подражания. Основные взгляды и представления о создании, формировании будущей семьи молодёжь приобретает в родительской семье, теряя за образец распределение ролей, прав и обязанностей, взаимную поддержку и сочувствие, организацию домашнего труда, хозяйства, семейного быта и отдыха. [5, стр. 40]

Многообразие факторов и эмоциональных состояний, сопровождающих распад семьи, позволяют рассматривать развод как очень сложный (в подавляющем большинстве негативный) социальный, психологический, педагогический феномен. Такое определение разводу можно дать потому, что в него вовлечены представители разных поколений (супруги, их дети, родители, другие родственники, друзья), каждый из которых имеет свои психологические особенности, ценностные установки и взгляды. При этом нарушаются система и механизмы взаимодействия между членами семьи, приводящие к существенным изменениям их личностных установок.

В большинстве случаев люди, сочетающиеся узами брака, сознают, что могут развестись в любой момент. И в этом есть определённая опасность, так как о проблемах развода и переживаниях, связанных с ним, знают лишь те, кому пришлось с этим столкнуться. А расторжение брака становится по-настоящему трагическим событием, ведь в распадающейся семье возникает иллюзия, что развод - единственное спасение для обеих сторон. Однако эта иллюзия быстро рассеивается после ухода одного из супругов, поскольку проблемы не уходят вместе с ним. Наоборот, появляется много новых проблем, которые постепенно наслаиваются на уже имеющиеся. И, наверное, вполне достаточным доказательством такого предположения служат повторные браки, часто заканчивающиеся повторными разводами.

Многие люди при разводе неожиданно сталкиваются с негативными реакциями в своем социальном окружении. В дальнейшем это может привести к критическому обострению и без того напряженной ситуации. Поддержка и понимание друзей и родственников существенно облегчают последствия развода.

Для многих людей развод проходит с очевидной потерей привычных социальных отношений. После первоначального сочувствия и услужливой поддержки контакты с близкими людьми зачастую ослабевают, постепенно разрушается привычный порядок жизни. В процессе развода теряются хорошие знакомые, уходят в сторону родственники прежнего супруга, осложняются взаимоотношения с преобладающей частью членов семьи.

У тех, кто во время супружества почти не поддерживал собственных независимых отношений с друзьями, подругами, после развода возможны глубокие эмоциональные кризисы. Потеря социальных отношений рождает чувство одиночества, которое в свою очередь может привести к драматической эскалации проблем и конфликтов. [13]

Возможности вступления в повторный брак у мужчин выше, но немало разведенных не могут найти новую спутницу жизни (около 50% разведенных мужчин в СССР не вступали в повторные браки). После развода бюджет мужчины резко сокращается. Моральный ущерб - послеразводный стресс в связи с ограничением возможностей видеть своих детей. Потери роли мужчинами после развода могут быть не такими ярко выраженными, как женские. Хотя характер ролей и меняется, мужчинам больше нравится, когда их роль определяется не только работой; или в качестве супруга. Степень трудности выхода из роли, смены ролей зависят от спектра факторов: добровольность смены роли, степень выбора и контроля при выходе, длительность «исполнения» роли.

Женщины при разводе сильно переживают ощущения: «тебя больше не любят», «ты плохая мать». Они воспринимают эмоциональные трудности развода более интенсивно, но зато скорее приходят к психологическому равновесию. Мужчина на некоторое время «забывается», но затем испытывает длительную неудовлетворенность. У мужчин больше возможностей «бегства от себя» (хобби, меньшая зависимость от окружения), но в результате переживания неблагополучия растягиваются на длительное время.

Глубина переживаний разведенных супругов зависит от неожиданности развода. Наибольшая травма у того, кому было предложено развестись, а односторонний развод - скорее правило, чем исключение.

Пожилые люди и супруги с большим стажем брака получают большую травму, чем молодые (в большей мере есть что терять, им больше надо переучиваться для новой жизни).

Среди недавно разведенных мужчин и женщин выше уровень алкоголизма, физических болезней и депрессий, что иногда является прямым результатом изменения жизни после развода. [1, c. 41]

Как отмечает B.C. Мухина, воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходиться брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей. Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами. Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствии одного из родителей [4, с. 235].

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия.

Несмотря на многообразие причин развода, его влияние на эмоциональное состояние детей и родителей различно. Так, развод для родителей - это осознанный поступок, который сопровождается, как правило, болезненными и драматическими переживаниями. Тем не менее это сознательный шаг в решении накопившихся проблем. Ребёнок в ситуации развода находится в совершенно другом положении. Воспитание и психологический климат в семье играют решающую роль в формировании личности. Более того, отношения в семье продолжают оказывать свое влияние, как на протяжении всего детства, так и в дальнейшей жизни. Форма и в какой-то степени функция этих отношений меняется. Однако их значимость остается постоянно высокой, особенно для детей и подростков. Семья для взрослых и детей значит совершенно разное. Взрослые сами создают семью, это их собственный выбор, их решение, совершаемое в зрелом размышлении и вполне сознательном возрасте. Взрослые стремятся к совместной жизни и начинают ее. А для ребенка все это - предыстория его существования, своего рода историческая реальность; поэтому любая ссора, конфликт взрослых воспринимается ребенком как разрушение реальности, среды обитания. Он воспринимает полную семью как данность. Поэтому принятие родителями решения развестись застаёт ребёнка врасплох, как стихийное бедствие, сравнимое с землетрясением. Но главное открытие для ребёнка в ситуации развода - любовь не вечна. «Значит, и меня могут разлюбить!»- мучительно думает ребёнок. Ситуация усугубляется тем, что постепенно он начинает осознавать, что не может изменить ситуацию в семье.

Семья для ребёнка имеет огромное значение, она удовлетворяет его главные потребности: в безопасности, любви, защищённости. Именно поэтому разрушение семьи так сильно влияет на эмоционально-личностное развитие. Дети дошкольного возраста перестают играть в детском саду, чаще ссорятся со сверстниками, агрессивно реагируют на замечания воспитателя, жалуются, начинают болеть. Понимание психического состояния ребёнка позволяет подобрать более эффективные методы коррекции. [9, с. 144-145]

Если ребенку до полугода, он практически не замечает перемен и забывает отсутствующего родителя за несколько дней при условии внимания со стороны остальных родственников.

В возрасте от полугода до двух с половиной лет у него может часто и резко меняться настроение в связи с отсутствием одного из родителей.
Ребенок двух с половиной - шести лет испытывает тяжелое эмоциональное потрясение. Он не понимает причин развода, может считать себя виновным в случившемся, обещает исправиться, если родители помирятся.
У ребенка шести - девяти лет утрата одного из родителей может вызвать продолжительную депрессию. Он растерян, чувствует себя беззащитным, испытывает постоянную тревогу, ведет себя нервозно. В школе появляются проблемы с успеваемостью и дисциплиной. Он может начать грубить, обманывать, настраивать родителей друг против друга, требовать от них подарков. К родителю, ушедшему из семьи, нередко испытывает ненависть, становится агрессивным и непокорным. Обычно сильно привязывается к родителю, с которым живет, но иногда агрессия может распространяться и на этого родителя.

Девяти-десятилетние девочки перестают доверять взрослым, ищут опору в подругах. Мальчиков этого возраста покидает их обычная самоуверенность, они стремятся к близости с отцом. Нередко отношение ребенка к "воскресному родителю" становится корыстным.

В 11-16 лет мальчики в большинстве случаев испытывают негативные чувства к отцу и сильно привязываются к матери. Но если у нее появится партнер, ревнивый сын ей этого не простит. В отношении девочек к матери появляются критические нотки: "Растолстела, за собой не следит, понятно, почему отец ушел к молодой и красивой". Порой они даже склонны восхищаться его новой подругой.

И все же очевидно, что развод родителей - серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка. Даже если он совсем мал. Или если это подросток, внешне критичный или безразличный по отношению к родителям

Реакция ребёнка на развод родителей может быть различной. Выделяют три типа поведения детей, переживающих посттравматический стресс. [12]

Экспрессивный тип - ребёнок проявляет сильные чувства, он может кричать, плакать, смеяться, дрожать, раскачиваться и не может сдерживать своих действий.

Контролирующий тип - ребёнок успешно сдерживает себя, и его внешнее поведение не отличается от поведения других сверстников. Он может производить впечатление более спокойного ребёнка, чем в обычном состоянии. Однако это впечатление обманчиво: сдержанность может привести к неожиданным на первый взгляд болезням.

Шоковый тип - ребёнок подавлен, оглушён, трудно понять, что с ним произошло, не зная ситуации в семье. Он как бы отсутствует, пребывает «в другом мире».

Признаки посттравматического шока разнообразны. Так, для некоторых детей характерны навязчивые мысли, яркие воспоминания об отце (его вещи, любимый запах одеколона, любимое блюдо, любимая песня и т. п.). Однако возможна и противоположная реакция. Ребёнок стремится вытеснить всё, что связано с отцом: избегает смотреть фотографии отца, дотрагиваться до его вещей, слушать его любимую мелодию и т. п.

Часто в ситуации развода и после ребёнок начинает регрессировать. [9, с. 145]

Исследования показывают, что существуют также различия в реагировании на развод в зависимости от пола ребёнка. Девочки чаще держат переживания «в себе», и внешне их поведение может почти не меняться. Однако могут появиться другие признаки: утомляемость, слезливость, отказ от игр и общения, раздражительность. Мальчики, как правило, начинают вести себя более агрессивно, выражая тем самым протест в связи с разводом родителей.

Для матерей мальчиков после развода характерна более высокая степень невротизации, поэтому они чаще конфликтуют с сыновьями. Закономерным следствием отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери будет проявление у мальчиков аффективных расстройств. Угроза, порицание и физическое наказание чаще применяются к мальчикам из неполных семей. Нередко сыновья становятся средством уменьшения внутренней напряжённости и чувства эмоциональной неудовлетворённости матери.

В семьях девочек отмечается противоположная тенденция - уменьшение угроз, порицаний и физических наказаний, т. е. матери более бережно относятся к психики девочек, если они остаются с ними вдвоём после развода. [9, с. 148]

Развод родителей зачастую сопровождается депрессивным состояние ребёнка. Большинство исследователей констатируют, что невротическая депрессия у детей до 7 лет чаще имеет физическую, а не психическую природу. Отрицательные эмоции ведут к целому ряду телесных (соматических) нарушений. Соматический компонент депрессии может быть выпажен диареей, тошнотой, рвотой, запорами, неспецифическими повторяющимися болями, головными болями, болями в животе, нарушением сна и бодрствования, снижением аппетита, нарушением моторики - от заторможенности до двигательного беспокойства. Депрессия проявляется аффективными нарушениями: капризностью, снижением аппетита, страхами.

Иногда родителей приводит в заблуждение внезапное исчезновение реакций на развод. К сожалению, это не говорит о том, что душевное равновесие ребёнка действительно восстановлено. Гораздо чаще прекращение или исчезновение непосредственных реакций на развод связано с известным процессом вытеснения беспокойных чувств, аффектов и фантазий.

Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучны.

Глава II. Основные направления работы по профилактике супружеских разводов


Нами было проведено исследование (Приложение 1), целью которого было подтверждение или опровержение выдвинутой нами гипотезы. Целью исследования было выяснение потребности в организации профилактики разводов, обозначение основных путей профилактической работы.

Применяемый метод исследования - опросный (анкетный).

Анкета содержит 17 вопросов. Выборка исследования - лица в возрасте от 18 до 60 лет.

В проводимом нами исследовании принимало участие 25 человек: 18 женщин и 7 мужчин.

Возрастные группы респондентов следующие:

-29 лет - 10;

-39 лет - 6;

-49 лет - 4;

-60 лет - 5.

Было установлено, что 16% респондентов когда-либо состояло в браке, 48% состоит в браке сейчас и 36% не состояли никогда.

На вопрос «Переживали ли Вы когда-либо развод» 20% ответили «Да», 72% - «Нет» и 8% в данный момент находятся в стадии развода.

У 76% опрашиваемых среди знакомых, родственников, друзей есть разведённые люди, у оставшихся 24% нет.

На следующий вопрос «Считаете ли Вы, что супружеские разводы негативно влияют на институт брака и общество в целом?» 96% ответили да и 4% - нет.

На вопрос о том, могут ли супружеские разводы нанести вред внутреннему морально-психологическому состоянию разводящихся 100% респондентов ответили утвердительно, как и на вопрос о том, что супружеские разводы наносят вред психическому здоровью ребёнка и о том, что обществу необходимо бороться за снижение количества распадов брака.

% респондентов считает, что существует вероятность положительного влияния профилактической работы на крепость брака, 20% не допускает такой вероятности и 4% не думало над этим вопросом.

На вопрос о возможности улучшить ситуацию конфликтности в семьях путём просвещения молодёжи в вопросах семейной жизни и выбора брачного партнёра 84% опрошенных ответило «Да» и 16% - «Нет».

На вопрос о возможности потенциального снижения количества разводов с помощью выявления и разрешения супружеских конфликтов на ранних стадиях 96% ответили утвердительно, 4% - отрицательно.

% респондентов считает, что улучшение качества жизни населения - это шаг на пути решения проблемы повышенной разводимости и 4% (1 человек) не исключают такую возможность.

Из 100% опрошенных 96% считают, что путём ценностно-нравственной ориентации молодёжи можно снизить количество разведённых и 4% ещё не определились по этому поводу.

% респондентов на вопрос о том, способствует ли развитие культуры общения (внимательность, тактичность, выдержка) укреплению брака ответили утвердительно.

На вопрос «Половое воспитание школьников позволит устранить в будущем некоторые причины супружеских конфликтов» 84% дали положительный ответ и 16% - отрицательный.

% респондентов считает, что организация профилактической работы в области супружеских конфликтов может принадлежать социальным службам, 20% считает обратное, 4% ответили «не знаю» и 4% - «возможно».

Таким образом, из приведённых результатов исследования видно, что большая часть опрошенных отмечают наличие в нашем обществе проблемы высокого количества разводов и их негативное влияние на социум, психику разводящихся и детей. Кроме этого большая часть респондентов признаёт существование возможности положительной профилактической работы в области сокращения числа супружеских разводов посредством соответствующей деятельности социальных служб.

Также благодаря исследованию были выявлены основные направления профилактической работы. Это просвещение молодёжи в вопросах семейной жизни и выбора брачного партнёра, выявление и разрешение супружеских конфликтов на ранних стадиях, улучшение качества жизни населения, ценностно-нравственная ориентация молодёжи, развитие культуры общения (внимательность, тактичность, выдержка), половое воспитание школьников.

Конфуций признавал обоснованным развод только для супругов, проживших в браке не менее пяти лет. Пять лет - достаточный срок для устранения отдельных негативных качеств, которые проявились в начале брака, и это вместе с тем достаточно долгий срок для того, чтобы обнаружились скрываемые до поры до времени дурные наклонности одного из супругов, не поддающиеся исправлению.

Решение о разводе - важное событие в жизни мужчины и женщины. Этому предшествует длительный, мучительный и трудный процесс мотивации, то есть всестороннего обоснования принятого решения с точки зрения личностных интересов, потребностей, взглядов, ценностных ориентаций. Возникает новая, очень сложная форма поведения - бракоразводная

.2 Направления профилактической работы в области супружеских разводов

В области профилактики супружеских разводов важное место необходимо отводить разработке методов работы по решению искомых проблем, приводящих к разводу.

В ходе исследования, проведённого нами в 2009 году, были выявлены следующие причины: новое увлечение супруга (измена), разные взгляды на жизнь, пьянство/алкоголизм, различные характер и интересы; также были названы материальные и жилищные трудности, ослабление взаимного интереса, физическое насилие, неумение наладить быт и отсутствие детей. В качестве дополнительных факторов, повлиявших на принятие решения о разводе, были названы следующие: пьянство, отсутствие времени друг для друга, жилищные и материальные проблемы, недоверие, непонимание друг друга, конфликты и давление со стороны родителей супруга/супруги, частые ссоры и семейные скандалы.

Влияние на ослабление этих факторов можно оказать, уделив внимание таким вопросам, как:

.Широкое информирование населения о возможных последствиях разводов для супругов и их семей;

.Просвещение молодёжи в вопросах семейной жизни и выбора брачного партнёра;

.Выявление и разрешение супружеских конфликтов на ранних стадиях;

.Улучшение качества жизни населения, развитие творческой инициативы в области трудовой деятельности;

.Ценностно-нравственная ориентация детей и молодёжи;

.Формирование культуры общения;

.Половое воспитание школьников.

В Кодексе «О браке и семье» Республики Беларусь в главе 1 статье 1 говориться о том, что одной из задач законодательства о браке и семье Республики Беларусь является укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей. [3]

Можно сказать о том, что задача укрепления института брака должна стать общей для всех социальных служб. Работа по различным указанным направлениям может вестись такими организациями, органами и учреждениями, как органы опеки и попечительства (местные исполнительные и распорядительные органы), отделы ЗАГЗ (службы правовой, медицинской и психологической консультации при ЗАГС), сельские Советы, территориальные центры социального обслуживания населения, социально-психологические и педагогические службы учреждений образования, социально-педагогические центры и др.

В Указе Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 года «Об утверждении основных направлениях государственной семейной политики Республики Беларусь» отмечено, что одной из целей государственной семейной политики является укрепление нравственных основ семьи и повышение её престижа в обществе. [10] В этом же документе говорится о том, что к мерам по разработке и реализации семейной политики относится создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи (усиление трудовой мотивации, расширение возможностей увеличения трудовых доходов семьи, обеспечение гарантий занятости на рынке труда работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите, путём стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд). [10] То есть оговаривается необходимость повышения уровня жизни населения до состояния, позволяющего полноценно воспитывать детей и не испытывать материальных лишений.

Также к мерам по разработке и реализации государственной семейной политики относится создание системы социального обслуживания семьи и консультативной помощи, включая создание сети консультативных центров помощи семье различных форм собственности по психолого-педагогическим, медицинским, правовым, сексуальным проблемам, в том числе при научных и практических медицинских учреждениях, учебно-воспитательных учреждениях, на предприятиях, учреждениях, организациях; осуществление мер по созданию системы подготовки молодёжи к браку и семейной жизни; издание массовым тиражом книг и пособий, организацию передач на радио и телевидении, публикаций в периодической печати по проблемам семейного воспитания и семейных отношений. [10] Оговоренные выше меры отвечают выделенным нами направлениям и законодательно их подкрепляют.

Отделение первичного приёма, информации, анализа и прогнозирования территориального центра социального обслуживания населения осуществляет издание памяток, бюллетеней и других информационных материалов по вопросом социального обслуживания граждан. В рамках этого вида деятельности мы считаем целесообразным производить выпуск печатной профилактической продукции, содержащей информацию о психологических, социальных и правовых последствиях супружеских разводов. [8]

Одними из направлений деятельности отделения социальной адаптации и реабилитации является оказание помощи в преодолении межличностных и семейных конфликтов, организация клубов общения, содействие деятельности групп самопомощи и взаимной поддержки. Совершенствование деятельности в рамках первого направления позволит выявлять и разрешать супружеские конфликты, налаживать микроклимат в семьях. Второе направление позволяет работать в сфере совершенствования культуры общения, овладения психологическими приёмами ведения беседы.

В Положении «О социально-педагогической и психологической службе учреждения образования» говорится, что целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении. [7]

Таким образом, можно говорить о необходимости разработки и апробации программы для старших школьников по формированию культуры общения. [Приложение 2]

Заключение

Таким образом, нами было проведено исследование, которое позволило подтвердить выдвинутую гипотезу: существует объективная потребность в организации профилактики супружеских разводов. Нами были определены направления профилактической работы в области супружеских разводов.

Для проведения этого исследования нами были проанализированы различные научные источники, среди которых есть те, что касаются проблемы развода непосредственно, а также те, что освещают социально-педагогическую работу с семьёй в общем. Кроме этого были изучены источники, раскрывающие сущность семьи, брака и их конфессиональное осмысление, так как эти понятия являются первостепенными по отношению к понятию развода и без полного представления о них невозможно осмысление развода и его профилактики.

В ходе исследования было изучено общественное мнение, касательно необходимости пристального общественного внимания к проблеме разводимости, мер и направлений, по которым должна осуществляться деятельность. Таким образом, можно говорить о том, что цель данной курсовой работы была достигнута.

Кроме этого, были достигнуты поставленные задачи: изучена проблема профилактики супружеских разводов, изучено конфессиональное видение проблемы, изучены последствия разводов, обоснована необходимость профилактической деятельности, разработаны направления социально-педагогической профилактической работы по предотвращению разводов и гармонизации семейных отношений.

Нами была подтверждена гипотеза: существует объективная потребность в организации профилактики супружеских разводов.

Для реализации одного из обозначенных направлений профилактики - формирование культуры общения - нами была разработана программа для старших школьников по обучению рациональному общению. [Приложение 2] Данная программа позволяет не только обучить техникам конструктивного общения, но и сформировать общечеловеческие нормы общения и отношения к людям. Программа рекомендуется для реализации в рамках деятельности учреждений образования, обеспечивающих получение общего среднего образования и профессионально-технического образования на базе девяти классов.

Таким образом, можно сделать выводы в заключение нашей работы о том, что

.Супружеские разводы негативно влияют на разводящихся, их семьи и общество в целом.

.Существует объективная необходимость в осуществлении профилактической деятельности по предотвращению супружеских разводов.

.Социально-педагогическим службам целесообразно осуществлять деятельность по профилактике разводов.

Список использованной литературы:

супружеский конфликт развод профилактика

1.Андреева, Т. В. Семейная психология: учеб. пособие / Т. В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. - 244 с.

2.Венгер Ю. И. История отечественной и зарубежной социальной работы: учебно-методический комплекс / Ю. И Венгер. - Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. 195 с.

.Кодекс о браке и семье Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г,: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г: текст кодекса по состоянию на 25 января 2006 г.: #"justify">Приложение

Программа формирования культуры общения у старших школьников

Цель программы: привитие учащимся основ культурного общения

Задачи:

.Создание у учащихся багажа теоретических знаний об организации конструктивного общения;

.Осознание учащимися необходимости овладения знаниями о налаживании общения;

.Формирование общечеловеческих норм общения и отношения к людям;

.Обучение техникам продуктивного общения.

Основное содержание работыФормы работыФормирование у учащихся понимания необходимости овладения знаний об особенностях межличностного общенияЗанятия с конструированием и проигрыванием конфликтных ситуаций; классные часы(доклады специалистов школы на заданную тему).Знакомство с понятием общение, невербалики, структурой общения, понятием конфликта и т. д. Классные часы, факультативные занятия.Обучение техникам продуктивного общения, налаживание благоприятного межличностного общенияФакультативные занятия с применением игры (*1), знакомство со списком литературы, содержащей сведения об общении, рекомендуемой для прочтения.Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общенияЗанятия «Давайте говорить правильно», классные часы на тему «Этикет».

Программа предназначена для реализации в рамках деятельности учреждений образования, обеспечивающих получение среднего образования.

Исполнители: классные руководители, педагоги социальные, педагоги-организаторы, педагоги-психологи.

Программа разработана на основе Закона республики Беларусь «Об образовании», Закона Республики Беларусь «О правах ребёнка», Конвенции «О правах ребёнка».

Игровой блок

ИГРА 1.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ИЛИ ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ.

Для первого упражнения понадобится маленький мячик, который легко катать в ладонях (шишка, камешек и пр.)

ЗАДАНИЕ: каждый из участников должен рассказать о себе. Но задача усложняется тем, что каждая новая « визитная карточка» кроме повторения информации, которая уже прозвучала, должна добавлять что-то новое.

Например:

-ый участник: Меня зовут Антон, мне 10 лет.

-ой участник: Меня зовут Аня, мне 9 лет, я люблю оладьи.

-ий участник: Меня зовут Лена, мне 9 лет, я не люблю оладьи, зато мне нравиться танцевать...И т.д.

В игре формируется первичное восприятие группы в целом. Участники учатся вычленить основную информацию, « примерить»" ее, включаться в процесс кругового общения.

ИГРА 2.

ПОДАРОЧНЫЙ НАБОР.

Для игры понадобятся письменные принадлежности.

Игра проходит в 2 этапа: На первом участники дарят друг другу самые невообразимые подарки: прошлогодний снег, дневник с пятерками, дипломат, набитый фальшивыми долларами, трамвай, дырку от бублика, комету и т.д. В итоге у каждого должен получиться « подарочный набор» из трех предметов и явлений. Если подарков оказалось больше, выбери из них три, наиболее дорогих.

Задание второго этапа: придумать не менее 5 предложений, в каждом из которых использован весь «подарочный набор» (т.е. все три слова). Бывает трудно, но интересно.

ИГРА 3.

ИНФОРМАЦИЯ В ГАЗЕТЕ.

Для работы необходимы вырезки из газет и журналов одинакового объема. Занятие проходит в форме соревнования.

ЗАДАНИЕ: перед вами два небольших газетных материала. Ваша задача прочесть в слух оба отрывка, соблюдая следующее условие: читать поочередно (по одному абзацу из каждого материала ). Затем на память пересказать полный текст каждого отрывка. Чей пересказ окажется ближе к оригиналам?

Игра помогает вычленять необходимую информацию в разных потоках, а также развивает способность к быстрому переключению внимания.

ИГРА 4.

ОТ ТОПОТА КОПЫТ...

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только через содержание, но и через интонацию, жесты, мимику говорящего.

ЗАДАНИЕ ГРУППЕ: представьте такую ситуацию: вы приходите в школу и узнаете, что рисования (физкультуры, математики) сегодня не будет. Попробуйте передать эту новость любому своему однокласснику при помощи жестов, мимики, так как текст, который вы произносите, передавал сообщение, - это известная пословица " от топота копыт пыль по полю летит". Интонация должна показать, радуетесь вы этому или нет. Передаем по цепочке. При выполнении этого задания происходит не просто обыгрывание воображаемой ситуации, но формируется умение эмоционально передавать информацию, интонационно обогащать ее.

ИГРА 5.

СЛОВО ИЗ ПЕСНИ.

В группе выбирается водящий, который покидает класс. Остальные участники выбирают песню ( слова которой должны быть известны игроку - водящему ). Каждый в кругу получает слово из песни. Например, 1 участник-" в лесу ", 2 - " родилась", 3-" елочка " и т. д.

Возвращается водящий, чья роль заключается в том, чтобы отгадать задуманную песню. Водящий задает вопросы участникам, а те, отвечая на вопрос, обязательно должны вставить свое слово из песни:

Что ты делаешь сегодня вечером?

Хочу провести вечер в лесу, на природе.

Что ты сейчас читаешь?

Сейчас я разговариваю с тобой, но у меня родилась идея почитать Пушкина.

Нужно узнать песню. Игра учит анализу и переработке информации.

ИГРА 6.

КОШКА, КОТОРАЯ ГЛЯЕТ...

Все встают в круг, оставляя побольше места в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион ( крадучись на цыпочках ), как супермодель, как солдат и т.д. Каждый участник проходит через круг, а группа угадывает " кто есть кто ".

ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ: Что может выразить походка человека: его профессию? Его эмоции? Как реагирует на разные стили походки ? и др.

ИГРА 7.

ТЕЛЕГРАММА.

Кто из нас не видел телеграммы? Что в ней является самым главным? Конечно же, лаконичное эмоциональное содержание. Группам предлагается послать друг другу телеграммы. Объединяют эти послания начальные буквы слов, например:

БТЛВДКМПЗХО (подбор букв может быть самым разнообразным ).

ЗАДАНИЕ: составить такой текст телеграммы, в котором каждое слово последовательно начиналось бы с предложенной буквы. Итак, первое слово начинается на " Б ", второе на " Т " и т.д. Для связи слов можно вставлять предлоги и знаки препинания в неограниченном количестве.

Например:

Большие Томаты Лежат под Вагоном.

Делаем Кетчуп или Меняем Помидоры на Зверей? Хотел бы Орангутанга.

Борис! Твоя Лень Ведет к Диким Конфликтам. Может Помочь? Знания Хорошие Обещаю.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!