Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода
Содержание
Введение
Глава 1. Анализ положения семей,
находящихся в состоянии развода
1.1 Причины развода
1.2 Возможности оказания помощи семьям,
находящимся в состоянии развода
Глава 2. Проектные решения по созданию
службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода
2.1 Общая характеристика проекта
2.2 Экономическая база проекта
2.3 Ожидаемые результаты
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Развод - окончательное
и бесповоротное решение расстаться, одно из сильнейших стрессовых переживаний.
Вы никак не ожидали, что ваши некогда прекрасные отношения, могут прийти к
такому грустному концу.
Но кем-то из
вас или вдвоем было принято решение о разрыве. И вам сейчас очень сложно
принять свершившийся факт…
Данный
курсовой проект о том, как пережить этот сложный период и как правильно вести
себя в подобной ситуации. Вы сможете узнать, что можно предпринять, чтобы
улучшить собственную жизнь и снова почувствовать себя счастливым. Развод - это
сильнейшее эмоциональное и психическое потрясение, которое не проходит для
супругов бесследно и оказывает негативное и серьезное влияние, как на
физическое, так и на психическое состояние личности. Отмечается, что статистика
одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти
половины от зарегистрированных фактов, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся
– 1534. В такой ситуации огромному количеству людей необходима помощь
квалифицированного специалиста, владеющего основными методами и техниками,
направленными на оказание психологической помощи и адаптации к новому
социальному статусу клиента.
Объектом курсового
проекта являются семьи находящиеся на грани развода.
Предметом – является
консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода.
Цель курсового проекта
- анализ возможностей оказания помощи семьям, находящимся в состоянии развода.
Цель курсового проекта
предопределила постановку следующих задач:
- дать теоретический
анализ научных источников по изучаемой проблеме;
- изучить особенности
психики людей, переживших развод и наметить программу ее нравственной коррекции
с последующей реализацией;
- изучить пути
совершенствования социальной работы с людьми, пережившими развод.
Положение семьи в
современной России пристально рассматривается в средствах массовой информации,
в социальных изданиях, периодической печати. В данной работе применялись труды
отечественных авторов, занимающихся проблемами семьи.
Глава 1. Анализ
положения семей, находящихся на грани развода
1.1 Причины разводов
Несмотря на повышенное
внимание правительства России к проблеме разводов и принятие ряда мер, таких как:
усиление позиций демографически ориентированного программирования в стране,
принятие президентской программы стимулирования рождаемости, закона о
материнском капитале и других, статистика разводов по-прежнему остается
неутешительной.
|
Кол-во браков
|
Кол-во разводов
|
Браков на 1000 чел.
|
Разводов на 1000 чел.
|
2000
|
897327
|
627703
|
6.2
|
4.3
|
2001
|
1001589
|
763493
|
6.9
|
5.3
|
2002
|
1019762
|
853647
|
7.1
|
5.9
|
2003
|
1091778
|
798824
|
7.6
|
5.5
|
2004
|
979667
|
635835
|
6.8
|
4.4
|
2005
|
1066366
|
604942
|
7.5
|
4.2
|
2006
|
1113562
|
640837
|
7.8
|
4.5
|
2007
|
1262500
|
685910
|
8.9
|
4.8
|
1179007
|
703412
|
8.3
|
4.9
|
Естественно, у каждого
явления есть причины. И развод — это не исключение. В каждой стране, в каждой
культуре с течением времени сложились свои индивидуальные традиции, касающиеся
института брака и семьи, и они оказывают ощутимое влияние на статистику
разводов. По мнению социологов, причина разводов,
которую статистики определяют как социальную, кроется в глобальном кризисе
института семьи. Причины расставания, которые супруги указывают в процессе
развода, зачастую бывают ширмой для какой-то гораздо более фундаментальной
причины. Кто же из супругов, по мнению россиян, виноват в разводе - муж или
жена? Лишь 13% обвиняют мужчин, и только 7% - женщин. 62% уверены, что виноваты
оба. Существует мнение, что развод - вроде цунами, в котором никто не виноват,
просто "так получилось". 12% твердо уверены, что до развода лучше не
доводить, и готовы хранить брак любой ценой. При этом 9% уверены в обратном -
при малейшем намеке на дискомфорт следует расставаться. 36% россиян считают,
что развод уместен в том случае, если семья уже фактически развалилась.
Основные причины, по которым в России разводятся люди, - пьянство и сложный
жилищный вопрос. У разводов бывают самые разные причины.
В списке лидеров
значатся алкоголизм или наркомания, отсутствие жилища и средств к существованию,
вмешательство в дела семьи тещи и зятя, невозможность иметь детей, длительное
раздельное проживание. Существуют и более экзотические причины. Кое-кто не
намерен хранить верность супругу, совершившему противозаконное деяние и
попавшему за решетку. Кто-то разводится с супругом, страдающим хронической
болезнью.
Причины разводов можно
подразделить на четыре группы:
· причины,
связанные с неустойчивостью или неразвитостью личности (легкомысленный брак,
вредные привычки, грубость, измена и т.п.);
· причины,
связанные с условиями жизни семьи (жилищными, материальными и т.п.);
· причины,
связанные с объективной невозможностью продолжать совместную жизнь (душевное
заболевание, бесплодие и т.п.);
· массовый
алкоголизм, экономический кризис, безработица, чувство нестабильности и
депрессии как характерные черты состояния Российского общества.
Однако все эти причины
разводов являются лишь внешними показателями, сигнализирующими о кризисных
процессах, протекающих в институте семьи, о комплексе проблем внутрисемейного
взаимодействия, накопившихся за время существования брака.
Современные феномены
семейно-брачных отношений, такие как малодетность, сокращение количества
браков, увеличение количества разводов, демократизация семейной морали,
эмансипация женщины, личная свобода в браке привели к формированию у пар,
ориентированных на брак, терпимого отношения к тому, что брак может окончиться
разводом. Таким образом, в отсутствие направленной семейной политики подготовки
к семейной жизни, в брачном поведении закладывается своеобразная готовность к
разводу уже на начальной стадии зарождения семьи. И, как отмечают
исследователи, наиболее ярко "готовность" к разводу и отсутствие
чувства ответственности за будущее брака проявляются в проблемных и конфликтных
семьях. По
результатам социологических опросов, проводившихся в 2009 году, выяснилось, что
инициаторами разводов чаще выступают женщины. Среди причин, побудивших расторгнуть
брак, были названы следующие:
§несходство характеров и разные
взгляды — 33,4%;
§пьянство, алкоголизм или
употребление психотропных веществ как основные причины развода обозначили 13,5%
женщин;
§измену — 8%;
§наличие другой семьи — 7%;
§безответственность по отношению к
семье, неготовность к семейной жизни — 6,5%.
Эти данные
подтверждаются анализом обращений на телефон доверия, где алкоголизм, измена и
семейное насилие называются основными причинами разводов, что указывает на
специфичность российского института развода.
1.2 Возможности
оказания помощи семьям, оказавшимся на грани развода
Психологическое
консультирование – это целостная система. Его можно представить как
разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность
консультанта и клиента, в которой выделяются три основных компонента.
Диагностический
– систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи,
обратившейся за помощью; сбор и накопление информации и минимальные и
достаточные диагностические процедуры. На основе совместного исследования
психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи),
распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки.
При работе с
каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если
говорить об общей задаче консультирования семьи – то это вовсе не «обеспечение
психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной
ситуации – помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания),
пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой,
другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих
близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
Консультант
осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в
соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и
только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни,
породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов
семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый
материал.
Консультант
может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс:
организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия,
стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере,
не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм,
невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким
образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.
Основной этап
консультирования – отбор и применение средств, которые позволяют создать
условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и
способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе
консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования,
отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для
благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных
отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно
контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он
разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы
социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на
конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и
потребности. Предусматривается также создание специальных
социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим
особенно сложные проблемы.
Анализ
промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе
изменений в программу консультирования-сопровождения.
Психологическое
консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный
анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и
шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или
тренинга) и динамику всего процесса консультирования.
Для
осмысления динамики можно воспользоваться метафорой совместного путешествия от
наличной ситуации к желаемому будущему. Тогда консультирование предстанет как
помощь клиенту в решении трех основных задач:
- определить
«место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема?
В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?);
- выявить
«место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья
или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего,
определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком
направлении двигаться?);
- помочь
клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?).
Таким
образом, оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла
заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем
конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При
удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по
мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в
механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов
психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.
Глава 2. Проектные
решения по созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в
состоянии развода
2.1 Общая
характеристика проекта
Цели
проекта:
помочь клиенту в преодолении эмоциональных стрессов, в стремлении к свободе, в
обучении адаптивному поведению, в поиске полноценного самовыражения.
В советский период в
практике психологической помощи, консультирование в ситуации развода не выделялось
как особый вид работы, поскольку эта проблема не считалась актуальной. Это
происходило не потому, что отсутствовала сама проблема и переживания, с ней
связанные, а в силу того, что развод считался явлением, не показательным для
советского образа жизни. Поэтому вопрос о помощи в этой ситуации практически не
мог быть поставлен. Люди, переживающие ситуацию развода, как показывает опыт, нуждаются
в помощи на разных уровнях: социальном, материальном, физическом и др.
Задачи:
- Повышение уровня
психолого-педагогической и социально- психологической
компетенции супругов;
- Межведомственное
взаимодействие различных структур занимающихся вопросами семьи.
- Разработка
эффективных форм просветительской работы с семьей;
- Укрепление
материально-технической базы учреждения для создания условий успешного
внедрения проекта;
- Развитие социального
партнерства с данной категорией населения.
Психологическая
консультация нацелена на помощь в решении проблем развода. Развод - это
экстремальная ситуация в жизни, и надо уметь из нее выйти не ослабевшим от
изнурительной борьбы, а сильным и помудревшим. Психологическая помощь включает
в себя широкий спектр программ: Психологические индивидуальные консультации,
включающие в себя современные методы психологии: от психоанализа до имманентно-образной
психотерапии. Групповые занятия. Психологическая помощь (как индивидуальная,
так и групповая) ставит своей целью решение следующих основных проблем развода:
• Как найти нестандартное решение экстремальной
ситуации;
• Как реагировать на психологический
терроризм другой стороны;
• Как избавиться от обиды, чувства вины;
• Как обрести уверенность в себе.
Медицинская программа
направлена на реабилитацию и профилактику возможных заболеваний, а также
учитывает, что во время развода часто происходит обострение уже имеющихся
хронических заболеваний, которые утяжеляют и без того сложную ситуацию.
Медицинские центры, с которыми мы сотрудничаем, учитывают эту специфику и идут
навстречу людям, которые к нам обратились на консультацию по поводу развода.
Юридическая программа
направлена на решение вопросов оформления развода, подачи заявлений на развод,
определение порядка развода, раздел имущества.
Для реализации
деятельности в рамках проекта считается целесообразным проведение
следующих мероприятий:
- просветительская
деятельность, т.е. разработка и распространение информационно-тематических
буклетов, брошюр, бюллетеней, публикации статей в средствах массовой
информации;
- информирование
населения о перспективе и ходе реализации проекта по созданию службы
консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода;
- обеспечение
материально-технической базы, с целью реализации деятельности в рамках проекта;
- организация и
обеспечение функционирования Клубов: «Мы вдвоем», «Азбука семейных отношений»;
- подведение итогов
работы;
- проведение
мониторинга, оценка эффективности программы.
Реализация проекта по
созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода
предусматривает также сотрудничество с Отделом ЗАГС, образовательными
учреждениями, а также со специалистами других ведомств (врачи, юристы,
медицинские работники, специалисты по социальной работе).
2.2 Экономическая база
проекта
Реализация проекта
будет проводиться на базе отделения психолого-педагогической помощи семье и
детям Бюджетного учреждения социального обслуживания. Руководителем программы
является заведующий отделением психолого-педагогической помощи семье и детям.
Реализация проекта по
созданию службы консультативной помощи семьям, находящимся в состоянии развода
обеспечивается работой следующих структурных подразделений:
- Административное
подразделение:
Административное
подразделение выполняет организационную и контролирующую функции, а также
обеспечивает взаимодействие специалистов проекта с внешними специалистами и
административным аппаратом;
- Методическое
подразделение:
Методическое
подразделение осуществляет информационно-просветительскую и организационную
деятельность по проекту.
- Специалисты, реализующие
программу:
- заведующий отделением
(1 ставка);
- юрист (1 ставка);
- психолог-консультант
(1 ставка);
- педагог-психолог (2
ставки);
- Управление
проектом:
- Администрация
учреждения
- Организационно-методическое отделение
- Отделение
психолого-педагогической помощи семье и детям
- Организационная
деятельность, информационно-просветительская работа в рамках проекта.
- Контроль,
взаимодействие специалистов
- Реализация
мероприятий проекта.
Таким образом,
функционирование проекта обусловлено четко построенной системой взаимодействия
служб и специалистов, участвующих в ней.
2.3 Ожидаемые
результаты
Предполагаются
следующие количественные результаты реализации проекта:
- снижение динамики
семейного неблагополучия;
- увеличение;
- расширение спектра
услуг оказываемых семьям.
Предполагаются
следующие качественные результаты реализации программы:
- повышение качества
услуг, предоставляемых семьям;
- повышение статуса
семьи;
В процессе
психологического сопровождения семьи задача специалистов отделения дать знания
и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему
поведению в семье. Помочь лучше понять себя и своих близких, осознать
собственные личностные и семейные ресурсы. Наладить семейные отношения, научить
строить взаимоотношения друг с другом.
В рамках данного
проекта работают 2 Клуба. Клуб «Мы вдвоём» для молодых супружеских пар и
будущих молодоженов. Целью работы данного клуба является оптимизация
межличностных взаимоотношений, профилактика разводов и снижение эмоциональной
напряженности в семье.
Одной из форм работы
проекта «Консультативная помощь семьям, находящимся в состоянии развода»
являются выездные семинары-тренинги с учащимися старших классов
общеобразовательных школ с целью подготовки к осознанному созданию семьи, формирования
позитивного представления у подростков о семейных ценностях. Ролевая игра
«Требуются родители!» способствует осознанию важности планирования семьи у
подростков. Полученные результаты показывают востребованность, проводимых в
рамках проекта, занятий с молодыми семьями и молодежью.
Заключение
Работа с
причинами разводов в психологическом консультировании семьи предполагает
преодоление людьми отчужденности от самих себя и социального контекста с
помощью рефлексивного анализа ситуаций и ролевых игр. Работа эта нацелена на
следующие изменения:
Люди не
должны жить отчужденными от особенностей своего пола: мужчины должны проявлять
свойственные им от природы мужские качества, а женщины - свойственные им от
природы женские качества. К мужским качествам относятся ум, сила, выдержка,
рассудительность, способность принимать решения и нести за них ответственность.
К женским качествам относятся, в первую очередь, мягкость, чуткость, доброта,
эмоциональность, отзывчивость.
И мужчины, и
женщины должны вернуться в то состояние, когда принятие ответственности за
другого, забота о другом, совместное преодоление трудностей являются
источниками радости, спокойствия положительных эмоций.
Привыкшие
отдавать все силы разрешению какой-либо узкой задачи супруги должны научиться понимать,
принимать, уважать и любить самих себя; в супружеских отношениях обсуждать
эмоции и желания друг друга, стремиться достигать реального взаимопонимания,
уметь в процессе диалога вырабатывать общие цели.
Люди должны
избавиться от иллюзий, которые мешают им строить качественные и долговременные
отношения. К этим иллюзиям относятся следующие: все хорошее в мире должно
происходить само по себе, а не в результате сознательных и целеустремленных
действий; жить в семье можно и нужно только по любви; все люди обязаны жить,
мыслить и чувствовать так же, как я.
Люди должны
уметь так организовать свою жизнь, чтобы никто не переутомлялся. При этом
должно иметь место осознание своей миссии в супружестве, что будет
способствовать эмоциональному подъему и увеличению сил. Причины возникающего
раздражения должны исследоваться и обсуждаться, но не вытесняться.
Вопросы,
связанные с властью и подчинением, не должны быть центральными вопросами в
жизни семьи. Семейные отношения должны быть не отношениями власти и подчинения,
а отношениями любви, что подразумевает открытость окружающим, принятие
окружающих, в общении - адресованность и сензитивность к глубинным потребностям
человека, его сущностным проявлениям.
Список использованной
литературы
1.
Аронс
К. Развод: крах или новая жизнь. – М., 1995. – 6-7 с.
2.
Василькова
Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: курс лекций: Учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3–е изд., стереотип. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 385 с.
3.
Вдовина
М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Высшее образование
для XXI века. – 2005. – №4. – С. 36-39.
4.
Вильямский
В. Основы организации деятельности социальных систем. – Ростов н/Д.: Феникс,
2006. – 526 с.
5.
Галаганов
В. П. Организация работы органов социального обеспечения. – М.: Академия, 2008.
– 176 с.
6.
Дармодехин
С.В. Социальный институт семьи: проблемы и направления модернизации // Семья в
России. – 2008. – №1. – С.21-25.
7.
Карабанова
О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.:
Дело и сервис, 2007. – 365 с.
8.
Мудрик
А.В. Социальная педагогика. Учебник. – М.: Академия, 2007. – 632 с.
9.
Основы
психологии семьи и семейного консультирования /Под общей ред. Н.Н. Посысоева. –
М., 2004. – 526 с.
10.
Сабитова
Г.В. Профессионализация социально-педагогической поддержки семей с детьми //
Семья в России. – 2008. – №2. – С.38-42.
11.
Социальная
работа / Под общ. ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 526 с.
12.
Социальная
работа с семьей и детьми. Сборник статей. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та,
2002. – 290 с.
13.
Технологии
социальной работы: Учебник / Пол общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.:
ИНФРА-М, 2003. – 425 с.
14.
Холостова
Е.И. Социальная работа: теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 632 с.
15.
Холостова
Е.И. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Инфра-М,
2004. – 364 с.
16.
Чернецкая
А.А. Технология социальной работы: Учебник. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. –
365 с.
17.
Черняк
Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2007. – 394 с.
18.
Шеляг
Т.В. Мир семьи и социальная работа. – М.: МГСУ, 2004. – 327 с.
19.
Этика
и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под. ред. И.В.
Гребенникова.– М.: Просвещение, 2003. – 283 с.