Построение проектной деятельности с детьми 3 класса на основе дидактической среды Лого Миры

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,27 Mb
  • Опубликовано:
    2011-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Построение проектной деятельности с детьми 3 класса на основе дидактической среды Лого Миры

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ 3 класса НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ЛОГО МИРЫ

(выпускная работа)

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в различных формах учебной деятельности

§1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста

§1.2 Особенности формирования и развития познавательного интереса школьников

§1.3 Специфика организации проектной деятельности учащихся

Глава 2. Организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области

§2.1 Дидактические возможности компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры

§2.2. Проектная деятельность с использованием среды Лого Миры на уроках информатики и естествознания

§2.3. Проведение исследовательского эксперимента

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Одним из критериев оценки эффективности обучения является наличие интереса у учащихся. Особое внимание учителей обращено к познавательному интересу учеников. В процессе познавательной деятельности происходит овладение содержанием учебных предметов, а также необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. У школьников одного и того же класса познавательный интерес может иметь разный уровень развития и различный характер проявлений, обусловленный различным опытом и особыми путями индивидуального развития. У одних школьников интерес мимолетный, у других он остается надолго, в этом случае ученики изучают школьные предметы более углубленно, самостоятельно.

Потребность в активной познавательной деятельности возникает в конце младшего школьного возраста. Данный возраст имеет ряд особенностей (складывается новая детская общность, возникает стремление занять определенное место среди товарищей, появляется способность ставить перед собой цели, контролировать свое поведение и деятельность, и другие.) Знание этих особенностей позволяет педагогам успешно обходить трудности. Если же они не учитываются, то у младших школьников могут сформироваться устойчивые отклонения в поведении и нравственном развитии. Ведущая педагогическая идея в работе с младшими школьниками - создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности.

В современной дидактике одним из инновационных направлений является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Также метод проектов развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, особенности критического мышления. Данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс в условиях еще существующей классно-урочной системе занятий, может не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартам для базового уровня.

Проблемы специфики развития и функционирования детской и подростковой психики в условиях работы с компьютером очень разнообразны. Они связаны с изучением форм и видов взаимодействия с компьютером, анализом основных функций межличностного взаимодействия, которые могут быть реализованы в ходе работы с компьютером. Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры (Лого) активно используется визуализация - она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого - среда, открытая для занятий любым школьным предметом. Лого важен не как язык программирования, а как средство развития личности, познания мира. Ребенок учится анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.

Несоответствие между необходимостью выстраивать учебный процесс с использованием способов деятельности младших школьников, соответствующих специфике возраста, таких как проектная деятельность в среде Лого Миры с одной стороны и недостаточным описанием в методической литературе конкретных приемов включения в учебный процесс в 3 классе способа организации проектной деятельности на уроках информатики и естествознания определяет проблему исследования.

Проблема исследования связана с определением таких способов деятельности младших школьников, которые соответствовали бы специфике возраста и позволяли вызвать познавательный интерес к изучаемым школьным предметам: информатика, естествознание. Исходя из проблемы исследования, была сформулирована тема исследования «Построение проектной деятельности с детьми 3 классов на основе дидактической среды Лого Миры».

Цель исследования: организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области.

Объект: проектная деятельность на уроках естествознания и информатики в 3 классах.

Предмет исследования: познавательный интерес в процессе проектной деятельности на уроках информатики и естествознания.

В качестве гипотезы выдвинуто следующее предположение: педагогически целесообразная организация проектной деятельности в среде ЛогоМиры с учащимися 3 классов, построенная на межпредметных связях, формирует и развивает познавательный интерес.

Задачи исследования:

1.       Изучить особенности возраста, их проявление в учебно-предметной деятельности.

2.       Изучить особенности формирования и развития познавательного интереса.

.        Проанализировать специфику организации проектной деятельности.

.        Изучить дидактические особенности в использовании компьютерной инструментальной среды ЛогоМиры.

.        Построить проектную деятельность на основе среды ЛогоМиры для детей 3 классов на материале одной из тем по естествознанию.

.        Оценить уровень проявления познавательного интереса в процессе построения проектной деятельности.

Методы исследования:

·        теоретический анализ педагогической, психологической литературы;

·        наблюдения, беседы;

·        опытно-экспериментальная работа с учащимися 3 классов.

Глава 1. Специфика формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в различных формах учебной деятельности

 

§1.1 Основные характеристики младшего школьного возраста


Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность <#"511516.files/image001.gif">

Рис. 2.1.

Объектно-ориентированный подход является одним из наиболее эффективных и удобных средств, используемых сегодня. Окружающий нас мир состоит из целостных объектов, которые обладают определенными свойствами и поведением. В технологии объектного ориентирования объекты сохраняют свою целостность, все свойства объекта и его поведение описываются внутри самого объекта. Объектами ЛогоМиров будут рисунок, текст, бегунок, кнопки и т.д. В системах объектного ориентирования обычно используется графический интерфейс. Появляется возможность создавать объекты, задавать им свойства и поведение с помощью мыши. Объектно-ориентированное программирование - это создание приложений из объектов, подобно тому, как из блоков и различных деталей строятся дома. Среда объединяет в себе следующие редакторы:

·        графический редактор;

·        текстовый редактор;

·        музыкальный редактор;

·        редактор Форм;

·        редактор Программ на программном листе.

На странице живут черепашки. Они являются основными (хотя и не единственными) объектами, которыми управляют с помощью языка ЛогоМиров. Управлять черепашками можно непосредственно (интерактивно), для чего в специальной области экрана - в «Поле команд» нужно написать соответствующие команды, которые будут немедленно выполнены. Лого включает в себя более 200 команд. Среди них есть и графические команды: команды перемещения черепашки, изменения цвета, изменения формы (черепашка может, например «надеть на себя» форму самолета или стать цветком) и т.д. Знакомство с мультипликацией позволяет «оживить» формы черепашки, и тогда экран заполнится летающими птицами, скачущими лошадьми, мчащимися автомобилями (рис. 2.2, 2.3).

Рис. 2.2.

Рис. 2.3.

Есть команды, позволяющие создавать музыку, выполнять арифметические вычисления и прочее (рис. 2.4). Кроме непосредственного управления в ЛогоМирах доступен и режим программирования. В особом месте не экране компьютера можно записать программы, которые, как и в большинстве языков программирования, «расширяют исходный словарь языка». Имена записанных программ можно использовать в интерактивном режиме, при записи новых программ, а также при применении кнопок. Объекты «кнопки» обеспечивают функции гипертекстовой структуры, при нажатии на них выполняются заранее предписанные действия: переходы, движения и т.д. Объект «бегунок» позволяет использовать в проектах переменные числовые величины, значения бегунка видно и может быть изменено с помощью мыши.

Рис. 2.4.

Разработаны разные версии Лого. Перво Лого - это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого для дошкольного начального школьного образования (от 4 лет и старше). Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок. Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ПервоЛого может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием. ПервоЛого 2.0 - новая версия популярной программы ПервоЛого. Особенностью данной программы является то, что она предназначена для применения в дошкольном и начальном школьном образовании и может рассматриваться, например, как первый шаг на пути в увлекательный мир Лого. Широко цитируется высказывание о том, что «у Лого нет ни порога, ни потолка». Это означает, в частности, что при работе с Лого не придется тратить время на предварительное изучение системы. Запуская программу, открывается компьютерный альбом, в котором практически сразу можно заниматься содержательной работой: рисовать картинки, создавать мультфильмы, управлять черепашками и т.д. Проектируя Лого для самых маленьких пользователей, разработчики стремились «убрать порог» более чем в какой-либо иной версии. Программа управляется с помощью простого графического меню, причем смысл почти всех действий более или менее очевидно описывается соответствующей картинкой. В ПервоЛого решен вопрос о «наследственности» Лого-программ. Ребенку, «выросшему» из ПервоЛого, не составляет труда перейти к работе в ЛогоМирах 2.0. Более того, ребенок сможет открыть в ЛогоМирах проект, созданный в ПервоЛого, и продолжить над ним работу.

Версия ЛогоМиры - универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого. Программа интегрирует графику, мультипликацию, звуки, программирование и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также объединить на одном уроке различные школьные дисциплины.

ЛогоМиры 2.0 - эту версию известной программы ЛогоМиры можно назвать мультимедийное Лого. Прежние возможности ЛогоМиров теперь дополнены новейшими технологиями. Можно вставлять в работы фрагменты аудио- и видеозаписей, фильмы. В программу входят: графический редактор (тысячи цветов), музыкальный редактор, 64 полноцветных формы неограниченного размера, до сотни черепашек, параллельные процессы, встроенный справочник и многое другое. Это мощный инструмент для создания собственных проектов на любую тему.

Есть огромное множество задач, которые можно решать при помощи Лого. При работе в среде ЛогоМиры круг задач существенно расширяется. Аргументы в пользу ЛогоМиров:

·        ЛогоМиры удовлетворяет требованиям начального языка программирования;

·        Философия ЛогоМиров - истинное достижение в методике обучения;

·        В среде ЛогоМиры можно работать с гипертекстом;

·        ЛогоМиры - объектно-ориентированная среда;

·        ЛогоМиры включает в себя одновременно графический, текстовый, музыкальный редакторы;

·        Учащиеся способны принять участие в разработке обучающих проектов с помощью программы ЛогоМиры.

 

§2.2 Проектная деятельность с использованием среды Лого Миры на уроках информатики и естествознания


Проектную деятельность учащихся можно построить на примере многих школьных предметов, используя различные способы планирования желаемых результатов и организации работы над проектом: сбор информации, экспериментальные и опытные работы, создание газеты, спектакля, видеофильма и др. Мы предлагаем построение проектной деятельности школьников с помощью компьютерной среды Лого Миры.

Данная компьютерная среда была выбрана для работы над проектом, т.к. она позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также обеспечивает возможность осуществлять межпредметные связи на уроках информатики. Среда Лого Миры интегрирует графику, мультипликацию, звуки, что вносит яркость и новизну в процесс обучения.

Предлагаемый интегрированный проект построен на материалах естествознания, опираясь на учебное пособие Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Мы и окружающий мир». Данный учебник входит в комплект учебных пособий, отражающих содержание интегрированного курса «Мы и окружающий мир» для четырехлетней начальной школы. Основное содержание учебника 3-го класса - изучение разных природных условий на Земле (природные зоны и сообщества), жизнь людей, их занятия в этих разных условиях от зарождения человечества до начала нового времени.

При создании проекта на уроке информатики ученики используют возможности компьютерной среды Лого Миры, получают возможность повторить пройденный материал по курсу «Мы и окружающий мир», что приводит к более прочному усвоению знаний. Во время работы перед учениками встает необходимость свободно воспроизвести, самим изложить материал, что активизирует его осмысление. Данный вид работы так же способствует тому, что ученики испытывают осознанное затруднение, преодоление которого требует творческого поиска, стимулирует мыслительную деятельность, заставляет учеников рассуждать, переживать радость от правильного действия, что способствует развитию активных познавательных интересов к данным предметам. При работе над проектом происходит связь приобретенных знаний с новой целью - это является одним из плодотворнейших источников новых интересов, особенно интересов интеллектуального свойства.

На уроках естествознания, в течение последней четверти учебного года, школьники познакомились с природными условиями Сибири, изучили природные зоны: тайгу, тундру, арктическую пустыню, природное сообщество болото, особенности животного мира природных зон сообществ. Данные сведения послужат опорой при подготовке к выполнению проекта.

При организации проектной деятельности учащихся, учителю предлагается вносить промежуточные результаты проявления тех, или иных показателей познавательного интереса в специально созданную таблицу (таб. 2.1). Данная таблица содержит основные показатели наличия познавательного интереса у школьников. Работа с таблицей эффективна и удобна, т.к. позволяет отслеживать изменение показателя у определенных учеников на всех этапах работы над проектом и оказывать вовремя поддержку и влияние, а также сделать общий вывод о проделанной работе.

Таблица 2.1.

Этап работы над проектом

Ф.И. ученика

Положит. эмоции

Отрицат. эмоции

Вовлеченность

Внимание к конкретным фактам

Действие по образцу

Невнимательность









Предлагаем работу над проектом разбить на несколько этапов (таб. 2.2).

Таблица 2.2.

Этапы работы над проектом.

Содержание работы.

1. Подготовка к работе.

Определение темы и цели проекта.

2. Планирование работы.

Определение источников информации, способа сбора и анализа информации. Распределение задач между членами команды. Определение формы отчета и критерия оценки.

3. Выполнение проекта.

Выполнение проекта на компьютере.

4. Завершение, сборка.

Объединение всех частей проекта.

5. Результаты и/или выводы.

Подведение итогов.

6. Представление работ.

Организация демонстрации проекта.

7. Оценка результатов и процесса (церемония награждения).

Коллективное обсуждение работ, церемония награждения.


Работа рассчитана на шесть занятий: два урока по естествознанию и четыре урока по информатике.

Занятие 1. Естествознание

Цель урока: определить тему и цели проекта, провести с учениками планирование предстоящей работы.

Необходимое оборудование: карта природных зон России.

Ход урока.

Этап 1. Подготовка к работе (10 минут).

Учитель ставит перед детьми общую задачу: создать на компьютере небольшое «учебное пособие», которое помогло бы младшим классам в дальнейшем изучать особенности природных зон родного края. Учитель предлагает тему проекта: «Путешествие из Красноярска на полуостров Таймыр». Цель: показать, как сменяют друг друга природных зоны при продвижении на север.

Примечание. Постановка общей задачи преследует определенную цель: ребенок обнаруживает место своей работы в одном общем процессе.

Деятельность учащихся: обсуждают с учителем тему работу, получают необходимую дополнительную информацию.

Деятельность учителя: наблюдает за эмоциями учеников, за вовлеченностью в обсуждение проекта; мотивирует учащихся.

Этап 2. Планирование (25 минут).

1.  Определение источников информации.

Учитель совместно с учениками подбирает необходимые источники. Школьникам предлагается отметить на карте маршрут от Красноярска до полуострова Таймыр и записать, какие природные зоны пересекает отмеченный путь.

Примечание. Основным источником информации является учебное пособие «Мы и окружающий мир».

2.  Определение способов сбора и анализа информации.

Принимается решение делать зарисовки растений и животных, записывать их название.

Деятельность учащихся: вырабатывают план действий.

Деятельность учителя: предлагает идеи, высказывает свои предположения.

3.  Распределение задач (обязанностей) между членами команды.

При изучении карт обнаружено, что на пути от Красноярска до полуострова Таймыр встречается: тайга, природное сообщество болото, лесотундра, тундра, берег Северного Ледовитого океана, арктическая пустыня.

Класс распределяется на группы, каждая группа отвечает за определенную природную зону.

Деятельность учителя: наблюдает за учениками, предлагает идеи, поддерживает инициативу учащихся, оказывает «дозированную» помощь ученикам при возникновении трудностей во время обсуждения.

Заключительная часть урока (5 минут).

Обсуждение домашнего задания: каждой группе подобрать материал о данной природной зоне, сделать зарисовки.

Занятие 2. Естествознание.

Цель урока: продолжить планирование работы над проектом.

Ход урока.

1. Обсуждение домашнего задания (10 минут).

Деятельность учащихся: представляют домашнюю работу: подобранный материал, зарисовки.

Деятельность учителя: не оставляет без внимания не одной работы, высказывает свое мнение, поощряет школьников.

. Продумывание работы (25 минут).

В ходе обсуждения выясняется, что каждой группе для создания проекта потребуется один лист, где присутствует изображение данной природной зоны. При работе использовать возможности графического редактора и редактора форм. В ходе дальнейшего обсуждения учитель опирается на сведения, полученные от учеников. Создаются основные наброски работы, решается какие элементы могут присутствовать на страницах работ.

Учитель на доске записывает краткий конспект:

Тайга

Ели, пихты, грязно-зеленые лишайники, сибирские кедры, березы, осины, лиственницы, кустарники, травянистые растения, медведь, бурундук, лось, олень, куница, глухарь и другие.

Болото

Мох сфагнум, камыш, кривые сосны, клюква, цапля, уж, лягушка, гадюка, дикая утка.

Лесотундра

Брусника, лишайники, карликовые березы, кустарники, ели, волк, песец, олени.

Тундра

Карликовая береза, морошка, камнеломка, мхи, лишайники, овцебык, полярная сова, утки, волк, песец, северный олень.

Побережье Северного Ледовитого океана

Скалы, зелень на верхушках, гагарка, кайра, моевка, тупик, розовая чайка.

Арктическая пустыня

Лед, вода, полярное сияние, морж, белый медведь, тюлень.


Деятельность учащихся: кратко конспектируют, обсуждают идеи.

Деятельность учителя: поощряет инициативу, собирает полученную информацию по теме воедино, координирует деятельность учащихся.

. Определение способа представления результатов (форма отчета).

Способ представления результатов определяет учитель. Он разрабатывает правила представления работ учащихся. Результаты должны быть представлены в виде доклада от каждой группы и представления своей работы на компьютере.

Примечание. Известно, что младшие школьники чрезвычайно чувствительны к выполнению правил. Они сами стараются соблюдать правила и требуют этого от своих товарищей.

. Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

Работа оценивается по нескольким критериям. Учитель выставляет свою оценку, а учащиеся свою. Оценка учителя складывается из оценки на подготовительном этапе, оценки за выполнение работы и оценки за представление своей работы. Учащиеся выдвигают номинации. По окончанию работы над проектом будет устроена церемония награждения участников данной работы.

Заключительная часть (5 минут).

Домашнее задание: каждой группе продумать, какие изображения будут присутствовать на страницах проекта, нарисовать эскиз, придумать номинации для награждения.

Занятие 3. Информатика.

Цель урока: повторить основные принципы работы с инструментами компьютерной среды Лого Миры, которые будут использоваться при работе над проектом.

Ход урока.

1.       Повторение основных графических команд: изменение формы, цвета черепашки, особенностей использования графического редактора, использование анимации, увеличение или уменьшение объекта. (15 минут).

2.       Работа учеников по созданию картинок, используя изученные редакторы. (25 минут).

Примечание. Повторение использования редакторов среды ЛогоМиры сопровождается работой детей за компьютером.

Занятие 4. Информатика.

Цель урока: организовать выполнение работы на компьютере.

Ход урока.

Этап 3. Выполнение работы на компьютере.

. Организационный момент (10 минут).

Учитель узнает, имеются ли у учеников вопросы. В случае возникновения затруднений у детей, учитель оказывает помощь и поддержку. Учащиеся обсуждают с учителем придуманные номинации. Ученикам предлагается не ограничивать свою фантазию, не бояться выделиться.

. Работа на компьютере (15 минут).

Деятельность учащихся: выполняют задуманную работу, оказывают взаимопомощь друг другу.

Деятельность учителя: координирует процесс, поддерживает и поощряет учеников, поддерживает непрерывную обратную связь, наблюдает за детьми, обращает внимание на то, кто из учеников выполняет работу самостоятельно, кто просит помощи у товарищей, кто оказывает помощь другим, кто обращается за советом к учителю.

. Физминутка (5 минут).

Учитель организует отдых для учащихся. Ученики встают в круг вместе с учителем и выполняют упражнения для пальцев рук и для глаз.

. Работа за компьютером (10 минут).

Занятие 5. Информатика.

Цель урока: продолжить выполнение работы, подведение итогов проделанной работы.

Ход урока.

Этап 4.

1.  Продолжение работы над проектом на компьютере (15 минут).

2.       Физминутка (5 минут).

.        Завершение работы, объединение всех работ учащихся в один общий проект.(10 минут).

Деятельность учащихся: выполняют работу, решая промежуточные задачи.

Деятельность учителя: наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.

Этап 5. Результаты и/или выводы (10 минут).

. Обсуждение выполненной работы.

Деятельность учителя: подводит итог работы над проектом, задает вопросы учащимся

·        С какими трудностями они столкнулись?

·        Какой этап выполнения проекта был более сложный, а какой не вызывал затруднения?

·        Желали бы дети в дальнейшем участвовать в такой работе?

Деятельность учащихся: ведут активную беседу с учителем, отвечают на вопросы, анализируют свои действия при работе над проектом.

. Обсуждение предстоящей защиты проекта.

Деятельность учителя: напоминает о правилах представления работ.

Деятельность учащихся: задают вопросы, обсуждают номинации.

Занятие 6. Информатика.

Цель урока: организовать защиту работ учащихся, оценить результаты.

Примечание. На урок приглашаются несколько учителей.

Ход урока.

Этап 6. Представление работы. (30 минут).

. Организационный момент.

Учитель представляет совместный проект учащихся: тему, цель и задачи.

. Устный отчет с демонстрацией.

Деятельность учащихся: отчитываются по группам, обсуждают работы других групп. Ученики делают замечания, на сколько вписывается работа отдельных учеников в весь проект, хорошо ли подобраны материалы.

Деятельность учителя: слушает, задает вопросы в роли рядового участника.

Этап 7. Оценка результатов и процесса, церемония награждения (10 минут).

Деятельность учащихся: участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Примечание. Школьники делятся впечатлениями о работе своих товарищей, решают на сколько работа товарищей соответствует выдвинутым номинациям.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчета, выставляет свою оценку ученикам.

Церемония награждения: учащиеся награждаются грамотами за внесенный вклад в создание общего проекта.

Примечание. Награждение проходит под аплодисменты, с пожатие руки, чтобы каждый учащийся почувствовал важность и значимость проделанной работы.

В результате проделанной работы ученики приобретают навыки такие, как:

Планирование и анализ деятельности.

·        Сбор и анализ информации.

·        Продумывание критериев оценки (что является одним из этапов проектирования своей деятельности).

·        Оформление собранного материала (его композиционное размещение на листе определенного размера, создание текста, рисунки).

·        Организация коллективной работы.

·        Распределение работы в группе.

·        Освоение основных принципов работы с графическим и текстовым редактором форм компьютерной среды ЛогоМиры.

 

§2.3 Проведение исследовательского эксперимента


На примере приведенной выше работы над проектом, был проведен исследовательский эксперимент в одном из 3-их классов гимназии №9 города Красноярска. В организованной работе над проектом участвовало 17 человек. В данном учебном заведении программой предусмотрено изучение информатики в начальной школе по программе Горячева А.В. «Информатика в играх и задачах». Дополнительно на уроке информатики используют программно-методическое обеспечение «Роботландия» («Угадайка», «Компьютер», «Плюсик», «Художник», «Буквоед» и др.). При организации экспериментальной работы возник ряд трудностей:

. Некоторые из учеников уже были знакомы с компьютерной средой ЛогоМиры, но большинство узнали о ней впервые.

. В компьютерном классе для младших школьников на один компьютер приходилось 3-4 учеников.

. Вместо некоторых уроков по плану устраивались факультативные занятия, но в этих случаях ход урока сохранялся.

Для изучения среды ЛогоМиры были организованы факультативные занятия. Дети были разделены на 3 группы, чтобы каждый самостоятельно мог работать за компьютером (каждая группа знакомилась с компьютерной средой ЛогоМиры в разное время). Школьники с интересом отнеслись к возможности работы в ЛогоМирах, они с легкостью освоили графический редактор, редактор форм и прочее. На уроках естествознания были организованы 2 этапа работы над проектом: подготовка к работе и планирование данной работы. После организации и проведения данных этапов работы над проектом были получены следующие результаты:

Таблица 2.3. Этап 1.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+


+



+


Женя К.




+



+

Дима К.

+


+



+


Дима Н.

+


+

+


+


Ксюша

+


+


+

+


Алена

+



+


+


Валера


+





+

Санвел





+


+

Яна

+


+



+


Вера


+






Ира





+


+

Паша

+


+



+


Алеша


+


+




Настя





+


+

Миша



+





Сережа

+



+


+


Даша



+






Во время первого этапа, когда была предложена тема проекта, поставлены цели и задачи, наблюдалось разное поведение детей, отличие в отношении к преподавателю и предстоящей деятельности. Некоторые дети были в восторге от того, что им предстоит какая-то новая деятельность, что с ними проводят данную работу, одни из них внимательно слушали учителя, были вовлечены в беседу, а другие были невнимательны.

Были такие дети, которые внимательно слушали, но не проявляли ярко выраженных эмоций. Несколько учащихся на первом этапе работы никак не проявляли своих эмоций, складывалось мнение, что дети равнодушны к происходящему и автоматически повтаряют действия за другими детьми. Наименьшее число учащихся открыто проявляли отрицательное отношение к предстоящей деятельности, объясняя это тем, что они много учатся, что им хочется поиграть по-больше на компьютере в игры. Наблюдая за детьми, были предприняты следующие меры: приступая к планированию предстоящей работы (определению источников информации, способов сбора и анализа информации, распределению обязанностей в группе и т.д.), внимание уделялось в большей мере ученикам, которые или не выражали никаких эмоций, или проявляли отрицательные эмоции, но при этом и другие учащиеся были вовлечены в обсуждение.

Ученики были поставлены в такую ситуацию, что их деятельность очень важна, особенно, что каждый из учеников внесет свой вклад в один общий процесс. При обсуждении учитывалось мнение учащихся, от чего у многих изменилось отношение к предстоящей работе.

Трудности возникли также при делении на группы и при распределении работы в группах. Многие школьники не хотели брать к себе в команду кого-то еще, из-за этого возникали отрицательные эмоции. В таких случаях происходило вмешательсто учителя и к концу урока комплектация групп была успешно завершена. При работе на втором этапе были получены результаты:

Таблица 2.4. Этап 2 (первая часть).

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+





+


Женя К.



+



+


Дима К.

+

+

+



+


Дима Н.

+

+


+


+


Ксюша

+

+

+



+


Алена

+





+


Валера

+

+


+


+


Санвел



+


+



Яна



+



+


Вера


+




+


Ира

+


+





Паша



+



+


Алеша

+

+


+


+


Настя

+


+


Миша



+



+


Сережа




+


+


Даша



+



+



На следующем уроке по естествознанию была организована заключительная часть второго этапа работы над проектом и получены следующие результаты:

Таблица 2.5. Этап 2 (вторая часть).

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.



+


+

+


Женя К.

+


+


+

+


Дима К.

+


+


+

+


Дима Н.


+



+

+


Ксюша

+




+

+


Алена

+

+

+


+



Валера




+

+



Санвел

+


+


+



Яна




+

+



Вера

+

+



+

+


Ира



+


+

+


Паша


+



+



Алеша



+


+



Настя





+

+


Миша





+



Сережа

+

+


+

+

+


Даша





+




После того, как дети были разделены на группы, их отношение к выполнению работы сильно изменилось, появилось чувство соперничества, но им было дано объяснение, что от того, на сколько хорошо или плохо выполнят работу другие группы, зависит результат общего проекта. Многие учащиеся не проявляли ярко выраженных эмоций, но были вовлечены в процесс обсуждения. Все школьники действовали по образцу, который задал учитель (школьники записывали данные в тетрадь, делали зарисовки). Ярко выраженные эмоции дети проявляли во время установления процедур и критериев оценки. Им было предложено придумать различные номинации для награждения. Школьники предлагали различные варианты, некоторые варианты не нравились окружающим, тогда возникали споры, обиды, гнев. Радость у учащихся возникала тогда, когда их идеи поддерживались учителем или одноклассниками.

Данный этап отличался тем, что дети стали более активные, были вовлечены в обсуждение. Ученики меньше стали стесняться высказывать свое мнение, но по-прежнему к каждому действию их подводил учитель, например: школьники не пишут и не делают зарисовки, пока им не скажет об этом учитель. Когда урок был закончен, дети продолжали обсуждать номинации, что говорит об из заинтересованности.

Этап 3-ий был организован как факультативное занятие. На данном этапе было организовано выполнение работы на компьютере. Каждая группа учеников выбрала себе компьютер. Всего было 6 групп: 5 групп по 3 человека и 1 группа из 2 человек. В результате наблюдения на данном этапе получены следующие результаты:

Таблица 2.6. Этап 3.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+





+


Женя К.

+

+

+



+


Дима К.

+

+

+



+


Дима Н.






+


Ксюша

+




+

+


Алена

+

+

+


+

+


Валера

+




+

+


Санвел


+

+


+

+


Яна


+




+


Вера

+

+

+



+


Ира


+

+



+


Паша



+



+


Алеша

+


+



+


Настя

+





+


Миша



+



+


Сережа

+

+

+



+


Даша

+


+



+



Все учащиеся были вовлечены в процесс выполнения проекта: кто-то больше, кто-то меньше. Наблюдая за работой групп было отмечено, что в одной группе ученики стараются все делать по образцу, т.е. выполняя работу, следовать советам учителя. Было отмечено возникновение отрицательных эмоций у учащихся: между членами группы возникали различные споры, ученикам казалось, что их работа будет хуже чем у других, что они не успеют выполнить задуманное. Школьники радовались, когда у них что-то получалось, когда они вносили что-то новое в свою работу. Во время физминутки дети смеялись, переговаривались. После окончания урока многие школьники обсуждали, что они добавят в свой проект, чтобы сделать его лучше.

На четвертом этапе школьники продолжали выполнение работы на компьютере, а затем учитель собирал проект воедино на одной машине. Результаты данного этапа приведены ниже:

Таблица 2.7. Этап 4.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+

+




+


Женя К.

+





+


Дима К.


+

+



+


Дима Н.

+


+



+


Ксюша


+

+



+


Алена

+





+


Валера


+

+



+


Санвел


+

+



+


Яна


+




+


Вера

+


+



+


Ира

+

+




+


Паша



+



+


Алеша

+


+



+


Настя

+


+



+


Миша


+




+


Сережа

+


+



+


Даша






+



На этом этапе чувствовалось волнение учеников, многие переживали, что не успеют доделать свою работу, из-за этого возникали споры в группе. Школьники, которые закончили раньше других радовались, делились впечатлениями друг с другом и с учителем.

Обсуждение выполненной работы и предстоящей защиты проекта происходило на 5-ом этапе:

Таблица 2.8. Этап 5.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+


+



+


Женя К.

+



+


+


Дима К.


+


+


+


Дима Н.

+


+



+


Ксюша


+


+


+


Алена


+

+



+


Валера

+


+



+


Санвел



+



+


Яна

+



+


+


Вера

+


+



+


Ира



+





Паша




+




Алеша

+


+



+


Настя

+


+



+


Миша




+




Сережа

+


+



+


Даша

+



+


+



Большинство учеников активно участвовало в беседе с учителем, отвечало на вопросы. Многие школьники слушали невнимательно, отвлекались. У некоторых учеников были ярко выражены отрицательные эмоции: дети переживали из-за своей работы, сердились на товарищей. В основном все остались довольны результатом проделанной работы.

На шестом этапе было организовано представление работ учащихся и их отчет (приложение А). Результаты работы на данном этапе представлены ниже:

Таблица 2.9. Этап 6.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+

+

+


+

+


Женя К.

+


+


+

+


Дима К.

+


+


+

+


Дима Н.

+


+


+

+


Ксюша

+


+


+

+

+

+

+


+

+


Валера

+


+


+

+


Санвел

+


+


+

+


Яна

+


+


+

+


Вера

+


+


+

+


Ира

+


+


+

+


Паша

+


+


+

+


Алеша

+


+


+

+


Настя

+


+


+

+


Миша

+


+


+

+


Сережа

+


+


+

+


Даша

+


+


+

+



На данном этапе учащиеся очень волновались при представлении своих работ. Школьники оценивали работы своих товарищей на эмоциональном уровне: они решали нравятся им или нет работы других детей, вставали на защиту собственных проектов. Дети внимательно слушали выступления своих товарищей и вместе с учителем решали, вписываются ли работы отдельных учеников в общий проект. Школьники четко придерживались правил представления работ, которые установил учитель.

Оценка результатов и церемония награждения проходили на 7-ом этапе. Были отмечены только положительные эмоции у учеников, так как все работы были оценены положительно, каждая работа была отмечена учителем. Церемония награждения заняла больше времени, чем было предусмотрено, так как учителю нужно было не забыть рассказать о работе каждого ученика, о его заслугах и успехах. Награждение проходило под аплодисменты с пожатием руки. Школьники поздравляли друг друга, испытывали годость не только за себя, но и за своих товарищей. Они демонстрировали друг другу полученные медали и грамоты, которые вручил им учитель. Медали были у всех одинаковые, а грамоты отличались друг от друга. Номинации были придуманы учениками, а решение о присуждении той или иной номинации какой-либо группе принимал учитель. После проведения церемонии награждения, все участники работы над проектом высказали желание участвовать в подобной работе в ближайшем будущем. Результаты работы на 7-ом этапе представлены в данной таблице:

Таблица 2.10. Этап 7.

ФИО

Ярко выраженные

Внимат.

Невнимат.

Действия по образцу

Вовлечен.

Отсутств. энтузиазма.


Полож. эмоц.

Отриц. эмоц.






Женя С.

+


+



+


Женя К.

+


+



+


Дима К.

+


+



+


Дима Н.

+


+



+


Ксюша

+


+



+


Алена

+


+



+


Валера

+


+



+


Санвел

+


+



+


Яна

+


+



+


Вера

+


+



+


Ира

+


+



+


Паша

+


+



+


Алеша

+


+



+


Настя

+


+



+


Миша

+


+



+


Сережа

+


+



+


Даша

+


+



+



По окончанию эксперимента был проведен анализ наблюдений за учениками. Результаты наблюдений за положительными эмоциями учеников показаны на рис. 2.5. На диаграмме показан процент учеников, у которых возникали положительные эмоции на каждом этапе работы над проектом.

Рис. 2.5. Положительные эмоции.

Из диаграммы (рис. 2.5) видно, что по мере выполнения работы над проектом возрастала доля учеников, у которых возникали положительные эмоции, чем больше этапов работы было выполнено учащимися, тем ярче и чаще проявлялись положительные эмоции.. На последних двух этапах положительные эмоции проявлялись у всех учащихся без исключения

Было отмечено, что в ходе работы над проектом дети становились внимательнее (рис. 2.6): выслушивали мнение учителя и товарищей.

Рис. 2.6. Внимательность.

На первых этапах, когда проводилось обсуждение предстоящей работы, не все учащиеся были вовлечены в процесс подготовки к выполнению проекта. Уже на третьем этапе работы наблюдалось полноценное участие всех учеников в работе над проектом (рис. 2.7).

Рис. 2.7. Вовлеченность.

В процессе работы учащиеся самостоятельно добывали необходимую им информацию для выполнения своих проектов.

Выводы.

Была исследована и подтверждена возможность организации учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого Миры в интегрированной предметной области.

1.       Изучены дидактические возможности компьютерной среды ЛогоМиры. Данная компьютерная среда была выбрана для работы над проектом, т.к. она позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а также обеспечивает возможность осуществлять межпредметные связи на уроках информатики.

2.       Разработан план занятий по информатике и естествознанию с учениками 3-их классов, в котором представлена поэтапная работа над проектом.

.        Был проведен эксперимент с учащимися 3-их классов гимназии №9. В экспериментальной работе с учениками удалось выполнить все задуманные пункты плана работы над проектом. Не удалось уложиться по времени на некоторых этапах, т.к. учащиеся данной гимназии не были знакомы с компьютерной средой ЛогоМиры, вследствие чего были задействованы факультативные занятия.

Заключение


В результате проделанной работы:

1.       Изучены особенности младшего школьного возраста, проявление этих особенностей в учебно-предметной деятельности.

2.       Проанализирована специфика организации проектной деятельности, ее дидактические возможности.

.        Изучены дидактические особенности в использовании компьютерной среды ЛогоМиры.

.        Определены особенности познавательного интереса.

.        Созданы конспекты занятий, содержащие этапы работы над проектом на уроках информатики и естествознания.

.        Проведен опытно-исследовательский эксперимент с учащимися 3-го класса гимназии №9 города Красноярска.

.        Организованна проектная деятельность на основе компьютерной среды ЛогоМиры с учащимися младших классов.

Организованная проектная деятельность на основе компьютерной среды ЛогоМиры с учащимися младших классов педагогически целесообразна, так как кроме того, что на уроках, посвященных работе над проектом, решаются предметные задачи информатики и естествознания, проектная деятельность, организованная описанным способом использовать разнообразные методы и средства обучения, интегрировать знания и умения из различных областей с учетом возрастных особенностей школьников, формировать интерес к информатике и естествознанию. Компьютер выступает не только как предмет, который нужно изучить, но и как средство реализации творческих потребностей.

В результате проведенных исследований показано, что при использовании проектной деятельности на основе компьютерной среды ЛогоМиры формируется и развивается познавательный интерес к изучаемым предметам. Это подтверждается результатами проведенного эксперимента. Результаты наблюдений показывают, что в процессе выполнения работы над проектом у учащихся проявляются основные признаки наличия познавательного интереса. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждается.

Список литературы

 

1.       Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М: Академия, 2000.

.         Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. М: Педагогика, 1989.

3.       Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. - М: Школьная Пресса, 2002.

.        Подласый И.П. Педагогика. - М: ВЛАДОС, 2000.

.        Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М: Педагогика, 1989.

.        Слободчиков В.И. Психология человека. - М., 1995.

.        Теория учения / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. Российское психологическое общество, 1998.

.        Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

.        Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - Москва-Воронеж, 2001. Под ред. Д.И. Фельдштейна.

10.     Богданов Станислав Александрович, Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде // (<#"511516.files/image008.gif">




Похожие работы на - Построение проектной деятельности с детьми 3 класса на основе дидактической среды Лого Миры

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!