Содержание воспитания
Самостоятельная
работа
по
педагогике (специализация)
на
тему:
«Содержание
воспитания»
Лекция на тему: «Содержание
воспитания»
Воспитание, возможно, наиболее традиционная и
наиболее спорная область педагогики. Причем, острота дискуссий здесь не
ослабевает при переходе от теории к практике и наоборот. Один из наиболее
спорных вопросов - содержание воспитания. Причем, разночтения начинаются уже с
самого понимания категории «содержание», применительно к сфере воспитания. Если
содержание образования - это ответ на вопрос «чему учить?» и, соответственно,
оно представляется в большинстве случаев как «элементы социального опыта,
накопленного человечеством», то с переходом к воспитанию теряет ясность даже
сама постановка вопроса. Авторы многих учебников педагогики, никак не определяя
предмет обсуждения, они сразу же переходят к перечислению функций содержания
воспитания и далее сводят его к направлениям коммунистического воспитания.
Там же, где о нем говорится, содержание
воспитания определяется как «система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт
личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в
соответствии с поставленными целями и задачами». Таким образом, воспитание не
просто сводится к обучению, но становится лишь его частью. На практике же
оказывается, что часть эта - совершенно лишняя. Действительно, зачем заниматься
тем, что и без того уже содержится в обучении. А между тем, воспитание имеет
свой предмет, следовательно - он реализуется в соответствующем содержании, которое
не может быть сведено к содержанию образования. Содержание как философская
категория означает определяющую сторону целого, совокупность его частей.
Содержание рассматривается в сопоставлении с формой как способом существования
и выражения содержания. Содержание воспитания всегда определяется толкованием
его сущности, его целью. Если цель воспитания - «всестороннее и гармоническое
развитие личности», то и содержанием становятся некие «стороны», обозначенные
как «нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание». Подобное
толкование содержания воспитательного процесса традиционно для отечественной
социально ориентированной педагогики, вполне корректно для гносеологического
подхода к теории воспитания.
Начертим формальную схему видов воспитания:
Умственное воспитание (как приобщение к
интеллектуальной культуре человечества) - это систематическое и
целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с
целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс
овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в
знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга,
которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей
жизни. Ум - этo совокупность познавательных процессов, включающих в себя
ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме,
характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро -
медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к
обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в
способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном
осуществлении. Средство умственного воспитания - обучение. Задачи умственного
воспитания:
* развитие умственной деятельности:
познавательных процессов, способностей;
* воспитание познавательных интересов,
способностей к самостоятельному познанию и совершенствованию;
* усвоение определенного объема знаний;
* формирование научных мировоззрений.
Социальное назначение знаний - благо на пользу
обществу.
Физическое воспитание - это целенаправленный
педагогический процесс, ориентированный на приобщение к физической культуре,
содержание которой составляют: личная гигиена - навыки опрятности, чистоты и
аккуратности, в том числе, в одежде и в быту, привычки к режиму, рациональному
распорядку в питании, деятельности и отдыхе; закаливание, регулярные физические
упражнения, здоровый образ жизни.
Отсюда определяем задачи физического воспитания:
укрепление здоровья, правильное физическое
развитие;
развитие и совершенствование природных
двигательных качеств, силы, ловкости, выносливости, обучение новым видам
движения;
повышение умственной и физической работоспособности;
формирование потребности в систематических
занятиях физкультурой и спортом.
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс
формирования у подрастающего поколения готовности трудиться, направленный на
успешное освоение трудового опыта человечества, нравственное отношение к труду,
развитие личности. Задачи трудового воспитания - это осознание целей и задач,
воспитание мотивов, овладение трудовыми навыками, самореализация в труде. Ведь
труд в процессе воспитания выступает как ведущий фактор развития личности и как
способ творческого освоения мира.
Нравственное воспитание - целенаправленный
процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого
сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и
принципами гуманистической морали. Задачи:
формирование нравственного сознания системы
нравственных представлений, понятий, суждений, ценностных отношений,
эмоционально-интеллектуальных связей переживаний;
формирование нравственного поведения и его
оценивания; когда нравственные нормы и принципы становятся мотивами поведения
личности, они превращаются в личностные качества;
формирование нравственных чувств и отношений,
позиции личности.
В основе нравственного воспитания, как усвоения
общечеловеческих ценностей, непреходящих моральных норм и принципов,
выработанных людьми в процессе исторического развития общества, лежит развитие
осознанно-эмоционального отношения к ним, единство знания и переживания,
нравственного смысла деятельности, поведения.
Эстетическое воспитание - целенаправленное
педагогическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития.
Эстетическое воспитание формирование творчески активной личности, способной
воспринимать и оценивать прекрасное в природе, жизни, социуме, а также
испытывать потребность в эстетической деятельности. Задачи:
формирование системы эстетических представлений,
суждений, эстетического идеала; овладение культурным наследием;
формирование эстетических чувств и отношений,
восприятия и переживаний;
формирование эстетического поведения, стремление
быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде; включение в
эстетическую творческую деятельность.
воспитание личность учащийся
поведение
Семинар к теме: «Содержание
воспитания»
Цель: Изучить содержание воспитания, дифференцировав
его на составляющие воспитательного процесса (умственное, правовое, физическое,
поло-ролевое, семейное, трудовое, художественное, экологическое и нравственное
воспитание).
Задания студентам:
. Изучить основные понятия и категории.
. Заполнить таблицу на основе изученного
материала.
. Что такое целостный процесс воспитания?
. Постараться дать определение «содержание
воспитания».
Вывод: Организация воспитания связана с
построением такой общественной практики, которая направляет развитие
субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных
ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в
соответствии с образцами идеалами общества. Выявление психологией определенных
законов развития личности, характера ее становления на разных возрастных этапах
онтогенеза с учетом «зоны ближайшего развития» и особых сензитивных периодов,
когда растущий человек особенно чувствителен к общественному мнению, к
утверждению себя среди окружающих, позволяет ориентировать педагогическую
практику на построение принципиально новой целостной системы. Воспитание детей,
подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и
ответственности, принципиальности и чувства собственного достоинства,
творческой активности и критического мышления. Совершенствование системы
воспитания требует не только качественного изменения деятельности специальных
учреждений (школ разного типа, внешкольных детских учреждений, детских и
молодежных общественных организаций и пр.), но и переориентации всех институтов
общества, связанных с духовной и производственной деятельностью:
на усиление внимания, уважения к каждому
растущему человеку как самостоятельной личности;
на привлечение молодых людей к участию в делах,
имеющих социальную значимость.
При этом важно обеспечить единство общественного
и семейного. Воспитание позволяющее осуществлять коррекции возникающих
отклонений в развитии личности и поведения.
Тест для семинара
Из предложенных ответов выберите правильный;
верных ответов может быть несколько.
. Воспитание - это:
. Процесс автоматической передачи от
старшего поколения к младшему духовной культуры.
. Процесс организации совместной
жизнедеятельности детей и взрослых в целях развития тех и других.
. Процесс усвоения знаний, умений, навыков,
накопленных человечеством.
. Цель воспитания - это:
. Умный, образованный человек.
. Всесторонне гармонически развитая
личность.
. Физически развитый индивид.
. Активный, трудолюбивый человек.
. Целенаправленный процесс формирования у
подрастающего поколения ценностных отношений, сознательности и ответственности
- это:
. Физическое воспитание.
. Нравственное воспитание.
. Трудовое воспитание.
. Эстетическое воспитание.
. Умственное воспитание.
. Целенаправленное воздействие на ребенка
и взаимодействие с ним, с целью развития у него умственных способностей,
формирования мировоззрения - это:
. Физическое воспитание.
. Нравственное воспитание.
. Трудовое воспитание.
. Эстетическое воспитание.
. Умственное воспитание.
. Научно-организованный педагогический процесс,
направленный на разностороннее физическое развитие организма - это:
. Физическое воспитание.
. Нравственное воспитание.
. Трудовое воспитание.
. Умственное воспитание.
. Целенаправленный процесс формирования
нравственного отношения к труду, развитие личности - это:
. Физическое воспитание.
. Нравственное воспитание.
. Трудовое воспитание.
. Эстетическое воспитание.
. Умственное воспитание.
. Целенаправленное воздействие на
личность, с целью формирования ее творчески активной, способной воспринимать и
оценивать прекрасное в жизни, природе, социуме - это:
. Физическое воспитание.
. Нравственное воспитание.
. Трудовое воспитание.
. Эстетическое воспитание.
. Умственное воспитание.
. Педагог максимально содействует
развитию способности ребенка осознавать свое «я» в связях с другими людьми и
миром - это:
. Принцип ориентации на ценностные
отношения.
. Принцип субъектности.
. Принцип принятия ребенка как данность.
. Установление связи между объектами и
образами на уровне вербализации, выведение нормы отношения через слово - это:
. Механизм идентификации.
. Механизм драматизации.
. Механизм осознавания.
. Механизм сублимации.
. Внутренняя переработка образов на
уровне отреагирования и переживания - это:
. Механизм идентификации.
. Механизм драматизации.
. Механизм осознавания.
. Механизм сублимации.
Таблица для заполнения к теме
«Содержание воспитания»
Воспитание
|
Определение
и задачи
|
Методы,
свойства, формы, отношения
|
Эффективность
и издержки
|
Связь
с другими видами воспитания
|
1.
Физическое воспитание
|
|
|
|
|
2.
Нравственное воспитание
|
|
|
|
|
3.
Семейное и поло-ролевое воспитание
|
|
|
|
|
4.
Правовое воспитание
|
|
|
|
|
5.
Трудовое воспитание
|
|
|
|
|
6.
Экологическое воспитание
|
|
|
|
|
7.
Умственное воспитание
|
|
|
|
|
8.
Художественное воспитание
|
|
|
|
|