Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования
Содержание процесса физического воспитания в системе
педагогического образования
Кандидат педагогических наук, доцент Р.К.
Бикмухаметов, Казанский государственный педагогический университет, Казань
Ведущими
социально обусловленными факторами риска, олицетворяющими угрозу сохранению,
развитию и реализации человеческого потенциала России, являются:
-
тенденции к уменьшению продолжительности жизни и роста смертности населения;
-
снижение уровня физического и психического здоровья под влиянием социальных,
экологических и педагогических факторов среды жизнедеятельности;
-
ухудшающееся положение детей, семьи, молодежи как важнейших составляющих
человеческого потенциала будущих поколений;
-
развитие педагогической науки и образования и их невостребованность властью.
На
общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет
сохранение, укрепление и формирование здоровья педагогов, т.к., по мнению
специалистов, образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации
подрастающего поколения и играют значительную роль в формировании мотивации
сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Обращение
к физической культуре в системе высшего педагогического образования в связи с
решением указанных проблем предполагает, что, во-первых, затрагивается вопрос
формирования упреждающего механизма дальнейшего развития негативных тенденций в
состоянии здоровья подрастающего поколения нашей страны.
Во-вторых,
в сущности физического воспитания закладывается механизм компенсации дефицита в
состоянии и качестве здоровья будущих педагогов, уже проявившийся к настоящему
времени.
В-третьих,
проектируется вариативная логика включения студентов педагогических вузов в
процесс сохранения и укрепления здоровья посредством изменения содержания
процесса физического воспитания, учитывая их опыт в данной сфере,
интеллектуальные, физические и психические возможности.
И
все это направлено на реализацию накопленного в учебном заведении потенциала в
профессионально-педагогической деятельности.
Социальная
ситуация предполагает изменение логики учебно-воспитательного процесса в
педагогическом учебном заведении: отказ от жесткой нормативности, обязательности,
авторитарности и т.п. При психолого -педагогическом анализе сущность
сложившейся в нашей стране традиционной системы образования рассматривается как
проявление знаниецентрического подхода в сфере образования, который
характеризуется прежде всего односторонней ориентацией на конечный результат
учебно-воспитательного процесса - формирование знаний, умений, навыков. При
этом содержание, методы, формы и ход обучения полностью подстраиваются под
заданный извне стандарт. В рамках такого обучения происходят лишь локальные
изменения, модернизация некоторых компонентов системы образования, но остаются
неразрешенными целый ряд внешних и внутренних педагогических противоречий.
Особенно
важным в подготовке будущего учителя к педагогической деятельности является
формирование у него способности в случае требований объективной ситуации
изменить свою установку, скорректировать программу деятельности и поведения.
Отсутствие жесткости установок и наличие поведенческой гибкости выделяется в
качестве базовой характеристики психологического фундамента личности
педагога-профессионала (Л.М. Митина). Подвижность и гибкость профессиональных
установок препятствуют процессу "регресса компетентности" (А.К.
Маркова) как негативному результату педагогического опыта учителя. В случае
неспособности учителя принять объективную необходимость корректировки плана
деятельности проявляется его склонность к ригидному поведению (В.В. Давыдов,
Г.В. Залевский).
Поэтому
при подготовке студентов педвуза к профессиональной деятельности повышается
значение воспитания педагогом мотивации к собственному изменению, овладению
умениями понимать свое поведение и учитывать последствия своих действий во
взаимоотношениях с участниками воспитательного процесса. Таким образом, в
настоящее время в образовательном пространстве и общественном мнении
востребуется новый образ педагога.
Необходимость
совершенствования системы профессиональной подготовки учителей, в том числе и
за счет оптимизации содержания процесса физического воспитания, продиктована
требованиями общества, состоянием производства и уровнем развития культурно
-образовательного пространства. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых,
процессы изменения в организации и содержании профессиональной подготовки
педагогов вызваны социально-экономическими преобразованиями, ценностной
переориентацией общества, обновлением системы управления профессиональным
образованием.
Во-вторых,
в условиях действия рыночных механизмов экономического хозяйствования, наличия
реальной и скрытой безработицы, существенным образом повышаются требования ко
всем компонентам профессиональной подготовки педагогов: необходим более высокий
уровень квалификации, компетенции и физической подготовленности специалиста,
обеспечивающий его конкурентоспособность на рынке труда. Соответственно задача
повышения качества подготовки учителя в профессиональной школе является
первоочередной и для образовательного учреждения, и для отдельного обучаемого,
и для системы профессионального педагогического образования в целом.
В-третьих,
проектирование и внедрение стандартов в образование; реализация
национально-регионального, а также отраслевого компонентов; предметов по выбору
обучаемых; значительное повышение требований к самостоятельной работе будущих
учителей: к их не только профессиональным, но и общекультурным, социальным,
творческим, в том числе физическим возможностям, - все требует усиленного
внимания к научной разработке и практической апробации таких технологий
содержания и форм организации подготовки педагогов, которые способны дать наиболее
высокие результаты.
В-четвертых,
снижение уровня здоровья подрастающего поколения, сужение диапазона их
двигательных возможностей и другие негативные явления в молодежной среде
требуют усиления внимания к подготовке педагогов, обладающих, кроме всего
прочего, профессиональным потенциалом для продуктивной компенсации обнаруженных
тревожных тенденций.
В
настоящее время учебная дисциплина "физическая культура" для
студентов высших педагогических учебных заведений включает в качестве
обязательного минимума ряд дидактических единиц, интегрирующих тематику
теоретического, практического и контрольного учебного материала (физическая
культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
социально-биологические основы ФК; основы здорового образа и стиля жизни;
оздоровительная система и спорт; профессионально -прикладная физическая
подготовка студентов).
Учебный
материал каждой дидактической единицы дифференцирован на разделы и подразделы
программы: 1) теоретический, направленный на формирование у студентов
мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к ФК; 2)
практический, состоящий из двух подразделов - методико-практического,
обеспечивающего операциональное овладение методами и способами физкультурной
деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей
личности; учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой
практической деятельности, развитию самодеятельности в использовании средств
физической культуры и спорта в целях физического совершенствования, повышения
уровня функциональных и двигательных способностей с учетом индивидуального
здоровья.
Можно
предположить следующие цели воспитания культуры здоровья будущих педагогов в
процессе физкультурно-спортивной деятельности:
-
формирование у преподавателей целостной системы знаний о здоровье человека,
которая включала бы в себя все вопросы психологии, педагогики, гигиены, этики,
религии, что, в свою очередь, находит выражение в творческой педагогической
деятельности с пользой для себя и для общества, понимаемое как инновационная
деятельность, преобразующая культуру общества;
-
повышение уровня готовности педагога к формированию духовного, рефлексивного
самосознания студентов, воспитание у них таких качеств, как ответственность по
отношению к собственному здоровью и здоровью обучаемых, которые обеспечили бы
подготовку будущего педагога к жизни и профессиональной деятельности в
гармоническом взаимодействии с окружающей средой и другими людьми;
-
воспитание физической и духовной культуры, которые следует рассматривать как
элементы профессионального образования, так как это целенаправленное
формирование осознанных качеств, убеждений, норм поведения, отражающих
отношение человека к себе и окружающим его людям, потребности самовоспитания и
самосовершенствования;
-
организация образования, отвечающего требованиям современной концепции
педагогического образования, что подняло бы на качественный уровень
профессиональную подготовку квалифицированных кадров для педагогической
деятельности в соответствии с потребностями общества.
Однако
в профессиональных ориентациях современного типичного учителя наблюдается
открытое и, возможно, неосознанное, но глубокое и существенное противоречие
ценностей и идеалов.
Неслучайно
78% опрошенных учителей испытывают в той или иной степени нервные срывы,
стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями (50%),
перегрузками в работе (36%).
Исследования,
проведенные нами в течение последних десяти лет, свидетельствуют, что наряду с
"уровнем образования", "семьей", "интересной
работой" в системе социокультурных ценностей педагогических работников
"здоровье" считается ведущей, но слабо связано с физической
культурой. Более того, нами было выявлено, что только 14,4% учителей целенаправленно
занимаются двигательной активностью, 17,4% - не занимаются вообще и 32,8% -
иногда. Субъективно свое состояние здоровья они оценили следующим образом:
абсолютно здоровы - 5,6%, вполне здоровы - 23%, считают свое здоровье
удовлетворительным - 34,9% и плохим - 5,1% педагогов.
Кроме
того, преподаватели физической культуры свидетельствуют, что в педагогических
учебных заведениях не проводятся специальные физкультурно-спортивные
мероприятия оздоровительной направленности, предназначенные для педагогов.
Соответственно наблюдается ошибочная (завышенная) оценка уровня их физической
подготовленности: по мнению преподавателей физической культуры, у 37% она
находится на высоком уровне, у 60% - на среднем.
Учителя
редко и с низкой воспитательно -образовательной эффективностью используют
физкультурно-спортивную деятельность для сплочения учебных групп, формирования
положительных черт и характера учащихся. Пропагандистская деятельность учителей
в сфере физической культуры, как правило, весьма редка и малоэффективна, так
как лишена фундаментального основания - личной убежденности.
На
основе типологии самоопределения к профессиональной деятельности [1, 3] можно
выделить следующую типологию самоопределения студента к формированию здорового
образа жизни в процессе физического воспитания:
1.
Самоопределение в своей деятельности (самоопределение в физическом и духовном
статусе студента; самоопределение в локальном действии (мыследействии) как в
оздоровительной процедуре; самоопределение в системе действий (мыследействий)
как в здравотворческой; самоопределение в системе деятельности
(мыследеятельности) по формированию здоровья).
2.
Самоопределение в оздоровительной рефлексии (самоопределение в проекте
оздоровительных действий; самоопределение в основании здравотворческого проектирования; самоопределение в себе как в
Человеке и Профессионале).
4.
Самоопределение в деятельности по формированию здорового образа жизни
(самоопределение в здоровье как ценности, самоопределение в локальном действии
по формированию здорового образа жизни; самоопределение в системе действий;
самоопределение во всей деятельности; самоопределение в результатах
деятельности по формированию здорового образа жизни).
6.
Самоопределение в системе "ученик-педагог" (самоопределение в
целостном функциональном "видении" учебной и педагогической
деятельности как здравотворческой; самоопределение в себе в качестве Ученика,
Человека и Педагога как в объекте и субъекте здравотворческой деятельности;
самоопределение в отношениях в системе "учитель-ученик" как факторе
здравотворческой деятельности).
Интеграция
процессов физического и духовного воспитания на основе самоопределения в
здоровом образе жизни в процессе профессиональной подготовки предполагает
формирование у преподавателя следующих знаний и умений в сфере культуры
здоровья:
-
понимать организационную структуру профессиональной деятельности и
интегрированную междисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с
комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного
блоков;
-
проводить оценку государственных образовательных стандартов, учебных программ,
учебных планов и образовательных технологий с точки зрения влияния на
физический и духовный аспекты здоровья субъектов учебно-воспитательного
процесса;
-
знать формы, средства и методы педагогической деятельности, владеть навыками
анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических
задач с позиции целостности образовательного процесса, включая интеграцию
физического и духовного воспитания;
-
понимать значение диагностики и своевременной коррекции духовного, физического
и психического развития и состояния человека для сохранения здоровья;
-
знать закономерности и особенности духовного, физического и психического
развития на разных этапах онтогенеза человека;
-
знать критерии оценки нормы и отклонений духовного, физического и психического
развития;
-
иметь представления о путях и средствах коррекции и реабилитации;
-
понимать адаптационный характер реакций (адаптации) человека к действию
географических, климатических, социальных и образовательных факторов;
-
иметь представление о требованиях к среде обитания для сохранения здоровья
ребенка, взрослого и старого человека;
-
владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь
оценивать уровень функционального состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и
нервной систем здорового человека;
-
знать возрастные нормы и иметь представление о сенсорных, моторных и
центральных нарушениях коммуникативного поведения и речи;
-
иметь представление о типологических особенностях здорового человека и уметь
определять типологические особенности физического и психического развития
человека;
-
уметь определять умственную и физическую работоспособность, готовность к
систематическим нагрузкам в разные возрастные периоды;
-
уметь оценивать физические нагрузки на уроках физической культуры и спортивных
тренировках и определять их соответствие возрасту и физической подготовленности
человека;
-
уметь определять степень утомления здорового человека после физических и
умственных нагрузок;
-
уметь определять противопоказания к выполнению физических и умственных нагрузок
в связи с возрастом, состоянием здоровья;
-
уметь составить базу данных индивидуальных антропометрических и
психофизиологических показателей человека в процессе развития;
-
уметь определять по функциональным показателям адаптационные возможности
человека к изменению климато-географических и социальных условий;
-
понимать особенности динамики развития и взаимодействия детей, воспитывающихся
без родителей, в малых и больших социальных группах;
-
уметь направлять процессы обучения и воспитания в соответствии с
индивидуальными особенностями духовного, физического и психического развития;
-
вести педагогическую деятельность по обучению учащихся знаниям о строении и
функциях организма, изменении их при действиях неблагоприятных факторов внешней
среды, инфекциях и гиподинамии;
-
обучать учащихся оценивать свое физическое состояние, выявлять вредные факторы,
отрицательно влияющие на здоровье, использовать физические нагрузки, природные
факторы и другие доступные средства для сохранения и укрепления здоровья.
Мы
исходим из того, что сущностью процесса физического воспитания является
освоение актуальных элементов системы ценностей данной сферы культуры,
востребованных личностью, коллективом, сообществом [1].
Сущностью
процесса духовного воспитания будущих педагогов является продвижение личности
по иерархии личностных смыслов [2].
Принимая
во внимание то, что содержание процесса воспитания мы рассматриваем как
взаимодействие учителя и ученика, можно оценивать эффективность направленности
педагогического образования на интеграцию процессов физического и духовного
воспитания студентов в учебном заведении по показателям взаимодействия педагога
и обучаемого.
Можно
предложить для рассмотрения следующие способы взаимодействия Учителя и Ученика
и проанализировать их с точки зрения интеграции духовного компонента в процесс
физического воспитания.
Первый
способ. Взаимоотношения "несотрудничества" - к сожалению, довольно
распространенная форма взаимодействия педагога и обучаемого как в школе,
колледже, так и в вузе. В отношениях "несотрудничества" основная
нагрузка ложится на самого педагога и носит нетворческий характер, когда
обучаемый пассивно воспринимает и усваивает знания, преподносимые в готовом
виде, превращаясь в "интеллектуального тунеядца". Личность обучаемого
оказывается задействованной в минимальной степени.
У
Учителя есть некоторое представление о том, каким в идеале должен быть Ученик,
и все усилия он направляет на то, чтобы приблизить реального обучаемого к
эталону, т.е. Учитель выполняет функцию транслятора норм и правил поведения.
Это директивная позиция (отказаться от нее бывает очень трудно, т.к. велика
инерция старых установок, норм поведения и т.д.). При таком способе
взаимодействия полностью игнорируются чувства, личностные потребности и
способности Ученика (не действует механизм рефлексии). Учитель не анализирует
уместность того или иного варианта поведения, не отслеживает результаты
взаимодействия и внутренних изменений как своих собственных, так и Ученика.
Изучение
особенностей восприятия Учителей обучаемыми показывает дефицит
удовлетворенности совместной деятельностью: значительная часть предпочитает
общаться с Учителем лишь на занятиях (60%), отмечается недовольство
поведенческой стороной учителя - "обзывается", "кричит",
"выгоняет", "ругается" (15%), почти у 35% обучаемых
наблюдаются невротические проявления. Почти 60% Учителей рассматривают
взаимодействие с Учеником как средство достижения дисциплины и послушания,
20-25% - как средство показать собственное превосходство, превосходство своих
знаний.
Второй
способ. Учитель устанавливает контакт с Учеником на уровне его внутренних
потребностей, возможностей и способностей. При этом Учитель стремится помочь Ученику
осознать, что именно важно для него в данный момент, что с ним происходит,
каковы его потребности и способности, каковы оптимальные способы их
удовлетворения и реализации. Именно с осознания и начинается реальное развитие
личности Ученика.
Следующий
шаг духовного роста - изменения в поведении. В данном контексте важным является
положение о том, что системная смысловая картина мира формируется при
непосредственном соприкосновении с окружающей средой, в процессе проживания
реальных жизненных ситуаций, наблюдая за поведением значимых Учителей в
повседневности, т.е. свойственные ученику варианты поведения приобретены им на
основании предыдущего опыта. Следовательно, новый личностный опыт может
привести к изменениям в поведении.
Для
изменения поведения Ученика Учитель может создавать ситуации, в которых Ученик
мог бы пробовать различные варианты нового поведения, получать новый личностный
опыт.
Учитель
должен обучать Ученика "собой", "собственной личностью как
инструментом", демонстрируя при этом такое поведение, которое хочет видеть
у Ученика. Вместо трансляции правил Учитель предъявляет Ученику свой личностный
опыт, свое отношение к тем или иным событиям, свои чувства, эмоции;
представляет Ученику право выбора (принимать или не принимать предъявляемые образцы
взаимоотношений). При этом Взрослый пропускает через себя чувства и переживания
Ученика.
В
этом случае Ученик останется в гармонии со своими внутренними ощущениями,
эмоциями, потребностями и способностями, а его энергия может быть направлена на
поиск оптимального (с учетом собственных потребностей и контекста ситуации)
способа взаимодействия с окружающей средой.
Таким
образом, духовное воспитание в процессе взаимодействия происходит благодаря
новому личностному опыту, путем выращивания изнутри, а не как усвоение готовых
"правильных" рецептов.
Рассмотрев
два способа взаимодействия, можно прийти к выводу, что второй способ наиболее
эффективен в плане взаимодействия и способствует личностному росту Ученика. К
сожалению, в профессиональной подготовке будущего учителя еще недостаточно
внимания уделяется развитию подобных форм взаимоотношений. (Заметим, что в
реальной практике встречаются и промежуточные варианты, в которых в той или
иной степени доминируют рассмотренные способы.)
Однако
в настоящее время возникает и третий способ, который заключается в том, что
здесь Учитель не транслирует культуру, не просто поддерживает Ученика при
взаимодействии с ней. Он организует сам процесс встречи обучаемых с культурой,
делая какие-то избранные элементы культуры соответствующими Ученику, личностно
значимыми для него, имеющими смысл и ценность. Вот почему третий способ и есть
способ духовного воспитания, реализуемый средствами ценностной педагогики.
Физическая культура не усваивается, она трансформируется в духовный мир
личности, тем самым расширяя и упорядочивая его. Формирование духовного мира
личности в процессе физического воспитания является предпосылкой становления
духовного сознания.
При
сотрудничестве со студентами содержание учебной дисциплины "физическая
культура" становится общим объектом познавательной активности со стороны
как обучающего, так и обучаемого: педагог ставит проблемы, задачи, обсуждает их
совместно со студентами, проводит дискуссии и планирование деятельности, а
студенты решают поставленные перед ними задачи, оценивают полученные
результаты. Такое взаимодействие является субъект-объект-субъектным общением,
так как предметом педагогического общения всегда является какое-то содержание
(объект), относительно которого оно осуществляется.
Из
представленной выше типологии взаимодействия Учителя и Ученика следует три типа
содержания процесса физического воспитания в учебном заведении:
продуктно-процессуальное, рефлексивно -продуктивное, рефлексивно-культурное.
Продуктно-процессуальное содержание физического
воспитания.
Содержание
деятельности педагога - организовывать, предопределять действия студентов.
Содержание и вектор действий зависят от существующих норм, программ, учебных
пособий и т.д., реализующих в себе заказ на образование по физической культуре.
Содержание
деятельности студентов . Базовый процесс учебной деятельности - это
"чистое" исполнительство, подчинение предписаниям педагога
(безотносительно к своим потребностям, целям, ценностям).
Педагог
реализует субъект-объектные отношения, которые в процессе физического
воспитания могут разворачиваться по трем сценариям:
1.
Учебный процесс протекает "нормально" и при окончании учебного
заведения студент имеет "продукт" в виде ЗУНов.
2.
Противодеятельность в виде конфликта или борьбы. Исходы противодеятельности: а)
подчинение студента, "втискивание" его потребностей в заданные рамки;
б) подчинение педагога, когда он закрывает глаза на плохого исполнителя; в)
уход из своего функционального места педагога или студента.
3.
Псевдодеятельность: а) создание педагогом у окружающих иллюзий собственной
деятельности; б) создание педагогических иллюзий деятельности студента.
Рефлексивно-продуктивное
содержание физического воспитания
Содержание
деятельности педагога имеет два аспекта:
-
во-первых, организовывать самоизменение студента. Содержание и вектор изменения
диктуются ситуацией социального заказа и зависят от программ, учебных пособий и
т.д., а также предопределены природой учебной деятельности, закономерностями
физического развития;
-
во-вторых, обслуживать рефлексивные и деятельностные процессы самоизменения
студента и помогать преодолевать затруднения в этом самоизменении.
Содержание
деятельности студента . Базовый процесс учебной деятельности - самоизменение.
Педагог реализует субъект-субъектные отношения. Идентификация - основной
источник знаний для педагога. Согласование - основной механизм для того, чтобы
избежать противодеятельности и псевдодеятельности.
Рефлексивно-культурное содержание физического
воспитания
Содержание
деятельности педагога имеет три аспекта:
-
во-первых, организовывать деятельностную среду и предопределять "от
имени" культуры формирование способностей студента к саморазвитию. Вектор
саморазвития - культура;
-
во-вторых, обслуживать саморазвитие студента и помогать преодолевать
затруднения в этом процессе;
-
в-третьих, профессионально саморазвиваться, быть педагогом-творцом, способным к
инновационной деятельности и к описанию образца этой деятельности в
технологической, то есть социально приемлемой и передаваемой другим педагогам
форме.
Содержание
деятельности студента . Базовый процесс учебной деятельности - саморазвитие.
Педагог
диктатуру конкретных социальных рамок заменяет диктатурой ценностей культуры.
На
наш взгляд, важно не только то, какое содержание процесса физического
воспитания реализует педагог, но и то, насколько гибко и адекватно он подходит
к выбору этого содержания по отношению к каждому занимающемуся.
Кроме
того, в настоящее время наблюдается сдвиг в критериях оценки с внешних,
задаваемых образовательной системой, на внутренние, определяемые потребностями
обучающегося.
Перспективы
развития высшего педагогического образования будут определяться тем, насколько
успешно оно сможет решать проблему органического сочетания учебы с работой,
проблему непосредственного удовлетворения образовательных потребностей,
возникающих в деятельности учителя или личной жизни обучающегося. Качество
такого образования будет оцениваться по возможности получения необходимой
информации, ее доступности, а также полноте, оперативности, адекватности
решаемым задачам.
Разработка
теоретических и технологических основ подготовки будущих педагогов помимо
вопросов содержания образования, организации подготовки технологий обучения
предполагает выработку критериев результативности подготовки. Мы исходим из
определения деятельности педагога как деятельности управленческо-педагогической
по содержанию и творческой по характеру.
Применительно
к специфике исследуемого предмета есть необходимость обратиться к трактовке
понятий "эффективность" и "результативность управления". В
теории менеджмента эффективность рассматривается как рациональное достижение
целей. Результативность является следствием того, что делаются нужные,
правильные вещи, а эффективность является следствием того, что эти самые вещи
правильно создаются.
Основываясь
на представлениях о понятиях "качество образования", "результат
образования", мы также намерены развести понятия "эффективность"
и "результативность" подготовки студентов и при этом придерживаться
следующей позиции:
-
эффективность интеграции физического и духовного воспитания будущих педагогов
понимается нами как результат достижения целей по организации процесса обучения
и оцениваться должна в показателях деятельности преподавателей;
-
результативность интеграции - это собственно результат достижения целей
подготовки и фиксируется в показателях развития личности студента;
-
об уровне результативности возможно судить по степени приближения показателей к
идеалу, выраженному в ценностях.
На
уровне рассмотрения проблем данной статьи выделим и такой компонент
результативности, как интегративная деятельность. Категория "интегративная
деятельность" определяется главным образом уровнем собственно
профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека,
его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию и
самосовершенствованию (включая его физический и духовный аспекты), творческим и
ответственным отношением к делу. "Эмбрионы" всех этих качеств должны
присутствовать не только в структуре содержания педагогического образования, но
и в структуре духовной и функциональной грамотности. Они востребуются и
актуализируются на собственно профессиональном уровне, а также тех ее
компонентов, которые могут быть отнесены не столько к предметному содержанию,
сколько к высокой духовности и формируемым качествам личности: творчеству,
настойчивости, стремлению к приобретению новых знаний и т.д., без которых
немыслим подлинный профессионализм. Рассмотрение интегративной деятельности
учителя с позиций целостности дает возможность включения в ее состав таких
ментальных ценностей, как:
-
уровень образованности (знания, умения, навыки, способствующие полноценному
включению педагога в разветвленную структуру физической, духовной и
профессиональной деятельности);
-
уровень воспитанности (система мировоззренческих качеств, основанных не только
на знаниях, но и на духовных ценностях, личностном осознании смысла жизни и
отношении к миру во всем его многообразии на уровне развития человека,
предопределяющего его способности к непрерывному саморазвитию).
Кроме
того, об интегративной деятельности учителя есть смысл говорить только тогда,
когда она проявляется в какой-нибудь педагогической ситуации. Быть целостным
означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Факт
проявления необходимой целостности в определенной ситуации есть, на наш взгляд,
не что иное, как стиль деятельности.
Список литературы
1.
Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для
педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий,
2002.
2.
Братусь Б.С. Опыт обновления гуманитарной психологии //Вопросы психологии.
1990, № 6.
3.
Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А.
Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра
педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед.
технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru