Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,00 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Введение

В условиях рыночных отношений цель деятельности любого хозяйственного субъекта - получение прибыли. Прибыль обеспечивает предприятию возможности самофинансирования, удовлетворения материальных и социальных потребностей собственника капитала и работников предприятия. На основе налога на прибыль формируются бюджетные доходы. Поэтому одна из важнейших составных частей экономического анализа - это анализ формирования прибыли. Прибыль - часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции.

Основные задачи анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

· оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции и получение прибыли;

· определение влияния факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

· выявление резервов увеличения объема реализации рентабельной продукции и суммы прибыли.

Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые результаты деятельности предприятия является рентабельность, именно этому показателю была посвящена эта работа.

Анализ порога рентабельности продажи товаров

Анализ прибыли находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

Выручка от продажи характеризует общий финансовый результат (валовой доход) от реализации продукции (работ, услуг).

В западной литературе этот показатель называют валовой выручкой.

Выручка от продажи - один из важнейших показателей финансовой деятельности, которая включает выручку (доходы) от реализации готовой продукции, полуфабрикатов собственного производства; работ и услуг; покупных изделий (приобретенных для комплектации), строительных, научно-исследовательских работ; товаров в торговых, снабженческих и сбытовых предприятиях; услуг по перевозке грузов и пассажиров на предприятиях транспорта.

Выручка от продажи может быть определена по моменту поступления денег на расчетный счет или в кассу. Документально это оформляется выпиской банка с расчетного счета предприятия или кассовыми документами, на основе которых зачисляются наличные денежные средства.

Предприятия могут определять выручку от реализации и финансовый результат по моменту отгрузки продукции (выполнения работ, услуг), что оформляется соответствующими документами об отгрузке и т.п.

Валовая прибыль рассчитывается как разность между суммой выручки от продажи продукции в действующих ценах (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и величиной себестоимости проданных товаров. Валовая прибыль от реализации (прибыль от реализации продукции, работ, услуг) - важный финансовый результат, используемый при принятии финансовых решений фирмы. Предприятия в полной себестоимости произведенной и реализованной продукции выделяют отдельно коммерческие и управленческие расходы, которые в дальнейшем уменьшают валовую прибыль предприятия. Результатом данного вычитания будет являться прибыль (убыток) от продаж.

Предприниматель, чтобы выжить в конкурентной борьбе, всегда стремится в получении максимума прибыли. Поэтому важным управленческим решением является правильное обоснование производственной мощности предприятия и установление объемов выпуска, при котором производство будет рентабельным. Для этого необходимо определить безубыточный объем продаж и зону безопасности предприятия, где гарантирована необходимая сумма прибыли. Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход, важный параметр в оценке управленческих решений. Величину выручки от реализации, при которой предприятие будет в состоянии покрыть все свои расходы (переменные и постоянные), не получая прибыли, принято называть критическим объемом производства ("мертвой точкой"). Используя маржинальный анализ, который получил также название директ-кост (direct-cost), находим объем производства и реализации продукции, чтобы покрыть переменные и постоянные затраты за соответствующий период. Точка критического объема производства (ТКОП) показывает, что общая сумма маржи с переменной себестоимостью возмещает "общую сумму постоянных затрат за определенный период. Определение порога прибыли осуществляется двумя способами: графическим (break-even-chart) и алгебраическим решением. Рассмотрим подробнее каждый. На основании данных об объеме реализации продукции, постоянных и переменных затрат, прибыли строится график. По оси абсцисс показывается объем реализации продукции в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции) и в стоимостном выражении (несколько видов продукции); по оси ординат - постоянные и переменные затраты, т.е. полная себестоимость проданной продукции и прибыль. Вместе они составляют выручку от реализации. График позволяет определить точку пересечения затрат и выручки от продаж. Данная точка, где затраты равны выручке, и является точкой критического объема производства (ТКОП).

Рис. 1. Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли

рентабельный прибыль финансовый реализация

Из рисунка 1 графика видно, все, что реализовано левее ТКОП (точка безубыточности) - убыточно (зона убытков), все, что правее ТКОП, - прибыльно (зона прибыли). Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - это зона безопасности, которая показывает, на сколько фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Р=К*Ц-К*ПР-Зпост.

Зная, что в ТКОП сумма прибыли будет равна нулю, получим уравнение:

(Ц-ПР)*К-Зпост.=0

Отсюда: К = Зпост. / Ц-ПР

Таким образом, безубыточный объем реализации продукции равен делению постоянных затрат на маржинальный доход на одно изделие. Следовательно, безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен необходимо снижать объем реализации продукции, чтобы компенсировать постоянные издержки предприятия, и наоборот.

Определить зону безопасности можно по формуле:

3 без. = (Кпл. - Кбез.) / Кпл. * 100 %,

где Кпл. - планируемый объем выпуска продукции; Кбез. - безубыточный объем выпуска продукции.

Запас финансовой прочности показывает, на сколько планируемый объем выше критического, при котором рентабельность равна нулю.

Увеличение переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Поэтому каждое предприятие стремится к сокращению постоянных издержек. Оптимальным вариантом считается такой, который позволяет снизить долю постоянных затрат на единицу продукции и увеличить зону безопасности.

Важнейший показатель, отражающий конечные финансовые результаты деятельности предприятия - рентабельность.

Показатель рентабельности характеризует эффективность работы как в целом, так и доходность различных направлений (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

Показатели рентабельности можно объединить в три основные группы:

) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов. Исчисляется отношением прибыли до налогообложения (П) или чистой (ЧП) прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (3):

Rз = П / З или Rз = ЧП / З;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж. Рассчитывается делением прибыли до налогообложения или чистой прибыли (П) на сумму полученной выручки (ВР):

Rпp. = П / Вр или Rпр. = ЧП / ВР;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей. Исчисляется как отношение прибыли до налогообложения (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (2ИК) или его отдельных слагаемых: собственного, заемного, основного, оборотного, производственного и т. д.:

Rк. = П / ∑ИК или Rк. = ЧП / ∑ИК.

В процессе анализа изучают динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и определяют факторы, существенно влияющие на его величину. Факторный анализ осуществляют либо способом цепных подстановок, либо способом пропорционального деления. Факторами здесь могут служить объем реализованной продукции (V), ее структура (Уд. в.), себестоимость (С/с), средний уровень цен реализованной продукции (Ц) и финансовые результаты от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ФР). При расчете рентабельности капитала, кроме вышеперечисленных факторов, среднегодовая сумма капитала зависит от скорости его оборота - коэффициента оборачиваемости (Коб.). Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного левереджа или «эффекта операционного рычага».

В буквальном смысле левередж понимают как рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприятия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается показателем производственного левереджа. «Производственный левередж» - «это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска». Исчисляется уровень производственного левереджа отношением темпов прироста прибыли ДП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах ДК%:

Кп.л. = ∆П% / ∆К%.

Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. С увеличением уровня производственного левереджа увеличивается риск недополучения выручки, необходимой для возмещения расходов.

Результаты аналитических расчетов по финансовым результатам предприятия применяются для обоснования бизнес-планов и отдельных управленческих решений.

Заключение

Обобщающей оценкой финансово-хозяйственной деятельности предприятия является прибыль и рентабельность; умение определять ее структуру, различать ретроспективный анализ прибыли, проводимый для контролирующих органов, и прогнозный анализ позволяют управлять ресурсами в соответствии конъюнктуры рынка. Необходимо уметь проделать факторный анализ прибыли от реализации и установить влияние на величину прибыли: объема реализации, издержек производства, уровня цен, ассортиментной структуры выпускаемой и реализуемой продукции. Анализ прибыли в системе" директ-костинг" предполагает расчет и изучение показателя " маржинального дохода", характеризующего возможности предприятия по возмещению постоянных издержек. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными издержками выражается показателем производственного левереджа - степенью чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства.

Список использованной литературы

1.       Баканов М.И. Теория экономического анализа: / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, 2004. -

.        Волкова О.И. Экономика предприятия. / О.И. Волкова. - М: ИНФРА-М, 2003. -

.        Грузинов В.П. Экономика предприятия. / В.П. Грузинов, В.Д. Грибов. - М: ДиС, 2005

.        Горфинкель В.Л. Экономика предприятия. / В.Л. Горфинкель, В.А. Швандар. -М.:ЮНИТИ, 2003.

5.       Ефимова О.В. Финансовый анализ. / О.В. Ефимова. - М.: Бухгалтерский учет, 2005.

.        Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. - М.: Проспект, 2006.

7.       Кошкина Г.М. Финансы предприятий. / Г.М. Кошкина. - Новосибирск, 2004.-184с.

.        Ковалева A.M. Финансы фирмы. / А.М.Ковалева, М.Г.Лапуста. - М.: ИНФРА-М; 2007.

.        Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. / М.Н. Крейнина. - М.: ДиС, 2005.

.        Семенов В.М. Финансы предприятий. / В.М. Семенов, Р.А. Набиев. - М.: Финансы и статистика, 2007.

.        Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. - М.: ИНФРА-М, 2008.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!