Правительство Республики Беларусь:
для решения социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий и поддержки экономических реформ;
для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.
. Резиденты Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также Правительство Республики Беларусь и резиденты под гарантии Правительства Республики Беларусь - для предоставления займов заемщикам-резидентам на условиях переуступки:
для импорта сырья, энергоресурсов, других необходимых товаров и продуктов в случае критического положения в обеспечении ими республики;
для реализации инвестиционных проектов и государственных программ согласно приоритетным направлениям развития экономики республики;
для иных целей, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.
Решение о привлечении займа Республикой Беларусь принимается Президентом Республики Беларусь; Правительством Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь; резидентами Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, в том числе на условиях переуступки, - Правительством по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Понятие и виды государственного долга
Государственный кредит и государственный долг являются взаимосвязанными и взаимозависимыми явлениями, т.к. образование государственного долга является экономико-правовым следствием государственных кредитных отношений.
Под государственным долгом понимается совокупность долговых обязательств страны. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся на территории страны имуществом и другими активами.
Размер государственного долга находится в прямой зависимости от ежегодных операций государства по получению новых займов и условий их предоставления, а также от размера погашения ранее полученных средств и уплаты процентов по ним.
Государственный долг делится на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по указанным обязательствам.
Текущий государственный долг - расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, срок оплаты которых наступил.
В зависимости от рынка заимствований, типа кредитора или валюты заимствований государственный долг может быть внутренним и внешним.
Под внутренним государственным долгом понимается выраженная в форме государственных долговых обязательств задолженность Правительства Республики Беларусь перед юридическими и физическими лицами на территории Республики Беларусь.
Гарантиями государства по возврату долга служат имущество и другие активы, находящиеся в республиканской собственности.
Долги местных Советов депутатов не входят в состав внутреннего государственного долга Республики Беларусь.
Внутренний государственный долг может быть представлен в виде:
займов, выпускаемых в форме государственных ценных бумаг от имени Правительства Республики Беларусь;
кредитов Национального банка Республики Беларусь;
других долговых обязательств, гарантированных Правительством Республики Беларусь.
Предельный ежегодный прирост или сокращение внутреннего государственного долга устанавливается Парламентом Республики Беларусь по предложению Президента Республики Беларусь в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. В последние годы предусматривается, что размер внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 процентов от ВВП.
Внешний государственный долг - общая сумма основного долга Республики Беларусь и ее резидентов по внешним государственным займам на определенный момент времени.
Внешние государственные займы привлекают в виде:
займов (кредитов) в иностранной валюте (иностранные кредиты), предоставляемых Республике Беларусь как заемщику или резидентам Республики Беларусь под государственную гарантию международными организациями, иностранными государствами, иными нерезидентами Республики Беларусь;
займов, полученных от размещения на внешних финансовых рынках государственных ценных бумаг в качестве государственных долговых обязательств, формирующих государственный долг.
Внешние государственные займы привлекаются и используются для:
покрытия дефицита республиканского бюджета;
пополнения валютных резервов Республики Беларусь;
реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;
решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;
импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;
поддержки экономических реформ.
Республика Беларусь несет безусловные обязательства по погашению и обслуживанию государственного долга. Исполнение указанных обязательств обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в республиканской собственности имуществом.
Платежи по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга предусматриваются в законе о бюджете на очередной финансовый год до тех пор, пока задолженность по внешним государственным займам не будет полностью погашена. Они являются первоочередными по отношению к другим расходам при исполнении республиканского бюджета.
Государство не отвечает по обязательствам резидентов Республики Беларусь, возникших из внешних займов, полученных без государственной гарантии.
Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год устанавливается лимит внешнего государственного долга и основные направления использования внешних государственных займов. В последние годы лимит внешнего государственного долга устанавливается в размере 2 млрд. долларов.
Государственный долг представляет собой сложное экономико-правовое явление, требующее как разработки стратегии управления им, так и тактически верного использования системы специальных методов для регулирования происходящих в данной сфере процессов.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
В системе действий по управлению государственным долгом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает:
осуществление операций по размещению долговых обязательств;
выплату доходов по ним;
погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.
Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Различают обслуживание внутреннего государственного долга и обслуживание внешнего государственного долга.
Выделяют определенные методы управления государственным долгом:
новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по данному кредиту другим обязательством.;
конверсия - изменение размера доходности займа, т.е. увеличение или снижение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам;
консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов;
унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;
отсрочка погашения займа - изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;
аннулирование - полный отказ государства от своих обязательств.
Поскольку по достижении определенного соотношения платежей по обслуживанию государственного долга и ВВП иссякает возможность для дальнейшего экономического роста, то главной задачей государства в управлении государственным долгом является его ограничение.
Для контроля за формированием и обслуживанием внешнего государственного долга (в целях определения кредитной безопасности государства) используются следующие показатели:
отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 220%);
отношение внешнего долга к ВВП (критическое значение - 50%);
отношение платежей по внешнему долгу к экспорту товаров и услуг (критическое значение - 25%).
В настоящее время Республика Беларусь по сравнению со многими странами мира имеет наиболее низкие значения названных показателей, что позволяет считать экономически безопасными осуществляемые государственные внешние заимствования.
Список источников
1.О внешнем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998г. // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1998. - №25-26. Ст.581.
.О внутреннем государственном долге Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. - 1993. - №19. - Ст.213; 1996. - № 32. - Ст.581.
.О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №596; 2002. - № 87. - 2/883; 2006. - №107. - 2/1235.
.О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999г. №1627 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - №83. - 5/1881.
.О долгосрочных государственных облигациях, не обращающихся на вторичном рынке ценных бумаг: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1997г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1997. - №16. - Ст.594.
.Об утверждении основных условий выпуска, размещения и погашения государственных облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1999г. №1929 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 20. - №2. - 5/2219; 2001. - №63. - 5/6277; 2002. - №65. - 5/10550, №77. - 5/10721.
.Основные условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. №1053 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №70. - 5/6419.
9.Финансовое право: Учебник / Отв. ред. И.Н. Химичева. 2-е изд., перер. И доп. - М.: Юристь, 2001. - 600с.
.Финансовое право: Учеб. Пособие / Бойко Т.С., Лещенко С.К.- Мн.: Книжный Дом, 2006. - 320с.
.Финансовое право: Учебн. пособие / Вишевский А.А., Малахов В.В., Сауткин И.В., Тихоненко С.М. - Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 2005. - 168с.
.Финансовое право: Учебн. пособие / В.А. Круглов, Е.И. Орлова. - Мн.: Высшая школа, 2005. - 160с.
.Финансовое право: Учебн. пособие / А.А. Пилипенко. - Мн.: Книжный Дом, 2007. - 608с.
.Финансовое право: Учебн. пособие / Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. - М.: Изд-во «Эксмо», 2004. - 480с.
.Финансовое право (понятия и схемы): Учебно-методическое пособие / Онищук Е.В. - Мн.: НО ООО «БИП-С», - 54с.
.Финансовое право: Учебно-методический комплекс / Пилипенко А.А. - Мн.: ФУСТ БГУ, 2003. - 208с.
.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2000. - 250с.
.Финансовое право Республики Беларусь: Практ. пособие / Ханкевич Л.А. - Мн.: Молодежное научное общество, 2004. - 282с.
.Финансы и кредит: Учеб. Пособие / Под ред. М.И. Плотницкого. - Мн.: Книжный дом, Мисанта, 2005. - 336с.
.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 784с.