Государственный долг и его погашение
Государственный долг и его погашение
Задолженность
правительственных органов накапливается и превращается в государственный долг.
Государственный
долг является суммой задолженности государства по непогашенным займам,
обязательствам и процентам по ним. Государственный долг не следует
рассматривать как отрицательное явление, он изучается в тесной связи с
государственным бюджетом.
Государственный
долг представляет собой общий размер задолженности правительства страны
владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных
дефицитов. [5, с.73]
В
отношении Беларуси, долг центрального правительства представляет собой
совокупность долговых обязательств, возникших в результате государственных
заимствований Республикой Беларусь как заемщиком, эмитентом ценной бумаги или
гарантом. Внешний и внутренний долг Республики Беларусь составляют займы в
форме кредитов Национального банка Республики Беларусь, ценные бумаги (ценные
бумаги Правительства), другие долговые обязательства и долг, гарантированный
центральным правительством. [10]
Основополагающими
документами в отношении методологии определения и исчисления государственного
долга Республики Беларусь являются:
Закон
Республики Беларусь от 27 мая 1993 года №2328-XII «О внутреннем государственном
долге Республики Беларусь»;
Закон
Республики Беларусь от 22 июня 1998 года №170-З «О внешнем государственном
долге Республики Беларусь»;
Закон
о бюджете на очередной финансовый год.
Государственный
долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг -
задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны,
которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.
Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и
учреждениям.
Государственный
долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от
одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми
являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную
сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это
связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются
консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т.е. превратить ее
в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и
ограничиваясь ежегодной выплатой процентов. [9, с.343-345]
Рассмотрим
показатели и динамику погашения государственного долга Республики Беларусь.
Внешний
государственный долг Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и
составил на 1 июля 1341,2 млрд. рублей (около 324 млн. долларов США) при
утвержденном лимите 2 млрд. долларов.
При
этом задолженность, гарантированная правительством, составляет 511,5 млрд.
рублей, или 38,1% всего внешнего долга. Долг центрального правительства равен
829,7 млрд. рублей, или 61,9%, причем вся задолженность сформирована
долгосрочными займами, отметили в Минфине. Данные показатели за июнь
сократились соответственно на 5,6% и 2,7%. [11]
В
2005 году Беларусь планирует привлечь более 350 млн. долларов внешних
заимствований для финансирования дефицита бюджета.
По
данным Минфина, внутренний государственный долг за июнь 2005 года увеличился на
2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей. В том числе задолженность,
гарантированная правительством, сократилась на 5,5% до 477,3 млрд. рублей и
составила 15,9% всего внутреннего долга. Задолженность центрального
правительства составила 3361,4 млрд. рублей, увеличившись за июнь на 2,6%.
Общий
уровень задолженности за июнь увеличился на 0,6% и к началу июля был равен
4350,2 млрд. рублей. [11]
Управление
государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на
изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Сюда же
относятся выработка условий выплаты процента по ранее выпущенным займам и
государственному кредиту, проведение конверсии и консолидации займов, погашение
ранее выпущенных займов.
Погашение
государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных
средств, либо путем рефинансирования, то есть выпуска новых займов для того,
чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого образца.
Государство
вправе проводить конверсию и консолидацию займов. Конверсия - это изменение
условий доходности займов. Изменение условий займа, касающиеся его сроков,
называется консолидацией государственного долга. Например, превращение
краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные.
Предметом
особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему составляют
значительную часть поступлений от экспорта товаров и услуг страны, например
превышают 20-25%, то ситуация становится критической. Это отражается, в
частности, на кредитном рейтинге страны. В результате становится трудно
привлекать новые займы из-за рубежа. Их предоставляют неохотно и под более
высокие проценты, требуя залогов или особых поручительств.
Обычно
правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в
положение безнадежных должников, так как это ограничивает доступ к зарубежным
финансовым ресурсам. Отметим несколько возможных путей.
1.
Традиционный путь - выплата долгов за счет золотовалютных резервов; для
закоренелых должников этот путь, как правило, исключен, так как у них эти
резервы исчерпаны или очень ограниченны.
2.
Реструктуризация (консолидация) внешнего долга, которая возможна только с
согласия кредиторов. Кредиторы создают специальные организации - клубы, где
вырабатывают солидарную политику по отношению к странам, которые не в состоянии
выполнять свои международные финансовые обязательства.
Наиболее
известные - Лондонский клуб, в который входят банки-кредиторы, и Парижский
клуб, объединяющий страны-кредиторы. Оба названных клуба неоднократно шли
навстречу просьбам стран-должников об отсрочке выплат, а в ряде случаев
частично списывали долги.
3.
Сокращение размеров внешнего долга путем конверсии, т.е. превращения его в
долгосрочные иностранные инвестиции, практикуемое в некоторых странах. В счет
долга иностранным кредиторам предлагают приобрести в стране-должнике
недвижимость, ценные бумаги, участие в капитале, права. Одним из вариантов
превращения внешней задолженности в иностранные капиталовложения является
участие хозяйствующих субъектов страны-кредитора в приватизации государственной
собственности в стране-должнике. В таком случае заинтересованные фирмы
страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства
страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения
собственности.
4.
Обращение страны-должника, попавшей в тяжелое положение, к международным банкам
- региональным, Всемирному банку. Такие банки, как правило, предоставляют
льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации, но обусловливают свои
кредиты жесткими требованиями к национальной экономической политике, в
частности к денежно-кредитной политике,
поощрению конкуренции и приватизации, сведению до минимума дефицита
государственного бюджета. [8, с.412-414]
Таким
образом, государственный долг является суммой задолженности государства по
непогашенным займам, обязательствам и процентам по ним.
Государственный
долг подразделяется на внутренний и внешний. Внешний государственный долг
Республики Беларусь за июнь 2005 года сократился на 3,8% и составил на 1 июля
1341,2 млрд. рублей, внутренний государственный долг за июнь 2005 года
увеличился на 2,7% и составил на начало июля 3009 млрд. рублей.
Управление
государственным долгом - это совокупность действий государства, направленных на
изучение конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуск новых займов. Погашение
государственных займов и выплата процентов производится либо из бюджетных
средств, либо путем рефинансирования.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://socrat.info/