Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,40 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» (Финакадемия)

Институт сокращенных программ

Кафедра: «Финансы»





КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей»










Москва 2009 г.

Содержание

Введение

. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей

. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей

.1 Традиционная система налогообложения

.2 Упрощенная система налогообложения

.3 Вмененная система налогообложения

.4 Единый сельскохозяйственный налог

Заключение

Список литературы

Введение

Сегодня индивидуальное предпринимательство во многих странах является приоритетным направлением и одним из важнейших показателей конкурентоспособности экономики страны в целом.

Мировая практика показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития индивидуального предпринимательства.

Формальные предпосылки для развития малого предпринимательства в России были созданы к концу 90-х годов: приняты соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке малого предпринимательства, сформирована определенная его инфраструктура, образованы многочисленные ассоциации и общественные объединения предпринимателей. Органы власти всех уровней выразили готовность поддержать малое предпринимательство и снять все препятствия, мешающие его развитию.

В настоящее время состояние малого предпринимательства в России оценивается всеми заинтересованными сторонами как весьма плачевное.

Не перечисляя всех проблем, препятствующих росту малого предпринимательства, отметим, что в значительной мере успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств.

Во многих странах индивидуальное предпринимательство - это реальный показатель конкурентоспособности экономики, но в России ситуация совершенно иная. Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей в России - 70% - работают в торговле, в промышленности и строительстве - по 13%, в сфере высоких технологий и здравоохранении - по 2%. Например, в сфере инновационного предпринимательства занято от 1,4 до 3,5% индивидуальных предпринимателей, из них по-настоящему инновационными являются не более 15 %.

Характерной особенностью индивидуального предпринимательства является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников.

Для рассмотрения особенностей функционирования финансов индивидуальных предпринимателей необходимо проанализировать процесс формирования и использование финансов на всех стадиях производства (выполнения услуг), реализации и дальнейшего пути финансов при взаимодействии с госбюджетом, внебюджетными фондами и другими организациями.

1. Особенности формирования финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей

Наравне с финансами коммерческих и некоммерческих организаций в составе финансовой системы выделяют финансы индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Так, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Для некоторых видов деятельности необходимо иметь лицензию.

Финансы индивидуальных предпринимателей - это особое звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.

Индивидуальный предприниматель вступает в финансовые отношения с государством, страховыми организациями, другими индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, наемными работниками, инвесторами и совладельцами, а также участвует во внутрихозяйственных отношениях при формировании и использовании финансовых ресурсов самого хозяйства. Особенностью финансовых отношений индивидуального предпринимателя является их тесная связь с формированием и использованием семейного бюджета предпринимателя.

Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без образования юридического лица, регулируется гражданским законодательством. При этом на граждан, осуществляющих эту деятельность, распространяются нормы гражданского права, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из правовых актов. Поэтому финансы индивидуальных предпринимателей во многом схожи с финансами коммерческих организаций.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей - это денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших результатов деятельности.

Результаты выборочных исследований свидетельствуют, что основными финансовыми ресурсами для индивидуального предпринимательства и малого бизнеса являются не внешние поступления, а денежные доходы и накопления, т.е. их собственные средства. По результатам исследования, проведенного Национальным институтом системных исследований проблем предпринимательства, основным видом финансовых ресурсов этих субъектов хозяйствования в настоящее время является собственная прибыль (об этом заявили 84,8% всех опрошенных предпринимателей). Второе место в структуре финансовых ресурсов занимают накопления в виде личных сбережений самих руководителей предприятий (31,7%) и (или) их учредителей (30,9%).

Внешние поступления в составе финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей имеют значительно меньший удельный вес. Только каждое четвертое-пятое предприятие использует в своей текущей деятельности банковские кредиты. Многолетние опросы различных научно-исследовательских организаций свидетельствуют о том, что год от года доля индивидуальных предпринимателей и малых предприятий, привлекающих для осуществления текущей деятельности банковский кредит, стабильна и варьируется незначительно.

Довольно часто коммерческие банки отказывают индивидуальным предпринимателям в предоставлении кредита, так как, несмотря на увеличение объема кредитования малого бизнеса, по-прежнему предоставление кредита не организациям, а индивидуальным предпринимателям, является наиболее рискованным для банка. Что же настораживает банки? Проанализируем основные риски, которые возникают при кредитовании индивидуальных предпринимателей.

Проблемы с бухгалтерией. Индивидуальный предприниматель старается уменьшить налогооблагаемые доходы, в том числе путем сокрытия реальных доходов, в связи, с чем у предпринимателя отсутствует официальная финансовая отчетность, либо официальный финансовый результат. Даже имея оборудование, индивидуальные предприниматели не ставят его на баланс, не отражают в активах, чтобы не платить налог на имущество.

Кроме того, большинство предпринимателей в России стремятся иметь основные средства на балансе по наименьшей стоимости, чтобы сэкономить на уплате налогов, а этот показатель существенно занижает реальную стоимость капитала и чистых активов малого бизнеса.

Следовательно, возникают трудности с установлением фактически реальных активов предпринимателя, в результате кредит становится не обеспеченным активами индивидуального предпринимателя.

Прекращение деятельности. В отличие от длительных и непростых процедур ликвидации юридических лиц прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей по их решению происходит сравнительно просто. Если сам предприниматель закрывает свое дело, то в этом случае ему достаточно произвести расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, удостоверить отсутствие претензий со стороны налоговых органов и сдать в регистрационный орган (регистрационную палату) свидетельство о государственной регистрации.

Кроме того, деятельность индивидуального предпринимателя прекращается:

Øв связи со смертью гражданина - предпринимателя;

Øв связи с признанием по решению суда гражданина - предпринимателя недееспособным;

Øв связи с признанием по решению суда гражданина - предпринимателя безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;

Øв связи с переездом гражданина - предпринимателя на постоянное жительство в другое место.

Семья. Индивидуальный предприниматель осуществляет свою деятельность в целях повышения, прежде всего, своего личного дохода и благосостояния. Поэтому на деятельность предприятия или предпринимателя значительное влияние оказывают расходы на содержание семьи (средства берутся из оборотного капитала).

У предпринимателя могут быть иждивенцы - несовершеннолетние дети, неработающая жена, нетрудоспособные родители, которых он должен содержать. Жена может быть в разводе (или развестись до момента наступления срока исполнения кредитного договора) с предпринимателем. В случае развода индивидуальный предприниматель должен уплачивать алименты, которые в соответствии со ст.81 Семейного кодекса РФ взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка. Размер этих долей может быть увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

В случае смерти индивидуального предпринимателя или объявления умершим наследники предпринимателя несут ответственность по его долгам, но имущественные претензии кредиторов ограничиваются размером наследуемого имущества.

Однако независимо от содержания завещания наследники имеет возможность получить определенную часть наследственного имущества.

Личные долги. Как правило, предприниматель не заключает договоры займа. В связи с этим, сложно оценить обязательства заемщика перед третьими лицами, поскольку часто предприятия пользуясь заемными средствами использует долговые расписки или другие инструменты, которые легко можно скрыть от кредитора.

Кроме того, в отличие от коммерческих юридических лиц индивидуальный предприниматель не обязан иметь расчетный счет в банке. А, имея такой банковский счет, индивидуальные предприниматели обладают альтернативой в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами. Основной денежный оборот предпринимателя осуществляется в наличной форме.

Ограничения в обращении взыскания. Гражданин-предприниматель несет ответственность по принятым на себя обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

Ответственность индивидуального предпринимателя своим имуществом не означает, что ему запрещено распоряжаться своим имуществом в течение срока действия кредитного договора. Иными словами, индивидуальный предприниматель может до момента наступления срока исполнения кредитного договора распорядиться своим имуществом - подарить, продать или иным образом произвести отчуждение своим имущества.

Итак, шансы на положительное решение по выдаче кредита у индивидуального предпринимателя повышаются в случаях, если он правильно и четко ведет свою бухгалтерию и имеет официально подтвержденный доход, позволяющий возвращать кредит. Безусловно, риски, связанные с прекращением деятельности предпринимателя, содержанием его семьи и личными долгами невозможно исключить, но если есть возможность предложить коммерческому банку ликвидный залог (недвижимость, акции с рыночной котировкой и т.п.), то это будет дополнительным стимулом к предоставлению кредита такому предпринимателю.

В качестве источника финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают средства, полученные взаймы у других физических лиц (друзей, знакомых и т.д.). Об использовании этого источника заявили около 17% опрошенных субъектов малого предпринимательства.

Средства кредитных кооперативов (обществ взаимного кредита), иных небанковских организаций по кредитованию предпринимателей (включая фонды поддержки малого предпринимательства разных уровней), средства региональных и местных бюджетов в структуре источников кредитования малого бизнеса практически отсутствуют - об их наличии говорит от 0,3 до 1,5% опрошенных по всей выборке.

Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды доходов, полученных от предпринимательской деятельности. Совокупный доход предпринимателя уменьшается на суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением дохода (в состав расходов входят материальные затраты, амортизационные отчисления, износ нематериальных активов, затраты на оплату труда, прочие затраты). При этом состав производственных затрат может существенно отличаться от затрат коммерческих организаций со статусом юридического лица. Большинство индивидуальных предприятий являются семейными хозяйствами, где не используется наемная рабочая сила и не формируется фонд оплаты труда. Оплата труда членов семьи включается в предпринимательский доход наравне с прибылью. При использовании жилого помещения и другого имущества семьи для производственной деятельности ремонт и износ части основных фондов, коммунальные платежи и некоторые другие производственные расходы могут покрываться за счет семейного бюджета.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и личное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.

Так же, как и другие субъекты хозяйствования, индивидуальный предприниматель осуществляет управление финансами своего предприятия. Эта работа включает ежегодную разработку финансовых планов, ведение финансового учета и отчетности, анализ финансовых показателей деятельности за текущий и прошедшие периоды, контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов, выполнением финансовых обязательств перед государством и другими субъектами хозяйствования. В ходе управления финансами используются элементы финансового менеджмента, разработанного для крупных и средних предприятий, в том числе управление оборотными средствами, финансовыми рисками, производственными затратами, инвестиционными вложениями.

Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. Основания и порядок признания судом индивидуального предпринимателя банкротом либо объявления им о своем банкротстве устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве). С момента вынесения решения суда о признании предпринимателя банкротом утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Законодательством установлена следующая очередность удовлетворения финансовых требований:

Øтребования граждан, перед которыми предприниматель несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также требования о взыскании алиментов;

Øрасчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (в том числе по контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

Øтребования кредиторов, обеспеченные залогом принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества;

Øзадолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

Øрасчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

По своим обязательствам индивидуальный предприниматель отвечает как физическое лицо всем своим имуществом, движимым и недвижимым, за исключением списка вещей, взыскание на которые по исполнительным документам не разрешается. К таким вещам относятся:

Øжилое помещение либо его часть, если для предпринимателя и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением;

Øземельные участки, использование которых не связано с осуществлением гражданином-должником предпринимательской деятельности;

Øимущество, необходимое для профессиональных занятий должника, стоимость которого не превышает 100 минимальных размеров оплаты труда;

Øплеменной, молочный и рабочий скот, олени, кролики, птица, пчелы, используемые для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; корма, необходимые для их содержания, а также хозяйственные строения и сооружения;

Øсемена, необходимые для очередного посева;

Øпродукты питания и деньги на общую сумму не менее трехкратной величины прожиточного минимума гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, а в случае их нетрудоспособности - шестикратной величины прожиточного минимума;

Øтопливо, необходимое для приготовления пищи и отопления;

Øсредства транспорта и другое необходимое гражданину-должнику в связи с его инвалидностью (если таковая есть) имущество;

Øпризы, государственные награды, почетные и памятные знаки.

2. Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

Индивидуальная предпринимательская деятельность традиционно ориентирована на текущую прибыль, обязана быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную специфическую инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где деятельность индивидуальных предпринимателей может быть преобладающей формой организации труда, - прежде всего это обслуживание населения или аналогичных.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие финансовые накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала, т.е. высокой скорости движения финансовых потоков, т.к. их деятельность ориентирована в основном на потребителя в социально ориентированных сферах.

Индивидуальные предприниматели не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах, но в нашей отечественной экономике это весьма проблематично. Получая конкретные и четко сформулированные задачи, индивидуальные предприниматели налаживают новые услуги, реже выпуск новой продукции. В сравнении с индивидуальными предприниматели, крупные компании, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов, т.к. имеют существенные финансовые ресурсы, как привлекаемые, так и собственные. Объединение усилий крупного мелкого бизнеса и деятельности индивидуальных предпринимателей в настоящее время скорей идея, чем реальная возможность. И связано это с реальным состоянием финансовых ресурсов и финансовых рисков индивидуальных предпринимателей.

Из сформированных финансовых ресурсов (начального капитала) индивидуальному предпринимателю необходимо создать производственные условия:

Øподготовить рабочее место (производственные площади). Как правило, эти площади берутся в аренду (значительно реже в собственности);

Øв подавляющем большинстве предприниматели приобретают и регистрируют в налоговых органах кассовые машины;

Øприобретают инвентарь, оборудование и другие, необходимые для работы предметы и материалы.

Пропорционально выполняемым услугам (выпускаемому, продаваемому товару) часть финансовых израсходованных ресурсов перераспределяется на себестоимость будущих расходов (финансовых затрат).

Если для выполнения работ индивидуальный предприниматель не привлекает наемную рабочую силу, то вопрос оплаты решается достаточно очевидно.

Но в большинстве случаев, индивидуальный предприниматель привлекает наемных работников и это ведет к возникновению финансовых затрат на оплату труда.

В эти затраты входят:

Øрасходы на оплату труда (в настоящее время ориентировочно до 10% от выручки);

Øобязательные отчисления в фонды пенсионного и социального страхования (в совокупности от расходов на оплату труда 26%).

Таким образом, на первичной стадии работы предпринимателя, функционирует часть финансов (начального капитала) предпринимателя.

Дальнейший путь финансов предпринимателя более сложен, т.к. происходит перераспределение финансов, связанных с формированием конечного производственного продукта и его реализация.

Необходимость государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей обусловлена отсутствием у них возможности на равных конкурировать с другими субъектами хозяйствования (например, коммерческими организациями) по таким параметрам, как доступ к ресурсам на финансовых рынках и государственным инвестициям, приобретение новых технологий и нового технологического оборудования, исследование конъюнктуры рынков, обучение и т.д. Для минимизации действия этих факторов на развитие индивидуального предпринимательства и стимулирования его развития государство проводит целенаправленную политику государственной финансовой поддержки этой группы субъектов хозяйствования.

Государство осуществляет мероприятия по финансовой поддержке индивидуальных предпринимателей в рамках общей поддержки малого бизнеса. Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого бизнеса осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), который является заказчиком федеральных программ, и региональные (муниципальные) фонды, которые выполняют соответствующие функции на уровне субъектов РФ (муниципальных образований).

Приоритетным направлением финансовой поддержки предпринимателей в деятельности фонда является предоставление поручительств или гарантий по кредитам, получаемым индивидуальными предпринимателями в коммерческих банках. Кроме того, субъектам индивидуального предпринимательства осуществляется государственная поддержка через ФФПМП путем предоставления льготных кредитов (займов), в том числе через систему лизинга, компенсацию процентной ставки по предоставляемым кредитам, микрофинансирование и т. д.

Для реализации задачи государственной финансовой поддержки индивидуальных предпринимателей ФФПМП:

Øпредоставляет предпринимателям финансовую помощь на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;

Øвыполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам предпринимателей;

Øосуществляет долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций и информационных систем поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;

Øфинансирует мероприятия по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малого бизнеса, по поддержке новых экономических структур, по защите прав потребителей;

Øфинансирует проведение научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью предпринимателей;

Øпроводит мероприятия, направленные на привлечение и эффективное использование средств отечественных и иностранных инвесторов, в том числе конкурсы, аукционы, выставки, лотереи;

Øосуществляет контроль за использованием финансовых средств субъектами малого предпринимательства, выделяемых или получаемых ими при содействии фонда.

Для становления индивидуального бизнеса важное значение имеет проблема быстрого доступа к финансовым ресурсам в относительно малых суммах, используемых в качестве оборотных средств. Для решения этой задачи государство разработало программы по микрофинансированию (выделению бюджетных средств в малых суммах на целевое использование на безвозвратной основе) и микрокредитованию (предоставлению бюджетных кредитов целевого назначения в малых размерах на возмездной и возвратной основах), причем микрокредитование используется более широко, чем микрофинансирование в силу специфики российской экономики.

Цель микрофинансирования состоит в создании динамичной и эффективной системы финансирования индивидуальных предпринимателей для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накопления капитала.

Микрофинансирование способствует решению следующих важнейших задач:

Øразвитие и декриминализация мелкого бизнеса, поскольку легальное микрофинансирование приводит к снижению количества ростовщиков и приучает предпринимателей работать с прозрачными денежными потоками и банковской системой;

Øснижение остроты социальных проблем через борьбу с безработицей и бедностью, повышение материального благополучия социально незащищенных слоев населения;

Øсодействие расширению банковской клиентской базы, так как по мере своего развития клиенты микрофинансовых организаций переходят на обслуживание в банки с уже сформированной кредитной историей;

Øсодействие развитию взаимодействия между банками и небанковскими финансовыми организациями (кредитными кооперативами, фондами поддержки малого предпринимательства, иными МФО) на условиях взаимного экономического интереса и дополнения линейки финансовых продуктов каждого из институтов. Небанковские институты, как правило, при этом дополняют и расширяют банковское предложение, способствуют внедрению безналичных расчетов в малый бизнес, воспитанию клиентской дисциплины у индивидуальных предпринимателей;

Øсодействие более полному развитию института бюро кредитных историй, поскольку базы кредитных бюро в этом случае дополняются информацией о клиентах, получающих финансовые услуги в небанковских организациях.

Выделение индивидуальным предпринимателям финансовых ресурсов по программе микрокредитования осуществляется на конкурсной основе путем предоставления займов региональным и муниципальным фондам поддержки малого предпринимательства (ФПМП), реализующим программы микрокредитования (и микрофинансирования) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Важно также отметить, что при получении микрокредита государство не требует от предпринимателя какого-либо залога, но кредитование осуществляется строго на конкурсной и целевой основе.

Чтобы обеспечить льготное банковское кредитование индивидуальных предпринимателей, применяется механизм компенсации части процентной ставки кредитным организациям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства, когда компенсация полностью или частично покрывает недополученные кредитными организациями доходы при предоставлении ссуд предпринимателям.

Страхование индивидуальных предпринимателей осуществляется на льготных условиях. Фонды поддержки малого предпринимательства могут полностью или частично компенсировать страховым организациям недополученные ими доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства. Размер, порядок и условия компенсации устанавливаются договором между страховой организацией и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

3. Особенности налогообложения индивидуальных предпринимателей

Составной частью финансов индивидуальных предпринимателей являются налоги, которые претерпевают дальнейшее перераспределение на различных уровнях государственного бюджета.

Финансовые отношения индивидуальных предпринимателей с государством в основном связаны с уплатой административных сборов за регистрацию и лицензирование их деятельности, налогов и штрафных санкций за нарушение действующего законодательства.

Налоговым законодательством предусмотрены два подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей:

  • общий порядок налогообложения (налог на доходы физических лиц на общих основаниях). «Традиционная система» - система налогообложения, которая установлена главой 23 части второй Налогового кодекса Российской;
  • специальные налоговые режимы. «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» система налогообложения, установленная главой 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; «Упрощенная система» - система налогообложения, установленная главой 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации; «Вмененная система» - система налогообложения установленная главой 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
  • 3.1 Традиционная система налогообложения
  • При использовании традиционной системы налогообложения в случае появления в течение года у физического лица, получающего доход от предпринимательской деятельности, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком. В декларации указывается размер дохода полученного за первый месяц деятельности и размер ожидаемого дохода до конца текущего года.
  • В налоговых декларация физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие доплате или возврату по итогам налогового периода.
  • В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления предпринимательской деятельности на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по не наступившим срокам уплаты. Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.
  • Индивидуальные предприниматели облагаются налогом на доходы, полученные от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, по ставке 13%. Налоговая база при этом рассчитывается как разница между суммой полученных доходов и суммой налоговых вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных), предоставляемых индивидуальному предпринимателю в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
  • При определении налоговой базы учитываются все доходы предпринимателя, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
  • Стандартные налоговые вычеты предоставляются:
  • - в размере 3 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории индивидуальных предпринимателей, согласно п.1 ст. 218 НК РФ:
  • - в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
  • каждого ребенка у индивидуального предпринимателя, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
  • каждого ребенка у индивидуального предпринимателя, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
  • Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, представляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
  • Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
  • Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.
  • Для индивидуальных предпринимателей установлено пять видов социальных налоговых вычетов, которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы:
  • в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
  • в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного п.2 ст. 219 НК РФ, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, опекуном (попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
  • в сумме, уплаченной в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых за счет собственных средств.
  • в сумме уплаченных в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), и (или) в сумме уплаченных в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного пенсионного страхования, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст.219 НК РФ.
  • в сумме уплаченных в налоговом периоде дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст.219 НК РФ.
  • Социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2 - 5 (за исключением расходов на обучение детей индивидуального предпринимателя, и расходов на дорогостоящее лечение, предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
  • В соответствии с действующим налоговым законодательством индивидуальные предприниматели могут воспользоваться имущественными налоговыми вычетами:
  • в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 млн. рублей, а также в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 тыс. рублей. При продаже жилых домов, квартир, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых домиков и земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, а также при продаже иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;
  • при покупке жилья - в части сумм, израсходованных на новое строительство либо на приобретение жилья, уплату процентов, направленных на погашение ипотечного кредита (в размере до 2 млн. руб.).

Наибольшее значение для индивидуального предпринимателя имеют профессиональные налоговые вычеты, которые предоставляются путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на суммы фактически произведенных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от предпринимательской деятельности:

доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг);

авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, вознаграждения авторам открытий, изобретений и промышленных образцов, в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов:

стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;

процентных доходов по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;

суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст.212 НК РФ.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, в отношении которых налоговая ставка устанавливается в размере 15 %.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

. Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.

3.2 Упрощенная система налогообложения

Помимо общего подхода к налогообложению доходов индивидуальных предпринимателей в России, как и во многих зарубежных странах, существуют специальные налоговые режимы. В настоящее время российские предприниматели, как правило, уплачивают налоги по упрощенной системе либо единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности.

Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения доходов осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со ст.174.1 НК РФ.

При этом индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Остальные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты:

) федеральных налогов:

государственной пошлины;

таможенных пошлин;

налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

платы за пользование водными объектами;

налога на добычу полезных ископаемых.

) транспортного налога.

) следующих местных налогов:

земельного налога;

налога на рекламу;

иных налогов и сборов, установленных местными законодательными органами в соответствии с действующим законодательством.

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает индивидуальных предпринимателей от ведения кассовых операций и представления статистической отчетности.

Налоговым периодом для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, признается календарный год.

Поскольку налоговым периодом признается календарный год, показатели деятельности организации или индивидуального предпринимателя в зависимости от выбранного объекта налогообложения определяются нарастающим итогом.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; уплачивающие единый налог на вмененный доход или единый сельскохозяйственный налог, а также индивидуальные предприниматели, средняя численность работников у которых превышает 100 человек.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход индивидуального предпринимателя превысит 20,0 млн руб., то такой налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения доходов в рамках налога на доходы физических лиц.

Объектом налогообложения при упрощенной системе налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, но объект налогообложения не может им меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и могут уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

  • приобретение основных средств и нематериальных активов;
  • ремонт основных средств;
  • арендные платежи за арендуемое имущество;
  • материальные расходы;
  • расходы на оплату труда;
  • расходы на обязательное страхование работников и имущества;
  • суммы НДС по приобретаемым товарам (работам и услугам);
  • расходы, связанные с банковскими услугами;
  • затраты на обеспечение пожарной безопасности; охрану имущества; содержание служебного транспорта, командировки, аудиторские услуги, канцелярские товары, почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, оплату услуг связи, рекламу, на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов.
  • Расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения включаются в затраты в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию в полном размере.
  • Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
  • В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 %. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 %. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
  • Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства. При этом налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
  • 3.3 Вмененная система налогообложения
  • Другой разновидностью упрощенного механизма налогообложения стало налогообложение в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Такой налог вводится по решению субъектов Российской Федерации и действует в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
  • - оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  • - оказания ветеринарных услуг;
  • - оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • - оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок);
  • - оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • - розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  • индивидуальный предприниматель финансовый ресурс налогообложение
  • - розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
  • - оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  • - оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • - распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • - размещения рекламы на транспортных средствах;
  • - оказания услуг по временному размещению и проживанию предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
  • - оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • - оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
  • Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает освобождение его от взимания тех же налогов, что и при переходе к упрощенной системе налогообложения, при одновременном сохранении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  • Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, и исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в связи с соответствующим режимом налогообложения.
  • Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
  • Вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
  • Базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;
  • Корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, а именно:
  • Коэффициент К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • Коэффициент К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности;
  • Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
  • Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
  • Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц ст. 346.29 НК РФ.
  • К физическим показателям, характеризующим определенный вид предпринимательской деятельности, относятся:
  • количество работников - для бытовых услуг, автосервиса, разносной торговли;
  • площадь торгового зала или число торговых мест - для розничной торговли;
  • площадь зала - для услуг общепита;
  • число автомобилей - для частного извоза.

Ставка единого налога устанавливается в размере 15% суммы вмененного дохода.

Преимуществами специального налогового режима при обложении индивидуальных предпринимателей единым налогом на вмененный доход являются: сокращение расходов этих субъектов хозяйствования по выполнению налоговых обязательств; уменьшение уклонения от налогов; повышение налоговых поступлений в бюджет за счет упрощения налоговых проверок; удобство для предпринимателей, особенно впервые начинающих предпринимательскую деятельность.

3.4 Единый сельскохозяйственный налог

С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в силу главы 26.1 НК РФ «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» изменилось налогообложение крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, занимающихся сельскохозяйственным производством.

Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога имеют право индивидуальные предприниматели, если:

индивидуальные предприниматели признаны сельскохозяйственными товаропроизводителями, т.е. они производят сельскохозяйственную продукцию, осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализуют сельскохозяйственную продукцию;

индивидуальные предприниматели осуществляют последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства;

по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором предприниматель подает заявление о переходе на уплату ЕСХН, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (с 1 января 2006 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом №68-ФЗ в главу 26.1 НК РФ);

доля дохода от реализации продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации произведенной ими продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства определяется исходя из соотношения расходов на производство сельскохозяйственной продукции и первичную переработку сельскохозяйственной продукции в общей сумме расходов на производство продукции из произведенного ими сельскохозяйственного сырья.

если средняя численность работников, не превышает за налоговый период 300 человек;

Индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственным товаропроизводителями, не уплачивают следующие налоги:

налог на прибыль, за исключением прибыли с доходов, полученных в виде дивидендов и по отдельным видам долговых обязательств, предусмотренных п. п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ;

НДС;

- единый социальный налог;

налог на имущество организаций.

Оплачивают ряд налогов:

ЕСХН;

- акцизы;

плату за негативное воздействие на окружающую среду;

государственную пошлину;

таможенную пошлину;

налог на имущество физических лиц (в части жилых строений, помещений и сооружений, - находящихся в собственности индивидуальных предпринимателей);

лицензионные сборы;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

НДФЛ с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренных п. п. 2, 4 и 5 ст. 224 НК РФ (п. 3 ст. 346.1 НК РФ и п. 1 ст. 346.5). В данном случае законодательством предусмотрен следующий перечень доходов:

. Стоимости выигрышей и призов, получаемых в мероприятиях, проводимых в целях рекламы;

. Процентных доходах по вкладам в банках;

. Сумме экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств;

. Доходах от долевого участия в деятельности организаций;

. Процентах по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;

. Доходах учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Согласно ст. 346.8 НК РФ налоговая ставка по уплате ЕСХН устанавливается в размере 6 процентов. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по ЕСХН, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному налогу уплачиваются не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Выводы: Для обеспечения своевременной и полной уплаты налоговых платежей государство осуществляет систематический финансовый контроль за деятельностью индивидуальных предпринимателей. Этот контроль проводят прежде всего налоговые органы и органы Министерства внутренних дел РФ. Основное внимание уделяется выявлению случаев незаконной и незарегистрированной индивидуальной предпринимательской деятельности, а также сокрытию зарегистрированными предпринимателями части доходов (путем искажения налоговой декларации, торговли без использования контрольно-кассовых аппаратов и т.д.). Главными мерами борьбы с финансовыми нарушениями индивидуальных предпринимателей являются штрафные санкции и прекращение их дальнейшей предпринимательской деятельности, а в особых случаях применяются меры уголовной ответственности.

Исходя из анализа перечисленных схем налогообложения можно судить о функциях перераспределения финансов на различных уровнях бюджетов (федерального, субъектов федерации и др.), т.к. налог на добавленную стоимость перечисляется в федеральный бюджет, а вмененный налог - в местный бюджет. И таких особенностей на основании анализа «Обязательной цели перечисления» вполне достаточно для того, чтобы понять заинтересованность субъектов федерации (местных органов власти) в получении сборов от ведения индивидуальной предпринимательской деятельности.

Заключение

Стартующий малый бизнес очень рискованный, он начинается, как правило, при острейшем недостатке всех видов ресурсов, начиная от квалифицированного персонала и кончая финансами, помещением и всем остальным. Начинающий индивидуальный предприниматель имеет гораздо меньше шансов на получение кредита, по крайней мере, на тех же условиях, что и предприятие уже функционирующее и делает его крайне рискованным и нежелательным субъектом банковского кредитования.

Поэтому индивидуальные предприниматели и особенно начинающие в России кредитуется за счет собственных источников: берут друг у друга взаймы под большие проценты, или еще хуже в криминальной среде, что в результате и приводит малое предпринимательство в теневой сектор экономики. Предпринимателю выгоднее работать с «черным налом»: взять кредит, выпустить продукцию, реализовать ее, получить «черный нал» и отдать проценты за кредит. Именно начинающему индивидуальному предпринимателю требуется государственная финансовая поддержка. Основным ее направлением должна стать реализация программ создания гарантийных фондов. Предоставленные ими гарантии при кредитовании нового бизнеса обеспечат перераспределения рисков по кредитам и обеспечат возможность доступа начинающих малых предприятий на рынок капитала.

Проблема финансирования малого бизнеса является наиболее важной из всех программ поддержки предпринимательства. Финансовый аспект, безусловно, является важным, но далеко не определяющим фактором развития индивидуального предпринимательства, в особенности, если рассматривать проблему с точки зрения государственной политики.

Действительно, государство неоднократно объявляло развитие индивидуального предпринимательства в качестве одного из главных социально-экономических приоритетов. На финансирование программ поддержки индивидуального предпринимательства регулярно выделяются бюджетные финансовые ресурсы. Принято говорить об их хронической недостаточности, и это действительно так. Но никто пока не оценил реального масштаба финансовых потребностей малого предпринимательства, а главное - рациональные условия размещения, оборота, воспроизводства бюджетных средств, вкладываемых в индивидуальное предпринимательство.

Государство является основным институтом, устанавливающим «правила игры» для индивидуального предпринимательства. Путем разработки системы налогообложения и финансирования, а также создания инвестиционно-привлекательной среды, государство оказывает влияние на сферу малого предпринимательства. Формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого предпринимательства, является основной задачей органов государственной власти.

Система налогообложения является, пожалуй, наиболее обсуждаемым инструментом регулирования малого бизнеса, поскольку именно налогообложение влияет на уровень доходов малого предпринимательства и в связи с этим вопрос о налогообложении вызывает немало споров и разногласий.

Список литературы

  1. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 05.03.2007 №75 «О мерах по реализации в 2007 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
  2. Постановление Правительства Москвы «О комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007 - 2009гг.» (ред. от 24.05.2007) № 420-ПП от 20.06.2006.
  3. Индивидуальный предприниматель. Кислов Д.В. Москва, Вершина, 2008 г.
  4. Макроэкономика. Теория и российская практика. Под редакцией А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. Москва, КНОРУС, 2006 г.
  5. Финансы: Учебник / Под. ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  6. Финансы. П.Н. Шуляк, Н.П. Белотелова. Москва, Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007 г.
  7. Финансы. Под редакцией А.И.Архипова и И.А. Погосова. Москва, Издательство Проспект, 2007 г.
  8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  9. Экономическая теория. Под редакцией А.Г. Грязновой и Т.В. Чечеловой. Москва, Издательство «Экзамен», 2005 г.
  10. Анализ состояния малого бизнеса г. Москвы в 2004 - 2006 гг. и его вклад в социально-экономическое развитие города //Аналитический отчет №4, 2006.
  11. Ермилова Г.А. Тенденции развития рынка небанковского микрофинансирования в России /2003 - 2005 гг.// Третий раунд мониторинга, Москва, 2007.
  12. Лебедев А. О перспективах развития малого бизнеса в России// Экономика России XXI век, № 15 от 03.02.2007.
  13. Литвак А.Г., Шестоперов А.Н., Шестоперов О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2002 - 2004 гг. //Информационно-аналитический доклад, 2005.
  14. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России//Отчет по результатам общероссийского исследования МЭРиТ РФ, Москва 2006.
  15. Справочник индивидуального предпринимателя от А до Я. Грудцына Л.Ю. Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 г.

Похожие работы на - Особенности функционирования финансов индивидуальных предпринимателей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!