Характеристика результатов и организация анализа эффективности инновационной деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,52 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Характеристика результатов и организация анализа эффективности инновационной деятельности

Содержание

Введение

. Сущность и содержание инновации

. Характеристика результатов инновационной деятельности

. Организация анализа эффективности инновационной деятельности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Тема данной работы характеристика результатов и организация анализа эффективности инновационной деятельности. Актуальность такой темы, несомненно, велика. Она имеет большое значение так как, в современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.

Эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых и предполагаемых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем, структур.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия инноваций, а также дать характеристику результатов инновационной деятельности получение от них эффективности.

. Сущность и содержание инновации

Задачи модернизации российского общества требуют все более широкого внедрения инноваций во все сферы его жизнедеятельности. Сам термин инновация вошел в науку в ХIХ в., как необходимый показатель развития общества и отдельных его сторон. Сначала этот термин использовался в антропологии и этнографии при исследовании процессов изменений в культуре и противопоставлялся термину традиция. В начале ХХ в. понятие нововведение освоили экономические науки, обозначая им, новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник предпринимательской прибыли. После кризиса 30-х гг. среди менеджеров становится популярным термин инновационная политика фирмы. Инновационная деятельность стала противопоставляться рутинной, причем первая отрицает вторую.

Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.

В современных условиях инновации являются важнейшим элементом повышения эффективности деятельности различных организаций. Внедрение научных достижений и изобретений в организации обеспечивает постоянное обновление и улучшение выпускаемой ею продукции (оказываемых услуг), применяемых технологий.

В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности, в зарубежной - как деятельность, процесс изменений. Существует также следующее определение: инновация (нововведение) - результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационно-экономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду.

Нет ни одной сферы деятельности, где изобретательный человеческий ум не стремился бы повысить ее эффективность с помощью инноваций.

. Характеристика результатов инновационной деятельности

В результате инновационной деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.

Результаты инновационной деятельности выражаются в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например «ноу-хау»).

Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие, как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967 г. Задача Всемирной организации интеллектуальной собственности состоит в содействии ее охране. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 138) установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак. В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.

Право на использование товарных знаков получают посредством их регистрации. Во всем мире товарные знаки применяются и защищаются. Товарные знаки играют важную роль как для производителей и продавцов, так и для покупателей новшеств. Они указывают, кто несет ответственность за определенный товар.

Однородная продукция может выпускаться разными производителями, распространяться разными продавцами. Причем и производители, и продавцы могут иметь свои товарные знаки. Именно товарный знак служит ориентиром, основанием при выборе товара. Если покупатель будет удовлетворен приобретенным товаром, в дальнейшем он будет руководствоваться товарным знаком.

Товарный знак выполняет следующие функции:

служит ориентиром при выборе товара;

указывает на наличие соответствующего качества товара;

выделяет товар из однородных товаров других производителей;

показывает источник происхождения товара, так как информация о владельцах товарных знаков внесена в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве;

рекламирует товар, так как обеспечивает производителю известность, что стимулирует и сохраняет спрос на товары;

позволяет производителю или продавцу занять определенное положение на рынке благодаря признанию товарного знака.

Товарный знак входит в состав нематериальных активов, является предметом лицензионных соглашений и объектом охраны промышленной собственности (составной частью интеллектуальной собственности).

Результатом инновационной деятельности являются и ноу-хау («знаю, как»), которые представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера. Использование «ноу-хау» обеспечивает определенные преимущества и коммерческую выгоду лицу, их получившему.

«Ноу-хау» могут быть незапатентованные технологические знания и процессы, практический опыт, методы, способы и навыки по проектированию, расчетам, строительству и производству изделий; проведению научных исследований и разработок; состав и рецепты материалов, веществ и др., а также опыт в области дизайна, маркетинга, управления, экономики, финансов.

Материальные результаты инновационной деятельности выступают в виде созданных и освоенных новых машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации. Созданные и освоенные образцы машин, оборудования, аппаратов, приборов и средств автоматизации делятся на новые, модернизированные и модифицированные.

Эффективность инновационной деятельности можно оценить через конкурентоспособность новой продукции, успешное представление ее на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты инновационной деятельности на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены путем передачи научно-технических знаний и опыта для оказания научно-технических услуг, новых технологий.

Передача технологий может происходить как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Результаты инновационной деятельности, являющиеся объектом лицензионных сделок и нелицензионной продажи «ноу-хау» - это специфический товар мирового рынка.

Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:

потребительной стоимости;

труда по созданию;

процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.

На использование технологии влияют:

темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;

скорость распространения данных технологий, что обусловливает исчезновение дополнительного дохода лицензиата.

Нововведения могут сопровождаться всесторонней перестройкой торгового процесса, изменением форм организации торговли, методов планирования, учёта, управления, заменой торговых площадей, оборудования, технических средств, созданием новых, заменой устаревших программных продуктов, информационных систем и технологий, формированием автоматизированной системы управления (АСУ) и т. д.

. Организация анализа эффективности инновационной деятельности

инновация товарный знак эффективность

Эффект инновационной деятельности является многоаспектным. Размер эффекта от реализации инноваций непосредственно определяется их ожидаемой эффективностью.

Цель анализа эффективности инновационной деятельности - изучение ее механизма и определение отдачи вложенных инвестиций.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;

анализ рациональности структуры организации;

анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд;

анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;

анализ финансового и материально-технического обеспечения организации;

анализ качества нормативно-методического обеспечения организации;

анализ качества информационного обеспечения организации;

анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;

анализ использования конкурентных преимуществ организации;

анализ структуры портфеля новшеств и инноваций;

анализ качества экспертизы инновационных проектов;

анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации;

анализ системы мотивации и ответственности в ходе осуществления инновационной деятельности.

Основные этапы анализа эффективности инновационной деятельности:

.Выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;

2.Формирование временной творческой группы для проведения анализа;

.Разработка проекта программы анализа;

.Подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа;

.Сбор и обработка необходимой информации, документов.

7.Проведение анализа по поставленным задачам и системе показателей;

8.Подготовка и утверждение отчета о совершенной работе;

.Принятие мер по итоговым результатам анализа.

К методам анализа относят такие, как метод сравнения, балансовый метод, индексный, факторный и др.

Анализ эффективности инновационной деятельности необходимо осуществлять на основании таких принципов, как:

) единство проводимого анализа и синтеза;

) ранжирование;

) диалектика (системный подход, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества - в новое количество);

) оперативность;

) количественная определенность и другие принципы.

Важнейшей проблемой при организации финансирования инновационных проектов является определение их привлекательности для инвесторов. Инновационный проект представляет собой модель будущей инновации. По своей сути он является проектом инвестиционным, который осуществляется с целью внедрения НТП в производство и социальную сферу. По сравнению с «обычными» инвестиционными проектами, реализация инновации имеет следующие принципиальные особенности:

1.Более высокая степень неопределенности параметров проекта, что существенно уменьшает достоверность предварительной финансовой оценки проекта. Это требует дополнительных критериев отбора, базирующихся на сборе большего количества необходимой информации. Поэтому параллельно возникает проблема определения, какую именно информацию необходимо получить, чтобы не выполнять дополнительную работу, ведущую к увеличению расходов на проект.

.Ориентация на долгосрочные результаты, что требует более строгих требований к прогнозированию и к учету фактора времени.

3.Необходимость привлечения высококвалифицированных научных специалистов, которые достаточно часто работают по совместительству. Это требует детальной разработки этапов реализации проекта.

.Возможность приостановки реализации проекта без существенных расходов материальных ресурсов (как, например, это бывает в производственной сфере, где в результате невозможности дальнейшего финансирования возникают многочисленные «долгострои» и так далее).

.Высокая вероятность получения неожиданных результатов имеющих, однако, коммерческую привлекательность. Это дает возможность рассчитывать на быструю диффузию инновационного проекта и на потенциально высокие прибыли.

Заключение

В заключении отмечу, что эффективность инноваций определяется их конкретной способностью сберегать соответствующее количество труда, времени, ресурсов и денег в расчете на единицу всех необходимых полезных эффектов создаваемых продуктов, технических систем. Также характеризуется системой экономических показателей, отражающих соотношение связанных затрат и результатов, и позволяющих судить об экономической привлекательности инноваций.

Результаты инновационной деятельности могут иметь конкретную вещественную форму или неовеществленную форму. Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права, с чем связано понятие "интеллектуальная собственность". Объекты интеллектуальной собственности могут приносить доход и включаются в состав нематериальных активов. Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские права.

Средством индивидуализации продукции является товарный знак.

"Ноу-хау" представляют собой полностью или частично конфиденциальные знания, опыт, навыки, включающие сведения технического, экономического, административного, финансового и другого характера. Коммерческая передача "ноу-хау" оформляется лицензионными соглашениями.

Следствием инновационной деятельности являются также промышленные образцы. Права на изобретения, товарные знаки и другие результаты инновационной деятельности оформляются лицензией.

Материальными результатами инновационной деятельности являются созданные и освоенные машины, оборудование, приборы, средства автоматизации.

Выход на рынок технологий свидетельствует об эффективности инновационной деятельности.

Список используемой литературы

1.Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.- СПб.:

Питер, 2006.- 208 с.

.Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия

инновация и его классификация // Инновации. - 2005. - № 2-3.

.Воробьев В.П., Денисов Е.Ф., Рогова Е.М. Инновационный менеджмент /

Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2008 -с. 89.

.Евграфова И.Ю., Красникова Е. О. Инновационный менеджмент.

Шпаргалка М.: Окей книга, 2009. - с. 84.

.Инновационный менеджмент: Справочное пособие/ Под ред. П.Н.

Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. И доп.-М.: ЦИСН, 2006. - 508 с.

6.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: учебник для студентов

вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент», специальностям экономики и управления. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 335с.

.Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-

М, 2008. - 295 с.

.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 6-е изд., -

СПб.: ПИТЕР, 2008. - 448 с.

9.Шевцова С.В., Шипулина Ю.С. Курс лекций «Экономика и организация

инновационной деятельности». Copyright © СумГУ. 2006,2007 - с.253.

10.Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. проф. В.А. Швандара,

проф. В.Я.Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!