Вид эффекта
|
Факторы, показатели
|
Экономический Научно-технический Финансовый Ресурсный
Социальный Экологический
|
Показатели учитывают в стоимостном выражении все виды
результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций Новизна, простота,
полезность, эстетичность, компактность Расчет показателей базируется на
финансовых показателях Показатели отражают влияние инновации на объем
производства и потребления того или иного вида ресурса Показатели учитывают
социальные результаты реализации инноваций Шум, электромагнитное поле,
освещенность (зрительный комфорт), вибрация. Показатели учитывают влияние
инноваций на окружающую среду
|
В зависимости от
временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за
расчетный период и показатели годового эффекта.
Продолжительность
принимаемого временного периода зависит от следующих факторов:
·
продолжительности инновационного периода;
·
срока службы объекта инноваций;
·
степени достоверности исходной информации;
·
требований инвесторов.
Выше отмечено, что
общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта
(результата) и затрат.
В целом проблема
определения экономического эффекта и выбора наиболее предпочтительных вариантов
реализации инноваций требует, с одной стороны, превышения конечных результатов
от их использования над затратами на разработку, изготовление и реализацию, а с
другой - сопоставления полученных при этом! результатов с результатами от
применения других аналогичных по назначению вариантов инноваций. Особенно остро
возникает необходимость быстрой оценки и правильного выбора варианта на фирмах,
применяющих ускоренную амортизацию, при которой сроки за мены действующих машин
и оборудования на новые существенно сокращаются.
Метод исчисления
эффекта (дохода) инноваций, основанный на сопоставлении результатов их освоения
с затратами, позволяет принимать решение о целесообразности использования новых
разработок.
Система
показателей эффективности инновационной деятельности
Эффективность
деятельности организации выражается экономические и финансовые показатели. В
условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей.
Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему, исходя из особенностей
инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других
факторов. Подробнее этот вопрос излагается в учебных курсах "Экономика
предприятия", "Финансовый менеджмент" и др. Ниже излагаются
предложения автора, не претендующие на их полноту.
К системе
показателей предъявляются следующие требования:
1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного
цикла товара;
2) показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5
лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
3) показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности
конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
4) важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными,
относительными и удельными величинами (например, при рентабельность товара и
производства, удельная цена товара);
6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности
организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаги средств,
налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
7) проектирование окончательных показателей должно осуществляться на
основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости
финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема
информации характеризующей технические, организационные, экологические,
экономические и социальные аспекты деятельности организации.
Одним из основных
показателей эффективности и стабильности функционирования организации является
показатель ее устойчивости.
Основные
этапы анализа эффективности инновационной
деятельности ИО:
1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;
2) формирование временной творческой группы для проведения анализа;
3) разработка проекта программы анализа;
4) подготовка и издание приказа по ИО о целях, группе, ее правах и
обязанностях, программе анализа;
5) выбор методов выполнения работ;
6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.;
7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе
показателей;
8) подготовка, согласование и утверждение о проделанной работе;
9) принятие мер по результатам анализа.
Методы
отбора инновационных проектов для реализации
Одной из важных
задач инвестора является проведение экспертизы инновационных программ. При этом
он должен решить непростую задачу: как из большого числа предлагаемых программ
выбрать наиболее эффективные. Для этого необходимо организовать процесс
экспертизы и отбора инновационных программ с помощью разработанной системы
критериев.
Система критериев
выполняет две функции:
позволяет инвестору
произвести обоснованный выбор наиболее выгодной для инвестиций инновационной
программы;
заставляет
разработчика инновационной программы в бизнес-плане предоставить, исчерпывающую
информацию по всем интересующим экспертов вопросам.
Для проведения
экспертизы можно использовать различные системы критериев, однако, на наш
взгляд, одной из наиболее удачной является следующая методика.
В соответствии с
этой методикой экспертиза, ведется по девяти группам критериев, охватывающих
все ключевые аспекты эффективности предлагаемой инновационной программы.
Каждый из критериев
количественно может быть определен посредством одной из пяти оценок (В):
-2 - очень низкая
оценка;
-1 - низкая
оценка;.
-О - отсутствие оценки;
+1 - высокая
оценка;
+2 - очень высокая
оценка.
Кроме того, для
каждого из критериев определяется относи тельная его значимость посредством
назначения весовых коэффициентов (W).
Рассмотрим
рекомендуемый данной методикой перечень критериев по группам:
Группа
1. Аспекты, характеризующие организацию в целом
Эксперты должны
оценить фирму с точки зрения ее способности наилучшим образом реализовать
программу.
Используются 15
критериев, имеющих следующие весовые. коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 3,0:
- квалификация
менеджеров,
квалификация
специалистов по маркетингу,
организационно-управленческая
структура организации,
система сбыта
товаров (услуг),
финансовое и
экономическое положение организации;
2)весовой
коэффициент 2,0:
- репутация (имидж)
организации и ее товаров (услуг),
квалификация
научного и инженерного персонала,
квалификация
производственного персонала,
технологический
уровень производства,
доступность
источников сырья, материалов, комплектующих,
доступность
источников энергии и топлива,
уровень развития
транспортной сети,
доступность рынка,
культура
производства,
безопасность
производства,
экология
производства,
Группа
2. Аспекты, характеризующие отрасль и отраслевой;
Необходимо оценить
перспективы развития отрасли рынка, в которой будет реализовываться программа.
Используются 8
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 3,0:
- перспективы
развития отрасли и отраслевого рынка;
уровень
конкуренции,
стабильность
спроса,
тенденции изменения
спроса,
затраты на продвижение
товаров (услуг) на рынок;
2)весовой
коэффициент 2,0:
емкость рынка,
- способность
рынках принятию товаров и услуг;
3)весовой
коэффициент 1,0:
- влияние программы
на развитие смежных отраслей.
Группа
3. Аспекты, характеризующие товары или услуги
При проведении
экспертизы необходимо оценить качество продукции (услуг), полученной в
результате реализации граммы по сравнению с аналогами. В качестве базы для
сравнения должен быть выбран наилучший из аналогов, существующих сегодня,
включая зарубежные.
Используются 11
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 3,0:
- функциональные и
потребительские свойства товаров (услуг),
надежность и
долговечность,
экологичность,
цена,
себестоимость
товаров (услуг);
2)весовой
коэффициент 2,0:
дизайн,.
- возможность
развития товаров (услуг), о соответствие стандартам,
технологичность;
3) весовой
коэффициент 1,0:
- подготовка
клиента к использованию товаров (услуг)
Группа
4. Аспекты, характеризующие маркетинг
Необходимо оценить
реалистичность предлагаемой про граммы маркетинга и ее эффективность при
реализации целей программы.
Используются 5
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1) весовой
коэффициент 3,0:
- исследование
рынка,
- реклама,
каналы сбыта товаров
(услуг),
- методы
стимулирования сбыта;
2) весовой
коэффициент 2,0:
- предпродажное и
послепродажное обслуживание.
Группа
5. Производственные аспекты
Необходимо оценить
производственный план организации сточки зрения рациональности использования ее
технологического потенциала.
Используются 6
критериев, имеющий следующие весовые коэффициенты:
1) весовой
коэффициент 3,0:
- система
обеспечения и контроля качества товаров (услуг),- накладные расходы;
2)весовой
коэффициент 2,0:
использование
технологического потенциала,
- затраты на сырье,
материалы и комплектующие,
затраты на топливо
и энергоносители,
- производственная
кооперация.
Группа
6. Финансовые аспекты
Эксперты оценивают
стратегию обеспечения финансирования программы.
Используются 9
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 4,0:
- возможность
привлечения средств из госбюджета,
возможность
привлечения средств населения,
- обеспечение
финансовых гарантий;
2)весовой
коэффициент 3,0:
- участие
организации, представляющей программу, в ее финансировании,
возможность
привлечения российских инвесторов,
возможность
привлечения зарубежных инвесторов,
возможность
получения кредитов в российских банках, о возможность получения кредитов в
зарубежных банках;
3) весовой
коэффициент 2,0:
общий объем
финансирования программы.
Группа
7. Социально-экономические аспекты
Необходимо оценить
программу с социальной точки зрения.
Используются 14
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 3,0:,
обеспечение занятости
населения,
- экспортный
потенциал,
экология региона,
рост деловой
активности;
2)весовой
коэффициент 2,0:
- использование
научно-технического потенциала,
рост личных доходов
населения региона,
развитие отрасли,
развитие
производств, косвенно связанных с программой,
развитие объектов
социальной сферы в регионе,
решение
демографических проблем,
разработка новых
рынков,
рациональное
использование природных ресурсов,
безопасность
населения,
развитие
региональной инфраструктуры.
Группа
8. Коммерческая (финансовая) эффективность программы
Необходимо
проанализировать уровень финансовых показателей эффективности программы.
При этом
используются 3 критерия, имеющие следующие весовые коэффициенты:
1) весовой
коэффициент 4,0:
- прибыльность
программы;
2) весовой
коэффициент 3,0:
- время окупаемости
инвестиций,
ликвидность и
платежеспособность.
Группа
9. Риск программы
Используются 9
критериев, имеющих следующие весовые коэффициенты:
1)весовой
коэффициент 3,0:
экономический риск,
- риск сбыта,
социально-политический
риск;
2)весовой
коэффициент 2,0:
риск качества,
- риск обеспечения
производства,
бюджетный риск,
природный риск,
экологический риск,
криминальный риск.
Для проведения
качественной экспертизы инвестору необходимо, во-первых, сформировать группу
квалифицированных экспертов (не менее 7 человек), а во-вторых, выбрать методику
обработки данных экспертизы.
В процессе
экспертизы эксперт выбирает один из предложенных в опросном листе ответов
(оценку). Результатирующий рейтинг программы рассчитывается алгебраическим
суммированием произведений весовых коэффициентов критериев на значение их
оценок:
инновационный
проект эффективность
Rпр =Sит(п) {Wi*Вi},(5.1)
где i - порядковый номер критерия;
п - число
критериев.
При этом
рекомендуется:
ранжировать
программы в зависимости от полученных величин рейтинга (Rпр);
при значении Rпр < 200 следует считать данную
программу неконкурентоспособной;
при отклонениях
значений Rпр для различных программ в пределах 10% они могут считаться
равноценными.
Вопросы
для самопроверки:
1. Перечислите
критерии оценки инновационных проектов.
2. Как
посчитать коэффициент эффективности инвестиций.
. Опишите
методику отбора инновационных проектов для реализации
4. Охарактеризуйте
виды эффекта.