Фонд оплаты труда, его расчет, исследование показателей по труду

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    190,66 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фонд оплаты труда, его расчет, исследование показателей по труду

ФГОУ ВПО

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Институт заочного обучения










Курсовая работа по курсу:

«Экономика предприятия»

На тему: «Фонд оплаты труда, его расчет, анализ показателей по труду»









Челябинск

Введение

Фонд оплаты труда является важнейшим объектом управления любого экономического субъекта, поскольку в значительной степени формирует общие издержки предприятия. Исследование фонда оплаты труда проводят в тесной взаимосвязи с анализом показателей по труду, т.к. при росте производительности труда создаются предпосылки для повышения его оплаты.

На современном этапе развития российской экономики теория и практика управления средствами на оплату труда претерпевает значительные изменения. Рыночная среда и усиливающаяся конкуренция вынуждают предприятия искать новые, более эффективные способы формирования и использования фонда оплаты труда, которые, с одной стороны, являются средством материального стимулирования персонала, с другой - влияют на уровень себестоимости продукции и размер прибыли. Появляются новые концепции, подходы, методы формирования и планирования фонда оплаты труда, принимаются новые законодательные акты в сфере оплаты труда, происходит постепенная трансформация механизма отношений в сфере оплаты труда в рыночную модель. Вместе с тем, в настоящее время все еще велико влияние концепций, появившихся в период социалистической экономики, которым свойственна нерыночная сущность и понимание заработной платы как доли в общественном продукте. Противоречия, вызванные частым несоответствием применяемых принципов формирования фонда оплаты труда, требованиям современной рыночной экономики и нового законодательства, появление различных, зачастую противоположенных подходов к решению одних и тех же проблемных вопросов, указывают на необходимость дальнейшего изучения и развития методов планирования и формирования фонда оплаты труда. Это определяет актуальность выбранной темы.

Целью работы является изучение теоретических основ, методики по оплате труда, методики планирования и формирования фонда оплаты труда, анализ показателей по труду.

Объектом исследования является Управление образования Администрации Еткульского муниципального района.

Предметом исследования является состав и структура фонда оплаты труда, его анализ, анализ показателей по труду на примере Управления образования Администрации Еткульского муниципального района.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

Рассмотреть сущность и принципы оплаты труда;

Рассмотреть состав и планирование фонда оплаты труда;

Рассмотреть состав и структуру фонда оплаты труда, (на примере конкретного предприятия);

Осуществить анализ показателей по труду и фонду оплаты труда (на примере конкретного предприятия)

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ГЛАВА 1. Фонд оплаты труда, его расчет

.1 Сущность и принципы оплаты труда

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. [4]

Понятие «заработная плата» как экономическая категория имеет два аспекта:

первый - элемент дохода наемного работника, т.е. форма реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда;

второй - для работодателя зарплата является платой за купленный ресурс используемый им в качестве одного из факторов производства, одним из важнейших элементов издержек производства.

Заработная плата - доход в денежной или натуральной форме, получаемый работником за труд.[5]

Заработная плата формируется из трех частей:

Основной, включающей в себя выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ (повременная, сдельная оплата; доплаты: за сверхурочную работу, в связи с отклонением от нормальных условий работы, за работу в ночное время, в праздничные дни и др., оплату простоя не по вине работника, премии, премиальные надбавки и т.п.);

Дополнительной, включающей выплаты за не проработанное время которые предусмотрены КЗоТ РФ и коллективными договорами (оплата времени отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, льготных часов подростков, оплата выходного пособия при увольнении и т.д.);

Других доходов в силу того, что работник работает в данной организации (материальная помощь; оплата: питания, проезда в транспорте до места работы, путевок ему и членам его семьи; льготные кредиты на приобретения жилья, товаров, услуг и т.д.).

Категория заработной платы должна базироваться на научно обоснованных принципах ее организации и планирования. К основным принципам оплаты труда относятся:

Повышение реальной заработной платы по мере роста эффективности производства труда. Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная - это сумма причитающихся работнику денежных средств. Реальная - представляет объем товаров услуг, который работник в состоянии приобрести на свою номинальную заработную плату. Она отражает покупательскую способность денег. Государство контролирует заработную плату через минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Если работник полностью отработал определенную на этот период норму рабочего времени выполнил свои трудовые обязанности, то о не может получить меньше МРОТ. МРОТ определяет низшую границу оплаты труда неквалифицированных работников при выполнении простых работ при нормальных условиях труда. В МРОТ не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные или компенсационные выплаты.

Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы. Реализация этого принципа обеспечивает установлении оптимальных соотношений между потреблением и накоплением на предприятии, т.е. дает возможность осуществить разумную политику в области оплаты труда и эффективности инвестиционной политики.

Дифференциация заработной платы в зависимости от трудового вклада работника и результаты деятельности предприятия, содержания и условий труда, района расположения предприятия и его отраслевой принадлежности. Межрайонная дифференциация реализуется через применение районных коэффициентов и тарифным ставкам. Районный коэффициент к зарплате представляет собой нормативный показатель степени увеличения размера зарплаты в зависимости от природно-климатических условий. Районный коэффициент к зарплате дифференцирован в пределах от 1,0 до 2,0. В Челябинской области он составляет 15% (1,15), т.е. на каждые 100 руб. приходится еще дополнительно 15 руб., а в районах Крайнего Севера 100% (2,0), т.е. дополнительно приходится 100 руб.

Равная оплата за равный труд. Этот принцип следует понимать как:

недопущение дискриминации в оплате труда по полу, возрасту, национальной принадлежности и т.д.;

принцип справедливости в распределении зарплаты внутри предприятия, предполагающий за одинаковый труд - одинаковую оплату.

Под организацией оплаты труда понимается обеспечение оптимального соотношения между величиной трудового вклада и получаемой зарплатой, которая базируется на трех элементах: [7]

тарифной системе, системе контрактов и т.п.;

нормах труда, нормированных заданиях;

формах и системах оплаты труда.

Основным критерием организации зарплаты является преимущественный рост дохода предприятия по сравнению с ростом заработной платы.

В практике организации оплаты труда используются следующие формы и системы оплаты труда:

1.2 Формы и системы оплаты труда

Рис. 1

Сдельная форма оплаты труда основана на начислении зарплаты работнику по установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции (выполненной работы) с учетом качества.

Прямая сдельная система оплаты труда предусматривает начисление заработной платы работнику по прямым сдельным расценкам (см. формулу 1.1).

Зсд = S Рсд * Q  (1.1)

где: Q - объем фактически изготовленной продукции, шт.

Сдельно-премиальная система оплаты труда предусматривает начисление зарплаты работнику по прямым сдельным расценкам и выплату премии за выполнение и перевыполнение заранее установленных конкретных количественных и качественных показателей работы (см. формулу 1.2).

Зсд-пр = Зсд + пр (1.2)

Если премия установлена в процентном отношении к начисленной прямой зарплате, то она определяется (см. формулу 1.3).

пр = Зсд * % пр / 100 (1.3)

Где: пр - сумма премия, руб.; % пр - процент премии.

Сдельно-прогрессивная система оплаты труда предусматривает начисление зарплаты рабочему сдельщику за продукцию, выработанную в пределах установленной нормы - по постоянным расценкам, а за продукцию, выработанную сверх установленной нормы - по прогрессивным нарастающим расценкам (см. формулу 1.4).

Зсд-прогр = SQпл * Рсдпл + SQсверхпл * Рсдпрогр (1.4)

Где: Рпл - расценка прямая (обычная), руб.; Рпрогр - расценка увеличенная (прогрессивная), руб.; Qпл и Qсверхпл - фактический и сверхплановый выпуск, шт.

Косвенно-сдельная система оплаты труда предусматривает начисление зарплаты некоторым категориям вспомогательных рабочих за продукцию, производимую рабочими сдельщиками по специально установленной расценке. Существуют разные методы расчета данной зарплаты, вот один из них (см. формулу 1.5).

Зкосв-сд = SРкосв-сд * Q (1.5)

Где: Ркосв-сд - косвенно-сдельная расценка, руб.; Q - количество продукции, произведенное рабочими обслуживаемого участка, шт.

Аккордная система оплаты труда предусматривает начисление зарплаты работнику за весь комплекс работ с учетом сроков и качества выполнения.

Повременная форма оплаты труда основана на начислении зарплаты работнику по тарифной ставке или окладу с учетом отработанного времени.

Простая повременная система оплаты труда:

Простая повременная система оплаты труда по часовой тарифной ставке (см. формулу 1.6).

Зчтс = ЧТСN * Тф  (1.6)

Где: ЧТСN - часовая тарифная ставка определенного разряда, руб.;Тф - фактически отработанное время, определенное на основании табельного учета, час.

Простая повременная система оплаты труда по окладу используется для руководителей, специалистов, собственно служащих и части основных и вспомогательных рабочих на основе их должностных окладов (см. формулу 1.7).

Зокл = О / Тгр * Тф (1.7)

Где: О - должностной оклад за месяц, руб.; Тгр. - время работы по графику, час.

Повременно-премиальная система оплаты труда предусматривает начисление зарплаты работнику по простой повременной системе оплаты труда, и выплату премии за выполнение конкретных количественных показателей работы.

Соизмерять разнообразные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, позволяет тарифная система. [11]

Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.

Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.

Тарифная сетка - совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.

Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.

Тарификация работ - отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, статья 143 Трудового Кодекса РФ.

Правительством РФ утверждена Единая тарифная система (ЕТС) для учреждений и организаций бюджетной сферы. За пределами бюджетной сферы в организациях и фирмах применяют различные размеры диапазона разрядов работников.

В последнее время на ряде предприятий применяется бестарифная система оплаты труда. По этой системе заработная плата всех работников представляет собой долю в фонде оплаты труда или всего предприятия, или отдельного подразделения.

Самым распространенным является такой метод расчета заработной платы, при котором фактическая величина заработка каждого работника зависит от квалификационного уровня работника, коэффициента трудового участия (КТУ), фактически отработанного времени.

Другой метод определения заработной платы с использованием бестарифной системы заключается в том, что заработная плата зависит от объемов реализации. Например, директору предприятия устанавливается заработная плата 1,5 % от суммы реализации, его заместителям - 80 % от заработной платы директора и так далее в соответствии с квалификационным уровнем.

Разновидностью бестарифной системы является также контрактная система, когда с работником заключается контракт на определенное время с указанием уровня оплаты.

Состав и планирование фонда оплаты труда

Фонд оплаты труда - объем средств, предназначенных на оплату труда. Система поощрений в рамках штатного расписания позволяет учесть различия в уровне сложности выполняемой работы и индивидуальные типы трудовой мотивации каждого из участников бизнес-процесса. Система позволяет моделировать общий фонд оплаты труда сотрудника с учетом каждого из компонентов и результатов работы. Появляется возможность моделировать общий фон оплаты труда компании в зависимости от сценариев развития бизнеса. В сочетании с системой бюджетирования данный подход дает огромные преимущества, позволяя оптимизировать штатное расписание, индивидуальную систему оплаты с учетом потенциала и профессионализма работников, снизить риск переплаты нерадивым сотрудникам либо недоплаты.

Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд оплаты труда (ФОТ), средства которого формируются за счет себестоимости выпускаемой продукции. Состав ФОТ и осуществляемые из него выплаты являются в России объектом государственного регулирования, и регламентируются нормативными актами.

В состав фонда оплаты труда включаются: [7]

Оплата за отработанное время:

зарплата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время, а также по сдельным расценкам;

стоимость продукции, выданной в порядке натуральной оплаты;

премии и вознаграждения (за выслугу лет, стаж работы);

стимулирующие оплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам (за профессиональное мастерство, совмещение профессий и должностей, допуск к государственной тайне и т.п.);

компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда:

районное регулирование оплаты труда.

доплата за работу во вредных и опасных условиях и на тяжелых работах.

доплата за работу в ночное время.

оплата работы в выходные и праздничные дни.

оплата сверхурочной работы и др.

Оплата за неотработанное время:

оплата ежегодных и дополнительных отпусков;

льготных часов подростков;

учебных отпусков, предоставляемых работникам, обучающимся в образовательных учреждениях;

работникам - донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха;

простоев не по вине работника, вынужденного прогула и др.

Единовременные поощрительные выплаты:

единовременные (разовые) премии независимо от источников их выплаты;

вознаграждение по итогам работы за год, годовое вознаграждение за выслугу лет (стаж работы);

материальная помощь, предоставленная всем или большинству работников;

денежную компенсацию за неиспользованный отпуск;

другие единовременные поощрения, включая стоимость подарков и др.

Расчет фонда оплаты труда: Фонд оплаты труда - суммарные издержки предприятия на оплату труда всех работников за определенный период и выплаты социального характера. В условиях рыночных отношений величина фонда оплаты труда определяется самим предприятием с учетом конъюнктуры рынка, ситуации со стоимостью рабочей силы, уровня инфляции и других факторов.

Плановая величина фонда оплаты труда может быть определена различными способами:

Метод прямого счета (см. формулу 1.8).

ФОТ = Чср * Зср (1.8)

Где: Зср - средняя зарплата 1 работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями, руб.

С помощью данного метода общий фонд оплаты труда может быть рассчитан исходя как из численности работающих и их заработной платы в целом по предприятию, так и по категориям и отдельным группам работников.

Нормативный метод расчета (см. формулу 1.9).

ФОТ = Тп * Нзп  (1.9)

Где: Тп - общий объем выпускаемой продукции в плановом периоде, руб.;

Нзп - норматив заработной платы на 1руб. выпускаемой продукции, руб.

При обосновании норматива заработной платы на 1 руб. выпускаемой продукции предприятие должно учитывать планируемое изменение производительности труда, ожидаемый уровень инфляции и планируемое изменение реальной зарплаты своих работников.

При расчете фонда оплаты труда предприятия, как правило, используют прямой метод исходя из общей численности работающих, объема выполняемых работ, тарифной системы и применяемых систем оплаты труда.

Глава 2. Анализ показателей по труду и фонд оплаты труда

.1 Состав и структура фонда оплаты труда на примере Управления образования Администрации Еткульского муниципального района

Фонд оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений Еткульского муниципального района состоит из тарифного и надтарифного фондов.

Тарифный фонд формируется на основе Единой тарифной сетки для оплаты выполнения работником объема работы или норм труда, обусловленных трудовым договором при установленных действующим законодательством нормах часов за ставку (продолжительности рабочего времени), с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышение ставок (окладов) за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении, за работу в сельской местности, доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.д.

Надтарифный (дополнительный) фонд формируется для установления надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работ, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника, и не должен превышать 25 процентов от тарифной части оплаты труда.

В образовательных учреждениях применяется тарифная система оплаты труда (ЕТС), включающая в себя диапазоны разрядов по должностям работников (Таблица 1.).

Таблица 1 - Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников муниципальных образовательных учреждений

Наименование должностей

Диапазон разрядов

1. Руководители


Руководитель (директор, начальник, заведующий) учреждения образования

12-16

Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования, директор (начальник, заведующий) филиала учреждения образования, старший мастер

11-15

2. Специалисты


Учитель, преподаватель, воспитатель (включая старшего), классный воспитатель

7-14

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед

8-14

Мастер производственного обучения

8-14

Преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)

8-14

Руководитель физического воспитания

8-14

Методист, инструктор-методист (включая старшего)

8-14

Музыкальный руководитель

7-13

Социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор

7-14

Педагог дополнительного образования

6-14

Тренер-преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)

6-14

Инструктор по физической культуре

6-13

3. Учебно-вспомогательный персонал


Младший воспитатель

3-6

Секретарь учебной части (диспетчер)

4-6


Разряды оплаты труда руководящих работников образовательных учреждений определяются по результатам аттестации в зависимости от образования, квалификации, наличия почетных званий и наград с учетом

утвержденной группы по оплате труда руководителей по типу образовательного учреждения.

Группы по оплате труда руководящих работников определяются на основе временных объемных показателей деятельности образовательного учреждения и порядка отнесения их к группам по оплате труда руководителей, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Наличие квалификационной категории для руководителя образовательного учреждения, его заместителя обязательно. Вновь назначаемым на эти должности лицам, не имеющим квалификационной категории по данной должности, устанавливается разряд оплаты труда по ЕТС, предусмотренный для соответствующих работников, имеющих I квалификационную категорию, при условии прохождения аттестации в течение одного года.

Управление образования администрации Еткульского муниципального района, которому подведомственно образовательное учреждение, может устанавливать руководителю образовательного учреждения, имеющему высшую квалификационную категорию и особые заслуги в области образования, разряд оплаты труда по ЕТС, предусмотренный для руководителей образовательных учреждений, имеющих высшую квалификационную категорию в следующей группе по оплате труда (без изменения учреждению группы по оплате труда руководителей, определяемой по объемным показателям).

Разряды по оплате труда педагогических работников образовательного учреждения определяются по результатам аттестации работников учреждения на основе квалификационных характеристик (требований) в пределах фонда оплаты труда.

Педагогическим работникам, не имеющим квалификационной категории, разряд оплаты труда по ЕТС устанавливается в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности (по профилю) или в определенной должности).

Установление разрядов оплаты труда педагогическим работникам в зависимости от уровня образования и стажа работы или присвоенной квалификационной категории осуществляется на основании документов об образовании, соответствующем стаже работы, о присвоении квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Размер оплаты труда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующих условий:

Показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов; продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений";

Объемов учебной (педагогической) работы;

Размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с соответствующими специалистами в городской местности, а работников образовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев и других - по сравнению с размерами ставок (окладов) работников, которые в таких образовательных учреждениях не работают;

Порядка исчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации (Приложение 1);

Выплаты, установленной при тарификации заработной платы, независимо от количества дней и недель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий (образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическим основаниям;

Особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;

Дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;

Дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящую в их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ и другое);

Выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;

Других условий оплаты труда, в том числе установленных в Челябинской области и Еткульском муниципальном районе;

Правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей.

Оплата труда медицинских, библиотечных и других работников образовательного учреждения осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда, установленными для указанной категории работников.

Присвоение тарифных разрядов рабочим, занятым в образовательном учреждении, производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.

Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, оплата может производиться исходя из 9-10 разрядов ЕТС в соответствии с перечнем профессий высококвалифицированных рабочих, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 30.12.2004 г. № 190-П «О перечне профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9-10 разрядов Единой тарифной сетки».

Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:

при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

при получении образования или восстановлении документов об образовании со дня представления соответствующего документа;

при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

при присвоении почетного звания - со дня присвоения;

при присуждении ученой степени кандидата наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;

при присуждении ученой степени доктора наук - со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы, исходя из более высокого разряда оплаты труда, производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

Руководитель образовательного учреждения устанавливает тарифные ставки (оклады) по должностям в пределах минимально-максимального размера тарифной ставки (оклада) и утвержденного фонда оплаты труда:

проверяет документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности, в определенной должности) и других оснований, в соответствии с которыми определяются размеры ставок заработной платы (должностных окладов) учителей, преподавателей, других работников, исчисляют их заработную плату;

ежегодно составляет и утверждает на работников, выполняющих педагогическую работу, включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы, тарификационные списки;

несет ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников образовательных учреждений.

Работникам методического кабинета, не имеющим квалификационной категории, разряд оплаты труда по ЕТС устанавливается в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности (по профилю) или в определенной должности). Установление разрядов оплаты труда работникам методического кабинета в зависимости от уровня образования и стажа работы или присвоенной квалификационной категории, осуществляется на основании документов об образовании, соответствующем стаже работы о присвоении квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания и оформляется приказом начальника управления образования администрации Еткульского муниципального района (далее - начальника управления образования).

Присвоение тарифных разрядов рабочим производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих

Размер оплаты труда работникам методического кабинета управления образования администрации Еткульского муниципального района (далее - управления образования) определяется с учетом следующих условий:

показателей квалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационной категории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которыми регулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника с учетом межразрядных коэффициентов;

размеров повышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады) специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с соответствующими специалистами в городской местности;

дополнительной оплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;

дополнительной оплаты за работу, не входящую в их должностные обязанности;

выплат, обусловленных районным регулированием оплаты труда;

других условий оплаты труда, в том числе установленных в Челябинской области и Еткульском муниципальном районе;

правил и сроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных выше показателей.

Оплата труда работников хозяйственной группы управления образования осуществляется в соответствии с условиями оплаты труда, установленными для указанной категории работников.

Оплата труда водителей автомобилей как высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, может производиться исходя из 9-10 разрядов ЕТС в соответствии с перечнем профессий высококвалифицированных рабочих, утвержденным постановлением Правительства Челябинской области от 30.12.2004 г. № 190-П «О перечне профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9-10 разрядов Единой тарифной сетки».

Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:

при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности - со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в управлении образования, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;

при получении образования или восстановлении документов об образовании со дня представления соответствующего документа;

при присвоении квалификационной категории - со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

при присвоении почетного звания - со дня присвоения;

при присуждении ученой степени кандидата наук - со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдаче диплома;

при присуждении ученой степени доктора наук - со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученой степени доктора наук.

При наступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.

Специалистам осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 25 процентов - за работу в учреждениях, расположенных в сельской местности.

Составные части денежного содержания работников централизованной бухгалтерии:

должностной оклад;

ежемесячная надбавка за выслугу лет;

ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения;

ежемесячное денежное поощрение;

материальная помощь при предоставлении ежегодного отпуска;

На все выплаты, за исключением материальной помощи начисляется районный коэффициент 1,15

Годовой фонд оплаты труда работников централизованной бухгалтерии формируется в следующих размерах:

должностной оклад в размере двенадцати должностных окладов;

ежемесячной надбавки за выслугу лет;

ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения;

ежемесячное денежное поощрение;

единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска материальной помощи в размере должностного оклада.

Экономия по фонду оплаты труда остается в распоряжении централизованной бухгалтерии и используется на выплаты премий, материальной помощи, других выплат и выплачивается работникам на основании приказа начальника Управления образования.

Размер должностного оклада работникам централизованной бухгалтерии устанавливается главным бухгалтером и приказом начальника Управления образования в соответствии со штатным расписанием (Приложение 2.).

Выплата работникам централизованной бухгалтерии надбавки за выслугу лет производится в зависимости от общего стажа работы, дающего права на получение этой надбавки в следующих размерах при стаже работы (%):

от 3 до 8 лет - 10

свыше 8 до 13 лет - 15

свыше 13 до 18 лет - 20

свыше 18 до 23 - 25

свыше 23 лет - 30

В общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет включается:

Общий бухгалтерский стаж;

Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы;

Надбавка за выслугу лет начисляется, исходя из должностного оклада работника, без учета доплат и надбавок и выплачивается ежемесячно, одновременно с заработной платой;

Ежемесячная надбавка за выслугу лет учитывается во всех случаях исчисления среднего заработка.

Ежемесячная надбавка за выслугу лет выплачивается с момента возникновения права на назначение или изменение размера этой надбавки.

Выплата надбавки за выслугу лет производится на основании приказа начальника управления, принятого по предоставлению комиссии по установлению трудового стажа.

Стаж работы для выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет определяется комиссией по установлению трудового стажа, утвержденной приказом начальника отдела.

Основным документом для определения общего стажа работы, дающего право на получение ежемесячных надбавок за выслугу лет, является трудовая книжка.

Ответственность за своевременный пересмотр размера надбавки за выслугу лет, возлагается на кадровую службу отдела.

Порядок выплаты надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде не может превышать 100% должностного оклада, в пределах годового фонда определенного на эти цели.

Размер ежемесячной надбавки устанавливается приказом начальника отдела. Выплачивается ежемесячно единовременно с заработной платой текущего месяца и включается в средний заработок во всех случаях его исчисления.

Ежемесячное денежное поощрение выплачивается работникам централизованной бухгалтерии ежемесячно в размере должностного оклада в целях стимулирования работников, направленного развития их творческой активности и инициативы при решении возложенных на централизованную бухгалтерию задач, одновременно с зарплатой текущего месяца.

Кроме того, при наличии экономии фонда оплаты труда, производится дополнительное поощрение работников за выполнение отдельных производственных заданий; к юбилейным и праздничным датам (разовые премии), а также материальная помощь на погребение в случае смерти близких родственников.

Размер поощрения каждому конкретному работнику максимальными размерами не ограничивается (в пределах фонда оплаты труда).

Повышение, лишение или понижение размеров денежного поощрения каждому конкретному работнику производится на основании приказа начальника Управления образования при выплате ежемесячного поощрения в полном размере, издания приказа не требуется.

Начальник Управления образования может снижать или полностью лишать денежного поощрения за недостатки и упущения в работе, не выполнение или ненадлежащее выполнение (некачественное) выполнение заданий и поручений.

Снижение размеров поощрения или лишения его, производится за тот отчетный период, в котором были допущены следующие недостатки и упущения в работе, на основании приказа начальника Управления образования:

невыполнение в срок областных, районных нормативно- правовых актов;

не исполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работников трудовых обязанностей, заданий руководства;

не выполнение планов работы;

нарушение трудовой и служебной дисциплины;

не выполнение командировочного задания;

искажения и приписки в отчетности;

работники, допустившие прогул, либо отсутствие на работе трех часов в день без уважительной причины и появившееся на работе в нетрезвом состоянии, а также работники, которым совершил нарушение трудовой дисциплины.

Денежное поощрение, за исключением разовых премий, включается в средний заработок во всех случаях его исчисления.

Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска составляет один должностной оклад и выплачивается на основании заявления работника централизованной бухгалтерии, с разрешительной подписью начальника Управления образования, о ее выплате.

На единовременную выплату начисляется районный коэффициент 1.15., выплата его производится одновременно с выплатой отпускных.

Единовременная выплата не включается в состав среднего заработка во всех случаях его исчисления.

Материальная помощь выплачивается работникам в размере двух должностных окладов в год. Материальная помощь может выплачивается как к очередному отпуску, так и в другое время, на основании заявления работника централизованной бухгалтерии с разрешительной подписью начальника отдела о ее выплате.

Размеры и порядок оплаты должностных окладов и других выплат обслуживающему персоналу.

Должностной оклад уборщице устанавливается по Единой тарифной сетке по второму разряду сетки.

В случае принятия федеральных законов изменений окладов, установленных в соответствии с разрядом Единой тарифной сетки, меняются размер окладов обслуживающего персонала.

труд оплата сдельная тарифная

2.2 Анализ показателей по труду, анализ фонда оплаты труда на примере Управления образования Администрации Еткульского муниципального района

Каждое учреждение, предприятие, организация должны разработать схему анализа показателей по труду и заработной плате, ежегодно ее уточнять с учетом накопленного опыта и делать достоянием всех работников. [12]

Данные для анализа содержатся в форме № П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников». Рассмотрим порядок заполнения формы № П-4 (Приложение 3).

В графе 1, строках с 01 по 11 показывается средняя численность работников организации, которая включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.

Среднесписочная численность работников за месяц (строки с 02 по 11, графа 2) исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточнятся на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

Основными унифицированными формами первичной документации по учету труда и его оплаты являются: приказы (распоряжения) о приеме работника на работу, переводе работника на другую работу, предоставлении отпуска работнику, прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (фф. №№ Т-1, Т-5, Т-6, Т-8), личная карточка работника (ф. № Т-2), табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (ф. № Т-12), табель учета рабочего времени (ф. № Т-13), расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49) и др. документы, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.04г. № 1. Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях устанавливается инструкциями Минфина России. [14]

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников (строка 27) включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (по болезни; командировка; отпуск и др.).

Не включаются в списочную численность работники: (принятые на работу по совместительству из других организаций; выполнявшие работу по договорам гражданско-правого характера; привлеченные для работы согласно специальным договорам с государственными организациями на предоставление рабочей силы; переведенные на работу в другую организацию, если за ними не сохраняется заработная плата, а также направленные на работу за границу; направленные организациями на обучение в образовательные учреждения с отрывом от работы, получающие стипендию за счет средств этих организаций; подавшие заявление об увольнении и прекратившие работу до истечения срока предупреждения или прекратившие работу без предупреждения администрации).

Некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность. К таким работникам относятся: (женщины, находившиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком, усыновившие новорожденного ребенка; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях и находившиеся в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы, а также поступающие в образовательные учреждения, находившиеся в отпуске без сохранения заработной платы для сдачи вступительных экзаменов в соответствии с законодательством РФ.)

Лица, не состоящие в списочном составе учитываются в среднесписочной численности как целые единицы по дням явок на работу.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу на неполное рабочее время, при определении среднесписочной численности работников учитываются пропорционально отработанному времени.

Рассчитаем среднесписочную численность работников за месяц на примере централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Еткульского муниципального района (Таблица 2).

Таблица 2 - Среднесписочная численность работников централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Еткульского муниципального района за январь 2009 г.

Числа месяца

Списочная численность

В том числе не подлежат включению в среднесписочную численность

Подлежат включению в среднесписочную численность

1

2

3

4

1 2 3 (суббота) 4 (воскресенье) 5 6 7 8 9 10 (суббота) 11 (воскресенье) 12 13 14 15 16 17 (суббота) 18 (воскресенье) 19 20 21 22 23 24 (суббота) 25 (воскресенье) 26 27 28 29 30 31 (суббота)

422 426 426 426 429 437 437 441 439 439 439 443 448 447 448 451 451 451 453 455 460 464 467 467 467 467 461 474 475 483 483

3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 - - - - - - - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

419 423 423 423 426 434 434 438 436 436 436 440 445 444 448 451 451 451 453 455 460 462 465 465 465 465 459 472 473 481 481

Сумма 13935


По данным таблицы 2, сумма численности работников списочного состава за все дни месяца, подлежащих включению в среднесписочную численность, составляет 13935, календарное число дней в месяце - 31, среднесписочная численность работников за месяц составила 449 человека (13935:31). Численность показывается в целых единицах.

Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы организации в квартале и деления полученной суммы на три.

В централизованной бухгалтерии Управления образования среднесписочная численность работников в январе - 449 человек, в феврале - 449 человек и в марте - 449 человек. Среднесписочная численность работников за I квартал составляет 449 человек ((449+449+449):3).

Среднесписочная численность работников за период с начала года по отчетный месяц включительно определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы, истекшие за период с начала года по отчетный месяц включительно, и деления полученной суммы на число месяцев работы организации за период с начала года т.е. соответственно 2,3,4 и т.д.

Среднесписочная численность работников за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчетного года и деления полученной суммы на 12 (Таблица 3).

Таблица 3 - Среднесписочная численность работников централизованной бухгалтерии Управления образования Администрации Еткульского муниципального района за 2009 год

Месяцы

Среднесписочная численность работников

Месяцы

Среднесписочная численность работников

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь

449 449 449 449 449 449

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

449 449 459 459 459 459

Сумма5428


По данным таблицы 3, среднесписочная численность за год составила 452 человека (5428:12).

Средняя численность внешних совместителей (графа 3) (Приложение 3) исчисляется в соответствии с порядком определения средней численности лиц, работавших неполное рабочее время. В графе 3 условно показываются работники, выполнявшие по трудовому договору педагогическую работу не по месту основной работы на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (аналогично порядку расчета численности внешних совместителей с учетом фактически отработанного времени, используя продолжительность рабочей недели, установленную для специальностей педагогических работников). Средняя численность внешних совместителей за период с начала года определяется путем суммирования средней численности за все месяцы, истекшие с начала года, и деления полученной суммы на число месяцев.

В графе 4, показывается средняя численность работников (включая иностранных граждан), выполнявших работу по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, за месяц исчисляются по методологии определения среднесписочной численности.

В количество отработанных человеко-часов (графы 5 и 6, строки с 01 по 11) включаются фактически отработанные работниками часы с учетом сверхурочных и отработанных в праздничные (нерабочие) и выходные (по графику) дни, как по основной работе (должности), так и по совмещаемой в этой же организации, включая часы работы в служебных командировках.

В отработанные человеко-часы не включаются:

время нахождения работников в ежегодных, дополнительных, учебных отпусках, отпусках по инициативе администрации;

время болезни;

время внутрисменного простоя;

часы перерывов в работе матерей для кормления ребенка;

часы сокращения продолжительности работы отдельных категорий работников, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации установлена сокращенная продолжительность рабочего времени;

время участия в забастовках;

другие случаи отсутствия работников на работе независимо от того сохранялась за ними заработная плата или нет.

В фонд заработной платы (графа 7, строки с 01 по 11) включаются начисленные организациями суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанное и неотработанное время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режим работы, доплаты и надбавки, премии, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания и проживания, имеющая систематический характер. Суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчетного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчетном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

Фонд заработной платы работников списочного состава (графа 8) состоит из оплаты за отработанное время, оплаты за неотработанное время, единовременных поощрительных и других выплат, оплаты питания и проживания, имеющей систематический характер.

В графе 9 учитывается оплата труда лиц, работающих в организации на условиях внешнего совместительства.

В графе 10 показывается вознаграждение лиц, не состоящих в списочном составе работников организации, за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера. Также показывается оплата труда (вознаграждение, гонорар) лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры или договоры гражданско-правого характера. В этой же графе показываются начисленные с задержкой суммы заработной платы уволенным работникам.

Средняя заработная плата в целом по организации является расчетным показателем и исчисляется в среднем на одного работника или на единицу отработанного ими времени. На уровне организации средняя заработная плата исчисляется отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников; средней численности внешних совместителей; средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Средняя заработная плата в организации рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников или на количество отработанных ими человеко-часов за определенные периоды времени (период с начала года, год). При определении среднемесячной заработной платы на одного работника с начала года, за год необходимо полученное число разделить на количество месяцев в периоде.

В выплаты социального характера (графа 11, строки с 01 по 11) включаются суммы средств, связанные с предоставленными работникам социальными льготами, в частности, на лечение, отдых, проезд, трудоустройство (без пособий из государственных социальных внебюджетных фондов). Также показываются суммы выходных пособий, начисленных с задержкой уволенным работникам, суммы материальной помощи членам профсоюза, начисленные профсоюзной организацией и показываемые в отчете профсоюзной организации, суммы материальной помощи лицам несписочного состава.

В разделе 2 заполняются показатели использования рабочего времени на работников списочного состава с начала года на основании данных учета об использовании рабочего времени работников без выделения сведений по видам экономической деятельности.

Показатели движения работников (раздел 3) заполняются на работников списочного состава с начала года в целом по организации без выделения сведений по видам экономической деятельности.

Проанализируем среднесписочную численность и среднемесячную заработную плату на примере Управления образования Администрации Еткульского муниципального района за период 2008-2009 гг.

Среднесписочная численность работников и среднемесячная заработная плата за 2008г. представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Среднесписочная численность работников и среднемесячная заработная плата по Управлению образования Администрации Еткульского муниципального района за 2007 год


январь

февраль

март

апрель

июнь

Июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

ГОД

средняя

Среднесписочная численность

ДОУ + ЦБ

423

423

425

423

433

436

433

444

434

452

461

466

5253

438

Внешкольные

59

59

60

63

63

65

64

65

70

56

56

56

736

61

Школы

704

714

718

709

707

707

706

737

705

672

672

667

8418

702

ИТОГО

1186

1196

1203

1195

1203

1208

1203

1246

1209

1180

1189

1189

14407

1201
















Фонд заработной платы

ДОУ + ЦБ

1629,2

1562,1

1819,2

1611,2

1747,4

1801,2

1776,9

1680,7

1904,3

2141,1

2156,8

2571,4

22401,5

1866,8

Внешкольные

317,1

301,9

361,7

307,3

335,5

359,7

345,3

363,3

446,4

371,6

484,5

464,1

4458,2

371,5

Школы

3902,6

4037,7

4035,1

4053,2

4100,6

4317,2

4233,3

4560,4

4499,6

4116,4

4239,7

6229,4

52325,2

4360,4

ИТОГО

5848,9

5901,7

6216,0

5971,7

6183,5

6478,1

6355,5

6604,2

6850,3

6629,1

6881,0

9264,9

79184,9



Среднесписочная численность работников и среднемесячная заработная плата за 2009г. представлена в таблице 5.

Таблица 5 - Среднесписочная численность работников и среднемесячная заработная плата по Управлению образования Администрации Еткульского муниципального района за 2008 год


январь

февраль

март

апрель

май

июнь

Июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

ГОД

средняя

Среднесписочная численность

ДОУ + ЦБ

449

449

449

449

449

449

449

449

459

459

459

459

5428

452

Внешкольные

66

66

66

66

66

66

66

66

76

76

76

76

832

69

Школы

702

715

705

705

705

705

705

705

629

629

629

629

8163

680

ИТОГО

1217

1230

1220

1220

1220

1220

1220

1220

1164

1164

1164

1164

14423

















Фонд заработной платы

ДОУ + ЦБ

2033,7

2420,7

2579,9

2544

2775,1

2783,8

2806,2

2799,2

2288

2386,8

2465

2414,5

30297

2524,8

Внешкольные

358,2

450,4

462

361,7

420,2

435,6

442,2

439,5

357,7

355,5

380,5

411

4874,5

406,2

Школы

3994,9

4602,4

4758,4

4971,1

5095,3

5228,7

5287,5

5280,3

4588,9

4563,1

4738,4

7724,6

60833,6

5069,5

ИТОГО

6386,8

7473,6

7800,3

7876,8

8290,6

8448,1

8535,9

8519

7234,6

7305,4

7583,9

10550,1

96005,1



В 2007 г. произошло снижение численности работающего персонала в связи с закрытием двух учреждений Соколовская НОШ, Николаевская НОШ, а так же реорганизацией Александровской НОШ в детский сад, с одновременным снижением численности учащихся.

Рост среднемесячной номинальной заработной платы работников муниципальных детских дошкольных учреждений, учителей и прочих работающих в Управлении образования в 2008г. в сравнении с 2007г. связан с увеличением с 01.09.2007г. тарифных ставок по Единой тарифной сетке, а так же с введением с 01.02.2008г. надбавки стимулирующего характера в размере 14% к заработной плате.

Дальнейший рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников запланирован с учетом коэффициента инфляции: в 2009г. - 1,035, в 2010г. - 1,121, в 2011г. - 1082.

Анализ фонда оплаты труда проводят по тому же плану, что и анализ других видов расходов: по сравнению с нормативной или плановой величиной либо по сравнению с предыдущим отчетным, базовым периодом или с аналогичным периодом прошлых лет. В результате анализа выявляются тенденции изменения и причины перерасхода или недорасхода ФОТ относительно нормативных или плановых значений.

Проведем анализ фонда оплаты труда на примере Управления образования Администрации Еткульского муниципального района (Приложение 4).

Анализ фонда оплаты труда за 1 кв. 2009г. показал следующее: фонд оплаты труда по общеобразовательным учреждениям сложился в сумме 14000655 руб., темп роста к уровню прошлого года составил 110%. В разрезе учреждений ФОТ по школам за январь-март текущего года сложился в сумме 12852070 руб. (темп роста 108,7%), по школам-садам - 1148585 руб. (темп роста 120,9%). Увеличение фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений в текущем году связано с введением надбавки стимулирующего характера (14%), данная надбавка введена Постановлением Правительства Челябинской области с 01.02.2008г., фактически перерасчет за 1 кв. 2008г. произведен во 2 кв. 2008г. Кроме того, с 01.01.2009г. Федеральным законом установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 руб. в месяц, что повлекло за собой дополнительные начисления до доведения заработной платы работников до установленного уровня. За анализируемый период лимит по школам превышен на 1025620 руб. (108,7% от лимита), по школам-садам на 485360 руб. (173,2% от лимита). Превышение установленного лимита сложилось в связи с тем, что по нормативному финансированию областным бюджетом выделены средства без учета МРОТ 4330 руб.

Фонд оплаты труда по Еманжелинской специальной (коррекционной) школе-интернат за 1 кв. 2009г. составил 956762 руб., темп роста к 2008г. 123,1%. Причины роста ФОТ аналогичны предыдущей группе учреждений. Превышения лимита нет, экономия в сумме 90713 руб. (91,3% от лимита).

Анализ фонда оплаты труда дошкольных образовательных учреждений показал, что в 2009г. ФОТ за январь-март составил 6262373 руб., темп роста к 2008г. 117,0%. Данное увеличение также связано с введением стимулирующей надбавки (14%) и доведением заработной платы работников до МРОТ 4330 руб. Лимит не превышен, экономия ФОТ в сумме 573212 руб. (91,6% от лимита) сложилась в результате того, что отпуска сотрудников детских садов перенесены на летнее время, кроме того, при временном отсутствии основных работников (не педагогического персонала) замены по возможности не производились.

Фонд оплаты труда учреждений дополнительного образования за 1 кв. 2009г. сложился в сумме 1455805 руб., темп роста к уровню 2008г. 100,2%. Экономия составила 130570 руб. (91,8% от лимита).

По аппарату управления образования в 1 квартале 2009г. темп роста фонда оплаты труда к аналогичному периоду прошлого года составил 100,3% и сложился в сумме 1378355 руб., увеличение ФОТ связано с изменением структуры учреждения. Фактический фонд оплаты труда в пределах лимита (100%).

Заключение

Целью написания данной курсовой работы было изучение теоретических основ, методики по оплате труда, методики планирования и формирования фонда оплаты труда, анализ показателей по труду. Объектом анализа являлось Управление образования Администрации Еткульского муниципального района.

В первой главе курсовой работы была изложена сущность и экономическая природа таких понятий, как оплата труда, заработная плата, фонд оплаты труда.

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - доход в денежной или натуральной форме, получаемый работником за труд.

Фонд оплаты труда - объем средств, предназначенных на оплату труда.

Рассмотрены формы оплаты труда.

Рассмотрены состав и планирование фонда оплаты труда.

Во второй, практической части, на основе нормативных документов, экономико-статистического материала Управления образования Администрации Еткульского муниципального района были рассмотрены состав и структура фонда оплаты труда, проведен анализ показателей по труду и фонду оплаты труда. Весь цифровой материал был сгруппирован в виде соответствующих таблиц и приложений. Внизу каждой таблицы сделан краткий анализ отраженных в них показателей.

Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки (ETC), которая основана на принципах сопоставления сложности труда и квалификационного уровня работников бюджетной сферы.

В связи с изменением межбюджетных отношений система оплаты труда на основе ETC вступает в противоречие с действующим законодательством, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации самостоятельно утверждают систему оплаты труда работников бюджетной сферы. Финансирование учреждений образования муниципального уровня, в части выплаты заработной платы, осуществляется за счет средств областного бюджета, что обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направления их расходования.

Применение системы оплаты труда на основе ETC не позволяет в полной мере учитывать особенности деятельности образовательных учреждений и педагогических работников, не способствует и не создает у них заинтересованности в повышении качества труда, в улучшении работы образовательных учреждений.

В рамках действующей системы оплаты труда на основе ETC и регулирующих ее нормативно-правовых актов в сфере образования, трудно осуществить систематизацию надтарифных стимулирующих выплат с учетом требований Трудового кодекса Российской Федерации.

Применение ETC осложняет проведение работы по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и повышению ее уровня.

В 2010-2011 г. планируется перевод всех учреждений Управления образования Администрации Еткульского муниципального района на новую систему оплаты труда в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583.

Сейчас (ЕТС)

Федеральный закон 22-ФЗ - оплата труда должна осуществляться по ЕТС;

Оклады, выплаты компенсационного и стимулирующего характера - установлены Правительством РФ;

Стимулирующие выплаты за счет экономии ФОТ и внебюджета - на уровне учреждения.

Новые системы оплат труда

Постановление 583 - система оплаты на уровне учреждения;

Оклады - не ниже базовых по ПКГ - на уровне учреждения;

Компенсационные выплаты - размеры на уровне учреждения по перечню (минимальные размеры ночных и за условия еще не установлены);

Стимулирующие выплаты - на уровне учреждения по перечню.

Фонд оплаты труда формируется исходя из:

объема ассигнований федерального бюджета;

объема ассигнований бюджетов государственных внебюджетных фондов;

средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.

Средства на оплату труда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могут направляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начиная с 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета.

Средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, - также средства государственных внебюджетных фондов), направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера. (Пункт 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583)

Стимулирующие выплаты предусмотрены двух видов: носящие постоянный характер, размер и порядок которых установлен департаментом образования по согласованию с профсоюзами, и другие стимулирующие выплаты, размеры, порядок и условия применения которых определяются работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников либо коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах базового фонда оплаты труда и максимальным размером для конкретного работника не ограничиваются.  Стимулирующие выплаты, устанавливаемые работодателем, не носят постоянный характер, а зависят от результатов работы.

В настоящее время в Еткульском районе завершается разработка и утверждение территориальной программы реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, реализация которых позволит обеспечить оптимизацию бюджетных расходов и направить их на повышение заработной платы работников образования, начиная с 2010 года.

Список использованной литературы

1.    Трудовой кодекс Российской Федерации. - М.: ЮРКНИГА, 2005. - 160 с.

2.       Об образовании: федер.закон от 10.07.1992 № 3266-1 - Ст. 54.

.        О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов: Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 №583.

.        Адамчук В.В. Экономика труда: Учебник / В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев. / Под ред. В.В. Адамчука. - М.: ЗАО Финстатинформ, 2005. - 431 с.

.        Верховцев А.В. Заработная плата: учеб. / А.В. Верховцев. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 136 с.

.        Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. 3-е изд. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика, 2002. - 528 с.

.        Лопарева А.М. Экономика организации (предприятия): учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - Южно-Уральский Государственный Университет, 2006. - 133 с.

.        Ракоти В. Реальная заработная плата / В. Ракоти // Человек и труд. - 2003. - № 6. - С. 80-82.

.        Свирид Н.В. Порядок начисления надбавок и доплат на предприятии. / Н.В. Свирид // Экономика, финансы, управление. - 2006. - №4. - С. 44-48.

.        Сергеев И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб. / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. / Под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.

.        Скрипченко Д.Г. Заработная плата. / Д.Г. Скрипченко // Экономика, финансы, управление. - 2006. - №4. - С. 37-44.

.        Тришкина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебно-методический комплекс / Н.А. Тришкина. - Московский институт экономики менеджмента и права, 2009.

.        Тучкова Э.Г. Заработная плата. Комментарий законодательства. / Э.Г. Тучкова. - М.: ТЕИС, 2004. - 104 с.

.        Хотинская Г.И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.И. Хотинская, Г.В. Харитонова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 143 с.

.        Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. - 2-е изд., перераб. и дои. - М.: Экономистъ, 2004. - 618 с.

Похожие работы на - Фонд оплаты труда, его расчет, исследование показателей по труду

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!