ЗИЛ–130. Передний мост
Негосударственное
образовательное учреждение
Высшего
профессионального образования
«Черноморская
гуманитарная академия»
Информационно-технический
факультет
Кафедра
Организации и безопасности движения
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине: Основы теории надёжности и
диагностики
на
тему: «ЗИЛ - 130. Передний мост»
Исполнитель:
студент 4 курса
заочной формы обучения
Джамиев Казим Эрзиманович
Научный руководитель:
кандидат технических наук, доцент
Раков Борис Петрович
Сочи-2010 г
Содержание
Введение
Автомобиль
ЗИЛ-130 и его модификации
Технические
характеристики автомобиля
Устройство
переднего моста
Введение
ЗИЛ-130 один из самых распространенных
автомобилей, выпуск которых был освоен в 1964 году. Хотя в данное время автомобиль
ЗИЛ-130 не выпускается, число таких машин в автохозяйствах достаточно высокое.
Высокие цены на бензин и большой расход топлива двигателя автомобиля ЗИЛ-130
ограничивают его применение. Однако, учитывая экономическую ситуацию в стране и
финансовые возможности автопредприятий, особенно в сельском хозяйстве, а
именно: невозможность вовремя обновлять автомобильный парк, ЗИЛ-130 еще будет
использоваться. В городах, где существует сеть газонаполнительных станций,
многие автохозяйства переводят ЗИЛ-130 на использование сжатого газа. Но
слишком высокая стоимость газонаполнительных станций ограничивает их массовое
внедрение.
Автомобиль ЗИЛ-130 и его модификации
Автомобиль ЗИЛ-130 (рис. 1) с базой 3800 мм
предназначен для перевозки грузов по любым автомобильным дорогам в составе
автопоезда (общая масса прицепа не должна превышать 8000 кг). Масса
перевозимого автомобилем груза составляет 6000 кг.
На базе ЗИЛ-130 выпускались следующие основные
модификации:
автомобиль ЗИЛ-130Г (рис. 2) для перевозки
различных длинномерных грузов и грузов малой плотности и для буксировки
прицепов общей массой 8000 кг; масса перевозимого автомобилем груза на всех
автомобильных дорогах составляет 6000 кг (база 4500 мм);
седельный тягач ЗИJI-130В1 (рис. 3) для
буксировки различных полуприцепов c грузом общей массой, включая массу
полуприцепа, 14 400 кг по дорогам c твердым покрытием (база 3300 мм);
- шасси ЗИJI-130Д1 для оборудования самосвалов
3ИЛ-ММ3-4502 (изготавливал Мытищинский машиностроительный завод) и ЗИЛ-ММЗ-555
(рис. 4)
- шасси ЗИЛ-130Д2 с пневматическим выводом и
тягово-сцепным устройством, предназначенное для оборудования самосвала-тягача
3ИЛ-ММЗ-45022;
шасси ЗИЛ-130Б2 c пневматическим выводом на
прицеп и тягово-сцепным устройством, предназначенное для оборудования
сельскохозяйственного самосвала-тягача ЗИЛ-ММЗ-554М.
Кроме перечисленных завод выпускал несколько
модификаций автомобилей, предназначенных для работы в различных климатических
зонах. Каждая такая модель автомобиля ЗИЛ-130 имеет свой буквенный или цифровой
индекс.
Технические характеристики
автомобиля
Рис. 5. Основные размеры автомобиля
Устройство переднего моста
Передний мост (рис. 6) неразрезной, с кулаками
вильчатого типа. Цилиндpическиe шкворни (19) снабжены двумя лысками под клин,
расположенными под углом 90°, что позволяет поворачивать шкворень при
одностороннем его износе.
Наибольший угол поворота внутреннего колеса по
отношению к центру поворота вправо равен 34°, а влево 36°, что обеспечивает
хорошую маневренность автомобиля. Углы поворота устанавливаются с помощью
упорных болтов рычагов поворотных кулаков, которые упираются в бобышки на балке
моста.
Для регулирования осевого зазора между
поворотным кулаком и проушиной балки имеются регулировочные прокладки. Зазор
считается правильно отрегулированным, если прокладка толщиной 0,25 мм не
устанавливается в него.
Гайки рычагов поворотного кулака затягивают и
шплинтуют. Момент затяжки равен 300 - 350 Нм (30 - 35 кгс м).
Подшипники ступиц колес регулируют в такой
последовательности:
после установки наружного подшипника ступицы
затягивают гайку крепления подшипников [момент затяжки составляет 60 - 80 Нм (6
- 8 кгс м)], поворачивая ступицу колеса в обеих направлениях для предотвращения
перекоса роликов;
Отвертывают гайку на 75 - 90° (1/5 - 1/4
оборота) так, чтобы штифт гайки совпадал с отверстием установленного замочного
кольца, и проверяют наличие осевого зазора;
Устанавливают замочную шайбу и затягивают
контргайку [момент затяжки равен 250 - 300 Нм (25 - 30 кгс м)].
После регулирования ступица должна вращаться
свободно и не иметь заметного осевого зазора (более 0,15 мм).
автомобиль передний мост грузовой
Рис. 6. Передний мост: 1- ступица; 2 - подшипник
ступицы; 3 - гайка; 4 - замочное кольцо; 5 - контргайка; 6 - поворотная цапфа;
7 - замочная шайба; 8 - сальник; 9 - разжимной кулак; 10 - тормозной барабан;
11 - опорный диск; 12 - кронштейн тормозной камеры; 13 - масленка; 14 -
регулировочный рычаг; 15 - вал разжимного кулака; 16 - продольная рулевая тяга;
17 - втулка шкворня; 18 - регулировочные прокладки; 19 - шкворень; 20 - клин
шкворня; 21 - верхний рычаг; 22 - поперечная рулевая тяга; 23 - нижняя опорная
шайба подшипника; 24 - верхняя опорная шайба подшипника; 25 - ось колодки; 26 -
гайка.
Рис. 46. Передняя подвеска: 1 - передний кронштейн;
2 - стремянка ушка; 3 - рессора; 4 - фиксатор накладки; 5 - буфер рессоры; 6 -
накладка; 7 - амортизатор; 8 - буфер; 9 - обойма; 9 - проставка; 11 - задний
кронштейн; 12 - стремянки; 13 -подкладка ушка рессоры; 14 - ушко рессоры; 15 -
втулка ушка; 16 - палец рессоры; 17 - масленка; 18 - резиновая втулка; 19 -
палец амортизатора; 20 - сухарь; 21 - палец сударя; 22 - вкладыш; 2З - втулка
стяжного болта; 24 - стяжной болт.
Список используемой литературы
1.
Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред. Г.В.
Крамаренко. - М: Транспорт, 1983
.
Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/
сост. Дажин В.Г, Фомягин Л.Ф. - Вологда:ВоПИ, 1995,
.
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава
автомобильного транспорта. Ч. 2. Автомобиль ЗИЛ-130. - М: Транспорт - 1979.
.
Александров Л.А. Техническое нормирование труда на автотранспорте. - М:
Транспорт, 1976.
.
Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятности и математической
статистике. - М: Высшая школа, 1979.
.
Иванов В.Б. Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте. -
Киев: Тэхника, 1991.