Субъекты трудового права

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,17 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Субъекты трудового права

Тема: «Субъекты трудового права»


















































                                           План


Введение

1. Понятие и классификация субъектов трудового права.

2. Правовой статус субъектов трудового права и его элементы.

3. Физические лица как субъекты трудового права.

4. Особенности правового статуса иностранцев.

5. Особенности правового статуса государственных служащих.

6. Работодатели как субъекты трудового права.

7. Коллективные субъекты трудового права:

   а) трудовой коллектив;

   б) профсоюзы;

   в) государственные органы.

     

Вывод

Список литературы



















                                               Введение


В юридической литературе под субъектами права по­нимаются участники общественных отношений, которые на основании действующего законодательства признают­ся обладателями субъективных прав и соответствующих обязанностей. Под субъектами трудового права понима­ются участники индивидуальных и коллективных трудо­вых отношений, которые на основании действующего за­конодательства имеют трудовые права и соответствующие обязанности. Основными субъектами трудового права являются работник и работодатель, т.е. собственник пред­приятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо, как стороны трудовых отношений.

Субъекты трудового права — более широкое понятие, чем субъекты трудового правоотношения. Как пишет проф. Н.И. Матузов, понятия «субъекты права» и «субъек­ты правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговор­ки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолет­ние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами пра­ва, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения — не единственная форма ре­ализации права[1]. Субъектами трудового права являются: предприятие, учреждение, организация; трудо­вой коллектив; профсоюзный орган предприятия, учреж­дения, организации или иной уполномоченный на пред­ставительство трудовым коллективом орган; социальные партнеры на государственном, отраслевом, региональном уровнях в лице представителей соответствующих объеди­нений профсоюзов или иных представительных органи­заций трудящихся и объединений работодателей; государ­ственные органы; местные органы исполнительной влас­ти и органы местного самоуправления.














           1. Понятие и классификация субъектов трудового права.

Характерным признаком трудовых правоотношений является наличие довольно широкого круга субъектов, которые могут быть их участниками. Комплексный характер структуры трудовых правоотношений фактически и порождает их многочисленный субъектный состав. Что не вид трудовых правоотношений – то новые субъекты. Но самым характерным является то, что почти во всех видах трудовых правоотношений неизменным участником является работодатель. Такая универсальность его участия в трудовых правоотношениях обусловлена прежде всего тем, что сами трудовые правоотношения возникают и существуют в результате реализации собственником (предпринимателем) своего права найма рабочей силы для достижения поставленной цели. Поэтому остальные участники принимают участие в трудовых правоотношениях как бы для удовлетворения интересов работодателя.

В общей теории государства и права субъекты права подразделяются прежде всего на индивидуальные и кол­лективные[2]. В зависимости от видов общественных отношений, входящих в предмет трудового права, субъек­тов данной отрасли права можно классифицировать на: 1) индивидуальные субъекты трудового права; 2) коллек­тивные субъекты трудового права. Если субъектами ин­дивидуальных трудовых отношений являются работода­тель и наемный работник, то субъектный состав коллек­тивных трудовых отношений иной — это работодатели, организации работодателей и их объединения (Украин­ский союз промышленников и предпринимателей, Союз арендаторов и предпринимателей Украины, Союз малых, средних и приватизированных предприятий Украины, ассоциация работодателей торговли и коммерческой сфе­ры экономики Украины и др. Вместе с пятью другими объе­динениями эти объединения 5 ноября 1998 года создали Конфедерацию работодателей Украины), трудовые коллек­тивы, профсоюзы и их объединения, выборные органы профсоюзных организаций, иные уполномоченные на пред­ставительство трудовым коллективом органы, органы со­циального партнерства (Национальный совет социально­го партнерства, Национальная служба посредничества и примирения), примирительные органы по разрешению тру­довых споров, т.е. речь идет о коллективных субъектах. Законом Украины от 24 мая 2001 года «Об организациях работодателей» закреплен статус таких субъектов, как организации работодателей и их объединения, правовые, социальные, экономические, организационные основы их создания и функционирования, формы и направления де­ятельности, принципы взаимодействия с органами испол­нительной власти и органами местного самоуправления, объединениями граждан, в том числе профсоюзами. За­конодательную регламентацию деятельности профсоюзов дополнено соответствующей регламентацией деятельнос­ти организаций работодателей. С принятием Закона Ук­раины «О социальном партнерстве» будет создана специ­альная законодательная основа для функционирования сторон социального партнерства, их взаимодействия.

Требует законодательного определения правовой ста­тус трудовых коллективов в современных условиях (при отсутствии Закона Украины «О трудовых коллективах» продолжает действовать Закон СССР «О трудовых коллек­тивах и повышении их роли в управлении предприятия­ми, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г., который не отвечает требованиям сегодняшнего дня, по­ложения Закона Украины «О предприятиях в Украине» в отношении деятельности трудового коллектива также требуют изменений). Коллективными субъектами также являются органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, охране здоровья работников на производстве; государственная служба за­нятости, другие государственные органы, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.

Кроме этого, всех субъектов трудовых правоотношений можно поделить на две группы: главные и второстепенные.

Главные – это такие субъекты, которые играют в трудовых правоотношениях ведущую роль и обеспечивают существование самых трудовых правоотношений. Среди главных субъектов можно выделить отдельные подгруппы, которые также отличаются особенностями правового положения. Первую подгруппу составляют так называемые обязательные субъекты: работодатели и работники. Без их участия трудовые правоотношения вообще не возникают.

Главных субъектов второй подгруппы можно условно назвать вспомогательными, их специфика состоит в том, что, независимо от наличия конкретных трудовых правоотношений, такие субъекты существуют, поскольку получаются государством и призванные оказывать содействие функционированию трудовых правоотношений. Сюда можно отнести органы надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и органы занятости.

Третью подгруппу главных субъектов трудовых правоотношений можно назвать факультативными, так как их участие в трудовых правоотношениях хотя и важно, но не всегда обязательно и не является постоянным. К таким субъектам относятся профсоюзные или другие органы, уполномоченные представлять наемных работников в трудовых правоотношениях.

Второстепенными субъектами трудовых правоотношений могут быть такие участники, которые принимают участие в трудовых правоотношениях только если возникает потребность или же если их участие является временным, после чего они прекращают свое существование. К этой группе входят постоянно существующие субъекты: комиссии по трудовым спорам, Национальный совет социального партнерства, профсоюзные объединения, а также субъекты, которые могут появляться эпизодически: рабочие комиссии для ведения коллективных переговоров, органы, которые рассматривают коллективные трудовые споры (конфликты), забастовочные комитеты, квалификационные и аттестационные комиссии и др.

Конечно, предложенная классификация субъектов трудовых правоотношений не лишена определенных недостатков, однако для того, лишь бы понять, насколько многочисленным составом участников могут быть представленные такие правоотношения, эта классификация может иметь свое значение.

Итак, признаком трудовых правоотношений является широкий круг участников, которые в зависимости от вида отношений взаимосвязаны между собой субъективными правами и юридическими обязанностями. Надо отметить, что правовое положение большинства из этих субъектов все еще окончательно не выяснено. Нуждаются в переосмыслении проблемы правового статуса работодателей в условиях зарождения рыночных отношений. По-новому следует оценить роль и значение трудовых коллективов, учитывая наемный характер труда в трудовых правоотношениях. К сожалению, действующее законодательство да и практика его применения во многих случаях ориентируются еще на старые советские подходы к определению этих и других субъектов трудовых правоотношений. И прежде чем перейти к характеристике основных субъектов трудовых правоотношений необходимо определиться с их правовым статусом.

2. Правовой статус субъектов трудового права и его элементы.

В современной юридической литературе правовой статус определяют как систему (совокупность) субъективных юридических прав и юридических обязанностей лица[3]. Но все эти исходные, неотъемлемые права и обязанности, полномочия государственных органов и должностных лиц установленные в правовых нормах, какими предусмотрены эти права и обязанности, и которые в конце концов составляют собою правовой статус. Поэтому правовой статус – явление объективной действительности, который отнюдь  не характеризует субъекта права как участника правоотношений, а скорее, является средой, в которой субъекты права приобретают признаки и становятся субъектами правоотношений. Правовой статус лица существует безотносительно к конкретному лицу. Человек еще не родился, но правовой статус гражданина объективно уже существует, он закреплен в Законе Украины «О гражданстве Украины» от 18 января 2001 г. С рождением лицо вступает в правоотношения гражданства. Правовой статус примиряющей комиссии, например, определен в законе, но как субъекта правоотношений ее не существует пока не возникнет потребность в ее образовании для решения трудового спора (конфликта).

В теории права выделяют следующие виды правовых статусов. Общий правовой статус — статус лица как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью). Специальный (родовой) статус — отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, учителей, рабочих и т.д.). Индивидуальный статус — фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и др.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Субъекты трудового права наделены правовым стату­сом, в содержание которого входят следующие основные элементы:

1) трудовая правосубъектность;

2) основные (статутные) трудовые права и обязан­ности;

3) юридические гарантии этих прав и обязанностей;

4) ответственность за нарушение трудовых обязан­ностей.

Правосубъектность определяется преимущественно как объединение трех компонентов – правоспособности и дееспособности, являющиеся теми свойствами, которыми может владеть каждый из участников, в том числе и в трудовых правоотношениях.

Первым элементом правосубъектности названа правоспособность лица. Это такое свойство, которое характеризуется способностью лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Приблизительно так она определяется как общей теорией права, так и отраслевыми правовыми науками.

Дееспособность – это такая черта субъекта права, которая установлена в законодательстве и благодаря которой он способен реализовать свои юридические права и обязанности, т.е. быть участником правоотношений. 

В литературе существует мнение, в соответствии с которым для трудового права деление правосубъектности на правоспособность и дееспособность, как это, например, происходит в праве граж­данском, бессмысленно: нельзя иметь права работника по трудо­вому договору, которые своими действиями осуществляет другое лицо (опекун). Восполнить недостаток дееспособности, как это имеет место в гражданском праве, никто не может, поскольку характер трудового правоотношения таков, что от работника требуется его личное участие: интеллектуальные, организационные, волевые, фи­зические или другие усилия[4].

Некоторые авторы напротив проводят параллели с гражданским правом. В результате приходят к выводу, что все потенциальные участники возможных правоотношений уже есть правоспособными, есть субъектами права от рождения[5]. Я считаю, что подобные выводы не имеют под собой основания и могут лишь иметь значение в курсе проблем гражданского права.

Что касается правосубъектности конкретных субъектов трудового права, то мы можем говорить, например, о правоспособности и дееспособности работников, возникающей, по общему правилу с 16 лет.

 Одним   из   важнейших   элементов   трудового   статуса работника как субъекта трудового права является основные трудовые права и обязанности. Согласно ст. 23 и 24 Общей декларации прав человека, которая был принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., каждый человек имеет право: на труд; свободный выбор труда; справедливые и благоприятные условия и труда; защита от безработицы; равную оплату за равную работу, без какой-либо дискриминации; справедливое и удовлетворительное   вознаграждение, которое обеспечивает достойное человека существование для него самого и его семьи, которое при необходимости     дополняется     другими     средствами     социального обеспечения;   создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы  для   защиты   своих   интересов;   отдых  и  досуг, включая право  на разумное  ограничение рабочего времени и  на оплачиваемый периодический отпуск. Эти общепризнанные трудовые права пока что не получили полного адекватного воплощения в украинском законодательстве, но в то же время последнее не содержит и прямых противоречий закрепленных им трудовых прав, тем, что зафиксированы в Декларации.

Кроме общеправового статуса лица в сфере труда можно выделить и трудоправовой статус работника, т.е. лица, реализующего свою способность в виде несамостоятельного труда. Наиболее полно отраслевой статус работника в Украине, включающий в себя определенную систему прав и обязанностей, представлен в ст. 2 и ст. 139 КЗоТ Украины.

 Анализ ст. 139 КЗоТ Украины дает возможность выделить такие две группы обязанностей работника – добросовестно выполнять трудовые обязанности, и исполнять установленные нормы труда.

Относительно других структурных элементов правового статуса субъектов трудового права, то, я считаю, что их необходимо рассматривать в связи с конкретным субъектом, что и предполагает рассмотрение последующих вопросов.

                3. Физические лица как субъекты трудового права.

Основными субъектами трудового права являются работник и работодатель.

Как уже указывалось, трудовое право регулирует труд наемных работников. Согласно части 2 ст. 1 Закона Ук­раины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) от 3 марта 1998 наем­ный работник — физическое лицо, работающее по трудо­вому договору на предприятии, в учреждении и организа­ции, в их объединениях либо у физических лиц, которые используют наемный труд.

Как сторона индивидуальных трудовых правоотноше­ний работник обладает трудовой правосубъектностью. Необходимо сказать, что фактическая способность к тру­ду и способность к труду как категория юридическая, т.е. трудовая правосубъектность, понятия не тождественные. Фактическая способность к труду появляется гораздо раньше трудовой правосубъектности, о наличии которой можно говорить тогда, когда у гражданина появляется способность к систематическому, урегулированному нор­мами права труду. В отличие от гражданского права, тру­довая правоспобность и дееспособность возникают одно­временно.

Трудовая правосубъектность (правоспособность и деес­пособность) работников возникает, по общему правилу, с 16 лет. С согласия одного из родителей либо лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на ра­боту лица, достигшие 15 лет. В порядке, предусмотренном ст. 188 КЗоТ Украины, для подготовки молодежи к про­изводительному труду допускался прием на работу уча­щихся с 14 лет. Однако с вступлением в силу Закона Украины «Об охране детства» от 26 апреля 2001 года при­ем на работу подростков с 14 лет не допускается. Частью 2 статьи 21 Закона предусмотрено, что возраст, с которого допускается прием ребенка на работу, составляет 16 лет. Дети, достигшие 15 лет, могут приниматься на работу, не причиняющую вреда их здоровью и учебе, с согласия од­ного из родителей либо лица, его заменяющего.

Помимо возрастного критерия, трудовую правосубъек­тность характеризует и волевой критерий. Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом не­дееспособными.

На Западе трудовая правоспособность, как правило, возникает раньше трудовой дееспособности — с 15-16 лет, т.е. с достижением минимального возраста приема на работу. Трудовая дееспособность приобретается с 18 лет, а в некоторых странах — с 21 года[6].

Следует учесть, что в отдельных случаях законодатель­ство о труде Украины устанавливает предельный возраст для выполнения некоторых работ. Например, статьей 23 Закона Украины «О государственной службе» установлен предельный возраст нахождения на государственной служ­бе — 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (эти ог­раничения не распространяются на лиц, которые избраны на выборные должности в соответствии с Законом Ук­раины «О местном самоуправлении в Украине»). В слу­чае необходимости руководитель государственного орга­на по согласованию с Начальником Главного управления государственной службы при Кабинете Министров Укра­ины может продлить срок пребывания на государствен­ной службе, но не более чем на пять лет. Однако этот и другие случаи, предусмотренные законодательством, — ис­ключения из общего правила.

Вместе с тем способность выполнять определенную ра­боту может быть в некоторых случаях ограничена не толь­ко возрастом, но и состоянием здоровья, полом. Так, в ст. 9 Основ законодательства Украины об охране здоровья, при­нятых Верховным Советом Украины 19 ноября 1992 года, установлены ограничения прав граждан, связанные с состо­янием их здоровья. В части 1 предусмотрено, что на осно­ваниях и в порядке, предусмотренных законами Украины, граждане могут быть признаны временно или постоянно не годными по состоянию здоровья к профессиональной или иной деятельности, связанной с повышенной опасностью для окружающих, а также с выполнением определенных госу­дарственных функций. В статье 190 КЗоТ содержится норма о запрещении привлечения лиц моложе восемнадцати лет к тяжелым работам и работам с вредными или опасными условиями труда, а также подземным работам. Фактичес­кая способность выполнять определенную работу или заниматься определенной трудовой деятельностью может ограничиваться судом (ст. 55 УК Украины). В частности, в случае совершения гражданином определенного преступ­ления суд может лишить его права занимать выборные должности в общественных организациях, государствен­ные должности, запретить занимать иные должности либо заниматься определенной деятельностью. Согласно ч.1 ст. 55 УК Украины лишение права занимать определен­ные должности либо заниматься определенной деятель­ностью может быть назначено как основное наказание на срок до пяти лет либо как дополнительное наказание на срок от одного до трех лет. Однако это может быть лишь частичное и временное ограничение трудовой правосубъектности. Полное лишение трудовой правосубъектности не допускается. Кроме этого, собственник предприятия вправе вводить ограничения в отношении занятия долж­ностей, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью, для близких родственников или свой­ственников (ст. 25' КЗоТ).

Определенные ограничения предусмотрены законода­тельством о труде, направленные на охрану здоровья ра­ботников на производстве. Согласно части пятой статьи 24 КЗоТ запрещается заключение трудового договора с гражданином, которому предложенная работа противопо­казана по состоянию здоровья. Для некоторых категорий работников работодатель обязан создать льготный режим труда. Так, особый характер имеет трудовая правосубъектность инвалидов. В соответствии с КЗоТ (ст. 172 и дру­гие) в случаях, предусмотренных законодательством, на работодателя возлагается обязанность создать льготные условия труда таким работникам, установить сокращен­ное или неполное рабочее время, организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство.

Поскольку в Конституции Украины не закреплены обязанность трудиться, право на получение гарантирован­ного труда, а Законом Украины «О занятости населения» предусмотрено, что принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, за исключением случаев, преду­смотренных законодательством Украины, то трудовая правосубъектность трудоспособного гражданина может быть им и не реализована.

Объем трудовой правосубъектности составляют трудо­вые права и обязанности работника. Важнейшие трудо­вые права работника названы в ст.ст. 43-45 Конституции Украины, ст.ст. 23,24 Всеобщей декларации прав челове­ка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Международном пакте об экономических, со­циальных и культурных права 1966 года и некоторых других международно-правовых актах.

Основные трудовые права работников закреплены в ст. 2 КЗоТ: право на труд, на отдых, на здоровые и безопас­ные условия труда, на объединение в профессиональные союзы и на разрешение коллективных трудовых конфлик­тов (споров) в установленном законом порядке, на учас­тие в управлении предприятием, учреждением, организаци­ей, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в старости, а также в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, на материальную помощь в случае безработицы, на право обращения в суд для разрешения трудовых споров независимо от характе­ра выполняемой работы или занимаемой должности, кро­ме случаев, предусмотренных законодательством, и иные права, установленные законодательством.

Государство обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной при­надлежности, пола, языка, политических взглядов, религи­озных убеждений, рода и характера занятий, места житель­ства и иных обстоятельств.

Согласно ст. 139 КЗоТ работники обязаны работать честно и добросовестно, своевременно и точно выполнять распоряжения собственника или уполномоченного им органа, соблюдать трудовую и технологическую дисцип­лину, требования нормативных актов об охране труда, бе­режно относиться к имуществу собственника, с которым заключен трудовой договор.

Действующим трудовым законодательством преду­смотрены гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. Гарантии трудовых прав установлены при приеме на рабо­ту, изменении трудового договора, его прекращении.

Гарантии в одних случаях предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других — уста­навливают границы действий обязанных лиц, в третьих — обеспечивают возможность своевременного обжалования действий, нарушающих указанные права, в четвертых — обеспечивают компенсацию материального ущерба, вызван­ного их нарушением за счет виновных лиц[7].

Так, к гарантиям осуществления права на труд отно­сятся нормы, регулирующие деятельность государственной службы занятости, которая создается для реализации го­сударственной политики занятости населения, професси­ональной ориентации, подготовки и переподготовки, тру­доустройства и социальной поддержки временно нерабо­тающих граждан.

Действующее законодательство о труде запрещает не­обоснованный отказ в приеме на работу, предоставляет гражданам право его обжалования в судебном порядке, устанавливает возможность перевода работника на дру­гую работу только с согласия работника, ограничивает увольнение работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа, предусматривает необходи­мость получения собственником предварительного согла­сия профсоюзного органа, кроме некоторых случаев.

                4. Особенности правового статуса иностранцев.

Поиск оптимального соотношения и взаимосвязи систем украинского права с системами права других стран, отображение и закрепление интересов лица, общества и государства – сегодня очень важны. В связи с прибытием в Украину иностранцев, беженцев возникает вопрос об их трудоустройстве.

 Данные правоотношения полно урегулированы действующим законодательством, однако нормативные акты достаточно объемны и разрознены и воспринимаются с некоторыми затруднениями. Они принимались разными органами, поэтому представляется важным обобщить и дать характеристику этих правоотношений.

Право заниматься трудовой деятельностью в соответ­ствии с Законом Украины «О правовом статусе иност­ранцев» от 4 февраля 1994 года имеют также иностранцы. Согласно ст. 8 Закона иностранцы име­ют равные с гражданами Украины права и обязанности в трудовых отношениях, если иное не предусмотрено за­конодательством Украины и международными догово­рами Украины.

Иностранцы, постоянно проживающие в Украине, име­ют право работать на предприятиях; в учреждениях и организациях либо заниматься иной трудовой деятельно­стью на основаниях и в порядке, установленных для граж­дан Украины.

Разрешение иностранцам на трудоустройство оформ­ляется и выдается Государственным центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины или по его поручению соответствующими центрами занятос­ти Автономной Республики Крым, областей, городов Кие­ва и Севастополя для работы на предприятии, в учрежде­нии, организации, которые пригласили иностранца на оп­ределенную должность (по специальности) в соответствии с Порядком оформления иностранцам и лицам без граж­данства разрешения на трудоустройство в Украине, утвер­жденным постановлением Кабинета Министров Украи­ны от 1 ноября 1999 г. №2028.

Иностранцы не могут назначаться на отдельные долж­ности или заниматься определенной трудовой деятельно­стью, если в соответствии с законодательством Украины назначение на эти должности либо занятие такой деятель­ностью связано с принадлежностью к гражданству Укра­ины. Так, согласно ст. 4 Закона Украины «О государствен­ной службе» право на государственную службу имеют граждане Украины независимо от происхождения, соци­ального и имущественного положения, расовой и нацио­нальной принадлежности, пола, политических взглядов, религиозных убеждений, места жительства, которые полу­чили соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурс­ный отбор, либо по иной процедуре, предусмотренной Ка­бинетом Министров Украины. В соответствии со ст.3 Закона Украины «О нотариате» нотариусом может быть только гражданин Украины.

Особо регулируется трудоустройство иностранцев в Украине согласно некоторым международным договорам Украины. Так, порядок трудоустройства граждан Россий­ской Федерации в Украине предусмотрен Соглашением между Правительством Украины и Правительством Рос­сийской Федерации о трудовой деятельности и социаль­ной защите граждан Украины и России, находящихся за пределами границ своих стран, от 14 января 1993 года. Для них установлена упрощенная процедура трудоустрой­ства. Трудовая деятельность работника оформляется тру­довым договором (контрактом), заключенным с работодателем согласно трудовому законодательству стороны трудоустройства. Работодатель регистрирует заключенные трудовые договоры (контракты) в учреждениях, определен­ных уполномоченными органами. Регистрация контракта в региональном центре занятости является достаточным основанием для оформления трудоустройства российских граждан.

В случае, если контракт расторгается в связи ликвидацией предприятия, сокращения количества или штата работников, Министерство труда и социальной политики обязано применить меры для включения работника в другие равнозначные трудовые отношения на срок действия договора (контракта). При невозможности это сделать на последнего распространяются порядок и льготы, предусмотренные действующим законодательством Украины для уволенных работников. По месту постоянного проживания работнику может быть предоставлено право на трудоустройство на общих основаниях.

Россияне, которые работают на территории Украины, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством Украины. В соглашении уделяется определенное внимание вопросам социальной защиты граждан. Стороны подтверждают взаимное признание трудового стажа (льготного также). Стаж исчисляется в соответствии с с законодательством той страны, на территории которой осуществляется трудовая деятельность.

Затраты, связанные с социальной защитой, возлагаются на сторону трудоустройства. Вопрос пенсионного обеспечения регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (1992 г.) и двухсторонних соглашений относительно данного вопроса.        

Специальному регулированию подлежат условия тру­да иностранных граждан, которые работают в междуна­родных организациях, расположенных на территории Украины. Эти условия определяются международными соглашениями и внутренними правилами соответствую­щих организаций. Субъектами трудового права являют­ся также граждане Украины, работающие за ее предела­ми. Согласно ст.8 КЗоТ трудовые отношения граждан Украины, которые работают за ее пределами, а также тру­довые отношения иностранных граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях Украины, регулируются законодательством государства, в котором осуществлено трудоустройство (наем) работника, и меж­дународными договорами Украины.

      5. Особенности правового статуса государственных служащих.

Необходимо   заметить,   что   ряд   категорий   работников имеют определенные     особенности в своем правовом статусе.  Так, некоторые особенности в правовом статусе устанавливаются законодательством для украинских государственных служащих. По мнению авторов «Курса российского трудового права», их наличие объясняется тем, что у работника, который ими владеет, есть дополнительные права и обязанности[8]. Так, некоторые особенности в правовом статусе устанавливаются законодательством для украинских государственных служащих, которые в дополнение к общему правилу имеют право на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств    соответствующего   бюджета   и   отпуск  большей продолжительности.

Нельзя отнести к государственным служащим лиц, которые управляют предприятиями, учреждениями, организациями. Эти лица осуществляют управление на принципах  единоначалия, которое обеспечивает единство воли многих людей тогда, если необходимо организовать производственный процесс для выполнения определенных задач.

Руководитель самостоятельно решает вопрос деятельности предприятия или организации. При этом собственник имущества не имеет права вмешиваться в оперативную деятельность руководителя. Руководителю належит также право самостоятельно решать вопроса о приеме на работу своих заместителей, руководителей и специалистов подразделов аппарата управление и структурных подразделов, а также об их увольнении. Но даже в том случае, если предприятие или организация является государственным образованием, это не дает основания утверждать, что руководитель и прочие служебные лица находятся на государственной службе.

Под государственной службой признается профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и аппарате относительно практического выполнения задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственного средств.

К государственным служащим относятся лица, которые работают в  аппарате  органов  прокуратуры,  суда,  дипломатической службы,  таможенного контроля,  службы безопасности,  внутренних  дел  и других.

К основным правам государственных служащих относятся следующие права: принимать участие в рассмотрении вопросов  и  принятии  в  границах  своих полномочий решений; получать от  государственных  органов,  предприятий,  учреждений  и организаций, органов   местного  и регионального  самоуправления необходимую информацию по вопросам, которые принадлежат  их компетенции; на уважение личного   достоинства,   справедливое  и  почтительное отношения к себе со стороны руководителей, сотрудников и граждан; требовать утверждения  руководителем  четко  определенного  объема служебных полномочий по должности служащего; на оплату труда в зависимости от должности,  которую он занимает,  ранга, который им присваивается, качества, опыта и стажа работы; беспрепятственно ознакомляться  с  материалами,  которые касаются прохождения ими государственной службы,  в  необходимых  случаях  давать личные объяснения;      на продвижение  по  службе  с  учетом   квалификации   и способностей,   добросовестного  выполнения  своих  служебных  обязанностей, участие в конкурсах на замещение должностей более высокой категории; требовать служебного     расследования    с    целью    снятия безосновательных, по мнению служащего, обвинений или подозрения; на здоровые, безопасные и надлежащие для высокопроизводительной работы условия труда; на социальную и правовую защиту соответственно  статусу; защищать свои  законные  права  и  интересы   в   вышестоящих государственных органах и в судебном порядке.

Государственные служащие имеют также и дополнительные обязанности, Они обязаны: соблюдать Конституцию  Украины  и другие акты законодательства Украины; обеспечивать эффективную работу и выполнение задач государственных органов соответственно  их компетенции;      не допускать нарушений прав и свобод человека и гражданина;      непосредственно выполнять  возложенные    на    них    служебные обязанности,  своевременно  и точно выполнять решения государственных органов или должностных лиц, распоряжений и указаний своих руководителей;      сохранять государственную  тайну,  информацию о гражданах,  которые им стала известна во время выполнения обязанностей государственной  службы,  а также  другую  информацию,  которая в соответствии с законодательством не подлежит разглашению; постоянное усовершенствовать  организацию своей работы и повышение профессиональной квалификации; добросовестно выполнять  свои служебные обязанности, проявлять  инициативу и творчество в работе.

Конкретные обязанности    и    права    государственных    служащих определяются  на  основе  типовых  квалификационных характеристик и отображаются  в  должностных   положениях   и   инструкциях,   которые утверждаются  руководителями  соответствующих государственных органов в границах закона и их компетенции.

С некоторыми замечаниями особенности в правовом статусе характерны для судей, сотрудников прокуратуры и милиции, сезонных и временных работников, руководителей государственных предприятий, и др.

 Особенности правового статуса этих работников имеют место в силу наличия адресованных только им специальных норм или нормативных актов, которыми дополняется (а в некоторых случаях блокируется) система общих трудовых прав и обязанностей. Это объясняется дифференциацией правового регулирования труда.  Я согласен с В. Прокопенко, который называет такие критерии дифференциации: отношение работника к имуществу работодателя; национальная зависимость средств производства (имущества работодателя); принадлежность предприятия к государственной  форме  собственности;   общественная  значимость  трудовой функции, которая выполняется работником[9].

В правовом статусе государственных служащих имеет место и особенности дисциплинарной ответственности.

Согласно ст. 13 Закона Украины «О государственной службе» дисциплинарные взыскания    применяются    к    государственному служащему  за  невыполнение  или   ненадлежащее   выполнение   служебных обязанностей,  превышение  своих  полномочий,  нарушение ограничений, связанных с прохождением государственной службы,  а  также  за  поступок, который   порочит  его  как  государственного  служащего  или  дискредитирует государственный орган, в котором он работает.

     К служащим,  кроме  дисциплинарных  взысканий,  предусмотренных действующим законодательством о труде  Украины,  могут  применяться такие меры дисциплинарного влияния:

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- задержка до  одного  года  в присвоении очередного ранга или в назначении на более высокую должность.

Гарантии труда государственных служащих проявляются в материальном и социально-бытовом обеспечении. Закон гарантирует оплату труда, поощрение за добросовестный труд, ежегодные и дополнительные отпуска государственных служащих, социально-бытовое обеспечение (например, обеспечение жилищем в установленном порядке из государственного фонда), пенсионное обеспечение и денежная помощь (напр., за каждый полный год работы свыше 10 лет на государственной службе пенсия увеличивается на один процент заработка).

                 6. Работодатели как субъекты трудового права.

Одним из основных субъектов трудовых правоотношений считается работодатель. В отличие от работника он является более универсальным субъектом трудового права, поскольку принимает участие не только в собственно трудовых отношениях (индивидуальных), но и в коллективно-трудовых и других правоотношениях, которые тесно связанные с трудовыми. Это прежде всего правоотношения с органами трудоустройства, с органами, которые выполняют надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, с органами, которые рассматривают индивидуальные и коллективные трудовые споры, и др.

Понятие работодатель является сравнительно новым в трудовом праве Украины. И пока что оно употребляется большей частью в науке трудового права, а не в трудовом законодательстве. Действующий Кодекс законов о труде Украины такого понятия не применяет, несмотря на все изменения, которые были в него внесены. Есть ряд нормативных актов, которые так или иначе применяют этот термин, а в некоторых из них даже сделана попытка дать его определение.

В действующем законодательстве Украины определе­ние термина «работодатель» содержится в Основах зако­нодательства Украины об общеобязательном государствен­ном социальном страховании от 14 января 1998 г. №16/ 98-ВР, Законах Украины «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности», «Об общеобязательном государ­ственном социальном страховании на случай безработи­цы», «Об организациях работодателей». Согласно ст. 10 Основ работодателем признается: собственник предпри­ятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятель­ности и хозяйствования либо физические лица, использу­ющие наемный труд; собственники расположенных в Украине иностранных предприятий, учреждений и орга­низаций (в том числе международных), филиалов и представительств, использующих труд наемных работников, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верхов­ной Радой Украины. В ст.1 Закона Украины «О професси­ональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15 сентября 1999 г. работодатель определяется как собственник предприятия, учреждения или организации независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности либо уполномоченный им орган или физическое лицо, которые в соответствии с за­конодательством используют наемный труд.

Таким образом, работодатель определяется как физическое либо юридическое лицо (организация), состоящее в трудовых отно­шениях с работником на основании заключенного трудо­вого договора, иных актов и являющееся стороной указан­ного договора. В установленных законодательством случаях в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые догово­ры. Права и обязанности работодателя в трудовом отно­шении осуществляются им самим (физическим лицом) и/или органами управления организации в порядке, ус­тановленном законом, иными нормативно-правовыми актами и учредительными документами организации.

Законом Украины «О внесении изменений и дополне­ний в Кодекс законов о труде Украины» от 5 июля 1995 го­да впервые в КЗоТ в качестве работодателей были признаны физические лица. Хотя еще до внесения изменений и дополнений в ст. 21 и другие статьи КЗоТ ука­занным Законом, в нормативно-правовых актах о работе по совместительству, принятых в 1993 году, работодателя­ми признавались предприятие, учреждение, организация либо гражданин (в п.1 Положения о работе по совмести­тельству работников государственных предприятий, учреж­дений и организаций, утвержденного приказом Министер­ства труда Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства финансов Украины от 28 июня 1993 г. №43, впервые указы­валось, что гражданином как работодателем может выс­тупать предприниматель, частное лицо). Вместе с тем, офи­циально признавая физическое лицо стороной трудового договора, действующий КЗоТ сориентирован на регулиро­вание труда наемных работников, занятых на предприя­тиях, учреждениях, организациях.

До внесения изменений в КЗоТ 20 марта 1991 г. ст. 21 определяла стороной трудового договора предприятия, учреждения, организации. И такая законодательная позиция целиком отвечала тогдашней доктрине о правосубъектности предприятий, учреждений, организаций. Предприятие признавалось юридическим лицом, имело на праве так называемого «оперативного управления» имущество, принимало и увольняло работников. И вдобавок  предприятие рассматривался не просто как имущественный комплекс, наделенный правами и обязанностями, а и как «организованный государством коллектив рабочих и служащих, на который полагалось выполнение определенных государственных задач»[10].

Если руководствоваться законом о собственности, как это, кстати, и сделал законодатель, изложив ст. 21 в редакции от 20 марта 1991 г., то предприятие есть не чем другим как имуществом и потому может выступать не субъектом, а лишь объектом правоотношений. Именно так толкуют понятие предприятия во всем цивилизованном мире. Только социалистическая правовая доктрина старалась его одушевить и хотя бы де юре сделать самостоятельным хозяйствующим субъектом, добавив к средствам производства еще и работающих людей, которые используют эти средства.

Таким образом, если предприятие – это всего лишь объект права собственности, то само собой понятно, что оно не может быть работодателем. Им может стать собственник предприятия. Это отображено в ст. 21 КЗоТ Украины.

Законодательный разнобой в определении субъектов, которые могут стать работодателями, нельзя  считать нормальным явлением. Поэтому понятна потребность в формулировании единых критериев определения работодателей в сфере общественно-трудовых отношений.

Работодатель как субъект трудового права – это, прежде всего, лицо, которое предоставляет роботу другому лицу на основании трудового договора в форме любой его разновидности, предусмотренной законодательством, в том числе при избрании или назначении на должность.

О. В. Смирнов считает, что в современных условиях правосубъектность работодателей должна определяться по двум критериям: оперативным и имущественным. Оперативный критерий характеризует особенности содержания деятельности и сводится к способности осуществлять отбор и расстановку кадров, организовывать работу работников, создавать им необходимые условия для качественной и высокопроизводительной работы. Имущественный критерий характеризует способность выплачивать работнику заработную плату[11].

Свойства граждан-работодателей возникают с достижением совершеннолетия. То есть трудовая правосубъектность граждан-работодателей по возрасту ее наступления не совпадает с трудовой правосубъектностью граждан-работников. И хотя субъектом права собственности граждане могут быть даже до достижению совершеннолетия, использовать работу других граждан как работодатели они могут лишь по достижению 18-летнего возраста.

Трудовая правосубъектность юридических лиц по общему правилу возникает из момента их государственной регистрации. Именно факт государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или легализации, например, общественного объединения в установленном законом порядке, если они получают статус юридического лица, является тем моментом, с которого возникает как общая гражданская, так и трудовая правосубъектность собственников - юридических лиц.

Всех работодателей, которые имеют трудовую правосубъектность, можно разделить на отдельные группы: работодатели - физические лица; работодатели - юридические лица и обособленные подразделения юридических лиц; работодатели - государственные органы[12].

 Такая классификация с точки зрения правового положения работодателей является в определенной мере условной, поскольку оставляет за своими пределами некоторые другие виды субъектов трудовых правоотношений. Но она разрешает наиболее полно характеризовать работодательскую правосубъектность названных групп работодателей.

Самую большую группу работодателей составляют юридические лица.

Самая распространенная форма юридических лиц работодателей представлена юридическими лицами-предпринимателями, которые с целью осуществления предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством имеют право заключать с гражданами договоры об использовании труда последних. На государственных предприятиях от лица юридического лица выступает единоличный орган, например, директор, начальник, который и пользуется правом найма работников. Самого руководителя государственного предприятия назначает на должность соответствующее министерство или другой подведомственный Кабинета Министров Украины орган государственной исполнительной власти. Наем на работу руководителя предприятия, которое находится в общегосударственной собственности, происходит на контрактной основе.

В акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и других корпоративных формированиях право приема и увольнение работников принадлежит исполнительным органам соответствующих юридических лиц. И хотя закон о хозяйственных обществах детально не регламентирует эти вопросы, полномочие таких обществ как работодателей определяют их уставы.

Среди юридических лиц - работодателей значительное место отводится непредпринимательским юридическим лицам. Если найм работников работодателями - предпринимателями проводят для более полной реализации основной цели предпринимательства - достижение прибыли, то привлечение работников юридическими лицами непредпринимательского направления предусматривает осуществление с их помощью тех основных задач и функций, ради которых получаются и действуют соответствующие юридические лица - организации, учреждения, учреждения и т.п.

Законодательство признает юридическими лицами и общественные объединения (политические партии и общественные организации), а также религиозные организации, которые так же имеют право выступать работодателями, используя работу граждан, если это им необходимо для выполнения уставных задач. Кроме того, они имеют право в определенном законодательством порядке создавать издательские, полиграфические, производственные, реставрационно-строительные, сельскохозяйственные и прочие предприятия, а также добродетельные заведения (приюты, интернаты, больницы и т.п.), которым тоже предоставляется статус юридического лица. Именно они будут выступать работодателями и будут действовать при этом от своего имени, а не от лица религиозной организации (юридического лица), которое их образовало.

Самостоятельную группу работодателей соответственно  действующему законодательству составляют физические лица. Доцент Ф.Д. Пилипенко в своей монографии «Пробле­мы теории трудового права»[13], анализируя правовое положение физических лиц как ра­ботодателей, условно разделяет их на две группы: 1) физи­ческие лица, которые могут реализовать свое право найма на работу, однако использование труда других лиц осуще­ствляется ими без цели получения доходов (граждане (собственники), использующие наемных работников для рабо­ты в домашнем хозяйстве, для ухода за малолетними детьми, тяжелобольными членами семьи, для работы личными водителями и т.д.); 2) физические лица — работодатели, вид занятий которых требует использования наемного тру­да. Их право найма рабочей силы дополнительно предус­мотрено соответствующими нормативно-правовыми акта­ми (предприниматели, частные нотариусы и адвокаты).

В настоящее время физическое лицо — субъект пред­принимательской деятельности без создания юридическо­го лица и физическое лицо, использующее труд граждан для личного обслуживания, обязаны вести трудовые книж­ки на работников, которые работают у них по трудовым договорам. Законом Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 24 декабря 1999 года внесены изменения в ст. 48 КЗоТ. Согласно части второй указанной статьи трудовые книжки ведутся на всех работников, которые работают на предприятии, в учрежде­нии, организации либо у физического лица свыше пяти дней. Введена обязательная письменная форма трудового договора между работником и физическим лицом — работодателем (часть первая статьи 24 дополнена новым ше­стым пунктом) с обязательной регистрацией трудового до­говора в государственной службе занятости по месту сво­его жительства в порядке, определенном Министерством труда и социальной политики Украины (КЗоТ дополнен новой статьей 241 «Регистрация трудового договора»). Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 08.06.2001 г. утверждены Форма трудового договора между работником и физическим лицом и Порядок регистрации трудового договора между работни­ком и физическим.

Кроме этого, дополнение статьи 7 КЗоТ положением о том, что, особенности регулирования труда работников, которые работают у физических лиц по трудовым дого­ворам, устанавливаются законодательством, должно стать основой для разработки и утверждения отдельного Поло­жения об условиях труда работников, которые работают у физических лиц по трудовым договорам.

Правовое регулирование труда граждан, работающих по найму у физических лиц, по моему мнению, требует дальнейшего совершен­ствования, как и закрепление правового статуса последних в качестве субъектов трудового права.

                     7. Коллективные субъекты трудового права.

В период советской власти трудовые коллективы имели, по крайней мере на бумаге, достаточно широкие права. В настоящее время их роль и значение понизилось, а права стали намного уже. Да это и понятно: собственники и только собственники вправе решать судьбу принадлежащих им средств производства, рискуя своим капиталом, вложенным в производство. У наемных работников свои интересы, и часто они прямо противоположны интересам собственников.

В то же время предприятие и трудовой коллектив - понятия неотъемлемые одно от одного.

 Трудовой коллектив возникает вместе с созданием предприятия, учреждения, организации. В него входят все граждане, которые своим трудом принимают участие в деятельности предприятия на основе трудового договора, а также других форм, которые вызывают возникновение трудовых отношений работников с предприятием. Отношения же коллективизма для каждого работника возникают со дня, когда работник фактически начинает исполнять трудовые обязанности. Основанием, которое вызывает возникновение трудовых отношений, является преимущественно трудовой договор.

Отношения трудовых коллективов с собственниками или уполномоченными ими органами являются правовыми, а не трудовыми, поскольку своим содержанием имеют не труд, а лишь его организацию и условия, при которых этот труд осуществляется.

Полномочия трудовых коллективов всех видов предприятий, где используется наемный труд, реализуются, если иное не предусмотрено уставом, общим собранием. Такие непосредственные отношения возможны тогда, когда предприятия небольшие по своим размерам, и для решения конкретных вопросов в каждом случае есть возможность собрать всех трудящихся. В условиях же большого предприятия решения вопросов производства непосредственно всеми работающими является довольно сложным, в связи с чем возникает необходимость использования представительной демократии. В таких случаях полномочия трудового коллектива могут реализовываться конференцией или выборными органами трудового коллектива, такими, как совет трудового коллектива, комитет предприятия, забастовочный комитет и т.п. Они, как правило, избираются тайным голосованием на общем собрании или конференции трудового коллектива сроком на два-три года не менее чем двумя третями голосов.

Трудовым коллективам действующим законодательством предоставлены полномочия по заключению коллективных договоров, внедрению достижений науки, техники, развития творческой инициативы трудящихся, участия в организации, нормировании, оплате труда, использованию фондов экономического стимулирования, улучшению условий и охраны труда, социально-культурных и жилищно-бытовых условий трудящихся. Трудовые коллективы по представлению собственника или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета утверждают правила внутреннего трудового распорядка предприятия. За нарушение трудовой дисциплины трудовые коллективы могут применять к своим членам меры общественного воздействия, которые могут учитываться при определении систематичности невыполнения работником без уважительных причин возложенных на него обязанностей, что является одним из оснований разрыва трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа.

Внедрение рыночных отношений неминуемо приводит к ухудшению уровня социально-правовых гарантий наемных работников, а так, при таких условиях важное значение приобретает деятельность органов и организаций, призванных обеспечивать защиту прав и интересов человека. Такими организациями традиционно считаются профсоюзы.

Право всех трудящихся по своему выбору создавать организации, а также вступать в них с целью защиты своих интересов предусмотрено еще Конвенцией № 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию, которая была принята в 1948 г. Международной Организацией Труда. Оно нашло свое отображение и в ст. 36 Конституции Украины, которая в ч. 3 провозглашает: «Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов».

Право на объединение в профсоюз включает: право работников без любого разрешения государственных органов создавать по своему выбору профсоюзы, вступать в них и выходить из них на условиях и в порядке определенном их уставами, право избирать своих представителей для защиты интересов членов профсоюза, принимать участие в внутренней жизни организации; право свободно осуществлять профсоюзную деятельность. Это право получило свое легальное закрепление в ст. 6 Закона Украины «О профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности» от 15 сентября 1999 г.

 Профессиональные союзы являются общественными организациями, которые объединяют граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности, они создаются без предшествующего разрешения на основе свободного выбора их членов. Основной задачей профсоюзов является защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. И хотя профсоюзы могут вступать в отношения, которые регулируются разными областями права (конституционным, административным, гражданским, социального обеспечения и т.п.), определяющими все же являются общественно-трудовые отношения, которые регулируются трудовым правом. Само трудовое право концентрирует абсолютное большинство прав и обязанностей профсоюзов, которые позволяют определить их правовое положение, правосубъектность, рассматривать как участников трудовых правоотношений.

Подавляющее большинство прав и обязанностей профсоюзы обычно реализуют через свои органы. И это вытекает непосредственно из ст. 16 Закона о профсоюзах. Тем не менее реализацию прав и обязанностей профсоюзы могут осуществлять не только через свои органы, но и непосредственно. Это, в частности, обнаруживается в тех случаях, когда свои права профсоюзы осуществляют на сборах членов профсоюза, например, выдвижения требований, принятие решения о забастовках и т.п.

Отметим, что принятые за последние годы нормативные акты, которые так или иначе регламентируют участие профсоюзов в трудовых правоотношениях, ориентированны именно на правосубъектность профсоюзных организаций. Так, Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» определяет, что право на ведение переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений от лица наемных работников предоставляется профсоюзам (ст. 4). А Закон Украины «О порядке решения коллективных трудовых споров (конфликтов)», одной из сторон коллективного спора называет профсоюзную или другую уполномоченную наемными работниками организацию (ст. 3).

Аналогичные принципы положены в основу деятельности профсоюзных организаций, которые функционируют на предприятиях, в учреждениях и организациях. Статья 37 Закона о профсоюзах предоставляет им право представлять интересы членов профсоюза, защищать их трудовые, социально-экономические права и интересы. Свои полномочия профсоюзные организации на предприятиях осуществляют через образованные ими выборные органы, а в организациях, где не создаются выборные органы - через представителя (доверенное лицо) профсоюзной организации, который действует в границах прав, предоставленных ему этим Законом и уставом (положением) профсоюза.

Полномочия профсоюзов по трудовому праву являются довольно широкими и разноплановыми. Они осуществляют представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в отношениях с работодателями, а также с другими объединениями граждан.

В вопросах коллективных интересов работников профсоюзы осуществляют представительство и защиту интересов работников независимо от их членства в профсоюзах.

Профсоюзы, их объединения имеют право представлять интересы своих членов при реализации ими конституционного права на обращение за защитой своих прав к судебным органам, Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека, а также международным судебным учреждениям.

Представительство интересов членов профсоюза во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется на основе системы коллективных договоров и соглашений, а также соответственно  законодательству.

Профсоюзы и их объединения ведут коллективные переговоры, осуществляют заключение коллективных договоров, генеральной, отраслевых, региональных, межотраслевых соглашений от лица работников.

Они также осуществляют контроль за исполнением коллективных договоров, соглашений. В случае нарушения работодателями, их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления условий коллективного договора, соглашения профсоюзы и их объединения имеют право направлять им представление об устранении этих нарушений. В случае отказа устранить нарушение или недостижения согласия в указанный срок профсоюза имеют право обжаловать неправомерные действия или бездеятельность должностных лиц в суд.

Профсоюзы, их объединения защищают право граждан на труд, принимают участие в разработке и осуществлении государственной политики в области трудовых отношений, оплаты труда, охраны труда, социальной защиты.

Профсоюзы осуществляют общественный контроль за выплатой заработной платы, соблюдением законодательства о труде и об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых, условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделах или на предприятии в целом на время, необходимое для устранения причин угрозы жизни или здоровью работников.

Они имеют право на организацию и проведение забастовок, собраний, митингов, походов и демонстраций в защиту трудовых и социально-экономических прав и интересов трудящихся согласно  закону.

Профсоюзные органы имеют право требовать разрыва трудового договора (контракта) с руководителем предприятия, учреждения или организации, если он нарушает законодательство о труде, о коллективных договорах и соглашениях.

Роль и значение профсоюзов в условиях рыночных преобразований, которые происходят в Украине, как мне кажется, все больше и больше будет возрастать. Важно лишь, чтобы полномочия, определенные Законом Украины «О профсоюзах», были реализованы в интересах наемных работников, что является одной из гарантий законности трудовых правоотношений.

Наряду с контролем за соблюдением собственником или уполномоченным им органом законодательства о труде и нормативных актах по охране труда, который осуществляется профессиональными союзами, надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют также специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Контроль за соблюдением и правильным применением законодательства о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными ему прокурорами.

Центральные органы государственной исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, которые находятся в их функциональном подчинении.

Для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда государством создан ряд органов.

Одним из важных органов является Комитет по надзору за охраной труда, подчиненный Министерству труда и социальной политики Украины. Положение об этом комитете утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 4 мая 1993 г. № 328. В свою очередь, комитет по надзору за охраной труда приказом от 31 мая 1995 г. № 82 утвердил Порядок организации государственного надзора за охраной труда в своей системе.

Порядком определено, что основным методом работы при осуществлении государственного надзора есть проведение периодических проверок предприятий с точки зрения организации работ по охране труда, соответствия сооружений, оборудование и оснащение, технологий требованиям нормативных актов об охране труда.

Проверки относительно соблюдения нормативных актов по охране труда в зависимости от их конкретных задач, цели и продолжительности делятся на три вида: оперативные, целевые и комплексные.

Контроль за техническим состоянием предприятий осуществляется экспертно-техническими центрами Комитета по надзору за охраной труда.

Кроме того, государственный надзор за охраной труда осуществляют такие органы:

- Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

- органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны Министерства внутренних дел Украины;

- органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения  Украины.

Эти органы, осуществляя свои полномочия по надзору за соблюдением законодательных актов по охране труда, соответственно выступают как субъекты трудового права.

Местные государственные администрации и ради народных депутатов в границах соответствующей территории также выступают субъектами трудового права, если обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда; формируют с участием профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, которые имеют межотраслевое значение; осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда, устанавливают квоту для приема на работу молодых, инвалидов.


















                                          Вывод

Правовые отношения – это такие общественные отношения, которые возникают на основе правовых норм, и их участники наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, обеспечиваемые государством.

Правоотношения – это всегда двухсторонняя связь конкретно определенных субъектов, в которой одна сторона имеет права, а другая – соответствующие обязанности.

 Таким образом, признаком трудовых правоотношений является широкий круг участников, которые в зависимости от вида отношений взаимосвязаны между собою субъективными правами и юридическими обязанностями. Надо отметить, что правовое положение большинства из этих субъектов все еще окончательно не выяснено. Нуждаются в переосмыслении проблемы правового статуса работодателей в условиях зарождения рыночных отношений. По-новому следует оценить роль и значение трудовых коллективов, учитывая наемный характер труда в трудовых правоотношениях. К сожалению, действующее законодательство да и практика его применения во многих случаях ориентируются еще на старые советские подходы к определению этих и других субъектов трудовых правоотношений. Все эти положения, я считаю необходимо учесть при разработке нового трудового кодекса.























                                       Список литературы:

1. Конституція України. - К., 1996.

2. КЗпП України. - Харків: Консум, 1999.

3. О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями: Закон СССР от 17.06.1983 г. //КЗоТ Украинской ССР с постатейными материалами. - К.: Политиздат Украины, 1986. - С. 132.

4. Про підприємства в Україні: Закон України від 27.03.1991 р. // Відом. Верхов. Ради УРСР. - 1991. - № 24. - Ст.272.

5. Про свободу совісті і релігійні організації: Закон України від 23.04.1991 р.// Відом. Верхов. Ради УРСР. -1991.-№25. -Ст.283.

6. Про державну службу: Закон України від 16.03.2000 р. // Офіційний вісн. - 2000. - № 15. - Ст. 587.

7. Про стратегію реформування системи державної служ­би в Україні: Указ Президента України від 14.04.2000 р. № 599/2000 // Там же. - 2000. - № 16. - Ст. 665.

8. Положення про формування кадрового резерву керів­ників державних підприємств, установ і організацій: Постано­ва Кабінету Міністрів України від 18.10.1999 р. № 1912 // Там же. - 1999. - № 42. - Ст. 2092.

9. Про правовий статус іноземців: Закон України від 04.02.1994 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1994. - № 23. -Ст. 161.

10. Про професійні спілки, їх права та гарантії діяльності: Закон України від 15.09. 1999 р. // Уряд, кур'єр. - 1999. - 6 жовт.

11. Про громадянство України: Закон України в ред. від 16.04.1997 р. //Офіційний вісн. України. - 1997. - № 19.

12. Про об'єднання громадян: Закон України від 21.05.1997 р. // Відом. Верхов. Ради України. - 1997. - № 34. -Ст. 504.

13. Про місцеве самоврядування: Закон України від 21.05.1997 р. //Там же. - 1997. -№ 24. - Ст.170.

14. Загальне положення про Міністерство, інший цент­ральний орган державної виконавчої влади України: Указ Пре­зидента України від 12.03.1996 р. // Уряд, кур'єр. - 1996. – 26 берез.

15. Венедиктов А. В. Государственные юридические лица в СССР // Советское государство и право. — 1940. — № 10.

16. Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право. — М„ 1998.

17. Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б.Хохлова: в 3-х т. – СПб.: Изд-во С. Пб. Ун-та. 1996. – Т. 1: Общ. Ч.

18. Прокопенко В.І. Власник і уповноважений ним орган як суб'єкти трудового права // Право України. - 1994. - № 10. - С.20.

19. Пилипенко П. Ознаки трудової правосуб'єктності пра­цівників у трудових правовідносинах // Право України. -1999.-№12.-С.94-98.

20. Пилипенко П. До питання про правосуб'єктність тру­дових колективів // Предпринимательство, хоз-во и право. - 1991. -№ 11. - С.22-25.

21. Пилипенко. Пробле­ми теорії трудового права.— Львів, 1999.

22. Рабіновіч П.М. Основи загальної теорії права та держави. – К., 1994.

23. Теория государства и права. Курс лек­ций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.— М.: Юристъ,1997.

24. Трудове право України: Навч. посібник для студ. юрид. спеціаль­ностей вищих навчальних закладів / Пилипенко П. Д., Бурак В. Я., Козак 3. Я. та ін.; За ред. П. Д. Пилипенка. — К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2003.

25. Трудовое право: Учебник. — М.: «Статус ЛТД+», 1996.

26. Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. — М., 1998.


[1] См: Теория государства и права. Курс лек­ций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.— М.: Юристъ,1997.— С. 482.

[2] См: Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.— М.: Юристъ, 1997.— С. 483.

[3] См: Рабіновіч П.М. Основи загальної теорії права та держави. – К., 1994. – с. 65.

[4] См: Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. – 2 – изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – с. 288.

[5] См: Трудове право України: Навч. посібник для студ. юрид. спеціаль­ностей вищих навчальних закладів / Пилипенко П. Д., Бурак В. Я., Козак 3. Я. та ін.; За ред. П. Д. Пилипенка. — К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2003. — с. 68.

[6] См: Киселев И.Я. Зарубежное трудовое право. — М„ 1998. – с. 52.

[7] См: Трудовое право: Учебник. — М.: «Статус ЛТД+», 1996. — С. 60.

[8] См: Курс российского трудового права / Под ред. Е.Б.Хохлова: в 3-х т. – СПб.: Изд-во С. Пб. Ун-та. 1996. – Т. 1: Общ. Ч. – с.341.

[9] См: Прокопенко В.І. Трудове право. – К.: Вентурі, 1996. – с. 84.

[10] См: Венедиктов А. В. Государственные юридические лица в СССР // Советское государство и право. — 1940. — № 10. — С. 63—66.

[11] См: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. — М., 1998. — С. 63.

[12] См: Трудове право України: Навч. посібник для студ. юрид. спеціаль­ностей вищих навчальних закладів / Пилипенко П. Д., Бурак В. Я., Козак 3. Я. та ін.; За ред. П. Д. Пилипенка. — К.: Видавничий Дім «Ін Юре», 2003. — с. 81.

[13] См: Пилипенко. Пробле­ми теорії трудового права.— Львів, 1999.— с. 182.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!