Мотивы и сознание

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,89 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мотивы и сознание

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ: ПСИХОЛОГИЯ

МОТИВЫ И СОЗНАНИЕ.

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОТИВОВ.






                                                                        Выполнила:

                                                               

                                                                        Проверила:









Содержание

Введение

Глава 1. Мотивы и сознание в психологии.

          1.1 Психология мотивации.

          1.2 Категория сознания в психологической науке.

Глава 2. Смыслообразующая функция мотива.

           2.1 Смыслообразующая функция мотива.

           2.2 Изучение и формирование мотивации у школьников.

Заключение

Литература

Введение

   Тема работы довольно актуальна, поскольку для психологии важно исследовать внутренние побудительные причины поведения человека. Проблема мотивации человека довольно хорошо освещена в работах как зарубежных, так и отечественных психологов. Мы будем опираться на работы как тех, так и других. Например, при освещении вопроса о мотивации будет приведена точка зрения А.Маслоу, а при раскрытии вопроса о смыслообразовании упор будет сделан на работы нашего психолога Леонтьева А.Н.

   Предмет исследования можно определить как изучение мотивации и сознания, объект – как смыслообразующую функцию мотивов.

   Целью нашей работы является рассмотрение мотивов и сознания, их взаимосвязи, в т.ч. посредством смыслообразующей функции мотивов. Задачи, которые мы ставим перед собой, заключаются в том, чтобы, идя от общего к частному,  достичь цели. От общего в данном случае означает, что сначала будет сформировано представление о психологическом понимании мотивов и сознания, затем выявлена смыслообразующая функция мотивов, и в последнюю очередь – приведено описание методики изучения и коррекции мотивов у школьников.

   Как видно из плана работы, она по структуре представляет собой труд в двух главах, имеющий введение, заключительную часть и список привлеченной литературы. Каждая глава включает по два параграфа. В первом параграфе освещается понятие и проблематика мотивов, во втором – вопросы сознания, в первом параграфе второй главы изложено учение о смыслообразующей функции мотивов и, наконец, последний параграф содержит методические данные.

Глава 1. Мотивы и сознание в психологии.

1.1 Психология мотивации.

   Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа.[1]

   Понятие «мотив» в данном случае включает такие понятия, как потреб­ность, побуждение, влечение, склон­ность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках значения этих терминов указывают на «динамиче­ский» момент направленности дей­ствия на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы раз­нообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно пред­положить, что мотив задается таким целевым состоянием отношения «ин­дивид—среда», которое само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворитель­нее наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд следствий об употребле­нии понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении поведения или, по меньшей мере, вычленить некоторые основные проблемы психологического исследования мотивации.

   Если пони­мать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения «инди­вид—среда», то, исходя из этого, можно наметить основные проблемы психологии мотивации.

1. Существует столько различных мотивов, сколько существует содер­жательно эквивалентных классов от­ношений   «индивид—среда».  

2. Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные дис­позиции. Необходимо выяснить на ос­новании каких возможностей и акти­вирующих воздействий среды возни­кают индивидуальные различия в мо­тивах, а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения мотивов.

3. Люди различаются по индивиду­альным проявлениям (характеру и си­ле) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае перед нами встают проблемы измерения мотивов.

4. Поведение человека в опреде­ленный момент времени мотивирует­ся не любыми или всеми возможными его мотивами, а тем из самых высо­ких мотивов в иерархии (т. е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с пер­спективой достижения соответству­ющего целевого состояния или, на­оборот, достижение которого постав­лено под сомнение.

5. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведе­ния, до тех пор, пока либо не достигнется целевое состояние соответству­ющего отношения «индивид—среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия ситу­ации, либо целевое состояние не пе­рестанет угрожающе отдаляться, ли­бо изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущ­ным, в результате чего последний активируется и становится доминиру­ющим. Действие, как и мотив, неред­ко прерывается до достижения жела­емого состояния или распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой выделения в потоке поведения ча­стей действия, т. е. с проблемой сме­ны мотивации, возобновления или последействия уже имевшей место мотивации.

6. Мотивация объясняет целе­направленность действия. В этом слу­чае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправлен­ности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного кон­фликта между различными целями.

7. Мотивация, безусловно, не явля­ется единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных про­цессов, осуществляющих функцию са­морегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. Так, вна­чале работает процесс взвешивания возможных исходов действия, оцени­вания их последствий. В данном слу­чае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотива­ции через гипотетические промежу­точные процессы саморегуляции, ха­рактеризующие отдельные фазы про­текания действия.

8. Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мо­тива, однако ее не следует смеши­вать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных функци­ональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведе­ния знаний, речи или моторной актив­ности, а они обладают собственным накопленным в ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, зна­ний), которыми психология мотивации не занимается, принимая их как дан­ное. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использова­ны различные функциональные спо­собности. Мотивацией также объясня­ется выбор между различными воз­можными действиями, между различ­ными вариантами восприятия и воз­можными содержаниями мышления, кроме того, ею объясняется интенсив­ность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с проблемой многооб­разия влияний мотивации на наблю­даемое поведение и его результаты.  Таковы кратко восемь узловых проблем, распутать которые пытается психология мотивации.[2]   

 Теперь кратко рассмотрим человеческую мотивацию с точки зрения видного американского психолога Абрахама Маслоу. Он описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовлетворены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побудительных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в порядке их доминирования или необходимости:

1) физиологические;

2) безопасность и защита;

3) принадлежность и любовь;

4) самоуважение;

5) самоактуализация.[3]

   Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности: в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне, защите от экстремальных температур и в сенсорной стимуляции. Эти физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Потребности поддержания жизни являются решающими для понимания поведения человека. Разрушительное воздействие, которое оказывает на поведение недостаток пищи или воды, описано в многочисленных экспериментах и автобиографиях.

    Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями безопасности и защиты. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании.
   Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности принадлежности и любви. Эти потребности начинают действовать, когда физиологические потребности и потребности безопасности и защиты удовлетворены. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, в своей семье и/или в группе. Групповая принадлежность становится доминирующей целью для человека. Следовательно, человек будет остро чувствовать муки одиночества, общественного остракизма, отсутствия дружбы и отверженности, особенно когда они вызваны отсутствием друзей и любимых.

  Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два основных типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность, достижения, независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

  Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что вы полезны и необходимы в мире. Напротив, фрустрация этих потребностей приводит к чувству неполноценности, бессмысленности, слабости, пассивности и зависимости. Это негативное самовосприятие, в свою очередь, может вызвать существенные трудности, чувство пустоты и беспомощности в столкновении с жизненными требованиями и низкую оценку себя по сравнению с другими. Дети, чья потребность в уважении и признании отрицается, особенно склонны низко оценивать себя .

   И наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выступают потребности самоактуализации. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Короче, самоактуализироваться — значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».[4]

   Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Именно на этом высшем уровне иерархии потребностей люди сильнее всего отличаются друг от друга.

 




1.2 Категория сознания в психологической науке.

    Мотивы неотделимы от сознания. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оцени­вает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, кото­рая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив — как побуждение — это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться. Поэтому никак не приходится превра­щать мотивы в некое абсолютное начало.[5]

   Прежде чем рассмотреть взаимосвязь мотивов и сознания, охарактеризуем категорию самого    сознания в психологической науке. Большинство понятий, существующих в психологии, прямо или косвенно связано с категорией сознания. Например: ассоциативность, воля, мышление, внимание, самоконтроль, воображение, память и т. д. Тем не менее, эта ключевая категория до сих пор остается проблемой и не имеет однозначного решения. Сам факт противоречивости существующих определений категории сознания говорит о чрезвычайной сложности вопроса.[6]

  Сознание есть высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку, как общественно-историческому существу. Следует отдать должное современным психологическим наукам, в которых тщательно изучаются параметры и характеристики, присущие сознанию: уровни ясности, направленность на предмет (интенция), непрерывность потока, активность, самонаблюдение ("рефлексия") - но, к сожалению, отрицается существование объема и емкости.[7]  

  В советской психологии существовало понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью. Сущность сознания как высшей формы психического отражения принято было видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникающий в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривалось как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления.

   Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое "я" от внешних вещей, а свойства вещей — от них самих, способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее, в определенной системе отношений с другими людьми, способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями, отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях, знает особенности своей индивидуальности и личности, способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия.[8]

   Рассмотрим характеристики сознания более подробно. Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

   Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.[9]

  Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, можно сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.

   Мысленное представление и воображение действительности — вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

  Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представления не всегда находятся под сознательным волевым контролем, и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознанием в том случае, если они представляют собой "поток сознания" — спонтанное течение мыслей, образов, ассоциаций. Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании — промежуточном психическом состоянии между бессознательным и сознанием. Иными словами, сознание почти всегда связано с волевым контролем со стороны человека его собственной психики и поведения.

   Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредоточивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т. п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.   Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них — осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

  Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений. Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий, которые содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов.[10]

   Третья характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях, сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире.

   Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схема — определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории.[11]

   Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщенное отражение окружающей действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Поэтому, очевидно: без языка и речи сознание человека немыслимо.   Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов. Значения слов называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребительных и толковых словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.  Смысл слова — та часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова кроме ассоциированной с ним части значения связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

   Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.















Глава 2. Смыслообразующая функция мотива.

2.1 Смыслообразующая функция мотива.

   Мотивы человеческой деятельности выполняют двоякую функцию. Эта двоякая функция состоит в том, что мотивы — это есть то объективное, что побуждает и направляет на себя деятельность, и в этом заключается побудительная функция мотивов. Но вместе с этим открывается и другая сторона, другая функция. И эта функция заключается в том, что цели, на которые направляются действия, соответственно, содержание этих действий, приобретают то или другое значение для самого субъекта, для самого человека, в зависимости от того, каков мотив той деятельности, в которую отдельное действие, их цепочки, их сложные иерархии, операции, с помощью которых они выполняются, входят. Эту особую функцию А.Н.Леонтьев
 предложил назвать функцией смыслообразования.

    Под смыслообразованием понимается придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла.[12] То есть не того, что собой данная цель, данное действие представляет объективно, а то, что они значат для  субъекта. Ведь описание всякого действия, описание всякой цели может вестись с двух позиций или с двух планов, на двух уровнях.  В плане объективном — на уровне объективного описания. Но есть и другой план, утаенный, скрывающийся от объективного описания. Что это для самого субъекта? Вот на этот-то вопрос и отвечает указание на побуждение, на мотив действий, то есть на мотив деятельности, которая реализуется в действиях. Мы говорим — человек движим познавательным мотивом. Значит, его деятельность какая познавательная. Мы можем сказать — это только так кажется. Для него это вовсе не познавательный мотив, а какой-то другой, познавательному мотиву посторонний. Ну, скажем, продвижение в степени удовлетворения своих материальных потребностей, жадность — мало ли какие можно представить себе возможности. Варианты бывают самые разные.

    Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Вот откуда рождается смыслообразующая функция мотивов. Вот что такое смыслообразующая функция мотивов.

   Есть мотивы не осознаваемые, есть мотивы, которые могут быть осознаны путем своеобразной работы, наконец, мотивы, проспективно сознаваемые, которые по своему происхождению состоят в том, что они суть мотивы, которые выступают прежде в виде целей, приобретающих самостоятельную побудительную силу.

   Мотивы могут актуально не осознаваться. «Актуально» —  это значит — в тот момент, когда происходит, сейчас. Если мы расчленим мотивы на актуально сознаваемые и актуально не осознаваемые, то мы получим такое деление: огромный класс актуально не осознаваемых мотивов — большинство — и узкий круг актуально сознаваемых мотивов. Если вы внимательны по отношению к собственным действиям, то вы, вероятно, обратили внимание на то, что на вопрос о том, ради чего вы совершаете то или другое действие, вы сразу же испытываете затруднение: по крайней мере, вам нужно либо дать мотивировку, то есть открыть значение вашего акта, объективное значение, либо пойти по другому пути. Дать себе отчет в этом действительном побуждении — сразу это, может, и не удастся. Для этого, может быть, нужно какое-то дополнительное условие. Бывает иначе, когда актуально осознается мотив действия. Он осознан, и все остальное является заранее осознанным. Это относительно малая часть наших действий.

   Даже когда мотивы не сознаются, т.е. когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его совершать те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но в особой форме - в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска (ее интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика) выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно "метятся" эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.

   Такое раздвоение возникает вследствие того, что деятельность необходимо становится полимотивированной, т.е. одновременно отвечающей двум или нескольким мотивам. Ведь действия человека объективно всегда реализуют некоторую совокупность отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу, к самому себе. Так, трудовая деятельность общественно мотивирована, но она управляется также такими мотивами, как, скажем, материальное вознаграждение. Оба эти мотива хотя и сосуществуют, но лежат как бы в разных плоскостях.

   Человек иногда рассуждает с другими, мотивируя свои поступки тем, что он ориентируется на выгодность какого-нибудь занятия. Потом оказывается, что он лишается этого занятия. И вдруг выясняется, что он лишается важнейшего содержания своей жизни! И обнаруживается, что мотивы-то были гораздо более высокого уровня, чем он сам это понимал. Он понял это ретроспективно.

   Бывает, и наоборот, человек обретает себя. И бывают такие жизненные ситуации, когда человек расцветает, что называется, как личность. Вследствие чего? Оказывается, что занятие-то найденное отвечает ему в высшей степени. Подчиненным, малозначимым каким-то побуждениям? Нет, наоборот. Самым высоким.[13]  

   Одно из происхождений мотивов есть приобретение целью сознательной побудительной и смыслообразующей функции. И если цель — всегда сознательное образование — становится мотивом, то, естественно, мотив это какой? Сознаваемый и актуально и потенциально сознаваемый. Это логический вывод. Значит, самое интересное — это смыслообразование, то есть, вернее, превращение цели в мотивы, которое вовсе не всегда, но происходит. Не всякая цель способна стать мотивом. Приобрести значение мотива. Но некоторые цели это значение приобретают. Сначала человек осуществляет действия ради чего-то, ради какого-то мотива, затем сами эти цели или сама эта генеральная, генерализованная, обобщенная цель превращается в мотив действия.

    Что такое осознание мотивов? Их возвышение, а не подавление!  Что выше — мотивы неосознаваемые или сознаваемые? Сознаваемые. Значит, не против развития мотивационной сферы работает, собственно говоря, сознание. А куда? В сторону развития, расширения, совершенствования. Значит, выходит, глубинная психология устремляет свой взор в глубину, назад, в эволюцию.[14] 

   Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; называются их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, - лишены смыслообразующей функции. Их условно называют  мотивами-стимулами.

   Распределение функций смыслообразования и только побуждения между мотивами одной и той же деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности: отношения иерархии мотивов. Иерархия эта отнюдь не строится по шкале их близости к витальным (биологическим) потребностям, подобно тому, как это представляет себе, например, Маслоу: в основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостазис; выше - мотивы самосохранения; далее - уверенность, престижность; наконец, на самой вершине иерархии - мотивы познавательные и эстетические. Главная проблема, которая здесь возникает, заключается не в том, насколько правильна данная (или другая, подобная ей) шкала, а в том, правомерен ли самый принцип такого шкалирования мотивов. Дело в том, что ни степень близости к биологическим потребностям, ни степень побудительности и аффектогенности тех или иных мотивов еще не определяют иерархических отношений между ними. Эти отношения определяются складывающимися связями деятельности субъекта, их опосредствованиями и поэтому являются релятивными. Это относится и к главному соотношению - к соотношению смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. В структуре одной деятельности данный мотив может выполнять функцию смыслообразования, в другой - функцию дополнительной стимуляции. Однако смыслообразующие мотивы всегда занимают более высокое иерархическое место, даже если они не обладают прямой аффектогенностью. Являясь ведущими в жизни личности, для самого субъекта они могут оставаться "за занавесом" - и со стороны сознания, и со стороны своей непосредственной аффективности.[15]

   Факт существования актуально несознаваемых мотивов вовсе не выражает собой особого начала, таящегося в глубинах психики. Несознаваемые мотивы имеют ту же детерминацию, что и всякое психическое отражение: реальное бытие, деятельность человека в объективном мире. Несознаваемое и сознаваемое не противостоят друг другу; это лишь разные формы и уровни психического отражения, находящегося в строгой соотнесенности с тем местом, которое занимает отражаемое в структуре деятельности, в движении ее системы. Если цели и отвечающие им действия необходимо сознаются, то иначе обстоит дело с осознанием их мотива - того, ради чего ставятся и достигаются данные цели.

   Предметное содержание мотивов всегда, конечно, так или иначе воспринимается, представляется. В этом отношении объект, побуждающий действовать, и объект, выступающий в качестве орудия или преграды, так сказать, равноправны. Другое дело - осознание объекта в качестве мотива. Парадокс состоит в том, что мотивы открываются сознанию только объективно, путем анализа деятельности, ее динамики. Субъективно же они выступают только в своем косвенном выражении - в форме переживания желания, хотения, стремления к цели. Субъективно выражающийся же в этих внутренних сигналах мотив прямо в них не содержится. Это и создает впечатление, что они возникают эндогенно и что именно они являются силами, движущими поведением.

   Осознание мотивов есть явление вторичное, возникающее только на уровне личности и постоянно воспроизводящееся по ходу ее развития. Для совсем маленьких детей этой задачи просто не существует. Даже на этапе перехода к школьному возрасту, когда у ребенка появляется стремление пойти в школу, подлинный мотив, лежащий за этим стремлением, скрыт от него, хотя он и не затрудняется в мотивировках, обычно воспроизводящих знаемое им. Выяснить этот подлинный мотив можно только объективно, "со стороны", изучая, например, игры детей "в ученика", так как в ролевой игре легко обнажается личностный смысл игровых действий и, соответственно, их мотив. Для осознания действительных мотивов своей деятельности субъект тоже вынужден идти по "обходному пути", с той, однако, разницей, что на этом пути его ориентируют сигналы-переживания, эмоциональные "метки" событий.



















2.2 Изучение и формирование мотивации у школьников.

   Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. В реальной работе учителя изучение и формирование мотивации неразрывно связаны. Формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником. Изучение и формирование мотивов учения должны иметь объективный характер с одной стороны и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика обстановке с другой.

    Учителю при изучении личности ученика в условиях учебной деятельности необходимо выявить взаимосвязь трех основных личностных характеристик, которые обеспечивают успешность его учебно-познавательной деятельности. В качестве таких личностных характеристик можно выделить:

·   отношение к предмету, содержанию, процессу, результату учебно-познавательной деятельности, выражающееся в мотивации учения;

·   характер взаимоотношений ученика с участниками учебного процесса, который проявляется в эмоционально-оценочных отношениях ученика и учителя друг к другу; учащиеся между собой;

·   способности саморегуляции учебных действий, состояний и отношений как показатель развития самосознания.

   Рассмотрим методику, позволяющую выявить доминирующий мотив учения. На уроке ученикам предлагается самостоятельно выполнить по выбору задания, различающиеся по:

· сложности и характеру деятельности (творческая или репродуктивная);

· практической или теоретической направленности познавательной деятельности;

· характеру выполнения заданий (индивидуальное или групповое).

 Одновременно каждый ученик получает листок, в котором обозначены позиции, отражающие причину выбора учеником того или иного задания.

  Желание себя испытать.

  Лучше узнать свои возможности в данном предмете.

  Интерес к предмету.

  Желание как можно больше узнать из данной области науки.

  Полезно, пригодиться в будущей работе.

  Этот предмет и знания по нему необходимы для дальнейшего образования.

  Уверенность в успехе по данному предмету.

  Легко учиться.

  Желание преодолеть трудности.

  Интересно общаться с товарищами на уроках по данному предмету.

  Желание иметь авторитет среди товарищей, так как этот предмет престижен в данном учебном коллективе.

  Нравиться учиться.

  Желание быть знающим и образованным человеком, интересным для друзей.

  Желание быть готовым к самостоятельной жизни.

  Желание быть духовно богатым, культурным и полезным для общества.

  Чтобы не ругали родители, учителя, это неприятно.

Результаты обследования учитель заносит в таблицу и выделяет доминирующий мотив по оценке самого ученика. Все мотивы можно распределить по основным направлениям:

1.Самоопределения

2.Позновательные

3.Узкопрактические

4.Саморазвития

5.Общение с учителем

6.Общение со сверстниками

7.Самоутверждание

8.Избежание неприятностей[16]

  Выбор учениками мотивов отражает разный подход к получению знаний по данному предмету и связан с интересами и целями ученика в настоящем или будущем; жизненными планами; сложившимися ценностями.

  Анализ мотивов, выбранных учеником, позволит учителю распределить учащихся на 3 группы. Первая группа включает учеников, воспринимающих учебу с позиции настоящей необходимости. Вторая группа учеников отражает мнение, что побудительная сила настоящего и будущего одинакова. Третья группа учащихся подчиняет свои учебные интересы только целям будущего, воспринимая учебу в школе как "временную" жизнь, имеющую для них ограниченную и вынужденную ценность. Выбор мотивов саморазвития связан со стремлением ученика расширить кругозор в области предметных и межпредметных знаний, пополнить их за счет внеучебной программы. Это продиктовано прежде всего потребностью в более сложной по содержанию учебно-познавательной деятельности, в самосовершенствовании своей личности в целом. Выбор мотивов самоутверждения связан с желанием ученика изменить мнение, оценку о себе со стороны учителя, сверстников. Здесь для учителя очень важно, какой ценой, какими средствами ученик хочет этого добиться: за счет большой напряженной умственной работы, больших затрат времени, своих волевых усилий или за счет списывания у товарищей, "выбиванием" оценки, юмором и шуткой на уроке, своей оригинальностью или другими приемами. Познавательная мотивация учащихся, как правило, характеризуется направленностью на самообразование по данному учебному предмету. В этом случае ученик придает большое значение содержательной стороне преподавания, а следовательно и личности учителя, общению с ним. Мотивы общения со сверстниками связанны с общим эмоционально-интеллектуальным фоном в учебном коллективе и престижностью знаний знающего ученика. Выбор этих мотивов является в классе показателем внутриколлективных интересов у учеников, связанных с познавательной сферой деятельности. А в свою очередь характеризует таких учеников как заинтересованных в учебных успехах одноклассников, готовых всегда оказать помощь, включиться в сотрудничество, в совместную коллективную учебно-познавательную деятельность.[17]

   Формирования мотивации  на уроке складывается из следующих этапов:

1. Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"), усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"), усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы),  к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы). Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).

3. Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной. На уроках усвоения нового материала эти выводы могут касаться степени освоения новых знаний и умений.

  Чтобы построить психологически грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.







Заключение

   Как нами было установлено, мотив это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

   Мотивы неотделимы от сознания. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оцени­вает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, кото­рая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. 

   Есть мотивы не осознаваемые, есть мотивы, которые могут быть осознаны путем своеобразной работы, мотивы, проспективно сознаваемые, которые по своему происхождению состоят в том, что они суть мотивы, которые выступают прежде в виде целей, приобретающих самостоятельную побудительную силу.

  Мотивы, побуждающие деятельность,  придающие ей личностный смысл; называются их смыслообразующими мотивами. Помимо объективного значения, явления для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности. Отсюда рождается смыслообразующая функция мотивов.



Литература

1. Абрахам Г. Маслоу Теория человеческой мотивации М., 2002;

2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996;

3. Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.

4. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические произведения. В 2-х т. М., 1979.

5. Выготский Л. С. Собр. соч.. В 6-ти т. М., 1982.

6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972;

7. Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии, М., 1980;

8. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида, М., 1999;

10. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983;

11. Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, 2000;

12. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994;

13. Психология личности: тексты. М., 1982;

14. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: 1998;

15. Психологические проблемы социальной регуляции поведения, - М., 1976;

16. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии, СПб, 1999;

17. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989

18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991.

19. Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. — М.,  1985.


[1] Басов М. Я. Избранные психологические произведения. М., 1975, стр. 135

[2] Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, 2000, стр. 245

[3] Абрахам Г. Маслоу Теория человеческой мотивации М., 2002, стр. 25

[4] Абрахам Г. Маслоу Теория человеческой мотивации М., 2002, стр. 57

[5] Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии, СПб, 1999

[6] Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. — М.,  1985

[7] Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989

[8] Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии, М., 1980

[9] Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии, М., 1980

[10] Психология личности: тексты. М., 1982

[11] Маклаков А.Г. Общая психология, СПб, 2000

[12] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972

[13] Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии, М., 1980

[14] там же, стр 76

[15] Леонтьев А.Н.  Лекции по общей психологии, М., 1980, стр. 83

[16] Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983

[17] Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!