Готовность детей с ЗПР к обучению

  • Вид работы:
    Другое
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,44 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Готовность детей с ЗПР к обучению

Готовность детей с задержкой психического развития к началу систематического обучения

Оглавление.

 

Введение........................................................................................................... 2

1. Проблема подготовки детей к школьному обучению................................. 4

2. Проблема подготовки детей с задержкой психического развития к началу систематического обучения............................................................................ 9

Заключение..................................................................................................... 13

Список литературы........................................................................................ 15


Введение.



Тема реферата «Готовность детей с задержкой психического развития к началу систематического обучения» является крайне актуальной на сегодняшний день.

В системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М.М. Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г. Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа[1].

Основной контингент стойко неуспевающих учеников общеобразовательных школ, по данным, полученным за последние 30 лет сотрудниками Института дефектологии АПН СССР (в настоящее время Институт коррекционной педагогики РАО РФ) (Т.А. Власова, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, И.Ф. Марковская, М.Н. Фишман и др.), составляют дети с задержкой психического развития. Понятия задержка психического развития (ЗПР) и школьная неуспеваемость неоднозначны, однако эти проблемы связаны между собой и, как правило, рассматриваются в ряду актуальных вопросов общей и специальной педагогики, психологии, психиатрии и невропатологии детей школьного возраста.

Создание условий систематического обучения, адекватных потребностям детей с ЗПР, может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении.

Изолированность системы специального образования приводит к тому, что ребенок с ЗПР оказывается исключенным из многих социальных связей. Дети лишаются информации, доступной их сверстникам, они не умеют вступать в равноправные отношения с разными людьми. У них нет возможности для освоения разных социальных ролей, способов сотрудничества с разными людьми. В результате этого затрудняется их бесконфликтное включение в социум.

Принимая во внимание многообразие социального заказа, который исходит из желания родителей и возможностей детей с ЗПР, при отсутствии необходимых видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства, необходимо понимать актуальность подготовки таких детей к систематизированному обучению.

Цель реферата: рассмотреть готовность детей с задержкой психического развития к началу систематического обучения.

Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы. Названия разделов отражают их содержание.

1. Проблема подготовки детей к школьному обучению.



Гармоничное образование - один из объективных законов воспитания. Преемственность - составная его часть. Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема психологической готовности детей к школе, и применения методик и средств психокоррекции при необходимости.

Данным проблемам в воспитании, обучении, образовании посвящено значительное число исследований. Многие работы отражают проблему психологической готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по направлению гармонического развития школьников (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Л.И. Божович, Л.С. Славина и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах общеобразовательной школы (Е.А. Бугрименко, Р.Л. Березина, Т.Д. Рихтерман, О.Я. Боровая и др.).

В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране гуманистической концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В практику входят новые программы по дошкольному воспитанию, подготовке к школе и обучению детей (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко- "Развитие"; К.В. Тарасова - "Одаренный ребенок", Т.Н. Дронова- "Радуга"; В.И. Логинова, Т.И. Бабаева- "Детство" и др.)[2].

Сегодня технология обучения достигла такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от возраста. Поэтому сейчас практических работников ДОУ и начальной школы волнует не столько проблема целей и содержания, методов и средств, сколько определение того возрасте ребенка, в котором реализуется готовность к получению нового знания. Это породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения детей указанных возрастов, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка и фактической ориентации на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое проскакивание отдельных стадий детского развития (Н.Ф. Виноградова).

Важнейшей задачей системы дошкольного воспитания является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Готовность ребёнка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком. [3] 

Подготовка детей к школе – это многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т. е. психологическая готовность к школьному обучению.

Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?

1. Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса;

2. Слабое развитие связной речи и умственных способностей, неумение задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное;

3. Мало инициативы, тяготение к шаблонным действиям и решениям, затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач[4].

Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на две группы: органические (отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.

Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребёнок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий.

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. [5]

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления и речи. В игре развивается процесс замещения, с которым ребёнок встретится в школе при изучении математики, языка. Ребёнок, играя, учится планировать свои действия, и это умение поможет ему в будущем перейти к планированию учебной деятельности.

Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. [6]

Психологические предпосылки включения ребёнка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада.

Помимо психологической готовности, дошкольнику необходим известный запас сведений об окружающем мире о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде, о началах моральных норм поведения.

 

2. Проблема подготовки детей с задержкой психического развития к началу систематического обучения.




Поступающим в школу детям с ЗПР присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умений, навыков и знаний. В связи с этим дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладевать счетом, чтением, письмом. Им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности. Испытываемые ими трудности усугубляются ослабленным состоянием их нервной системы. Дети быстро утомляются, работоспособность их падает, а иногда они просто перестают выполнять начатую деятельность.

В отличие от умственно отсталых детей, дошкольники с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов, однако их сенсорный опыт долго не закрепляется и не обобщается в слове.

Особые трудности дети испытывают при овладении представлениями о величине, не выделяют и не обозначают отдельные параметры величины (длина, ширина, высота, толщина). Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что находит отражение в проблемах, связанных с изодеятельностью.

Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать некоторые затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.

Названные выше недостатки ориентировочно-исследовательской деятельности касаются и тактильно-двигательного восприятия, которое обогащает чувственный опыт ребенка и позволяет ему получить сведения о таких свойствах предмета, как температура, фактура материала, некоторые свойства поверхности, форма, величина. Затруднен процесс узнавания предметов на ощупь. Прежде всего это проявляется в том, что дети не воспринимают с достаточной полнотой преподносимый им учебный материал. Многое воспринимается ими неправильно.

У всех детей с ЗПР наблюдаются и недостатки памяти, причем эти недостатки касаются всех видов запоминания: непроизвольного и произвольного, кратковременного и долговременного. Они распространяются на запоминание как наглядного, так и (особенно) словесного материала, что не может не сказаться на успеваемости. При правильном подходе к обучению дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания[8].

Значительное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии их мыслительной деятельности. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере интеллектуальными операциями, являющимися необходимыми компонентами мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании. После получения помощи дети рассматриваемой группы оказываются в состоянии выполнять предложенные им разнообразные задания на близком к норме уровне, этим они отличаются от умственно отсталых детей.

Отличается от нормы и речь детей с ЗПР. Многим из них присущи дефекты произношения, что приводит к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом. Дети имеют бедный словарный запас. Выражаемые имеющимися в словаре понятия часто неполноценны - сужены, неточны, иногда ошибочны. Это затрудняет понимание речи окружающих людей. Дети рассматриваемой группы плохо овладевают грамматическими обобщениями, поэтому в их речи встречаются неправильные грамматические конструкции. Ряд грамматических категорий ими вообще не используется в речи. Дети испытывают трудности в понимании и употреблении сложных логикограмматических конструкций и некоторых частей речи.

Значительным своеобразием отличается поведение этих детей. После поступления в школу они продолжают вести себя, как дошкольники. Ведущей деятельностью остается игра. У детей не наблюдается положительного отношения к школе. Учебная мотивация отсутствует или крайне слабо выражена.

При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

Для овладения математикой по школьной программе ребенок уже до школы должен приобрести практические знания о количестве, величине, форме предметов. Ребенку надо уметь практически оперировать небольшими множествами (сравнивать, уравнивать, уменьшать и увеличивать), сравнивать предметы по некоторым параметрам (длине, ширине, тяжести и др.), применять условную мерку при измерении длины и ширины предметов, объемов жидких и сыпучих тел и т.д. Всему этому детей специально учат в детском саду. В других случаях они приобретают эти знания и навыки на основе общения с окружающими.

Дети с задержкой психического развития обладают значительно меньшим запасом элементарных практических знаний и умений, чем их нормально развивающиеся сверстники[9].

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать указанные отклонения в их развитии.

Заключение.


В  течение последних лет в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу (или просто поступление в школу при условии воспитания в семье) и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Значение степени подготовленности, или так называемой "школьной зрелости" трудно переоценить на данном этапе развития общества, когда все большую актуальность приобретают тезисы о системе непрерывного образования и воспитания человека, когда именно подготовка детей, ее эффективность определяет успешность дальнейшего развития личности, повышение уровня обучения и благоприятное  профессиональное становление.

Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И.Божович, Э.А.Лиштованная, А.А.Люблинская) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Однако, все чаще педагоги-практики (Н.К.Абраменко, Л.И.Божович, К.А.Климова и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на  этапе школьного обучения. Детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью ученика.

Особенно это актуально для детей с ЗПР. На фоне отстающего психического развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность, неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети с ЗПР испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости.

Этим объясняется отчетливо проявившееся стремление к более глубокому изучению социально-личностной готовности ребенка с ЗПР к началу систематизированного обучения.

Научные данные и практика воспитания дошкольников С ЗПР свидетельствует о том, что одной из причин недостаточной социально-личностной готовности ребенка к школе является отсутствие у детей навыков культуры поведения, неполное владение детьми знаниями о нормах и правилах общения, а следовательно - отсутствие сознательного руководства этими правилами в повседневной жизни. Готовность дошкольника в личностном плане к принятию качественно новой позиции в системе отношений с окружающими способствует созданию эмоционально положительного климата в классе, отношения к учителю, как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения[10].

Важная роль в этом процессе принадлежит воспитателю. Владение педагогом культурой общения, понимание и осуществление целенаправленной работы по данному вопросу обуславливает успешность овладения ребенком с ЗПР социальными отношениями.

2. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми. – Избранные психологические произведения. – М., 1975

3. Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984

4. Власова ТА., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.-1967

5. Гаврилушкина О.П. , Соколов Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1986

6. Горинова З.В., Егорова Т.В. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Балашов: Изд-во "Николаев", 2002. - 84 с.

7. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.

8. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка / Избранные психологические труды в 2-х томах. - М. -1986

9. Фадина Г.Ф. Интеллектуально-эмоциональная готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Балашов: Изд-во "Николаев", 2003. - 52с.

10. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979


[1] Фадина Г.Ф. Интеллектуально-эмоциональная готовность детей с задержкой психического развития к школьному обучению. Балашов: Изд-во "Николаев", 2003

[2] Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка / Избранные психологические труды в 2-х томах. - М. -1986

[3] Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г.

[4] Дети с задержкой психического развития /Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256с.

[5] Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979

[6] Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979

[7] Горинова З.В., Егорова Т.В. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Балашов: Изд-во "Николаев", 2002

[8] Гаврилушкина О.П. , Соколов Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М., Просвещение, 1986

[9] Власова ТА., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.-1967

[10] Богуш А.М. Речевая подготовка детей к школе. – Киев, 1984

Похожие работы на - Готовность детей с ЗПР к обучению

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!