Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки
Содержание:
1. Понятие и виды оснований возникновения прав на земельные участки. 2
2. Гражданин Данильчик разорял норы животных в Гожском лесничестве. В момент задержания работниками лесхоза при нём были обнаружены 2 добытые енотовидные собаки. В ходе рассмотрения данного факта также выяснилось, что Данильчик разрыл также 3 учётных барсучьих норы, но животных не добыл. Факта охоты Данильчик не признал, заявив, что у него нет ни охотничьего ружья, ни охотничьих собак.
Какие нарушения законодательства об охране и использовании животного мира имеются в действиях Данильчика?. 8
3. Правовые требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства. 9
Список использованной литературы: 11
Право землевладения означает охраняемую законом возможность фактического обладания землей. В объективном смысле под правом землевладения следует понимать правовой институт земельного права, состоящий из правовых норм, регулирующих отношения по землевладению. В субъективном смысле право землевладения - это совокупность правомочий конкретного субъекта землевладения.
Статья 10 Кодекса Республики Беларусь о земле предусматривает пожизненное наследуемое владение земельными участками гражданами Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 69 Кодекса Республики Беларусь о земле граждане Республики Беларусь имеют право на получение в пожизненное наследуемое владение земельных участков для:
• строительства и обслуживания жилого дома;
• ведения личного подсобного хозяйства;
• ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
• ведения коллективного садоводства;
• дачного строительства;
• традиционных народных промыслов;
• в случае получения по наследству или приобретения жилого дома.
Законодательством Республики Беларусь может быть предусмотрено предоставление земельного участка в пожизненное наследуемое владение и для других целей.
Земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность сельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и г.Минска), районными исполнительными и распорядительными органами в размерах:
• в городах - от 0,05 до 0,15 га;
• в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - от 0,15 до 0,25 га.
В отдельных случаях (в зависимости от местных условий и особенностей) земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома могут предоставляться гражданам в размерах: в городах - менее 0,05 га, в сельских населенных пунктах, поселках городского типа - менее 0,15 га.
Гражданам Республики Беларусь, проживающим в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, сельским (поселковым) исполнительным и распорядительным органом предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются по их желанию в частную собственность дополнительные земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства в размере до 1 га с учетом площади земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого дома. Кроме этого, гражданам Республики Беларусь для ведения личного подсобного хозяйства в зависимости от местных условий сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами могут предоставляться в аренду земельные участки в размере до 3 га. Конкретные размеры земельных участков устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей.
Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в судебном порядке.
Земельные участки гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере до 100 га сельскохозяйственных земель.
Граждане, ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, могут для производственных целей дополнительно арендовать земельные участки.
Размеры земельных участков, выделяемых в пожизненное наследуемое владение для традиционных народных промыслов, устанавливаются соответствующими исполнительными и распорядительными органами с учетом местных условий и особенностей при наличии обосновывающих материалов.
Земельные участки для ведения коллективного садоводства предоставляются гражданам Республики Беларусь в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность районными исполнительными и распорядительными органами в размере до 0,15 га на одного члена кооператива.
Земельные участки для дачного строительства могут предоставляться гражданам Республики Беларусь районным исполнительным и распорядительным органом в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь или по его поручению - Советом Министров Республики Беларусь.
Для дачного строительства гражданам Республики Беларусь предоставляются в пожизненное наследуемое владение или передаются в частную собственность земельные участки в размере до 0,15га на одного члена дачного кооператива.
Право землевладения и землепользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве. Основанием возникновения права пожизненного наследуемого владения, права пользования, передачи земель в аренду является предоставление земельных участков, которое осуществляется в порядке отвода (статья 24 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Отвод земельных участков производится на основании решений Президента, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду или собственность указывается цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков определяется Президентом Республики Беларусь.
Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком и право частной собственности на земельный участок возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право (государственный акт).
Право временного пользования земельным участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь (статья 31 Кодекса о земле).
Предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, передача земельных участков в частную собственность или изъятие земель для государственных и общественных нужд представляет собой совокупность земельно-правовых и связанных с этим административно-правовых норм, регулирующих порядок предоставления и изъятия земель, права и обязанности государственных органов в данной сфере, защиту прав землепользователей и землевладельцев.
Основным нормативным актом, регулирующим порядок предоставления земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, их передачу в частную собственность, является Кодекс Республики Беларусь о земле.
Как определяется в статье 24 Кодекса о земле, предоставление земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение и передача их в аренду (кроме случаев, предусмотренных статьей 47 Кодекса, — передача в аренду находящихся в частной собственности земельных участков, приобретенных для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков) осуществляется в порядке отвода.
Отвод — это назначение или предоставление в пользование земельного участка с указанием цели и условий решением государственного органа.
Отвод земельных участков производится на основании решений Президента, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и распорядительных органов. В решениях о предоставлении земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение, о передаче их в аренду указывается цель, для которой они отводятся или передаются, и условия отвода.
Основными юридическими действиями, которые входят в состав предоставления земельных участков, являются:
• решение Президента, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующего исполнительного и распорядительного органа;
• отвод границ этого участка в натуре (на местности);
• правовое оформление предоставления земельного участка.
Решение компетентного органа о предоставлении земельного участка землепользователю или землевладельцу является самым главным юридическим действием. Оно устанавливает целевое назначение отводимого участка, его местонахождение, размер, а также основные условия пользования и владения землей.
Законодательство определяет и органы, имеющие право предоставления земельных участков в пользование, пожизненное наследуемое владение и передачи в частную собственность. Так, в соответствии со статьей 25 Кодекса Республики Беларусь о земле сельские (поселковые) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель сельских населенных пунктов, городских, рабочих, курортных поселков.
Городские (городов областного подчинения и г. Минска) исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки из земель этих городов, а также из земель, переданных в их ведение населенных пунктов, за исключением случаев предоставления земельных участков по решению Президента Республики Беларусь или по его поручению — Советом Министров Республики Беларусь.
Районные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами:
• из земель запаса, независимо от размера земельных участков;
• из земель лесного фонда (предоставление служебных земельных наделов и земель лесного фонда для сельскохозяйственных целей);
· из земель городов районного подчинения и городских поселков, переданных в ведение районным исполнительным и распорядительным органам;
• из земель всех категорий, а также сельскохозяйственных земель, независимо от уровня их кадастровой оценки и режима лесопользования, для строительства школ, больниц, культурно-бытовых учреждений, культовых сооружений и кладбищ, для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, коллективного садоводства и огородничества и других сельскохозяйственных нужд.
Областные исполнительные и распорядительные органы предоставляют земельные участки по согласованию с районными исполнительными и распорядительными органами из земель всех категорий во всех других случаях, кроме привлеченных выше, а также в случае необоснованного отказа районного исполнительного и распорядительного органа предоставить земельные участки сельским (поселковым), городским (городов областного подчинения и г.Минска) исполнительным и распорядительным органам для строительства и обслуживания жилых домов, коллективного садоводства.
Решение исполнительного и распорядительного органа об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в вышестоящий исполнительный и распорядительный орган или в суде.
Право постоянного пользования, право пожизненного наследуемого владения земельным участком (как и право частной собственности на земельный участок) удостоверяется государственным актом.
В отдельных случаях по ходатайству землевладельца, землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган может разрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на местности) землеустроительной службой.
До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог.
Однако граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства и не получившие документы, удостоверяющие их право на земельные участки, владеют и пользуются этими земельными участками до получения документов, удостоверяющих их право на пользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками.
Право временного пользования земельным участком подтверждается удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи устанавливаются Правительством Республики Беларусь.
Право землевладения и землепользования возникает, изменяется и прекращается только по основаниям, указанным в законодательстве.
Основания прекращения права пользования и права пожизненного наследуемого владения земельным участком (его частью), права собственности граждан и юридических лиц на земельный участок установлены в статьях 49 и 51 Кодекса Республики Беларусь о земле.
В соответствии со статьей 30 Кодекса о земле основанием возникновения права на земельный участок (право пользования, право пожизненного наследуемого владения и право частной собственности на земельный участок) возникает с момента получения документов, удостоверяющих это право. Таким документом является государственный акт. Право временного пользования земельным участком удостоверяется удостоверением на право временного пользования землей. Формы государственного акта и удостоверения на право временного пользования землей, порядок их выдачи установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 1999г. №2012 «О государственном акте на земельный участок и удостоверении на право временного пользования земельным участком» (с изменениями и дополнениями от 28 февраля 2002 г.).
В отдельных случаях по ходатайству землевладельца, землепользователя соответствующий исполнительный и распорядительный орган может разрешить использование этих земельных участков до выдачи указанного документа при условии определения границ земельного участка в натуре (на местности). До получения документа, удостоверяющего право частной собственности на земельный участок, собственнику земельного участка запрещается отчуждать его, сдавать в аренду или в залог.
Граждане Республики Беларусь, имеющие земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, предоставленные им до принятия Кодекса о земле 1999 г. и не получившие документов, удостоверяющих их право на земельные участки, владеют и пользуются этими земельными участками до получения документов, удостоверяющих право на пользование, право на пожизненное наследуемое владение этими участками.
В Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. №1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь" в ст. 26.4. говорится, что собирать яйца и разорять гнезда диких птиц, разрушать бобровые плотины и хатки, норы диких животных, за исключением проведения установленных специальных мер по уничтожению нор лисицы и енотовидной собаки в очагах бешенства;
Гражданин Данильчик разорял норы животных и имел при себе незаконно добытую продукцию – две енотовидные собаки, следовательно, на основании ст. 43 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. №1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь" он обязан возместить 15 минимальных заработных плат за каждую незаконно добытую особь.
Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» определяет правовые основы обращения с отходами и направлен на уменьшение объемов образования отходов и предотвращение их вредного воздействия на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, находящееся в собственности государства, имущество юридических и физических лиц, а также на максимальное вовлечение отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья.
В Законе Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» в ст. 18 ч.1,2 определяются требования к обращению с отходами производства:
Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства.
Порядок разработки, согласования и утверждения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями инструкций по обращению с отходами производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
В соответствии со статьёй 33 Закона РБ «Об обращении с отходами» нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или его территориальными органами.
Республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, вправе устанавливать для подчиненных (подведомственных) им или входящих в их состав организаций отраслевые нормативы образования отходов производства по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Порядок согласования и утверждения нормативов образования отходов производства устанавливается Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
В соответствии со статьёй 34 Закона РБ «Об обращении с отходами» определены лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства
1. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства устанавливаются в целях экономического стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства, а также определения размера платежей за размещение отходов производства.
2. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства разрабатываются в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами собственниками отходов производства либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями с учетом:
2.1. нормативов образования отходов производства;
2.2. мероприятий по предотвращению или уменьшению объемов образования отходов производства, увеличению объемов использования отходов производства;
2.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.
3. Лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства утверждаются собственникам отходов производства местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь с учетом:
3.1. мощностей объектов хранения и захоронения отходов, установленных сроков их эксплуатации и количества накопленных отходов на этих объектах;
3.2. наличия действующих на территории соответствующей административно-территориальной единицы и в Республике Беларусь объектов обезвреживания отходов и объектов по использованию отходов производства;
3.3. иных условий, установленных законодательством об обращении с отходами.
4. Порядок разработки, согласования и установления лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства определяется Советом Министров Республики Беларусь.
1. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учеб. пособие/ Д.М. Демичев.-Мн.:Ураджай, 2002.-460с.
2. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть: учебник/ Д.М. Демичев.-Мн.:Выш. шк., 2007.-494 с.
3. Станкевич, Н.Г. Земельное право Республики Беларусь: учеб. пособие.-Мн.:Амалфея, 2000.-480 с.
4. Зайчук, Г.И. Животный мир: Правовые проблемы использования и охраны/ Г.И.Зайчук.-Мн.:Тесей, 2003.-128 с.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. № 1750 "Об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории Республики Беларусь"-?
6. Об обращении с отходами: Закон Республики Беларусь, 20 июля 2007 г., № 271-З// Народная газета.- 2007 г.- № 206.- 19 октября
7. Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления: Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, 9 декабря 2008 г., № 112//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2009 г.- № 27, 8/20238, (опубликован - 2 февраля 2009 г.)