Деловая беседа как основной вид делового общения
Целью контрольной работы
является изучение этики и психологии ведения бесед и переговоров, а также
обнаружение различий бизнесменов разных стран.
Для достижения цели
контрольной работы были поставлены следующие задачи: рассмотрение основных
этапов ведения деловой беседы, а также психологически целесообразное ведение
переговоров, характерные черты народов разных стран и особенности их этикета.
1 Деловая беседа как
основной вид делового общения
1.1 Особенности ведения
деловой беседы
Деловая беседа – это
устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. В современной, более
узкой трактовке под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками,
которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и досуга для
установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки
конструктивного подхода к их решению.
Подлинное значение такого
рода делового общения в обществе в полной мере начинает осознаваться только
сейчас, в связи с переходом отечественной экономики на рыночные отношения. В
стране с каждым годом появляется всё больше и больше предприимчивых и способных
деловых людей.
1.2 Функции деловой
беседы
Деловая беседа выполняет
ряд очень важных функций [3, c.34].
К их числу следует отнести:
·
Взаимное общение
работников из одной деловой сфере.
·
Совместный поиск,
выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов.
·
Контроль и
координирование уже начатых деловых мероприятий.
·
Поддержание
деловых контактов.
·
Стимулирование
деловой активности.
Во время беседы работники
могут получить оперативную деловую информацию. Она способствует расширению
интеллектуальных возможностей и активизации коллективного разума её участников
при принятии важных управленческих решений.
1.3 Этапы проведения
беседы
Основными этапами деловой
беседы являются:
1.
Подготовительные
мероприятия
2.
Начало беседы.
3.
Информироние
присутствующих
4.
Аргументирование
выдвигаемых положений
5.
Завершение
беседы.
1.3.1 Подготовительные
мероприятия
Место деловой беседы
выбирается с учётом его влияния на ожидаемый результат. Для лиц, не работающих
в фирме, наиболее удобным местом будет служебный кабинет приглашающего или
специальная комната для гостей, оборудованная всем необходимым. Обстановка в
любом случае должна быть спокойной, уединённой, исключено неожиданное появление
посторонних, Шуи, звонки и. т. п., ибо это нервирует, но не «интимной». Во
многом её определяет даже цвет стен, освещенность, мебель и характер её
расположения.
Планирование деловой
беседы позволяет определить её конкретные задачи уже в начале подготовки к ней,
найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время его проведения.
Сбор материала для
деловой беседы - очень трудоёмкий процесс, требующий значительных затрат
времени [5, с.135]. Но это один из важнейших этапов подготовки к беседе. Он
включает в себя поиск возможных источников информации «из личных контактов,
докладов, научных исследований, публикаций).
1.3.2 Начало беседы.
Начало беседы - очень
важный этап, и поэтому не следует им пренебрегать. Задачи это этапа следующие:
·
установление
контакта с собеседником;
·
создание рабочей
атмосферы;
·
привлечение
внимания к деловому разговор.
Любая деловая беседа
начинается со вступительной части, на которую отводится до 10 – 15 % времени.
Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и
снятия напряженности. Если встреча происходит между людьми разных рангов,
инициативу должен взять на себя старший. Если между гостями и хозяевами –
представитель принимающей стороны. В последнем случае желательно предложить
прибывшим слегка подкрепить свои силы, например, выпить прохладительные
напитки.
Начальный этап беседы имеет
прежде всего психологическое значение. Собеседники обычно бывают более
внимательны в начале разговора.
1.3.3 Информирование
присутствующих
Следующим основным этапом
деловой беседы является информирование присутствующих, то есть передача
сведений, с которыми человек должен познакомить их [2, с.236]. Такая передача
должна быть точной, ясной (отсутствие двусмысленности), профессиональной и по
возможности наглядной (наглядные пособия). При этом всегда, когда это возможно,
следует сообщить присутствующим источник информации человека.
1.3.4 Аргументирование
выдвигаемых положений
После информирования
присутствующих и ответов на вопросы наступает основной этап деловой беседы –
обоснование выдвигаемых положений. На этом этапе формируется предварительное
мнение, занимаемая позиции собеседников. С помощью аргумента можно полностью
или частично изменить позицию и мнение собеседника, смягчить противоречия,
критически рассмотреть положение и факты, изложенные обоими собеседниками.
В аргументировании
выделяют две основные конструкции: доказательная аргументация, когда собеседник
хочет что-то доказать или обосновать, и контраргументная, с помощью которой
собеседник опровергает утверждениям партнёров по переговорам.
Для построения обеих
конструкций используется следующие основные методы аргументирования:
1)
Функциональный
метод – прямое обращение к собеседнику, который знакомит с фактами и
сведениями. Важную роль играют цифровые примеры.
2)
Метод
противоречия – основан на выявлении противоречий в аргументации оппонента
(оборонительный метод).
3)
Метод извлечения
выводов оснований на точной аргументации.
4)
Метод опроса –
вопросы задаются заранее людям.
5)
Метод сравнения –
при таком методе аргументирования один факт сравнивают с другим аналогичным
фактом.
1.3.5 Завершение беседы
Последний этап беседы –
её завершение. Успешно завершить беседу – это значит достигнуть заранее
намеченных целей. На последнем этапе беседы решают я следующие задачи:
·
достижение
основной цели;
·
обеспечение
благоприятной атмосферы;
·
стимулирование
собеседника к выполнению намеченных действий.
1.4 Дебюты начала беседы
Неправильными дебютами
начала беседы являются:
а)
Следует всегда
избегать извинений, проявления признаков неуверенности.
б)
Избегать
проявления неуважения и пренебрежения к партнёру.
в)
Не следует своими
первыми вопросами вынуждать собеседника, подыскивать контраргументы и занимать
оборонительную позицию
Правильными дебютами
начала беседы считаются:
а)
Снятие
напряжённости. (Например, рассказать какой-нибудь лёгкий анекдот).
б)
Метод зацепки. (Заинтересовать
собеседника в чём-либо).
2 Особенности ведения
деловых переговоров
2.1 Создание
психологического климата во время переговоров
Переговоры – это основной
способ получить от других людей то, чего мы хотим. Каждый человек хочет
участвовать в принятии решений, которые его затрагивают; всё меньше и меньше
людей соглашаются с навязанными кем-то решениями. Будь то в деловой сфере,
правительственных кругах или в семье, люди достигают большинства решений путём
переговоров.
Перед началом переговоров
надо создать благоприятный психологический климат следующим путём:
1.
Ненавязчиво
внушить партнёру сознание его собственной значимости, или авторитета фирмы,
которую он представляет.
2.
Проявлять
исключительное внимание к партнёру.
3.
Не стоит спорить,
в девяти случаях из десяти спор заканчивается ничем.
4.
Соблюдать правила
тактичных переговоров (не говорить быстро, медленно, громко; постараться найти
по каждой проблеме ключевую фигуру).
2.2 Выслушивание партнёра
как психологический приём
Слушание бывает: активное
(когда переспрашивают) и пассивное (партнёры не вдумываются в суть разговора),
эмпатическое (сопереживают друг другу).
Правила эмпатического
слушания:
1.
Готовность освободиться
от собственных переживаний и настроится на волну говорящего.
2.
Говорящий должен
почувствовать, что его не только правильно поняли, но и приняли.
3.
В тех случаях,
когда партнёр возбуждён, человеку достаточно просто поддержать его короткими
фразами: «Да, да!», кивнуть головой и повторить его последние слова.
При деловых переговорах
необходимо сконцентрировать внимание на предмете переговора, не упускать из
виду намеченную цель. Прежде всего надо обратить внимание на относящиеся к
комплексу проблем аргументы, выдвинутые партнёром при изложении его точки
зрения. Необходимо реагировать на высказывание партнера в зависимости от этой
оценки; подтверждать свою компетентность в обсуждаемых на переговорах вопросах
убедительными аргументами.
·
Если партнёр
отрицательно реагирует на предложение сотрудника данной фирмы, важно выяснит
причины такой его позиции:
-
не чувствует ли
он себя обделённым;
-
не связана ли для
него реализация вашего предложения с различными негативными моментами;
-
есть ли у него
полномочия, необходимые для принятия решений.
·
Не надо пытаться
парировать утверждения партнёра с помощью встречных утверждений. Попросить его
уточнить, почему он придерживается изложенной точки зрения.
·
Партнёр хочет
почувствовать, что на переговорах к нему относятся как к специалисту в
соответствующей области. При обращении к нему стараться особо подчеркнуть это.
·
Позаботиться о
том, чтобы партнёр мог спокойно изложить свои аргументы, возражения,
предложения.
Если переговоры, тем не
менее, зашли в тупик, положение можно поправить.
Необходимо рассмотреть проблему
с другой стороны и начать новую фазу переговоров. Использовать при этом
целесообразные формулировки, например: «Подойдём к проблеме с другой стороны…».
Ссылаться на накопленный в ходе сотрудничества опыт [4, с.56].
Своё несогласие с чужим мнением следует выражать конструктивно и
аргументировано, ни в коем случае не допуская резких выпадов и выражений,
унижающих человеческое достоинство.
2.4 Методы ведения
переговоров
Для углублённого
рассмотрения предмета необходимо широко использовать на переговорах приведённые
ниже методы:
1.
Вариационный
метод – он применяется при подготовке к наиболее сложным переговорам (например,
если уже заранее можно предвидеть негативную реакцию противоположной стороны)
надо подумать и выяснить следующие вопросы:
·
в чём заключается
идеальное решение поставленной проблемы;
·
какое вынужденное
решение можно принять на переговорах на ограниченный срок.
2.
Метод интеграции
– предназначен для того, чтобы убедить партнёра в необходимости оценить
проблематику переговоров с учётом общественных взаимосвязей и вытекающей отсюда
потребности развития кооперации. Применение этого метода не гарантирует
достижение соглашения в деталях.
3.
Метод
уравновешивания – сотрудник должен на время мысленно встать на место партнёра,
то есть посмотреть на вещи его глазами.
4.
Компромиссный
метод – участники переговоров должны обнаруживать готовность к компромиссам: в
случае несовпадения интересов партнёров следует добиваться соглашения поэтапно,
придерживаясь принципа: склоняйтесь постепенно, но не соглашайтесь сразу.
Переговоры, однако,
должны вести люди, имеющие полномочия принимать необходимые решения. Соглашение
на основе компромиссов заключается в тех случаях, когда необходимо достичь
общей цели, а срыв переговоров будет иметь для партнёров неблагоприятные
последствия.
Если же по итогам
переговоров составляется протокол, то здесь различают: протокол решения,
протокол по результатам переговоров, итоговый протокол и т.д. «Дословный»
протокол ведётся лишь в исключительных случаях.
2.5 Стратегии ведения
переговоров
Вступая в переговоры,
участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выделяют две
основные стратегии ведения переговоров:
1)
Позиционный торг
это стратегия переговоров, при которой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут
спор о конкретных позициях – то, чего стороны хотят добиться в ходе
переговоров. Интересы – это то, почему стороны хотят добиться того, о чём
заявляют. Участники переговоров стремятся к реализации собственных целей в максимальном
полном объёме; действия участников направлены друг на друга. Выделяют два стиля
торга: мягкий и жёсткий. Мягкий стиль торга ориентирован на ведение переговоров
через взаимные уступки ради достижения соглашения. Жёсткий стиль торга –
стремление твёрдо придерживаться выбранной позиции с минимальными уступками.
2)
Переговоры на
основе взаимного учёта интересов – это стратегия ведения переговоров,
предполагающая взаимное стремление к выработке решения, максимально
удовлетворить интересы каждого из них. Участники совместно анализируют проблему
и ищут варианты её решения.
3 Характерные черты
различных народов. Особенности их этикета
Хотя в последнее время
наблюдается значительное сближение правил этикета, принятых в разных странах, в
направлении европейских правил хорошего тона, тем не менее национальный колорит
в поведении людей постоянно присутствует. Национально-психологические
особенности каждого народа положили свой отпечаток по требованию этикета.
Рассмотрим следующих народов из разных стран:
1) Американцы – люди
дела, не склонные к церемониям, поэтому их этикет проще и демократичен. Он
допускает и крепкое пожатие, и употребление сокращённых имён.
В Америки люди
трудолюбивы. Американцы ценят деловитость, которая понимается ими как
организованность в труде, чёткость, точный расчёт, глубокое знание дела, умение
находит рациональные решения практических задач, предприимчивость. Иногда
кажется, что деловитость подавляет другие, не менее ценные качества. Американцы
легко сходятся с людьми. Этому во многом способствует национальный характер,
которому присущи простодушие, бодрость, живость, активность, веселье.
2) Немцы – национальный
характер и этикет в Германии обычно ассоциируется со словом «порядок».
Действительно, пунктуальность, исполнительность, дисциплина и порядок –
характерные черты национальной немецкой психологии бизнесменов. Немцы не любят,
когда нарушается порядок и их планы. Порядок у них связан с чёткостью,
надёжностью, чистотой, стабильностью. Люди такой нации убеждены, что
инструкции, предписания, распоряжения необходимо выполнять неукоснительно, а
приказам повиноваться безоговорочно. Они бережливы и расчётливы, любят
поговорить о покупках. Разговор о деньгах и цене покупки их не смущают. Они
могут дотошно выпрашивать, какова плата за проезд, сколько стоит обед в
ресторане или в кафетерии. Чаевые они выдают не больше 5 % от стоимости услуг.
Во многих немецких семьях сохранилась традиция записывать в специальную книгу
данные о расходах и доходах. Для немецких бизнесменов появление в офисе без
пиджака считается непростительным нарушением этикета. Немцы с большим уважением
относятся к тем, кто знает их язык, культуру, литературу. Проявление глубоких
знаний в этих областях – наиболее действенный путь к расположению к себе
собеседника-немца.
3) Французы – о них
складывается сложное впечатление как и о людях смелых и жизнерадостных,
приверженных к плотским удовольствиям и склонных к индивидуализму. Большое
внимание уделяют на предварительные договорённости, обсуждениям. У них
отмечается логический ум и критическое отношение к действительности. Высоко
ценятся ораторское искусство, умение оказать приветствие, произнести тост,
выразить благодарность или соболезнование.
4) Скандинавы – присущи
деловитость и рационализм. Сильна приверженность к старым традициям. Для
заведения знакомства им требуется некоторое время. Высокая культура общения
скандинавов заключается детских лет. В воспитании детей принципы гуманизма и
доброты возведены в культ. Их восхитительная ухоженность городов и населённых
пунктов, чистота и опрятность во всём: от ведения домашнего хозяйства до
организации бизнеса. Во многом это достигается благодаря порядочности и
честности скандинавов, их трудолюбию и благоразумию.
5) Японцы – привлекают
особое внимание в силу специфичности национального характера. Важной чертой
японца является трудолюбие. Эта черта присуща всем народам, но японцы отдаются
трудовому самозабвению, с насаждением. Традиции японской культуры сформировали
черты национального характера, как дисциплинированность, преданность авторитету
и чувство долга. Национальный характер оказал своё влияние и на правила
поведения в деловой сфере. В Японии ценится психологический климат в трудовой
группе.
6) Китайцы – им
свойственно беспрекословное подчинение членов группы её лидеру. Характерными чертами
китайцев считаются трудолюбие, организованность, дисциплинированность,
терпение, усердие, коллективизм, аккуратность.
7) Корейцы – не любят
показывать своё непонимание по вопросам, ценят личные контакты, деловой стиль в
одежде, в женщинах – красоту с косметикой. Карточку визитную вручает тот, чьё
положение ниже. Деловые переговоры идут напористо, партнёры оказывают друг на
друга давление.
8) Итальянцы –
разговорчивы, дружелюбны, энергичны, достаточно гибкие. Для них личные эмоциональные
факторы играют большое значение. Деловые контакты с Италией выгодны и полезны,
обширны и предпочтительны.
Заключение
Нормы нравственности,
сложившееся между людьми как в обществе, так и в семейной жизни, являются
результатом многовекового процесса становления взаимоотношений. Без соблюдения
этих норм невозможны политические, экономические, культурные и семейные
отношения. И здесь очень важную роль принадлежит этикету.
Отношения между людьми –
это не просто набор модных слов. Если говорить коротко, их суть – поступки и
ответная реакция на них.
Научившись правильно
применять правила делового этикета, люди смогут максимально реализовать свои возможности
и добиться огромнейшего успеха в бизнесе и в повседневной жизни.
Этикет является
неотъемлемой частью жизни человечества на протяжений тысячелетий. Само понятие
означает свод норм, правил общения людей между собой, поведения каждого
конкретного человека в обществе – в той социальной сфере, где он живёт, с
членами которой взаимодействует.
Начиная с раннего
возраста, человек обретает определённую культуру общения. Общество высоко ценит
красоту поведения человека. Люди в процессе исторического развития выработали
соответствующую манеру поведения, в которой внешняя сторона, форма выражения
помогают выявить наиболее важное для людей, - отношение человека к другим
людям.
В современном
цивилизованном обществе этикет отражает процесс демократизации жизни и
установления гуманных отношений между людьми. Учтивое обращение с женщиной,
почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила
ведения беседы, выполнений требований, предъявляемых к одежде в различных
странах, - все эти законы приличия воплощают общие представления о достоинстве
человека.
Первая и основная
причина, по которой представители всех стран и национальностей стремятся выйти
на мировой рынок: рынок XXI
века обещает быть глобальным и многонациональным.
Отсутствие знания законов
и обычаев, национальных особенностей ведения бизнеса в каждой конкретной стране
делают положение человека невыигрышным и даже могут послужить причиной провала
переговоров. Для успешного ведения дел необходимо знание основных моментов, где
могут встретиться культурные различия (стиль общения и т. д.).
Для успешного ведения
бизнеса в международном масштабе надо путешествовать, банальные ошибки при
несоблюдении правил этикета могут привести к провалу сделки; в то время как его
соблюдение – залог успешной карьеры бизнесмена.
В данной контрольной
работе были описаны способы общения людей при деловых переговорах и беседах,
благодаря которым можно усовершенствовать своё умение общаться с другими
людьми, а также особенности этикета наров разных стран. Все основные моменты в
данной теме были полностью отражены.
Список использованных
источников
I Научно-методическая литература
1. Деловой этикет: Паблик рилейншз для всех
и для каждого / Джон Честора. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 – 336 с.
2. Международные стандарты общения.
Бизнес – этикет. – М.: ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГ, 2005. – 345 с.
3. Психология и этика делового общения.
– 3-е изд., 2001. – 257 с.
4. Культура делового общения:
Практическое пособие. / Под ред. Кузина Ф.А., 5-е изд., перераб. и доп. – М.:
Ось – 89, 2000. – 345 с.
5. Деловое общение. Деловой этикет: /
Автор – составитель И.Н. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 326 с.
6. Психология и этика делового общения.
/ Под ред. профессора В.Н. Лавриненко, 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 285 с.
7. Современный этикет. / Под ред. В.И.
Соловьёва. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.
II Статья из журнала
1.
Журнал «Секретарское
дело», сентябрь, № 28 , 2003