|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
Доллар США
|
70,9
|
70,5
|
66,5
|
65,8
|
65,9
|
65,9
|
66,4
|
65,7
|
64,1
|
64,0
|
Японская иена
|
6,4
|
6,2
|
5,2
|
4,5
|
4,1
|
3,9
|
3,7
|
3,2
|
2,9
|
3,3
|
Английский фунт стерлингов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Швейцарский франк
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Евро
|
7,9
|
18,8
|
19,8
|
24,2
|
25,3
|
24,9
|
24,3
|
25,2
|
26,3
|
26,5
|
Другие валюты
|
1,6
|
1,4
|
1,2
|
1,4
|
1,9
|
1,8
|
1,9
|
1,5
|
1,8
|
2,0
|
Источник:
Составлено по данным МВФ (Международный
валютный фонд):: Currency Composition of Official
Foreign Exchange Reserves www.imf.org
Анализ данных таблицы о валютной
структуре международных резервов позволяет сделать вывод, что, несмотря на
неоднократно высказываемые центральными банками намерения диверсифицировать их,
доля доллара США на протяжении последнего десятилетия остается достаточно
стабильной.
Среди причин такого соотношения
можно назвать:
высокую ликвидность и
стабильность американского финансового рынка в целом и рынка облигаций в
частности;
возможность участвовать в операциях
на рынках других иностранных валют опосредовано, через производные финансовые
инструменты (валютные свопы).
Республика Казахстан имеет
двухуровневую банковскую систему.
Национальный Банк Республики
Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики
Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы
Республики Казахстан.
Национальный Банк Казахстана
подотчетен Президенту Республики Казахстан. Национальный Банк Казахстана на
основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным
к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для
исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды
банковских операций и их клиентами и другими юридическими и физическими лицами
на территории Республики Казахстана.
Основной целью Национального
Банка Казахстана является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.
Для реализации основной цели на
Национальный Банк Казахстана возлагаются следующие задачи:
1) разработка и проведение
денежно - кредитной политики государства;
2) обеспечение функционирования
платежных систем;
3) осуществление валютного
регулирования и валютного контроля;
4) содействие обеспечению
стабильности финансовой системы.
Национальный Банк Казахстана
является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную
денежно - кредитную политику Республики Казахстан. Денежно - кредитная политика
осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения низкого
уровня инфляции и устойчивости национальной валюты.
Денежно - кредитная политика
осуществляется путем установления:
официальной ставки
рефинансирования;
уровней ставок вознаграждения по
основным операциям денежно -
кредитной политики;
нормативов минимальных
обязательных резервов (резервных требований);
в исключительных случаях прямых
количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.
В целях реализации денежно - кредитной
политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:
1) предоставление займов;
2) прием депозитов;
3) валютные интервенции;
4) выпуск краткосрочных нот
Национального Банка Казахстана;
5) покупка и продажа
государственных и других ценных бумаг, в том числе с правом обратного выкупа;
6) переучет коммерческих векселей;
7) другие операции по решению
Правления Национального Банка Казахстана.
Национальный Банк Казахстана
устанавливает официальную ставку рефинансирования в зависимости от общего
состояния денежного рынка, спроса и предложения по займам, уровня инфляции и
инфляционных ожиданий.
Национальный Банк Казахстана
производит в соответствии с официальной ставкой рефинансирования переучет
коммерческих векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром
по ставкам вознаграждения для основных операций денежно - кредитной политики.
В целях регулирования объемов
кредитов, представляемых банками, для снижения рисков неплатежа банками по их
обязательствам, а также защиты интересов вкладчиков и акционеров банков
Национальным Банком Казахстана используется механизм резервных требований.
Норматив резервных требований
рассчитывается как процент от общей суммы обязательств за вычетом обязательств
перед банками и устанавливается в размере не более 40 процентов.
В исключительных случаях
Национальный Банк Казахстана вправе вводить резервные требования на прирост
обязательств.
Изменение норматива минимальных
обязательных резервов вводится в действие не раньше чем через месяц со дня
принятия такого решения.
При нарушении норматива
минимальных обязательных резервов начисляется и взыскивается штраф в размере,
устанавливаемом законодательными актами Республики Казахстан.
Покупка и продажа
государственных и других ценных бумаг осуществляется Национальным Банком
Казахстана в рамках общей денежно - кредитной политики.
Порядок, условия предоставления
и погашения, виды, сроки и лимиты предоставляемых банкам займов определяются
Национальным Банком Казахстана. Национальный Банк Казахстана предоставляет
займы как под обеспечение высоколиквидными и безрисковыми ценными бумагами и
другими активами, так и без обеспечения на срок не более одного года. Данный
срок может быть продлен Правлением Национального Банка Казахстана. При этом
Национальный Банк Казахстана вправе предоставлять банкам займы в качестве
заимодателя последней инстанции в порядке, на условиях и в сроки, которые
установлены Правлением Национального Банка Казахстана.
Предметом залога для обеспечения
исполнения обязательств по займам Национального Банка Казахстана может быть
имущество, предусмотренное нормативными правовыми актами Национального Банка
Казахстана.
Валютные интервенции
Национального Банка Казахстана осуществляются самостоятельно путем купли - продажи
иностранной валюты и проведения других видов валютных сделок на межбанковском
или биржевом рынке с целью воздействия на курс казахстанского тенге. Валютные
интервенции Национального Банка Казахстана проводятся в рамках общей денежно - кредитной
политики.
Порядок, условия привлечения и
погашения, сроки и лимиты привлечения депозитов определяются Национальным
Банком Казахстана.
Национальный Банк Казахстана
вправе привлекать депозиты, как в национальной, так и в иностранной валюте.
Национальный Банк Казахстана в
соответствии с целями денежно - кредитной политики вправе осуществлять выпуск
краткосрочных нот как в национальной, так и в иностранной валюте. Национальный
Банк Казахстана устанавливает порядок переучета коммерческих векселей и
условия, предъявляемые для приема коммерческих векселей к переучету
Национальным Банком Казахстана.
Управление резервами - это
процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов
государственного сектора в распоряжении соответствующих органов и под контролем
последних для решения определенного круга задач, стоящих перед страной или
союзом. В этой связи органу, занимающемуся управлением резервами, как правило,
поручается управление резервами и связанными с ними рисками.
Золотовалютные резервы являются
стратегическими международными резервными активами РК, составная часть которых
находится под управлением Нацбанка Казахстана. Управление золотовалютными
резервами Нацбанка Казахстана осуществляется на основании Закон Республики
Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 О Национальном Банке Республики
Казахстан Согласно по вышеуказанному закону Нацбанк РК осуществляет
операции с золотовалютными резервами.
Цель управления резервными
активами - обеспечение оптимального сочетания их сохранности, ликвидности и
доходности. Для этого Нацбанк Казахстана применяет комплексную систему
управления рисками, строящуюся на использовании только высоконадежных
инструментов финансового рынка, предъявлении высоких требований к своим
иностранным контрагентам и ограничении рисков на каждого из них в зависимости
от оценок его кредитоспособности. Нацбанк Казахстана проводит эти операции на
основании соглашений, заключенных с иностранными контрагентами.
Основная цель управления
золотовалютными резервами - достижение приемлемых значений показателей
ликвидности и доходности. Такая задача оказывается достаточно сложной для
любого финансового института, особенно для Нацбанка РК.
Критерии оценки адекватности
резервов Нацбанка РК. К ним относятся:
обеспеченность денежного
предложения (критерий валютного правления) - отношение широкой денежной базы к
резервам Банков Казахстана;
поддержание стабильности внешней
торговли (критерий МВФ) -
отношение трех - или
шестимесячного объема импорта к резервам Банка
Казахстана;
погашения валютных обязательств Правительства
("правило Гидотти") - отношение годового объема внешнего долга к
резервам Банка Казахстана;
обеспечение стабильного
платежного баланса в краткосрочном периоде (критерий Редди) - отношение
шестимесячного объема импорта плюс годовых выплат по государственному и
частному внешнему долгу к резервам Нацбанка Казахстана. [4]
Для современного этапа
характерен ряд тенденций, важных с точки зрения управления резервными активами,
в том числе:
устойчивый профицит торгового
баланса, обусловленный благоприятной конъюнктурой на мировых рынках основных
товаров казахстанского экспорта, который компенсирует отрицательное сальдо по
всем остальным статьям платежного баланса и способствует притоку в страну
значительных объёмов иностранной валюты;
стабильный профицит
государственного бюджета, позволивший досрочно погасить большую часть
суверенного долга, а также сформировать Стабилизационный фонд в целях
нейтрализации последствий ухудшения конъюнктуры мировых сырьевых рынков для
государственного бюджета;
улучшение инвестиционного
климата, присвоение Казахстана кредитного рейтинга инвестиционного уровня (с
последующим повышением) способствовали стабильному притоку иностранных
инвестиций и достижению профицита по счету операций с капиталом в 2001 году; на
фоне улучшения инвестиционного климата отмечается динамичный рост задолженности
казахстанских компаний перед иностранными инвесторами, что, несмотря на
сокращение суверенного долга, ведет к росту совокупных объёмов внешнего долга Казахстана.
В целом макроэкономические
условия современного этапа способствовали накоплению Нацбанком Казахстана
значительных объёмов золотовалютных резервов.
Проблема управления
международными резервами Казахстана состоит в обеспечении эффективности их
использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и
выработки решений по следующим направлениям. [5]
Во-первых, определение
оптимально необходимого объема резервов. Чрезмерное их сокращение чревато
опасностью, что страна не сможет обеспечить свои жизненно важные потребности за
счет импорта и обслуживать внешние долговые обязательства. В то же время
непомерное увеличение резервов содействует расширению денежной массы,
стимулирует инфляцию, приводит к неоправданному переливу ресурсов из
производственной сферы в денежную.
Во-вторых, существует
проблема выбора между компонентами резервов, установления целесообразного
соотношения между ними, в первую очередь между золотом и иностранной валютой. Доводом
в пользу сокращения доли золотого запаса является то, что золото, в отличие от
валютных активов, не приносит дохода в виде процентов; напротив, его хранение
требует расходов. Однако золото - высоколиквидный актив, который может быть в
любое время реализован на мировом рынке в обмен на СКВ или использован для
получения валютных кредитов посредством залоговых операций и сделок "своп".
Для стран - производителей
золота, к числу которых относится Казахстан, естественна более высокая доля
золота в резервах.
В-третьих, стоит задача
диверсификации валютного резерва, т.е. выбора конкретных валют и установления
их долей.
В-четвертых,
государственные органы осуществляют выбор финансовых инструментов для
размещения резервных валютных средств с учетом их прибыльности и ликвидности.
При управлении золотовалютными
резервами Нацбанк Казахстана руководствуется целями монетарной политики,
установленными на текущий год. При этом таргетирование инфляции и обеспечение
"управляемого плавания" обменного курса рубля налагают ряд ограничен,
на управление резервами.
Ограничение первое - нельзя
допускать ускорения инфляции даже при росте денежной эмиссии. Поэтому для
монетарных властей неприемлемы предложения использовать золотовалютные резервы
для расширения внутреннего кредита, увеличивающего денежную массу.
Ограничение второе - нельзя
допускать существенного укрепления тенге в номинальном выражении. Например, Нацбанк
Казахстана не может потратить резервы на расширение внутреннего кредита, продав
их па валютной бирже, поскольку это может привести к ряду негативных
последствий.
Ограничение третье - нельзя
допускать значительного укрепления реального курса тенге к "корзине валют"
основных торговых партнеров Казахстана.
Остается актуальной также
проблема оптимизации структуры по видам валют, в которых номинированы
международные резервы, поскольку часть золотовалютных резервов должна размещаться
иностранные активы. При этом должны быть исключены потери от переоценки
валютных активов Нацбанка РК из-за взаимных колебаний курсов доллара и евро.
Для устранения подобных рисков
структура резервов должна соответствовать валютной структуре внешнего госдолга.
Тогда убытки (прибыли) при изменении курса доллара к евро по резервам будут в
основном компенсироваться прибылями (убытками) по государственным долгам. При
равенстве резервов и внешнего госдолга компенсация будет полной. При
приобретении Нацбанком РК долгов казахстанского правительства, если долг
номинирован в долларах и его курс относительно рубля упал, правительство
уменьшает платежи Нацбанку РК в тенгевом выражении. При этом прибыль последнего
соответственно снижается и он сокращает платежи в республиканский бюджет. Кроме
приведения валютной структуры резервов в
соответствие с валютной
структурой внешнего госдолга, необходимо также перейти к котировке тенге и
учету резервов и государственного долга в условной валютной единице, котируемой
относительно "корзины валют" со структурой государственного долга.
В целом должна быть повышена
транспарентность управления резервами и эффективность их использования. Но
пока, как отмечалось выше, структура резервов по странам и видам инструментов
неизвестна. Она публикуется в общем виде, недоступном для анализа доходности
инструментов, в которые размещаются резервы.
Начиная со второго квартала 2007
года и по сегодняшний день Нацбанк РК сталкивается с проблемой мирового кризиса.
Однако, вовремя реализовав находившиеся в портфелях корпоративные ценные
бумаги, ценные бумаги под залог недвижимости и активов и значительно снизив
долю структурных продуктов, заняв, таким образом, наиболее консервативную
безрисковую позицию, Нацбанк не только не потерял в стоимости активов
золотовалютных резервов, но и показал значительный положительный результат по
итогам 2008 года.
За июль 2009 года денежная масса
выросла на 4,5% до 7091,7 млрд тенге (с начала года - на 13,2%) за счет роста
чистых внешних и внутренних активов банковской системы, в структуре последних
значительно выросли требования к государственным нефинансовым организациям.
За июль 2009 года объем наличных
денег в обращении сократился на 1,4% до 807,3 млрд тенге (с начала года - снижение
на 5,9%), при этом депозиты в банковской системе выросли на 5,3% до уровня
6284,4 млрд тенге (с начала года - на 16,2%). Рост депозитов на фоне сокращения
наличных денег в обращении обусловил повышение доли депозитов в структуре
денежной массы с 87,9% в июне 2009 года до 88,6% в июле
Таким образом, основными
причинами снижения резервов в последнее время являются не только отток капитала
и переоценка резервов из-за падения курса евро, но и перечисление части средств
международных резервов во Нацбанка для поддержки казахстанских компаний и
банков в условиях глобального финансового кризиса.
В начале декабря 2008 г. Нацбанк
РК сообщил, что в порядке совершенствования методологии статистики
международных резервов Республики Казахстан и приведения ее в соответствие с
мировой практикой в состав валютных резервов включены активы Банков Казахстана,
размещенные в банках-нерезидентах, в уставном капитале которых имеется
значительное долевое участие казахстанских банков.
Однако в дальнейшем уменьшение
резервов будет носить не столь масштабный характер. Так, деньги, необходимые
банкам и компаниям для погашения внешних долгов, уже конвертированы в валюту, и
значительного снижения международных резервов удастся избежать.
Золотовалютные резервы страны,
управление ими - тема, которая интересует людей во все времена. Но в период
кризиса к ней особое внимание, поскольку именно эта "подушка" безопасности
в большой степени обеспечивает устойчивость национальной экономики и позволяет
государству решать многие проблемы, обходясь без внешних заимствований. Управление
международными резервами Казахстана осуществляется в соответствии с
определенными правилами и стратегией, которые утверждаются постановлениями
правления Национального банка РК по согласованию с Правительством.
Положения стратегии
пересматриваются не реже одного раза в год. Общие цели и задачи управления
международными резервами республики направлены на обеспечение сохранности,
ликвидности и доходности при определенном уровне риска. В частности,
золотовалютные активы НБ РК предназначены для исполнения стратегических задач
финансовой системы: проведение валютных интервенций, обеспечение ликвидностью
финансовой системы, кредитора последней инстанции и обеспечение финансовой
стабильности. И в целом - для проведения надлежащей денежно-кредитной политики
и обеспечения стабильности цен. Международные резервы Казахстана состоят из
золотовалютных активов НБ РК и активов Национального фонда. В середине ноября
2009 года золотовалютные активы НБ РК оценивались в 22,4 млрд. долл., активы НФ
достигли 24 млрд. долл. При этом структура ЗВР Национального банка такова: доля
в долларах - 60%, в евро - 15%, в золоте - около 12% и других валютах - 13%. Структура
НФ: доля в долларах - 57%, в евро - 23% и в других валютах - около 20%.
Основная цель создания
Национального фонда - снижение зависимости республиканского бюджета от
конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары, то есть стабилизационная функция. НФ
выполняет также сберегательную
функцию, формируя накопления для
будущих поколений. Основные задачи НФ: обеспечение макроэкономической
стабильности путем вывода избытка нефтедолларов из экономики, сдерживание
давления на курс тенге и инфляцию, оптимальное планирование использования
природных ресурсов.
Мировой финансовый кризис нанес
существенный урон международным резервам ряда стран и также сказался и на
уровне ЗВР республики. Многие страны вкладывали свои активы в ипотечные
облигации США, в том числе бумаги класса "sub-prime".
В связи с кризисом НБ РК было
осуществлено ряд превентивных мер, направленных на снижение рисков и
обеспечение сохранности, ликвидности и доходности международных резервов страны.
Были ликвидированы позиции по ипотечным закладным ЦБ агентств Freddie Mac и
Fannie Mae, корпоративным ЦБ. Все средства были переведены в высоколиквидные
ГЦБ США, Еврозоны, Великобритании, Японии и Австралии. В портфелях, находящихся
во внутреннем управлении, ЦБ, обеспеченные активами и ипотекой, были проданы
еще в 2006 году. Таким образом, был нивелирован потенциальный риск
обесценивания и потери ликвидности части международных активов. Для обеспечения
внутреннего рынка иностранной валютой был увеличен объем портфеля ликвидности. В
конце 2007 года НБ РК увеличил объем портфеля золота на 3,1 тонны, а во второй
половине 2008 года - на 4,5 тонны. На конец третьего квартала 2009 года общий
объем портфеля золота находился на уровне 73,7 тонны. Начиная с 2000 года и по
2009 год Нацбанком было куплено свыше 25 тонн золота, средняя цена покупок
составила около 633 долл. за одну тройскую унцию (одна тройская унция равна
31,1034 грамма).
Текущая ситуация подтвердила
правильность решения Национального банка и Правительства Казахстана по
сохранению активов Нацфонда в Стабилизационном портфеле. Перевод активов в
Сберегательный портфель не был произведен. Такое решение позволило
предотвратить дальнейшее инвестирование активов в акции и, соответственно,
сберечь для НФ около 1,3 млрд. долл. до изъятия средств ФНБ "Самрук-Казына".
Несмотря на потрясения на
мировых финансовых рынках, благодаря принятым мерам по результатам управления
активами Нацфонда в 2007 году была получена наибольшая историческая доходность
в размере 9,92%. По результатам 2008 года мировые фондовые рынки показали
отрицательные результаты, упав более чем на 40%, что не могло не отразиться на
результатах управления активами Национального фонда Казахстана.
Так, по итогам управления
активами Национального фонда в 2008 году сложилась отрицательная доходность в
размере (-2,28%), что является относительно лучшим показателем в сравнении с
результатами управления аналогичными фондами других стран. К примеру,
результаты управления активами Норвежского пенсионного фонда в 2008 году,
который служит в качестве модели для Национального фонда Казахстана, составили
(-23,3%). В абсолютном выражении это равняется 71,5 млрд. евро убытков. Фонд
Абу-Даби снизился на 40,40%, или на 183 млрд. долл., Фонд Кувейта снизился на
35,88%, то есть на 94 млрд. долл. Таким образом, подход к управлению
международными активами, предпринимаемый Национальным банком, является наиболее
успешным на данный момент. Этому способствуют высокий уровень подготовки и переподготовки
кадров, чуткий подход руководства Национального банка при решении текущих
оперативных вопросов и конструктивное взаимодействие Правительства и НБ РК.
Золотовалютные резервы - официальные
централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для
международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых
обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных
единиц, находятся во владении и распоряжении центральных банков и
государственных, правительственных, финансовых органов, а также международных
валютно-кредитных организаций.
Золотовалютные резервы
представляют собой национальные высоколиквидные резервы, которые относятся к
важнейшим инструментам государственного регулирования сферы международных
платежей, системы обеспечения стабильности национальной валюты и
свидетельствуют о прочности финансового положения страны. Косвенно
золотовалютные резервы могут служить источником погашения внешнего долга, а в
критических ситуациях - как источник покрытия дефицита торгового или платежного
баланса.
Международные резервные активы
страны складываются из монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР.),
резервной позиции в Международном валютном фонде (МВФ) и активов в иностранной
валюте.
В целом макроэкономические
условия современного этапа способствовали накоплению Нацбанком Казахстана
значительных объёмов золотовалютных резервов. Последние годы характеризовались
устойчивой тенденцией роста золотовалютных резервов. В середине 2007 г. в связи
с укреплением тенге и активными закупками валюты Нацбанком золотовалютные
резервы Казахстана достигли своего максимального исторического значения,
превысив 170 млрд. долл.
В условиях мирового
экономического кризиса актуальна проблема оптимизации структуры по видам валют,
в которых номинированы международные резервы. В начале 2009 г., по официальным
данным Нацбанка РК, в валютных резервах на долю доллара приходилось 50%, на
евро - 40%, 10% - на британские фунты стерлингов и японские иены.
Управление резервами - это
процесс, обеспечивающий наличие официальных иностранных активов
государственного сектора в распоряжении Министерства финансов РК и Нацбанка для
решения важнейшего круга задач, стоящих перед страной. В этой связи органу,
занимающемуся управлением резервами, как правило, поручается управление
резервами и связанными с ними рисками.
Проблема управления
международными резервами Казахстана состоит в обеспечении эффективности их
использования. Это требует от органов валютного регулирования анализа и
выработки решений по основным направлениям финансово-экономической политики.
Волатильность-изменчивость курса
(цена) определенного финансового инструмента за выбранный промежуток времени.
Дефолт-невыполнение обезательств.
Дюрация-средневзвешаный срак
потока платежей. Это точка равновесия сроков дисконтированных платежей.
Интервенция - воздействие
центрального банка на валютный рынок.
Конвертирование-обмен валюты
данной страны на иностранную.
Паритет-это равенство двух или
более сторон взаимоотношений по каким-либо параметрам.
Перманентный-неприрывный
постоянно продолжающийся.
Тезаврация - средство накопления.
Таргетирование - способ
реализации хозяйственной политики государства или отдельного предприятия,
выражающийся в выборе какой-либо экономической мишени на которую следует
воздействовать, чтобы достичь определённых результатов, целей.
Транспорентность - прозрачность,
понятность, точность.
1.
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года N 2155 О Национальном
Банке Республики Казахстан
2.
Распоряжение Правительства Республика Казахстан от 17.11.2008 № 1662-
3.
Абалкин Л.Н. Денежная масса, совокупный спрос и золотовалютные резервы /
Л.Н. Абалкин // Деньги и кредит. - 2001. - № 7. - С.3-7.
4.
Авдокушин Е.Ф. Выбор параметров паритетного курса и золотовалютных
резервов // Е.Ф. Авдокушин // Вопросы экономики. - 2004. - №11. - С.76-91.
5.
Андрианов В.Д. Золотовалютные резервы Казахстана / В.Д. Андрианов // Общество
и экономика. -2003. - № 9. - С.149-156.
6.
Андрианов В.Д. Золотовалютные резервы: принципы формирования, структура
и эффективность использования / В.Д. Андрианов // Общество и экономика. - 2008.
- № 5. - С.23-53.
7.
Басов А.И. Роль золота и других драгоценных металлов в составе
золотовалютных резервов/ А.И. Басов // Финансы и кредит. - 2003. -№ 3. - С. 19-24.
8.
Белкин В. Золотовалютные резервы Казахстана и направления их
рационального использования / В. Белкин, В. Стороженко // Вопросы экономики. - 2007.
- № 10. - С.41-51.
9.
Белоусов А.Р. Об использовании золотовалютных резервов для
стимулирования инвестиций [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.forecast.ru
10.
Статистические данные Национального Банка Республика Казахстан [Электронный
ресурс] - Режим доступа: www.afn. kz
Международные резервы мира на
2008г.
[1] Нефинансовые корпорации – это институциональные
единицы, основной деятельностью которых является производство рыночных товаров
или предоставление нефинансовых услуг.
[2] Басов А.И. Роль золота и других драгоценных
металлов в составе золотовалютных резервов/ А.И. Басов // Финансы и кредит.– 2003. –№ 3. – С.19-24.
[3] Джумов А.М. Золотовалютные резервы Казахстана /
А.М. Джумов //Экономика и организация промышленного производства. – 2007. – №
7. – С. 163-171
[4] Фетисов Г.Г. Золотовалютные резервы Казахстана:
объем, структура, управление / Г.Г. Фетисов // Вопросы экономики. – 2005. – №
1. – С. 49-62.
[5] Лиханов А.И. Управление золотовалютными резервами
Республики Казахстан на современном этапе: дисс. к. э. н. – М. – 2008. – С.
166