Социально-экономическое совершенствование Республики Беларусь
Контрольная работа
Социально-экономическое
развитие Республики Беларусь
Введение
Программа
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы
разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном
прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики
Беларусь».
В
Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития,
достигнутого в 2001-2005 годах, анализ положения
Республики Беларусь в мире, определены цели и задачи, основные направления и
приоритеты социально-экономического развития страны на 2006–2010 годы, пути
совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных
институтов, обоснована система мер правового, социально-экономического и экологического
характера по их реализации, определены необходимые ресурсы и ожидаемые
социально-экономические результаты.
Программа
базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов),
научной обоснованности и системности экономических решений и ориентирована на
устойчивый рост производства и повышение уровня благосостояния народа.
В
Программе отражены и получили дальнейшее развитие Основные положения Программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, одобренные
III Всебелорусским народным
собранием, а также взаимоувязанная система мер по реализации действующих
прогнозных документов – Национальной стратегии устойчивого
социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года,
Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на
2001–2020 годы, Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь
на 1998–2015 годы, Программы структурной перестройки и повышения
конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Государственной программы
возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Концепции национальной
безопасности Республики Беларусь и других программ.
Экономические показатели в Программе
даны по второму (наиболее реалистичному) сценарию развития экономики Республики
Беларусь, выбранному из трех в ходе рассмотрения проекта Концепции программы
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010
годы на совместном заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь и
Правления Национального банка.
Социально-экономическое
развитие Республики Беларусь
Республика
Беларусь вступает во второе пятилетие XXI
века, призванное обеспечить переход на инновационный путь устойчивого
социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в
сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются
нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых
и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением
экономических, политических, культурных и других противоречий между
экономически развитыми и развивающимися странами мира.
Мировые
трансформационные процессы будут определяться прежде всего дальнейшей
глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого
мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному
информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.
Важной
особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало
формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире
насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех
континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее
интегрированным является Европейский союз (далее - ЕС),
объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.
Сегодня
мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в
виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической
системы, в которой наряду с национальными структурами функционируют новые
субъекты – транснациональные корпорации и транснациональные компании (ТНК),
международные (межнациональные) компании (МНК), их союзы, региональные
группировки, международные организации. В настоящее время в мире насчитывается
63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6
раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80 процентов иностранных
инвестиций, на их долю приходится 80 процентов патентов и лицензий на новейшую
технику и современные технологии.
Согласно
прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального
экономического развития: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7 процента в
1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство
ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долларов в 2000 году
(в ценах и по паритету покупательной способности (далее -
ППС) 1995 года) до 10 тыс. долларов США в
2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс.
долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в
постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (Россия – с 7,5 до 16,2 тыс.
долларов США) . Указанные тенденции
определяют внешние условия социально-экономического развития Беларуси, которые
необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов
устойчивого развития нашей страны. Об этом свидетельствуют основные
социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового
сообщества (таблица 1).
Таблица 1 - Основные
социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового
сообщества
|
Единица
измерения
|
Мировое
сообщество
|
ЕС-25
|
СНГ
|
Республика
Беларусь
|
Удельный вес
Республики Беларусь:
|
|
|
|
|
|
территория
|
%
|
0,15
|
5,2
|
0,94
|
–
|
численность населения
|
%
|
0,16
|
2,2
|
3,5
|
–
|
Продолжительность
жизни:
|
|
|
|
|
|
мужчины
|
лет
|
63,4
|
74,4
|
61,6
|
63,2
|
женщины
|
лет
|
67,73
|
80,8
|
72,6
|
75,0
|
Естественный прирост
на 1000 жителей
|
%
|
13,5
|
0,5
|
-2,0
|
-5,2
|
Уровень безработицы
(в процентах к экономически активному населению) на конец года
|
%
|
–
|
8,1
|
2,8
|
1,9
|
ВВП на душу населения
(по ППС)
|
долларов США
|
7735
|
23757
|
6800
|
6760
|
Удельный вес в ВВП:
|
|
|
|
|
|
конечное потребление
|
%
|
–
|
78,9
|
75,5
|
валовое накопление
|
%
|
–
|
19,8
|
20,7
|
31,0
|
чистый экспорт
|
%
|
–
|
1,2
|
7,6
|
-6,5
|
Экспорт товаров и
услуг на одного жителя
|
долларов США
|
979
|
5502
|
688
|
1598
|
Импорт товаров и
услуг на одного жителя
|
долларов США
|
998
|
5444
|
410
|
1748
|
Производство
основ-ных видов продукции на душу населения:
|
|
|
|
|
|
электроэнергия
|
кВт. ч.
|
2500
|
5694
|
4756
|
3177
|
сталь
|
кг
|
145
|
396
|
319
|
195
|
минеральные
удоб-рения (в пересчете на 100 процентов питательных веществ)
|
кг
|
22,8
|
37,8
|
88
|
550
|
цемент
|
кг
|
257
|
484
|
247
|
278
|
телевизоры (на 1000
населения)
|
штук
|
19
|
52
|
24
|
128
|
холодильники и
мо-розильники (на 1000 населения)
|
штук
|
11,8
|
42
|
16
|
97
|
масло животное
|
кг
|
1,3
|
5,3
|
2,0
|
8,3
|
зерно
|
кг
|
592
|
542
|
714
|
скот и птица (в
убойном весе)
|
кг
|
39,6
|
92,6
|
32,8
|
64
|
молоко
|
кг
|
81
|
315
|
234
|
524
|
Источники:
статистические ежегодники Республики Беларусь, Российской Федерации,
Содружества Независимых Государств, Республики Польша, материалы МИД.
Республика
Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом
свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения в
сравнении с государствами - участниками Содружества
Независимых Государств (далее - СНГ) и мировым сообществом в
целом.
Основу
экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на
производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и
нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая
часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет
более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации – 35, Германии – 38,
Украине – 61, Литве – 53, Латвии – 42, Польше – 34, Великобритании – 25 процентов.
Согласно
данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему
достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67
место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем
развития человеческого потенциала, опередив все государства -
участники СНГ, кроме России.
Вместе
с тем Республика Беларусь в 3 – 5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС
по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения,
развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров,
объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости
производства, производительности труда.
Беларусь
– одна из первых государств - участников СНГ, которая к началу
XXI века достигла и превысила
уровень докризисного 1990 года.
На
протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры
производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым
тенденциям. В 2005 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7
процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в
Латвии достигла 70 процентов.
Учитывая
высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста
тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торгово-экономических
партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания,
Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003 – 2005 годах приходилось более 73
процентов всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы
роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями
социально-экономического развития, должны составить 6 – 7 процентов на
протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на
уровне 7,1 процента на 2006 – 2008 годы и 6 процентов – на 2009 – 2010
годы. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу до 2010 года ожидается
на уровне 5 процентов, в Латвии – 8 процентов, в Литве – 6,8 процента
(рис. 1).
Рис 1 - ВВП на душу
населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25
Более
высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее
постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню
производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3
процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за 2005 год – ожидается
на уровне 29,4, в 2010 году – прогнозируется 40 процентов.
ВВП
на душу населения наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем
образования является важнейшей составляющей индекса развития человеческого
потенциала. В предстоящем пятилетии индекс роста ВВП по ППС в долларах США
увеличится с 0,696 в 2004 году до 0,772 в 2010 году, индекс ожидаемой
продолжительности жизни – с 0,733 до 0,750, индекс уровня образования – с 0,950
до 0,964 соответственно.
Важнейшей
тенденцией мирового развития является переход экономически развитых стран со
второй половины XX столетия к построению нового постиндустриального
информационного общества. Основу мировой экономики составят отрасли и
производства V – VI технологических укладов, базирующиеся на использовании
новых знаний и информации, современных видах услуг (телекоммуникационные,
информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые,
консалтинговые и др.). Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств
прогнозируется на уровне 70 – 75 процентов.
Для
того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально
использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества):
выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые
системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры,
значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных
ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных
материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал,
многоотраслевой промышленный комплекс, достаточно мощную строительную базу,
высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки
квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи, а также
максимально смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий
уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость
продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и
высокую энергоемкость выпускаемой продукции, слабую развитость рыночных
институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития
инновационной сферы.
В
прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех
коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач
и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на
2001 – 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического
развития.
Для
этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий
Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению
параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета,
Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной
перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь,
Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других
программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов
производства и улучшению качественных параметров функционирования реального
сектора экономики (таблица 2).
Таблица 2 - Выполнение основных
макроэкономических показателей, предусмотренных Программой
социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы
|
Показатели
Программы, процентов
|
Выполне-ние
пока-зателей Программы
|
2005
год
|
к
уровню 1990 года
|
к
уровню 1995 года
|
Валовой внутренний
продукт
|
135 -140
|
143,1
|
127
|
1,9 раза
|
Продукция
промышленности
|
128 -132
|
151,8
|
153
|
2,5 раза
|
Продукция сельского
хозяйства
|
122 -128
|
125,7
|
90
|
1,2 раза
|
Инвестиции в основной
капитал
|
160 -170
|
184
|
96,2
|
2,5 раза
|
Производство потребительских товаров
|
142 - 147
|
150,4
|
166
|
2,8 раза
|
в том числе:
|
|
|
|
|
продовольственные
товары
|
139 -
144
|
151,1
|
117
|
2,3 раза
|
непродовольственные
товары
|
150,4
|
198
|
3,4 раза
|
Объем внешней
торговли (с учетом услуг по методо-логии платежного баланса)
|
142 -
150
|
229
|
-
|
3,3 раза
|
в том числе:
|
|
|
|
|
экспорт
|
143 -152
|
237,6
|
-
|
3,4 раза
|
импорт
|
141 -
149
|
220,8
|
-
|
3,1 раза
|
Реальные денежные доходы населения
|
158 -
163
|
176,7
|
174,7
|
3,4 раза
|
Реальная заработная
плата
|
180 -
185
|
205,5
|
195,3
|
3,5 раза
|
Розничный
товарооборот
|
150 -
155
|
209,9
|
217
|
5 раз
|
Платные услуги
населению
|
160 -165
|
171,6
|
93
|
2,6 раза
|
Снижение
энергоемкости ВВП
|
20 -
25
|
25,5
|
-
|
-
|
Ввод в эксплуатацию
жилых домов, млн. м2 за период
|
12,75 -
15
|
16,12
|
72
|
1,9 раза
|
|
|
|
|
|
|
Значительно
превышены задания Программы на 2001 – 2005 годы по выпуску промышленной
продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов
населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в
2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990
года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на
53, производству потребительских товаров – на 66 процентов, по реальным
денежным доходам и заработной плате – в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному
товарообороту – в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства
составило 90, инвестиций в основной капитал – 96,2 процента от уровня 1990
года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства -
участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня
докризисного года (таблица 3).
Таблица 3 - Индексы изменения
основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших
государств-участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года) (процентов)
Страна
|
ВВП
|
Продукция
промыш-ленности
|
Продукция сельского хозяйства
|
Инвестиции в основной
капитал
|
Беларусь
|
117,3
|
140
|
92,3
|
75,1
|
СНГ*
|
89
|
80
|
80
|
54
|
в том числе:
|
|
|
|
|
Россия
|
89,5
|
76
|
43
|
Украина
|
66,7
|
96
|
73
|
47**
|
Казахстан
|
116,5
|
89
|
82***
|
62
|
В
прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования
экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с
7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных
организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение
запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8
процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.
Увеличилась
покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 – 2005 годы
оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер
пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза.
Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования
экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в
эквиваленте 261 доллар США.
Благодаря
постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в
сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по
финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно
снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса
белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год
произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку
практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса
белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном
пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса
потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5
процента в 2000 году.
2001
– 2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития
белорусской науки, повышения эффективности научных исследований и
разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной
деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих
ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию
производства.
В
стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в
сфере научной и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения,
создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
При
достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объемов внутренних затрат в
научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным
приоритетам социально-экономического развития.
Интенсификации
научной деятельности содействовали мероприятия по ее материальному
стимулированию, в частности снижение в два раза ставки налога на прибыль
организаций, включенных в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты
НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10
процентов НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др.
Наметился рост заработной платы работников научной сферы.
Вместе
с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие
темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что
сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.
В
текущем пятилетии сравнительно высокими темпами развивается промышленность
– наращивание объемов производства промышленной продукции обеспечено при
опережающем росте производительности труда, увеличены объемы экспорта и
валютных поступлений, закреплена положительная тенденция по энергосбережению,
увеличились масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Расширение
маркетинговых исследований, проведение сертификации выпускаемой продукции,
дальнейшее развитие интеграционных связей со странами СНГ, прежде всего с
Российской Федерацией, позволили усилить позиции белорусских товаров на
внутреннем и внешних рынках.
Прирост
промышленной продукции за 2001 – 2005 годы составил 51,8 процента против
28 – 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 – 2005 годы.
Кроме
того, остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего
экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной
продукции – обновление основных производственных фондов и модернизация
промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий,
современных машин и оборудования. Особенно значителен износ основных средств в
таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая
промышленность.
Развитие
топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии
с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001 –
2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено
на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры
энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей. Приоритетным
направлением модернизации электроэнергетических мощностей остается внедрение и
использование паро- и газотурбинных, парогазовых установок.
Проведены
модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены
в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской
ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Березовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и
четвертого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В
результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт
установленной мощности. Построены и реконструированы линии электропередач
напряжением 330 кВ и протяженностью 214,7 км, электрические сети
соответственно 35 – 110 кВ – 72,1 км, 0,4 – 20 кВ – 7193,6
км.
На
1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7
процента, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7
года при нормативном – 27 лет. Электротехническое оборудование физически и
морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам не отвечает
современным требованиям.
Ежегодный
прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500 – 1600 км. За
последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения
природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново,
Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация
Полесья.
Продолжалась
модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки
нефти в ОАО ”Нафтан“ достигла 70 процентов, в ОАО ”Мозырский НПЗ“ – 66
процентов.
Реализация
мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста
валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости
ВВП за 2001 – 2005 годы на 25,5 процента.
В
машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание
Программы на 2001 – 2005 годы по увеличению объемов производства. За
этот период объем продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания.
Этому способствовала селективная государственная поддержка выбранных в качестве
”точек роста“ предприятий и производств, разработка и освоение принципиально
новых видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках.
Важной предпосылкой экономического подъема стало осуществление научно-технических
программ, углубление производственной кооперации с предприятиями Российской
Федерации.
Происходит
наращивание выпуска экспортоориентированной продукции (телевизионных
приемников, бытовых холодильников, автобусов, грузовых автомобилей и т.д.). Это
стало возможным благодаря расширению работ по сертификации выпускаемой и новой
продукции. Активно ведется работа по совершенствованию форм и методов
управления производством путем создания в подведомственных организациях
современных систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО
серии 9000, развития механизмов подтверждения соответствия и сертификации
продукции. В результате предприятиями отрасли ежегодно выполняются задания по
экспорту и достигнуто положительное сальдо во внешнеторговой деятельности.
Вместе
с тем современное состояние машиностроения характеризуется высокой степенью
износа машин и оборудования (до 85 процентов), что не позволяет большинству
предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Сложным остается и финансовое
положение предприятий, остро стоит проблема поиска средств на техническое
перевооружение.
Лесная,
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет
потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40
процентов) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль,
которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного
комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном
за счет импорта. Для частичного решения проблемы импортозамещения по
целлюлозосодержащим полуфабрикатам в ОАО ”Светлогорский целлюлозно-картонный
комбинат“ завершается строительство второй очереди целлюлозного завода.
Позитивные
изменения происходят в развитии строительного комплекса: среднегодовой
рост объемов подрядных работ и промышленности строительных материалов составил
10 процентов в год. Предприятия промышленности выпускают строительные
материалы, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и
внешнего рынка. Промышленность комплекса сохраняет экспортную направленность,
сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие
потребительские свойства жилья, осуществляются меры по обновлению основных
средств.
Однако
не все задачи инвестиционной и инновационной политики в отрасли решены. Не в
полной мере удовлетворяет современным требованиям качество строительной
продукции. Актуальными являются задачи модернизации предприятий отрасли,
обновления технической базы и машинного парка строительных машин,
совершенствования структуры мощностей по выпуску стеновых материалов. Остаются
высокими энерго- и материалопотребление, низок уровень рентабельности.
Снижается ценовая конкурентоспособность белорусских строительных материалов на
российском рынке.
Рост
инвестиций в основной капитал за последнюю пятилетку (в среднем 13 процентов в
год) позволил в 2005 году достигнуть 96,2 процента их объема от уровня
1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных средств и
увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6 процента
в 2000 году до 65,7 процента в 2005 году) и технологической структуре, где доля
инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент,
инвентарь увеличилась с 37,8 процента в 2000 году до 46,9 процента в 2005 году.
Обеспечение
населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического
развития страны.
В 2001 – 2005 годах обеспечена положительная динамика объемов ввода жилья.
Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя в 2005 году (по оценке)
составила 23 кв. метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв.
метра превышает уровень 2000 года. Ввод жилья в сельской местности и малых
городах составит ежегодно в 2006 – 2010 годах около 32 процентов общего объема
ввода (за 2005 год составил 41 процент).
На
начало 2005 года на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло
525 тыс. семей, что на 43,8 тыс. семей меньше, чем на начало 2001 года
(около 14 процентов общего количества семей).
Проблемой
остается снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилья, которая, несмотря
на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы
роста доходов населения.
В
агропромышленном комплексе в 2001 – 2005 годах осуществлялось
дальнейшее углубление специализации, совершенствовался
организационно-экономический механизм, укреплялась материально-техническая
база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с
реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет
отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения
эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции
сельского хозяйства (125,7 процента) и производству основных видов
сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает
одно из первых мест среди стран СНГ.
Среднедушевое
производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей –
со 138 до 205 кг, льноволокна – с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы – со 147
до 314 кг, молока – с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) – с 60 до 71 кг.
Наряду
с позитивными сдвигами в сельском хозяйстве имеется ряд факторов, которые
сдерживают его развитие: диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и
промышленную продукцию и услуги, тяжелое финансовое положение предприятий
отрасли, низкий уровень мотивации и производительности труда, низкий уровень
развития интеграционных процессов.
Основное
внимание в развитии перерабатывающей промышленности уделяется увеличению
объемов производства продукции, повышению уровня потребления, техническому и
технологическому перевооружению производства, ресурсосбережению, охране
окружающей среды. В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем
производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей
(26 – 34 процента).
Анализ
социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на
складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных
проблем. Основными из них являются:
недостаточная
эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа
организаций реального сектора экономики;
высокий
уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и
энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на
импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
ограниченность
инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных
фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих
производств;
высокий
уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного
сектора;
недостаточное
развитие малого предпринимательства.
Решение
этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст
надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.
Заключение
Важнейшим
условием выполнения Программы социально-экономического развития Республики
Беларусь на 2006 – 2010 годы является правовое обеспечение
направлений, институтов и механизмов ее реализации. Для этого необходимо
формирование системы нормативных правовых актов, регулирующей всю совокупность
экономических отношений, включая создание институтов рыночного типа, новых
механизмов государственного управления и регулирования экономики в сочетании с
рыночной саморегуляцией.
Целью
формирования такой системы является повышение эффективности правового
регулирования социальных и экономических отношений, решение актуальных проблем
трансформации национальной правовой системы и ее адаптации к нормам международного
права.
Важнейшими
принципами и приоритетами построения и совершенствования системы нормативных
правовых актов должны стать:
принятие
нормативных правовых актов в рамках целостного комплекса, отражающего ключевые
цели, компоненты и факторы социально-экономического развития страны, механизмы
взаимодействия социальной, экономической, экологической сфер, а также правового
государства, бизнеса и гражданского общества;
придание
правовым институтам активной роли в регулировании общественных отношений;
совершенствование
действующих актов законодательства, принимая во внимание такие его
основополагающие принципы, как равенство участников гражданских отношений,
неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость
произвольного вмешательства в частные дела;
приоритетность
разработки нормативных правовых актов, точно отражающих политическую волю,
конституционные принципы, соответствующие уровню правосознания граждан и
действительным потребностям общества;
ориентация
на международные стандарты в области прав человека.