Социально-экономическое совершенствование Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экономика отраслей
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    203,72 kb
  • Опубликовано:
    2010-06-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-экономическое совершенствование Республики Беларусь

Контрольная работа

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь

Введение

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».

В Программе дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, достигнутого в 2001-2005 годах, анализ положения Республики Беларусь в мире, определены цели и задачи, основные направления и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006–2010 годы, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных институтов, обоснована система мер правового, социально-экономического и экологического характера по их реализации, определены необходимые ресурсы и ожидаемые социально-экономические результаты.

Программа базируется на принципах преемственности, селективности (выбор приоритетов), научной обоснованности и системности экономических решений и ориентирована на устойчивый рост производства и повышение уровня благосостояния народа.

В Программе отражены и получили дальнейшее развитие Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы, одобренные III Всебелорусским народным собранием, а также взаимоувязанная система мер по реализации действующих прогнозных документов – Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, Комплексного прогноза научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001–2020 годы, Программы развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998–2015 годы, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 годы, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и других программ.

Экономические показатели в Программе даны по второму (наиболее реалистичному) сценарию развития экономики Республики Беларусь, выбранному из трех в ходе рассмотрения проекта Концепции программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы на совместном заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь и Правления Национального банка.

Социально-экономическое развитие Республики Беларусь

Республика Беларусь вступает во второе пятилетие XXI века, призванное обеспечить переход на инновационный путь устойчивого социально-экономического развития страны. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием воздействия общества на природу в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами мира.

Мировые трансформационные процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

Важной особенностью мирохозяйственных связей в последние десятилетия стало формирование региональных интеграционных объединений стран. В мире насчитывается около десятка интеграционных группировок, появившихся на всех континентах и различающихся между собой по целям и глубине интеграции. Наиболее интегрированным является Европейский союз (далее - ЕС), объединяющий с 1 мая 2004 г. 25 государств.

Сегодня мировая экономика предстает не в виде простой суммы национальных хозяйств, а в виде реально существующей геоэкономики, то есть целостной экономической системы, в которой наряду с национальными структурами функционируют новые субъекты – транснациональные корпорации и транснациональные компании (ТНК), международные (межнациональные) компании (МНК), их союзы, региональные группировки, международные организации. В настоящее время в мире насчитывается 63 тыс. ТНК. Число ТНК за последние два десятилетия увеличилось более чем в 6 раз. Они контролируют 2/3 всей мировой торговли и 80 процентов иностранных инвестиций, на их долю приходится 80 процентов патентов и лицензий на новейшую технику и современные технологии.

Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: темпы прироста мирового ВВП возрастут с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем увеличится с 6,8 тыс. долларов в 2000 году (в ценах и по паритету покупательной способности (далее - ППС) 1995 года) до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (Россия – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США) . Указанные тенденции определяют внешние условия социально-экономического развития Беларуси, которые необходимо учитывать при определении основных направлений и механизмов устойчивого развития нашей страны. Об этом свидетельствуют основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества (таблица 1).

Таблица 1 - Основные социально-экономические показатели Республики Беларусь в разрезе мирового сообщества

 

Единица измерения

Мировое сообщество

ЕС-25

СНГ

Республика Беларусь

Удельный вес Республики Беларусь:






территория

%

0,15

5,2

0,94

 – 

численность населения

%

0,16

2,2

3,5

 – 

Продолжительность жизни:






мужчины

лет

63,4

74,4

61,6

63,2

женщины

лет

67,73

80,8

72,6

75,0

Естественный прирост на 1000 жителей

%

13,5

0,5

-2,0

-5,2

Уровень безработицы (в процентах к экономически активному населению) на конец года

%

 – 

8,1

2,8

1,9

ВВП на душу населения (по ППС)

долларов США

7735

23757

6800

6760

Удельный вес в ВВП:






конечное потребление

%

 – 

78,9

75,5

валовое накопление

%

 – 

19,8

20,7

31,0

чистый экспорт

%

 – 

1,2

7,6

-6,5

Экспорт товаров и услуг на одного жителя

долларов США

979

5502

688

1598

Импорт товаров и услуг на одного жителя

долларов США

998

5444

410

1748

Производство основ-ных видов продукции на душу населения:






электроэнергия

кВт. ч.

2500

5694

4756

3177

сталь

кг

145

396

319

195

минеральные удоб-рения (в пересчете на 100 процентов питательных веществ)

кг

22,8

37,8

88

550

цемент

кг

257

484

247

278

телевизоры (на 1000 населения)

штук

19

52

24

128

холодильники и мо-розильники (на 1000 населения)

штук

11,8

42

16

97

масло животное

кг

1,3

5,3

2,0

8,3

зерно

кг

592

542

714

скот и птица (в убойном весе)

кг

39,6

92,6

32,8

64

молоко

кг

81

315

234

524


Источники: статистические ежегодники Республики Беларусь, Российской Федерации, Содружества Независимых Государств, Республики Польша, материалы МИД.

Республика Беларусь имеет достаточно весомые предпосылки для устойчивого развития. Об этом свидетельствуют экономические показатели в расчете на душу населения в сравнении с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и мировым сообществом в целом.

Основу экономики страны составляют крупнейшие предприятия, специализирующиеся на производстве продукции машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслей промышленности, на долю которых приходится подавляющая часть всего экспорта страны. В Беларуси экспорт товаров и услуг составляет более 68 процентов ВВП, тогда как в Российской Федерации – 35, Германии – 38, Украине – 61, Литве – 53, Латвии – 42, Польше – 34, Великобритании – 25 процентов.

Согласно данным ПРООН по индексу развития человеческого потенциала, характеризующему достигнутый уровень социально-экономического развития, Беларусь занимает 67 место среди 177 стран мира и входит в группу государств со средним уровнем развития человеческого потенциала, опередив все государства - участники СНГ, кроме России.

Вместе с тем Республика Беларусь в 3 – 5 раз отстает от экономически развитых стран ЕС по производству ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни населения, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда.

Беларусь – одна из первых государств - участников СНГ, которая к началу XXI века достигла и превысила уровень докризисного 1990 года.

На протяжении последних лет в Республике Беларусь наблюдается изменение структуры производства ВВП в сторону увеличения доли услуг, что соответствует мировым тенденциям. В 2005 году в структуре производства ВВП доля услуг составила 41,7 процента, тогда как в восточноевропейских странах она превышает 50 процентов, в Латвии достигла 70 процентов.

Учитывая высокую степень открытости белорусской экономики, темпы и возможности ее роста тесно взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торгово-экономических партнеров. Основными из них являются Россия, Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды и Украина, на долю которых в 2003 – 2005 годах приходилось более 73 процентов всего экспорта белорусских товаров. Так, в России среднегодовые темпы роста ВВП на долгосрочную перспективу, предусмотренные Основными направлениями социально-экономического развития, должны составить 6 – 7 процентов на протяжении 10-летнего периода. Украина прогнозирует прирост объема ВВП на уровне 7,1 процента на 2006 – 2008 годы и 6 процентов – на 2009 – 2010 годы. В Польше среднегодовой прирост ВВП на перспективу до 2010 года ожидается на уровне 5 процентов, в Латвии – 8 процентов, в Литве – 6,8 процента (рис. 1).

Рис 1 - ВВП на душу населения по ППС 2002 года в Республике Беларусь и ЕС-25

Более высокие темпы экономического роста в Республике Беларусь могут обеспечить ее постепенное приближение в 2010 году к европейским странам по уровню производства ВВП в расчете на душу населения, который в 2002 году составил 23,3 процента от соответствующего показателя ЕС-25, по итогам за 2005 год – ожидается на уровне 29,4, в 2010 году – прогнозируется 40 процентов.

ВВП на душу населения наряду с ожидаемой продолжительностью жизни и уровнем образования является важнейшей составляющей индекса развития человеческого потенциала. В предстоящем пятилетии индекс роста ВВП по ППС в долларах США увеличится с 0,696 в 2004 году до 0,772 в 2010 году, индекс ожидаемой продолжительности жизни – с 0,733 до 0,750, индекс уровня образования – с 0,950 до 0,964 соответственно.

Важнейшей тенденцией мирового развития является переход экономически развитых стран со второй половины XX столетия к построению нового постиндустриального информационного общества. Основу мировой экономики составят отрасли и производства V – VI технологических укладов, базирующиеся на использовании новых знаний и информации, современных видах услуг (телекоммуникационные, информационные, маркетинговые, правовые, банковские, депозитные, страховые, консалтинговые и др.). Доля сферы услуг в ВВП экономически развитых государств прогнозируется на уровне 70 – 75 процентов.

Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение страны, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, достаточно мощную строительную базу, высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров, многовекторные внешнеэкономические связи, а также максимально смягчить или преодолеть воздействие негативных факторов: высокий уровень износа активной части основных производственных фондов, высокую материалоемкость продукции, недостаточную обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокую энергоемкость выпускаемой продукции, слабую развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры, недостаточный уровень развития инновационной сферы.

В прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001 – 2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.

Для этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объемов производства и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 2).

Таблица 2 - Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы

 

Показатели Программы, процентов

Выполне-ние пока-зателей Программы

2005 год

к уровню 1990 года

к уровню 1995 года

Валовой внутренний продукт

135 -140

143,1

127

1,9 раза

Продукция промышленности

128 -132

151,8

153

2,5 раза

Продукция сельского хозяйства

122 -128

125,7

90

1,2 раза

Инвестиции в основной капитал

160 -170

184

96,2

2,5 раза

Производство потребительских товаров

142 - 147

150,4

166

2,8 раза

в том числе:





продовольственные товары

139 - 144

151,1

117

2,3 раза

непродовольственные товары

150,4

198

3,4 раза

Объем внешней торговли (с учетом услуг по методо-логии платежного баланса)

142 - 150

229

-

3,3 раза

в том числе:





экспорт

143 -152

237,6

-

3,4 раза

импорт

141 - 149

220,8

-

3,1 раза

Реальные денежные доходы населения

158 - 163

176,7

174,7

3,4 раза

Реальная заработная плата

180 - 185

205,5

195,3

3,5 раза

Розничный товарооборот

150 - 155

209,9

217

5 раз

Платные услуги населению

160 -165

171,6

93

2,6 раза

Снижение энергоемкости ВВП

20 - 25

25,5

-

-

Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. м2 за период

12,75 - 15

16,12

72

1,9 раза


Значительно превышены задания Программы на 2001 – 2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП – на 27 процентов, выпуску промышленной продукции – на 53, производству потребительских товаров – на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате – в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту – в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал – 96,2 процента от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства - участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года (таблица 3).

Таблица 3 - Индексы изменения основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших государств-участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года) (процентов)

Страна

ВВП

Продукция промыш-ленности

Продукция сельского хозяйства

Инвестиции в основной капитал

Беларусь

117,3

140

92,3

75,1

СНГ*

89

80

80

54

в том числе:





Россия

89,5

76

43

Украина

66,7

96

73

47**

Казахстан

116,5

89

82***

62


В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8 процента в 2001 году до 13,5 процента в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4 до 3,5 процента. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объема производства промышленной продукции с 63,8 процента за 2001 год до 51,9 процента за 2005 год.

Увеличилась покупательная способность среднемесячной заработной платы. За 2001 – 2005 годы оплата труда в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики обеспечили к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 процентов, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Кроме того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 процентов по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

2001 – 2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития белорусской науки, повышения эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию производства.

В стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в сфере научной и инновационной деятельности, ее финансового обеспечения, создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.

При достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объемов внутренних затрат в научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития.

Интенсификации научной деятельности содействовали мероприятия по ее материальному стимулированию, в частности снижение в два раза ставки налога на прибыль организаций, включенных в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10 процентов НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др. Наметился рост заработной платы работников научной сферы.

Вместе с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.

В текущем пятилетии сравнительно высокими темпами развивается промышленность – наращивание объемов производства промышленной продукции обеспечено при опережающем росте производительности труда, увеличены объемы экспорта и валютных поступлений, закреплена положительная тенденция по энергосбережению, увеличились масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Расширение маркетинговых исследований, проведение сертификации выпускаемой продукции, дальнейшее развитие интеграционных связей со странами СНГ, прежде всего с Российской Федерацией, позволили усилить позиции белорусских товаров на внутреннем и внешних рынках.

Прирост промышленной продукции за 2001 – 2005 годы составил 51,8 процента против 28 – 32 процентов, предусмотренных Программой на 2001 – 2005 годы.

Кроме того, остается нерешенной ключевая проблема обеспечения дальнейшего экономического роста национальной экономики и выпуска конкурентоспособной продукции – обновление основных производственных фондов и модернизация промышленного производства на основе внедрения прогрессивных технологий, современных машин и оборудования. Особенно значителен износ основных средств в таких отраслях, как машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность.

Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы и на период до 2015 года, одобренными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 104, 5/4432), и было направлено на реализацию энергосберегающих мероприятий и рационализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировки энергоносителей. Приоритетным направлением модернизации электроэнергетических мощностей остается внедрение и использование паро- и газотурбинных, парогазовых установок.

Проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Березовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и четвертого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт установленной мощности. Построены и реконструированы линии электропередач напряжением 330 кВ и протяженностью 214,7 км, электрические сети соответственно 35 – 110 кВ – 72,1 км, 0,4 – 20 кВ – 7193,6 км.

На 1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7 процента, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном – 27 лет. Электротехническое оборудование физически и морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам не отвечает современным требованиям.

Ежегодный прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500 – 1600 км. За последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново, Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация Полесья.

Продолжалась модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Глубина переработки нефти в ОАО ”Нафтан“ достигла 70 процентов, в ОАО ”Мозырский НПЗ“ – 66 процентов.

Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоемкости ВВП за 2001 – 2005 годы на 25,5 процента.

В машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание Программы на 2001 – 2005 годы по увеличению объемов производства. За этот период объем продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания. Этому способствовала селективная государственная поддержка выбранных в качестве ”точек роста“ предприятий и производств, разработка и освоение принципиально новых видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках. Важной предпосылкой экономического подъема стало осуществление научно-технических программ, углубление производственной кооперации с предприятиями Российской Федерации.

Происходит наращивание выпуска экспортоориентированной продукции (телевизионных приемников, бытовых холодильников, автобусов, грузовых автомобилей и т.д.). Это стало возможным благодаря расширению работ по сертификации выпускаемой и новой продукции. Активно ведется работа по совершенствованию форм и методов управления производством путем создания в подведомственных организациях современных систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000, развития механизмов подтверждения соответствия и сертификации продукции. В результате предприятиями отрасли ежегодно выполняются задания по экспорту и достигнуто положительное сальдо во внешнеторговой деятельности.

Вместе с тем современное состояние машиностроения характеризуется высокой степенью износа машин и оборудования (до 85 процентов), что не позволяет большинству предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Сложным остается и финансовое положение предприятий, остро стоит проблема поиска средств на техническое перевооружение.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40 процентов) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль, которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном за счет импорта. Для частичного решения проблемы импортозамещения по целлюлозосодержащим полуфабрикатам в ОАО ”Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат“ завершается строительство второй очереди целлюлозного завода.

Позитивные изменения происходят в развитии строительного комплекса: среднегодовой рост объемов подрядных работ и промышленности строительных материалов составил 10 процентов в год. Предприятия промышленности выпускают строительные материалы, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и внешнего рынка. Промышленность комплекса сохраняет экспортную направленность, сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие потребительские свойства жилья, осуществляются меры по обновлению основных средств.

Однако не все задачи инвестиционной и инновационной политики в отрасли решены. Не в полной мере удовлетворяет современным требованиям качество строительной продукции. Актуальными являются задачи модернизации предприятий отрасли, обновления технической базы и машинного парка строительных машин, совершенствования структуры мощностей по выпуску стеновых материалов. Остаются высокими энерго- и материалопотребление, низок уровень рентабельности. Снижается ценовая конкурентоспособность белорусских строительных материалов на российском рынке.

Рост инвестиций в основной капитал за последнюю пятилетку (в среднем 13 процентов в год) позволил в 2005 году достигнуть 96,2 процента их объема от уровня 1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных средств и увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6 процента в 2000 году до 65,7 процента в 2005 году) и технологической структуре, где доля инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь увеличилась с 37,8 процента в 2000 году до 46,9 процента в 2005 году.

Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. В 2001 – 2005 годах обеспечена положительная динамика объемов ввода жилья. Обеспеченность жильем в среднем на одного жителя в 2005 году (по оценке) составила 23 кв. метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв. метра превышает уровень 2000 года. Ввод жилья в сельской местности и малых городах составит ежегодно в 2006 – 2010 годах около 32 процентов общего объема ввода (за 2005 год составил 41 процент).

На начало 2005 года на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 525 тыс. семей, что на 43,8 тыс. семей меньше, чем на начало 2001 года (около 14 процентов общего количества семей).

Проблемой остается снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилья, которая, несмотря на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы роста доходов населения.

В агропромышленном комплексе в 2001 – 2005 годах осуществлялось дальнейшее углубление специализации, совершенствовался организационно-экономический механизм, укреплялась материально-техническая база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции сельского хозяйства (125,7 процента) и производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ.

Среднедушевое производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей – со 138 до 205 кг, льноволокна – с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы – со 147 до 314 кг, молока – с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) – с 60 до 71 кг.

Наряду с позитивными сдвигами в сельском хозяйстве имеется ряд факторов, которые сдерживают его развитие: диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию и услуги, тяжелое финансовое положение предприятий отрасли, низкий уровень мотивации и производительности труда, низкий уровень развития интеграционных процессов.

Основное внимание в развитии перерабатывающей промышленности уделяется увеличению объемов производства продукции, повышению уровня потребления, техническому и технологическому перевооружению производства, ресурсосбережению, охране окружающей среды. В 2005 году по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8 процента, что выше программных показателей (26 – 34 процента).

Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;

высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

недостаточное развитие малого предпринимательства.

Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надежную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.

Заключение

Важнейшим условием выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы является правовое обеспечение направлений, институтов и механизмов ее реализации. Для этого необходимо формирование системы нормативных правовых актов, регулирующей всю совокупность экономических отношений, включая создание институтов рыночного типа, новых механизмов государственного управления и регулирования экономики в сочетании с рыночной саморегуляцией.

Целью формирования такой системы является повышение эффективности правового регулирования социальных и экономических отношений, решение актуальных проблем трансформации национальной правовой системы и ее адаптации к нормам международного права.

Важнейшими принципами и приоритетами построения и совершенствования системы нормативных правовых актов должны стать:

принятие нормативных правовых актов в рамках целостного комплекса, отражающего ключевые цели, компоненты и факторы социально-экономического развития страны, механизмы взаимодействия социальной, экономической, экологической сфер, а также правового государства, бизнеса и гражданского общества;

придание правовым институтам активной роли в регулировании общественных отношений;

совершенствование действующих актов законодательства, принимая во внимание такие его основополагающие принципы, как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;

приоритетность разработки нормативных правовых актов, точно отражающих политическую волю, конституционные принципы, соответствующие уровню правосознания граждан и действительным потребностям общества;

ориентация на международные стандарты в области прав человека.

Похожие работы на - Социально-экономическое совершенствование Республики Беларусь

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!