Факторы
|
Влияние на предложение
|
Влияние на спрос
|
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
|
Изменение уровня
доходов населения:
рост
сокращение
|
В современных условиях
является фактором увеличения предложения на рынке готового жилья
|
Увеличение
Уменьшение
|
Изменение уровня
доходов бизнеса:
рост
сокращение
|
Увеличение предложения
на рынке коммерческой недвижимости
|
Увеличение
Уменьшение
|
Доступность финансовых,
в частности, кредитных, ресурсов:
рост
сокращение
|
Увеличение
Уменьшение
|
Увеличение
Уменьшение
|
Ставки арендной платы:
рост
сокращение
|
Увеличение
Уменьшение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Стоимость строительства:
рост
сокращение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Увеличение на рынке
готового жилья
|
Ставки арендной платы:
рост
сокращение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Стоимость строительства:
рост
сокращение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Увеличение на рынке
готового жилья
|
Тарифы на коммунальные
услуги и платежи за ресурсы:
увеличение
|
Увеличение
|
Увеличение
|
2. СОЦИАЛЬНЫЕ
|
Изменение численности
населения
рост
сокращение
|
Увеличение
|
Увеличение
Уменьшение
|
Изменение
образовательного уровня:
рост
понижение
|
|
Увеличение
Уменьшение
|
Изменение уровня
преступности:
рост
понижение
|
|
Уменьшение
Увеличение
|
3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
|
Реальная налоговая ставка:
рост
понижение
|
Увеличение
|
Уменьшение
Увеличение
|
Уровень налога на имущество:
рост
понижение
|
Увеличение
|
Уменьшение
|
Уровень земельного налога:
рост
сокращение
|
Увеличение
|
Увеличение
|
Зональные ограничения:
более строгие
менее строгие
|
Увеличение
|
Увеличение
|
Условия совершения
сделок:
либеральные
ограничительные
|
Увеличение
|
Увеличение
|
Условия получения прав
на застройку:
либеральные
ограничительные
|
Увеличение
Уменьшение
|
|
4. УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ
|
Экологическая
обстановка:
улучшение
ухудшение
|
Увеличение
|
Уменьшение
|
Уровень развития
инфраструктуры:
высокий
низкий
|
Увеличение
|
Уменьшение
|
|
|
|
|
|
Долгосрочные и краткосрочные изменения факторов и условий на
рынке недвижимости и финансовом рынке управляют спросом и предложением недвижимости
[3] . Взаимодействие этих факторов определяет ставку дохода от инвестиций в
объекты недвижимости.
В настоящее время на российском рынке существует значительное
превышение предложения по сравнению с потребительским спросом (особенно на
коммерческую недвижимость).
Величина спроса на объекты жилой недвижимости обусловлена
многими факторами: транспортной оснащенностью района расположения объекта, его
экологическим состоянием, наличием объектов социально-культурного и бытового
назначения. Однако, наиболее существенен так называемый фактор местоположения.
Одной из важнейших особенностей объектов недвижимости
является необходимость постоянного выполнения регламентирующих функций.
Независимо от функционального назначения объекта он постоянно
нуждается в проведении ряда управленческих процедур: коммунальном обслуживании
жилых и нежилых помещений, текущем ремонте и технической эксплуатации, охране,
поиске и деловых контактах с арендаторами, контроле за поступлением платежей и
др. Качество управления объектами недвижимости составляет значительную часть
его функциональных характеристик и оказывает значительное воздействие на
конкурентоспособность объектов и цену их потребления.
Преимущества:
• возможность получения большей прибыли (чем на других
рынках) за весь период эксплуатации объектов недвижимости;
• достаточная устойчивость потребительского спроса;
• меньшая подверженность колебаниям экономических циклов;
• наличие определенной защиты от внезапных изменений рыночной
конъюнктуры ввиду долгосрочного характера аренды и длительного срока
строительства конкурирующих объектов.
К недостаткам можно отнести:
• информация на рынке не столь открыта, как, например, на рынке
товаров, что затрудняет процесс обоснования для объема и характера инвестиций;
• отсутствие законодательной базы в отношении обязательной
публикации информации о сделках на рынке недвижимости;
• необходимость использования информации о сделках, совершаемых
на рынке недвижимости;
• «жесткая» зависимость от внешних условий градостроительного
регулирования, возможностей строительного комплекса и специфики
потребительского спроса;
• издержки сделок (необходимость проверки юридической чистоты
объекта недвижимости, а также затраты на техническую документацию и
регистрацию) значительны, если не сказать высокие.
2 Структура рынка недвижимости
Рынок недвижимости представляет собой совокупность следующих
структурных элементов:
·
объектов
недвижимости;
·
экономических
субъектов, оперирующих на рынке;
·
процессов
функционирования рынка;
·
инфраструктуры
рынка
Экономическими субъектами рынка недвижимости являются:
·
продавцы
(арендодатели). В качестве продавца (арендодателя) может выступать любое
юридическое или физическое лицо, имеющее право собственности на объект, в том
числе государство в лице своих специализированных органов управления
собственностью
·
покупатели
(арендаторы). В качестве покупателя (арендатора) может выступать юридическое
или физическое лицо или орган государственного управления, имеющий право на
данную операцию по закону (имеются в виду ограничения на деятельность
нерезидентов, иностранных граждан, а также на коммерческую деятельность
государственных органов).
·
профессиональные
участники рынка недвижимости. Состав профессиональных участников РН
определяется перечнем процессов, протекающих на рынке с участием государства, и
перечнем видов деятельности коммерческих структур.
Различают следующих профессиональных участников: институциональные
и неинституциональные участники рынка недвижимости.
Институциональные участники рынка недвижимости – субъекты,
представляющие интересы государства и действующим от его имени. Относят
организации следующего профиля:
·
организации,
регулирующие градостроительное развитие, землеустройство и землепользование
·
федеральные
и территориальные земельные органы, занимающиеся инвентаризацией земли,
созданием земельного кадастра, зонированием территорий, оформлением
землеотвода,
·
федеральные
и территориальные органы архитектуры и градостроительства, занимающиеся
утверждением и согласованием градостроительных планов застройки территорий и
поселений, созданием градостроительного кадастра, выдаче разрешений на строительство;
·
органы
экспертизы градостроительной и проектной документации, занимающиеся
утверждением и согласованием архитектурных и строительных проектов;
·
органы,
ведающие инвентаризацией и учетом строений;
·
органы
технической, пожарной и иной инспекции, занимающиеся надзором за строительством
и эксплуатацией зданий и сооружений;
·
проектировщики,
строители, специалисты по технической эксплуатации, финансируемые из бюджета;
·
органы-регистраторы
прав на недвижимость и сделок с ними;
·
государственные
нотариусы.
Неинституциональные участники рынка недвижимости – субъекты, работающим
на коммерческой основе. Относят организации следующего профиля:
·
брокеры,
оказывающие услуги продавцам и покупателям при совершении сделок с
недвижимостью;
·
оценщики
недвижимости, оказывающие услуги собственникам, инвесторам, продавцам,
покупателям по независимой оценке стоимости объектов;
·
финансисты
(банкиры), занимающиеся финансированием операций на рынке недвижимости, в том
числе ипотечным кредитованием;
·
девелоперы,
занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости, в том числе
организацией и финансированием инвестиционного проекта, проектированием и
строительством, продажей объекта полностью или по частям либо сдачей в аренду
(самостоятельно или с привлечением ранее перечисленных участников в качестве
подрядчиков и соинвесторов);
·
редевелоперы,
занимающиеся развитием и преобразованием (вторичной застройкой) территорий;
·
управляющие
недвижимостью, занимающиеся финансовым управлением и технической эксплуатацией
объекта;
·
проектировщики
и строители, работающие на коммерческой основе; юристы, занимающиеся
юридическим сопровождением операций на рынке недвижимости;
·
страховщики,
занимающиеся страхованием объектов, сделок, профессиональной ответственности;
·
участники
фондового рынка недвижимости, занимающиеся созданием и оборотом ценных бумаг,
обеспеченных недвижимостью (жилищные облигации, пул закладных при ипотечном
кредитовании);
·
аналитики,
занимающиеся исследованием рынка недвижимости и подготовкой информации для
принятия стратегических решений по его развитию;
·
финансовые
аналитики, занимающиеся финансовым анализом инвестиционных проектов;
·
маркетологи,
специалисты по связям с общественностью и рекламе, занимающиеся продвижением
объектов и услуг на рынке;
·
информационно-аналитические
издания и другие СМИ, специализирующиеся на тематике рынка недвижимости;
·
специалисты
по информационным технологиям, обслуживающие РН;
·
специалисты
в области обучения и повышения квалификации персонала;
·
любые
специалисты – сотрудники и члены национальных и международных профессиональных
объединений рынка недвижимости.
Рассмотрим подробнее деятельность некоторых участников рынка.
Строительные организации (продавцы) существуют в относительно небольшом
количестве, так как строительство требует больших капиталовложений и имеет
достаточно длительный срок окупаемости. Данные организации строят новое жилье,
нежилые объекты и продают объекты недвижимости либо сами, либо привлекая
посредников-продавцов, оплачивая их услуги.
Риэлтер – это лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью
на рынке недвижимости, осуществляя различные сделки с недвижимым имуществом и
правами на него. Эта деятельность может осуществляться юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями. Риэлтерские фирмы продают не саму недвижимость,
последняя не является их собственностью, а свои услуги. Основной источник
доходов – получение комиссионных за услуги, оказываемые продавцам или
покупателям недвижимости. Риэлтерская деятельность подлежит обязательному
лицензированию.
Оценщики. Процедура оценки предшествует принятию любого решения,
связанного с недвижимостью. Оценка представляет обоснованное мнение независимой
стороны о рыночной стоимости недвижимости.
Существует несколько характерных случаев, когда необходимо
обращение к услугам оценщика:
·
оценка
по заказу продавца перед выставлением недвижимости на продажу;
·
оценка
по заказу потенциального покупателя перед заключением сделки;
·
оценка
перед реконструкцией недвижимости на предмет прироста дохода от эксплуатации и
ее рыночной стоимости в зависимости от затрат на преобразование объекта;
·
оценка
инвестиционного проекта;
·
оценка
при получении кредита под залог недвижимости, при внесении недвижимости в
качестве доли в уставный капитал нового предприятия;
·
оценка
для определения стартовой цены объекта недвижимости на конкурсах, аукционах и
др.
Девелопер – это профессиональный предприниматель, инициирующий и
обеспечивающий реализацию наилучшего из возможных вариантов развития
недвижимости, включая организацию финансирования проекта.
Банки – пассивные участники российского рынка недвижимости. Основной
деятельностью банков на рынке недвижимости должно быть участие в инвестиционных
и девелоперских проектах, ипотечное кредитование.
Процессы функционирования рынка – процессы создания, использования и обмена
объектов недвижимости и управления рынком,
Различают следующие основные процессы:
1. Создание развития объекта недвижимости;
1.1 Организация системы развития недвижимости;
1.2 Развитие территорий;
1.3 Создание (развитие) объекта недвижимости;
2. Использование (эксплуатация) объекта недвижимости;
2.1.Организация эксплуатации и управления недвижимостью;
2.2.Управление объектом;
3.1.Организация системы товарного оборота недвижимости;
3.2.Передача прав (правомочий) собственности на объект
недвижимости и регистрация сделки;
3.3.Финансирование товарного оборота недвижимости
4. Управление рынком;
4.1.Исследование рынка;
4.2.Формирование и развитие рынка;
4.3.Контроль и регулирование.
Инфраструктура рынка недвижимости – совокупность механизмов, обеспечивающих
функционирование рынка
Условно можно выделить четыре таких механизма:
Во-первых, социальный механизм, включающий в себя:
·
законодательную
и нормативную базы рынка;
·
систему
общественного контроля над соблюдением правовых и этических норм всеми
участниками рынка, защиты их прав и интересов.
Основными участниками рынка, реализующими этот механизм являются
законодательные и представительные органы власти и управления федерального и
регионального уровней, профильные подразделения исполнительных органов,
общественные объединения неинституциональных участников рынка в лице их
юридических подразделений.
Во-вторых, методологический (макрорыночный) механизм, включающий в
себя:
·
систему
мониторинга и исследования процессов функционирования рынка недвижимости,
способов и средств реформирования и развития рынка (исследовательские
подразделения общественных объединений, исследовательские организации рынка
недвижимости при участии профессионалов-практиков);
·
специализированные
государственные, общественные и коммерческие институтов управления развитием
рынка недвижимости, в частности:
а) органы координации усилий государственных учреждений и
ведомств, направленных на развитие рынка недвижимости.
б) специализированных структурных подразделений органов
государственной власти и местного самоуправления, ориентированных на
реформирование, регулирование и контроль рынка недвижимости, защиту
собственника от противоправных действий;
в) саморегулируемых и общественных организаций, профессиональных и
потребительских союзов рынка недвижимости;
г) образовательных учреждений и информационных центров рынка
недвижимости;
д) некоммерческих и коммерческих организаций – исследователей и
инициаторов реформирования отдельных сегментов рынков недвижимости.
В-третьих, инженерно-технологический механизм, включающий в себя:
·
эталонные
технологии профессиональной деятельности на рынке недвижимости при проведении
операций всех категорий;
·
стандарты
описания объектов недвижимости всех видов в интересах операций с ними всех
категорий;
·
единое
информационного пространства рынка недвижимости и обеспечение информационной
открытости рынка;
·
законодательно
закрепленые эталонные требования к недвижимому имуществу и к профессиональной
деятельности на рынке недвижимости;
·
нормативные,
инструктивные и регистрационные документы, регламентирующие операции на рынке
недвижимости;
·
банки
данных эталонных (модельных) технологий деятельности на рынке недвижимости.
В-четвертых, психолого-поведенческий механизм, включающий в себя
профессиональные нормы и стандарт взаимоотношений участников рынка, сводящих к
минимуму издержки проведения операций (транзакций) на этапах поиска информации,
ведения переговоров, принятия решений, правового закрепления сделок, мотивации
участников, координации усилий участников, контроля и восстановления нарушенных
прав и применения санкций к нарушителям.
3 Основные понятия рынка недвижимости
Основными факторами, которые действуют на любом рынке, являются:
спрос, предложение и цена.
Спрос – это количество земельных участков, зданий, сооружений и прав на
них, которые покупатели готовы приобрести по складывающимся ценам за
определенный период времени.
При прочих равных условиях спрос на недвижимость изменяется в обратной
зависимости от цены.
Спрос на недвижимые объекты формируется под влиянием
многочисленных факторов
·
экономические
факторы: темпы экономического роста и научно-технического прогресса; уровень
конкуренции на рынке; уровень, динамика и дифференциация доходов потенциальных
покупателей; уровень деловой активности населения; возможность привлечения
заемных средств; стоимость строительства и цены на объекты недвижимости; цены и
тарифы на коммунальные услуги; уровень арендной платы; налогообложение.
·
социальные
факторы: структура населения; плотность населения; число семей; миграция
населения; численность населения и тенденции ее изменения; возрастной и
социальный статус населения; образовательный уровень и др.
·
природно-климатическая
среда: климат; продолжительность времен года; водный и тепловой режим; тип
почв; запас питательных веществ в почве; экология.
·
административные
факторы: постоянные и временные ограничения; условия получения прав на
строительство недвижимости; правовые условия совершения сделок (регистрация,
сроки и др.).
·
окружающая
среда: состояние социальной инфраструктуры; транспортные условия;
местонахождение недвижимости.
·
национальные
и культурные условия, традиции населения.
·
политические
факторы: степень совершенства законодательства, уровень стабильности.
Спрос на недвижимость может быть очень изменчивым по регионам,
районам и микрорайонам. Например, открытие в маленьком городке новой фабрики
может вызвать значительный приток рабочей силы, что, в свою очередь, потребует
строительства большого количества нового жилья, торговых и рекреационных
объектов и так далее. В то же время, недостаток средств для ипотечного
кредитования и высокие процентные ставки могут сдерживать спрос на
недвижимость.
Спрос на землю как фактор производства, по своей сути является производным
от спроса на конечный продукт, производимый с использованием земли. Поэтому
величина спроса на землю будет определяться:
·
ценой
земли относительно цены на другие факторы производства;
·
продуктивностью
земли;
·
ценой
конечного продукта.
Предложение – это количество объектов недвижимости, которое собственники
готовы продать по определенным ценам за некоторый период времени.
В любой текущий момент времени общее предложение складывается из
двух элементов – предложение уже существующей и новой недвижимости. Соотношение
двух элементов предложения изменяется во времени и от места к месту. В то же
время, основной тенденцией является преобладание предложения существующей
недвижимости, что связано с ее долговечностью.
Изменение предложения объектов недвижимости на рынке может быть
реализовано:
·
за
счет строительства новой или реконструкции существующей недвижимости;
·
за
счет изменения типа использования;
·
за
счет изменения существующих прав на недвижимость без физического изменения недвижимости.
Цена – это количество денег, уплаченных за единицу недвижимости в
совершенных сделках.
Рыночная стоимость – это наиболее вероятный денежный эквивалент собственности.
Это наивысшая цена, которую принесет продажа участка на конкурентном и открытом
рынке, когда покупатель и продавец действуют разумно и на сделку не влияют посторонние
стимулы.
4 Сегментация рынка недвижимости
При описании структуры рынка недвижимости применяют три наиболее
распространенных подхода:
·
институциональный;
·
объектный;
·
воспроизводственный.
Институциональный подход предполагает описание видов деятельности на
рынке недвижимости с точки зрения правовых норм, правил и стандартов, типичных
способов его осуществления и регулирования, т. е. как самостоятельный институт,
а также с указанием взаимосвязи между институтами. Выделим основные институты
рынка недвижимости:
·
органы
власти (федеральные, региональные, муниципальные), осуществляющие регулирование
условий функционирования и развития рынка недвижимости;
·
институт
независимой оценки недвижимости;
·
девелопмент;
·
банки
и другие институты (инвестиционные фонды, трастовые фонды), использующие в
своей деятельности механизм залогового кредитования;
·
институт
управляющих недвижимостью;
·
институт
риэлторов;
·
государственный
и частный нотариат;
·
строительные
организации;
·
арендаторы
недвижимости;
·
продавцы
недвижимости;
·
саморегулируемые
и общественно-профессиональные объединения участников рынка недвижимости и т.д.
Объектный подход предполагает классифицировать деятельность на рынке недвижимости
с точки зрения объекта гражданских правоотношений (земля, искусственные
сооружения, а также соответствующие им права собственности). Правомерно будет
выделить:
·
рынок
искусственных сооружений (жилой, промышленной и коммерческой недвижимости);
·
строительный
рынок;
·
рынок
таймшеров и т.д.
Воспроизводственный подход предполагает описание структуры рынка через
призму отношений, возникающих в процессе цикла воспроизводства недвижимости.
С достаточной степенью условности они могут быть представлены
тремя группами отношений:
·
рынок
развития объектов недвижимости - совокупность отношений, возникающих в процессе
реконструкции или создания объекта недвижимости. Предполагает деятельность по
созданию (видоизменению) физических характеристик объектов недвижимости
(обусловливают весь дальнейший характер операций с правами (оборот) и
потребления объекта недвижимости);
·
рынок
потребления объектов недвижимости - совокупность отношений, возникающих в процессе
эксплуатации, содержания и управления объектами недвижимостью. Обеспечивает
эксплуатацию, содержание и управление объектами недвижимости.
·
рынок
оборота прав на недвижимость - совокупность отношений, возникающих при
перераспределения прав на недвижимость. Обеспечивает переход прав на объекты
недвижимости, регистрацию прав и сделок с ними.
Рынок недвижимости имеет разветвленную структуру, и его можно
сегментировать по различным признакам.
По способу совершения сделок на рынке недвижимости выделяют следующие
его составляющие.
Первичный рынок – это экономическая ситуация, когда недвижимость как товар
впервые поступает на рынок. Основными продавцами недвижимости в таком случае
выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов
власти (за счет приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилых
объектов и вещных прав) и строительные компании – поставщики жилой и нежилой
недвижимости. Количество недвижимости, предлагаемой на первичном рынке, зависит
от нового строительства. Учитывая, что потребности населения в жилье,
предпринимателей – в коммерческой недвижимости, далеки от должного
удовлетворения, дальнейшее развитие рынка недвижимости может происходить только
с учетом нового строительства, т. е. первичного рынка.
На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее бывший в
употреблении и принадлежащий определенному собственнику – физическому или
юридическому лицу.
Первичный и вторичный рынки недвижимости взаимосвязаны. Если по
каким-либо мотивам (например, межнациональный конфликт в регионе,
неблагоприятная экологическая обстановка и т. д.) увеличится предложение
недвижимости на вторичном рынке, это приведет к обесцениванию недвижимости на
первичном рынке. В то же время рост затрат на строительство приводит к увеличению
цен на первичном рынке жилья, что тут же сказывается на росте цен на вторичном
рынке.
Организованный рынок – это хозяйственный оборот недвижимости и
прав на нее в строгом соответствии с действующим законодательством с участием
лицензированных профессиональных посредников. Этот рынок гарантирует
юридическую чистоту сделок и защиту прав их участников. Неорганизованный
(уличный) рынок не всегда обеспечивает надежность совершаемых операций.
По виду объекта (товара): земельный рынок, рынок зданий, сооружений,
предприятий, помещений, многолетних насаждений, вещных прав и иных объектов.
По географическому фактору: каждый регион и район может
представлять собой отдельный рынок; даже в различных районах отдельного города
могут существовать различные рыночные условия (местный, городской, региональный,
национальный, мировой).
По стоимости: рынок дорогой недвижимости, массовый рынок
относительно недорогой недвижимости.
По степени готовности к эксплуатации: существующих объектов,
незавершенного строительства, нового строительства.
По форме собственности: государственных и муниципальных объектов,
частных, др.
По виду сделок: купли-продажи, аренды, инвестиций, ипотеки, залога
и др.
По использованию (функциональному назначению): рынок жилья, рынок
нежилых помещений (коммерческой недвижимости), рынок недвижимости промышленного
и сельскохозяйственного назначения.
Итак, рынок недвижимости – система правовых, экономических,
организационных и культурных отношений между субъектами рынка недвижимости по
поводу создания, формирования, распределения, обмена, потребления полезных
свойств, а также прав и обязанностей, вытекающих из обладания объектов
недвижимости.
Рынок недвижимости имеет ряд специфических особенностей:
·
локализация
рынка, поскольку его товары неподвижны, а ценность их в значительной мере
зависит от внешней окружающей среды;
·
значительно
меньшее число сделок купли-продажи;
·
владение
недвижимостью и сделки с ней обычно предполагают четыре вида затрат:
единовременные сравнительно крупные инвестиции; на поддержание объекта в
функциональном состоянии (ремонт, эксплуатационные расходы); налог на
недвижимое имущество; государственная пошлина и другие сборы на сделки;
·
сравнительно
высокая степень государственного регулирования рынка законодательными нормами и
зонированием территорий (регулируется земельным и гражданским законодательством
с учетом водного, лесного, природоохранного и иного специального права);
·
рынок
недвижимости несовершенен.
Таким образом, из краткого рассмотрения характеристик рынка
недвижимости можно сделать вывод об их существенном несоответствии критериям
совершенного рынка. В силу объективных обстоятельств, посредством только
ценового механизма нельзя решить задачу оптимального распределения
недвижимости, как ресурса общества. Цены на рынке недвижимости более стабильны
и практически не реагируют на краткосрочные изменения рыночной конъюнктуры.
1. Фридман Дж., Ордуэй Н.
Анализ и оценка приносящей доход недвижимости / Пер. с англ. — М., 1995.
2. Коуз Р. Фирма, рынок и
право. — М., 1999, с. 59.
3. Ардемасов Е.Б., Горбунов
А.А., Песоцкая Е.В. Маркетинг в управлении недвижимостью / Под ред. А.А.
Горбунова. - С.-Пб., 2005. - С. 24 - 26.
4. Горемыкин В.А., Бугулов
Э.Р. Экономика недвижимости. –М.: 2002. – С. 7- 30, 85 - 96.
5. Старинский В.Н., Асаул
А.Н., Кускова Т.А. Экономика недвижимости: Учебное пособие / Под ред. Г.А.
Краюхина. - С.-Пб., 2002. – С. 5 -25.
6. Виноградов д.в. ФУНКЦИИ И
ОСОБЕННОСТИ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ. РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ. ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ:
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ (электронный учебник). – Источник: EUP.RU
7. "Газета Стройка" №10 (2005)
рубрика "Стройинформ"
8. www.aup.ru