Основы философского знания
План
Введение
1.
Каковы основные черты философского мышления?
1.1
Что такое мышление?
1.2
Основные формы мышления
2.
Сознание и бессознательное. Сознание и язык
2.1
Уровни ясности сознания
2.2 О
бессознательном
2.3
Язык как средство общения и взаимного понимания людей
2.4
Магия слова
2.5
Единство языка и сознания
2.6
Знаковые системы
Заключение
Литература
Введение
Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в
целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия)
с их гигантскими достижениями требуют от нас, прежде всего от молодежи, совершенствования,
энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли,
утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже
постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные
глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта
проблема вновь стала остро актуальной.
Все знания человечества, как бы они ни были многообразны
и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы
«растопыренные» пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это
естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и
обобщающее-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским
мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной
тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
Для человека как разумного существа бесконечно важнее
любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же
такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и
разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова
природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать
не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа,
точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области
философского мышления.
Философия дает систему знания о мире как целом. Она не
занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания,
беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему
знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о
познании, о нравственности и т.п.
1. Каковы основные
черты философского мышления?
Человек всегда о чем-то думает, даже тогда, когда ему
кажется, что он ни о чем не думает. Бездумное состояние, как утверждают
психологи, есть состояние в сущности своей максимально расслабленного, но все
же думания, хотя бы о том, чтобы ни о чем не думать. От чувственного познания,
от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому
мышлению. Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное
отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Творческое мышление
направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление
– это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.
Пытливость – существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения к
мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на
внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь
построить здание научного и философского знания из одних чувственных ощущений и
представлений и их комбинации, как это пытается сделать сенсуализм, нет никакой
возможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную
сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.
Общее в вещах – это, прежде всего закон, существенные
свойства и отношения, а они не существуют внешним образом как отдельный
предмет, они не воспринимаемы непосредственно. Внешние стороны вещей, явления
отражаются прежде всего и главным образом с помощью живого созерцания,
эмпирического познания, а сущность, общее в вещах – с помощью понятий, логического
мышления. В мышлении, в понятиях уже отсутствует непосредственная связь с
вещами. Мы можем понимать и то, что не в состоянии воспринимать.
Специальное устройство наших органов чувств и их
небольшое число потому и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что к
ним присоединяется деятельность теоретического мышления. Наша мысль,
преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, в
его суть. Исходя из данных чувственного и эмпирического опыта, мышление может
активно соотносить показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями в
голове данного индивида, более того, со всем совокупным опытом, знаниями
человечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данного человека, и
решать практические и теоретические проблемы, проникая через явления в сущность
все более и более глубокого порядка.
Логическое – это значит подчиненное правилам, принципам и
законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более
глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти
правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические
законы – это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе
практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия
его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется
логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системой
духовной культуры. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове
отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при
достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только
ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила
логического мышления.
Первый существенный признак мышления заключается в том,
что оно есть процесс опосредованного познания предметов. Это опосредование
может быть весьма сложным, многоступенчатым. Мышление опосредуется прежде всего
чувственной формой познания, нередко символическим содержанием образов, языком.
На основании видимого, слышимого и осязаемого люди проникают в неведомое, неслышимое
и неосязаемое. Именно на таком опосредованном познании строится наука.
На чем основывается возможность опосредованного познания?
Объективной основой опосредованного процесса познания является наличие
опосредованных связей в мире. Например, причинно-следственные отношения дают
возможность на основании восприятия следствия следить вывод о причине, а на
основании знания причины предвидеть следствие. Опосредованный характер мышления
заключается также в том, что человек познает действительность не только на
основе своего личного опыта, но и учитывает исторически накопленный опыт всего
человечества.
В процессе мышления человек в поток своих мыслей вовлекает
нити из полотна общего запаса имеющихся в его голове знаний о самых
разнообразных вещах, из всего накопленного жизнью опыта. И зачастую самые
невероятные сопоставления, аналогии и ассоциации могут привести к решению
важной практической и теоретической проблемы. Теоретики могут с успехом
извлекать научные результаты относительно вещей, которые они, быть может,
никогда не видели. Например, на основе одного лишь утонченного аппарата
логического мышления А.Эйнштейн вывел закон эквивалентности массы и энергии
чисто логически – мелом на доске и карандашом на листе бумаги.
В жизни мыслят не только «теоретики», но и практики.
Практическое мышление направлено на решение частных конкретных задач, тогда как
теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Если теоретическое
мышление сосредоточено преимущественно на переходе от ощущения к мысли, идее,
теории, то практическое мышление направлено прежде всего на реализацию мысли,
идеи, теории в жизнь. Практическое мышление непосредственно включено в практику
и постоянно подвергается ее контролирующему воздействию. Теоретическое мышление
подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных
результатах.
Практическое и теоретическое мышление – это единый
процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии.
Однако в силу различных причин эти типы мышления не всегда совмещаются в одном
человеке с одинаковой полнотой. История науки знает блестящих экспериментаторов
и не менее блестящих теоретиков и наоборот. В науке происходит в известной
степени разделение труда между учеными – экспериментаторы и теоретики. И то и
другое требует специфических навыков, образования, системы знаний и того, что
называется складом ума.
Мышление является предметом изучения многих наук: теории познания,
логики, психологии, физиологии высшей нервной деятельности, в какой-то мере
эстетики, изучающей художественную форму мышления, а также в определенной
степени общего языкознания, исследующего связь между языком и мышлением в их
историческом развитии.
Единство теории познания, исследующей общие методы
познания и отношение знания, мышления к объективной реальности, и логических
аспектов мысли с учетом психологии творчества и достижений всего научного
познания нашло свое наиболее полное отражение в общефилософской логике. Логика
выполняет важную роль общей методологии наук. Именно логика представляет собой
общее учение об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его
отражении в мышлении, в движении понятий. Как бы человек глубоко, тонко и гибко
ни мыслил, он мыслит по законам логики, при условии верного хода мысли, не
нарушая ни одного ее принципа.
Колоссальная сложность проблем, вставших перед
современной наукой и техникой, потребовала интенсивного развития логики,
приведения логического аппарата мышления в соответствие с сильно возросшими
требованиями, особенно кибернетической тех Ники. Эта жизненная потребность
обусловила появление новых направлений в логике – многозначной, вероятностной и
других логических дисциплин; сблизила формальную логику с математикой и вызвало
к жизни математическую логику.
Между мышлением и бытием существует единство. Реальной
основой единства мышления и бытия является общественная практика, в процессе
которой формируются логические формы и законы мышления. Отличие логических
закономерностей от объективных общих закономерностей развития мира заключается
в том, что человек может применять логические закономерности сознательно, тогда
как в природе закономерности развития мира пролагают себе дорогу
бессознательно.
Мышление современного человека, достигшее удивительного
совершенства в приемах активного отражения действительности, представляет собой
чрезвычайно сложный продукт многовекового развития познавательной деятельности
бесчисленных поколений людей. Благодаря кропотливым и упорным усилиям в борьбе
с природой каждое поколение неустанно вносило свою посильную лепту в
грандиозное здание культуры человеческой мысли.
Для того чтобы глубоко и всесторонне понять сущность
человеческого мышления, вскрыть его познавательную роль, изучить, каким оно
является в данный момент, необходимо выяснить, как оно стало таковым. Без
подлинно научной разработки истории развития мышления не может быть и его
настоящей теории.
Исторически развитие мышления шло от конкретных, наглядно-образных
форм к отвлеченным, все более абстрактным формам. Познание у каждого человека
идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и является воспроизведением
исторического пути развития мышления. Специфические особенности ранних ступеней
развития мышления, отличавшегося конкретностью, наглядностью, получили свое
выражение, например, в операциях счета. Первобытный человек не мог осуществлять
счет «в уме». Прежде чем научиться считать мысленно, люди считали при помощи
рук, манипулируя с конкретными предметами. Счет «в уме» возможен лишь
посредством оперирования отвлеченными единицами, т.е. при условии
абстрагирования количества предметов от самих предметов. Первобытные люди не
обладали этой способностью; они могли считать лишь непосредственно осязаемые и
зримые предметы.
Слова и выражения в своем поступательной историческом
развитии как бы обволакивались тем смыслом, который вкладывали в них различные
поколения людей, пользовавшиеся ими. Проследим, например, этимологию слова
«понятие». На ранней ступени развития сознания человека оно означало физическое
действие, осуществляемое руками, – схватить, объять. Затем по мере развития
абстракции это слово стало обозначать деятельность ума. Понять – это значит
схватить, уловить умом какие-то реальные отношения между предметами и явлениями
действительности. В настоящее время термин «понятие» выражает уже не только сам
процесс умственной деятельности – понимание, но и результат этого умственного
процесса – умственный образ, отражающий предметы или явления в их существенных
признаках. Человек всегда стремился представить конкретно, наглядно то, что
недоступно конкретному восприятию. Отсюда выражения: «острая мысль», «пылкое
воображение», «холодный рассудок», «черный замысел», «глубокий ум» и т.д. и
т.п.
1.2 Основные формы мышления
Разумное содержание процесса мышления облекается в
исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых
возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и
умозаключения. Понятие – это мысль, в которой отражаются общие, существенные
свойства, связи предметов и явлений. По самому существу своему и, как
показывает само слово «понятие», – это не есть что-либо состоящее или
пребывающее, непосредственно готовое; оно есть не что иное, как самый акт
понимания, чистая деятельность мышления. Понятия не только отражают общее, но и
расчленяют вещи, группируют, классифицируют их в соответствии с их различиями.
Кроме того, когда мы говорим, что имеем понятие о чем-либо, то под этим
подразумеваем, что мы понимаем сущность этого объекта. Так, понятие «человек»
не только отражает существенно общее, то, что свойственно всем людям, но и
отличие любого человека от всего другого, а понимание сущности данного человека
предполагает знание сущности человека вообще, т.е. наличие понятия о том, что
такое человек: «Человек – это биосоциальное существо, обладающее разумом,
членораздельной речью и способностью трудиться».
В отличие от ощущения, восприятий и представлений понятия
лишены наглядности, или чувственности. Восприятие отражает деревья, а понятие –
дерево вообще. Содержание понятия зачастую невозможно себе представить в виде
наглядного образа. Человек может представить, например, доброго человека, но он
не сможет представить в виде чувственного образа такие понятия и процессы, как
доброта, зло, красота, закон, скорость света, мысль, причина, стоимость и т.п.
Аналогичное утверждение справедливо в отношении всех понятий любой науки. Их
объективное определение раскрывается опосредованно и выходит за пределы
наглядности. Понятие схватывает и сохраняет лишь существенное: понятие есть
мысленный образ сущности. Вот почему сравнительно немногие понятия обнимают
бесчисленное множество вещей, свойств и отношений. В различные эпохи понятия
различны по своему содержанию. Они различны на разном уровне развития одного и
того же человека.
Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством
связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. Суждения
имеются там, где мы находим утверждение или отрицание, ложность или истинность,
а также нечто предположительное.
Если бы в нашем сознании мелькали только одни
представления, наличествовали сами по себе понятия, и не было бы их логического
«сцепления», то не могло быть и процесса мышления. Известно, что жизнь слова
реальна лишь в речи, в предложении. Подобно этому и понятия «живут» лишь в
контексте суждений. Изолированное понятие – это искусственный «препарат», как,
например, клеточка организма, изъятая из своего целого. Мыслить – значит судить
о чем-либо. При этом понятие, которое мы не можем развернуть в суждение, не
имеет для нас логического смысла.
Можно сказать, что суждение (или суждения) – это
развернутое понятие, а само понятие – это свернутое суждение (или суждения). И
все споры о том, что выше – понятие или суждение – это схоластическое, а потому
бесплодное занятие.
Словесной формой выражения суждения является предложение
как непосредственная, материализованная действительность мысли. Суждения,
каковы бы они ни были, всегда представляют собой соединение субъекта с
предикатом, т.е. того, о чем что-либо высказывается, и того, что именно
высказывается. Поэтому все рассматриваемые в логике виды суждений связаны с
возможными модификациями субъекта, предиката и связи между ними.
К тому или иному суждению человек может прийти путем
непосредственного наблюдения какого-либо факта или опосредованным путем – с
помощью умозаключения.
Мышление не есть просто суждение. В реальном процессе
мышления понятия и суждения не пребывают особняком. Они как звенья включены в
цепь более сложных умственных действий – в рассуждения. Относительно
законченной единицей рассуждения является умозаключение. Из имеющихся суждений
оно образует новое – вывод. Именно выведение новых суждений является
характерным для умозаключения как логической операции. Суждения, из которых
выводится заключение, суть посылки. Умозаключение представляет собой операцию
мышления, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое
суждение.
В познании, как и в самой реальности, все опосредованно,
при этом, разумеется, в разной степени. Умозаключение – более высокий уровень
логического опосредования, чем суждение, и оно исторически возникло гораздо
позже, – так же, впрочем, как и в онтогенезе, знаменуя собой принципиально
новый уровень развития мышления.
Таким образом, умозаключение как логическая операция есть
факт сознания, но его логическая форма не осознается: она укореняется в сфере
неосознанного, как и языковые структуры, которыми мы оперируем, не ведая как.
Вместе с тем и то и другое в мгновение ока может осветиться лучами сознания,
если в этом появляется потребность.
Поскольку любое знание носит ограниченный характер как
исторически, так и по содержанию, поскольку в каждый данный период существует
необходимость в предположительном знании, в гипотезах. Гипотеза – это
предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее существование предмета,
его свойств, определенных отношений. Гипотеза – это вид умозаключения,
пытающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, это
своего рода посох, которым ученый ощупывает дорогу в мир неведомого, или, как
сказал И.В. Гете, леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание
готово.
В силу своего вероятностного характера гипотеза требует
проверки и доказательства, после чего она приобретает характер теории. Теория –
это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих
факты, события и их предполагаемые причины в определенной логической связи; это
система суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и
осуществляющих научное предвидение.
Сердцевину научной теории составляют входящие в нее
законы. Развитие науки связано с открытием все новых и новых законов
действительности. Власть человека над окружающим миром измеряется объемом и
глубиной знания его законов.
На основе глубокого познания вещей, их свойств и
отношений человек может время от времени прорывать границы настоящего и
заглядывать в таинственное будущее, предвидя существование еще неизвестных
вещей, предсказывая вероятное и необходимое наступление событий. Венец научной
работы есть, по словам Н.А. Умова, предсказание. Оно раскрывает нам даль
грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий
о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества силы природы и силы,
движущие жизнь общества. «Управлять – значит предвидеть», – гласит известное
изречение.
Весь прогресс научного знания связан с возрастанием силы
и диапазона научного предвидения. Предвидение дает возможность контролировать
процессы и управлять ими. Научное познание открывает возможность не только предвидения
будущего, но и сознательного формирования этого будущего. Жизненный смысл
всякой науки может быть охарактеризован так: знать, чтобы предвидеть,
предвидеть, чтобы действовать.
Теоретическое мышление никогда не обходилось и не может
обойтись без руководства определенными предписаниями, правилами, методами. Без
этого, по словам Г. Лейбница, наш разум не смог бы проделать длинного пути, не
сбившись с него.
2. Сознание и бессознательное. Сознание и язык
2.1 Уровни ясности сознания
Термины «бессознательное», «подсознательное»,
«неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в
обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но
так получилось» и проч.
Анализируя в своем романе состояние духа Ивана Карамазова,
Ф.М. Достоевский настойчиво подчеркивает, что Иван сам не знал о причине своего
скверного настроения, подобно тому, как люди часто раздражаются по поводу
какого-нибудь пустяка – уроненного на пол платка или не поставленной в шкаф
книги, не сознавая этой причины.
Понятие психического значительно шире понятия сознания,
которое обладает не поддающимся практическому учету градациям уровней, начиная
от высшей степени ясности, доходящей до удивительной силы прозорливости и
глубины понимания сути вещей, и кончая полусознательным состоянием. Один ученый
насчитал около двадцати ступеней сознания. Это число, видимо, можно свободно
удвоить или даже утроить.
Наша обычная деятельность – практическая и теоретическая
– сознательна в отношении тех результатов, которые сначала существовали в
замысле, намерении как цель. Но наши поступки могут сопровождаться и такими
последствиями, которые не вытекают из сути самих действий и намерений. Каждому
ясно, что далеко не все последствия своих поступков мы осознаем. Утверждают,
например, что знаменитый ученый Д.И. Ивановский, открывший неведомый мир
вирусов и положивший начало вирусологии, не понял всего громадного
перспективного значения того, что он сделал.
Ни одно произвольное действие человека не бывает на всех
этапах своего осуществления одинаково ясно осознанным. В поле сознания
находится прежде всего цель. Бессознательное проявляется и в так называемых
импульсивных действиях, когда человек не дает себе отчета в последствиях своих
поступков. Известно, что загипнотизированный человек какое-то время удерживает
под порогом своего сознания весьма сложные инструкции и реализует их, если
наступают те объективные условия, при которых они должны быть, по указанию
гипнотизера, выполнены. Во время нормального сна, при отсутствии контроля
сознания, в голове человека проносятся картины действительности. Известны
опыты, в которых прослеживалась способность к пробуждению от нормального сна в
заранее, перед засыпанием, заданные точные сроки.
2.2 О бессознательном
Следует различать два вида неосознанных действий. К
первому виду относятся действия, никогда не осознававшиеся, а ко второму –
ранее осознававшиеся действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе
формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются уже
неосознанно. Сама сознательная деятельность человека возможна лишь при условии,
что максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно
автоматически.
По мере развития ребенка происходит постепенная
автоматизация многих функций. И сознание освобождается от «забот» о них. Когда
же неосознанное или уже автоматизированное насильственно вторгается в сознание,
последнее борется с этим потоком «непрошенных гостей» и нередко оказывается
бессильным справиться с ними. Это проявляется при наличии разного рода
психических расстройств – навязчивых и бредовых идей, состояний тревоги,
непреодолимого, немотивированного страха и др. Привычка как нечто машинальное
распространяется на все виды деятельности, в том числе и на мышление по
принципу: мне не хотелось думать, но думалось само собой. Парадокс заключается
в том, что сознание присутствует и в бессознательных формах духовной
активности, не уделяя, однако, пристально внимания всему, что совершается в
глубинах духа, а наблюдая лишь за общей картиной. При этом сознание в
большинстве случаев может взять под контроль привычные действия и ускорить,
замедлить или даже остановить их.
2.3 Язык как средство общения и взаимного понимания людей
Язык так же древен, как и сознание: «Один только человек
из всех живых существ одарен речью». У животных нет сознания в человеческом
смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. То немногое, о чем
животные хотят сообщить друг другу, не требует речи. Многие животные ведут
стадный и стайный образ жизни, обладают голосовыми органами, например шимпанзе
могут произносить 32 звука. Сложная система сигнализации наблюдается у
дельфинов. Животные располагают и мимико-жестикуляторными средствами взаимной
сигнализации. Так, считается установленным, что пчелы обладают особой
сигнальной системой, состоящей из различных пространственных фигур. С помощью
комбинирования различных фигур в целый танец (т.е. благодаря особому
«синтаксису») пчела «рассказывает» всему рою о местоположении найденного ею источника
пищи и о пути к нему.
Однако все эти средства сигнализации имеют принципиальное
отличие от человеческой речи: они служат выражением субъективного состояния,
вызываемого голодом, жаждой, страхом и т.д. (частичный аналог этому –
междометия в человеческом языке), либо простым указанием (частичный аналог –
указательный жест человека), либо призывом к совместным действиям, либо
предупреждением об опасности и т.п. (частичный аналог – восклицания, оклики,
вскрики и т.д.). Язык животных никогда не достигает в своей функции акта
полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием
общения животных всегда является наличная в данный момент ситуация.
Человеческая же речь «оторвалась» вместе с сознанием от своей ситуативности. У
людей существует потребность что-то сказать друг другу. Эта потребность
реализуется благодаря соответствующему строению мозга и периферического
речевого аппарата. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения
образов предметов, их свойств и отношений.
Сущность языка выявляется в его двуединой функции:
служить средством общения и орудием мышления. Речь – это деятельность, сам
процесс общения, обмена мыслями, чувствами, пожеланиями, целеполаганиями и
т.п., который осуществляется с помощью языка, т.е. определенной системы средств
общения. Язык – это система содержательных, значимых форм: всякое слово
светится лучами смыслов. Посредством языка мысли, эмоции отдельных людей
превращаются из их личного достояния в общественное, в духовное богатство всего
общества. Благодаря языку человек воспринимает мир не только своими органами
чувств и думает не только своим мозгом, а органами чувств и мозгом всех людей,
опыт которых он воспринял с помощью языка. Храня в себе духовные ценности
общества, будучи материальной формой конденсации и хранения идеальных моментов
человеческого сознания, язык выполняет роль механизма социальной
наследственности.
Обмен мыслями, переживаниями при помощи языка
складывается из двух теснейшим образом связанных между собой процессов:
выражения мыслей (и всего богатства духовного мира человека) говорящим или
пишущим и восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.
(Необходимо иметь в виду и индивидуальные особенности общающихся с помощью
слова: читающие одно и то же вычитывают разное.)
Человек может выражать свои мысли самыми разнообразными
средствами. Мысли и чувства, например, музыканта, выражаются в музыкальных
звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора –
в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и
чувства выражаются в действиях, поступках человека, в том, что и как человек
делает. Какими бы иными средствами ни выражались мысли, они в конечном счете
так или иначе переводятся на словесный язык – универсальное средство среди
используемых человеком знаковых систем, выполняющее роль всеобщего
интерпретатора. Так, невозможно, минуя язык, «перевести» музыкальное
произведение, скажем, в математические форму. Это особое положение языка среди
всех коммуникативных систем вызвано его связью с мышлением, производящим
содержание всех сообщений, переданных посредством любой знаковой системы.
Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к
тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение мысль
получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается
в доходчивой и последовательной речи. «Кто ясно думает, тот ясно и говорит», –
гласит народная мудрость. По словам Вольтера, прекрасная мысль теряет свою
цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит скуку. Именно с
помощью языка, письменной речи мысли людей передаются на огромные расстояния,
по всему земному шару, переходят от одного поколения к другому.
Что значит воспринять и понять высказанную мысль? Сама по
себе она нематериальна. Мысль невозможно воспринять органами чувств: ее нельзя
ни увидеть, ни услышать, ни осязать, ни попробовать на вкус. Выражение «люди
обмениваются мыслями посредством речи» не следует понимать буквально. Слушающий
ощущает и воспринимает материальный облик слов в их связи, а осознает то, что
ими выражается, – мысли. И это осознание зависит от уровня культуры слушающего,
читающего. «…Одно и то же нравоучительное изречение в устах юноши, понимающего
его совершенно правильно, не имеет [для него] той значимости и широты, которые
оно имеет для духа умудренного житейским опытом зрелого мужа; для последнего
этот опыт раскрывает всю силу заключенного в таком изречении содержания».
Взаимное понимание наступает лишь в том случае, если в мозгу слушающего
возникают (в силу закрепленного при обучении языку за определенным словом соответствующего
образа – значения) представления и мысли, которые высказывает говорящий. В
науке этот принцип общения носит название принципа намекания, согласно которому
мысль не передается в речи, а лишь индуцируется (как бы возбуждается) в сознании
слушателя, приводя к неполному воспроизведению информации. Отсюда теории, в
которых принципиально отвергается возможность полного взаимного понимания
общающихся.
2.4 Магия слова
Обращаясь к другим людям, говорящий не просто сообщает им
свои мысли и чувства, он побуждает их к тем или иным поступкам, убеждает их в
чем-либо, приказывает, советует, отговаривает их от каких-нибудь действий и
т.д. Слово – великая сила. Острое слово – единственное режущее оружие, которое
от постоянного употребления становится еще острее. И мы порой не знаем, какие
роковые последствия скрываются в наших словах. Вспомним слова знаменитого
Эзопа: язык – это самое хорошее и самое плохое на свете – с помощью языка мы
думаем, общаемся, делимся горем и радостью, несем людям добро, но с его помощью
мы приносим людям зло. Он есть орудие, которым можно ранить и даже убить. По
образному выражению Г. Гейне, подобно тому как пущенная стрела, расставшись с
тетивой, выходит из-под власти стрелка, так и слово, слетевшее с уст, уже не
принадлежит сказавшему его.
2.5 Единство языка и сознания
Сознание и язык образует единство: в своем существовании
они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное
содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная
деятельность мысли, сознания. Он участвует в процессе мыслительной деятельности
как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и
формируется с помощью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком
и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы организуем нашу речь в
соответствии с логикой нашей мысли. Связь между сознанием и языком не
механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга, не разрушая
того и другого.
Посредством языка происходит переход от восприятий и
преставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи
человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность
подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли
и чувства, человек отчетливее уясняет их сам: он понимает себя, только испытав
на других понятность своих слов. Недаром говорится: если возникла мысль, надо
изложить ее, тогда она станет яснее, а глупость, заключенная в ней, –
очевидней. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной
является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно «лепит»
формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику
структура языка в конечном счете отражает, хотя и в модифицированном виде,
структуру бытия. Но единство – это не тождество: сознание отражает
действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь – это не
мышление, иначе, как отметил Л.Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть
величайшими мыслителями.
Язык и сознание образует противоречивое единство. Язык
влияет на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого
народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Например, стиль
мышления в немецкой философской культуре иной, чем, скажем, во французской, что
в известной мере зависит и от особенностей национальных языков этих народов.
Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной, как считают
некоторые лингвисты: мышление детерминируется главным образом своими связями с
действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль
мышления.
Язык влияет на сознание, мышление и в том отношении, что
он придает мысли некоторую принудительность, осуществляет своего рода «тиранию»
над мыслью, направляет ее движение по каналам языковых форм, как бы вгоняя в их
общие рамки постоянно переливающиеся, изменчивые, индивидуально неповторимые,
эмоционально окрашенные мысли.
Но не все выразимо с помощью языка. Тайны человеческой
души настолько глубоки, что невыразимы обычным человеческим языком: здесь нужна
и поэзия, и музыка, и весь арсенал символических средств.
Человек получает информацию не только с помощью обычного
языка, но и посредством разнообразнейших событий внешнего мира. Дым сигнализирует
о том, что горит костер. Но тот же дым приобретает характер условного знака,
если люди заранее договорились о том, что он будет означать, например, «обед
готов». Знак – это материальный предмет, процесс, действие, выполняющие в
общении роль представителя чего-то другого и используемые для приобретения,
хранения, преобразования и передачи информации. Знаковые системы возникли и
развиваются как материальная форма, в которой осуществляются сознание,
мышление, реализуются информационные процессы в обществе, а в наше время и в
технике. Под значением знаков имеется в виду та информация о вещах, свойствах и
отношениях, которая передается с их помощью. Значение является выраженным в
материальной форме знака отражением объективной действительности. В него входят
как понятийные, так и чувственные и эмоциональные компоненты, волевые
побуждения, просьбы – словом, вся сферы психики, сознания.
Исходной знаковой системой является обычный, естественный
язык. Среди неязыковых знаков выделяются знаки-копии (фотографии, отпечатки
пальцев, отпечатки ископаемых животных и растений и т.п.); знаки-признаки
(озноб – симптом болезни, туча – предвестник приближения дождя и т.п.);
знаки-сигналы (фабричный гудок, звонок, аплодисменты и т.п.); знаки-символы
(например, двуглавый орел символизирует российскую государственность);
знаки-общения – вся совокупность естественных и искусственных языков. К знакам
искусственных систем относятся, например, различные кодовые системы (азбука
Морзе, коды, используемые при составлении программ для компьютеров), знаки
формул, различные схемы, система сигнализации уличного движения и др. Любой
знак функционирует только в соответствующей системе. Строение и
функционирование знаковых систем изучает семиотика.
Развитие знаковых систем определяется потребностями
развития науки, техники, искусства и общественной практики. Употребление
специальной символики, особенно искусственных систем, формул, создает для науки
огромные преимущества. Например, употребление знаков, из которых составляются
формулы, дает возможность в сокращенном виде фиксировать связи мыслей,
осуществлять общение в международном масштабе. Искусственные знаковые системы,
в том числе языки-посредники, используемые в технике, являются дополнением
естественных языков и существуют лишь на их основе.
Заключение
Итак, мы рассмотрели суть феномена души, сознания,
рассудка, ума и мудрости, т.е. тот круг проблем, который связан с философской
антропологией, с теорией человека, личности и их внутреннего духовного мира.
Мы должны теперь разобраться в том, как они «работают» в
процессе постижения реальности. Ведь душа человека, все ее функции имеют смысл
ориентации человека в мире, во взаимоотношении человека с другими людьми в
процессе речевого общения.
Язык и вообще вся богатейшая знаково-символическая сфера
не имеет самодовлеющего смысла. Все силы души, все возможности речевого общения
(а мышление возможно только на основе языка) нацелены на общение с миром и с
себе подобными в жизни общества. А это возможно только при условии как можно
более глубокого постижения сущего.
Итак, мы рассмотрели проблему сознания в различных ее
аспектах. При этом заметим, что слово «сознание» содержит в себе корень «зн- »,
что означает зн-ать, зн-а-ние. Получается, что сознание и знание – родственные
слова-понятия. Поэтому рассмотрение проблемы сознания во всех его вариациях
вполне логично требует перехода к рассмотрению теории познания, которая
продолжает и углубляет понимание сути самого сознания на ином уровне проявления
его познавательной, действенно-творческой сущности.
Литература
1.
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2001.
2.
Вундт В. Введение в философию. М., 1998.
3.
Иванов А.В. Сознание и мышление. М., 1994.
4.
Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1998.
5.
Спиркин А.Г. Философия. М., 2000.