Философия общества и истории
РЕФЕРАТ
по курсу «Философия»
по теме: «Философия общества и истории»
1. Пути
понимания природы общества
Несмотря на неразрывную связь с природой общество имеет свою специфику,
обладает присущими только ему качественными характеристиками. Социальная
философия пытается дать ответ на вопрос: что же составляет сущность общества?
На протяжении истории были выработаны разные варианты понимания общества. В
современной социальной философии также нет единства в понимании общества,
однако можно выделить некоторые наиболее распространенные положения.
Общество представляет собой единое, целостное образование, состоящее из
людей, находящихся в различных отношениях, связанных друг с другом различной
степенью общности, условий, форм и результатов их совместной деятельности.
Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые
и будущие поколения, т. е. все человечество в его историческом прошлом,
настоящем и будущем.
Общество - это целостная система
жизнедеятельности людей. Объединение в целостную систему происходит и
воспроизводится независимо от воли и желания индивидов. Именно общество
является непосредственной средой обитания человека, поэтому-то сущность
человека и носит социальный характер.
Нет общества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формы
общественной организации людей. Сущностную характеристику общества составляет
то, что оно не находится в застывшем, неподвижном, всегда одном и том же
состоянии, наоборот, - общество
представляет собой развивающуюся систему. Оно исторически возникло и
развивается, проходя последовательные стадии, этапы качественных состояний.
Общество может быть охарактеризовано и как единый социальный организм,
внутренняя структура которого представляет собой совокупность определенных,
присущих данному строю многообразных явлений и связей, в основе которых лежит
человеческий труд. Но при этом следует учитывать, что сравнение общества с
организмом не означает механического переноса на общество действия природных,
биологических законов. Данное сравнение имеет смысл только в плане
подчеркивания, выделения при анализе общества интегративного качества, т. е.
характеристик, не свойственных частям, образующим общество, но присущих
обществу в целом. Интегративность и целостность общества проявляется,
во-первых, в системно-структурном отношении; во-вторых, в плане развития как всемирно-исторического
процесса единой человеческой цивилизации; в-третьих, в характеристике своих
движущих сил, совокупности стимулов и действий, результатом которых является
само возникновение, существование, функционирование и развитие общества.
2. Роль рациональности в развитии общества
Общественный организм включает в себя некоторое множество системно-структурных
образований (различные сферы общественной жизни, социальные общности людей,
система социальных отношений и т. д.). Указанные системно-структурные
образования не существуют изолированно, независимо друг от друга. Сохраняя свою
качественную определенность, они взаимосвязаны друг с другом, переплетены и как
бы пронизывают друг друга.
Различные системно-структурные образования в обществе в их единстве и
взаимодействии образуют определенную качественную целостность данного общества,
придают ему определенный исторически-типический облик. Эта характеристика
общества как своего рода метасистемы, как целостного типа общественных связей и
зависимостей, складывающихся на определенных этапах истории, и фиксируется в
понятии «общественно-экономическая формация», выработанном в марксистской
философии. Общественно-экономическая формация -
это целостная система общественных отношений и явлений, обусловленная способом
производства и являющаяся характеристикой качественно определенного типа
общества на конкретной ступени его исторического развития.
Формационный подход дает возможность обнаружить в обществе его целостную
структуру, определить ее основные элементы, основные зависимости между ними,
основные механизмы их взаимодействия. На его основе все наблюдаемое в истории
множество социальных систем сводится к нескольким основным типам. Кроме того,
будучи важной типологической характеристикой общества, понятие
общественно-экономической формации позволяет проследить эволюцию общества, т.
е. выступает и как характеристика исторических этапов развития общественного
организма.
В цивилизационной концепции не признаются производственные отношения как
главная основа, определяющая качественную специфику общества, в ней
используется более широкий круг выделяемых основ общественной жизни (как
правило, они сводятся к явлениям духовного порядка и от них производным).
Понятие цивилизации фиксирует более конкретно-эмпирические проявления
общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.
Использование цивилизационного подхода позволяет понять генезис, характерные
черты и тенденции развития различных социально-этнических общностей, не
связанных напрямую с формационным делением общества. Он также позволяет
рассматривать культуру как чисто социальное явление, во всем ее объеме.
3. Общество и его структура
Общество как чрезвычайно сложное образование обладает четкой внутренней
расчлененностью составляющих его частей и их тесной взаимосвязью, иными
словами, - в обществе существует
сложная иерархия, соподчиненность его элементов. В качестве элементов общества
(т. е. простейших, первичных и вместе с тем всеобщих его составляющих, частей)
принято выделять социальные субъекты, виды их деятельности и общественные
отношения.
Под социальными субъектами понимаются активно действующие и познающие,
обладающие сознанием и волей индивиды или социальные группы. Уже в
характеристике данного элемента обнаруживается внутренняя противоречивость - взаимосвязь и переплетение субъективного и
объективного в социальной жизни. Когда термин «субъект» применяется к индивиду
(индивидам), то подразумевается его (их) активное отношение к различным
явлениям, которые, в противоположность, обозначаются как «объекты», т. е. то,
что испытывает воздействие со стороны субъекта. Но когда термин «субъект»
применяется к социальной группе, то в качестве объекта ее активности
оказываются отдельные индивиды, а не только природные явления или социальные
институты. В свою очередь, сами социальные группы являются объектами
воздействия со стороны других групп. Таким образом, при характеристике
социальных субъектов следует учитывать соотношение субъективного и
объективного.
Социальная деятельность - это
специфически человеческое проявление активности, в рамках которой человек
творчески преобразует, целесообразно изменяет окружающий мир (как природу, так
и общество), одновременно изменяя, развивая и свою социальную сущность.
Важнейшая особенность социальной деятельности заключается в том, что она, осуществляясь
в действиях конкретных отдельных индивидов, носит совместный, коллективный
характер. Именно это качество позволяет рассматривать социальную деятельность
как своеобразную субстанцию всего социального.
Социальная деятельность, будучи элементом общественного организма в
целом, действительно представляет сложную систему. Распространено выделение
таких ее областей (типов), как материальная производственная деятельность;
духовная деятельность; регулятивная, или управленческая деятельность;
деятельность по обслуживанию людей, или социальная. Несмотря на их взаимосвязь,
взаимопроникновение, актуальным для философии остается вопрос об их соотношении
друг с другом. Социальные отношения -
это определенные связи, выражающие зависимость между социальными субъектами,
возникающие в процессе социальной деятельности и имеющие непосредственно
общественный характер. Социальные отношения чрезвычайно разнообразны - это производственные, межклассовые и
внутриклассовые, международные и внутриполитические, религиозные и нравственные
и т. д.
4. Философия истории: многообразие культур, цивилизаций
Несмотря на существование различий, все народы во все времена трудом
своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами
природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т. д. и т. п., поэтому
их жизнедеятельность складывается в объективный естественноисторический
процесс. Всемирный характер исторического процесса связан не только с родовой
общностью человеческой жизнедеятельности, с универсальным действием объективных
законов истории, - он проявляется и в
наличии и все большем расширении многообразных контактов между странами,
народами, культурами.
Другой аспект исторического процесса связан с постановкой и решением
вопросов: что движет историю? Кто может быть отнесен к субъектам исторического
процесса?
Бытует мнение, что всякая деятельность людей является движущей силой
истории. Это утверждение справедливо только в том плане, что люди сами творят
свою историю, но оно недостаточно, поскольку носит слишком общий характер.
Реальная история всегда конкретна и складывается из взаимодействия и
противоборства, как различных социальных групп, так и индивидов, происходящего
в специфических условиях в определенные отрезки времени.
В истории философии назывались разные варианты социальных групп, играющих
главную роль в общественной жизни, но особое место заняла характеристика
классов. Осознание важности роли классов в европейской истории Нового времени
было достигнуто французскими историками (О. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье и др.).
Затем марксистская философия придала им главное значение при объяснении хода
исторических событий. В настоящее время идея классовой борьбы как основы
исторического развития классового общества постепенно заменяется
представлениями о приоритете сотрудничества между классами.
Характеристика социальных субъектов не ограничивается только
рассмотрением классов и иных достаточно устойчивых, стабильных социальных
общностей. Современное общество характеризуется наличием и таких социальных
групп, которые по отдельным признакам как бы «пронизывают», «пересекают» или
разделяют более крупные социальные общности. Они получили название страты (лат.
stratum - слой). Возникла теория
социальной стратификации, представители которой в качестве главных элементов
социальной структуры признавали различные социальные слои.
5. Запад-Россия-Восток
Основные философские проблемы современной России: можем ли мы
воспринимать образцы западного поведения как идеал или они должны подвергнуться
критике; каков путь вхождения России в мировую цивилизацию - западный или восточный; что такое Россия
вообще; каковы пути развития мировой цивилизации. Например, Япония, восприняв
положительные традиции запада, осталась восточной по своему менталитету и
способу усвоения человеческих ценностей. Культура России давно вошла в культуру
Запада, что относится к христианству, социальному утопизму, просветительству, элементам
авангардизма и рационализма. При этом в России есть элементы всех цивилизаций,
кроме того, есть целые регионы, чисто западные или чисто восточной культуры,
типа бурятов. Элементы азиатчины -
община и коллективистский дух тяготение к деспотическому государству,
религиозность и мистичность, при этом особое значение придается духовной сфере,
нравственному совершенствованию человека.
Существует несколько концепций:
1. Россия идет самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета,
исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным
типом.
2. Россия по своим биокультурным истокам и своему менталитету тяготея к
западу, это просто недоразвитая часть западной культуры, должна ориентироваться
только на нее. Все положительные и прогрессивные моменты в истории, то, что
принимается положительным, всегда связано с вестернизацией, проведением реформ
западного типа. Но при этом эта позиция приводит к некритическому перениманию
как хорошего, так и плохого, отрицательного в развитии. Сбрасывается со счетов
колоссальное обратное воздействие России на западный мир, особенно в
нравственном аспекте. Игнорируются наличие восточных моментов в развитии.
3. Россия представляет собой специфический тип евразийской культуры,
связанный с ее географическим положением и национальным составом населения,
историей развития и взаимодействия, как с восточными, так и с западными
соседями. При этом в разные этапы развития России на авансцену выходили разные
моменты и социокультурные ориентации: Киевская Русь - византийское влияние, татаро-монголы - восточное, Петр -
западное. При этом русская культура не только впитывала, но и обогащала и
перерабатывала эти элементы. Она синтезировала их в целостность. Особое место
отводится азиатскому элементу, а именно централизованно-деспотическому
государству, подчинение общества государству, стремление к экспансии, бытовой
уклад Востока, психологическая установка на коллективность.
Список использованной литературы
1. Голубинцев,
В.О. Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов./
Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004.
2. Западная
философия ХХ века. М.: Интерпракс, 2004.
3. Спиркин
А.С. Философия. М., 2001
4. Пассмор
Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 2006.
5. Философский
словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 2006.