Происхождение философии: от мифа к логосу
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное
учреждение
Высшего профессионального образования
“Ижевский Государственный Технический
Университет”
Факультет “Менеджмент и маркетинг”
Кафедра “Финансы и кредит”
Контрольная работа
по дисциплине “Философия”
на тему: “Происхождение философии: от
мифа к логосу”
Выполнил: студентка гр. 2-22-31(з)
Ахметкарамова М.Ф.
Проверил: доцент Багровникова С.В.
Ижевск, 2007 г.
Происхождение философии –
одна из удивительных загадок истории культуры.
Любовь к мудрости
послужила основой становления философии как отрасли духовной культуры. Если
уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости –
корень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии
вдохновлено любовью к мудрости. Материалом же для построения духовного древа
философии послужила предшествовавшая ей по времени отрасль духовной культуры – мифология.
Мифология как система,
уходящая своими корнями к временам первой цивилизации и являющаяся их духовной
основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от
искусства, и более глубокого – смыслового, который по мере эволюции
логического мышления и развития тенденции рационализации становился все более
важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии
глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, заявив о
своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов
понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской
рационализации мифа образы мифических сказаний из личных существ превращаются в
безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представлений
хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Психеи к понятию души-Психеи
(а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления
философии служит введение отвлеченных сущностей, а окончательно утверждается
она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия,
формирующиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От
вечных и неизменных понятий берет начало философия, и они – гарант бессмертия
человеческого духа.
Когда говорят, что
философия – высшее достижение человеческого разума, то под этим можно иметь в
виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное
мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в
наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens – человек разумный. Этот вид по
современным антропологическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но
философию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского
философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» можно интерпретировать
таким образом: разумно мысля, я существую как представитель человеческого рода.
С возникновением
философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее
изучение. Можно наблюдать, как в процессе критического обсуждения происходит
смена одних представлений другими. «Философия – это попытка заменить утраченную
магическую веру рациональной верой». Философия имеет дело с теми же вечными
проблемами, что и мифология, но рассматривает их по-своему.
Примерно 2500 лет тому
назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел
конец. Сразу в нескольких точках «началась борьба рациональности и рационально проверенного
опыта против мифа… и вызванная этическим возмущением борьба против ложных
образов бога». В результате целостность мифа была разрушена, и он стал
элементом рефлексирующего сознания. Новое воплощение, обращенное к миру,
привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, поднявший
его над самим собой и миром. Общим было растущее осознание человеком себя как
индивидуальности в пределах целого.
Философия могла
возникнуть в Индии, Китае, Греции. Политическая ситуация в трех регионах была
сходной: небольшие свободные государства, взаимодействующие друг с другом.
Индийская и китайская культуры подготовили появлении философии, но возникла она
в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм,
греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов,
перешедших в понятия. На то были свои причины. Греция – страна наиболее четкой,
последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания
драматизма ситуации в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции
возникла концепция Эвгемера о том, что боги – это мифологизированные культурные
герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что
справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии,
который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимость
систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и
тем самым была внутренней культурной причиной, приведшей к возникновению
философии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например
в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки
философствования, во-вторых, в качестве иллюстрации.
Миф широко использовался
в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в
которую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется, что для
обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей
“стыд и правду”», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи
отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной
рационалистически стилизованной мифологией.
Корни философии – в
обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных
философических категорий – материи, обозначающей объективную реальность,
данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифологии поднялось до
символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого
в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском
понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей – отголоски
представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как
основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже – в
мистику.
Философия вышла из
мифологии, но её становление не было безоблачным. За возможность развивать
философию люди платили своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.
До своего осуждения
Сократ (469-399 до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ – дважды был в
ситуации, когда его мужественные поступки по велению совести грозили ему
смертью. «Я доказал не словами, а делом, что мне смерть, попросту говоря,
нипочем, а вот воздерживаться от всего несправедливого и нечестивого – это для
меня все», - говорил Сократ на суде.
Официальное обвинение
Сократа состояло из трех пунктов. Первый – «повинен в отрицании богов,
признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние
юноши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить
отеческие святыни»). Второй – во «введении новых божественных существ».
Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал
третий – «совращение молодежи».
Эти обвинения нельзя
назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиции господствующей
отрасли культуры – мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным
городом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль
культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни
победила, как позже распятие Христа привело к победе религии над философией.
Сократ умер не только
за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается
философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологической
истины в философскую.
Это первое философское
жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений:
сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие.
На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как
самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа
К.Ясперса), основными характеристиками которого были становление личности,
резкое, скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденций
рационализации.
Сократ не только был
готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому. Ницше недалек от
истины, полагая, что приговора «к смерти, а не к изгнанию… по-видимому, добился
сам Сократ». Апофеоз философии – в словах Сократа, что только для истинного
философа смерть означает конец мукам и начало вечной блаженной жизни. Это и
есть, по Сократу, достижение доступного смертному человеку бессмертия. За такие
обещания философия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью
культуры.
Особо следует сказать
о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то
степени послужила причиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил
вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь
было подано больше голосов, чем до этого. Можно казать, что Сократ подтолкнул
сограждан к такому решению.
Единственная просьба,
с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет
касаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь
больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас
донимал».
Сократ мог бежать из
тюрьмы, но не захотел сделать этого. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся
законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу
с ядом.
В добровольной, по
сути, смерти Сократа появилось его понимание законов как не подлежащих
нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал
законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают
его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему
надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики»,
т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старом
плаще, Сократ шагнул с улиц и площадей Афин в историю культуры.
Сократ - «одна из
поворотных точек и осей так называемой всемирной истории». Если бы вся
пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на
эгоистические цели индивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая
губительная борьба народов.
Сократ создал
определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность
своим взглядам.
Философия – вдохновляемая
любовь к мудрости, рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим
предметом фундаментальные вопросы человеческого существования.
Философия имеет
культурную специфику. Рациональный характер философии отличает её от всех
отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине данного сходства
часто смешивают, говоря о философии как о науке. По предмету своих исследований
философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией,
дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы.
Религия, безусловно,
ближе к философии, чем мифология. Взгляд в вечность, ценностное восприятие
жизни, поиск высших целей и смыслов присущи обеим формам. Однако есть и
различия. Религия – сознание массовое. Философия – сознание теоретическое.
Религия не требует доказательства, разумного обоснования своих положений,
истины веры она считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование,
всегда работа мысли.
Использованная
литература
1. Философия: Учебное пособие для
высших учебных завед., 4-е изд. – РнД: «Феникс», 2002 – под ред. Кохановского.
2. Основы философии: учеб. пособие
для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.А. Горелов. – 4-е изд., стер. – М.:
ИЦ «Академия», 2006.