Организация физкультурно-оздоровительной работы
Министерство
образования Российской Федерации
Уральский
государственный педагогический университет
Департамент
педагогики и психологии детства
Кафедра
анатомии, физиологии и валеологии
КУРСОВАЯ
РАБОТА
Организация
физкультурно-оздоровительной работы в режиме двигательной деятельности детей
старшего дошкольного возраста
Исполнитель: студентка
31 группы заочного
отделения
Григорьева Марина
Григорьевна
Научный руководитель: кандидат педагогических наук
Доцент Петрова Людмила
Григорьевна
Екатеринбург,
2006 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Физиолого-педагогические аспекты влияния двигательной деятельности
на развитие детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анатомо-физиологические
особенности развития организма детей старшего дошкольного возраста
1.2 Влияние двигательной активности
на психическое и физкультурное здоровье детей
Глава 2. Методика организации
физкультурно-оздоровительной работы в режиме детского сада
2.1 Виды двигательной деятельности,
применяемые в ДОУ
2.2 Модель двигательного режима
старших дошкольников
2.3 Роль воспитателя по физической
культуре в физкультурно-оздоровительной работе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Здоровье детей –
богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня
он не просто актуален, он самый главный, учитывая экологическую ситуацию
практически в любой точке планеты, где живут люди и есть крупные промышленные
предприятия.
«Здоровье является
важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики
ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания,
образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень
развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном
счете – отношение государства к проблемам материнства и детства [13, с.8].
1) Формирование здорового
поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Это
регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов:
Законами РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», Указом Президента России «О неотложных мерах по обеспечению
здоровья населения в РФ», «Конвенцией о правах ребенка» и т.д.
В «Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года» (распоряжение правительства РФ
от 29.12.01 № 1756-р) подчеркивается, сто для «создания необходимых условий
достижения нового, современного качества общего образования планируется провести
оптимизацию учебной и физической нагрузки и создать в образовательных
учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе за
счет:
- повышения удельного
веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга
состояния здоровья детей. [16, с.7].
2) Сравнительный анализ
по исследованиям специалистов, выявил неблагоприятную тенденцию показателей
здоровья детей за последние 15 лет. Количество детей – дошкольников с
хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8 до 21,3 – 26,9 %), а детей,
не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6 % (данные НИИ гигиены
и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН). «В настоящее время 50 % детей
дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых
являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы,
органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет
сниженную остроту зрения. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно
здоровыми»[20, с.5].
Возможности человеческого
организма огромны, а реализовать их, эффективно использовать не всегда удается.
Наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья является физическая
культура, двигательная активность [36, с.3].
3) Многие ученые и
практики указывают на недостаточную двигательную активность у детей: «Движения
необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и,
следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования
растущего организма.
Для того, чтобы
поддерживать себя в необходимой форме, ребенок должен совершенствовать как
минимум 12 тыс. шагов в день» [20, с.6].
Большинство современных
дошкольников, пребывают в состоянии гиподенимии, которая в будущем приведет в
таким заболеваниям: сердечно-сосудистой системы, ожирению, болезни суставов с
опорно-двигательного аппарата [10, с.12].
Ребенок конца ХХ – начало
ХХI века, по мнению академика Н.М. Амосова, «сталкивается с тремя пороками
цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки,
неправильное питание и гиподинамией. Два последних обстоятельства, по мнению
ученых, ведут к акселерации – ускоренному развитию организма ребенка, и в
первую очередь – увеличению роста и веса тела. Внутренние же органы в своем
развитии отстают от роста, поэтому возникают различные заболевания и отклонения
[20, с.7].
Таким образом, правильное
физическое развитие детей, их состояние здоровья во многом зависят от
двигательной активности.
В центре внимания по
физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться: семья,
включая всех членов ее членов, образовательное учреждение, где ребенок проводит
большую часть своего времени. Поэтому педагогам необходимо разнообразить
организацию детской двигательной деятельности в режиме ДОУ. Вместе с тем
«двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать
его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма» [32,
с.19].
Двигательная деятельность
способствует формированию одной из важных потребностей ребенка в здоровом
образе жизни. Оно представляет собой отношение человека к собственной
деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье.
Это и обусловило выбор
темы: «Организация физкультурно-оздоровительной работы в режиме двигательной
деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс двигательной деятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: организация
физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста в
режиме детского сада.
Цель исследования: выявить эффективные формы
организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного
возраста в режиме детского сада.
Гипотеза: мы полагаем, что
физкультурно-оздоровительная работа будет эффективной при рациональном режиме
двигательной деятельности старших дошкольников, если:
- существенно улучшить
состояние здоровья детей;
- стимулировать
психическое и физическое развитие детей;
- совершенствовать
функциональные и двигательные возможности детей.
В соответствии с целью
были выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать
опытную физкультурно-оздоровительную работу в детском саду.
2. Изучить особенности
развития организма детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить эффективные
формы организации двигательной деятельности.
Для решения поставленных
задач использовали следующие методы:
- анализ литературных
источников;
- практический опыт
специалистов;
- педагогические
наблюдения.
Глава 1.
Физиолого-педагогические аспекты влияния двигательной
деятельности на развитие
детей старшего дошкольного возраста
1.1
Анатомо-физиологические особенности развития организма детей
6-7 лет
Доказано, что первые семь
лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем
[18, с.5].
У детей дошкольного
возраста отличается быстрое развитие и совершенствование двигательного
анализатора. Условные рефлексы в этом возрасте вырабатываются быстро, но
укрепляются не сразу, и навыки ребенка вначале непрочны. Процессы возбуждения и
торможения в коре головного мозга легко реагируют, потому внимание у детей
неустойчиво, ответные реакции носят эмоциональный характер, и дети быстро утомляются.
Кроме того, у детей дошкольного возраста процессы возбуждения, преобладают над
торможением. Таким образом, для образования определенных двигательных навыков и
закрепления их как условных рефлексов, то есть образования двигательного
стереотипа, требуется определенная повторность и последовательность применения
раздражителей.
Создание условия для
свободной двигательной деятельности детей при проведении оздоровительных
занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной
нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.
Известно, что на протяжении шестого и седьмого годов жизни условные связи
закрепляются и в процессе обучения совершенствуются. При повышении мышечной нагрузки
двигательных качеств и повышения уровня физической подготовленности происходит
более интенсивно [23, с.75].
По данным Т.П. Юрко и
В.Г. Фролова у детей в 6 – 7 годам происходит удвоение роста и массы тела по
сравнению с первоначальным, округленность грудной клетки увеличивается на 12 –
15 см.. Это связано с физиологическим развитием и физической подготовленностью.
Костная система у детей богаче белковой тканью, чем у взрослых. Поэтому кости
ребенка мягче, гибкие, не обладают достаточной прочностью, легко поддающаяся
направлению и приобретают неправильную форму под влиянием неблагоприятных
внешних факторов. В связи с этим подвижные игры следует подбирать таким
образом, чтобы они соответствовали функциональным и возрастным возможностям
детей.
Виду того, что дошкольники
обладают большей подвижностью суставов, большей эластичностью мышц, сухожилий и
связок, чем у взрослых, следует, во избежание растяжений их, очень осторожно
варьировать нагрузки на связочно-суставный аппарат.
Мышечная система ребенка
развита еще недостаточно, по сравнению со взрослыми, но по мере развития
движения ребенка увеличивается масса и сократительная способность мышечной
ткани, что определяется постепенно возрастающей физической нагрузкой при
оздоровительных занятиях.
Общий механизм
воздействия, которые идут от работающих мышц к органам и тканям организма
ребенка может быть представлен следующим образом.
Известно, что у детей
более 30 % мышц тела составляют мышцы, предназначенные для осуществления
передвижений, выполнение физических нагрузок.
В процессе жизнедеятельности
продукты обмена всех органов и тканей используют в поддержании гомеостаза –
стабильности, постоянства состава внутренней среды, составляющую наряду с
раздражительностью, цикличность и способность к адаптации основу существования
теплокровных организмов. Известным проявлением гомеостаза является, например,
сохранение постоянства температуры тела в условиях жары и холода. Стабильность
внутренней среды обеспечивает оптимальное, иногда единственно возможное течение
процессов жизнедеятельности [1, с.64].
Для достижения того или
иного уровня гомеостаза организма использует разнообразные компенсаторные
механизмы, среди которых личностная деятельность играет ведущую роль. Из мышц
во внутреннюю среду поступает значительное количество продуктов обмена, в то же
время сама мышечная ткань поглощает массу других веществ. Все это происходит в
условиях двигательной деятельности: при ее снижении количество продуктов обмена
поступающих из мышц в кровь, лимфу и др. ткани организма уменьшается, в
результате чего создаются условия для нарушения гомеостаза и развития патологических
процессов.
Деятельность скелетной
мускулатуры имеет жизненно важное значение для растущего организма. Согласно
выдвинутому энергетическому правилу двигательной активности особенности
развития и деятельности физиологических скелетных мышц в разные возрастные
периоды детства. Именно двигательная активность обеспечивает рост и развитие за
счет вещества и энергии, полученной из среды.
У растущего организма
восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к
исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате реакции движения
происходит не трата, а приобретение массы, что обеспечивает рост. Одновременно
возрастают структурно-энергетические возможности, позволяющие выполнять большие
по объему и интенсивности нагрузки. При снижении потока импульсов от работающих
мышц нарушается нормальная работа всех внутренних органов, в первую очередь
сердца, для эффективной деятельности которого необходим постоянный приток к
регулирующим нервным образованиям импульсов, возникших в рецепторах мышц.
Возрастной период от 6 до
7 лет называют периодом «первого вытяжения», когда за один год ребенок может
вырасти на 7 – 10 см. Средний рост дошкольника 6 лет составляет около 113 – 124
см, а масса тела 16 – 27 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка
массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см.
Развитие
опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура)
ребенка к пяти – шести годам еще не завершено. Каждая из этих костей продолжает
меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фаза развития
неодинакова.
Сращивание костей
решетчатой кости черепа и окостенение слухового аппарата заканчивается к 6
годам. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин
лобной костей черепа сохраняются хрящевые швы, поэтому рост головного мозга
продолжается (округлость головы ребенка к 6 годам равна примерно 50 см). Эти
размеры необходимо учитывать при изготовлении атрибутов для подвижных игр.
Окостенение опорных
костей носовой перегородки начинается с 3 – 4 лет, но к 7 годам еще не
закончено. Эти особенности необходимо учитывать при проведении физкультурных
занятий, так как даже самые легкие ушибы в области носа и уха могут привести в
травмам.
Наибольшая вероятность
травм возникает при выполнении упражнений с уменьшение площади опоры: - ходьбы
по скамейке, рейке; при лазанье, когда дети легко теряют равновесие; в
упражнениях с мячом – у ребенка достаточно силы, чтобы добросить его до
партнера, но несовершенная координация может исказить направление полета, и
тогда мяч попадет не в руки, а в лицо; поэтому детям необходимо давать точные
указания, напоминать, что мяч нужно бросать в руки партнеру.
Позвоночный столб ребенка
6 лет чувствителен к деформации воздействия. Системная мускулатура
характеризуется слабым развитием сухожилий, связок. При изменении массы тела, а
так же при необходимых условиях осанка ребенка нарушается: может появиться
вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков образоваться грыжа.
Диспропорционально
формируются у дошкольников и некоторые суставы. Например, в период 5 лет сумка
локтевого сустава у ребенка растет быстро, а кольцеобразная связка,
удерживающая в правильном положении головку лучевой кости, оказывается слишком
свободной. Вследствие этого нередко возникает подвывих.
У детей данного возраста
наблюдается и не совершенность строения стопы. В связи с этим необходимо
предупреждать появление и закрепление у детей плоскостопия, причиной которого
могут стать обувь большого, чем нужно, размера, изменения массы тела,
перенесенные заболевания.
В развитии мышц выделяют
несколько этапов. Один из них это возраст 6 лет. К 6 годам у ребенка хорошо
развиты туловище и конечности, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно
кистей рук. Поэтому дети относительно легко усваивают задания в ходьбе, беге,
прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных
с работой мелких мышц.
Основой проявления двигательной
деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени
взаимодействия рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры. С возрастом
показатели сохранения устойчивого равновесия у ребенка улучшаются.
В целом в подготовительной
группе детям по-прежнему легче удаются упражнения, требующие опоры на одну
ногу, например, в подвижных играх: «Сделай фигуру» и др.
Благодаря опыту и
целенаправленным занятиям физической культурой, упражнения по технике движений
дети шестилетнего возраста выполняют более правильно. Они уже способны
дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется
доступность в умении выполнять упражнения с приличной амплитудой, переходить от
медленных к более быстрым движениям по заданию воспитателя, то есть менять
темп.
При проявлении подвижных
игр воспитатель учитывает, что детям данного возраста хорошо знакомы
направления движений: вверх, вниз, вправо, влево и т.д. Ребята способны
осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного
объяснения упражнения, самостоятельно выполнять многие виды упражнений.
У детей шестилетнего
возраста появляется аналитическое восприятие разучиваемых движений, что
значительно по сравнению с предыдущим возрастом ускоряет формирование двигательных
навыков и качественно улучшает.
Развитие центральной
нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфологических
признаков.
Так поверхность мозга
шестилетнего ребенка составляет уже более 90 % размера коры головного мозга
взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего
дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные
обобщения.
В этом возрасте
совершенствуются основные процессы: возбуждение, и несколько легче в данный
период формируются все виды условного торможения. Задания детям, основанные на
торможении следует разумно формировать, так как выработка тормозных реакций
сопровождается применением частоты сердечных сокращений, дыхания, что
свидетельствует о значительной нагрузке на нервную систему.
У детей 6 – 7 лет
динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычки,
формируются достаточно быстро, но перестройка не затруднена, что
свидетельствует о недостаточной подготовленности нервных процессов.
Развитие сердечно-сосудистой
и дыхательной систем.
К пяти годам размеры
сердца у ребенка (по сравнению с периодом новорожденного) увеличиваются в 4
раза. Интенсивность формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается
на протяжении всего дошкольного возраста.
В первые годы жизни пульс
ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Сердечная его частота к шести годам
составляет 92 – 95 ударов в минуту. К семи – восьми годам интенсивность, в
основном заканчивается и работа сердца становится более ритмичной.
Размеры и строение
дыхательных путей дошкольника отличается от таковых у взрослых. Они значительно
уже, поэтому нарушение температурного режима и влажности воздуха в помещении
приводят к заболеванию органов дыхания.
Важна и правильная
организация дыхательной активности дошкольников. При ее недостаточности число
заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.
Жизненная емкость легких
у 6 – 7 – летних детей в среднем равнв 1100 – 1200 см3, но она
зависит от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др.
Число дыхания в минуту в
среднем – 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно
42 дц3 воздуха в минуту. При выполнении гимнастических упражнений
она увеличивается в 2 – 7 раз, а при беге еще больше.
Исследования по
определению общей выносливости у дошкольников показывают, что резервные
возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно
высокий. Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий
объем упражнений для детей старшей группы в течении года может быть увеличен с
0,6 – 0,8 км до 1,2 – 1,6 км.
Прыжки через скакалку
ребенка могут выполнять в течении длительного времени (13 – 15 мин.).
Потребность в
двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи физиологи
период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности». Задачи
педагога заключаются в контроле за двигательной деятельностью своих
воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности, активности тех, кто
предпочитает «сидячие» игры.
1.2 Влияние двигательной
активности на психическое и физическое
здоровье детей
Движение оказывают
всесторонне влияние на организм человека, и это неизмеримо важно для растущего
и развивающегося детского организма.
Интенсивная работа
большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования
к основным функциональным системам и оказывает на них тренирующее влияние. Под
воздействием движений улучшается функция сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, укрепляет опорно-двигательный аппарат, регулируется деятельность
нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных
движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная
вентиляция. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям,
вызывают мобильность защитных сил организма, повышает деятельность лейкоцитов.
И напротив, недостатком движений вызывает изменения в центральной нервной
системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности к неустойчивости,
нарушению обмена веществ в организме, а также к уменьшению функциональных
возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем и, следовательно, к
снижению работоспособности организма.
Двигательная активность
способствует развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления,
внимания, пространственных и временных представлений.
Во время выполнения
движений детьми педагог активно формирует у них нравственно-волевые качества,
целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость др.
Особенно важно
поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия, самостоятельно
подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условия, которые
сложились в данный момент.
При выполнении движений
обогащает эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости,
подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от
раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных
дружных действий.
Двигательная активность
для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика.
От работающих мышц
импульсы постепенно поступают в мозг, импульсируя центральную нервную систему и
тем самым, способствуя ее развитию. Тем более тонкие движения приходится
осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает
он, тем успешнее идет процесс его психического развития.
Двигательная активность
ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и
увеличивает энергетические резервы организма.
Работа скелетной
мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем
ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идет со
значительным превышением, то есть создается некоторый ее избыток. Именно
поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост
организма. Но это не просто прирост массы, эта предпосылка к выполнению еще
больших по объему и интенсивности нагрузок.
Учеными установлена
прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным
запасом, развития речи, мышлением. Под действием физических упражнений,
двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных
соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей,
повышают их умственную и физическую работоспособность.
В научной литературе
существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то
количество движений, которые необходимо для нормального развития малыша.
Естественно в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше
ребенок, тем больше число движений он должен совершить для нормального развития
[36, с.5].
Особенно в процессе
двигательной активности требует от детей значительного эмоционального
напряжения, активизации всех психических процессов, определенных поведенческих
умений. Обеспечение психологического комфорта – важнейшее условие воспитания
нравственности.
Не следует требовать от
детей одинаково высоких результатов в движении и в играх, а только по
способностям. Надо уметь увидеть неповторимость каждого ребенка и дать ему
возможность почувствовать полную свободу самовыражения. Есть несколько
действенных приемов, с помощью которых можно установить контакт с детьми на
физкультурном занятии и вне его: обеспечить оптимальную нагрузку двигательной
активности, довести до сознания детей суть каждого физкультурного упражнения,
обеспечить целевую установку предстоящего занятия, чтобы она была понята и
принята каждым из детей. Нужно помнить, что игры с движениями и в движении
счастливые минуты жизни ребенка.
Важно учить детей видеть
и понимать тех, кто рядом, согласовывать свои действия с их действиями,
проявлять сочувствие, поддержку; в нужный момент помочь преодолеть препятствия;
не смеяться над тем, кто упал, проявляет неуверенность, неумение.
Полезны подвижные игры, в
которых создается ситуация, усиливающая взаимозависимость друг от друга. Навыки
общения, полученные в таких ситуациях, легче переносятся на другие виды
деятельности, в обычные жизненные условия.
На сколько
результативным, в плане нравственного воспитания оказались физкультурные
упражнения, можно судить по поведению детей: сосредоточены, активны,
старательны, в глазах радость [5, с.25].
Для разностороннего
развития функций организма особую ценность приобретает сочетание разнообразных
видов движение. Свободное применение достаточно освоенных навыков в разных ситуациях
создает больше возможности для проявления детьми активности и творчества.
Уровень развития основных
двигательных качеств – ловкости, быстроты, выносливости позволяет ребенку
успешно овладевать двигательными умения (бегом, прыжками, метанием) и спортивными
упражнениями (ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде, плаванием). К
перечисленным двигательным качествам относятся так же и мышечная сила, то есть
способность овладения движением. Не имея достаточно развитой силы, нельзя
быстро и долго бегать, плавать, ходить на месте. Крепкий, сильный ребенок легко
осваивает новые движения, он уверен в себе, способен переносить трудности и
даже любит упражнения с большей нагрузкой.
К 8 годам сила мышцы
кисти у мальчиков составляет 14,0 и 13,2 кг, у девочек 11,6 и 11,0 кг. Становая
сила мальчиков 39,0; у девочек – 34 кг. Особенно очевидны большие возможности
дошкольников в проявлении силовых способностей, если рассмотреть показатели
относительной силы. Она составляет 1,5 – 1,7 ед., то есть ребенок в состоянии
поднять предмет, масса которого значительно превышает его собственную.
Однако сила разных групп
мышц у дошкольников развита неодинаково, что мешает им овладевать двигательными
умениями, и тормозит гармоничному развитию.
Особенно важно достичь
равномерного развития мышц сгибателей и разгибателей туловища и верхнего
ключевого пояса. Эти мышцы обеспечивают нормальное функционирование внутренних
органов. Слабые мышцы ключевого пояса затрудняют выработку нормальной осанки.
Для нормального
физического развития ребенка необходимо следить за двигательной активностью в
течение всего дня.
К показателям здоровья
ребенка можно отнести и критерии:
- уровень физического
развития, его гармоничность;
- соответствие параметров
функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому
возрасту;
- степень резистентности
(устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне рядовым факторам и
неблагоприятным воздействиям);
- наличие или отсутствие
хронических заболеваний.
Каждый из указанных
критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только
совокупность информации по всем критериям в комплекте позволяет объективно
оценить состояние здоровья ребенка.
В соответствии с
названным критерием, детей можно условно разделить на 5 основных групп здоровья
[36, с.4]:
1. Здоровые, с нормальным
развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые, но имеющие функциональные
и некоторые морфологические отклонения, а так же сниженную сопротивляемость к
острым и хроническим заболеваниям.
3. Дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными
возможностями организма.
4. Дети, больные
хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными
функциональными возможностями.
5. Дети, больные
хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительными
функциональными возможностями организма.
Воспитывая у детей
потребность ежедневно двигаться, выполнять физические упражнения с ранних лет,
можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.
Глава II. Методика организации
физкультурно-оздоровительной
работы в режиме детского
сада
Придавая особую
значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников,
можно определить приоритеты в режиме дня.
I место в двигательном режиме детей
занимают:
- учебные занятия по
физической культуре.
Это основная форма
обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия
проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).
При наличии бассейна
необходимо проводить:
- занятия по обучению
детей плаванию не менее двух раз в неделю.
II место в двигательном режиме детей
принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные
виды двигательной деятельности:
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры и
физические упражнения во время прогулок;
- физминутки на занятиях
с умственной нагрузкой и т.д.
С целью оптимизации
двигательной активности и закачивания детей необходимо внедрять дополнительные
виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих
мероприятий:
- оздоровительный бег на
воздух;
- пробежки по массажным
дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;
- гимнастика после
дневного сна;
- двигательная разминка
во время перерыва между занятиями при открытых фрамугах;
- прогулки, походы в лес;
- корригирующая
гимнастика в сочетании с сухим массажем;
- сауна с сухим массажем,
а также с последующими играми в бассейне.
III место отводиться самостоятельной
двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная
деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Немаловажное значение
отводится активному отдыху:
- недели здоровья;
- физкультурный досуг;
- физкультурно-спортивные
праздники на воздухе и воде;
- игры – соревнования;
- спартакиады
В двигательный режим
входят дополнительные виды занятий:
- группы ОФП;
- секции по интересам;
- спортивные танцы.
А также совместная
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи:
- домашние задания;
- физкультурные занятия
детей совместно с родителями;
- участие родителей в
физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях ДУ.
Таким образом,
предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняя и обогащая друг друга,
в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка
в течении всего времени пребывания его в дошкольном учреждении [32, с.25].
2.2 Модель двигательного
режима старших дошкольников
Двигательный режим в
дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как
организованную, так и самостоятельную.
При разработке рационального
двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической
потребности детей в двигательной активности, но и предусмотреть рациональное
содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении
разных видов деятельности, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей.
Оптимизация двигательной
активности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного
учреждения позволила представить модель двигательного режима, где представлен
перечень разных видов занятий по физической культуре, а также отражены
особенности их организации (приложение № 1).
Рациональное сочетание
разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс
оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание занятий
разное, каждое из них в той или иной мере имеет свое специфическое назначение.
Утренняя гимнастика,
гимнастика после дневного сна, прогулки – походы в лес, подвижные игры и
физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные
задачи.
Физкультминутка,
двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную
работоспособность.
На учебных занятиях дети
учатся, приобретают необходимые навыки, умение, знания.
Недели здоровья,
физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.
Кружки по интересам
развивают двигательные способности и творчество детей.
Индивидуальная и дифференцированная
работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития.
Корригирующая гимнастика
(назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для
детей с ослабленным здоровьем.
Логоритмичная гимнастика
необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.
В зависимости от
назначения все вышеперечисленные виды занятий, их характер могут меняться и
повторяться с разной периодичностью в течении дня, недели, месяца, года,
составляя так называемый оздоровительный двигательный режим старших
дошкольников [32, с.22].
2.3 Роль воспитателя по
физической культуре в физкультурно-
оздоровительной работе
Физическое воспитание в
дошкольном учреждении является действенным средством, способствующим
разностороннему развитию ребенка. Процесс оптимизации двигательной активности
детей направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и
психических функций организма, достижение хорошего уровня физической
подготовленности.
Для реализации
вышеперечисленных задач воспитателю по физической культуре необходимо
заниматься разнообразной деятельностью:
- исследовательской
(направлена на повышение своей квалификации, передачу опыта коллегам,
совершенствовании своего педагогического мастерства);
- конструктивной
(планирование содержания разных видов по физической культуре на весь учебный
год и организацией их проведения в соответствии с программными требованиями и
индивидуальными особенностями детей);
- организаторской
(координирование своей деятельности со всеми членами коллектива, для
формирования здорового образа жизни в семье и детском саду);
- коммуникативной
(установление педагогически целесообразных отношений с детьми, родителями и
коллегами; умение создавать благоприятный эмоциональный климат в группе, выявить
интересы и мотивы поведения каждого ребенка, его двигательные возможности и
способности).
Деятельность воспитателя
по физической культуре – это сложный процесс, в результате которого решается
комплекс медико-педагогических и психологических задач. Воспитатель должен
иметь глубокие знания по теории и методике физического воспитания детей.
Воспитателю по физической культуре необходимо всегда находиться в спортивной
форме, быть примером для детей, увлекаться разными видами спорта: ходить на
лыжах, кататься на коньках, играть в волейбол, баскетбол, теннис.
Заключение
Оздоровление
подрастающего поколения – одна из приоритетных задач современного образования.
Нормативно-правовые документы так же отражают актуальность проблемы здоровья
детей.
По данным НИИ гигиены и
охраны здоровья детей, за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 % от общего количества детей,
поступающих в школу. Многие ученые и практики указывают причину – недостаточная
двигательная активность у детей.
Удовлетворение
потребности дошкольника в движениях является важнейшим условием его
жизнедеятельности и нормального развития – не только физического, но и
интеллектуального. Достаточная по объему двигательная активность благоприятно
сказывается на функциональном состоянии головного мозга, увеличение
работоспособности, повышении произвольности в выполнении различных действий.
Физкультурно-оздоровительная
система способствует росту функциональных возможностей организма ребенка,
привитие любви к активной двигательной деятельности. А это значит, заложить
базис здорового образа жизни будущего человека.
Овладевая необходимым
программным материалом по развитию движений и получая доступные знания о
здоровом образе жизни, дети приобретают возможность самостоятельно заниматься
физической культурой не только в детском саду, но и дома.
Данная модель
двигательного режима для детей старшего дошкольного возраста, насыщенная
разнообразными видами и формами двигательной деятельности, а также
целесообразным чередованием физических упражнений и игр разной интенсивности,
может быть взята за основу построения различных вариативных двигательных
режимов.
В каждом конкретном ДОУ
педагогический коллектив должен творчески отнестись к проблеме организации
оптимального двигательного режима и выбрать свой собственный вариант, учитывая
местные условия конкретного ДОУ:
- экологическую
обстановку;
- материально-техническую
базу;
- количество и состав
возрастных групп;
- состояние здоровья и
физического развития детей;
- физическую
подготовленность детей.
1. Берштейн Н.А. Очерки по физиологии
движения и физиологии активности.– М., 1966.
2. Берштейн Н.А. Психика формируется
в движении. – М., 1974.
3. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей
в дошкольных учреждениях. – М.: Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
4. Вавилова Е.Н. Развивайте у
дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.
5. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье
детей. – М., 1988.
6. Вавилова Е.Н. Учите детей бегать,
лазать, метать. – М., 1985.
7. Гребенова И.И., Ананьева Н.А. Ваш
ребенок. – М., 1990.
8. Доннер, Кэрол Тайны анатомии. –
М., 1991.
9. Дорожнова К.П. Роль социальных и
биологических факторов в развитии ребенка. – М., 1995.
10. Доскин А.А., Голубева Л.Г. Растем
здоровым. – М., 2005
11. Зайцев Р.К., Кобанов В.В.
Педагогика здоровья. – СПб., 1994.
12. Зайцев Г.К., Зайцева А.Г. Твое
здоровье. Укрепление здоровья. – СПб., 2000.
13.Зелинская Д. Школа здоровья. – М.,
1995.
14. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В.,
Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.,
1986.
15. Каштанова Т.В. Организация
оздоровительного центра в образовательном учреждении. – М., 2002.
16. Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 года. – М., 2001.
17. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.
Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). – М., 2000.
18. Лебедева Н.Т. Двигательная
активность в процессе обучения младших школьников. – М., 2000.
19. Мартынов М.П. Здоровье ребенка в
наших руках. – М., 1991.
20. Маханева М.Д. Здоровый ребенок: Рекомендации
по работе в детском саду в начальной школе. – М., АРКТИ, 2004 – 264 с.
21. Михайлов В.В. Физкультура для
всей семьи. – М., 1988.
22. Мийайлов В.В. Как вырастить
здорового ребенка. – М., 1986.
23. Мухина В.С. Психология
дошкольника. – М., 1975 – 239 с.
24. Немов Р.С. Психология. – М.,
1998.
25. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,
Рунова М.А. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для ДОУ. – М.:
Мозайка-Синтез, 1999 – 80 с.
26. Осокина Т.И. Физические
упражнения для дошкольников. – М., 1971.
27. Пензулаева Л.И. Физкультурные
занятия с детьми 5 - 6 лет. – М., 1988.
28. Пономарев С.А. Растите малышей
здоровыми. – СПб., 1997.
29. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка
и физическое развитие детей. – СПб.: Речь, 2001 – 166 с.
30. Прокофьева Е.А. Румяные щеки. –
М., 1993.
31. Психология детей дошкольного
возраста. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. – М., 1964.
32. Рунова М.А. Двигательная
активность ребенка в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 2002 – 256 с.
33. Степаненкова Э.Я. Методика
физического воспитания. – М.: Издат.дом «Воспитание дошкольника», 2005 – 96 с.
34. Фролов В.Г., Юрко Г.П.
Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 1983.
35. Хухулаева Д.В. Теория и методика
физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1971.
36. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая
физкультура нужна дошкольнику. – М.: Просвещение, 2002 – 79с.
37. Щебенко В.Н., Ермак Н.Н.
Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000.
Приложение
Модель двигательного
режима детей 5 – 7 лет в дошкольном учреждении (по Руновой М.А.)
№
|
Виды занятий
|
Особенности организации
|
1.
Физкультурно-оздоровительные занятия
|
1.1
|
Утренняя гимнастика
|
Ежедневно на открытом воздухе или в
зале. Длительность 10-12 мин.
|
1.2
|
Двигательная разминка
|
Ежедневно во время большого
перерыва между занятиями (с преобладанием статических поз). Длительность 7-10
мин.
|
1.3
|
Физкультминутка
|
Ежедневно, по мере необходимости, в
зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.
|
1.4
|
Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке
|
Ежедневно во время утренней
прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность
25-30 мин.
|
1.5
|
Оздоровительный бег
|
Два раза в неделю, подгруппами по
5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
|
1.6
|
Индивидуальная работа по развитию
движений
|
Ежедневно во время вечерней
прогулки. Длительность 12-15 мин.
|
1.7
|
Прогулки-походы в лес или
близлежащий парк (пешие, лыжные)
|
Два-три раза в месяц, во время,
отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и
упражнений. Длительность 60-120 мин.
|
1.8
|
Гимнастика после дневного сна в
сочетании с контрастными воздушными ваннами
|
Два-три раза в неделю, по мере
пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин.
|
1.9
|
Сауна с контрастным обливанием тела
и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне
|
Два раза в месяц, группами не более
10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.
|
Корригирующая гимнастика в
сочетании с гидромассажем
|
После дневного сна, по одному
сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели.
Проводиться по рекомендации врача Длительность 12-15 мин.
|
1.11
|
Логоритмичная гимнастика
|
Два раза в неделю по подгруппам
(проводится логопедом).
|
2. Учебные занятия
|
2.1
|
По физической культуре
|
Три раза в неделю подгруппами,
подобранными с учетом уровня ДО детей, проводятся в первой половине дня (одно
на воздухе). Длительность 35-40 мин.
|
2.2
|
По плаванию
|
Два раза в неделю, во второй
половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 30-35 мин.
|
3. Самостоятельные занятия
|
3.1
|
Самостоятельная двигательная
деятельность
|
Ежедневно, под руководством
воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от
индивидуальных особенностей детей.
|
4. Физкультурно-массовые занятия
|
4.1
|
Неделя здоровья (каникулы)
|
Два-три раза в год (последняя
неделя квартала).
|
4.2
|
Физкультурный досуг
|
Один-два раза в месяц на воздухе
совместно со сверстниками одной - двух групп. Длительность 50-60 мин.
|
4.3
|
Физкультурно-спортивные праздники
на открытом воздухе и на воде
|
Два-три раза в год, внутри детского
сада или совместно со сверстниками соседнего дошкольного учреждения.
Длительность 75-90 мин.
|
4.4
|
Игры - соревнования между
возрастными группами или со школьниками начальных классов
|
Один-два раза в год на воздухе или
в зале. Длительность не более 60 мин.
|
4.5
|
Спартакиады вне детского сада
|
Один раз в год в спортивном клубе
или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической
подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 мин.
|
5. Внегрупповые (дополнительные)
виды занятий
|
5.1
|
Группы ОФП
|
По желанию родителей и детей не
более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.
|
5.2
|
Спортивные кружки, танцы
|
По желанию родителей и детей не
более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин.
|
6. Совместная
физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
|
6.1
|
Домашние задания
|
Определяются воспитателем
|
6.2
|
Физкультурные занятия детей
совместно с родителями в дошкольных учреждении
|
По желанию родителей, воспитателей
и детей.
|
6.3
|
Участие родителей в
физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада.
|
Во время подготовки и проведения
физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов,
посещения открытых занятий.
|