Оценка и повышение работоспособности спортсменов
Постановка
проблемы. В
настоящее время нет универсальных тестов, позволяющих дать исчерпывающий ответ
на все вопросы оценки здоровья, функционального состояния и тренированности.
Поэтому очень важно выбрать наиболее информативные пробы для отдельного вида
спорта. При проведении функциональных проб, тренеры и спортсмены должны ясно
представлять себе смысл пробы и знать задание. Мы постарались в своей работе применить
тесты, которые дают возможность определить физическую работоспособность
организма спортсмена в условиях мышечной работы, а также определить структуру
мышц организма при помощи методики профессора Ханиной. В спортивной практике
еще нет данных о сопоставлении показателей физической подготовленности
организма спортсмена и состояния структуры его мышц, т.е. количество
обезжиренной массы на 1 см поверхности тела.
Работа
выполнена согласно сводного плана НИР Херсонского государственного университета
по теме «Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию
студентов».
Анализ
последних исследований и публикаций. Уровень мастерства спортсменов занимающихся
различными видами спорта, повышается из года в год. Спортивные рекорды улучаются
и границы, отодвигающие успех от неудачи сокращаются. Потому тренеры и ищут новые методики
способствующие повышению работоспособности и мышечной деятельности. Основной
критерий, это выделение средства как такового – которым является любое вещество
или явление, способствующее усилению мышечной деятельности или контролю над ее
состоянием [7]. Сюда включают: фармакологические средства, гормональные,
физиологические, пищевые средства и вещества, психологические явления,
механические факторы. Можно согласится с мнением В.М. Платонова [5], что
прогресс в спортивных достижениях в спорте, определяется на базе объективных
данных о структуре соревновательных движений и физической подготовленности
спортсменов. Материалы исследований проф. Ханиной о статусе обезжиренной массы
[4], позволяют контролировать уровень соотношения нагрузки и интенсивности
тренировочного процесса в целом. В связи с этим возникает необходимость
соединить, эти две проблемы в единое целое для усовершенствования процесса
подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Цель – повышение
эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов в
циклических и ациклических видах спорта на основе объективной оценки их
физической работоспособности и удельного веса обезжиренной массы.
Методы – для достижения
поставленной цели использовались следующие методы исследований: а)
педагогический експеримент; б) тестирование; в) методы математической
статистики (корреляционный метод);
Результаты
исследования. Для определения РWC170 во время массового исследования
спортсменов мы использовали степ-тест, который за информативностью не уступает
данным, полученным на тредбане или велоэргометре. Нашему обследованию были
подвергнуты 60 студентов-спортсменов Херсонского Государственного университета,
факультета физического воспитания и спорта мы изучили состояние физической
работоспособности мужчин 1–3 курсов и их взаимосвязь с показателями физической
подготовленности. Для определения величины корреляции показателей относительно
РWC и физической подготовленности спортсменов оценивали за данными, полученными
во время выполнения тестов физического развития нации. Относительные значения
физической работоспособности у легкоатлетов составляет 23,8 – 24,4 кгм/мии на I
килограмм веса тела. А наименьшие показатели у спортсменов, занимающихся
пауэрлифтингом и гимнастикой. Наши экспериментальные исследования / по средним
/ величинам совпадают с литературными данными показателей физической
подготовленности спортсменов разных специализаций и уровня мастерства / 1 /.
Таблица
1. Показатели физической работоспособности спортсменов мужчин различной
специализации и уровня мастерства / РWC170 /.
СИД СПОРТА
|
РWC170
м ± т кмс
|
РWC170
^ ± Т М/С
|
Легкая атлетика
|
23,8 ± 0,1
|
24,4 ± 0,2
|
Пауэрлифтинг
|
15,2
|
16,8
|
Бодибилдинг
|
20,1
|
21,4
|
Спортивная гимнастика.
|
1 16,5
|
17,2
|
Футбол
|
21,7
|
22,6
|
Гребля б/я
|
21,2
|
22,4
|
Степ
– тест мы оценивали по таблице оценки и определения мощности работы кгм/мин в
зависимости от собственного веса и количества восхождений /высота ступеньки 30 см/.
Корреляционный
анализ показателей физической работоспособности и физической подготовленности
дал нам возможность выявить различную зависимость между исследуемыми
параметрами (Табл. 2) Установлено достоверную тесноту связи физической
работоспособности с результатами в беге на 100 и 3000 метров. Так среди
упражнений скоростно-силового характера выявлено различный уровень связи. Сюда
отнесем показатели в толкании ядра, подтягивании на перекладине, дальности
прыжка в длину с места. Результаты, показанные в прыжках в длину с разбега и определении
силы кисти, имели очень низкий показатель связи.
Таблица
2. Соотношение физической работоспособности и подготовленности
Показатели
физической подготовленности
|
r
|
Р
|
Бег на 100 м.
|
-0,902
|
< 0,001
|
БЕГ на 3000 м.
|
-0,765
|
< 0,001
|
прыжок в длину с разбега
|
0,345
|
> 0,05
|
Подтягивание на
перекладине
|
0,805
|
< 0,001
|
Толкание ядра
|
0,678
|
< 0,001
|
Прыжок в длину с места
|
0,921
|
< 0,001
|
Сила кисти
/динамометрия/
|
0,174
|
> 0,05
|
Данные
таблицы позволили нам сделать вывод, что уровень физической работоспособности свидетельствует
о физической подготовленности, как в циклических, так и других видах
двигательной активности. Это может стать ориентиром для дальнейшего спортивного
совершенствования.
Но
мы не остановились на достигнутых результатах исследования, а решили увеличить
достоверность проведенных обследований еще одним показателем, а именно,
показателем обезжиренной массы спортсмена на 1 см. объема тела /методика
профессора Ханиной/.
Исследованию
подвергались спортсмены различной специализации и самое основное в различные
периоды подготовки. Простота, и сложность экспертной оценки заключалась в
создании условий для тестирования и сооружении испытательной ванны для
измерения объема тела спортсмена. Сам расчет проводился согласно математических
расчетов и формул.
Применив
математические методы (по Ашмарину) мы получили данные, которые позволяют
регулировать учебно-тренировочный процесс, а также в некоторой степени, эти
данные, а именно резкое падение показателя обезжиренной массы на 1 см,
объема позволяют судить о предрасположенности организма спортсмена к
заболеванию в скором времени. В нашей работе мы затронули только часть проблемы
взаимосвязи уровня физической работоспособности и общей физической
подготовленности, тем более попытались их увязать с экспериментальными
обоснованиями исследований жировой структуры организма спортсмена в различные
периоды подготовки. Наши исследования уже позволили перестроить тренерам
тренировочный процесс, опираясь на данные тестирования и экспериментального
обследования.
Таблица
3. Соотношение показателя удельного веса обезжиренной массы на 1 см объема
тела в различные периоды соревновательной деятельности
Вид спорта
|
Объем тела.
|
ЖЕЛ
|
Соревноват.
период
|
Переходн.
период
|
Предс.
период
|
болезнь
|
Легкая атлетика
|
58,37
|
4500
|
0,320
|
0,335
|
0,300
|
Пауэрлифтинг
|
60,20
|
4500
|
0.355 ±
0,05
|
0,340
|
0,345
|
0,320
|
Бодибилдинг
|
65,00
|
4000
|
0,379 ±
0,05
|
0,361
|
0,365
|
0,330
|
Гимнастика сп.
|
52,47
|
3500
|
0,305 ±
0,05
|
0,295
|
0,300
|
0,280
|
Футбол
|
56,37
|
3500
|
0,328 ±
0,05
|
0,315
|
0,320
|
0,295
|
Гребля б/к
|
57,35
|
6000
|
0,388 ±
0,05
|
0,375
|
0,380
|
0,347
|
Выводы. Рациональное построение
учебно-тренировочной работы, направленной на наибольший прирост спортивных
результатов и долголетие в спортивной жизни, должно базироваться на широком
изучении физической работоспособности каждого спортсмена индивидуально. Нами
установлена достоверная зависимость физической подготовленности и результатов
выполнения тестовых упражнений различного характера. Характер изменения
показателей соответствует данным литературных источников. Однако, применив
методику определения обезжиренной массы, мы пришли к выводу, что знание
соотношения физической подготовленности и номинальных значений обезжиренной
массы в различные периоды соревновательной деятельности позволяет более
целенаправленно использовать учебно-тренировочный процесс для дальнейшего
спортивного совершенствования в избранном виде спорта.