Виды коллективных средств размещения
|
Характеристика номеров (%)
|
Число мест (коек)
размещения
|
Коэффициент
использования
|
Мест (коек) круглогодичного
использования
|
Люкс
|
С
удобствами
|
Без
удобств
|
Коллективные ср-ва размещения гостиничного типа
|
7,8%
|
63%
|
29,2%
|
9,5%
|
0,4
|
100%
|
Санаторно-курортные организации
|
5,4%
|
54,3%
|
40,3%
|
6,0%
|
0,6
|
77,3%
|
Базы отдыха, турбазы и пр.
|
3,2%
|
21,6%
|
75,2%
|
84,5%
|
0,1
|
31,2%
|
ВСЕГО:
|
5,4%
|
44,1%
|
50,5%
|
100%
|
0,3
|
40,6%
|
Недостаточно высокий коэффициент
использования гостиниц и особенно баз различного типа, при реально высоком спросе
на места размещения, свидетельствует:
1.
О недостаточно
комфортных условиях размещения, при достаточно высоких ценах;
2.
О необходимости
создания, как правило, объектов круглогодичного использования;
3.
О сокрытии от
учета истиной численности принятых туристов и отдыхающих.
Ленинградская
область обладает богатейшим природным, историко-культурным потенциалом, а также
исключительным геополитическим положением. Ленинградская область граничит с
Финляндией, Эстонией.
Однако
успешному развитию въездного туризма на территории Ленинградской области мешают
следующие проблемы:
1.
"Антиреклама" России как объекта
туристской привлекательности в зарубежных средствах массовой информации
(преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура, недостатки в
обслуживании и т. п.).
2.
Дeйcтвyющий
пopядoк выдaчи poccийcкиx виз гpaждaнaм инocтpaнныx rocyдapcтв, бeзoпacныx в
мигpaциoннoм oтнoшeнии, нe вceгдa cпocoбcтвyющий pocтy въeзднoгo тypизмa. Так
как стоимость виз в Россию для иностранцев очень высоки. Например, за визу из
Греции в Россию необходимо заплатить 100$, а из США 120$. Для стран Европы цены
на визы в Россию значительно ниже. Например, для Германии виза составляет 60
евро. Срок оформления визы примерно 2 недели. Выше перечисленные факторы
практически "ставят крест" на развитие молодежного и студенческого
туризма.
3.
Отсутствие
государственной программы поддержки туризма и государственного финансирования,
строительства и реконструкции объектов для въездного туризма.
4.
Несовершенство
нормативно-правовой базы.
5.
Недостаточно развито
производство сувенирной продукции.
6.
Отсутствие в
области специализированного туристского транспорта; областные турфирмы
пользуются городским транспортом, оставляя деньги в Санкт-Петербурге.
7.
Дороги области
недостаточно оборудованы дорожной инфраструктурой (стоянками, туалетами,
дорожными указателями, заправочными станциями).
8.
Практически
полное отсутствие объектов развлечений как отдельных, так и при коллективных
средствах размещения.
Объекты питания имеют малое
количество посадочных мест, меньше стандартной туристской группы, и не имеют
парковок.
2.4 Анализ мероприятий, проводимых
для развития въездного туризма Правительством Ленинградской области
Правительством Ленинградской области
в целях развития внутреннего и въездного туризма в 2000 году была разработана
региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации
Ленинградской области" до 2005 года от 21.06.2000 года № 226-ПГ. Программа
была принята на основании Закона ЛО "О туристской деятельности на
территории Ленинградской области" от 31 декабря 1997г. № 73-оз и
Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации" от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ. Законом
ЛО "О региональной целевой программе "Развитие сферы туризма и
рекреации Ленинградской области на 2003-2005 годы"" от 13 ноября 2003
года № 94-оз была принята с изменениями и дополнениями региональная
целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской
области" на 2003-2005 годы.
Программой предусмотрено
решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве
Северо-Западного региона России и Ленинградской области.
Программа носит
комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию,
стабилизировать процесс рыночных отношений, а также упорядочить влияние
государства на развитие туристской отрасли.
Программа содержит
наиболее актуальные предложения и мероприятия по созданию правовой,
организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для
дальнейшего формирования туристской индустрии в Ленинградской области.
На основе данной
Программы работает Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и
туризму.
В рамках региональной целевой
программы существует система программных мероприятий,
которые посвящены развитию въездного туризма на территории Ленинградской
области. Мероприятия в сфере совершенствования институциональной
структуры туризма включают в себя следующие:
1.
Создание системы
информационно-туристских центров на территории области.
В 2002 году был создан ЛОГУ "Информационно-туристский
центр" этот центр является единственным государственным учреждением в
отрасли туризма в Ленинградской области.
"Информационно-туристский центр"
расположен в Санкт-Петербурге, и его деятельность направлена на обслуживание
интересов рекреантов из Санкт-Петербурга и других регионов России, а также
ближнего и дальнего зарубежья.
По подобию Ленинградского областного "Информационно-туристского
центра" предлагается создать несколько информационно-туристских центров. Данные
центры предполагается разместить в основных рекреационных зонах Ленинградской
области: Выборгском, Лужском, Приозерском, Тихвинском и Волховском районах. В
дальнейшем целесообразно открыть центры и в других районах Ленинградской
области, а также в некоторых городах и поселках области.
Предполагаемой формой создаваемых
центров является государственное унитарное предприятие.
В рамках реализации программы
предполагается разработать положение о туристско-информационных центрах,
создать соответствующее предприятие и обеспечить начало его функционирования.
Основными задачами системы
информационно-туристских центров должны стать:
·
сбор информации о
возможных местах проживания туристов и рекреантов, в том числе и в
индивидуальном секторе;
·
сбор информации и
классификация мест проживания и отдыха туристов;
·
информирование
туристов о достопримечательностях, условиях проезда, возможностях проживания и
рекреации в различных частях Ленинградской области;
·
разработка планов
развития определенных территорий и содействие их реализации;
·
размещение
наружной рекламы достопримечательностей Ленинградской области;
·
разработка и
продвижение турпродуктов, пакетов программ местных кампаний на российском и
международном уровнях;
·
содействие
созданию на территории области единой региональной системы особо охраняемых
природных территорий (ООПТ) и рекреационных зон, а также аналогичной системы по
охране и рациональному использованию памятников истории и культуры;
·
ведение
статистического учета автоматизированного кадастра туристских территорий
Ленинградской области (предоставляющего собой составную часть земельного
кадастра) и паспорта туристско-рекреационных округов и территорий;
·
ежегодное
проведение социологических и маркетинговых исследований в сфере туризма,
результаты которых могут быть доведены до туристских фирм, работающих на
территории Ленинградской области.
Создание системы
информационно-туристских центров позволит скоординировать работу по продвижению
регионального туристского продукта на внутренний и международный туристские
рынки в отдельных районах области.
2. Обеспечение функционирования
координационного совета по туризму при Правительстве Ленинградской области.
Для развития туристско-рекреационной
сферы в Ленинградской области требуется значительное повышение уровня
межведомственного (межотраслевого) кооперирования и координации, и прежде всего
на уровне Правительства Ленинградской области. С этой целью, согласно
Областному Закону "О туристкой деятельности на территории Ленинградской
области" и в соответствии с Постановлением "О межведомственном
координационном совете по туризму при Правительстве Ленинградской области"
от 7 февраля 2000 года № 44-пг был создан координационный совет по туризму при
Правительстве Ленинградской области, который позволяет объединить усилия
правительственных структур, туроператоров и турагенств, банковских, страховых,
научных и других организаций, заинтересованных в развитии
туристско-рекреационной отрасли.
Мероприятия по совершенствованию
нормативно-правовой базы туристской отрасли
В целях развития санаторно-курортной
сферы планируется разработать областной закон "О курортной деятельности на
территории Ленинградской области". Закон должен уточнить классификацию
учреждений лечебно-оздоровительного характера, установить требования к ним,
определить льготы, которые будут устанавливаться по отношению к данным
учреждениям.
В целях совершенствования системы
статистического учета и анализа в сфере туризма в 2003 году был заключен
договор с "Петербургкомстатом" и ЛОГУ "Информационно-туристским
центром" на сбор туристской статистики по Ленинградской области.
Мероприятия по совершенствованию
информационной базы в туристской отрасли
В качестве усовершенствования
информационной базы планируется создание единой для Санкт-Петербурга и
Ленинградской области системы сбора и обработки статистической информации,
которая позволила бы точнее учитывать изменения в туристских потоках и измерять
влияние на них различных управленческих воздействий.
В целях налаживания соответствующей
системы учета планируется реализовать два мероприятия: пополнение и обновление кадастра
туристско-рекреационных ресурсов Ленинградской области (форма анкеты по учету
данных ресурсов представлена в приложении 4), а также совершенствовать
соответствующую систему учета использования ресурсов. Совершенствование системы
позволит полнее учитывать доходы, получаемые от туристской деятельности на
территории Ленинградской области, а также более эффективно воздействовать на
предприятия, предоставляющие туристско-рекреационные услуги. Особенно важна эта
задача в плане хозяйственного использования земель, которые могли бы иметь
достаточно высокую отдачу с точки зрения туризма. Актуальным является выделение
в Ленинградской области зон, особо ценных с точки зрения туризма. К числу
подобных зон следует отнести Карельский перешеек, Лужский, Гатчинский и
Волховский районы. Требуется выделить подобные туристские зоны и в других
районах области. Хозяйственное использование земель в рамках туристских зон
должно происходить с согласия структурного подразделения Правительства
Ленинградской области, курирующего сферу туризма, или аналогичных подразделений
в муниципальных образованиях.
Предполагается увязать кадастровую
оценку и оценку использования ресурсов с размерами земельного налога. Необходимо
усилить роль государства в контроле целевого использования земель, выделенных
для рекреационных целей и под объекты инфраструктуры туризма, так как эти земли
зачастую используются не по назначению. В частности, ревизия уже сделанных
землеотводов может существенно увеличить доход бюджета за счет налога на землю.
Требуется законодательное определение целевого использования земель для
туристских и рекреационных нужд.
В целях эффективного использования
кадастра с точки зрения налогообложения, планируется подготовить
соответствующую базу и создать необходимые нормативно-правовые документы.
Мероприятия по содействию продвижения
туристских услуг Ленинградской области на российском и международном рынках
В целях продвижения туристских услуг
и установления межрегиональных и международных связей в сфере туризма
необходимы следующие мероприятия:
1.
Подготовка и
проведение международного водного фестиваля "Вуокса".
2.
Ежегодное участие
в международных туристских выставках, проводимых на территории России (INWETEX-C.I.S,
INTOURFEST, MITT и другие), путем представления единым стендом Ленинградской
области.
3.
Представление
рекреационных возможностей Ленинградской области на российских и крупных
региональных туристских выставках.
4.
Разработка
единого стиля экспозиции стендов Ленинградской области на выставках, изготовление
передвижных рекламных блоков и стендов о туристском и санаторно-курортном
комплексе Ленинградской области.
5.
Представление
Ленинградской области на зарубежных международных туристских выставках и
ярмарках.
6.
Участие в
реализации программы "Совместное продвижение Санкт-Петербурга,
Ленинградской области, Стокгольма на международном туристском рынке".
7.
Разработка и
реализация программы продвижения туристских услуг Ленинградской области в
Финляндии, Скандинавских странах и странах Балтии.
8.
Организация
целевых информационно-рекламных кампаний в СМИ, направленных на продвижение
Ленинградской области, как объекта туризма.
9.
Проведение конкурсов
среди кинооператоров, фотографов и журналистов, пропагандирующих своим
творчеством рекреационно-туристские возможности Ленинградской области.
10.
Создание
видеороликов о возможностях туризма в Ленинградской области на русском и
иностранных языках.
11.
Проведение
обзорных экскурсий и выездных семинаров о возможностях туризма в отдельных
районах Ленинградской области.
В целях продвижения туристских услуг
Ленинградской области на российском и международном рынках в 2001 году была
принята "Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в
Ленинградской области" на основании Постановления Губернатора ЛО № 347-пг
от 21.08.01 года "Об утверждении концепции развития выставочно-ярмарочной
деятельности в Ленинградской области".
В соответствии с этим Постановлением,
в 2001 году Ленинградская область была представлена на 10 специализированных
туристских выставках.
В рамках петербургской выставки "Отдых
без границ" был проведен "День Ленинградской области".
Проведено 5 выездных рекламных
семинаров в муниципальных образованиях ЛО, проведен международный водный
фестиваль "Вуокса".
В 2002 году область была представлена
на 9 специализированных туристских выставках и впервые за рубежом (МАТКА – 2002
в Хельсинки). В ходе выставки "Отдых без границ" (г. Санкт-Петербург)
проведен "День Ленинградской области", посвященный ее 75-летию.
Выпущен рекламный видеофильм о
возможностях туризма в Ленинградской области, CD-версия туристского каталога
Ленобласти на английском языке, подготовлены и изданы путеводитель и туристская
карта Ленинградской области.
Основу мероприятий данной группы
составляют презентации Ленинградской области, как центра познавательного,
экологического, спортивного и других видов туризма на различных зарубежных,
российских и региональных туристских выставках (ярмарках), а также проведение
специальных презентаций рекреационно-туристских возможностей Ленинградской области
в регионах Севера и Северо-Запада России, не проводящих подобных выставок
(ярмарок). За последние 3 года практически все мероприятия стали носить
постоянный характер. С каждым годом Ленинградская область принимает участие в
различных новых выставках и ярмарках.
В целях продвижения туристских услуг
за счет участия в российских выставках (ярмарках) особое внимание должно быть
уделено Санкт-Петербургу, Москве, Московской области, а также регионам Севера и
Северо-Запада России, туристы из которых в достаточно большом количестве
посещают Ленинградскую область. Для эффективного представления Ленинградской
области на этих выставках предусматривается формирование индивидуального стиля
презентации Ленинградской области и создание передвижного стенда, на котором могла
бы быть представлена информация о туристско-рекреационных возможностях области.
Важнейшим направлением программы в
сфере продвижения туристских услуг является проведение рекламной кампании в
отечественной и зарубежной прессе, на радио и в сети Internet с целью
формирования имиджа Ленинградской области в качестве одного из наиболее
привлекательных туристско-рекреационных регионов России и Северо-Запада Европы.
В качестве первого этапа в этом
направлении в 2003 году в сети Интернет был создан "Официальный туристский
сайт Администрации Ленинградской области" www. lentravel. ru. Совместно с
Балтийским международным институтом туризма был проведен мастер класс для 20
представителей Муниципальных образованиях ЛО по работе с новыми информационными
технологиями в туризме и с "Официальным туристским сайтом Администрации
Ленинградской области".
В 2004 году на проводимом комиссией
Совета Федерации РФ по делам молодежи и спорта первом Всероссийском фестивале –
конкурсе "Туризм. Россия. Интернет", на участие в котором подали
заявки более 100 участников из России, в номинациях: "Лучшая программа
туризма области/муниципального образования" и "Лучший туристский
регион России, представленный в Рунете" Комитет по делам молодежи,
физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области занял,
соответственно, 3 и 6 место.
За подготовку информации для сайта
отвечает отдел туризма комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту
и туризму Ленинградской области.
Кроме, этого для дальнейшего
продвижения в этом направлении предполагается:
·
создать
региональную компьютерную сеть с организацией компьютерных рабочих станций в
информационно-туристских центрах, оборудованных модемами для выхода в
глобальную сеть (Internet), и соответствующий "сайт", связанный с
региональным банком данных (каталогом), о всех туристско-рекреационных
учреждениях области и туристских маршрутах, предполагаемых сертифицированными
туроператорами, с целью включения этих организаций (фирм) в мировые туристские цепи;
·
организовать
проведение на телевидении и радио цикла передач, посвященных истории
Ленинградской области, а также цикла по рекламе рекреационно-туристских
возможностей области с включением таких передач в программы не только
петербургских, но и центральных и зарубежных каналов.
Мероприятия по созданию комфортной
информационной среды для иностранных туристов
В целях улучшения информационной среды для туристов ежегодно:
·
издаются
туристско-информационные материалы, бюллетени, каталоги турфирм, маршруты объектов
размещения, рекламные календари, входные билеты на областную туристскую
выставку, рекламные стикеры (на русском и английском языках);
·
издается
туристский путеводитель по Ленинградской области;
·
издаются
туристские карты – схемы (на русском и английском языках) и атласы.
В ежегодном информационно-правовом сборнике "Туризм и
курорты - 2004" создается раздел с информацией о туризме в Ленинградской
области.
Кроме, уже существующих мероприятий,
планируется создать систему наружной рекламы туристских объектов в регионах
области, а также разработать методику по обучению населения поведенческой
модели, в том числе безопасности при осмотре и изучении объектов туризма и
рекреации.
Мероприятия по содействию привлечения
инвестиций в туристскую индустрию Ленинградской области
В период с 2001 по 2002 года работа
по привлечению инвестиции в сферу туризма и рекреации области шла достаточно
интенсивно, о чем свидетельствуют вновь появляющиеся объекты туризма. Деньги в
туризм все больше вкладывают наши соотечественники, а не иностранцы. Уровень сервиса
во вновь отстроенных объектах туризма очень высокий. Достаточно назвать такие
объекты, как городок отдыха "Вуокса", туристская база "Аквамарин",
загородные клубы "Сярьги" и "Аут", горнолыжные курорты
(Приозерский и Всеволожский районы).
Объемы инвестиционных вложений
составляют десятки миллионов долларов.
В пакете инвестиционных проектов,
работа по которым начата в настоящее время, можно перечислить следующее:
Выборгский район:
·
строительство
сельской гостиницы в п. Вязы (прибавочная стоимость проекта 28 тыс. долларов);
·
строительство
базы отдыха на полуострове Кипперофт (270 тыс. долларов);
·
строительство
гостиницы "Антреа" в г. Каменогорске;
·
строительство
туристской базы в пос. Пруды.
Муниципальное образование "Новая
Ладога":
·
реставрационно-восстановительные
работы по перестройке дома купца Белышева в гостиницу ( стоимость проекта 8,6
млн. руб.).
Муниципальное образование "Пикалево":
·
реконструкция
бассейна, который является основным местом развлечения туристов в муниципальном
образовании (50 млн. руб.).
Лодейнопольский район:
·
строительство
гостиницы в г. Лодейное Поле на 60 мест;
·
начаты работы по
восстановлению городского причала;
·
начаты работы по
строительству кемпинга в д. Старая Слобода.
Лужский район:
·
строительство
гостевых домов (готовность от 50 до 70 %).
Светогорск:
·
реконструкция
туристской базы "Черное озеро".
Тихвинский район:
·
реконструкция
гостиницы "Тихвин" (стоимость проекта 250 тысяч долларов);
·
развитие
инфраструктуры природного парка "Вепсский лес".
Ломоносовский район:
·
строительство
гостиницы на 100 мест на горнолыжном курорте "Туутари-парк".
Приозерский район:
·
"Царство
снегурочки" - в п. Мельниково уже построено 4 коттеджа, планируется еще 20
коттеджей. Инвесторы из Германии;
·
продолжается
строительство, и расширяются уже работающие объекты – лесная гостиница "Ладога";
·
городок "Вуокса";
·
горнолыжный
курорт "Красное озеро".
С целью привлечения инвестиций в
туристскую индустрию Ленинградской области, необходимы мероприятия, позволяющие
потенциальным инвесторам оценить привлекательность вложений в туристскую
индустрию Ленинградской области, а также интенсифицировать процесс
инвестирования.
Процесс формирования механизма
привлечения инвестиций включает в себя следующие основные этапы:
·
определение
инвестиционной емкости (региональной потребности в инвестициях)
туристско-рекреационной отрасли. Данная потребность определяется, исходя из
общих затрат, связанных с разработкой и реализацией настоящей программы, и
формируется в виде соответствующей региональной инвестиционной программы,
основу которой в свою очередь составляют инвестиционные проекты по отдельным
направлениям развития туристско-рекреационной сферы Ленинградской области;
·
оценка
возможностей (потенциала) инвестиционно-ресурсного обеспечения региональной потребности;
·
определение
приоритетных, с точки зрения инвестиций, направлений развития
туристско-рекреационной сферы;
·
мобилизация
инвестиционных ресурсов путем привлечения государственных (из федерального и
областного бюджетов) и частных (как отечественных, так и зарубежных)
инвестиций.
В условия острейшего дефицита
капитальных вложений, роль государственных инвестиций в развитие туризма и
рекреации сводится к:
·
финансированию
работ по реставрации и охране памятников истории и культуры, а также организации
особо охраняемых природных территорий и обеспечению режима рационального
использования природно-ресурсного потенциала этих территорий;
·
финансированию
строительства объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры;
·
инвестированию
долгосрочных, социально значимых (связанных с открытием новых рабочих мест,
особенно в депрессивных районах) программ развития туризма и рекреации;
·
финансированию
научных исследований и разработок в туристско-рекреационной сфере;
·
финансированию
программ, связанных с продвижением туристских возможностей Ленинградской
области.
Но в реальности, даже этот круг
проблем одним государственным инвестированием решить не под силу, поэтому
важнейшая роль государства в настоящее время – использование таких рычагов
стимулирования инвестиционной деятельности в туристско-рекреационной сфере,
как:
·
создание
благоприятного инвестиционного климата, связанного с льготным налогообложением
предприятий и организаций, работающих в сфере туризма и рекреации;
·
предоставление
федеральных и региональных (областных) гарантий под инвестиции, направляемые на
развитие туризма и рекреации.
В целях создания благоприятного
инвестиционного климата в Ленинградской области сформирована
нормативно-правовая база: областные законы "Об инвестиционной деятельности
в Ленинградской области" и
"О туристской деятельности на
территории Ленинградской области".
Помимо привлечения к развитию туризма
и рекреации в Ленинградской области государственных (федеральных и областных)
бюджетных источников, необходимо использовать разнообразные внебюджетные фонды
(в том числе муниципальных образований), паевые инвестиционные фонды,
аккумулирующие, как правило, свободные денежные средства населения,
благотворительные фонды, заемные средства коммерческих банков и иных финансовых
институтов, создавать в регионе открытые акционерные общества в сфере туризма в
целях реализации отдельных программ развития туристско-рекреационной отрасли.
Следует также более активно
использовать международные финансовые источники (программы, проекты, банковские
ресурсы Word Bank, EBRD и т. д.) и привлечение частных инвесторов, обладающих
не только финансовыми ресурсами, но и опытом работы в туристско-рекреационной
отрасли.
Важным инвестиционным источником для
развития туристско-рекреационной отрасли могут служить крупные федеральные
программы, реализуемые на территории области, подключение к которым позволит
значительно ускорить и удешевить создание разнообразных объектов
туристско-рекреационной отрасли: гостиниц, автозаправочных станций, ресторанов,
объектов индустрии развлечения, причальных сооружений для яхтинга, платных
автостоянок и т. д.
Крупные финансовые вложения
необходимы для реализации таких туристско-рекреационных программ, как создание
водных туристских путей на базе возрождения Вышневолоцкой и Тихвинской водных
систем, развитие санаторно-курортных зон и т. д.
С целью привлечения инвесторов в
сферу туризма и рекреации в 2001 году была проведена международная
научно-практическая конференция "Инвестиционная политика Ленинградской
области в сфере туризма".
Также для интенсификации процесса
инвестирования в туристскую индустрию Ленинградской области предусмотрены следующие
мероприятия:
1. Проведение маркетинговых
исследований рынка индустрии туризма и развлечений с публикацией
соответствующих результатов исследований.
Реализация любого инвестиционного
проекта не может быть осуществлена без соответствующей оценки рынка. В
настоящее время большинство мелких и средних фирм не в состоянии самостоятельно
провести маркетинговые исследования на требуемом для инвестора уровне как из-за
отсутствия статистики, так и финансовых средств, необходимых для независимого
изучения. Практика анализа большинства инвестиционных проектов и предложений
показывает, что их маркетинговая часть является слабой. Проведение регулярных
мероприятий по изучению рынка туристских услуг позволит большинству
потенциальных инвесторов реально оценить рынок и определить перспективные для
себя направления инвестирования.
2. Оказание помощи малым и средним
предприятиям индустрии туризма в разработке бизнес-планов инвестиционных
проектов на конкурсной основе.
Для привлечения инвестиций со стороны
как российских, так и западных кредитных учреждений, а также прямых инвесторов
требуются достаточно хорошо проработанные бизнес-планы. Туристская индустрия
имеет свою достаточно четко выраженную специфику, которая не позволяет в полной
мере использовать стандартные методики (в том числе и компьютеризированные) для
составления бизнес-планов. В этой связи планируется разработать
компьютеризированную методику формирования бизнес-плана для предприятий,
специализирующихся в сфере предоставления туристских услуг, а также оказывать
содействие (в том числе методическое и финансовое) малым и средним предприятиям
в разработке бизнес-планов.
3. Создание, сопровождение и
публикация базы данных инвестиционных проектов в сфере туризма и базы данных
потенциальных инвесторов.
4. Ежегодный выпуск каталогов
инвестиционных проектов.
Важнейшим элементами инвестиционного
процесса являются продвижение инвестиционного проекта, адекватное представление
его потенциальным инвесторам. На продвижение проектов направлены два крупных
мероприятия: создание, сопровождение и публикация базы данных инвестиционных
проектов и базы инвесторов, а также издание каталогов инвестиционных проектов.
Оба мероприятия направлены на то, чтобы максимально заинтересовать и
информировать потенциальных инвесторов о возможных объектах инвестиций в сфере
туризма. Планируется, что сведения об инвестиционных проектах, помещенных в
базу данных, будут представлены в Internet, а каталоги будут распространяться
среди российских и зарубежных инвестиционных фондов и кредитных учреждений.
Ежеквартально база данных будет актуализироваться.
Планируется создать также постоянно
действующую выставку инвестиционных проектов в сфере туризма.
Мероприятия по развитию
международного (в том числе приграничного) туризма
В рамках мероприятий планируется
подготовить и подписать договоры с туристскими центрами, городами, регионами,
направленные на развитие въездного туризма. В частности, желательно подписать
договоры Ленинградская область – Санкт-Петербург; Ленинградская область –
Москва и Московская область; Ленинградская область – регионы Северо-Запада
России (в том числе в рамках ассоциации "Северо-Запад");
Ленинградская область – регионы Финляндии (прежде всего южные, приграничные
районы); Ленинградская область – Эстония (прежде всего восточные, приграничные
районы); Ленинградская область – страны бассейна Балтийского моря
(Скандинавские страны, Германия, Польша, страны Балтии); Ленинградская область
– регионы других государств мира (прежде всего регионы, с которыми уже
установлены или налаживаются дружественные связи, например, Бургасская область
(Болгария), провинция Барселона (Испания), штаты Канзас и Мэриленд (США),
префектура Киото (Япония), провинция Хэбэй (КНР), провинция Сантьяго-де-Куба
(Куба), провинция Пулия (Италия) и т. д.).
Аналогичные формы сотрудничества в
сфере туризма необходимо развивать и на уровне отдельных городов области. В
этой сфере накоплен неплохой опыт у городов Выборг и Волхов, который может быть
распространен и на другие города.
В сфере развития межрегионального
туризма важное место отводится открытию турпредставительств Ленинградской
области в других городах Российской Федерации на базе туристских фирм, которым
может быть присвоен статус уполномоченной фирмы Ленинградской области. В рамках
подобных представительств должны быть развернуты постоянно действующие
экспозиции о туристских возможностях Ленинградской области.
Открытие турпредставительств
Ленинградской области в других городах откроет новые возможности для
продвижения турпродукта не только на российский, но и на международный рынки.
Огромное значение имеют мероприятия,
связанные с разработкой совместных туристских продуктов.
К таким турпродуктам относятся:
·
водные и иные
маршруты экотуризма в приграничных с Финляндией территориях, например, Сайма –
Вуокса – Ладога (Приозерск) или Сайма – Сайменский канал – побережье Финского
залива – Выборг, Приморск, Большой и Малый Березовые острова;
·
разработка и
реализация проектов по использованию "транзитного коридора" между
Россией и ЕС;
·
осуществление
совместных с эстонскими туристскими структурами проектов в области
взаимовыгодного использования приграничных территорий, в частности реки Нарвы,
акваторий Нарвского залива, Чудского озера и Нарвского водохранилища;
·
разработка
крупных международных туристских маршрутов, таких как "Восточный путь"
("Из варяг в греки"), "Ганзейский путь", "Королевская
дорога", "Голубое кольцо" и др.
В частности, проектом "Из варяг
в греки" предусматривается организация водного спортивно-туристского
маршрута Выборг - Приморск - Санкт-Петербург – Шлиссельбург - Старая Ладога -
Волхов – Новгород продолжительностью 10 дней. В рамках проекта предполагается
строительство спортивной студенческой туристской базы в Выборгском районе на
полуострове Лиханиеми, которая станет начальной (конечной) точкой путешествий
на гребных лодках и катерах.
Другим примером организации
международных маршрутов является маршрут "Голубое кольцо",
предполагающий прохождение на судах туристов из стран Западной Европы через
Ленинградскую область, Карелию, Кольский полуостров в страны Скандинавии.
На сегодняшний день маршруты "Из
варяг в греки" и "Голубое кольцо" не осуществляются.
В настоящее время продолжается работа
по развитию международного сотрудничества со странами Скандинавии в области
туризма. Они участвуют в таких международных проектах, как "Королевская
дорога" (развитие международного турмаршрута через город Выборг), "Suportnet
Russia" (развитие яхтенно-катерного туризма).
Успешно продвигается международный
проект SuPortNet North West Rus, в котором с российской стороны участниками
являются город Ивангород, Кингисеппский и Сланцевский районы, с иностранной
стороны участниками являются муниципальные администрации из Эстонии и
Финляндии. Цель проекта: разработка технико-экономического обоснования
строительства яхтенных портов на реке Нарва.
Также развиваются международные
проекты как:
·
Балтийская
палитра (развитие сотрудничества по туризму стран Балтийского моря).
·
Большие озера
(развитие экологического туризма).
Мероприятия по развитию
инфраструктуры туризма и зрелищно-развлекательной индустрии
Туристский маршрут будет востребован
туристом, только при
сочетании в нем объектов туристского
интереса и минимальных развлечений.
В целях развития индустрии
развлечения, необходимо создать в городах и поселках области:
·
комплексы
аттракционов: небольших аквапарков, "Диснейлендов", "Луна-парков"
и т. д.;
·
зоосады или
зоопитомники по типу Токсовского зубропитомника;
·
музеи;
·
театры;
·
компьютерные
игровые центры;
·
спортивные площадки
и клубы (бильярдные, теннисные, пейнтбола, гольф-клубы, клубы любителей охоты и
рыбной ловли, стрельбы из лука и другие клубы по интересам);
·
базы прокат
спортивно-туристского инвентаря: лодок, катеров, водных велосипедов,
снегоходов, лыжного снаряжения, автомобилей и т. д.;
·
дискотеки и
ночные клубы;
·
залы игровых
автоматов, казино и т. д.
Развитие этих направлений должно
привлечь достаточно большое число туристов.
Примером подобного комплекса является
проект компании "Гольфстрим" по строительству комплекса сооружений
зоны отдыха и досуга в городе Выборге.
Другим не менее важным направлением
является организация и проведение в городах и поселках области различных
зрелищных мероприятий:
·
постоянных
конкурсов (например, красоты);
·
массовых
спортивных соревнований;
·
фестивалей,
ярмарок, выставок;
·
юбилейных и
праздничных концентров;
·
туристских
слетов;
·
театрализированных
представлений на открытом воздухе;
·
других
мероприятий, предполагающих активное вовлечение зрителей (туристов) в
представления.
Для привлечения туристов на различные
культурные и спортивные мероприятия, проводимые в Ленинградской области,
планируется составить реестр празднований исторических событий, спортивных
соревнований, регулярно проводимых на территории области фестивалей, выставок,
ярмарок, конкурсов, международных, межрегиональных и областных конференций
(симпозиумов, семинаров и т. п.). В последующем предполагается проводить
разработку новых зрелищных мероприятий, например, подобных проекту "Берендеев
лес", реализуемому в Тихвинском районе.
Мероприятия по развитию системы
кадрового обеспечения туристкой отрасли
В 2001 году, с целью повышения
эффективности работы в муниципальных образованиях, на базе Балтийского
международного института туризма было проведено обучение муниципальных
специалистов туристского направления по специальной разработанной программе.
В качестве дальнейшего повышения
качества подготовки специалистов для индустрии туризма различных уровней
планируются следующие мероприятия:
·
проведение
маркетингового исследования по определению региональной потребности в
специалистах в сфере туризма и рекреации (в территориально-профессиональном
разрезе);
·
разработка
предложений по созданию единой системы подготовки и переподготовки кадров;
·
разработка
соответствующих учебных программ (методик) подготовки и переподготовки
специалистов по отдельным профессиям;
·
проведение
сертификации специалистов в сфере туристско-рекреационных услуг (прежде всего гидов
и инструкторов по спортивно-оздоровительным видам туризма).
Ядром системы подготовки и
переподготовки кадров может стать соответствующий региональный центр ВТО по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации туристских кадров. При
формировании рассматриваемой системы целесообразно воспользоваться опытом
Санкт-Петербурга, где при поддержке Администрации города создана многоуровневая
система образования в сфере туризма. Структура данной системы включает в себя:
институт туризма и гостиничного хозяйства Санкт-Петербурга
Государственной
инженерно-экономической академии (головное учебное заведение);
индустриально-педагогический колледж; технический лицей;
экономико-технологический колледж питания; учебный центр курортов "Лахта".
С целью координации деятельности данные учебные заведения объединены в
Ассоциацию государственного многоуровневого непрерывного образования в туризме.
В Ленинградской области целесообразно
организовать подобное обучение, создав колледжи в Выборгском, Лужском и
Волховском районах. Обучение по отдельным специальностям может вестись в других
районных центрах области на основе вахтового метода с постоянным изменением
набора профессий, по которым проводится обучение в каждом отдельном районе.
Ленинградской области в этом вопросе
следует опираться на Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга и свои областные
средние специальные учреждения. Основной проблемой при подготовки кадров
среднего звена является слабо развития материально-техническая база учебных
заведений. Методика Администрации Санкт-Петербурга не совсем подходит, так как
в области нет Высших учебных заведений, которые имели бы туристских профиль и
соответствующий преподавательский состав.
В 2005 году реализация региональной
целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской
области" до 2005 года завершиться и начнет действовать региональная
целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской
области" на 2006-2010 года.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
3.1 Практические рекомендации для развития туристско-рекреационной отрасли
Опираясь на советский и международный опыт развития
въездного туризма. Учитывая все факторы, препятствующие развитию иностранного
туризма на территории Ленинградской области были выработаны рекомендации для
органов государственной власти всех уровней.
Рекомендации Правительству РФ и Федеральному собранию:
1.
Организовать
работу по формированию образа России как гостеприимной страны, благоприятной
для посещения.
2.
Работать над
повышением качества услуг в сфере туризма и сопутствующих отраслях.
3.
Обеспечить благоприятные
условия для инвестиций в туристскую инфраструктуру.
4.
Провести работу
по совершенствованию визовой политики России для иностранных государств,
безопасных в миграционном отношении.
5.
Проводить
широкомасштабной имиджевой рекламно-информационной кампании туристских возможностей
России за рубежом.
6.
Развивать
выставочно-ярмарочную деятельность, в том числе путем представления страны на
крупнейших международных туристских выставках единым российским национальным
стендом.
7.
Организовывать
презентаций туристских возможностей России в основных странах, направляющих
туристов в Россию.
8.
Организовать сеть
информационных центров для иностранных и российских туристов в местах
прохождения наибольших туристских потоков.
9.
Сформировать
статистику туризма, соответствующей международным требованиям.
10.
Обеспечить
благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие туристской
инфраструктуры страны, в первую очередь, в создание сети гостиниц туристского
класса (2-3 "звезды"), путем развития приоритетных туристских центров
на основе принципов устойчивого развития и создания соответствующей нормативной
правовой базы.
11.
Усовершенствовать
визовую стратегию в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной
опасности, посредством упрощения процедуры и сокращения сроков оформления виз,
уменьшения их стоимости, отмены понятия "срочности".
12.
Ввести в действие
механизм финансовых гарантий туроператоров с целью защиты прав потребителей.
13.
Создать и
утвердить классификацию гостиниц и других средств размещения по одобренной
государством системе.
14.
Провести работу
по совершенствованию уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров для туристской индустрии.
15.
Разработать и
принять новую Федеральную целевую программу "Развития туризма в РФ".
16.
Разработать закон
"О клубном отдыхе" т.н. тайм шер.
17.
Внести поправку в
Федеральный закон "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ", которая
должна отменить безвизовое пребывание на территории РФ иностранных круизных
пассажиров в течение 72 часов.
18.
Разработать закон
"Об особых экономических туристско-рекреационных зонах". Механизм
этого закона сможет позволить упростить административные процедуры для
предприятий, которые будут работать на территории зон.
Рекомендации Полномочному представителю президента в
Северо-Западном Федеральном округе:
Организовать работу по совершенствованию туристского
законодательства субъектов федерации Северо-запада, других законов, подзаконных
актов и норм, отражающих проблемы туризма, в интересах создания современной
законодательной базы и единого нормативно-правового пространства.
1.
Спланировать
комплекс мероприятий по разработке Стратегии развития туризма в СЗФО и единой
региональной инвестиционной программы, нацеленных на устойчивое развитие
туристской отрасли Северо-запада России. В рамках данной политики необходимо
предусмотреть разработку эффективного механизма заимствований под реализацию
долгосрочных инвестиционных проектов, создание региональной системы гарантий и
сотрудничества по обеспечению возвратности заемных средств, страхованию
инвестиционных рисков, эффективному использованию лизинга, институциональное
обеспечение инвестиционного процесса. Особое внимание должно быть уделено
механизмам привлечения инвестиций с учетом интересов развития туристской
отрасли, разработке организационно-экономических механизмов подключения
туристско-рекреационных программ к крупномасштабным общерегиональным проектам в
области промышленности, транспорта и других сферах экономики.
2.
Создать единый
реестр имеющихся туристских ресурсов, территорий и приоритетных инвестиционных
проектов в сфере туризма (определение туристско-рекреационных территорий,
создание туристско-рекреационных зон, благоприятных для развития туризма и
привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру). Организация подобных зон
могла бы служить дополнительным стимулом для привлечения специализированных
агентств по развитию, осуществляющих комплексную инженерно-строительную
подготовку территорий, в том числе путем создания тургородков, турдеревень и
иных туристско-рекреационных комплексов, включающих в себя, наряду с объектами
размещения, объекты питания, торговли, индустрии развлечений, АЗС и парковки.
Эксплуатация данных комплексов будет способствовать устойчивому экономическому
развитию целых районов, обеспечит потребности в соответствующих услугах не
только туристов, но и местного населения, способствуя тем самым значительному
улучшению качества их жизни.
3.
Использовать
возросшее значение, морского и речного круизного туризма для ускоренного
развития туристской отрасли Северо-запада России. В этих целях приступить к
разработке целевой программы организации сотрудничества туристских
администраций портовых городов на международном и межрегиональном уровнях.
Создать Морской круизный центр Северо-запада России для обеспечения развития
круизного туризма, повышения информированности круизных компаний о турпродуктах
региона, координации усилий по их продвижению и рекламе, совершенствования
нормативно-правовой базы круизного туризма. Внедрить сетевую концепцию развития
яхтенно-катерного туризма на акваториях и внутренних водных путях
Северо-западного региона путем реконструкции существующих и строительства новых
стоянок, яхтенных портов и топливных заправок. Обеспечить скоординированное
продвижение яхтенно-катерного туризма региона через организацию и участие в
специализированных выставках "бот-шоу" и конференциях, морских
фестивалях, парусных регатах и водноспортивных праздниках.
4.
Обратиться с
предложением в Министерство экономического развития и торговли РФ о введении в
порядке эксперимента торговли по системе "tax-free" в приграничных
городах Ленинградской области: Выборге (российско-финская граница) и Ивангороде
(российско-эстонская граница).
5.
Уделить
повышенное внимание развитию научного туризма в регионе, и прежде всего, таких
его разновидностей, как конгрессный, научно-экспедиционный и научно-технический
туризм.
6.
В целях
превращения Санкт-Петербурга в один из ведущих центров конгрессного туризма
мирового уровня рекомендовать администрациям Санкт-Петербурга и Ленинградской
области совместно с ведущими турфирмами, компаниями по деловому обслуживанию,
научными учреждениями разработать программу создания и организации работы
постоянно действующего Регионального конгрессного бюро.
7.
Ежегодно
проводить научно-практические конференций, посвященные проблемам туризма на
Северо-западе России, под патронажем аппарата полномочного представителя
Президента РФ и при участии профильных туристских комитетов, образовательных
учреждений туристского профиля и предприятий туриндустрии субъектов федерации
региона.
Рекомендации Правительству и Законодательному собранию Ленинградской
области:
1.
Разработать РЦП "Создание
туристского кадастра Ленинградской области" с описанием всех туристских
территорий области, где каждый сможет определить, как может использоваться эта
территория и для чего она предназначена, а также что там можно размещать.
2.
Создать
туристский маршрут "Серебряное кольцо России" совместно с другими регионами
СЗФО.
3.
Организовать
работу по созданию международных маршрутов с Финляндией, странами Скандинавии и
Балтии.
4.
Оказывать
финансовую поддержку продвижению туристского продукта Ленинградской области на
мировой рынок, содействовать рекламной информационной деятельности на
региональном и местном уровнях.
5.
Разработать
систему стандартизации обслуживания и аккредитации экскурсоводов, ввести в
практику интернет-экскурсии и электронное сопровождение экскурсий.
6.
Необходимо
организовать информационные центры курортно-туристской службы во "въездных"
районах, таких как Тосненский, Лодейнопольский и Кингисеппский, которые могут
обеспечить самодеятельных туристов достаточно оперативной информацией о
возможностях размещения и отдыха.
7.
Разработать
концепцию создания на территории области ряда зон приоритетного развития
туризма.Зарубежный опыт показывает, что успешное развитие туризма предполагает,
помимо рекреационного потенциала, наличие определенных условий, стимулирующих
развитие данной отрасли. В частности, оно связанно с созданием системы
налоговых льгот, наличием на территории транспортной и коммунальной
инфраструктур, а также с достаточно развитой индустрии развлечений. В целом
система льготного налогообложения инвестиций в туризм определена областными
законами "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области" от
22 июля 1997 года № 24-оз (с изменениями, внесенными областным законом от 30
декабря 1999 года №63-оз) и "О туристской деятельности на территории
Ленинградской области" от 31 декабря 1997 года №73-оз. Однако предприятия
ряда отраслей инфраструктуры туризма и сферы развлечений не попадают под
действие соответствующих законов. В связи с этим необходимо выделить ряд
непромышленных территорий на Карельском перешейке, в Лужском, Гатчинском, Волховском
и Тихвинском районах в особые зоны, для которых развитие туризма должно стать
приоритетной задачей. В частности, в рамках данных территорий могли бы
действовать льготные режимы налогообложения доходов от предоставления услуг в
сфере индустрии развлечений, налогообложения имущественных прав туристических
предприятий и т. д. Также необходимо разработать Положение о зонах развития
туризма, в которых необходимо определить способы привлечения инвестиций в
подобные зоны. В указанном положении предполагается предложить систему
льготного налогообложения для предприятий инфраструктуры туризма и сферы
развлечений, располагающихся в зонах развития туризма. На первом этапе
целесообразно создать семь подобных зон (по одной на район), проведя на
конкурсной основе отбор предложений от волостей соответствующих
районов.Принятие положения о зонах развития туризма позволит больше привлечь
инвестиционных потоков в эти зоны и развить систему индустрии развлечений.
8.
Содействовать
совершенствованию материально-технической и транспортной инфраструктуры
туризма, строительству и развитию малых и средних средств размещения,
производству сувенирной продукции, товаров туристского назначения,
совершенствованию придорожного сервиса и т. д.
9.
Разработать и
принять областной закон "О предоставлении льгот по земельному налогу для
объектов индустрии и инфраструктуры туризма" на первые три года
существования.
10.
Наладить механизм
передачи в аренду на длительный срок старинных усадеб, имеющих
культурно-историческое значение, для превращения их в объекты туризма и отдыха.
Создать национальные гостиничные цепи на базе усадеб по примеру Испании и
Франции.
11.
Обеспечить
регулярное повышение квалификации работников предприятий через систему
дополнительного профессионального образования и центры повышения квалификации
при ведущих туристских вузах.
12.
Разработать
механизм микрокредитования субъектов малого туристско-рекреационного бизнеса, в
том числе, предоставления льготных кредитов.
13.
Главам МО
обеспечить приведение в порядок объектов, включенных в указанные туристские
маршруты, и благоустройство прилегающей к ним территории.
14.
Наладить механизм
предоставления беспроцентных целевых ссуд на реконструкцию муниципальных
объектов размещения.
15.
В целях развития
водного туризма содействовать строительству причалов на берегах Финского
залива, Ладожского озера, реки Свири, созданию благоустроенных яхтенно-катерных
стоянок с заправочными станциями и другими объектами инфраструктуры на
Березовых островах, о. Гогланд, на побережье вблизи Приморска и т. д.
16.
Развивать
идею финских бизнесменов по созданию "бизнес-бульвара",
предполагающего развитие инфраструктуры и создание условий, благоприятных для
бизнеса, на всем пути от российско-финской границы до Москвы. Первым шагом
должны стать работы по реорганизации контрольно-пропускных пунктов на границе.
17.
Организовать
областную транспортную кампанию.
18.
Создать
производство по изготовлению оригинальной сувенирной продукции и центров
торговли.
19.
В целях усовершенствования работы с инвесторами необходимо:
·
Создать
общедоступную базу данных по туристско-рекреационным объектам Ленинградской
области, предлагаемым к инвестированию.
·
Усовершенствовать
нормативно-правовую базу по туристско-рекреационным зонам.
·
Содействовать
процессу проведения правовой "очистки" земли и объектов,
предназначенных для привлечения инвесторов. Процесс оформления, перевода земель
из категории в категорию оказывается более длительным зачастую, чем
строительство самого объекта. Это содействует, в том числе, стремительному
росту стоимости земли на вторичном рынке.
·
Проведение
кадастрового учета земельных ресурсов, определение границ и лотов территорий.
·
Осуществлять
регулярную инвентаризация существующих объектов размещения, рекомендации
собственникам и арендаторам объектов размещения закончить оформление
закрепленных территорий, либо отказаться от их использования.
·
Осуществить
разработку бизнес-планов различных категорий объектов размещения – мотели,
пансионаты, кемпинги, туристские деревни.
3.2 Перспективы развития въездного туризма в
Ленинградской области
Ленинградская область - регион с
богатейшим туристско-рекреационным потенциалом. Однако этот потенциал освоен
далеко не полностью. Во многом это связано со слабым развитием инфраструктуры и
индустрии туризма. На сегодняшний день в проектах по развитию инфраструктуры
туризма находятся следующие объекты:
1.
Спортивный и
горнолыжный комплекс в районе Коробицыно.
2.
Туутари-парк,
генеральным планом, которого предусматривается удвоение горнолыжной части
комплекса и одновременно размещение летних видов отдыха, в т.ч. аквапарк.
3.
В стадии
проектирования находится комплекс "Оранж" в Большой Ижоре. Объект
будет частично расположен на суше, а частично входить в акваторию по типу
Арабских Эмиратов ("Две пальмы"). Природными предпосылками здесь
являются глубины в акватории данной части Финского залива – 2-4 метра. Они позволяют создать уникальный комплекс, не забирая территории суши, т.к. суши, как
таковой, здесь нет. Это первый комплекс такого рода.
4.
Разрабатываются
несколько проектов развития новых горнолыжных комплексов, но комплексов,
которые одновременно дают возможность формирования и объектов летнего отдыха,
чтобы они были комплексами круглогодичного пользования. Один из них – это "Орлиная
гора" во Всеволожском районе, в Токсово.
5.
Уникальным
комплексом в области является фольклорная деревня Мандроги. Создание таких
фольклорных деревень может впоследствии играть большую роль в формировании
местных бюджетов.
6.
Во Всеволожском
районе, в Юкках проектируется детская спортивная школа "Спорт" Она
также проектируется, как школа для круглогодичного использования.
7.
В Колтушской
волости, в районе Воейково проектируется комплекс, который будет сочетать:
гостиничный комплекс, спортивно-оздоровительный комплекс и одновременно группу
коттеджей семейного использования. А внутри – аквапарк величиной с
Лаппенрантский или Иматрский.
8.
Комплекс в
Токсово "Русская Швейцария", где на довольно сложном рельефе
предлагается создание городка из коттеджных гостиниц семейного типа недалеко от
горнолыжного курорты "Орлиная гора". Проекты этих комплексов
показывают, что создание небольших туристических городков не требует каких-то
фантастических архитектурных предложений. Могут быть использованы самые
обыкновенные приемы нашего деревянного зодчества.
9.
Комитетом вместе
с муниципальными образованиями разрабатывается план по создание объектов отдыха
и туризма, в определенных местах, вдоль основных федеральных трасс и
территориальных дорог. Один из таких вариантов сегодня реализуется на левом
берегу нового мостового перехода через Волхов между Старой Ладогой и Волховом.
Комплекс состоит из огромного количества функциональных зон внутри себя.
Инвестиционно он не очень дорогой, но достаточно привлекательный. Также
комплексы подобного рода позволят развивать вокруг себя еще и историческую
часть.
10.
Наиболее
востребованная вещь сегодня в придорожном сервисе – это небольшие едальни и
небольшие мотели, которые сочетают в себе несколько функций. Один из недавних
объектов, который был реализован на Приозерском направлении, - это комплекс "Иваныч",
который построен по традициям русского зодчества. В настоящее время такого рода
комплексы планируются реализовать в нескольких местах – и на поле, в виде
подворья, и на трассе "Россия", и на Киевском шоссе.
11.
Коттеджи Грин
Вилледж расположены на Карельском перешейке и Приозерском районе. Доходность этого
комплекса уже находится на уровне конкурентоспособности с финскими комплексами.
12.
Сегодня
существуют предложения из генеральных планов, которые могут открыть для туризма
остров Гогланд, некогда находящийся в сфере Военведа.
13.
Правительством
Ленинградской области рассматривалась усадьба Демидовых которая стоит в
бездействии 10 или 15 лет. Прекрасные 148 гектар паркового ансамбля могут быть использованы под любую форму отдыха, в том числе и гольф.
Сегодня уже идут работы по созданию гольф-клуба и полей для гольфа, но это
только один участок. Существует также Строгановский в Тосно, Андреевский в
Гатчинском районе и многие другие. Они пока еще находятся в не до конца
разрушенном состоянии, подлежащем восстановлению. Их также можно отдать в
аренду на длительный период времени для организации нормального отдыха и
развлекательных центров.
14.
Ландшафтное
разнообразие и обилие примечательных природных объектов области создает
благоприятные предпосылки для организации интересного и разнообразного по
формам активного отдыха. Это и рафтинг (сплав по горным рекам) с рыбалкой,
экологический, приключенческий (водный, автомобильный, пеший, лыжный) туризм,
морские путешествия.. Затраты на такие виды туризма невелики и окупаются в
течение одного года.
15.
На
территории области, возможен промышленный туризм т.е. использование в качестве
объектов экскурсий уже использованные полигоны, шахты, фабрики, такие виды
экскурсий уже проводятся в Финляндии, Германии, Ирландии и на Урале.
Сегодня отрасль туризма и отдыха,
если к ней подойти с экономической стороны, может оказать экономике
Ленинградской области огромную поддержку, т.к. турресурсы Ленинградской области
реально востребованы сегодня примерно на 1%, а времени для их запуска в
эксплуатацию необходимо относительно немного, по сравнению с другими отраслями
народного хозяйства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный туризм
прежде всего - это источник пополнения бюджетов всех уровней. В мире имеется множество примеров
исключительно успешно функционирующих туристских центров в странах, обладающих
природными или культурными ресурсами, сравнимыми с Россией. Как пример можно
привести страны бывшего соцлагеря: Венгрия получила от туризма 2,47 млрд.
долл.США (2000г.)., Чехия - 3,6 млрд. долл.США (2000г.).[21]
В процессе работы был проведен анализ
въездного туризма в России и были выявлены, перспективны регионы для развития
въездного туризма.
У Ленинградской области в отличие от
других регионов туризма есть два преимущества: во-первых, соседство с мировым
культурным центром, как Санкт-Петербург и, во-вторых приграничное положение с Финляндией
и Эстонией.
На сегодняшний день Ленинградская
область располагает одной из наиболее развитых в России систем отдыха и
туризма. Область обеспечивает потребности как себя самой, так и
Санкт-Петербурга, и Северо-Запада России.
Развитая система железнодорожного (3
тыс. км.) и автомобильного (13 тыс. км.) транспорта, судоходных путей (1,9 тыс.
км.), наличие крупнейшего аэропорта "Пулково", морского пассажирского
порта Санкт-Петербурга, а также достаточное количество и высокая пропускная
способность погранпереходов с сопредельными государствами, обеспечивают быстрый
доступ, как в область, так и к объектам туристского интереса и местам отдыха.
Ежегодно область с населением около
1,7 млн. человек посещает столько же гостей. Рекреационный спрос, при наличии в
соседях почти пятимиллионного, успешно развивающего, мегаполиса, огромен, но
пока в значительной степени не удовлетворен.[22]
Богатейшие природные ресурсы региона
создают необходимые предпосылки строительства больших и мелких объектов для
восстановления здоровья и отдыха, в том числе для активного зимнего, охоты,
рыболовства, морского и речного водноспортивного туризма.
Культурные события происходящие в области
каждый год привлекают большое количество туристов. Примером
этого, служат прошедшие в 2003 году юбилейные торжества в Старой Ладоге –
первой столице Древней Руси. Торжество в Старой Ладоге посетило около 150 тысяч
человек. Каждый год проводят фестиваль Окно в Европу и
В целях увеличения туристского
интереса к Ленинградской области планируется создать грандиозный тур "Серебряное кольцо России".
Проект "Серебряного кольца России" прорабатывали еще в 1970-е годы
параллельно с Золотым кольцом. Тогда были выделены две туристски
привлекательные на тот момент территории. Однако в силу определенных
обстоятельств для раскрутки был выбран второй проект, а на Северо-Западе упор
сделали на "белые ночи". Вторую жизнь, как считают, Серебряному
кольцу дал Владимир Путин, вспомнив о нем на раскопках крепостей в Старой
Ладоге в 2003 году, когда отмечали ее 1250-летний юбилей.[23]
Кроме, туров создаваемых
исключительно на территории области, приоритетным должно стать развитие
совместных туров с Финляндией, Германией, странами Скандинавии и Балтии.
В целях развития водного
туризма разрабатываются проекты связанные, с посещением островов Финского залива, в первую очередь
Гогланд, Сескар, Мощный, Тютерс. Острова особенно востребованы финскими
туристами, поэтому могут стать достаточно доходными маршрутами.
В результате данной работы были
разработаны следующие рекомендации по развитию въездного туризма для органов
государственной власти всех уровней:
1. Организовать работу по
совершенствованию туристского законодательства РФ и субъектов федерации
Северо-запада, других законов, подзаконных актов и норм, отражающих проблемы
туризма.
2. Упростить визовый режим для
приграничных территорий Ленинградской области.
3. Наладить механизм предоставления беспроцентных целевых ссуд на
реконструкцию муниципальных объектов размещения.
4. Улучшать качество предлагаемого туристского продукта, ориентируясь на
международные стандарты обслуживания.
5. Сформировать привлекательный туристский имидж Ленинградской области при
помощи зарубежных и отечественных средств массовой информации.
Обобщая
необходимо добавить, что частный сектор, безусловно, является двигателем
туризма, но тем не менее государство играет важную роль в стимулировании данной
отрасли.
На
федеральном уровне эта поддержка должна выражаться в координации туристской
деятельности, оказании финансовой поддержки, совершенствовании законодательной
и налоговой системы, системы управления туризмом, продвижении страны как
безопасного и "дружественного по отношению к туристу" направления.
На местном
уровне это должно проявляться в поддержке предпринимательских инициатив,
создании благоприятного инвестиционного климата, подготовке и переподготовке
кадров, создании и внедрении (совместно со всеми заинтересованными сторонами)
эффективных программ развития туризма, перспективном планировании.
Список литературы
1. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по развитию
туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в
сфере туризма" от 25 апреля 1994 года № 813
2. Указ
Президента РФ "О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве
по физической культуре и спорту" от 18.11.2004 N 1453
3. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003г.) от 24 ноября
1996г. №132-ФЗ
4. Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации" от 9 июля 1999г. №160-ФЗ
5. Федеральный
закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Принят
Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001
года 8 августа 2001г. № 128-ФЗ
6. Федеральный закон "Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" от 9
июля 1999г. №39-ФЗ
7. Постановление
Правительства РФ "О лицензировании туроператорской и турагентской
деятельности" (с изменениями от 3 октября 2002г.) от 11 февраля 2002г. №
95
8. Положение "О лицензировании турагентской
деятельности" Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации
от 11 февраля 2002г.
№ 95
9. Постановление
Правительства РФ "О специализированных службах по обеспечению безопасности
туристов" от 24 января 1998г. №83
10. Постановление
Правительства РФ от 31 декабря 2004 года № 901 утверждено "Положение о Федеральном
агентстве по туризму".
11. Постановление
Правительства РФ "О лицензировании деятельности по продаже прав на клубный
отдых" от 10.10.2002 г. № 753
12. Постановление Правительства
Российской Федерации от 28 августа 2003 г. # 532 "Об утверждении Положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан -
пассажиров круизных судов"
13. Распоряжение
Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 954-р
14. Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до
2005 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 954-р)
15. Аналитическая справка к проекту
Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005
16. Устав Ленинградской области (в ред. Закона
Ленинградской области от 12.07.2001 № 44–ОЗ)
17. Закон ЛО "О туристкой деятельности на территории
Ленинградской области" (с изменениями от 12 января 2001г. и 7 марта
2003г.) от 31 декабря 1997г. № 73-оз
18. Закон
ЛО "О налоговом и инвестиционном налоговом кредите" от 8 октября 1999г.
№56-оз
19. Закон
ЛО "О государственной поддержки инвестиционной деятельности в
Ленинградской области" от 22.07.97г №24-оз. (последние изменения от 12
марта 2004 года)
20. Закон ЛО "О региональной целевой программе "Развитие
сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2003-2005 годы""
от 13 ноября 2003 года № 94-оз
21. Постановление
Правительства ЛО "О составе межведомственного координационного совета по
туризму при Правительстве Ленинградской области" от 18 июня 2002 года
№117-пг
22. Постановление
Правительства ЛО "О межведомственном координационном совете по туризму при
Правительстве Ленинградской области" от 7 февраля 2000 года N 44-пг
23. Постановление
Правительства ЛО "О порядке предоставления государственных гарантий
Ленинградской области по займам на инвестиционные цели" от 17 сентября
2001г.№89
24. Постановление
Правительства ЛО "Об утверждении Положения о порядке предоставления
налогового и инвестиционного налогового кредитов" от 6 апреля 2001г. №34
25. Постановление
Правительства ЛО "Об утверждении Методики расчета срока окупаемости и
периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима
налогообложения в Ленинградской области" от 30 март 1998г. №11
26. Постановление
Правительства ЛО "О Временных правилах разработки, согласования и
утверждения предпроектной и проектной документации на строительство
предприятий, зданий и сооружений на территории Ленинградской области" от
25 июля 1996г. №328
27. Постановление
Правительства ЛО "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и
арендной платы за землю в Ленинградской области" от 26 января 1996г. №21
28. Распоряжение
Правительства ЛО "О создании Ленинградского областного государственного
учреждения "Информационно-туристский центр"" от 29 августа 2001
года №317-р
29. Распоряжение
Правительства ЛО "О создании информационной базы инвестиционных проектов
Ленинградской области" от 6 декабря1996г. №1253-р
30. Постановление
Губернатора ЛО "О расширении структуры научно-технического совета при
губернаторе Ленинградской области и изменениях в его составе" от 19 мая 2000 г. №209-пг
31. Постановление
Губернатора ЛО "О внесении изменений и дополнений в Положение о
межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории
Ленинградской области" от 9 августа 1999г. №253-пг
32. Постановление
Губернатора ЛО "Вопросы размещения производительных сил на территории
Ленинградской области. Положение о межведомственной комиссии по размещению
производительных сил на территории Ленинградской области" от 26 мая 1997г.
№257-пг
33. Постановление
Губернатора ЛО "Об утверждении концепции развития выставочно-ярмарочной
деятельности в Ленинградской области" от 28 августа 2001г. №347-пг
34. Распоряжение
Губернатора ЛО "О порядке работы с инвестиционными проектами, программами
развития и поддержки малого предпринимательства и их финансирования в
правительстве Ленинградской области" от 24 октября 1997г. №430-рг
35. Распоряжение
Губернатора ЛО "О развитии организационно-методических основ деятельности
по привлечению инвестиций в социально-экономическое развитие Ленинградской
области. Концепция развития организационно-методических основ деятельности по
привлечению инвестиций в социально-экономическое развитие Ленинградской
области." от 12 мая 1997г. №169-рг
36. Распоряжение
Губернатора ЛО "Об утверждении Временного положения о порядке приемки в
эксплуатацию законченных строительством объектов на территории Ленинградской
области " от 17 февраля1997г. №51-рг
37. Распоряжение
Губернатора ЛО "О мерах по совершенствованию обеспечения безопасности
туристов на территории Ленинградской области" от 13 октября 2003 года №527
– рг.
38.
Региональная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации
Ленинградской области до 2005 года" от 21.06.2000 года № 226-ПГ.
39.
Туристские фирмы и гостиницы: нормативное регулирование деятельности. – М.:
Современная экономика и право, 2001—320с.
40.
Международный туризм: Правовые акты/Сост. Н.И. Волошин. – М.: Финансы и
статистика, 2000-400с.
41.
Гостиничный и туристский бизнес. Под ред. проф. Чудновского А.Д. – М.,
Ассоциация авторов и изд. "ТАНДЕМ", Изд-во ЭКМОС, 1998. – 352с.
42. Туризм
на Северо-Западе России: развитие и инвестиции. Сборник тезисов докладов и
выступлений на международной научно-практической конференции,. г.
Санкт-Петербург 2002г./ Под общей редакцией д.п.н., проф. Власовой Т. И.,
к.в.н., доц. Воронина А. Н., Попова Н.Г. – СПб: НИИ химии СПбГУ, 2002. – 305 с.
43.
Туризм и курорты. Информационно-правовой сборник серии "Информация и право".
Санкт-Петербург 2002г.
44. Туристский
путеводитель по Ленинградской области – 2003 // Под. ред. М. Б. Биржакова. –
СПб.: Невский Фонд, 2002. – 320с.
45. Туристские фирмы. Журнал для работников сферы туризма. №28
2000г.
46. Информационный
статистический сборник "Развитие туристской отрасли Ленинградской области
в 2000-2004г.г. и прогноз на 2005г." под ред. Гавриловой Т.В.
Ленинградская область, 2005г.
46.
Ирина Лугина "Только для VIP?"// Экономика и время №28 (465)
28.07.2003
47.
#"#">www.ntv.ru
49. www.travel-russia.ru
55. [1] www.ntv.ru Умные деньги
[2] Ирина Лугина «Только для VIP?»//
Экономика и время №28 (465) 28.07.2003
[3] www.ntv.ru
[4] Ирина Лугина «Только для VIP?»//
Экономика и время №28 (465) 28.07.2003
[5] #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6]
#"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7]
#"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8]
#"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] Аналитическая справка к проекту Концепции развития
туризма в Российской Федерации до 2005
[12] Ирина Лугина «Только для VIP?»//
Экономика и время №28 (465) 28.07.2003
[13] #"#_ftnref14" name="_ftn14" title="">[14] #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15]
По материалам пресс-центра
Правительства Ленинградской области
[16]
Информационный
статистический сборник «Развитие туристской отрасли Ленинградской области в
2000-2004г.г. и прогноз на 2005г.» под ред. Гавриловой Т.В. Ленинградская
область, 2005г.
[17] Информационный статистический сборник «Развитие
туристской отрасли Ленинградской области в 2000-2004г.г. и прогноз на 2005г.»
под ред. Гавриловой Т.В. Ленинградская область, 2005г.
[18] По материалам Пресс-центра Правительства Ленинградской
области
[19]
Информационный
статистический сборник «Развитие туристской отрасли Ленинградской области в
2000-2004г.г. и прогноз на 2005г.» под ред. Гавриловой Т.В. Ленинградская
область, 2005г.
[20]
Информационный
статистический сборник «Развитие туристской отрасли Ленинградской области в
2000-2004г.г. и прогноз на 2005г.» под ред. Гавриловой Т.В. Ленинградская
область, 2005г.
[21]
Аналитическая справка к "Koнцeпции paзвития
тypизмa в Poccийcкoй Фeдepaции" нa пepиoд дo 2005 гoда.
[22]
По материалам пресс-центра
Правительства Ленинградской области
[23] Ольга Архангельская "Турпродукт региона дорос до
брэнда"// Экономика и время N24 (511) 28.06.2004