Технология, организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками
По результатам
обследования пассажиропотоков в час пик (таблица 2) определите следующие
показатели:
-
количество
перевозимых пассажиров за час,
-
наполняемость
автобуса, т.е. количество пассажиров на перегоне,
-
максимальное
наполнение для расчета количества автобусов,
-
количество
выполненных пассажиро-километров (пассажирооборот),
-
среднюю дальность
поездки одного пассажира на маршруте,
-
коэффициент
использования (наполнения) вместимости.
РЕШЕНИЕ.
Количество
перевозимых пассажиров за час определяется суммой всех пассажиров, вошедших в
автобус и составляет
118 +
83 + 76 + 124 + 97 + 32 + 38 + 71 + 73 +47 + 19 + 21 = 799 человек.
Наполняемость
автобуса, т.е. количество пассажиров на перегоне определяется по данным таблицы
№2. Составляет оно 563 человека на перегоне от остановки
Строительно-архитектурного университета до площади Горького.
Максимальное
наполнение для расчета количества автобусов берется по данным таблицы №2.
Выбираем максимальное значение наполнения автобуса пассажирами – это и будет
количество пассажиров на перегоне. Составляет оно 493 человека.
Количество
выполненных пассажиро-километров (пассажирооборот) определяется как длина
перегона умноженная на максимальное наполнение и составляет 493*0,7 = 345
человек.
Средняя
дальность поездки одного пассажира:
Коэффициент использования
(наполнения) вместимости:
ЗАДАЧА 2
Н маршруте протяженностью
9,8 км по результатам хронометражных наблюдений определите:
- время движения.
- время простоя на
промежуточных пунктах.
- время следования.
-
время простоя на
конечных пунктах.
-
время оборотного
рейса.
-
среднетехническую
скорость.
-
скорость
сообщения.
-
эксплуатационную
скорость
-
время следования
по контрольным участкам: ул. Долгополова, пл. Горького, ул. Сурикова..
Хронокарта представлена в
таблице 1.
РЕШЕНИЕ.
Для определения времени
движения необходимо суммировать значения времени движения, приведенных в
таблице 1.
tдв. = 7-18 –
7-47 = 29 мин.
Время простоя на
промежуточных пунктах определяется суммированием времени простоя на остановках,
приведенных в таблице 2.
tп = 17 + 21
+19 +16 +15 +14 +21 + 18 + 15 + 18 + 20 +14 + 20 + 12 = 240 сек = 4 мин.
Время следования
определяется по формуле
tрейс = t нач.
пунк – t конеч. пункт = 7-47 – 7-14 = 33 мин. и т.д.
Время простоя на конечных
пунктах определяется по данным таблицы 1 и составляет 4 + 3 = 7 мин.
Время оборотного рейса
определяется по формуле:
Среднетехническая
скорость определяется по формуле:
Скорость сообщения
определяется по формуле:
Эксплуатационная
скорость:
Время следования по
контрольным участкам:
ул. Долгополова - пл.
Горького составляет 7-18 – 7-33 = 15 мин,
пл. Горького - ул.
Сурикова составляет 7-33 – 7-50 = 17 мин.
В общей сложности время
следования составляет 32 мин.
ЗАДАЧА 3
По результатам расчетов в
предыдущих задачах и данным таблицы 3, определите следующие показатели:
-
количество
автобусов на маршруте,
-
интервал и
частоту движения,
-
среднюю величину
времени в наряде одного автобуса,
-
общий пробег и
пробег с пассажирами,
-
коэффициент
использования пробега.
РЕШЕНИЕ.
Количество автобусов на
маршруте определяется по формуле:
Интервал движения:
Частота движения:
средняя величина времени
в наряде одного автобуса определяется по следующей формуле:
Пробег с пассажирами:
Общий пробег:
Коэффициент использования
пробега:
Таблица 1
Наименование остановочных пунктов
|
Время
|
Стоянки на промежуточных
остановках, сек
|
прибытия
|
отправления
|
1
|
Ул. Долгополова
|
7-14
|
7-18
|
|
2
|
Ул. Литвинова
|
|
7-19
|
17
|
3
|
Рынок
|
|
7-20
|
21
|
4
|
Московский вокзал
|
|
7-22
|
19
|
5
|
Пл. Ленина
|
|
7-24
|
16
|
6
|
Стрелка
|
|
7-26
|
15
|
7
|
Рождественская
|
|
7-29
|
14
|
8
|
Архит.строит.унив.
|
|
7-31
|
21
|
9
|
Пл.Горького
|
|
7-33
|
18
|
10
|
Б. Покровская
|
|
7-34
|
15
|
11
|
Автовокзал
|
|
7-36
|
18
|
12
|
Университет
|
|
7-38
|
20
|
13
|
Гостиница «Ока»
|
|
7-40
|
14
|
14
|
Дворец спорта
|
|
7-42
|
20
|
15
|
Медицинская
|
|
7-45
|
12
|
16
|
Ул. Сурикова
|
7-47
|
7-50
|
|
Таблица 2
Остановочные пункты маршрута
|
Длина перегона, км
|
Количество пассажиров
|
Фактич. Пассажирооборот, пкм
|
Возможн. пассажирооборот, пкм
|
вошло
|
вышло
|
наполнение
|
1
|
Ул. Долгополова
|
|
118
|
|
118
|
|
47,2
|
2
|
Ул. Литвинова
|
0,4
|
83
|
|
201
|
100,5
|
80,4
|
3
|
Рынок
|
0,5
|
76
|
|
277
|
138,5
|
110,8
|
4
|
Московский вокзал
|
0,7
|
124
|
12
|
389
|
194,5
|
155,6
|
5
|
Пл. Ленина
|
0,6
|
97
|
16
|
470
|
235
|
188
|
6
|
Стрелка
|
0,7
|
32
|
27
|
475
|
237,5
|
190
|
7
|
Рождественская
|
1,0
|
38
|
32
|
481
|
240,5
|
192,4
|
8
|
Архит.строит.унив.
|
0,7
|
71
|
62
|
490
|
245
|
196
|
9
|
Пл.Горького
|
0,7
|
70
|
493
|
246,5
|
197,2
|
10
|
Б. Покровская
|
0,5
|
47
|
82
|
458
|
229
|
183,2
|
11
|
Автовокзал
|
0,9
|
19
|
40
|
437
|
218,5
|
174,8
|
12
|
Университет
|
0,8
|
21
|
130
|
328
|
164
|
131,2
|
13
|
Гостиница «Ока»
|
0,5
|
|
97
|
231
|
115,5
|
92,4
|
14
|
Дворец спорта
|
0,5
|
|
102
|
129
|
64,5
|
51,6
|
15
|
Медицинская
|
0,8
|
|
59
|
70
|
35
|
28
|
16
|
Ул. Сурикова
|
0,5
|
|
70
|
0
|
0
|
0
|
Итого
|
|
9,8
|
799
|
799
|
5047
|
2464,5
|
2018,8
|
Таблица 3
Показатели
|
Величина показателя
|
Максимальное наполнение автобуса на
участке в чес пик
|
По данным таблицы 2
|
Номинальная вместимость автобуса,
чел.
|
89
|
По расчетам задачи 2
|
Автомобиле-часы в эксплуатации, ч
|
88
|
Количество рейсов, выполненных
всеми автобусами за день
|
160
|
Длина маршрута, км
|
9,8
|
Нулевой пробег одного автобуса за
день, км
|
5
|
1. Блатнов М.Д. Пассажирские
автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1981.
2. Большаков А.М., Кравченко Е.А.,
Черникова С.Л. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективности
работы автобусов. М.: Транспорт, 1981.
3. Гудков В.А., Миротин Л.Б. Технология,
организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. М.:
Транспорт, 1997.
4. Островский Н.Б. Пассажирские
автомобильные перевозки. М.: Транспорт, 1981.
5. Прыгалов С.С. Автомобильные
перевозки. М.: Юнити, 2002.