Информационное обеспечение таможенной сферы Республики Беларусь
Министерство
образования Республики Беларусь
Белорусский
Государственный Университет
Исторический
факультет
Кафедра
источниковедения
Чехович
Александр Александрович
«ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Курсовая
работа студента 2 курса дневного отделения
Направление
специальности: Документоведение и ИОУ
Научный руководитель: старший
преподаватель
Е.Э. Попова
____________________
(подпись)
«__»_____________2010 г.
Содержание
Введение
1.
Глава 1. Информационное
обеспечение управления в таможенной сфере
2.
Глава 2. Характеристика системы
электронного декларирования
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Сегодня, наверное, вряд ли можно
найти офис, где не было бы компьютера. Это главнейший ныне инструмент, самое
настоящее средство производства. То же можно сказать и о прочих
высокотехнологичных новшествах, в мгновение ока превратившихся из экзотических
игрушек в неотъемлемые атрибуты личного и
общественного бытия человека, [11].
Поэтому, любая экономическая
система придаёт большое значение вопросам информационного обеспечения
управления в различных сферах человеческой деятельности.
Глобализация внешней торговли,
переход экономики Беларуси на рыночные отношения и появление информационных
технологий, связанных с новыми экономическими моделями, в том числе и во внешне
экономической корпоративной деятельности, потребовали коренных изменений в
характере деятельности таможенной службы страны, усовершенствования таможенного
администрирования, таможенно-расчётных и таможенно-логических операций,
трансформируя их в реально действующий современный инструмент государственного
регулирования внешней торговли. [10]
Что же в таком случае можно
сказать о таможне, системе куда более масштабной, сложной и многоуровневой?
Главная особенность
концепции развития таможенных органов заключается в том, что каждое из
направлений деятельности таможенных органов, [1, 2, 10, 11] будь то организации
таможенного контроля, функционирование правоохранительного блока или
административно-хозяйственная
деятельность,
предполагает внедрение новых информационных технологий. Процессы глобализации и
интеграции таможенной системы на базе информатики и информационных таможенных
технологий способствует формированию таких относительно новых для таможни
направлений деятельности, как информационно-электронная таможня, международный
информационный обмен, виртуальная таможенная логистика, телематика и др.
Активно начинают использоваться в международных обменах и грузоперевозках, а
так же в информационном обеспечении такие глобальные сети, как Интернет,
Интранет, при этом не только активном, но и в интерактивном режиме. Иными
словами, сегодня нет ни одного направления деятельности таможенной службы,
которое в той
или иной
степени не было бы связано с автоматизацией. [10, 11]
Цель курсовой
работы определить основные составляющие информационного обеспечения таможенной
сферы Республики Беларусь. Исходя из цели работы, можно выделить следующие
задачи:
Ø
показать структуру информационного обеспечения таможенной
сферы Республики Беларусь;
Ø
охарактеризовать как составляющую систему электронного
декларирования, её элементы и алгоритм действия;
Ø
выявить преимущества и недостатки системы ЭД;
Тема на
сегодняшний день очень актуальна. Мировая практика свидетельствует, что
правильно построенное электронное декларирование, увязанное с системой
управления рисками, приводит к повышению собираемости платежей и снижению
количества нарушений, допускаемых как импортёрами, так и сотрудниками
таможенных органов. К тому же используя метод электронного декларирования,
декларант экономит не только время, но и значительные денежные средства. Так же
следует отметить ещё один немаловажный фактор, свидетельствующий о
необходимости внедрения и использования системы электронного декларирования –
это союзное государство России и Беларуси. Взаимное договоры о транзите
товаров, как через территорию Беларуси, так и России сопровождаются большим
количеством бумажных документов, оформление которых занимает много времени.
Упростить этот процесс может система ЭД. Следует учитывать и тот факт, что
Беларусь находится на границе СНГ и Евросоюза, где давно практикуется
«безбумажный документооборот», а через территорию Беларуси проходит 70%
транзитных путей сообщения как со стороны Евросоюза, так и со стороны СНГ.
Курсовая
работа написана на основе следующих источников: Таможенный кодекс Республики
Беларусь [4],
который в связи с внедрением системы электронного декларирования,
претерпел серьёзные изменения; постановление Государственного таможенного
комитета «О порядке таможенного оформления и контроля товаров в случае их декларирования
в электронной форме [5]; постановление Совета министров Республики Беларусь «Об
особенностях таможенного декларирования товаров [2]; Закон Республики Беларусь
«Об электронном документе» [3]. Активно иллюстрируют процесс внедрения и
использования системы электронного декларирования в своих работах начальник
Управления информационных технологий, таможенной статистики и анализа
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Л. Кузьмич [11],
руководитель Центра исследования проблем управления инвестиционными и предпринимательскими
рисками ГНУ «Институт экономики НАН Беларуси», кандидат экономических наук Г. Гриц
[8, 9],
председатель ГТК А. Шпилевский [17].
Работа
состоит из вступления, двух глав и заключения. Во вступлении определяются
основные цели и задачи работы, рассматриваются источники и литературы по
данному вопросу. Первая глава посвящена обзору общей картины информационного
обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь, выделению основных
составляющих этой системы. Вопрос второй главы состоит в рассмотрении одной из
составляющей информационного обеспечения таможенной сферы Республики Беларусь –
системы электронного декларирования.
Глава I. Информационное обеспечение управления в таможенной
сфере
Развитие таможенного дела, которое основано на регулировании международных
обменных процессов, всегда было связано с информацией и информационным
обеспечением. На начальном этапе зарождения таможенного дела регулирование
обменных процессов носило ритуально-символический и речевой характер. В древних
странах существовали целые системы ритуалов, меток и указателей, информирующие
соплеменников или иноплеменников об обменных процессах. Таким образом,
ритуальность, символизм (знаковость) и устная речь были первыми, если можно так
сказать, информационными системами обеспечения, регулирующими торгово-обменные
действия [10].
Вплоть до XX
века в таможенном деле шло медленное накопление опыта по информационному обеспечению управления. Изучение истории таможенного дела показывает, что проблема сбора,
накопления, обработки и использования различных сведений и данных стояла перед
этой службой на всех этапах ее развития. В течение длительного времени
основными механизмами ее решения были мозг, язык, зрение и слух человека. Первое революционное изменение
здесь произошло в связи с появлением письменности, а потом и изобретением
книгопечатания. Эти два этапа создали совершенно новую технологию сбора,
обработки и распространения сообщений и данных, избавили людей от необходимости всецело полагаться на
человеческую память. Так как в эпоху книгопечатания основным носителем
информации стала бумага, то технологию сбора, обработки и распространения
информации стали называть «бумажной информатикой».
«Бумажная
информатика» – это стиль, который породил «бумажное
общество», где считается, что надежнее всего бумага, которая хранит и передает
любую информацию. Бумага – это книги,
торговые документы, законы, иные акты, договоры поставки, управленческие решения и прочие документы [11].
В настоящее
время осуществляется переход от разобщенной работы людей с бумажными носителями
информации к коллективному труду с электронными документами, который позволяет,
например, в таможенной службе экономить время в принятии решений при выполнении
основных, предварительных, обеспечивающих операций. Это новая реальность, в
которой непосредственность и оперативность
компьютерных и других оргтехнических связей сочетаются с глубиной и
содержательностью, свойственной письменным сообщениям [10].
Наступило
время, когда возникла качественно иная информационная технология. Положение
принципиально изменилось с появлением ЭВМ и иной информационной техники.
Изобретение двигателя открыло эру механизации и автоматизации физического
труда, ЭВМ сделала то же самое в отношении умственного труда. Принципиально
новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач
перешли к их применению для автоматизации сбора, обработки и использования
больших массивов данных [10].
Многие страны
ЕС переходят к системе распределенной обработки информационных данных на основе
открытой сети. Готовясь к созданию глобальной системы электронного бизнеса,
электронной торговли, международных банковских взаиморасчетов через спутниковые
системы, широкое распространение получают электронные деньги. С продвижением
сети Интернет акцент будет сделан на индивидуального потребителя. Это создаст
новое единое пространство обмена информацией, торговли и сотрудничества таможни
и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Сегодня все реальнее
проявляются черты таможни XXI века - информационно-электронной таможни, с
использованием электронных документов, компьютерной техники и космической
информациологии, увязанных в единую автоматизированную информационную систему [9, 10, 11].
Таким образом, информационное обеспечение управления (ИО) – важнейший
элемент информационной системы (ИС) и информационной технологии (ИТ) –
предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого
объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений [10, с.7].
В таможенной системе (Т-системе) составляют входные и выходные
информационные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных
базах данных. Общесистемные базы данных должны формироваться в виде
интегрированного информационного поля на основе документальных и
фактографических баз данных. Локальные базы данных содержат информацию,
необходимую для работы одного пользователя или группы пользователей. При
разработке информационного обеспечения особое внимание следует уделить решению
вопросов придания юридической силы нормативным актам на электронных носителях.
Основу технического и технологического обеспечения ведения эталонных банков
правовой информации должны составить высокопроизводительные универсальные ЭВМ с
широким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации. Базой
технического обеспечения локальных вычислительных сетей будут персональные ЭВМ
различной мощности. Схематически построение законодательно-нормативной основы
информационного обеспечения в сопряжённой таможенной среде можно представить
следующим образом (рис. 1) [11,
с. 40].
Информационная система
обеспечения (ИСО):
Из
представленного выше следует, что пока не будут решены организационно-правовые
вопросы, принципиальных результатов от внедрения новых информационных
технологий ожидать трудно. Правовые аспекты защиты информации связаны, прежде
всего, с соблюдением юридических норм, предусматривающих защиту данных от
несанкционированного доступа и предотвращение любой возможности их
использования не по назначению. Осознание в полной мере информационной первоосновы
любой таможенной технологии приводит к необходимости пересмотра подхода к
проектированию систем автоматизации таможенной деятельности. И здесь примером
могут служить банковские информационные системы, в которых уже на стадии
проектирования заложены принципы фиксации «информационных следов». То есть
любое действие с компьютерной информацией должно быть документировано,
санкционировано и проконтролировано. Сегодня эта проблема не является особо
острой, так как подавляющее большинство таможенных технологий реализованы в
локальных вычислительных сетях, а их интеграция осуществляется особым способом.
При переходе к полномасштабным системам, работающим в реальном времени, с
распределённой обработкой и хранением информацией, актуальность обеспечения информационной
безопасности значительно возрастает [10].
Проблему
обеспечения информационной безопасности на сегодняшний день можно решить путём
создания и внедрения систем электронных документов основанных на технологии их
защиты электронно-цифровой подписью (ЭЦП). Закон республики Беларусь «Об
электронном документе» [3] даёт следующее определение ЭЦП. Это набор символов,
вырабатываемый средствами электронной цифровой подписи (т.е. программными и
техническими средствами, обеспечивающими выработку и проверку электронной
цифровой подписи и имеющими сертификат соответствия требованиям технических
нормативно правовых актов в области технического нормирования и стандартизации)
и являющийся неотъемлемой частью электронного документа. Иными словами, это
некая последовательность символов, полученная по определённым правилам и
алгоритмам. ЭЦП используется в качестве аналога собственноручной подписи для
придания документу юридической силы, равной юридической силе документа на
бумажном носителе, подписанного правомочным лицом и скреплённого печатью. ЭЦП –
эффективное решение для всех, в том числе и для государственного таможенного
комитета (ГТК), кто не хочет ждать прихода фельдъегерской или курьерской почты
издалека, чтобы проверить подлинность полученной информации. Например,
потребность подтверждения об уплате таможенных платежей декларантом, ГТК должен
получить соответствующее подтверждение из банка о внесении платежа, которое на
бумажном носителе подписывается уполномоченным лицом банка. Далее это
подтверждение посредством всё той же курьерской или фельдъегерской почты,
поступает в ГТК. Если же банк воспользуется ЭЦП, удостоверив ею электронное
подтверждение о внесении платежей, то процедура займёт гораздо меньше времени [12].
Использование
ЭЦП не ограничивается применением её в качестве собственноручной подписи. ЭЦП
позволяет выполнять и другие не менее важные функции:
·
удостоверение источника документа и его подлинности, т.е. его
автора;
·
защита документа от изменений (преднамеренных или случайных);
·
невозможность отказа от авторства (секретный ключ известен
только владельцу).
ГТК
на сегодняшний день использует ЭЦП для защиты сведений, передаваемых по
открытым каналам передачи данных, при использовании системы электронного
декларирования товаров [12].
Сегодня
таможенная деятельность сопровождается огромным количеством перерабатываемых
документов. Например, один автофургон, везущий из Финляндии в Россию 60 видов
различных молочных продуктов фирмы Valio,
«сопровождает» около 400 страниц внешнеторговой документации. Особая проблема в
документообороте - это наличие ошибок в данных сопроводительных документов, в
процедурах доставки или в признаках товаров. К примеру, только список
критических ошибок (в результате которых нельзя идентифицировать товар,
регистрировать государственную таможенную декларацию (ГТД), определить
таможенный режим и т. д.), выявляемых при проверке грузовой таможенной
декларации, превышает сотню. Эти ошибки приводят к дополнительным издержкам,
задержке товаров на таможенной границе или при их таможенном оформлении, а
также могут являться причиной срыва международных контрактов, потери
скоропортящейся продукции и утраты доверия клиентов [11].
В
связи с ускорением интеграционных процессов в таможенной службе и в экономике
страны в целом, проблема управления и организации на базе модернизации и
оптимизации становится всё актуальнее. Появляется информационная
перегруженность таможенных служб, тормозящая международный обмен товаров, и
увеличивается время на принятие управленческих решений. Данная проблема не
менее важна, чем проблема информационной недостаточности. Оптимизация
информационных потоков в современных таможенных системах и системах
международного продвижения товаров возможна путём информационного моделирования.
Такое моделирование требует описания информационных источников и каналов
передачи данных, их характеристик, формализации получаемых по каналам передачи
данных сообщений с преобразованием их в информацию, пригодную для вычисления
эффективности таможенных операций, расчёта риска и принятия таможенных решений.
В этом случае проблема совместимости информации в сообщениях из различных
источников может быть решена с помощью информационных критериев эффективности
(рис. 2) [7,
8, 9].
На
сегодняшний день наиболее проблемным сектором информационного обеспечения
управления таможенных органов вызывает подача декларации[1] товаров
посредством системы электронного декларирования. Она значительно упрощает
процедуру декларирования товаров за счёт сокращения как временных, так и
финансовых затрат. Но, в свою очередь, система ЭД влечёт за собой серьёзную реорганизацию
не только правовой, технической, экономической и информационной сфер таможни,
но и ГТК в целом.
Глава 2. Характеристика
системы электронного декларирования
По
данным статистических исследований, в международной торговле в одной сделке
участвует в среднем 27 партнеров. Кроме продавца и покупателя, в нее включены
перевозчики, отправители, банки, страховые учреждения, инспекционные и
сертификационные органы и мн. др. Число различных документов, которыми они
обмениваются между собой, может доходить до 40, а после их тиражирования — до
360 и более. Эти документы содержат приблизительно 200 элементов данных, многие
из которых повторяются. Расходы по оформлению документов, их пересылке и
обработке достигают от 7 до 15% общей цены торговой сделки. По некоторым
оценкам, суммы, расходуемые на документооборот, составляют сотни миллиардов
долларов в год [11].
Снижению этих расходов способствует внедрение в
практику международной торговли электронного документооборота, систему электронного
декларирования. С точки зрения организации таможенного дела электронное
декларирование обеспечивает повышение эффективности таможенного оформления и
таможенного контроля за счет заблаговременного получения в электронном виде
таможенных документов. Это позволяет провести полномасштабный контроль
информации в системе анализа рисков, исключить субъективизм таможенного
инспектора при принятии решения, обеспечивает единообразное применение норм,
таможенного законодательства для всех без исключения участников ВЭД (рис. 3). Кроме того,
обеспечивается прозрачность процесса принятия решения в отношении
декларируемого товара, ускоряется сам процесс его таможенной очистки.
Таможенный кодекс [4] предусматривает возможность
подачи деклараций в письменной и устной форме или электронным способом. В
настоящее время при оформлении товаров используется комбинированный вариант —
декларация подается на бумажном носителе и предоставляется ее электронная
копия. На данный момент это не самый подходящий вариант. Во-первых, помимо
бумажной декларации составляется электронная, следовательно, возрастает вдвое
время на контроль, вдобавок, вследствие большого количества участников,
задействованных в процессе декларирования, могут возникнуть расхождения в
содержании бумажной и электронной деклараций. Во-вторых, общий процесс
прохождения декларирования товара затягивается, так как при декларировании
товара «бумажным способом» нет постоянной связи между всеми необходимыми
звеньями системы декларирования (банк, клиент, ГТК, и т. д.), что полностью
исключается при электронном декларировании. Так же не следует упускать и тот
факт, что в случае декларирования в электронной форме значительно снижается
участие в процессе людей, что влечёт за собой снижение человеческого фактора.
Экспортёр с помощью декларантского программного
продукта формирует электронную грузовую таможенную декларацию и документ
таможенного транзита. Электронные документы подписываются электронно-цифровой
подписью (ЭЦП) и по интернету передаются в центр обработки. Затем по системе
передачи данных направляется в пункт таможенного оформления (ПТО). Таможенный
инспектор проверяет ЭЦП декларанта и декларацию с помощью специализированной
программы. И, если нет ошибок, выдаёт экспортное свидетельство. Далее декларант
вносит через свой банк таможенные платежи, готовит, при необходимости,
документы, указанные в протоколе контроля декларации. Эти дополнительные
документы могут быть переданы в систему электронного документа, либо
представлены в ПТО при фактическом оформлении товара. В любом случае система ЭД
должна представлять возможность декларанту дополнять данные в декларации по
мере появления у него необходимой информации. Далее информация направляется в
систему контроля транзита для получения разрешения на транзит. Свидетельство и
разрешение заверяются у инспектора и в обратном порядке через центр обработки
возвращаются экспортёру. Тот распечатывает транзитный документ и вместе с
товаросопроводительными документами передаёт его перевозчику. Товар не
размещается на склад временного хранения (СВХ), а отправляется прямо из
временной зоны таможенного контроля (т.е. непосредственно со склада
предприятия). В результате товар предъявляется таможне только в пункте пропуска
на границе (рис. 4) [11].
Особенностью электронного
декларирования является и то, что оригинал электронной государственной
таможенной декларации (ЭГТД) существует только на машинном носителе. При этом
электронный документ (ЭД) на машинном носителе приравнивается к документу на
бумажном носителе и имеет с ним одинаковую юридическую силу. Все экземпляры ЭД,
зафиксированные на машинном носителе и идентичные один другому, являются
оригиналами (в отличие от бумажных носителей, где, как правило, оригинал
документа один) и имеют одинаковую юридическую силу [7, 8].
Однако полностью отойти
от безбумажного документооборота пока ещё окончательно не удалось. ЭГТД в одном
экземпляре всё же выводится на бумажный носитель и заверяется подписью и личной
номерной печатью должностного лица таможенного органа. Этот экземпляр
предназначен для передачи перевозчику в целях получения разрешения таможенных
органов на перевозку товаров и транспортных средств под таможенным контролем.
Законом установлено [1, 2,
3] что в случае, когда одним лицом создаются документ на бумажном носителе и
электронный документ, идентичные по содержанию, оба документа признаются
самостоятельными документами. При этом документ на бумажном носителе не
является копией электронного документа. Таким образом, в рассматриваемом случае
оригинал ЭГТД и его бумажная копия, заверенная в установленном порядке, имеют
одинаковую юридическую силу [2].
Порядок уплаты таможенных
платежей и документальное подтверждение их внесения на счёт таможенного органа
при электронном декларировании не изменились. Таможенные сборы за таможенное
оформление в случае осуществления ЭД товаров уплачиваются до выдачи таможенного
разрешения:
- в безналичном порядке
– на счета республиканского бюджета, открытые в соответствии с
законодательством Республики Беларусь[1] для таможни, в которой осуществляется
либо будет осуществляться таможенное оформление товаров, либо которая будет
совершать юридически значимые действия. При этом подтверждением о произведённом
платеже является экземпляр платёжного поручения (в электронном виде) с отметкой
банка о перечислении уплаченных сумм в доход республиканского бюджета,
заверенной подписями ответственного исполнителя, главного бухгалтера или его
заместителя (лица, уполномоченного осуществлять дополнительный контроль) и
скреплённой оттиском печати банка с указанием даты исполнения поручения;
- наличными денежными
средствами – в кассу таможни, в которой осуществляется либо будет
осуществляться таможенное оформление товаров либо которая будет совершать
юридически значимые действия, либо в кассу банка, либо через организацию связи
Министерства связи Республики Беларусь с последующим перечислением на
соответствующий счёт республиканского бюджета[1,2].
Законодательством
допускается уплата таможенных платежей за плательщика любым заинтересованным
лицом. Однако в этом случае следует учитывать, что в соответствии с подпунктом
8.1.3 пункта 8 Инструкции о порядке исполнения республиканского бюджета по
доходам [1], в поле «Назначение платежа» платёжного документа должны быть
указаны учётный номер плательщика и наименование юридического лица (фамилия и
инициалы физического лица), за которое производится уплата платежей в бюджет.
В перспективе не
исключается возможность перехода на уплату таможенных платежей и заявителем
таможенного режима (любым заинтересованным лицом) ещё и посредством электронных
пластиковых карточек. При этом данные об уплате таможенных платежей в режиме
реального времени будут автоматически поступать на компьютеры инспекторов
таможенных органов, в функциональные обязанности которых входит выдача
таможенных разрешений на помещение товаров под определённый таможенный
контроль.
На сегодняшний день
система ЭД – это комплексная, многоуровневая система. Для её полномасштабного
использования и внедрения требуются серьёзные реорганизации не только таможни и
ГТК, но и ряда других звеньев системы, без которых она не может существовать
(банк и др.). Нужна достойная телекоммуникационная система, развитые на
надлежащем уровне локальные вычислительные сети. Желательно как можно более
высокая степень избыточности сетей, то есть возможность резервного дублирования
отдельных наиболее важных участков, что само по себе не дёшево. Встаёт вопрос о
статусе бумажных копий электронных документов. Нужно определить, как добиться
обеспечения достоверности при предъявлении таких документов другим инстанциям –
налоговым органам, суду. То есть здесь уже следует говорить о технической
готовности других служб. Следовательно, полностью отказаться от бумажного
документооборота и перейти на электронные технологии таможня в отрыве от других
ведомств не может [9].
Для создания общего информационного
ресурса всех контролирующих органов, необходимо определить: где он будет
располагаться физически, будет ли он территориально распределённым, какова
будет его структура, каковы будут условия доступа к его сегментам со стороны
отдельных служб. Следовательно, должны состояться межведомственные переговоры и
консультации.
С широким развитием
электронных технологий возникает настойчивая необходимость нормативно-правового
определения деятельности должностного лица. Ведь ответственность должностного
лица никогда не будет перенесена на автоматизированный комплекс. Нужно
прописать все нюансы, что и как должен выполнять человек и машина, и закрепить
это нормативно.
Подводя итоги, следует
отметить, что введение электронного декларирования позволит:
1)
существенно
сократить затраты времени и соответственно издержки субъектов хозяйствования
при осуществлении таможенного оформления, ввиду того, что:
- исчезает необходимость
личного прибытия их представителей на пункт таможенного оформления;
2) значительно
ускорится процесс таможенного оформления товаров, т.к. проверка таможенной
декларации осуществляется с помощью программных средств и в рамках системы
анализа и управления рисками[2];
3) сделать
прозрачной саму процедуру таможенного оформления на всех этапах прохождения
декларации:
- практически
исключён человеческий фактор, т.к. отсутствует контакт между инспектором
таможни и представителем заявителя таможенного режима[3];
- в режиме реального
времени имеется возможность отследить стадии прохождения ЭГТД от момента её
отправления субъектом хозяйствования в таможенный орган до выдачи таможенного
разрешения.
Таким образом, все
вышеназванные обстоятельства приведут к сокращению издержек, экспортёров и
повышению конкурентоспособности отечественной экспортной продукции.
Заключение
В современном мире таможенные
системы переживают новый этап своего развития. Это связано, с одной стороны, с глобализацией
и интеграцией внешней торговли, а с другой – усилением контроля за перемещением
через таможенные границы товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которые
могут отрицательно повлиять на безопасность мирового сообщества.
Данные тенденции
оказывают существенное влияние на управление в Т-системе. Возникает
настоятельная потребность в серьёзных научных исследованиях, направленных на
существенные изменения в организационной структуре управления, содержании
функции и характере деятельности всех уровней таможенного администрирования, а
так же на адекватное реагирование на быстро развивающиеся процессы в мировой
торговле путём совершенствования теории и практики внедрения новых
информационных таможенных технологий.
В этой связи весьма
актуальной становится разработка теории и методологии совершенствования
Т-системы на базе информационного обеспечения управления. Приоритетным
направлением в решении данной проблемы являются разработка и внедрение
автоматизированных информационных систем таможенной деятельности на модульном
принципе. Происходящие при этом процессы многомерны, зависимы от мировых
экономических условий, правовой базы, развития информационной среды, таможенных
технологий и т. д.
Вместе с тем существуют проблемы
совершенствования управления в таможенной системе на уровне таможенных постов,
таможен и ГТК. Прежде всего, это связанно с сокращением времени на таможенный
досмотр и таможенное оформление товаров и транспортных средств;
неопределённостью и рисками в принятии решений; необходимостью повышения
эффективности работы по выявлению, предотвращению и пресечению контрабанды,
коммерческих мошенничеств и нарушений, таможенных правил; совершенствованию ролевых
функций и программных задач с помощью моделей и технологий.
Показав структуру
ИТ-системы, следует отметить, что это сложный, взаимосвязанный комплекс
внутренних, но и внешних составляющих модулей (банк, СВХ, ПТО и т.д.). Следует
учитывать и тот фактор, что в полном объёме ИТ-система не может функционировать
при отсутствии одного из её составляющих. Система ЭД как одна из модулей всей
ИТ-системы, является, так же, и уникальным её звеном. Так как ЭД это есть
сложная структурированная модульная система, имеющая свои составляющие,
являющаяся в то же время модулем ещё более сложной системы. Система
электронного декларирования на сегодняшний день является долгосрочным
перспективным курсом на развитие не только таможни и ГТК, но и торговли,
импорта, банковской системы, да и экономики в целом. Несомненно, система ЭД имеет
свои плюсы и минусы. Последнее, на сегодняшний день весьма весомое, требующее
немалых средств. Но как показала практика внедрения системы, при полномасштабном
функционировании, ЭД покрывает все расходы, выводит предприятия на уровень
значительной экономии как материальных и технических, так и временных ресурсов.
Что и является главной задачей системы электронного декларирования.
Список источников
и литературы
1.
Инструкция о порядке исполнения республиканского
бюджета по доходам от 8 декабря 2005 г. с изменениями от 17 декабря 2008 г.
Минск, 2009. – 40 с.
2.
О порядке таможенного оформления и
контроля товаров в случае их декларирования в электронной форме: Постановление
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, 16 января 2007 г.,
№4 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2007. - №83. –
8/16196.
3.
Об особенностях таможенного
декларирования товаров: Постановление Совета министров Республики Беларусь от
22 августа 2008 г., № 1213.
4.
Об электронном документе: Закон
Республики Беларусь, 10 января 2000 г., №357-З // Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь. – 2000. – №7. – 2/132.
5.
Таможенный кодекс республики
Беларусь от 4 января 2007 г. Минск, Амалфея 2007. – 415 с. (по состоянию на 11.
2009)
Литература:
6.
Аброскин, А. Э. Таможня без
проблем / А. Э. Аброскин, К. Г. Петровский. – Минск: Издательство Гревцова,
2006. – 302 с.
7.
Голицына, О.Л., Попов, И.И. Информационные
технологии / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыко, О.Л. Голицына, И.И. Попов. –
Издательский дом «Форум», 2006 г. – 540 с.
8.
Гриц, Г. Электронное будущее
таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. – 2005. –№7. – С. 18 –
21.
9.
Гриц, Г. Электронное будущее
таможенного декларирования / Г. Гриц // Таможня и ВЭД. – 2005. – №6. – С. 10 –
12.
10.
Елисеева, Т.П. Система
информационного обеспечения управления. – Мн.: Изд-во «Ураджай», 1999 г. – 535
с.
11.
Ершов, А.Д. Информационное
обеспечение управления в таможенной системе / А.Д. Ершов, П.С. Копанева. –
СПб.: О-во «Знание», 2002. – 229 с.
12.
Иваненко, С. И. Таможня / С. И.
Иваненко, Ю. Г. Федоскин. – М. – 1993. – 377 с.
13.
Ковалёнок, Е. Н. Таможня в
вопросах и ответах / Е. Н. Ковалёнок, Т. С. Красикова. – Минск: Белтаможсервис,
2006. – 118 с.
14.
Кузьмич, Л. А. Система
электронного декларирования / Л.А. Кузьмич // Таможня и ВЭД. – 2005. – №1. – С.
13 – 15.
15.
Макаревич, О. В. Таможня: коротко
о главном / О. В. Макаревич, А. А. Валиев. – Минск: Белтаможсервис, 2009. – 121
с.
16.
Радивоник, Д. Электронная
цифровая подпись и защита электронных документов / Д. Радивоник // Таможня и
ВЭД. – 2007. – №11. – С. 39 – 40.
17.
Шпилевский, А. Электронное
будущее таможенного декларирования / А. Шпилевский, М. Мясникович// Таможня и
ВЭД. – 2005. – №6. – С. 10 – 11.
[1]
Декларация (таможенная) – таможенный документ, содержащий сведения, необходимые
для помещения товаров под таможенный режим, либо сведения, необходимые для иных
целей, установленных законодательным актами [5].
[2]
Риск – это оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного
законодательства [5].
[3] Таможенный режим – совокупность
положений, определяющих для таможенных целей требования, условия и пределы прав
владения, пользования и распоряжения товарами на таможенной территории либо за
её пределами [5].