Особенности общения в городе
Содержание
Введение. 2
1. Язык как основное
средство коммуникации современного города. 3
2. Факторы, влияющие на
формирование современной речи. 6
3. Особенности общения в
городе. 9
4. Роль массовых
информационных коммуникаций в жизни современного города. 12
Заключение. 15
Список литературы. 16
Введение
Язык современного российского
города как сложный лингвистический, лингвосоциальный и лингвокультурный феномен
изучается в самых разных аспектах.
Исследуются и описываются различные
формы и типы языковой (речевой) коммуникации в пространстве города: от
литературного "стандарта" до маргинальных форм типа арго или сленга,
разнообразные жанры речевого общения города (от устных, бытовых до письменных,
комплексных), множество текстов городской среды (эпиграфика, урбонимика и пр.).
В последние же годы все больше
внимания стали обращать и на "нетрадиционные" для российского
лингвоградоведения проблемы: лингвокультурные и лингвосемиотические аспекты городского
пространства, вопросы языкового планирования, языковой политики и языкового
прогнозирования в городской среде.
Можно сказать, что общество имеет
такой язык, какой обществом создан, и использует язык так, как умеет и может.
Влияние языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества - это
влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и
государства. Язык участвует в организации труда, в управлении общественным
производством, деятельностью учреждении, в осуществлении процесса образования и
воспитания членов общества, в развитии литературы и науки.
Таким образом, целью данной работы
является рассмотрение особенностей современной городской коммуникации. Данная
цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть особенности языка как
основного средства коммуникации; описать основные факторы, влияющие на
формирование современной речи горожан, рассмотреть особенности городского
общения, выявить роль массовых коммуникаций в жизни современного города.
1. Язык как основное
средство коммуникации современного города.
Язык
- главное средство человеческого общения: люди не могут без языка передавать и
получать нужную информацию, воздействовать на окружающих.
Язык
создан и развивается потому, что потребность общения постоянно сопутствует
труду и быту людей, и ее удовлетворение оказывается необходимым. Поэтому язык,
будучи средством общения, был и остается постоянным союзником и помощником
человека в его труде, в его жизни.
Трудовая
деятельность людей, какой бы сложной или простой она ни была, осуществляется
при обязательном участии языка. Даже на предприятиях-автоматах, которыми
управляют немногие работники и где потребность в языке, казалось бы, невелика,
он все же необходим. Ведь для того, чтобы наладить и поддерживать бесперебойную
работу такого предприятия, нужно построить совершенные механизмы и подготовить
людей, способных управлять ими. Но для этого нужно овладеть знаниями,
техническим опытом, нужна глубокая и напряженная работа мысли. И понятно, что
ни овладение трудовым опытом, ни работа мысли невозможны без применения языка,
позволяющего читать, книги, слушать лекции, беседовать, обмениваться советами и
т. п.[5]
Еще
очевиднее, доступнее для понимания роль языка в развитии науки, художественной
литературы, образовательно-воспитательной деятельности общества. Нельзя
развивать науку, не опираясь на то, что ею уже достигнуто, не выражая и не
закрепляя работу мысли в слове. Плохой язык сочинений, в которых изложены те
или иные научные результаты, очень заметно затрудняет овладение наукой. Не
менее очевидно и то, что серьезные недочеты в речи, с помощью которой
популяризируются достижения науки, могут возвести «китайскую стену» между
автором научной работы и ее читателями.
Развитие
художественной литературы неразрывно связано с языком. Чем полнее и глубже
отражает писатель жизнь в своих произведениях, тем совершеннее должен быть их
язык. Эту простую истину литераторы нередко забывают. Очень заметна роль языка
и в агитационно-пропагандистской работе. Улучшить язык газет, радиовещания,
телепередач, лекций и бесед на политические и научные темы — задача очень
важная. Язык – орудие усвоения знаний
Языковое пространство города
неоднородно, оно состоит из различных компонентов, главными из которых являются
литературная разговорная речь как один из вариантов кодифицированного
литературного языка; народно-разговорная речь и топонимический компонент,
включающий официальные и неофициальные наименования городских объектов.[8]
Сегодня
ощутимой потерей на пути развития речи горожан стала почти всеобщая утрата
языкового вкуса. Языковая игра, построенная на совмещении разных слоев языка
(примеров в советский период множество: В.Высоцкий, А.Галич, Вен. Ерофеев и
др.), или просто использование ярко выраженного социального стиля (например,
М.Зощенко или А.Платонов) теперь едва ли возможны. Эти приемы стали нормой и
перестали восприниматься как игра. Из новых речевых жанров, все-таки имеющих
игровое начало, следует упомянуть сленг. Новизна его, впрочем, условна и скорее
состоит в социализации, выходе на публичную трибуну.
Русский
молодежный сленг представляет собой интересный лингвистический феномен,
бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как
это ясно из самой его номинации, но и социальными, временным» и
пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи – в
отдельных более или менее замкнутых референтных группах.
Резко увеличился в последние
десятилетия поток заимствований из английского языка. В наше время вопрос о
целесообразности использования заимствований связывается с закреплением
лексических средств за определенными функциональными стилями речи. Иностранная
терминологическая лексика является незаменимым средством лаконичной и точной
передачи информации в текстах, предназначенных для узких специалистов. Если мы
попробуем выделить самые распространенные явления, характерные для разговорного
языка жителей современного большого города, то в отличие от литературного языка
(языка высокообразованных людей, а также "правильного" языка радио и
телевидения), подобный жаргон будучи очень живым и неустойчивым,
характеризуется некоторыми особенностями. [10]
Во-первых, в нем не так много
иноязычных слов, как принято считать. Среди наиболее употребительных: бакс
(американский доллар; из америк. англ. формы множественного числа bucks,
воспринятой как начальная форма слова), ги(е)рла (девушка; заимствовано от
англ. girl и оформлено при помощи окончания -а, характерного для слов
молодежного жаргона), попса (популярная эстрадная музыка; от англ. pop. С этим
словом связано соответствующее прилагательное попсовый), фе(э)йс (лицо; из
школьного жаргона от англ. face) и некоторые другие.
Во-вторых, язык по-прежнему создает
семантические кальки: крестный отец (хозяин мафиозной группировки; описательная
семантическая калька от англ. godfather), мыло (мыльная опера; усеченная
семантическая калька от англ. soap opera - перевод первой части этого сочетания
слов - soap). [1]
В-третьих, для данного типа разговорного
языка характерны определенные словообразовательные приемы, например, активное
использование суффиксов -ух(а) (заказ - заказуха, спокойствие - спокуха,
расслабиться - расслабуха), -аг(а) (общежитие - общага), -уг(а) (шофер -
шоферюга), -ар(а) (водка - водяра), -он (закидывать - закидон), -ота (лимитчики
- лимита), -ёж (балдеть - балдёж) и др.
Жаргонное словообразование очень
любит каламбурные сближения: Дом культуры имени Горбунова в народе называется
Горбушка, где одновременно звучит часть исходного имени и происходит
каламбурное сближение с созвучным словом Горбунов-горбушка.[10]
Современная речь отражает
неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани
литературного языка и жаргона. В разные периоды развития общества разным был и
язык. В 20-30-е гг. разговорную речь захлестывали волны уличной стихии -
беспризорников, воров, - а также митинговый язык революционных матросов и
солдат (от них - обращение братишка). [10]
Остро встал вопрос о сохранении
литературного языка, о путях его дальнейшего развития в связи с изменением
контингента носителей - в этой формулировке выдающегося лингвиста Е.Д.
Поливанова чувствуется не только революционный энтузиазм эпохи, но и горечь, и
сознание трагизма момента, вызвавшего изменение контингента носителей. И
сохранился, выстоял русский язык - в соответствии с парадоксом Е.Д. Поливанова:
развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он все меньше
изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Да и
не только в нашей. Жаргон - английский сленг, французское арго - явление,
характерное для языкового развития.
В разные периоды истории сообщества
людей, объединенные общим делом, общими интересами, а более всего - сознанием
братства и отчужденности от остального общества, изобретали и свои особые
способы общения, устные и письменные. Для них важно было, чтобы посторонние их
не поняли, - и отсюда всякие приемы зашифровывания и переноса значений слов.
Сейчас же так называемый общий
жаргон - заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого
этикета, - становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в
теле- и радиоэфире. А также присутствующая в современном обществе актуальность
культурных достижений западной цивилизации - вполне естественная плата за шаг,
сделанный ей навстречу. То, что там связано с индустрией шоу, в основе которой
лежат несколько эксплуатируемых обществом идей, связанных с деньгами, сексом,
насилием, жаргоном, и то, что там воспринимается преимущественно как некая
зрелищная форма, звучит у нас как своеобразное руководство к действию.
Молодежь, являясь преимущественным
носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь
делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно
в текстах песен («Мне все по барабану» - группа «Сплин», «Заколебал ты» -
группа «Дискотека Авария»), в радиопередачах и музыкальном телевидении, на которые
они и ориентируются.
Стремительное и постоянное
ускорение и обновление - ведущие характеристики современной жизни, которой
живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение
чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных
связей и форм человеческих коммуникаций.
В современной культуре присутствует
ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают
культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации
человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение
социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер
жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой
культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
Развитие мировой культуры
выработало основные коммуникативные качества хорошей речи. Конечно, эти
качества изменяются, развиваются, поэтому понятия о хорошей речи не во всем
совпадают в разные эпохи и у представителей различных классов и мировоззрений.
Каждый человек должен излагать свои
мысли так, чтобы его нельзя было не понять, а именно точно, ясно и просто. Если
речь не ясна, то она не достигает цели.
Чтобы речь была точной, слова
следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними
закреплены.
Важнейшее условие хорошей речи
логичность. Мы должны заботиться о том, чтобы наша речь не нарушала логических
законов.
Речь - это связанное целое, и
каждое слово в ней, любая конструкция должны быть целенаправленны,
стилистически уместны.
Чистота речи также важна. Если в
речи присутствуют слова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы, то это
свидетельствует о бедности словарного запаса, о беспомощности говорящего.
Требования правильности речи
относится не только к лексике - оно распространяется и на грамматику,
словообразование, произношение, а в письменной речи на орфографию и пунктуацию.
Соблюдение нормы главное условие культуры речи. Всякое отклонение от
литературной нормы препятствует непосредственному и точному восприятию
содержания письменной и устной речи.
Всякая речь имеет определенное
содержание. Содержательность речи зависит от многих условий, которые влекут за
собой многообразие форм подачи материала.
Чтобы достичь речевого богатства
нужно изучать язык в его литературной и разговорной формах, его стиле, лексике,
фразеологии, словообразовании и грамматике.
Существенное значение имеет
выразительность речи, которая достигается четким ясным произношением,
правильной интонацией, умело расставленными паузами. Должное внимание следует
уделять темпу речи, силе голоса, убедительности тона а также особенностям
ораторского искусства: позе, жестам, мимике.
Хорошая речь не может быть без
соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда.
Значит необходимо быть требовательным не только к речи других, но прежде всего
к своей собственной.[4]
Общение
в большом городе имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что
городской человек не принадлежит полностью только одной социальной группе, а
частично входит во множество социальных групп. Характеризуя эту особенность, М.
Янович ввел термин "сообщество с ограниченной ответственностью".
Опираясь на анализ местной прессы, Янович обнаружил наличие регулярных
объединений жителей в рамках территорий совместного проживания, связанных друг
с другом, существенно увеличивающих интенсивность социальных контактов в
сообществе. Отсюда вытекает еще одна особенность общения в большом городе -
огромная роль СМИ, включая Интернет.[2]
Т.
Саттлс выделяет три типа городских сообществ: предполагающие общение
"лицом к лицу", близких соседей; "оборонительные соседства"
- соседи, объединенные защитой среды обитания и "сообщества с ограниченной
ответственностью".[8]
Несколько
иной подход к анализу специфики городского общения предлагает сторонник
концепции социальных сетей Клод Фишер, определяющий сети через связи родства и
близкой дружбы; контакты коллег и людей, объединенных сообществом. По его
мнению, выбор горожанина относительно того, в какие ассоциации входить,
свободен лишь до определенной степени, так как социально обусловлен набором
социальных связей и близких контактов его семьи. Очень важной особенностью
городской жизни, формирующей взаимодействие индивидов, является наличие в
городе разнообразных суб- и контркультур. По словам Фишера, город -
"мозаика социальных миров".
Полемизируя
с классическими урбанистическими теориями, согласно которым урбанизм как
таковой вызывает повышенное количество психологических расстройств, сокращение
социального участия и упадок традиционных ценностей, Фишер предлагает
альтернативное объяснение: поведение, считающееся девиантным в господствующей
культуре, в альтернативной субкультуре может оказаться вполне приемлемым.
Исследование
Фишера, проведенное в 50 северных калифорнийских сообществах, показало, что
горожане более толерантны к нетрадиционным формам поведения. Именно поэтому в
городах, выше доля психически нездоровых людей и людей с отклоняющимся
поведением. Вместе с тем прямой связи между количеством жителей города и
распространенностью социальных аномалий и психических расстройств зафиксировано
не было.[8]
Согласно
концепции Л. Вирта, город оказывается нечеловечным и негуманным вследствие
доминирования вторичных групп над первичными группами. Результатом этого
являются семейные разрывы, алкоголизм, преступность. Г. Гэнс указывает, что не
городская среда сама по себе, а факторы, связанные с демографическими
характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом,
образовательным уровнем способствуют обострению социальных и психологических
проблем в городах. В этой связи Клод Фишер подчеркивает субкультурный аспект
городской жизни: не городская жизнь как таковая является источником отклонений,
она скорее дает возможность для устройства в нем представителей многих
субкультур, а это в свою очередь "портит" картину благополучия в
городах.
В
соответствии с социопространственным подходом, концентрация людей и ресурсов,
воздействие на крупнейшие метрополисы всемирных процессов, в том числе
иммиграции вызывают многие социальные проблемы. Из этого вытекает еще одна
особенность городской жизни - ее ускоренный ритм. Разговор с одной и той же
целью может быть для селян главным образом "общением ради общения" и
для горожан - "общением ради цели".
Общение
между соседями в большом городе приобретает свои особенности. Альберт Хантер
определил соседство как уникально сцепленные звенья социально-пространственной
организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и
рутина повседневной жизни. К.Фишер при анализе городских сетей обнаружил, что
чем более интенсивную жизнь ведет горожанин, чем больше контактирует с
окружающими, тем меньше он контактирует с соседями. Последователями Фишера было
выявлено, что рабочие более сильно заинтересованы в соседях, чем представители
среднего класса.[7]
Трансформации,
происходящие в российском обществе, обусловили возникновения специфических форм
социального взаимодействия в городе. Совместные исследования
санкт-петербургских и финских социологов (Е.Н. Порецкиной, Т.
Юркинен-Паккасвиста) выявили тенденцию к интенсификации соседских и родственных
контактов в целях самообеспечения и взаимопомощи. Такие контакты представляют
собой способ компенсации негативных черт экономических и социальных
преобразований.[9]
Таким
образом, можно заключить, что городской образ жизни - результат взаимодействия
социальных факторов и пространственной организации, и эти факторы оказывают
существенное влияние на формы городского общения.
4. Роль массовых информационных
коммуникаций в жизни современного города
К средствам массовой коммуникации относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические средства массовой коммуникации, как телефон, телеграф, телетайп и т.д.[2]
Современный город – это, прежде
всего, активное деловое, творческое и культурное общение горожан. Какую роль в
современной городской коммуникации играют местные газеты и журналы, радио и
телевидение, интернет? Как они способствуют формированию современной городской
культуры?
Миллионы
людей каждый день используют Интернет для различных целей. Наиболее распространенное
применение - электронная почта, которая приобрела особо важное значение и для
граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К
тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и
информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить.
Электронная
почта, изначально предназначенная для обмена небольшими текстовыми сообщениями,
развивается и совершенствуется. Современное электронное письмо,- это уже не
просто короткий текст. В таком письме могут содержаться необходимые рисунки, и
даже небольшие видеоролики с движущимися объектами, а также звуковое и
музыкальное сопровождение письма.
Таким
образом, современные электронные письма могут служить не только удобным
способом общения, но и надежным и быстрым способом обмена информацией,
незаменимым для общения ученых и изобретателей, музыкантов и художников.
Можно
предположить, что с развитием качества связи, доля электронных посланий
большого объема будет увеличиваться, а скорость их передачи возрастать,
способствуя постоянному увеличению числа пользователей электронной почты.
К тому же Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая дискуссия в обществе).
Сегодня
уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в
сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных
сетей) определяют будущее коммуникаций. Интернет уверенно отвоевывает себе
жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. В
возникшей ситуации многим газетам и журналам приходится срочно делать выбор:
размещать свое издание в сети Интернет или нет.[2]
Роль
прессы заметно снижается. Однако телевидение по-прежнему занимает ведущие
позиции в формировании культуры общения современного человека. Средства
массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство
оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное
средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим
образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере
расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному
воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и
собирают самую большую аудиторию.
Наличие
театров, кинотеатров и других учреждений создаёт отличительную особенность
городской коммуникации – горожане общаются «культурно», организованно. Наличие
же качественной и дешёвой сотовой связи, электронной почты и т.д. обуславливает
другую особенность: люди больше общаются опосредованно, язык речевых сообщений
становится более лаконичным, возможность постоянного доступа к услугам связи.
Существуют
также и проблемы, характерные для городской коммуникации, связанные с большой
численностью населения, а значит и информационных сообщений, и информационного
«мусора».
Информационное
перенасыщение городского пространства, проявляющееся, в частности, в наружной
рекламе, больнее всего ударяет по психике и самочувствию горожан. Становясь
невольными заложниками навязчивых и агрессивных рекламы и масс медиа, жители
мегаполисов испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный
город и человек в нем живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой,
становится чужим, неродным и неуютным. Непричастность к судьбе города формирует
у его жителей чувство безответственности и безразличия – разрыв становится все
более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в
существо механическое и приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его
критического подхода к окружающему миру.
Функционирование средств массовой коммуникации немыслимо без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной коммуникации, связанных в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническая революция создает оптимальные условия для технического развития средств массовой информации.[8]
Заключение
Основными особенностями современной городской коммуникации, таким образом, можно считать наличие и широкое употребление множества различных средств коммуникации, изменение языка: преобладание в нём жаргонизмов и заимствованных слов, лаконичность информационных сообщений и опосредованный характер коммуникации.
Социальные факторы и пространственная организация оказывают существенное влияние на формы городского общения.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации (раньше информация на большие расстояния передавалась с помощью огня, гонгов и т.д., а сейчас - телевидения, интернета, радио, газет и т.п.).
Эволюция средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к овладению человеком знаний, добытых предшествующими поколениями людей.
Список литературы
1. Англо-русские языковые контакты.- Л., 1978.- 299с.
2. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение.- М.: Знание, 1988.
4.
Земская
Е.А. Современный русский язык. - М., 1972.-382с.
5.
Леонтьев
А.А. Что такое язык.- М.: Педагогика, 1976.- 421с.
6. Нестеренко В. Язык нетерпимости и язык доверия.//Свободная
мысль. - 1992. - № 2. - С. 74 - 77.
7.
Розенталь
Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М., - 2002.- 521с.
8.
Сиротинина
О.Б. Речь современного города.- Омск, 1995.- 244с.
9.
Скворцов
Л.И. Язык, общение и культура // Русский язык в школе. - № 1. – 1994.
10.
Скребнев
Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания.- 1987.- № 4.