Ранняя алкоголизация
Содержание
1.
Глава 1. Понятие ранней алкоголизации и факторы, приводящие к риску алкоголизма
2.
Глава 2. Психологические аспекты и клинические
симптомы ранней
алкоголизации
Список использованной литературы
Глава
1. Понятие ранней алкоголизации и факторы, приводящие
к риску алкоголизма
Простое алкогольное опьянение (классическая
форма) — острая, как правило, обратимая, патологическая
реакция общетоксического происхождения, которая является следствием
употребления этанола, различного по крепости, качеству и количеству. Это
состояние всегда включает преходящие соматовегетативные, неврологические и
психические расстройства, собственно психотропный эффект проявляется изменением
поведения, а также эмоциональными, мотивационными и речевыми нарушениями,
снижением способности к прогнозированию, самоконтролю и возможности адекватной,
критической оценки ситуации. Основными проявлениями классического варианта
является эйфоризирующий, коммуникативный, седативный, транквилизирующий,
релаксирующий [3].
Социологические
исследования и данные официальной медицинской статистики показывают, что
употребление алкоголя достаточно широко распространено в молодежной среде. С
той или иной частотой потребляют алкогольные напитки, согласно личному
признанию, около 82% людей в возрасте 12-22 лет [4]. Средний возраст, в котором
молодежь начинает потреблять алкоголь, составляет 14 лет. Пьют алкогольные
напитки (включая пиво) ежедневно или через день 33.1% юношей и 20.1% девушек.
Пиво - наиболее любимый молодежью напиток. Каждый третий подросток в возрасте
12 лет употребляет пиво, а в возрасте 13 лет - двое из каждых трех. Доля
злоупотребляющих спиртными напитками в школах составляет 15.7%, в ПТУ - 24.4%,
в техникумах и колледжах - 33.7%, в вузах - 32.4% [4]. Каждый год студенты
колледжей тратят 5,5 миллиардов долларов на алкоголь (главным образом на пиво)
— это больше того, что они тратят на книги, газированную воду, кофе, соки и
молоко вместе взятые [6].
Под
ранней алкоголизацией понимается знакомство со спиртными напитками в возрасте
до 16 лет и регулярное его употребление в старшем подростковом возрасте; о
раннем алкоголизме можно говорить при появлении признаков хотя бы первой стадии
болезни до 18 лет [5].
Диагноз
раннего алкоголизма (I стадия) ставится на основании следующих критериев [4,5]:
1) появление индивидуальной психической зависимости (алкоголизация становится
главным интересом в жизни, начинают пить 2-3 раза в неделю, нередко в
одиночку); 2) повышение толерантности к спиртному; 3) утрата рвотного рефлекса;
4) утренняя анорексия (отсутствие аппетита); 5) палимсесты (частичная утрата
памяти) опьянения. Ранняя алкоголизация приводит к формированию алкоголизма к
возрасту 20-22 лет [4,5].
Факторы, приводящие к риску
алкоголизма и наркомании среди подростков [1]:
Дети из социально неблагополучных
семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные
жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или
являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником
правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками.
Скверное
соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать
распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.
Частые
перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое
состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения
отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на
появление трудностей и проблем.
4.
Противоречия и несогласованность в законодательстве.
Поскольку в
последнее время сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной
власти, существует опасность игнорирования законов как выражение протеста
существующей политической и экономической ситуации в нашей стране.
Доступность
алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В
школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели
употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков
оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе,
продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над
распространением наркотиков и алкоголя.
Дети,
рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены
большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль,
по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного
окружения. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше
риск употребления ими у подростка.
В семьях, в
которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети
остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно
сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения
правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков.
Этот фактор
риска главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших
классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников
которых объясняется их агрессивностью, в одинаковой мере подвержены риску
правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте.
Начиная с
четвертого, пятого и шестого классов неудачи в учебе усиливают риск
злоупотребления алкоголем, наркотиками и вероятность правонарушений.
Подростковый
возраст известен как возраст увеличения протеста против существующих в обществе
взрослых людей моральных норм и принципов. Поскольку в обществе взрослых
существует однозначно негативное отношение к наркотикам и наркоманам, подростки
одной из форм протеста выбирают употреблением наркотиков.
Когда дети
считают, что от курения марихуаны нет вреда, когда алкоголь ассоциируется у них
с «хорошо проведенным временем», существует очень большая вероятность того, что
они будут выпивать и употреблять наркотики. По большей части то, как подростки
объясняют свое поведение (употребление наркотиков, алкоголя), связано с
существующими мифами типа «В любой момент я могу бросить», «От бутылки пива не
становятся алкоголиками» и т.д.
Глава
2. Психологические аспекты и клинические симптомы ранней алкоголизации
С
началом систематического употребления алкоголя подростков неизбежно возникают
конфликты в учебном заведении, на работе, в семье. С алкоголем связано почти
40% всех проблем с учебой и 28% всех отчислений из учебных заведений [6]. Однако,
как правило, в историях больных ранним алкоголизмом это противодействие микросреды
ограничивалось либо мерами репрессивного характера (выговоры, порицания,
административное воздействие), либо их «пугали» последствиями алкоголизма,
пагубными перспективами связи с «дурной компанией». Подобные меры, будучи
негативными, не могли оградить подростка от «уличной» компании, поскольку не
сочетались с психологически обоснованными позитивными решениями, с
предложениями такого социально приемлемого стиля жизни, таких форм
деятельности, в которых могли бы быть удовлетворены эмоциональные запросы и
ожидания подростка, его потребность в личностном общении, ощущении собственной
значимости, силы и т. п. «Уличная» же компания, пусть в извращенной форме, но
давала им все это, и в подобной ситуации сопротивление, а тем более репрессии
лишь увеличивали внутреннюю сплоченность компании, отрезая или, во всяком
случае, крайне затрудняя путь возвращения ее членов к благополучному детству.
Несколько
иными, нежели у взрослых, являются пути формирования психологического
содержания алкогольной деятельности [2]. Во-первых, свойственные
подростковому возрасту лабильность, возбудимость, быстрая «заражаемость» общим
групповым настроением крайне ускоряют формирование искомых в опьянении
эмоциональных состояний. Во-вторых, диапазон этих потребностных состояний
значительно уже, чем у взрослых, фактически сводясь к одному — весело провести
время в своей компании. В-третьих, если у взрослых притягательная сила
алкогольной деятельности во многом связана с возможностью «улаживания»,
разрешения конфликтов реальной жизни, переноса их в план ирреальный, то у
подростков компенсаторная функция этой деятельности долгое время не является
столь актуальной. Их ущемления в реальной жизни (неудачи в учебе, отвержения в
классных коллективах и т. п.) компенсирует сама компания, членство в ней, а
алкогольная деятельность является лишь атрибутом, одной из форм, хотя и
чрезвычайно значимой, групповой активности.
На
этапе ранней алкоголизации при ее переходе в алкоголизм у подростков отмечается
феномен групповой психической зависимости, когда тяга к спиртному возникает
исключительно в "своей" компании [4]. За пределами "своей"
группы тяготения к алкоголю нет: с чужими и малознакомыми не пьют. Отрыв от
группы прекращает алкоголизацию. Наличие групповой психической зависимости не
свидетельствует о наличии хронического алкоголизма, а лишь угрожающим
предвестником его. С точки зрения А.Е. Личко групповая зависимость является
проявлением аддиктивного поведения подростков.
По
мнению Ц.П. Короленко [4], аддиктивное поведение: это "одна из форм
деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности
путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых
веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных
видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций".
С
точки зрения А.Е. Личко и В.С Битенского [4], для подростков термин аддиктивное
поведение представляется наиболее адекватным, поскольку указывает на то, что
речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения. Авторы выделяют два пути, по
которым развивается аддиктивное поведение. В первом случае подростки пробуют
различные ПАВ: бензин, клей, затем алкогольные напитки, не гнушаясь при этом
приложенных таблеток или сигарет с марихуаной. Последовательность употребления
может быть различной, экспериментирование продолжается до того момента, пока не
будет окончательно выбрано наиболее предпочитаемое вещество. Иногда
злоупотребление обрывается раньше.
Во
втором - наблюдается злоупотребление только одним каким-нибудь ПАВ (бензин,
алкоголь и др.). Ранее сосредоточение на одном наркотике обычно связано с
недоступностью других, реже происходит произвольный выбор.
Данные
официальной статистики зафиксировали [4], что за период с 1991 по 2000 годы
число впервые диагностированных подростков, больных алкоголизмом выросло в 1.5
раза и составило 10.5 на 100 тыс. подростков. Число подростков, состоящих на
учете у наркологов, также выросло в 1.5 раза и по данным официальной статистики
на 2000 г. составило 819.8 человек на 100 000 населения. О явно неблагополучной
ситуации в отношении алкоголя свидетельствует и существенный рост алкогольных
психозов среди подростков - в 8 раз - за последнее 10-тилетие ХХ века [4,5].
Это прогностически неблагополучный показатель, т.к. алкогольный психоз у подростка
- в принципе случай достаточно редкий. Для его возникновения хронический
алкоголизм должен длиться минимум 2-3 года.
Все
увеличивающееся злоупотребление неизбежно приводит к значительным изменениям и
нарушениям в еще неокрепшем организме подростка. Подростковые клинические
симптомы алкоголизма имеют и в этом плане свою специфику [2]. Во-первых,
симптомы болезни возникают здесь значительно скорее, чем у взрослых. По данным
П. И. Сидорова, например, у подростков 14—18 лет признаки алкоголизма могут появиться
даже в течение 5—6 месяцев регулярного пьянства, тогда как у взрослых этот срок
обычно 5—7 лет. Во-вторых, в отличие от относительно выраженной
последовательности, смены одного симптома другим, при подростковом алкоголизме
наблюдается их нередкое смешение, лавинообразное нарастание. В-третьих, здесь
можно наблюдать появление внешних признаков, симптомов алкоголизма до того, как
наступает собственно болезнь. Например, подросток начинает наутро регулярно
опохмеляться не потому, что испытывает такую необходимость, а потому, что так
«принято», так делают «все».
Суждения
при раннем алкоголизме выглядят обычно не согласованными и не
аргументированными, несут на себе отпечаток подростковой незрелости,
неустойчивости, подчас контрастности [2]. Подростки могут, например, то
утверждать, что пьют крайне мало и редко, или, напротив, с гонором преподносить
утяжеленный, явно не соответствующий действительности анамнез. Но общая
направленность «системы самооправдания» остается такой же, как и при взрослых
формах: трезвость представляется чуждой и неполноценной, тогда как употребление
вина (а на деле — его злоупотребление) — нормальным и естественным явлением.
Как
правило, ранний алкоголизм свидетельствует об изначальной психопатичности. По
данным разных авторов число случаев психопатии при алкоголизме колеблется от 25
до 52 % [4]. Наиболее часто ранний алкоголизм формируется у неустойчивых и
эпилептоидных психопатов. У неустойчивых формирование происходит медленно - как
следствие регулярных выпивок, часто в асоциальных компаниях. Параллельно
алкоголизации происходит нарастание делинквентности. При эпилептоидной
психопатии путь иной: после тяжелых первых опьянений с агрессией и
аутоагрессией может пробудиться компульсивное влечение пить «до отключки». Это
одно из проявлений нарушения влечений при эпилептоидной психопатии.
Эпилептоидные психопаты легко переходят к алкоголизации в одиночку. Деньги при
этом вымогают у близких и сверстников. С другой стороны, при психастенической и
сенсетивной психопатии раняя алкоголизация встречается крайне редко [4].
В
исследовании В.А. Гурьевой и В.Я. Гиндикина [4] указывается, что наиболее
подверженными развитию ранней алкоголизацией оказались возбудимые
(эпилептоидные) психопаты - около 40% психопатических личностей, страдающих
бытовым пьянством, далее шли истерические и неустойчивые (по 18,4%), мозаичные
(14,5%). Реже всего встречались шизоидные, психастеники и тормозные. При
трансформации ранней алкоголизации в алкоголизм обнаружена достоверная большая
частота неустойчивых психопатов (42,8% от общего числа неустойчивых
психопатических личностей против 22,5% с остальными типами психопатий).
Кроме
психопатий, злокачественное течение алкоголизма отмечается у умственно отсталых
подростков, подростков с резидуально-органической мозговой недостаточностью, у
подростков с черепно-мозговыми травмами [4].
Список
использованной литературы
1.
Березин С. В., Лисецкий К. С..
Психология
ранней наркомании. М., 2000
2.
Братусь Б. С.
Аномалии личности.— М.: Мысль, 1988. С. 258-268
3.
Бухановский А. О. и др. Общая психопатология: Пособие
для врачей / А. О. Бухановский, Ю. А. Кутявин, М. Е. Литвак. — 3-е изд.,
перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003. 296-298
4.
Егоров А.Ю. Алкоголизация и алкоголизм в молодежной
среде: проблемы и перспективы. //
http://www.medline.ru/public/art/tom2/art51.phtml
5.
Егоров А.Ю. Современные особенности
раннего алкоголизма// http://www.narcom.ru/cabinet/online/37.html
6.
Комер
Р. Основы патопсихологии. 2000. С. 294-298