Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
Министерство
образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Красноярский
государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева»
Факультет педагогики и
психологии детства
Отчет о методической
практике
выполнила: студентка ФППД гр.414
(отделение непрерывного образования, ОНО)
Баталова Н.Ю.
Красноярск, 2010г.
Задание 1. Изучение особенностей
управления дошкольным образовательным учреждением. Наблюдение за деятельностью
заведующего и старшего воспитателя
Управленческие
функции заведующего и заместителя заведующего по ВОР определяются в
соответствии с требованиями должностных инструкций в которых чётко указаны и
определены функциональные и должностные обязанности. Одной из главных функций деятельности
дошкольного учреждения является организация воспитательно-образовательного
процесса.
Так, в
функциональные обязанности заведующего дошкольного учреждения входит выработка
и принятие решения по обеспечению системы образовательной и
административно-хозяйственной работы дошкольного учреждения. Именно
руководитель окончательно определяет цели и задачи развития ДОУ, планирует его работу
с целью осуществления мер по реализации задач, стоящих перед коллективом. В
функциональные обязанности руководителя дошкольного учреждения входит
осуществление учёта и контроля за выполнением решений педагогического совета и
хозяйственной деятельности ДУ, регулирует постоянное поддержание необходимого
уровня организации деятельности ДОУ. Руководитель ДОУ разрабатывает в
соответствии с целями ДОУ, на основе программы его развития конкретные
должностные обязанности сотрудников ДОУ, а также штатное расписание. Подбирает
и принимает на работу сотрудников. Поощряет и стимулирует творческую инициативу
сотрудников, поддерживает благоприятный морально-психологический климат в
коллективе. Уделяет первостепенное внимание созданию положительного образа,
имиджа ДУ в городе. Обеспечивает учёт, сохранность и пополнение
учебно-материальной базы, соблюдение правил и норм охраны труда и пожарной
безопасности. Несёт ответственность за реализацию образовательных программ в
соответствии с учебным планом.
Заместитель
заведующего по ВОР вместе с заведующей ДОУ осуществляет руководство ДОУ. В её
функциональные обязанности входит руководство организацией воспитательно-образовательной
и методической работой в детском саду. Организация текущего и перспективного
планирования этой работы. Координирует учебно-методическую и воспитательную
работу всех педагогических работников по выполнению учебных планов, программ и
обеспечивает их полное и качественное выполнение. Осуществляет контроль за
качеством воспитательно-образовательного процесса. Организует просветительскую
работу для родителей по вопросам обучения и воспитания воспитанников.
Организует работу по изучению передового педагогического опыта. В должностные
обязанности заместителя заведующего входит оказание помощи педагогическим
работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
Составляет расписание учебных занятий, Участвует в подборе и расстановке
педагогических кадров, оказывает помощь в проведении мероприятий, вносит
предложения по совершенствованию образовательного и воспитательного процессов.
Принимает участие в работе по подготовке педагогического совета, организует и
контролирует выполнение его решений. Занимается вопросами по организации и
оснащению групповых помещений современным оборудованием, наглядными пособиями,
организует работу методического кабинета. Осуществляет контроль за работой
воспитателей, обеспечивает взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.
Вся
деятельность заместителя заведующего по ВОР планируется заранее и отражается в
годовом плане, корректируется в календарном и ежедневном планировании.
Циклограмма
рабочего дня заместителя заведующей по ВОР
№
|
Виды деятельности
|
Затраты времени
|
Анализ деятельности
|
1
|
Обход групп
|
8.00- 8.30
|
Посетила все возрастные группы.
Выборочно ознакомилась с планами воспитателей на день, некоторым из них дала
рекомендации и советы по наилучшей организации дня. Проконтролировала
подготовку воспитателей к занятиям. Ознакомилась с общим положением дел в
группах.
|
2
|
организационное совещание при заведующем
|
8.30- 9.00
|
Обсуждали подготовку методической
выставки. Рассмотрели основные разделы плана летней оздоровительной кампании.
Заместитель заведующей по ВОР сделала небольшой отчёт по организации
методической работы в летний период
|
3
|
Консультации для воспитателей
|
9.00- 9.45
|
Провела индивидуальную консультацию для
воспитателя по вопросу организации активных видов деятельности детей летом.
Подготовила информационную страничку по итогам консультации.
|
4
|
Работа по оформлению метод материалов.
|
9.45 – 10.30
|
Составление анализа деятельности
методической работы за учебный год. Редактирование плана летней
оздоровительной кампании: составлении сетки занятий, формирование раздела по
методической работе.
|
5
|
Наблюдение и анализ
воспитательно-образовательной работы
|
10.30- 13.00
|
Осуществление контроля организации
прогулки. Советы и рекомендации воспитателям по использованию выносного
оборудования. Посещение кабинета музыкального руководителя, ознакомилась с
планом подготовки к празднику (Выпускной бал).
|
6
|
Работа по оформлению метод.материалов
|
14.00- 16.30
|
Продолжила работу по составлению плана
на лето. Занималась разработкой рекомендаций по организации экскурсий и пеших
походов с детьми. Совместно с руководителем по физическому воспитанию
составили маршруты пеших экскурсий и походов.
|
|
Планирование работы на месяц
|
16.3 17.00
|
Анализ итогов дня. Составление плана работы
на завтра.
|
Вывод: таким
образом, управление педагогическим процессом заместителем заведующего по ВОР
осуществляется планомерно и целенаправленно. Свою деятельность она планирует
заранее. В работе используются различные виды планирования: годовое,
календарное, ежедневное. Каждое планирование имеет своё значение. Система
планирования каждого мероприятия включает ряд этапов:
- в годовом
плане: на какой месяц целесообразнее запланировать;
- в
календарном плане: в какой день месяца (дата);
- в
ежедневном планировании: в какое время (час,);
Задание 2.
Изучение документации, регулирующей деятельность дошкольного образовательного
учреждения
Название
документации
|
Порядок ведения
|
Характер
использования
|
Устав ДУ
|
Один из основных документов
регламентирующий деятельность ДУ. Закреплён печатью. Указаны основные цели и
задачи деятельности ДУ, права и обязанности работников.
|
Используется при регламентировании
деятельности ДУ.
|
Коллективный договор
|
Основной документ регламентирующий
деятельность коллектива в целом. Подписан на основе договорённости между
администрацией и коллективом. Согласован, подписан, скреплён печатью.
Помогает в решении спорных вопросов: оплаты труда, предоставления льгот и др.
|
Помогает в решении спорных вопросов:
оплаты труда, предоставлении социальных гарантий, отпусков, дополнительных
выплат, и др.
|
Лицензия на образовательную
деятельность, Свидетельство об Аккредитации
|
Основная нормативная документация
хранится в папке.
|
Определяет направления деятельности ДУ.
|
Книга протоколов педагогического совета
|
Ведётся в специальном журнале, протоколы
оформляются в едином стиле. Производится запись всех педсоветов: фиксируются
порядок выступлений, высказывания и мнения каждого педагога по определённым
направлениям деятельности ДУ. Записывается решение педсовета. Протоколы
нумеруются, подписываются председателем и секретарём.
|
Принятые на педсовете решения
обязательно необходимо выполнить в указанный срок. Таким образом осуществляется
деятельность педагогов и рост их
профмастерства.
|
Годовой план работы ДУ
|
Текстовой вариант размещён в папке,
страницы пронумерованы, деловой стиль оформления. Каждый раздел плана
предусматривает определённый объём работы на год. Представлены различные виды
деятельности работников ДУ в течение года. Согласован и утверждён на
педсовете.
|
Запланированные мероприятия выполняются
ответственными специалистами в установленные сроки с предоставлением отчётной
документации. Итоги работы за год предоставляются в анализе.
|
Учёт работников ДУ осуществляется в
специальном журнале. Учёт производится по различным направлениям: стаж,
категория, образование. Отмечается приход и уход с работы.
|
Информация используется при составлении
различных отчётов.
|
Личные дела педагогических кадров
|
Личные дела педкадров содержат
информацию о педагогах, прослеживается и указывается конкретная информация о
профессиональной подготовке педагога.
|
Постоянно вносятся новые сведения.
используется для составления отчётной документации, принятия управленческих
решений.
|
Трудовые книжки
|
Трудовые книжки ведутся заведующим ДУ,
соответствующие записи вносятся при приёме на работу, увольнении,
награждениях и переводе на другую работу. Указываются: дата, номер приказа по
учреждению. При увольнении - статья ТК.
|
Выдаётся на руки в последний рабочий
день. Обязательно предоставлять нанимателю при приёме на работу.
Зафиксированные сведения используются при оформлении на пенсию.
|
Родительский договор
|
Заключается на весь период нахождения
ребёнка в ДУ. В нём содержится информация об обязанностях сторон в воспитании
детей. Определена мера ответственности за невыполнение определенных пунктов
договора.
|
Используется при регулировании деятельности
и сотрудничества педагогов и родителей. Пункты договора могут
пересматриваться.
|
Правила внутреннего трудового распорядка
|
Регламентируют деятельность всех
работников ДУ. Содержится информация об обязанностях и правах работников.
Заложены юридические и административные аспекты трудовых отношений.
|
Стимулирует качественное исполнение
своих обязанностей каждым работником.
|
Справки и акты по результатам проверок
|
Собраны в папке, хранятся и оформляются
по установленному образцу.
|
Используются при составлении анализа
деятельности ДУ, при перспективном планировании.
|
Статистический отчёт за год
|
Заполняется по определённому образцу.
Содержит информацию об учреждении: здании и сооружениях, количестве групп и
контингенте воспитанников. Указывается информация о заболеваемости детей,
сведения о педагогах.
|
Отслеживается полезная информация за
несколько лет: какие происходят изменения.
|
Медицинская документация
|
Храниться в кабинете у медсестры.
Ведётся в установленном порядке. Записи вносятся своевременно. Содержит
различную информацию о здоровье ребёнка в частности и о состоянии дел по
вопросам заболеваемости в ДУ.
По осуществлению контроля за качеством
поступивших и приготавливаемых продуктов ведутся документы установленного
образца, заполняются ежедневно, своевременно. Меню-требование обязательный
документ, по нему осуществляется приготовление пищи. В меню определены нормы
готовой пищи, определяется калорийность приготовленных блюд.
|
Сведения содержащиеся в этих документах
постоянно использует инспектор СЭС, содержит информацию для отчётов.
|
Положения о педагогическом совете,
Положение о логопедических группах,
Положение о родительском собрании,
Положение о творческих группах
|
Регламентируют деятельность всех
подразделений ДОУ. Содержится информация об обязанностях и правах педагогов,
руководителей. Заложены юридические и административные аспекты трудовых
отношений.
|
|
Финансово-хозяйственная документация
|
Порядок ведения в соответствии с
требованиями. Содержит разнообразные сведения о материально-техническом
состоянии ДУ. Представляет собой учёт по видам деятельности.
|
Данные используются для составления
отчётности финансово-хозяйственной деятельности
|
Каждый
документ регламентирует определённый вид деятельности ДОУ. Ведение документации
осуществляется строго по установленному образцу, предоставлять своевременно
различные отчёты. Ведением определённой документации занимаются специалисты.
Заведующий осуществляет контроль. В ДОУ документация ведётся в соответствии с
требованиями.
Задание 3. Изучение вопросов
организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом
На основе
анализа и самоанализа деятельности педагогов, диагностики уровня их
педагогического мастерства, в зависимости от качественного состава кадров в
детском саду обеспечивается дифференцированный подход к подбору содержания и
формы методической работы.
-
консультации;
-
собеседование;
- обобщение и
распространение передового педагогического опыта;
- конкурсы;
- повышение
педагогического уровня и мастерства педагогов;
- коллективные
просмотры;
Данное
направление деятельности разрабатывается педагогами и заместителем заведующего
исходя из анализа деятельности за предыдущий учебный год, результатов
диагностики.
- праздники и
развлечения.
В дошкольном
учреждении все проводимые педагогические советы фиксируются в специальном
журнале «Протоколы педагогических советов». Периодичность и тематика педсоветов
соответствует годовому плану.
Протоколы
педсовета ведутся регулярно, чётко и аккуратно. Протокол пишет секретарь. Структура
ведения протоколов соответствует требованиям и включает: номер педсовета, дату
проведения, количество присутствующих на педсовете, отмечаются отсутствующие и
причина по которой они не явились на педсовет. Определяется тема педсовета и
конкретные вопросы которые будут рассмотрены. Указываются специалисты которые
будут выступать с докладом и указана тема выступления.
План
проведения итогового педсовета №4:
1.Анализ
работы детского сада за прошедший учебный год (зам.заведующей по ВОР Логванова
Т.В.)
2.Работа с
детьми находящимися в социально опасном положении.(Психолог Калугина М.В.)
3. Анализ
заболеваемости. Итоги деятельности в течение учебного года. Рекомендации и
советы по совершенствованию системы физкультурно-оздоровительной деятельности в
ДОУ. Аналитическая справка.(Старшая м/с Зайцева Н.Н.).
5. Обсуждение
и утверждение плана работы на летний оздоровительный период. (Коллективное
обсуждение)
6. Разное
(решение организационных вопросов).
По итогам
проведения педагогического совета ДОУ принимается решение. В нём закрепляются
основные направления деятельности ДОУ, определены задачи и пути
совершенствования воспитательно-образовательной работы. Указаны сроки
исполнения, ответственные.
Вывод:
проанализировав организацию и проведение педагогического совета ДОУ можно
отметить, что тематика педсоветов соответствует годовому плану. Итоги заседаний
протоколируются, выступления и аналитические справки собраны и помещены в папку
приложений. Решения педсоветов лаконичны, соответствуют тематике педсовета. Педагоги
достаточно активны в плане подготовки к педсовету, получают квалифицированную
помощь и ответы на интересующие их вопросы.