Моя педагогическая деятельность
Эссе
«Моя педагогическая деятельность»
Давно
принято считать, что учитель – сеятель, он призван «сеять разумное, доброе,
вечное». Но что же произрастает из этих посевов? Ответ на этот вопрос пока
остается в тени.
Мудрость,
добро, свет, знания, опыт – вот, что сеет учитель в сердца еще
несформировавшихся и неокрепших детских душ. Вспомните, как поражает упрямое,
настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинкой пробиться сквозь грубую почву,
порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь
грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных
приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием
живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и
прекрасной душой.
Учитель
– это «забота + работа», бесконечная забота о том, чтобы подрастающие поколения
становились не просто жителями планеты Земля, а людьми – добрыми, человечными,
разумными. Учителю музыки здесь отведена сложнейшая задача – приобщить детей к
миру искусства, музыки, живописи, театру, поэзии.
Моя
преподавательская деятельность, как педагога дополнительного образования детей
по музыкальному направлению началась 4 года назад. Я совмещала учебу в
музыкально-педагогическом колледже с работой в детском центре, где преподавала
музыкальный инструмент – гитару.
Гитара.
Для меня это слово смысл всей жизни. Многие думают, ой, что это за инструмент,
побренчать и ладно. Но для меня это далеко не так. Окунаясь в мир гитарной
музыки можно позабыть обо всем на свете, о том где ты, где все, где весь безумный
мир. Гитара – непростой инструмент, он требует терпения, большого труда, светлых
мыслей. Гитара покоряется по настоящему не каждому, поэтому обучая детей этому
прекрасному инструменту, я делаю опор на терпение и любовь к этому инструменту.
Искусство
спасет мир. Многие не согласны с таким убеждением, возможно, у них есть причины
в этом сомневаться, но у меня лично – нет. Музыка в любом ее проявлении – свет,
тепло и сила, поэтому необходимо давать это тепло детям, чтобы они научались
чувствовать, видеть прекрасное в этом мире, понимать, что настоящее, а что лишь
суррогат. Обучение музицированию на инструменте, это не только выработка
навыков и приобщение к искусству, это еще и воспитание души маленького
человека. Я учу детей не только технике игры, но и пониманию и осознанию того,
зачем они это делают, для чего это вообще в жизни нужно.
У
многих ребят сейчас сформировано представление о музыке, о музицировании, как о
чем-то ненужном, необязательном. И чтобы привлечь их внимание, быть им
интересной и разной я использую в своей педагогической работе различные приемы
обучения – наглядность, показы видео уроков гитары, прослушивание гитарной
музыки на аудиодисках, гитарный ансамбль, ансамбль с другими инструментами,
игра под аранжировку. Рассказываю им о странах, где появился этот инструмент,
исполняю музыку этой страны, других стран разных континентов – и вижу, как
загораются их глаза. А это самое главное в педагогической работе.
Учиться
на учителя музыки, и вообще на человека так или иначе связанного с искусством
еще не значит быть таким человеком. В моем убеждении – человек несущий негатив
и зло в эту жизнь, даже если он педагог или деятель искусства, не должен
находиться рядом с детьми. Говорят, учитель – это не просто талант,
одаренность, любовь к детям, это - судьба. Поэтому работая достаточно
длительное время в образовании детей, я поняла, что педагогическая деятельность
дает мне много заданий, задает вопросы, заставляет размышлять, искать и еще не
скоро, возможно, я приду к тому, что быть учителем – это моя судьба.
Моя
задача, как педагога музыкального направления, сделать из детей не просто
хороших людей, но и выявить из них самых одаренных, дать им билет в будущее. И
кто-то даже из моих выпускников уже выбрал этот путь – сложный путь
музыкального искусства, инструментального исполнительства. И это уже
плодотворный результат моей еще совсем небольшой работы.
Совершенствоваться
– вот что необходимо не только моим ученикам, но и мне как педагогу и даже как
исполнителю на классической гитаре. Ведь мир, который перед нами открывает
гитарная музыка необъятен. Он как прозрачная ключевая вода, которую хочется
пить бесконечно. Музыкальный мир, в который окунаюсь я и мои ученики
многогранен, он словно другое измерение. И выходя из него, я надеюсь на то, что
каждому ребенку я подарила частичку этого космоса, музыкального измерения. Глядя
в чистые и светлые глаза ребят, я думаю: «Что еще могу сделать для наполнения
их души? Как это сделать?». Масса вопросов, ждущих ответа.
Этой
осенью я водила своих маленьких гитаристов на концерт известного в России
профессионального гитариста Дмитрия Нилова, этот вечер стал ключевым у многих
ребят, они поняли очень важные вещи в жизни, осознали эту музыку во всей ее
красе, даже не смотря на то, что она была несколько сложна для их восприятия. И
тем не менее – это мероприятие дало большой толчок в развитии практически
каждого ребенка.
С
2009 года я перешла работать в детско-юношеский центр «Ферон», где для
педагогического и музыкального творчества открылись новые возможности. В моем
объединении «Классическая гитара» занимается более 25 ребят. Все они с
удовольствием посещают занятия, так как цель у всех одна научиться играть на
этом непростом музыкальном инструменте. Профессия педагога сложна и
одновременно интересна тем, что обучая других ты находишь что-то новое и для
себя, учишься сам без конца, так как совершенству нет предела.
Мой
педагогический и музыкальный путь начался еще со школы, когда я увидела, как на
уроке музыки учительница играла какое-то музыкальное произведение на
фортепиано. Музыкальный мир заинтересовал меня – я стала петь, заниматься на
гитаре, фортепиано, домре, флейте. И каждый инструмент был для меня интересен и
важен, но все же спустя годы я отдала предпочтение такому трудному музыкальному
инструменту, как гитара. В нее я вложила всю душу, массу труда, занятия каждый
день по 3-4 часа. Позднее я стала выступать на районных, областных и всероссийских
фестивалях, где этот инструмент имел успех. Зная этот инструмент, я захотела,
чтобы и другие узнали, насколько он прекрасен. Поэтому я стала преподавать
классическую гитару для детей и подростков.
Маленькие
пальчики бегающие по струнам приводят в восторг и меня, и родителей ребят,
которые приходят иногда посмотреть, как занимается ребенок. Им доставляет
радость смотреть, как их дети умеют играть, как они к этому стремятся. А моя
задача в этом им помочь, направить не только пальчики, но и мысли в правильное
русло, потому что нет ничего важнее сегодня, чем создание человечной, доброй
души полной гармонии, равновесия. И в этом помогает музыка, ее свет и тепло, ее
энергия и сила.