Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего профессионального образования
Тема:
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов учреждения среднего
профессионального образования
Введение
В условиях модернизации
современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности,
которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность
в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе
инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной
деятельности.
В данной ситуации
научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся
системообразующими элементами развития системы образования, и «чем выше ранг
инноваций, тем больше требований к научно обоснованному управлению
инновационным процессом» (А.В. Хуторский).
Сегодня в условиях
неоднозначности и неоднородности парадигм образования, множественности
концепций, разнообразия образовательных систем, инновационных технологий,
практик очень трудно регламентировать деятельность педагогов. Кроме того, их
труд всегда носит творческий характер.
О том, что учитель
живет до тех пор, пока он учится, известно давно. Но методическое обучение
педагога должно быть научно-организованным, системным, целенаправленным, то
есть способствующим его постоянному личностному и профессиональному развитию.
Таким образом,
мониторинг педагогической деятельности способствует изучению потенциала педагогов
к организации и внедрении инновационной деятельности. Любая инновационная
деятельность нуждается в управлении и организованном методическом
сопровождении.
Помимо организованного
методического сопровождения, для развития инновационного процесса в деятельности
педагогов, необходимо изучение условий образовательной среды, являющейся
основой инновационной деятельности. Образовательная среда является определяющим
аспектом в проявлении творческого потенциала педагогов через реализацию
инновационных программ в системе профессионального образования.
Таким образом,
методическое сопровождение инновационного процесса педагогов в учреждении
среднего профессионального образования должно быть организовано при соблюдении
следующих аспектов: изучение инновационного потенциала личности педагога;
анализ условий образовательной среды в учреждении среднего профессионального
образования.
Проблема:
Каким образом необходимо оценить инновационный потенциал педагогов и
возможности образовательной среды для организации и реализации инноваций в
учреждениях среднего профессионального образования.
Главная цель
мониторинга – изучение условий для методического
сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднего
профессионального образования.
Объект исследования:
инновационная деятельность в учреждении среднего профессионального образования.
Направление
мониторинга:
Методическая работа в
среднем профессиональном образовательном учреждении – это целенаправленный,
целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и
квалификации преподавателей как показателя качества кадрового потенциала
учебного заведения.
Понятие «сопровождение»
означает «следовать рядом», предоставляя, делая возможным, реально выполнимым
то, что запланировано. В современной парадигме образования наиболее ценными для
организации методического сопровождения профессиональной деятельности педагога
являются идеи, лежащие в основе гуманистических моделей консультирования.
Под инновационным
процессом понимается процесс преобразования сложившегося образовательного
процесса, приведения его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными
новыми социокультурными условиями России.
В теории инновационных
процессов выделяют инновацию (отражает сущность содержания к организации
нового) и нововведение (отражает сущность организации нового) и новшество
(новое средство: метод, методика, технология, учебная программа, учебник и
прочее).
Анализ понятий
методическое сопровождение и инновационная деятельность позволяет выделить
основные аспекты в изучении способности педагога среднего профессионального
образования к инновационной деятельности.
Структура
способностей учителя к инновационной деятельности
|
|
|
|
|
 |
|
|
Анализ
условий среды для развития инновационной деятельности
|
|
|
Способности
педагогов к инновационной деятельности
|
|
Для исследования
условий образовательной среды нами использовалась методика оценки уровня
инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация
методики Т.В. Морозовой). Основными условиями среды являются: материальные, финансовые
и организационные условия, психологический климат в коллективе, стимулирование,
система обучения кадров.
Для изучения
способностей педагогов к инновационной деятельности была использована карта
педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельности:
мотивационно-творческая направленность, креативность, профессиональные
способности, индивидуальные способности личности. Для изучения саморазвития личности
нами использована методика «Способности педагога к творческому саморазвитию».
Определение
критериев и показателей
Критерии
|
Показатели
|
Методы, методики
|
Наличие условий среды для развития
инновационной деятельности
|
Материальные условия; Финансовые условия;
организационные условия; психологический климат в коллективе; стимулирование;
система обучения кадров
|
Методика оценки уровня инновационного
потенциала педагогического коллектива, анкета № 2 (модификация методики Т.В.
Морозовой)
|
Способности педагогов к инновационной
деятельности
|
мотивационно-творческая
направленность, креативность, профессиональные способности, индивидуальные
способности личности
|
Карта педагогической оценки
способностей учителя к инновационной деятельно
|
Саморазвитие личности
|
Методика «Способности педагога к
творческому саморазвитию» (И.В. Никишина)
|
Обработка
и представление результатов мониторинга
- количественная и
качественная характеристика;
- таблицы, диаграммы.
Этапы
проведения мониторинга
В предлагаемой системе
мониторинга объективная оценка входных параметров, характеризующих условия и
инновационный потенциал педагогов учреждения среднего профессионального
образования на начальном этапе исследования и выходных параметров,
характеризующих изменения в развитии инновационной деятельности педагогов с
использованием методического сопровождения педагогической активности педагогов,
должна производиться периодически на основе объективной информации и
общеметрических категорий лежащих в основе диагностики.
Диагностический
пакет
Диагностический пакет
представлен следующими методиками:
- Методика оценки
уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2
(модификация методики Т.В. Морозовой).
- Карта педагогической
оценки способностей учителя к инновационной деятельно.
- Методика «Способности
педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина).
1.
Методика
оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива, анкета № 2
(модификация методики Т.В. Морозовой). Данная методика позволяет выявить спектр
условий, оказывающих влияние на развитие инновационной деятельности педагога.
Опросник:
1.
Необходимы
ли, на ваш взгляд, изменения в учебной, внеурочной деятельности ссуза?
2.
В
чем конкретно эти изменения должны выражаться?
3.
Почему
необходимо вносить эти изменения?
4.
Какие,
на ваш взгляд, конкретные изменения нужны в вашем учебном заведении?
-
В управлении ссузом.
-
В технологиях обучения, воспитания и развития.
-
В режиме работы преподавателей и студентов.
5.
Чувствуете
ли вы себя готовыми к освоению новшеств:
- в содержании
обучении;
- в технологии
обучения?
(Полностью готовы,
достаточно подготовлены, частично готовы, не готовы – нужное подчеркнуть).
6.
Какие
формы подготовки, обучения (см. таблицу) к освоению новшеств вы прошли? Дайте
оценку по 5-балльной шкале:
5
– очень влияют на уровень моего развития и подготовленности к инновационной
деятельности;
4
– влияют;
3
– слабо влияют;
2
– почти не влияют;
1
– не влияют.
Формы подготовки
|
Баллы
|
1.
Методические семинары, практикумы
|
|
2.
Педагогические семинары
|
|
3.
Работа в методобъединении (или в творческой
группе)
|
|
5.
Самостоятельная работа
|
|
6.
Обучение на проблемных курсах
|
|
7.
Повышение квалификации
|
|
7.
Оцените
качество условий в вашем учебном заведении для развития инновационной
деятельности:
3
балла – очень хорошие;
2
балла – хорошие;
1
балл – удовлетворительные;
0
баллов – неудовлетворительные.
Условия
|
Баллы
|
Материальные
|
|
Финансовые
|
|
Организационные
|
|
Психологический
климат в коллективе
|
|
Стимулирование
|
|
Система обучения
кадров
|
|
8.
Что
является для вас препятствием в освоении и разработке новшеств?
-
отсутствие времени;
-
отсутствие обоснованной стратегии развития учебного заведения;
-
отсутствие помощи;
-
отсутствие лидеров, новаторов в ссузе;
-
разногласия, конфликты в коллективе;
-
отсутствие необходимых теоретических знаний;
-
слабая информированность о нововведениях в образовании;
-
отсутствие или недостаточное развитие исследовательских умений;
-
отсутствие стимулирования.
Выберите
5 наиболее значимых для вас препятствий и подчеркните их.
Данная
методика позволяет определить позитивные и негативные условия, организованные в
образовательном учреждении для инновационной деятельности педагогов.
2.
Карта
педагогической оценки способностей учителя к инновационной деятельно.
Оцените,
пожалуйста, свою готовность к инновационной деятельности по пятибалльной шкале
по каждому показателю.
|
I.
Мотивационно-творческая направленность личности.
|
Баллы
|
Ср. балл
|
1
|
Любознательность, творческий интерес.
|
|
|
2
|
Стремление к творческим достижениям.
|
|
3
|
Стремление к лидерству.
|
|
4
|
Стремление к получению высокой оценки
творческой деятельности со стороны администрации.
|
|
5
|
Личная значимость творческой
деятельности.
|
|
6
|
Стремление к самосовершенствованию.
|
|
|
II.
Креативность учителя.
|
|
|
7
|
Продуцирование большего числа решений:
вариативность педагогической деятельности.
|
|
8
|
Независимость суждений (не стесняется
выражать свое мнение).
|
|
9
|
Фантазия, воображение
(интеллектуальная легкость в обращении с идеями).
|
|
10
|
Способность отказаться от стереотипов
в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления.
|
|
11
|
Стремление к риску.
|
|
12
|
Чувствительность к проблемам в
педагогической деятельности.
|
|
13
|
Критичность мышления, способность к
оценочным суждениям.
|
|
14
|
Способность к самоанализу, рефлексии.
|
|
|
III.
Оценка профессиональных способностей учителя к осуществлению инновационной
деятельности.
|
|
|
15
|
Способность личности к овладению
методологией творческой деятельности.
|
|
16
|
Владение методами педагогического
исследования.
|
|
17
|
Способность к созданию авторской
концепции, технологии деятельности.
|
|
18
|
Способность к планированию
экспериментальной работы.
|
Способность к организации
педагогического эксперимента в школе.
|
|
20
|
Способность к коррекции, перестройке
деятельности.
|
|
21
|
Способность аккумулировать и
использовать опыт творческой деятельности других учителей.
|
|
22
|
Способность к сотрудничеству и
взаимопомощи в творческой деятельности.
|
|
23
|
Способность творчески разрешать
конфликты.
|
|
|
IV.
Индивидуальные особенности личности учителя.
|
|
|
24
|
Темп творческой деятельности.
|
|
25
|
Работоспособность личности в
творческой деятельности.
|
|
26
|
Решительность, уверенность в себе.
|
|
27
|
Ответственность.
|
|
28
|
Убеждение учителя в социальной
значимости творческой деятельности.
|
|
29
|
Честность, правдивость
|
|
30
|
Способность к самоорганизации.
|
|
Данная
методика показывает уровень готовности педагогов к инновационной деятельности.
После проведения методики и подсчета количества баллов составляется ось
координат, показывающая развитие у педагога способности к инновационной
деятельности. Анализ полученных данных показывает степень сформированности у
педагога каждого компонента в отдельности.
3.
Методика
«Способности педагога к творческому саморазвитию» (И.В. Никишина). Цель
методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе
инновационной деятельности.
Вопросы:
1. Я стремлюсь изучать
себя.
2. Я оставляю время для
развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.
3. Возникающие
препятствия стимулируют мою активность.
4. Я ищу обратную
связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.
5. Я анализирую свою
деятельность, выделяя на это специальное время.
6. Я исследую свои
чувства и опыт.
7. Я много читаю.
8. Я широко дискутирую
по интересующим меня вопросам.
9. Я верю в свои
возможности.
10. Я стремлюсь быть
более открытым.
11. Я осознаю то
влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.
12. Я управляю своим
профессиональным развитием и получаю положительные результаты.
13. Я получаю
удовольствие от усвоения нового.
14. Возрастающая
ответственность не пугает меня.
15. Я бы отнесся
положительно к моему продвижению по службе.
Оценивание:
5 баллов - данное
утверждение полностью соответствует действительности;
4 балла - скорее
соответствует, чем нет;
3 балла - и да, и нет;
2 балла - скорее не
соответствует;
1 балл - не
соответствует.
Подведение итогов:
75-55 баллов. Активное
саморазвитие.
54-36 баллов.
Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от
различных условий.
35-15 баллов.
Остановившиеся саморазвитие.
Диагностическая
карта
Ф.И.О.
педаг____________________________________________
Стаж
раб ______________________________________________
Тема
самообразования ______________________________________
Условия, оказывающие
влияние на развитие инновационной деятельности:
Позитивные условия
|
Негативные условия
|
|
|
Педагогическая оценка
способностей учителя к инновационной деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
Мотивационно-творческая
направленность личности
|
|
|
|
|
|
5
Средний балл 5
|
|
|
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
Индивидуальные
особенности личности
|
|
|
Профессиональные
способности
|
|
Саморазвитие личности
педагога:
Уровень саморазвития
|
Количество баллов
|
|
Отсутствует сложившаяся система
саморазвития
|
|
Остановившиеся саморазвитие
|
|